Глубоко запало в сердце апостолов учение Господа о кончине мира. И еще более, когда они услышали на горе Елеонской от явившихся им ангелов, что теперь вознесшийся Господь опять придет на землю. И потому Апостолы ревностно возвещали конец мира. Так апостол Петр, находя сомневающихся в исполнении завета и борясь с таким сомнением, писал, что Господь проявляет свое долготерпение, не желая гибели людей, давая возможность всем еще прийти к покаянию. Вот причина, почему еще не приходит время, которое однако уже от вечности предопределено и которое известно только одному Богу, содержащему в Своей власти времена и лета. Рано или поздно придет же тот роковой день и час, однажды предопределенный Богом. Ап. же Павел пишет: « Еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» ( Евр.10:37 ). Ев Иоанн в Апокалипсисе пишет: «Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (22:12). Он же в другом месте пишет: «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем, ибо время близко (1:3). Далее, развивая мысль о близости кончины мира, а, следовательно и воскресении мертвых, о втором пришествии Христовом на землю для суда, он пишет так: «Дети, последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» ( 1Ин.2:18 ). Что время и приближается к концу, свидетельствуют обстоятельства жизни и нравственность христиан. Во дни св. Апостолов возбужденное ожидание Мессии, а, следовательно, и конца мира, было очень распространено. В то время много появилось лже-мессий, обольстителей. Страна, как пишет историк Флавий, наполнена была обольстителями и чародеями, которые водили народ в пустыню, чтобы там показать чудеса, производимые будто бы силою Божьей. Из таковых лже-мессий были: Досифей Самарянин, называющий себя Христом, Симон-волхв, самарянин же, называвший себя сыном Божьим, и Февда ( Деян.5:36 ). Златоустый относительно конца мира пишет: «Не много же остается до окончания времени. Но к концу уже мир преклоняется, да будем готовы».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

е. от Духа, не может войти в Царство Божие». Существует и другое толкование этого стиха: «Никодим никак не мог понять намек на еще не существующее таинство. Трудно допустить, что Иисус говорил так, что Его слова не могли быть поняты» 36 . Таким образом здесь вообще речь не идет о крещении. «Подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет. 3:21 ). Богословы что в этом стихе благодатность крещения отрицается, оно спасает только как «обещание Богу». «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). Под «баней возрождения» богословы понимают очищение и прощение грехов, а не крещение. Таким же образом толкуются и другие отрывки из Священного Писания о крещении. 2. 3. 6. 2. Крещение младенцев Возникновение Радикальной Реформации в шестнадцатом веке и распространение баптистских общин в Англии в семнадцатом веке ознаменовано отрицанием традиционной практики крещения младенцев. Богословы Радикальной Реформации считают, что в Новом Завете нет ясных указаний на крещение младенцев, и такая практика появилась в Церкви где-то в III-IV веке. В настоящее время существует два противоположных мнения на крещение младенцев. Первое предполагает крещение младенцев, и последователи этого учения называются «педобаптистами». Согласно второму, крестить младенцев нельзя – это «баптисты». Этот богословский термин, характеризующей общины Радикальной Реформации вне зависимости от деноминации. Рассмотрим некоторые тексты, которые приводят в защиту педобаптизма и их толкование «баптистами». Мф. 19:13–15 , Мк. 10:13–16 , Лк. 18:15–17 . В этих отрывках говорится о том что апостолы не разрешали приносить ко Христу младенцев. Это принесение детей и означает крещение младенцев. «Баптисты» отвергают такое толкование и говорят, что «в этих отрывках крещение не упоминается» 37 . Деян. 11:14, 10:48, 16:15, 31–34, 18:8 1Кор. 1:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Загадка истории «Ты победил, Галилеянин!» — слова, приписываемые Юлиану Отступнику. В этих словах много не просто досады, но и крайнего изумления — именно Галилеянин-то уж никак не мог победить. 6 апреля, 2010 «Ты победил, Галилеянин!» — слова, приписываемые Юлиану Отступнику. В этих словах много не просто досады, но и крайнего изумления — именно Галилеянин-то уж никак не мог победить. История Христианства — и история человечества вообще, которая оказалась с ним тесно связанной — ставит нас перед лицом удивительной загадки. У истоков христианства мы находим небольшую группу последователей казненного римскими оккупантами еврейского Проповедника, несколько десятков человек, растерянных и подавленных страшной смертью их Учителя. Эпизод незаметный и малозначительный с точки зрения исторической науки. Римляне распяли множество людей, имена которых сейчас совершенно забыты. В Иудее, неспокойной провинции огромной империи, постоянно существовало религиозно-политическое брожение, воспламенялись надежды, являлись народные вожди, люди ожидали, что Бог вот-вот вмешается в ход мировой истории и уничтожит владычество нечестивых язычников руками Своего избранного — Мессии. Работой римских наместников было гасить эти надежды в зародыше — и они делали это очень эффективно и абсолютно безжалостно. Народные вожди быстро отправлялись на римский крест (или, если им сильно везло, умирали от римского меча), а их обескураженные последователи рассеивались. Это был общеизвестный факт, на который ссылается, например, Гамалиил: «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. (Деян.5:36,37)» Именно это и должно было произойти с Христианством — любые надежды, которые Иисус мог вызвать в своих последователях, погибли, и даже Евангелие свидетельствует, что Апостолы были охвачены глубоким разочарованием: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. (Лук.24:21)» По всем человеческим расчетам, история Церкви должна была на этом и закончиться — незначительный эпизод на окраине Римского Мира, вскоре забытый.

http://pravmir.ru/zagadka-istorii/

И здесь можно привести примеры того, как люди, напряженно ожидающие увидеть какое-то явление, в итоге действительно начинают его видеть. Однако после Распятия ученики вовсе не были охвачены энтузиазмом и уверенностью в том, что они вот-вот увидят Воскресшего. Напротив, они были убеждены, что с Иисусом покончено, и пребывали в страхе и глубоком унынии. Римляне знали, что делали, когда предавали смерти популярных народных вождей или претендентов на роль Мессии, вследствие чего движения, которые возглавляли эти люди, неизбежно и быстро сходили на нет. Некоторые из таких движений упоминаются в самом Новом Завете: Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. (Деян 5:36-37). Такая участь должна была постигнуть и христианство: оно должно было умереть, не успев родиться; и психологически было бы достоверно именно это. Было очевидно, что Иисус не только не избавил Израиля (Лк 24:21), как надеялись ученики, но не избавил и Себя Самого, и никакие ангелы не явились Его спасти, Он умер жалкой и позорной смертью под насмешки толпы. Для того чтобы обескураженные, затравленные и потерянные люди, пережившие полное крушение всех их надежд, превратились в бесстрашных провозвестников Воскресения, должно было произойти нечто очень и очень реальное. Другая проблема, с которой сталкивается «теория массового психоза», — пустая гробница. Противникам апостолов было бы достаточно предъявить мертвое тело Иисуса, чтобы навсегда покончить с любыми слухами о Воскресении, а самим апостолам — увидеть тело, чтобы окончательно лишиться любого проблеска надежды. Если честно следовать простой логике, у нас остается только третий вариант — ученики действительно видели Иисуса распятым, а потом воскресшим. Как пишет апостол Павел: Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу.

http://foma.ru/dostovernost-chuda.html

Исчезли ли, растворились ли эти десять колен после того, как они были захвачены в плен? В Новом Завете подобного утверждения нет. Сказано, что пророчица Анна происходила «от колена Асирова» ( Лк.2:36 ). Не верил в исчезновение этих колен и апостол Павел. Он сказал царю Агриппе: «И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь» ( Деян.26:6,7 ). Послание апостола Иакова адресовано «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» ( Иак.11 ). Если бы десять колен исчезли, апостолу Иакову не имело бы смысла адресовать свое послание всем двенадцати. В Откровении 7:4–8 говорится о спасении 12000 человек каждого из 12 колен сынов Израилевых. В Священном Писании термины «Еврейский», «Израильский» и «Иудейский» применяются иногда довольно вольно, так что можно сделать вывод, что они взаимозаменимы. Сам апостол Павел говорил о себе, что он «из рода Израилева, колена Вениаминова», однако называл себя при этом «Евреем от Евреев» ( Фил.3:5 ). В Деяниях 21:39 он сказал «я Иудеянин, Тарсянин», а в Деяниях 22:3 «я Иудеянин», но во 2-м Послании к Коринфянам 11:22 он назвал себя «Израильтянином»: «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я». Если термин «Иудеянин» относится только к дому Иудину, как утверждают приверженцы «армстронгизма», то тогда Христос был Мессией не всего израильского народа, а лишь иудейского его колена. Библия называет Христа «Царем Иудейским» ( Лк.23:3 ) • На кресте было написано «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф.27:37 ). Но когда окружавшие крест первосвященники и старшины стали издеваться над Ним, они сказали: «…если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста» (Мф..27:42). Они воспринимали титулы «Царь Иудейский» и «Царь Израилев» как взаимозаменяемые, К первому веку после Рождества Христова четкого разграничения между терминами «Иудейский» и «Израильский» уже не делалось. Но проповедники британского израилизма продолжают делать это в 20-м веке. «В Новом Завете, – заметил Хопкинс, – слово «Иудейский» встречается 174 раза, а «Израильский» – 75 раз, но при этом в них не вкладывается ни разного значения, ни разного содержания».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Иудеям не было смысла обвинять Иисуса перед Пилатом в том, что, по их мнению, составило Его главную вину: в богохульстве. Для Пилата этот аргумент не был бы убедителен. Необходимо было найти другую причину. Выражение κακν ποιν («злодей», буквально: «делающий злое») должно было указать на политическое преступление, например организацию восстания против римлян. Более конкретно обвинение сформулировано в версии Луки: и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем ( Лк.23:2 ). Блаженный Августин по этому поводу отмечает: «Итак, благодаря Луке мы точно знаем, в каком преступлении Его ложно обвинили». 361 Выражение «развращает народ» является общим, а упоминание о подати кесарю вполне конкретно и, очевидно, указывает на эпизод, рассказанный всеми тремя синоптиками, в котором Иисусу задают вопрос, позволительно ли подавать подать кесарю ( Мф.22:15–22 ; Мк.12:13–17 ; Лк.20:20–26 ). Этот эпизод рассмотрен нами, и мы помним, что Иисус не только не запрещал подавать подать кесарю, но, наоборот, ответил: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Тем не менее перед Пилатом Иисуса обвиняют в том, что противоположно прямому смыслу его ответа. Наконец, главное обвинение: Он называет Себя царем. Именно оно должно было прозвучать сигналом для префекта, чья главная задача заключалась в обеспечении стабильности римской власти над мятежной Иудеей. Гарантом этой стабильности был царь, назначавшийся римским императором. Неоднократно предпринимавшиеся на протяжении I века попытки свергнуть или как-либо поколебать царскую власть жестоко пресекались как самим царем, так и римлянами. Таких попыток, насколько известно, было несколько. Две из них будут упомянуты в Деяниях апостольских при изложении речи Гамалиила перед синедрионом: Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались ( Деян.5:36–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в учении о почитании святых мощей Мф.23:29 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Объяснение. Если взять во внимание ст.30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо сие надлежало делать» ( Мф.23:23 ), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25 . Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12 ; 4Цар.13:21 , и почёт им был оказан ещё Моисеем: Исх.13:19 ; 4Цар.23:17–18 . Деян.13:36–37 . «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». Объяснение. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. Притом в ветхом завете всякий человек (след. и Давид) и телом и душой был под законом, был лишён благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Святого Духа: 1Кор.6:14:19 , наконец, и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12:21–22 . Иуд.1:9 . «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Объясн. Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илию и Эноха: Быт.5:24 ; 4Цар.2:11–12:13:20 ; а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолопоклонство. Чествование святых мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире, следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет, а что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания, на это были особые причины, ибо до совершённого Христом искупления не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 ; ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 ; наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душой, является обителью Святого Духа. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 ; 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:48–49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22), - поучали святые апостолы своих учеников, помня наставления Самого Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). «Царство Мое не от мира сего... Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 36-37), - объявил Христос перед Своими Крестными страданиями Пилату. Примеру Спасителя всегда следовали Его святые апостолы и все истинные христиане на протяжении всей истории Православной Церкви, хотя часто это стоило им многих тяжких скорбей, а порой и самой земной жизни. Свидетельствовать о истине - это значит, прежде всего, обличать ложь и зло, царящие в мире сем. Поэтому свидетели истины всегда были гонимы сынами мира. Но истину надо знать и всегда ее отстаивать. Вне истины нет спасения, ибо малейшая ложь соединяет человека в духе с ее отцом и легионами падших ангелов. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4,25), - учит нас Слово Божие. Это особенно важно в наши дни, когда в мире стремительно разворачиваются воистину апокалиптические события. ...В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 1-5). Не видим ли мы в этих словах святого апостола Павла печальную, но откровенную картину современной жизни? Мир, надевающий порою личину благочестия, погружается во тьму нового язычества. Он все более удаляется от Христа. Люди мира сего жаждут земных благ и наслаждений. В их пантеоне множество кумиров, в жертву которым они приносят свои души. Современный мир - это вотчина сатаны. Почти повсюду зло царствует и торжествует, ложь выдает себя за истину, грех возводится в добродетель, умножается вопиющее беззаконие.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Предосторожность эта необходима для человека по самому существу вещи; ибо на пути спасения и один неосторожный шаг может уклонять в бездну погибели. А тем паче необходима она по тем обстоятельствам, в которых поставляемся мы, проходя житейское поприще. Всегда и везде были сеятели лжей, развратники и суесвяты. Таковых видим мы, видели их и Апостолы в лиде Февды и Иуды Галилеянина ( Деян.5:36–37 ), в лице Симона волхва, дерзнувшего назвать себя Мессиею, владыкою всех духов (Истор. Евс. кн. 2:13), в лице Менандра – этого орудия диавольской силы, и многих других лжеучителей и лжепророков (Ист. Евс. кн. 3:14, 26, 27, 28). Имея пред очами столь пагубные примеры, столь мрачную картину, нельзя не поставить для себя правилом жизни: не всякому духу веровать, но предварительно со всем тщанием испытывать, достойно ли Бога то учение, которое нам возвещается, каким законом, какими правилами водятся приносящие нам оное, и что составляет цель его деяний. Такое правило, ежели мы пребудем ему верны, даст нам возможность, при всех обстоятельствах жизни, избегнуть козней лишения и некрадомым соблюсти в сердце своем благодатное сокровище веры. 1Ин.4:2–3 .О сем познавайте Духа Бoжiя и духа лестча: всяк Дух, иже исповдует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть: и всяк дух, иже не исповдует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога нсть: и сей есть антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и нын в мíр есть уже. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Вот Апостольское началоположение, по которому должен быть различен Дух Христов от духа льстивого! Кто сердечно исповедует, что Иисус Христос есть Бог и Спаситель человеков, что Он по тайному Троичному совету явясь во плоти, жил с человеками на земле, творил чудеса, возвещал волю Отца небесного, страдал за грехи человеческие, был распят, воскрес силою Божества, вознесся на небо, и пребывая с верующими до скончания века, паки придет, – кто таки верует, и так учит, тот от Бога, тот истинный последователь Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

При воскресении произойдет целостное восстановление личности. Однако это восстановление не есть возвращение в прежнее состояние, в к-ром человек пребывал до смерти. Для его описания ап. Павел использует образ зерна, брошенного при посеве в землю: зерно это - всего лишь «голое зерно», а «не тело будущее» (1 Кор 15. 37). «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15. 42-44). Ап. Павел усматривает здесь новый образ существования человека, тело к-рого становится духовным, нетленным и бессмертным (1 Кор 15. 35-53). Воскресение для апостола - это одновременно и преображение, тот момент, когда «смертное» (Рим 8. 2) и «уничиженное тело» Христос «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп 3. 21). Человек воскресает для вечности, потому что уничтожена смерть - «последний враг» человеческого рода (1 Кор 15. 26). Подобно Христу, он «уже не умирает»; над ним «смерть уже не имеет... власти» (Рим 6. 9). В преображенном состоянии для человека отпадет необходимость в брачных отношениях; «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» (Мф 22. 30). Состояние людей после всеобщего воскресения отличается от состояния тех, случаи воскрешения к-рых описаны в Библии. Воскрешенные Иисусом Христом - прав. Лазарь (Ин 11. 43-44), сын вдовы из г. Наин (Лк 7. 11-15), дочь начальника синагоги (Мф 5. 35-43), ап. Петром - прав. Тавифа (Деян 9. 36-41) вернулись к той же самой жизни, какой они жили до своей кончины. Смертность их природы не была уничтожена воскрешением, поэтому их снова ожидала смерть. Вместе с тем, согласно «тайне» последних времен, открытой ап. Павлу, люди, дожившие до Второго пришествия Иисуса Христа, не умрут вообще: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15. 51-52). К этой тайне ап. Павел еще раз обращается в 1-м Послании к Фессалоникийцам: «...мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес 4. 15-17). Используя образы иудейских апокалипсисов, ап. Павел в цитируемых посланиях описывает момент Второго пришествия Иисуса Христа, во время к-рого умершие люди воскреснут, а живые - изменятся. Последствия этого изменения будут такими же, как и последствия В. м.: изменившиеся станут нетленными и бессмертными.

http://pravenc.ru/text/155306.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010