4.2. Таинство священства    «Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово».    Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19-20). Таким образом, священническое служение включает в себя учительство (научите), священнодействие (крестя) и служение управления (уча их соблюдать). Это тройственное служение учительства, священнодействия и управления — имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются, для того чтобы пасти Церковь (Деян.20:28).    Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь поставил одних апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... (Еф.4:11-12).    Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше:     Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас... (Ин.15:16).     И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр.5:4).    Божественное установление таинства священства видно из действий апостолов, которые сами совершали это таинство и через возложение рук возводили во все три степени иерархии: епископа (см.: 1 Тим.4:14; 2 Тим.1:6), пресвитера (см.: Деян.14:23) и диакона (см.: Деян.6:6).    Рукоположение, возведение человека в иерархическую степень — это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина, сообщающие ему власть священнодействовать и содействующие ему в его иерархическом служении.    Ап. Павел писал своему ученику Тимофею:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

в том Ветхом (Завете), так и сии противятся истине сего Новаго (Завета), – люди, развращенные умом, невежды в вере. А как они оказались безумцами, совершая то, что перечислил я, то и не могут иметь успеха. Ведь самые эти дела их являют, что они не знают ничего истинного ( 2Тим.3:9 ). 2Тим.3:10 . Ты же последовал моему учению и примеру, какой показал я тебе в себе самом, – и вере моей, которую ты проповедывал с великим искусством, – и великодушию моему к верным, – и терпению моему пред гонителями, – и 2Тим.3:11 . гонениям моим во всех местах, – и прежним страданиям моим от преследователей, учинявших мне препятствия. Сам ведь ты знаешь, сколько выстрадал я в Антиохии, Иконии и Листре. Антиохия разумеется не Сирийская, но Фригийская (Писидийская), где Иудеи вооружили против них правителей города и богатых женщин, вызвали на них великое гонение и изгнали их из пределов своих ( Деян.13:14–50 ). В Иконии же, после предшествующего гонения, Иудеи и язычники воздвигли гонение и, устремившись на него и Варнаву с камнями, выгнали их вон из города ( Деян.13:51, 14:5 ). Затем в Листре, по обвинению пришедших туда из Антиохии и Иконии Иудеев, побили Павла камнями и вытащили его из города, считая его мертвым ( Деян.14:6–19 ). Что все это действительно так было, об этом написано в Деяниях Двенадцати Апостолов. От всех же [гонений] избавил меня Господь, то есть не от мучений, но от смерти. 2Тим.3:12 . Да и все, кои желают жить в правде до конца, подвергают себя преследованиям. А те, кои укрываются с своею ложью под видом истины, 2Тим.3:13 . преуспевать... будут к худшему, то есть на зло им возрастает и усиливается ложь их, а также и тех, кои после них подпадут прельщению. 2Тим.3:14 . Ты же пребывай в том, чему научился от меня, и что до верено от Бога чрез духовного человека. Ты знаешь, от каких людей ты научен. 2Тим.3:15 . И с детства твоего ты воспитан на писаниях Пророков, кои (писания) своими советами могут... тебя сделать ...мудрым ко спасению, – не говорю к спасению по Ветхому (Закону), но к спасению по Новому (Закону),

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Для раскрытия и систематического освещения указанных свойств проповеди обратимся к ее первоистокам. Всем известно, что Евангельское слово, вечное и неизменное, является в то же время всенародным, универсальным, предназначенным для всего человечества. «Идите, научите все народы», — заповедал Христос Своим последователям ( Мф.28:19 ). Однако при общности, всенародности своего содержания Евангелие в высшей степени жизненно и современно, приложимо к частным явлениям личной, семейной и общественной жизни. На этих свойствах слова Божия зиждется народность и современность — требования, предъявляемые к церковной проповеди. Народность Евангельские повествования свидетельствуют, что проповедь Христа Спасителя всегда отмечалась мудрой применительностью к состоянию слушателей. Господь раскрывал Свое учение в соответствии с внутренним состоянием слушателей, их верой, духовными потребностями. Иудейский народ ждал пришествия мессии, и Спаситель начал Свою проповедь словами: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Его слушатели были ревностными исполнителями ветхозаветного закона, и Он говорит им: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет: «безумный», — подлежит геене огненной» ( Мф.5:21-22 ). Наконец, речи Спасителя всегда сообразовывались с особенностями умственного склада, национальной принадлежности Его слушателей: иначе говорил Он с книжниками — иначе с простым народом, иначе с соплеменниками — иначе с самарянкой и язычницей. Подобной применительностью к слушающим отличалась и проповедь апостолов. Всегда имея неизменным главный предмет благовестия — учение о Господе Иисусе Христе, они свою всемирную проповедь сообразовывали с религиозными верованиями, образом миропонимания и даже культурой и образованностью своих слушателей. Так ап. Павел свою проповедь в синагоге Антиохии Писидийской начал с ветхозаветных свидетельств о Христе ( Деян.13:13-25 ), проповедуя же в афинском ареопаге, он возвестил язычникам о неведомом Боге, Который не требует служения рук человеческих и недалеко от каждого из них ( Деян.17:22-27 ); сообразуясь с восприемлемостью слушателей-язычников, он пользуется классическими греческими писателями: цитирует изречение критского «пророка» ( Тит.1:12 ), стих Менандра ( 1Кор.15:33 ), «мы Его и род» ( Деян.17:28 ) .

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

Наученные Господом Иисусом Христом и утвержденные Святым Духом в этом познании и вере в единого истинного Бога, святые апостолы пламенно проповедуют и распространяют эту веру. Озаряя светом Божественной истины внутреннюю сущность язычества, они раскрывают и доказывают, что язычество — плод поврежденного грехом человеческого ума, а также безумных и порочных человеческих мыслей (см. Рим.1:21—23, 28). «Много ложных богов и много ложных господ», выдуманных людьми, но мы знаем, утверждают апостолы, «что они суть ничто в мире» (οδν ν σμ) «и что нет другого Бога, кроме Единого (οδες Θες τερος ε μ ες)... но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:4—6). И кротких Христовых овец, святых апостолов, ничто так не тревожит и не гневит, кроме как то, если их проповедь об одном-единственном и истинном Боге понимают в языческом смысле (см. Деян.14:7—15). Исполненные Божественной истиной о единстве и единственности Бога Живого и Истинного, они возмущаются от одного взора на идолов (см. Деян.17:16) и бесстрашно провозглашают, что они суть не боги, а дела рук человеческих (см. Деян.19:26). Насыщаясь вечными истинами Господа Иисуса Христа и рассматривая всех людей с Богочеловеческих высот Спасителя, они немолчно проповедуют, что есть один единый и истинный Бог, Бог не только евреев, но и всех других народов: «Един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех» (Еф.4:6; ср.: 1Тим.2:5; Гал.3:20). И как обрезанные, так и необрезанные оправдываются верой в единого истинного Бога (см. Рим.3:29—30, 4:11—12). А Господь Иисус Христос — и есть «Истинный Бог и Жизнь вечная» (ср. 1Ин.5:20).    Как и Священное Писание, Священное Предание изобилует живой и животворящей истиной о единстве и единственности истинного Бога и Господа. Очи Церкви, святые отцы, пристально наблюдают и непрестанно исповедуют эту Божественную истину Святого Откровения. Для них она и физически, и метафизически, и логически, и по сердечной вере — единственно возможная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О, святители Божий, ангелы церквей Христовых, предстаньте, явитесь мне ныне святыми молитвами вашими, яко же Архиерею Иисусу, при наречении Его в саду Гефсиманском: «Явися же ему ангел с небеси, укрепляя Его» ( Лк.22:43 ), и егда прострете преподобные руки Ваша, да ими низвести на меня огнеобразную Духа благодать, вознесите тогда единодушно о мне ко Господу глас ваш молебный, да не буду я в архиерействе своем подобен тому Петру: «иже начат ротитися и клятися, яко не знаю Человека» ( Мф.26:74 ), но буду подобен тому Петру, иже с дерзновением рек тем, кои ггрещением запретили ему со Иоанном проповедовать и учить о имени Иисусове, рек: «судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Должно повиноваться больше Богу, нежели человеком» (см. Деян.4:19 ; Деян.15 ; Деян.5:29 ). О, облеките меня самоотвержением Иисусовым, да возмогу и аз с апостолом взывать: «и труждаемся, делающе своими руками. Укоряеми, благословляеми гоними, терпими, хулими, утешаемся: якоже отреби миру быхом, всеми попрание доселе» ( 1Кор.4:12–13 ) «во всем скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, но не отчаяваеми, гоними, но не оставляеми, низлагаеми, но не погибающе» ( 2Кор.4:8–9 ). О, укрепите меня крестоношением Иисусовым, да возмогу и аз с Павлом восклицать: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, им же мне мир распяся и аз миру» ( Гал.6:14 ). О, вдохните в меня Духом Святым, возжгите в сердце моем любовь огнепламенную к Богу и будущей пастве моей, да во огне любви сей горя и пламеня, и огненный гимн апостольский выну и устами и сердцем моим пою и воспеваю: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангели, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем, которому со Безначальным Его Отцом и Его Пресвятым, Благим, Животворящим, Единосущным и Сопрестольным Его Духом слава, честь, держава, великолепие и поклонение во веки вся несчетные – во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Сам ведь ты знаешь, сколько выстрадал я в Антиохии, Иконии и Листре. Антиохия разумеется не Сирийская, но Фригийская (Писидийская), где Иудеи вооружили против них правителей города и богатых женщин, вызвали на них великое гонение и изгнали их из пределов своих (Деян. 13:14–50). В Иконии же, после предшествующего гонения, Иудеи и язычники воздвигли гонение и, устремившись на него и Варнаву с камнями, выгнали их вон из города (Деян. 13:51 и 14:5). Затем в Листре по обвинению пришедших туда из Антиохии и Иконии Иудеев побили Павла камнями и вытащили его из города, считая мертвым (Деян. 14:6–19). Что все это действительно так было, о том написано в Деяниях Двенадцати Апостолов. От всех же (гонений) избавил меня Господь, то есть не от мучений, но от смерти. (Ст. 12). Да и все, кои желают жить в правде до конца, подвергают себя преследованиям. (Ст. 13). А те, которые укрываются со своей ложью под видом истины, преуспевать будут к худшему, то есть на зло им возрастает и усиливается ложь их, а также и тех, которые после них подпадут прельщению. (Ст. 14). Ты же пребывай в том, чему научился от меня, и что доверено от Бога чрез духовного человека. Ты знаешь, от каких людей ты научен. (Ст. 15). И с детства твоего ты воспитан на писаниях пророков, кои (писания) своими советами могут тебя сделать мудрым ко спасению, — не говорю к спасению по Ветхому (Закону), но к спасению по Новому (Закону), которое от веры Иисуса Христа, как и во всем другом. (Ст. 16–17). Кроме того, богодухновенно оно (Писание), то есть с писаниями людей, которые приняли Духа не для пророчества, но для обличения, для исправления и для наставления о том, каков должен быть путь истинной жизни, — да будет при содействии его совершен человек Божий новый, утвердившийся во всех добрых делах.   Глава 4 (Ст. 1). Сие свидетельствую я пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом , (Ст. 2). Непрестанно проповедуй слово и содержи в уме то свидетельство, которое я свидетельствовал тебе тайно, то есть внутри, в душе твоей, всегда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Объяснение. Того, что здесь говорится, об умерших праведниках нельзя сказать. Их тела по смерти свидетельствуют о могуществе и славе Божией. Об этом говорится у того же Премуд. сына Сираха: Сир.48:12–15 , а потому при виде этого Божия могущества, бываемого чрез мощи святых угодников, мы сами должны прославлять Бога. Ис.8:19 . «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мёртвых о живых?» Объяснение. Язычники, о которых здесь говорится, не только спрашивали мёртвых о живых, но даже оракулов и истуканов, сделанных их же руками, думая узнать от них будущее. Православные же христиане никогда не обращались к мощам угодников Божиих с такими вопросами, а только оказывают им то или иное почитание, подобное тому, какое в Ветхом Завете оказал Моисей костям Иосифа: Исх.13:19 , и Иакова: Быт.50:7–9 , вынесши их с большими почестями из Египта в землю Ханаанскую. Иер.8:1–2 . «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; И раскидают их пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным (пред звёздами), которых они любили, и которым служили, и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят; они будут навозом на земле». Объяснение. Эти слова Иеремии не имеют никакого отношения к святым мощам угодников Божиих, которые пользовались уважением евреев: Быт.50:7–9 ; Исх.13:19 . Здесь Господь устами пророка обличает Иудеев за их идолопоклонство и коснение во зле: ст.4–5. За такое беззаконие, за то, в частности, что Иудеи приносили человеческие жертвы: Иер.7:30–34 , Господь накажет еврейский народ и даже давно умерших, между прочим, тем, что предаст кости их посрамлению: Иер.16:4:34:20 . В Священном Писании много есть доказательств богоугодности почитания святых останков угодников Божиих, божественного попечения об этих останках – нетлении их и чудесах, являемых чрез них: 1Кор.15:53 ; 2Тим.1:8–10 ; Пс.33:20–21:15:10 ; Деян.2:27 . Так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится и к телам Его последователей: 1Кор.15:48–49 ; 2Кор.4:10–11 ; Мф.27:52 . Бог проявлял великие чудеса даже и чрез кости ветхозаветных праведников: 4Цар.13:21 ; Сир.49:12:48:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, устрашимся (говорит святитель Иоанн Златоуст ) и положим великое старание о жизни своей и не станем думать, что он, не производя теперь чудес, по сему самому имеем менее благодати. Ибо от чудес никогда ничего не пребудет нам, т.к. ничего не убудет и от того, что мы не творим их, если только заботимся о всякой добродетели. За чудеса мы сами остаёмся должниками перед Богом, а за жизнь и дела – Бога имеем должником... Есть люди, которые ищут знамений и говорят: «почему ныне знамений нет? Почему тогда все крещаемые говорили языками, а ныне уже нет?» Но если ты верующий, каким должен быть, если любишь Христа, как следует любить, то ты не имеешь нужды в знамениях; ибо они даются более неверным. В то время люди, как недавно отставшие от идолов, были более несмысленны, ум их был более туп и груб. Они не знали даже, что благодать духовная и созерцаема одной любовью. Поэтому тогда и были знамения. Те тогда не поверили бы, если бы не получили знамения, как залог веры, так что знамения давались им не как верующим, но как ещё неверным, чтобы они сделались верными. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании ими чудес и знамений Мф.4:6–7 . «И говорит Ему (диавол): если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано:«Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногой Твоей» ( Пс.90:11–12 ). Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» ( Втор.6:16 ). Объяснение. Для рода лукавого не совершается чудес и знамений, кроме знамения Ионы пророка: Мф.12:39:16:4 ; Мк.15:29–32 ; чудеса бывают для людей смиренных и сознающих своё ничтожество пред Богом: Мф.8:9:9:22 . Мф.7:22–23 . «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Объяснение. Это осуждение относится не к тем, которым Сам Господь сказал: «Больных исцеляйте, мёртвых воскрешайте»: Мф.10:8 , а к ложным «чудотворцам»: Деян.19:13–16:13:6:11 , и к «живущим по плоти»: Рим.8:5–6 . Церкви, основанной Иисусом Христом, дано не только чудеса творить: Деян.19:10 , но и вязать и разрешать грехи: Мф.16:18–19 , а о чудесах сказано: Мф.17:20 ; Ин.14:11 . Ср. Ин.4:48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Пет.1:1 . «Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным...». Объяснение. Апостол Иисуса Христа – значит посланник Его: Мф.10:2 . Апостол говорит и действует не сам по себе и от себя, но по полномочию и во имя Иисуса Христа: Мф.28:19 . Для достижения целей своего посланничества святые апостолы получили особенные дары Духа Святого и чрезвычайные чудотворные силы: Деян.2:1–4:5:12 . 2Кор.1:18–20 . «Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет», но в Нём было «да», – ибо все обетования Божии в Нём «да» и в Нём «аминь», – в славу Божию, чрез нас». Объяснение. Апостол ссылается на самую проповедь свою у Коринфян и говорит, что в этой проповеди не было ничего легкомысленного, и как Проповеданный им (Иисусом Христом) неизменяем, так и все действия апостола запечатлены тем же характером постоянства. Обетования Божии о Христе Иисусе исполнились чрез апостолов, ибо кто бы мог сделаться причастником их без проповедующего? Рим.10:14 ; Господь, воссев одесную Отца, вместо Себя послал по всему лицу земли апостолов, облечённых силой Его: Мк.16:15–16 , насаждать веру и водворять в людях спасение: Флп.2:10–12 . Апостолы оставляли по себе преемников: Тит.1:5 . 2Кор.12:9 . «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Объяснение. Здесь указание не только на то, что служителям Божиим: 1Кор.4:1 ; 2Кор.6:4 , могут быть свойственны немощи: 2Кор.13:7 ; Рим.7:23 , но и на то, что Господь не удаляет от них таких немощей с нарочитой целью, – чтобы в них «обитала» (открылась, как присущая им) сила Христова: 2Кор.4:10 . Пастырское проповедничество Деян.9:19–20 . «Приняв пищи, укрепился, и был Савл несколько дней с учениками в Дамаске; и тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Довольно часто мы встречаем в Библии, что одержимые говорили Иисусу, Кто Он такой и для чего пришел на землю. Ученики Христа этого еще не знали или не могли понять и поверить, а бесы через одержимых уже говорили об этом. Доходило до того, что Иисус запрещал им говорить то, что они знали ( Мк.1:24-25,34; 3:11-12; 5:7-8; 9:20,25 ; Лк.4:41 ; Деян.16:17-18; 19:15 ). Некоторые богословы считают, что ясновидение тоже является признаком одержимости. Я с этим мнением согласен только в том случае, если у соответствующего человека имеются еще и другие признаки одержимости. Что ясновидение является одним из признаков связи человека с потусторонним миром, я уже упоминал в одной из предыдущих глав. Ясновидящего, во всяком случае, можно охарактеризовать как оккультно-обремененного, но не всегда как одержимого. Примером одержимости с необычайной осведомленностью является болгарка Ванта Димитрова. Говорение чужими голосами ( Мк.1:24:34; 3:11; 5:7,9,12 ; Мф.8:29 ; Лк.34:41; 8:28; Деян.16:17; 19:15 ) «И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: Выйди, дух нечистый, из сего человека». И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той» ( Мк.5:7-10 ). В этих случаях не сам одержимый говорит, но находящийся в нем злой дух или даже многие духи. Известны случаи, когда находившиеся в человеке демоны вступали в диалог между собой и даже громко ссорились. Обычно лицо одержимого принимает при этом другие черты, тело неестественно изгибается. Вот как описывается первое выступление уже упомянутой нами Ванги. «В маленькой комнатушке в углу под зажженной лампадой стояла Ванта и громко вещала. Она была неимоверно худой, но выглядела вдохновенной и очень возбужденной. Вылинявшее от стирки, многократно перешитое платье болталось на ней, но все равно не могло скрыть огромного напряжения тела. Из слепых глаз веяло пустотой, но лицо ее было столь одухотворенным, что, казалось, оно излучает свет… Из уст ее исходил другой голос, который с поразительной точностью называл места военных действий… Так продолжалось много дней, она вообще не спала около года. Вид Ванги был настолько поразителен, что люди испытывали желание встать перед ней на колени». Необычайная сила

http://sueverie.net/okkultizm-vzglyad-po...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010