архиеп. Антоний (Паканич) Раздел I. Исагогика Глава 1. Основные вопросы исагогики 1. Состояние Римской Церкви ко времени написания к ней Послания 1.1. Основание римской христианской общины История не предоставляет нам достоверных сведений о первом основании Римской Церкви, поэтому в библеистике существует ряд гипотез, призванных решить эту проблему. В качестве самого раннего свидетельства пребывания христиан в Риме обычно цитируется сообщение Светония об изгнании иудеев из Рима: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он [Клавдий] изгнал их из Рима» 1 . Оно надёжно датируется благодаря сообщению Орозия в его «Истории против язычников» (VII. 6), приурочившего это событие к девятому году Клавдия, т. е. к 49 г. после Р.Х. Такая датировка согласуется с сообщением о том же изгнании в Деян.18:2 и с рассказом о появлении Павла перед Галлионом в Деян.18:12 и далее, которое датируется этим же временем 2 . Правда, некоторые учёные связывают сообщение Светония с сообщением Диона Кассия (60.6.6), относящимся к 41 г., о том, что евреи в Риме так умножились, что Клавдий посчитал нужным отнять у них право собраний 3 . Но более вероятно, по мнению большинства исследователей, изгнание иудеев из Рима относить всё-таки к 49 г., а что касается данных Диона Кассия, то вполне возможно, как считает Джеймс Данн, что Клавдий мог предпринять и то, и другое: в 41 г., в начале своего правления, – паллиативные и малоэффективные меры – закрытие синагог, а в 49 – решительные и суровые, т. е. изгнание 4 . (См. также об этом событии ниже, в 1.2). Другое важное свидетельство принадлежит Амвросиасту , неизвестному автору толкования на 13 посланий св. апостола Павла, о том, что римские христиане «приняли веру во Христа без того, чтобы видеть славные чудеса или кого-нибудь из апостолов» 5 . Это вполне согласно с миссионерским принципом апостола Павла, сформулированным в этом Послании: «не строить на чужом основании» ( Рим.15:20 , КП) 6 : если бы кто-нибудь из апостолов основал Римскую Церковь , он вряд ли написал бы Рим. (здесь и далее это будет означать Послание к Римлянам) в том виде, как мы его знаем. Кроме того, из Послания ясно, что Апостол рассматривал римлян как свою паству среди языческих народов ( Рим.1:6, 13–15 ) и весьма желал быть в Риме ( Деян.19:21 ; Рим.15:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Глава 12 Гонение Церкви Иродом: убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное его освобождение (1–18). Смерть Ирода в Кесарии (19–23). Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24–25) Деян.12:1 .  В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из при­надлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, «В то время», – т.е. пока Варнава с Савлом исполняли поручение антиохиян ( Деян.11:25, 30 ). «Ирод царь». Это был именно Ирод Агриппа I, сын Аристовула и Вероники, внук Ирода так называемого Великого, искавшего убить Господа по Его рождении и вместо Него избившего вифлеемских младенцев ( Мф. 2:1, 13 и д.), племянник Ирода Антипы Галилейского – убийцы Иоанна Крестителя ( Мф.14 и д.). Такова эта семья убийц, окровавивших свои руки самою драгоценною для христианского мира кровью... Родившись около 10 года до Рождества Христова, Ирод Агриппа воспитывался в Риме. По восшествии на престол Калигулы, получил от него тетрархию умершего дяди своего Филиппа ( Мф. 2:22 ; Лк.3:1 ) и тетрархию Лисания ( Лк.3:1 ) с титулом царя. Вскоре он объединил под своим владением и тетрархию другого дяди своего Ирода Антипы. Наконец, Клавдий кесарь, преемник Калигулы, присоединил к его владениям и Иудею с Самарией, так что он, подобно деду, владел всею Палестиною (Флав. Археол. XVIII, 7, 2; XIX, 5, 1; 6, 1; О войне иудейской II, 9, 6; 11, 5), причем отдельной прокуратуры римской над Палестиною уже не было. Умер 44 года по Р. X., процарствовав не более 4 лет, после чего Иудея снова была обращена в Римскую провинцию. «Поднял руки... чтобы сделать зло» – или заключением в темницу, или телесными наказаниями, или другими жестокими мерами, до убийства включительно, пример чего указывается далее. Деян.12:2 .  и убил Иакова, брата Иоан­нова, мечом. Иаков, брат Иоанна (Богослова), Зеведеев – был второй мученик христианский, на котором точно исполнилось предсказание Господа ( Мф.20:23 ). Дополняя краткое известие дееписателя о его мученической кончине, Церковное предание говорит, что обвинявший апостола сам обращен был ко Христу обвиняемым и вместе с ним сподобился мученической кончины (Клим. Ал. у Евсевия, Церк. Ист. II, 9; Чет.-Мин., апр. 30). Так, восклицает св. Златоуст: «уже не иудеи и не Синедрион, но царь поднимает руки, чтобы сделать зло. Это высшая власть, тягчайшая брань, тем более, что была в угодность иудеям».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I Написание и приветствие (1). Наставление в испытаниях (2–11): об искушениях и терпении (2–4), о мудрости и молитве (5–8), о ничтожестве богатства (9–11). Природа и источник искушений; всесовершенный Бог – источник всякого блага и спасения (12–18). Обуздание гнева и языка, исполнение закона (19–26). Сущность благочестия (27). Иак.1:1 .  Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться. Наименование себя рабом Бога и Иисуса Христа вполне понятно в устах святого Иакова, как истинного апостола Христова: по замечанию блаж. Феофилакта, «апостолы Господа выше всякого мирского достоинства поставляют то, что они рабы Христа». Этим странным наименованием себя Апостол, быть может, имел в виду возбудить веру и смирение своих читателей, а также вызвать доверие к себе с их стороны. Вопреки некоторым комментаторам нового времени (как Гальцман, Юлихер), выражение: «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», отнюдь не означает духовного Израиля или Церковь Христову, рассеянную между иудеями и язычниками, – подобный символизм или аллегоризм вполне чужд посланию св. Апостола Иакова, – а означает, по буквальному смыслу, именно внепалестинских иудео-христиан; вероятно, это были «преимущественно христианские общины заиорданские, Дамаска и Сирии, где христианство , как видно из Деян. 9 и дал., распространилось весьма рано» (проф. Богдашевский). Обращение к читателям с пожеланием «радоваться» ( χαρειν), напоминая отчасти употребительное у греков и иудеев-эллинистов приветствие (см. 1Мак 10:18, 25 ; Деян. 23:25 и др.), имеет, однако, у Апостола специфически-христианский смысл, как и в окружном послании иерусалимского собора, редактированном тем же апостолом ( Деян. 15 и сл.), именно имеет значение радости в Господе Иисусе, как Боге Спасителе и Искупителе. Сам исполненный радости и блаженства, даже при тягчайших испытаниях веры, св. Апостол и своим читателям молитвенно желает прежде всего этой высокой и недосягаемой для мирских бедствий радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Послание Апостола Иакова Сведения о писателе В евангельской истории известны три лица с именем Иакова. Иаков, сын Заведея, один из двенадцати апостолов и брат Иоанну Богослову; другой Иаков, сын Алфея, брат другому апостолу из 12-ти, евангелисту Матфею, иначе Левию, также сыну Алфееву ( Мф. 10:2–3 , ср. Мк. 2:14 ); и еще Иаков, так называемый брат Божий, один из семидесяти Апостолов, имевший братьями Иосию, Иуду и Симона ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 ). За ним же еще утвердилось название меньшего, вероятно в отличие от других, носивших его же имя, но бывших в числе 12-ти Апостолов ( Мк. 15:40 ). Что не первый Иаков был писателем послания, заключают из того, что сей первомученник Апостол очень рано, именно около 44 года по Р. Хр., был усекнут мечем по повелению царя Ирода ( Деян. 12:2 ). К этому времени, конечно, не успело еще распространиться и укрепиться христианство в малоазийских областях настолько, чтобы могла открыться нужда даже в окружном туда послании. А что не Алфеев Иаков был писателем послания, заключают из того, что ему, как известно из предания, выпал жребий апостольства в языческой среде, а «чуждому пастырской заботы о христианах из Иудеев, рассеянных по всем местам под небом, ему не было и повода писать к ним» (Еписк. Алексий. См. Чет. Мин. 9 окт.). Итак, писателем послания является третий Иаков, брат Божий, знаменитый представитель церкви Иерусалимской, удостоившийся нарочитого и особого явления ему воскресшего Спасителя ( 1Кор. 15:7 ), считавшийся столпом веры евангельской наряду с Апостолом Иоанном и Петром ( Гал. 1:19, 2:9 ) и вместе с ними бывший главнодействующим лицом на соборе апостольском ( Деян. 15:13 и след.) 4 . Первоначальное назначение послания Лица, к которым первоначально назначено было послание Св. Иакова, обозначаются самим писателем в первом стихе сего послания: то были «двенадцать колен, находящиеся в рассеянии». Под ними, конечно, нужно разуметь новообращенных христиан иудейской национальности, живших по разным азиатским областям. Великое множество таковых лиц приходило в Иерусалим на годовые праздники, но не мало из них постоянно жило в этой священной столице ветхозаветной религии и находилось под непосредственным руководством и наставлением Св. Ап. Иакова ( Деян. 2:5, 9 и след.). Повод к написанию послания

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Св. ап. Павел посещал И. дважды во время 1-го и 2-го путешествий (Деян 13. 51, 14. 1, 16. 1-2). По примеру иудейской общины И. обитатели соседней Листры (ныне Золдера) побили апостола камнями (Деян 14. 19-20). После проповеди ап. Павла была образована христ. община И., состоявшая как из иудеев, так и из греков (Деян 14. 1); нек-рые члены общины упоминаются в Послании к Римлянам (Рим. 16. 21, 22), в т. ч. апостол от 70 св. Тертий, бывший одним из первых епископов И. Раннее церковное Предание связывает с Центр. Анатолией историю жизни и исповедания веры св. равноап. Феклы , ученицы ап. Павла (пам. 24 сен). И., вероятно, уже во II в. стал местом особенного почитания этой святой. Между 230 и 235 гг. в И. состоялся Собор епископов ряда областей М. Азии, к-рый принял постановление о необходимости перекрещивать еретиков, в особенности монтанистов, приходящих в церковь ( Cypr. Carth. Ep. 75//PL. 4. Col. 412-414; Euseb. Hist. eccl. VII 7. 5; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 1. Pt. 1. P. 159-161). Один из участников Собора, еп. Фирмилиан Кесарийский, сообщил о Соборе в письме свт. Киприану Карфагенскому. Евсевий в «Церковной истории», в рассказе о временах правления имп. Галлиена (253-268), упоминает кафедру И. и епископа Никомаса в числе «наиболее выдающихся» на Востоке наряду с кафедрами Кесарии Каппадокийской и Неокесарии Понтийской, Тарса, Иерусалима и Кесарии Палестинской ( Euseb. Hist. eccl. VII 28. 1). Ок. 256 г. И. был разорен персид. войсками, однако его значение как адм. центра внутренней Анатолии продолжало возрастать. В результате реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. И. вошел в состав пров. Писидия и стал 2-м по значению городом. В 70-х гг. IV в. И.- центр организованной новой пров. Ликаония, к-рая объединила части территорий Писидии, Фригии и Каппадокии. В 354 г. в И. пленные исавры были брошены на съедение зверям в амфитеатре, что вызвало восстание исаврийских племен, с трудом подавленное рим. войсками ( Amm. Marc. Res gest. XIV 2. 1-20). Согласно Житию св. Феклы, город был спасен от мести исавров по ее молитве (Vie et miracles de Sainte Thècle. II 6/Éd. G. Dagron. Brux., 1978. P. 144f., 298). Вероятно, в это время кафедру И. занимал еп. Иоанн (Vita Amphilochii//PG. 116. Col. 957).

http://pravenc.ru/text/389044.html

Скачать epub pdf Память святых Апостолов Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита и Кесаря Память 8 декабря Святые Апостолы Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит и Кесарь принадлежали к лику 70 Апостолов, избранных Господом Иисусом Христом для благовестия Христова, спустя некоторое время после избрания и посольства на проповедь двенадцати Апостолов ( Лк.10:1–24 ). Апостол Сосфен во время пребывания Апостола Павла в Коринфе 8251 был начальником Иудейской синагоги 8252 . Во время возмущения, произведенного здесь против Апостола, требовавшими его осуждения, когда проконсул Галлион 8253 , находя это дело неподсудным себе, прогнал обвинителей от судилища, прогонявшие их и с ними и все Еллины, бывшие там, схватили Сосфена, как начальника синагоги, и били его пред судилищем ( Деян.18:12–17 ). Но впоследствии он обращен был Апостолом к вере во Христа и стал его сотрудником в деле благовествования Христова. Впоследствии Сосфен был епископом в Колофоне 8254 . Апостол Аполлос происходил из Александрии и был муж красноречивый, ученый и сведущий в Писаниях. Наставленный сначала только в начатках учения Христова, он, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, но знал лишь одно крещение Иоанново, не имея познаний о возрождающей силе христианского крещения. В непродолжительном времени, когда Аполлос со своею проповедью о Христе достиг Ефеса, Акила и Прискилла 8255 , узнав о нем, с любовью приняли его и преподали ему подробное наставление в учении Господнем. Потом, когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его, и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью; ибо он сильно опровергал Иудеев, всенародно доказывая Писанием, что Иисус – Христос ( Деян.18:24–28 ). После того Аполлос много потрудился в Коринфе над обращением язычников ( Деян.19:1 ; 1Кор.3:6 ). В Коринфе любовь к нему учеников произвела даже некоторое разделение в Церкви, которое потом обличено было Апостолом Павлом: «Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1Кор.3:4–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

прот. Николай Куломзин Глава VI. Пастырские Послания Общие положения Три Послания (1Тим., Тит., 2Тим.), так называемые пастырские, образуют в корпусе текстов ап. Павла отдельную группу, как в плане используемой в них терминологии, так и с вероучительной точки зрения. Адресаты посланий Те послания апостола, которые мы изучили выше, обращены, за исключением Послания к Филимону, к Церквам; Пастырские же послания адресованы к конкретным личностям Тимофею и Титу, которые должны были продолжить (Тимофей – в Ефесе, а Тит на Крите) пастырскую работу, начатую апостолом Павлом, собственно, с этим, и связано общее название посланий. Тимофей являлся одним из самых близких учеников Павла. Сын язычника, он еще совсем юным был крещен в Листре Ликаонийской апостолом во время его второго миссионерского путешествия (предварительно Тимофей был обрезан из-за матери иудейки) (Деян.16:1–3). С тех пор мы постоянно встречаем его в окружении апостола Павла. Во время того же второго путешествия он получил весьма значительное для столь юного человека поручение отправиться в Фессалоники и успокоить волнения среди неофитов (1Фес.3:1–2). Тимофей упоминается в качестве соавтора двух посланий, написанных в тот же период ( 1Фес. 1:1 ; 2Фес. 1:1 ), и многих позднейших ( 2Кор. 1:1 ; Флп. 1:1 ; Кол.1:1 ; Флм.1 ). В дальнейшем апостол Павел поручал ему различные задания; когда сам апостол был в Ефесе (третье путешествие), он отправил Тимофея в Коринф через Македонию (1Кор.4:17; Деян.19:22). 23 В Флп. 2:19–30 апостол Павел восхваляет своего преданного соработника: «Надеюсь же… вскоре послать к вам Тимофея.…Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренне заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп.2:19–22). Тимофей всегда был его «возлюбленным и верным в Господе сыном» (1Кор.4:17; ср. также 1Тим.1:2; 2Тим.1:2). Его имя упоминается десяток раз в Павловых посланиях в Деяниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

I. Попечение Православной Церкви о вступающих в нее Понятие о вступающих в Православную Церковь Ходатай Бога и человеков Господь Иисус Христос уготовал спасение для всех человеков. Св. Церковь , творящая волю Его на земле, призывает в благодатный союз с Богом всех без изъятия, младенцев и взрослых, дабы было, по глаголу Господа, едино стадо и един Пастырь. Благодатный союз со стороны, человеков состоит в правой и живой вере в Триединого Бога и единородного Сына Божия, Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, в непоколебимой надежде на Него, что Он дарует нам обещанное блаженство, и в искренней любви к Нему. Вступление в благодатный Новый Завет начинается покаянием и верой в Триипостасного Бога и Спасителя мира ( Мф.28:19 ). Предтеча Господа, приготовляя людей к приблизившемуся царствию Божию, Требовал от них покаяния и веры в грядушего Иисуса Христа ( Деян.19:4 ; сп. Мф.3:2 ). Сам Господь, призывая в царствие Божие, благовествовал людям: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Равно и Апостолы пошли и проповедовали покаяние ( Мк.6:12 ; сп. Деян.2:38;26:19–20 ). Посему все вступающие в недра св. Церкви – младенцы через своих поручителей, взрослые сами, а также и через поручителей – должны явить раскаяние, или признание в своей прежней греховной жизни, достойной осуждения, коему подлежат все не участвующие в благодатном завете и живущие без Бога и Христа в мире ( Ефес.2:12 ), и право веровать во Евангелие. Явивших покаяние и веру Православная Церковь приемлет под свое попечение и спасительно руководствует к единению с обществом Православноверующих. Вступающие в Церковь суть: или не принявшие Христианства и бывшие вне оного, или Христиане, бывшие вне Православной Церкви. Попечение Церкви о вступающих в нее из непринявших Христианства и бывших вне оного Вступающие в Православную Церковь из не принявших Христианства и бывших вне оного бывают младенцы и взрослые. Церковь сначала приготовляет особо младенцев, и особо взрослых, к достойному вступлению в благодатный ее союз, и потом всех таинственно вводит в оный. Попечение Церкви о младенцах вступающих в нее

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

XLI. О праздниках Православной Церкви Самим Господом ещё в Ветхом Завете чрез Моисея точно заповедано отличать дни праздничные от непраздничных: Исх.13:3:8–10 ; Лев.23:2:5–6:24–28 . Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники: Пятидесятницы, в память Синайского законодательства (Исх. гл. 19), праздник Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амана ( Эсф.9:20–22:24–28 ), праздник обновления храма при Иуде Маккавее, осквернённого Антиохом Епифаном ( 1Мак.4:36–59 ), и проч., – так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лк.4:16 ; Ин.5:14 . Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом не отлагать в праздники вообще дел милосердия: Мф.12:11–12 ; Лк.13:15–16 . По примеру Иисуса Христа, апостолы также посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времён апостольских ведёт своё начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной церкви получает особенное значение: Мк.16:9 ; Ин.20:19 . Так, первый день недели уже при апостолах получает особенное значение и становится истинным праздником для всех учеников Иисусовых: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . В день воскресный апостол и Евангелист Иоанн Богослов удостоился слышать голос Божий: Откр.1:10 . Кроме дня воскресного, в православной Церкви празднуются также и другие дни, в которые воспоминаются те или иные события из жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых апостолов и святых Угодников Божиих. Важнейший из всех праздников христианских есть праздник Святой Пасхи или Светлого Христова Воскресения, о котором апостол говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша...» ( 1Кор.15:14 ; срав. 1Кор.5:8 ). Празднование Пасхи предписывается также в Постановлениях апостольских (кн. 8-я, гл. 32). Кроме Пасхи, в новозаветной Церкви соблюдаются также праздники, называемые Господними и Богородичными ( Деян.2:1 ). Обо всех праздниках новозаветных – Господних, Богородичных и проч. должно заметить, что они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Подобно тому, как в Ветхом Завете Израиль праздновал дни освобождения от рабства египетского, так и христиане должны праздновать дни событий из земной жизни нашего искупления и дни угодников Его, подражавших своей жизнью, подвигами и смертью Самому Искупителю, Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Еще в ветхом завете Бог благоволил учредить чрез Моисея особых лиц на служение при скинии, каковы были первосвященник, священники и левиты. Точно также и в новом завете Сам Господь установил особых лиц для научения людей истинной вере, совершения таинств и управления верующими. Во время Своей земной жизни Он избрал из Своих слушателей двенадцать учеников, апостолов. Он дал им власть учить все народы, совершать для них таинства и управлять верующих ко спасению ( Мф.18:18,28,19 ; Лк.22:19 ). Вместе с этим Он весьма ясно и непреложно обязал всех людей и будущих христиан принимать от апостолов учение и таинства и повиноваться их гласу: слушаяй вас, Мене слушает, говорил Он, и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене отметается Пославшаго Мя ( Лк.10:16 ). Шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:15–16 ). Облекая апостолов властью учить людей, совершать таинства и управлять верующими, Господь объявил, что эта власть должна перейти от них и на их преемников, а от сих последних, переходя из рода в род, сохраняться в мире до самого скончания мира Ибо Он, сказав апостолам: шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари ( Мк.16:15 ), присовокупил: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Следовательно, в лице апостолов, которые сами, как люди, не могли проповедовать по всему миру, всем людям и жить до скончания века, Он облек тою же властью и послал на то же дело всех их будущих преемников. Посему ап. Павел свидетельствует, что Той, т. е. Сам Иисус Христос, дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению Святых в дело служения, в созидание тела Христова ( Ефес.4:11–12 ). По вознесении на небо, Господь ниспослал на апостолов Святого Духа, Который и облек их потребными для их служения силами ( Деян. 1:8; 2:4 ). С того времени и поныне Дух Святой поставляет пастырей Церкви ( Деян.20:28 ), и это продолжится, по слову Господа, до скончания века ( Мф. 28:20 ). Так вы видите, братие, что Сам Господь положил начало в Церкви Своей таинству священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010