В новозаветных текстах понятию «посланничество» принадлежит особая роль, глагол «П.» здесь служит описанию важнейшего и решающего Божьего деяния во благо людей. Если ранее Бог посылал к людям Своих рабов-пророков, то теперь Он посылает к ним Своего Сына ( Мф. 21:33–46 ; Мк. 12:1–12 ; Лк. 20:9–19 ); ученики, которых собирает вокруг Себя этот Посланник, названы ⇒ «апостолами», т.е. ⇒ «посланниками»: 1) ПОДГОТОВКА. Бог направляет посланников, которые, проповедуя о том, что будет послан Иисус, подготавливают людей к явлению Иисуса (ангел Гавриил в разговоре с Марией, Лк. 1:26 ) и свидетельствуют о Нем (Иоанн Креститель, Ин. 1:6 ); 2) ИИСУС КАК ПОСЛАННИК. Иисус послан Богом: говоря об этом, НЗ представляет явление Христа величайшим звеном единой Свящ. истории. Бог посылает Своего Сына в предопредел. период Свящ. истории ( Гал. 4:4 ), и этим исполняются пророчества о Посланнике, Которого предвидели пророки ( Лк. 4:18–21 ). О Втором пришествии Иисуса Христа также сказано, что Его пошлет Бог ( Деян. 3:20 ). Словом «посылать» характеризуется вся несравненная миссия Иисуса, что особенно ярко описано и засвидетельствовано евангелистом Иоанном. Иисус не явился Сам от Себя, Он был послан Богом ( Ин. 8:42 ). Иисус знает Отца, потому что это Он послал Иисуса ( Ин. 7:29 ), и деяния Иисуса свидетельствуют о том, что Его послал Отец ( Ин. 5:36 ). Осознавая Себя посланным, Иисус проявляет полное послушание: Он ничего не может творить от Себя, а все совершает по воле Пославшего Его ( Ин. 5:30 ); он проповедует не Свое собственное учение и не Свои слова, а учение и слова Того, Кто Его послал ( Ин. 7:16 ; Ин. 14:24 ). Но поскольку Иисус послан Богом, то Его слово обладает Божественной силой ( Ин. 3:34 ), а Его суд истинен ( Ин. 8:16 ). Желающий познать истинную сущность Иисуса должен верить в то, что Его послал Бог ( Ин. 12:44 ). Слушающий слово Иисуса и верующий в Пославшего Его имеет жизнь вечную ( Ин. 5:24 ). В этом и состоит сама вечная жизнь: познавать Бога и посланного Им Иисуса Христа ( Ин. 17:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

в) Сам Иисус Христос , поручив своим апостолам управление Церкви, дал им всем общие и равные права власти ( Мф. 18:17–20. 28:19. 20 . Ин. 20:21–22 ), а этим показал, что Церковь должна управляться их общим, совокупным и согласным начальствованием. Спаситель только заповедал апостолам соблюдать в целом мире единое Бож. учение Его и спасение людей Его благодатию, а между собою блюсти совершенное единство духа, но не определил никакой особенной формы церковного управления ( Ин. 13:34. 38. 17:11 ). По этим причинам апостолы с самого начала приняли форму соборного управления – дела, касавшиеся всей Церкви, решали не иначе, как общим голосом ( Деян. 1, 6, 15 ). г) Преемники апостольские, пастыри Церкви всё равно уполномочиваются на управление Церкви, но под условием единства, т. е. не только совершенного единомыслия в вере и учении, но и общего во едином духе союза их власти и согласного по всей Церкви действования. Таковы всегда были мысли отцов об этом предмете, таков всегда образ действий Церкви. Мысли отцов об этом предмете можно видеть из следующих свидетельств: св. Ириней говорит: «предстоятели Церкви, наблюдая всю вселенную, твердо блюдут предание апостольское и показывают вам, что все имеют одну и ту же веру, все исповедуют одного и того же Отца, и признают одну и ту же цель воплощения Сына Божия, одни и те же дарования духовные, руководствуются одними и теми же правилами, и одним и тем же законом в управлении и чиноположениях церковных» 3 . Св. Киприан: «апостолы все были одарены равною мерою чести и власти, все были пастырями, пасущими одно стадо Христово. Это единство и мы должны твердо охранять и защищать, особенно епископы, начальствующие в Церкви ибо и епископство одно, в котором каждый из нас имеет свою часть» 4 . Или: «Христос основал одну Церковь , хотя и разделенную в своих частях по всему пространству мира, отсюда и одно епископство, составляемое единомысленным множеством епископов». Или также: «кафолическая Церковь едина, неразрывна и нераздельна, а потому и должна быть соединена в одно целое взаимным союзом иерархов». Весьма замечательно также св. Игнатий Богоносец выражает единство Церкви в единстве её вселенского управления, несмотря на разделение мест и властей церковных: «едино тело Господа нашего Иисуса Христа: потому един в мире олтарь (Церковь) и един повсюду епископ». Александр, еп. александрийский, в окружном послании ко всем православным епископам писал: «всем и каждому из нас одно тело Церкви вселенской поручено и заповедано, чтобы все мы соединялись между собою узами мира и любви» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Достойные славословия по приближению своему к Приснопокланяемому и по Его благодати, в них пребывающей и действующей, Святые достойны славы и по той помощи, какую они оказывают верующим и своими молитвами за нас пред престолом Божиим ( Откр.8:3,4 ), и своими явлениями ( Мф.27:52–53 ), и своими многоцелебными мощами ( 4Цар.13:21 ), и своими главотяжами, убрусцами ( Деян.19:12 ), и своими явленными и чудотворными иконами и наконец, Христианским назидательным примером своей св. жизни для всякого возраста, пола и звания. И так, Православная Церковь , – подобно благоустроенному государству, отличающему заслуги граждан своих, – прославляет Святых, которые и во время земной жизни своей, и по смерти, содействуют распространению веры и благочестия. Если святость есть высокое, Богоподобное совершенство, – побеждающее законы естества для славы Божией и блага верующих; то можно ли не чтить ее, не поступая вопреки воле Божией и здравому смыслу, благоговеющему пред совершенствами? Почитание Святых Церковь соединяет с призыванием их на помощь, потому что они знают нужды верующих. По учению св. Отцев Церкви, Святые суть посредники о нас пред Богом не только здесь, во время пребывания их с нами, но еще более по смерти, когда они по разрушении зерцала, на которое указывает Апостол 1Кор.13:12 , во всей ясности созерцают Пресвятую Троицу и беспредельный свет Ее. Пророки, будучи еще в смертном теле, видели предметы небесные; почему и предсказывали будущее: так точно Ангелы и Святые, которые соделались как бы Ангелами и, при беспредельном свете Божием, видят все наши потребности и нужды 364 . Дни богослужения в честь Св. человеков Богослужение в честь Св. человеков Православная Церковь совершает большей частью в дни блаженной их кончины, а св. Ангелам и некоторым из Св. человеков – при воспоминании их особенных явлений и чудотворений. Только Божией Матери и Предтече Церковь празднует и во дни их зачатия и рождения для временной жизни. Дни кончины Св. человеков называются преставлениями. Это название знаменательно показывает, что смерть праведников, которые по Писанию во веки живут, есть переход, или рождение для новой, вечной, блаженной жизни. Молитвы Пресв. Богородице

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И поэтому фразы «избавить от тяжкого труда», «развязать узы ярма», «отпустить угнетенных на свободу» (Ис. 58: 6) со времен пророков и до сих пор являются символами благой вести о свободе. Слова из книги Исаии «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать» (Ис. 61: 1) уже в древности понимались как обетование о пророке, который освободит народ Божий от угнетения. Мессианское толкование этих слов отражено в рукописях Мертвого моря (4Q521, 11Q13). Однако если сектанты из Кумрана применяли данные слова к пророкам своей общины или к абстрактному «Юбилейному году», то Христос относит пророчество Исаии к Себе и даже подчеркивает: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 21). Евангелист Лука, который в подробностях описывает проповедь Спасителя в Назаретской синагоге, показывает неразрывную связь между пророческим помазанием Мессии Духом Господним, Его выходом на общественную проповедь и наступлением «лета Господня». По мнению многих толкователей, для апостола Луки проповедь в Назаретской синагоге является программной речью перед началом служения Спасителя. В центре этой программной речи – суть служения Господа, переданная через слова пророка Исаии. Иисус Христос вошел в синагогу, раскрыл книгу и прочитал следующие слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18–19). Жители Назарета услаждались этими словами, поскольку, будучи внешне свободными, они ощущали внутреннюю неустроенность и, как следствие, – угнетенность. Именно поэтому они быстро отозвались на цитируемые из Исаии слова об освобождении пленных и измученных, о прозрении слепых. И, следовательно, уже для первых слушателей Иисуса Христа в данных словах угадывались метафоры: нищие – это не только страждущий Израиль, но и те бедняки, которых отвергают начальники и общество (см.: Лк. 14: 13); слепые – это не только больные глазами, но и те, кто не видит своего спасения (см.: Лк. 1: 78–79; 2: 29–32; 3: 6); плененные – это не только проданные в рабство за долги (см.: Лк. 11: 4), но и те, кто находится во власти сатаны (см.: Лк. 13: 10–17; Деян. 10: 38).

http://pravoslavie.ru/73597.html

Истинность и праведность судов Божиих проявится двояко. Во-первых, потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим. Не вечно ей оказывать свое пагубное воздействие на мир, осудил ее Господь на вечную погибель. Грех пресечен. Во-вторых, Он взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Рука блудницы проливала невинную кровь рабов Божиих. Души убиенных вопияли о возмездии (6,10). Возмездие наступило–и души праведных возликовали и прославили Господа за праведное воздаяние. Как свою собственную скорбь воспринимали небесные ангелы скорби праведников. Как о своем собственном освобождении ликуют они теперь вместе с ними. О, чудное ликование небес! Ныне в немощах и скорбях. Ныне с надорванными и хриплыми голосами, ныне немые и глухие – тогда возликуют вместе с ангелами громким голосом как бы многочисленного народа! Ныне шум и крики многочисленного народа, не ведающего Бога, заглушают стройное пение верных – тогда пение многочисленного народа верных огласит вселенную своей ангельской красотой. Откр.19:3 И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков. И вторично сказали: аллилуйя! Тем как бы подчеркивается: аминь, аминь – истинно так, и воссылают сугубую аллилуию Богу. И дым ее восходил во веки веков. Это подобно пророчеству Исайи: «И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее» ( Ис. 34:9–10 ). Десять царей разрушат Вавилон и сожгут его. И дым от его развалин перейдет в дым вечного огня геенских мучений. Так земной суд над Вавилоном будет уже окончательным и ознаменует собой начало Страшного суда. Подобное бывает и сейчас. Если человек еще при жизни окончательно и сознательно отворачивается от Бога, хуля Духа Святого и всякую благодать, то Господь попускает иногда еще на земле совершиться суду. И это – суд окончательный, знаменующий для этого человека начало вечных мук. За такого, говорит апостол Иоанн, не должно молиться ( 1Ин. 5:16 ). Вот пример: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян. 12:21–23 ). Так муки от этих червей перешли для Ирода в вечные муки геенны, «где червь их не умирает» ( Мк. 9:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Нужно заметить, что ни протестанты, ни представители сект к себе этот принцип не применяют. Их учения, составленные, приспособленные к потребностям века сего, проверки Писанием не выдерживают. Самое главное их отступление заключается в том, что они оказались вне Церкви, которая, по слову апостола Павла, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). К более чем двумстам различным протестантским конфессиям, течениям, деноминациям и к более пятистам сектам, возникшим на почве протестантизма, совершенно невозможно отнести то, что Иисус Христос назвал Своей Церковью (см.: Мф. 16: 18). Новозаветная экклезиология предполагает иерархию (епископ, пресвитер, диакон). Епископа апостол Павел называет «Божиим домостроителем» (Тит. 1: 7). Апостольскую Церковь невозможно представить и без священства: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. 15: 6); «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5: 17). Хочется спросить протестантов и сектантов: где в Библии сказано, что можно отменять апостольские установления? Вопрос о Пасхе, заданный иеговистами, содержит нарочитую подмену. В Библии говорится о ветхозаветной Пасхе, а мы празднуем новозаветную. Иудейская Пасха совершалась в память освобождения евреев из египетского плена, когда были в каждой семье закланы агнцы и их кровью помазаны косяки и перекладины дверей в каждом жилище (см.: Исх. 12: 7, 22). Ангел Господень, поражавший первенцев египетских, прошел мимо домов евреев. Праздник этот продолжался с вечера 14-го по 21-е число месяца авива (нисана), что соответствует последней половине нашего марта и первой половине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семейства должен был выбрать и отделить однолетнего агнца (из овец или коз), без порока, который должен был быть заклан вечером в 14-й день. Мясо агнца запекалось и полностью съедалось с горькими травами (в воспоминание рабства в Египте). Кости агнца не должны были дробиться. Заклание агнца и вкушение его были прообразами страдания и смерти Иисуса Христа, а также вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии. Во время праздника употреблялся только пресный хлеб (опресноки), а не квасной (см.: Исх. 12: 15, 19). Опресноки должны были напоминать еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, то есть чуждым нравственного растления египетского. В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни во Христе: христиане через Пасху – Христа – будут очищены от ветхой закваски греха и должны праздновать новую Пасху «в бесквасии чистоты и истины» (1 Кор. 5: 7–8).

http://pravoslavie.ru/30614.html

Опечаленные тяжёлым положением апостола в римской темнице, всегда расположенные к нему, филиппийцы отправили к нему в Рим с богатым подаянием и для слуг апостолу своего верного служителя и возлюбленного Павлом сотрудника, Епафродита ( Флп.4:18 ). Тронутый таким вниманием, апостол считал долгом благодарить филиппийцев за их усердие и внимание к нему. К тому же, Епафродит сам заболел в Риме и по выздоровлении пожелал скорее возвратиться на родину, чему и Павел не препятствовал, и, отпуская от себя Епафродита, вручил ему благодарственное письмо для филиппийцев, в котором, кроме благодарности, успокаивает их на счёт своего положения, утверждает в вере и предохраняет от несогласия и от лжеучителей. По характеру своему это Послание отличается особенной нежностью и теплотой чувства, что и понятно само собой по тем прекрасным отношениям, в которых находился апостол к филиппийцам. Но и кроме того, филиппийцы, по замечанию святого Иоанна Златоустог о, преуспевали во всякой добродетели. И потому в Послании нельзя встретить ни одного замечания, ни одного упрёка в недобром поведении, ни даже жалобы апостола на своё тяжёлое положение. Место и время написания Послания Место и время написания определяется узами апостола и пребыванием при нём Тимофея ( Флп.1:1 ). Узы эти, без сомнения, римские. Говоря о них, апостол хвалится, что те сделались известными всей претории ( Флп.1:13 ) и дали силы христианам смелее проповедовать своё учение. В самом дворце Кесарей уже находились уверовавшие во Христа; но Павел, имевший случай свидетельствовать о своей невинности перед римским судом, ещё не знал, какая участь ожидает его ( Флп.1:23 ). И потому время написания Послания падает на период двухлетнего пребывания апостола в Риме ( Деян.21:27–26:32 ), когда и Евангелие уже достаточно было распространено в столице мировой Империи, и участь апостола ещё не была решена, то есть на конец 63-го или начало 64-го года. Очерк содержания Апостол не развивает в Послании одной какой-нибудь догматической или нравственной истины; но представляет ряд увещаний, похвал, благодарных воспоминаний. В начале Послания он извещает филиппийцев о своём положении и об успехах благовествования Христова ( Флп.1:1–26 ); потом увещевает к единодушию и смирению примером Иисуса Христа ( Флп.1:27–2:18 ); намеревался послать им Тимофея и возвратить Епафродита ( Флп.2:19–30 ); предостерегает от лжеучения иудействующих и показывает, что оправдание достигается верой ( Флп.3:1–31 ); наконец, именно просит сохранять то, чеему научились от него, снова благодарит за их заботы о нём и завершает Послание благопожеланиями и приветствиями ( Флп.4:1–23 ). ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Созидание истинной Церкви, имеющей главою Самого Иисуса Христа, происходило через посредство апостолов и их преемников: «Проходя же по городам, они (апостолы) предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме; и Церкви утверждались верою, и ежедневно увеличивались числом» ( Деян.16:4–5 ). «Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Церковь едина, как одно тело и один дух... Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:4–5 ). Свята: «Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина... И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин.17:17:19 ). Она будет существовать до скончания века: «Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:20 ). «Чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:27 ). Сия то Церковь возлюблена Господом Богом: «Как Христос возлюбил Церковь , и предал Себя за неё...» ( Еф.5:25 ). Только этой Церкви учение и действия святы: ( Еф.5:26–27 ). И дабы сподобиться вечного блаженства, к ней надо принадлежать, оказывая полное послушание ей: «Если и церкви не послушает; то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Отпадшие от Богоучреждённого единения в Церкви и к тому же соблазняющие других называются лжеучителями, вводящими пагубные ереси: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении... Ибо, если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» ( 2Пет.2:1–2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Статья В Древней Церкви существовали разные формы служения, не все из них сохранились в более позднюю эпоху: это касается женских церковных институтов диаконисс, вдов, стариц и дев. Первые три формы служения (или особого служения женщин, которые таким образом обозначались) достаточно подробно охарактеризованы в современной литературе [Martimort, 1982; Back, 2015; Zagano, 2016; Chaillot, 2020]. Институт дев как таковой меньше привлекал внимание исследователей, однако в ряде работ он описан с разных сторон в контексте общего представления христианских авторов о роли целомудрия в деле спасения как на основе письменных [Koch, 1907; Feusi, 1917; Camelot, 1944; Vizamanos 1949; Elm, 1996; Ткаченко, 2007; Волчков, 2007, 2016; Постернак, 2013, 419–427], так и эпиграфических [Wilpert, 1892] источников от Античности вплоть до эпохи Средневековья. Особо следует выделить монографию Р. Метца [Metz, 1954]. В жизни Древней Церкви хранение целомудрия само по себе признавалось универсальной добродетелью, и отцы Церкви (например, свв. Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним и др.) свидетельствовали об этом исключительно в нравственно-апологетическом ключе , подчеркивая отличие этой добродетели от других форм девства, существовавших у иудеев или в греческих и римских языческих культах. Предметом данной статьи является сообщество дев, члены которого имели свой статус, в рамках христианских общин разных регионов на протяжении длительного времени с I по VI вв. Информация о девах носит разрозненный и спорадический характер, поэтому отражена в разнородных и сильно разбросанных по времени источниках: текстах Нового Завета, апологетов и отцов Церкви, посвятительных и надгробных надписях, агиографических и других нарративных сочинениях, канонических сборниках и постановлениях Соборов, вплоть до византийских правовых памятников. Уже в Евангелиях провозглашается особая ценность безбрачия: «…есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Апостол Павел утверждал, что «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом» (1 Кор. 7:34); «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:8). Первыми известными девами в апостольское время будут обладавшие даром пророчествования дочери Филиппа-благовестника (Деян. 21:9), две из которых, «великие светила веры», по словам св. Поликрата, переданным Евсевием Кесарийским, состарились в девстве (Euseb. Hist. eccl. III. 31. 3, 5; V. 24. 2). Именно целомудрие выделяется авторами как основа святой жизни этих дев, имена которых церковная традиция не сохранит.

http://bogoslov.ru/article/6192803

Тяжел и невероятно сложен для человека путь преодоления греха и собственной гордыни. Но на нём нашим страстям, ошибкам и соблазнам противостоит Церковь, «дом Божий», «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), залог нашего спасения. Ведь «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5: 26, 27). Есть, однако, одно непременное условие: человек должен свободно прийти в Церковь для спасения души и по любви к Богу, а не в поисках какой-либо выгоды. Любой иной мотив не имеет ценности, гибелен для духовного состояния человека. Поэтому апостол Пётр и сказал бывшему волхву Симону, который хотел купить дар чудотворения: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги, сердце твое неправо перед Богом» (Деян. 8: 19-21). Из сказанного следуют два важных вывода. Первый: человек не должен иметь внешних стеснений для вхождения в Церковь, которая несёт слово Евангелия всем и каждому. И второй: Церковь внутри себя обязана оберегать свободу человека, не допуская её подавления или уничижения. Относительно первого условия едва ли нужно распространяться особо. Хотя Церковь и в условиях жесточайших гонений способна хранить Христову истину, а кровь мучеников лишь укрепляет её, но, очевидно, что это в иные эпохи привычное для неё состояние не позволяет вести нормальную, систематическую и полнокровную миссионерскую деятельность среди всех племён и народов. А ведь, по словам Христа, Евангелие должно быть проповедано по всей Вселенной, во свидетельство всем народам (Мк. 13: 10). Эти слова – не только пророчество о последних днях, но и наказ Спасителя Своей Церкви, что ей надлежит делать. Церковь по самой своей природе чужда насилию. Для неё одинаково неприемлем запрет на проповедь Евангелия и принуждение в делах веры. Как справедливо утверждал еще император св. Константин Великий (306-330), вынужденные насилием обращения в христианскую веру малоценны и непрочны ( Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. СПб., 2006. С. 239, 240). И сколь актуально даже для наших дней звучат слова Миланского эдикта 313 г.: «Не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественными предметами по собственному выбору» ( Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 10, глава 5. М., 2001. С. 450, 451).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/22/sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010