32 . Приидут молитвенницы 421 от Египта: Ефиопия предварит руку свою к Богу. «После того, как рассеяны и связаны мысленные враги, стекаются уже на проповедь Египтяне и Ефиопляне. Именем же Египтян означает ревностных идолослужителей и противников жития Израилева, а именем Ефиоплян – пределы земли. Но каким образом Ефиопия притекла на проповедь, можно видеть это в примере Евнуха Ефиоплянина» (Св. Афан. и бл. Феод. Деян. 8:27 . Сн. Ис. 19:19 ; Соф. 3:10 ). 33 . Царства земная пойте Богу. «Показывает, – говорит св. Афан., – что и все прочие народы вместе с своими царями уверуют во Христа». 34 . Возшедшему на небо небесе на востоки: се даст гласу Своему глас силы. С Евр.: «Воспевайте шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы». «Присовокупленное: на востоки – сказано, – говорит св. Афан., – сравнительно. Ибо, как солнце, сокрывшись на западе, восходит на востоке: так и Господь как бы из глубин адовых восшел на небо небесе. Гласом силы называет глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по Его велению». Бл. Феодорит под гласом сильным разумеет глас Божий при сошествии Св. Духа, проявившийся в бурном дыхании ( Деян. 2:2 ). 35 . Дадите славу Богови, т.е. прославите Бога в теле вашем и в духе вашем ( 1Кор. 6:20 . Св. Афан. и бл. Феод.). На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Под велелепотою или величием бл. Феод. разумеет величие чудес Божиих, совершенных св. Апостолами, а под облаками – св. учителей, «которые подобно некиим облакам, почерпая дождь из моря Всесвятого Духа, приносят людям орошение». Св. Афанасий в словах: «Израиль, облака, св. люди – видит различные чины святых, а в словах: велелепота, сила, дивное, держава – различные почести, какие возданы будут святым, которые в небесных обителях непрестанно будут благословлять Бога, подражая чину горних духов». 36 . Дивен Бог во святых Своих. Т.е. в людях святых и чрез святых Бог проявляет чудную силу свою. Но с Евр.: «Страшен Ты, Боже, во Святилище Твоем, Бог Израилев: Он дает силу и крепость народу (Своему). Благословен Бог!» Во святилище, т.е. на небе, во храме, в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Апостол Павел, в заключение одного из вопросов послания к коринфянам, добавляет: прочее устрою, когда приду ( 1Кор. 11:34 ). Всё, что он устроил после в коринфской церкви, осталось вне Писания. Значит ли это, что того вообще не было? Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас ( Деян. 20:31 ), – говорит апостол Павел ефессянам. Но протестанты готовы эти три года и всё то, чему научил апостол Павел пресвитеров ефесской церкви, обозвать “человеческими наслоениями” и отвергнуть только потому, что всё это не было записано. Я не упускал возвещать вам всю волю Божию ( Деян. 20:27 ), а в “послании к ефессянам” всего шесть глав, в которых о многом не сказано даже с точки зрения протестантов. Значит, “вся воля Божия”, возвещенная Павлом, не умещалась в его тексты! К тому же надо заметить, что и задачи такой перед собой апостолы не ставили. Предание – вот что апостол Иоанн ставит критерием истинности веры: Что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас, если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце ( 1Ин. 2:24 ). И апостол Павел также своим посланием напоминает филиппийцам хранить то, что они уже приняли через Предание. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте ( Флп. 4:9 ). “Слышали и видели” – вот первичная передача Божественного Откровения. Писание лишь отчасти восполняет Писание, Предание осмысливает и толкует его в целом. Ни одна книга Нового завета не берет на себя роли новозаветного “Второзакония” или “Левита”. Ни одно послание не претендует на исчерпывающий ответ на “ все вопросы христианской веры и жизни”. 136 Страницы Нового Завета нельзя рассматривать как кодекс катехизиса или учебник по догматическому богословию. И вовсе не в духе Священного Писания звучат слова баптистов: “Руководствуясь во всех случаях только Писанием, христианин может отвергнуть людские установления”. 137 Видимо, также полагая, невежды и неутвержденные , к собственной своей погибели извращают Писание ( 2Пет. 3:16 ). И действительно, мало признавать Писание богодухновенным, его надо ещё и правильно понимать, что без апостольского Предания, судя по словам ап. Петра, невозможно. “Неутверждённые” т.е. невоцерковлённые. Необходимо воцерковить сознание и душу, тогда откроется Писание.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

«Взглянув на него, полюбил его» (стих 21). Христу угодна была жажда, с которой юноша стремился к достижению истины, его стремление заглянуть в глубину закона, не ограничиваясь его внешним, буквальным, исполнением. «Одного тебе недостает». Чего же? Под этим «единым» нельзя понимать то, что перечисляет Христос далее: продажу имения, раздачу нищим и последование за Христом, потому что это уже не одно, а три дела. По контексту речи лучше всего здесь видеть обозначение покаяния или обращения, подобно дитяти, к Христу. «Взяв крест». Ср. Мк.8:34 , впрочем, в лучших кодексах этого выражения нет. «Как трудно надеющимся на богатство...» (стих 24). В лучших кодексах слов «надеющимся на богатство» не имеется (Тишендорф, 8 изд.). Господь говорит, что доступ в Царство Небесное труден вообще. Мк.10:28   И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Мк.10:29 .  Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, Мк.10:30 .  и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Мк.10:31 .  Многие же будут первые последними, и последние первыми. (См. Мф.19:27–30 ). Евангелист Марк точнее определяет награду, ожидающую верных последователей Христа. Он говорит, что эта награда двоякая – временная и вечная (Матфей говорит только о «вечной» награде, в будущей жизни). Здесь верующий получит во сто раз больше всего того, от чего он ради Христа отказался, а там, за гробом жизнь вечную или вечное блаженство. Конечно, под новыми «домами», «отцами», «братьями» и т.д. нужно понимать духовные блага и связи, которые пошедший за Христом и разорвавший для этого связи с своими родными по плоти находит в новой жизни. Однако Христос прибавляет, что христиане в то же время должны претерпеть и гонения ( «среди гонений»), от преследований врагов они не будут избавлены в этом веке ( ν τ καιρ τοτ). В упоминании о получении наград на земле нет упоминания о возмещении разлуки с «женой». Блаженный Феофилакт сообщает, что нечестивый Юлиан нарочно вставлял здесь и такое упоминание, как бы обвиняя христиан в том, что они могут, по учению их Спасителя, иметь сколько угодно жен, расставшись с женами, которых они имели, будучи язычниками. Господь таким образом намеренно не упомянул, не повторил этого выражения «жену» в обещании награды. Об исполнении пророчества Христова относительно земных наград последователю Христа можно читать Деян.2:44 и сл.; Деян.4:32, 37 ; Рим.16:13 ; 1Тим.5:2 и в др. местах апостольских посланий, где, например, старцев рекомендуется почитать как отцов, старых женщин – как матерей и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Возражая против православных постов, сектанты стараются доказать, что в Св. Писании пост означает только полное воздержание от пищи, а не от известных только родовъ ее. Но доводы их прямо опровергаются словами прор. Даниила: «в эти дни я, Даниил, был в сетовании три седьмины дней; вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан. 10:2–2 ). 669 9) О святых храмах. Храмом Божиим называется особое здание или помещение, предназначенное для общественного богослужения и молитвы ( Мф. 21:12,18 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ; Деян. 16:13,16 ). В обыкновенной речи и даже слове Божием ( 1Кор. 11:18,22; 14:35 ) храм часто называется церковью, так как в нем собирается общество христиан, которое есть церковь Христова; но, очевидно, такое название усвояется ему не в собственном, а в переносном смысле, и, в сущности, храм и церковь не должны смешиваться ( 1Кор. 11:18,22; 14:34, 35 ). В храме Господь являет «Свое особенное присутствие, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими» (Прав. Катих.), Свою особенную милость к молящимся ( Деян. 22:17,18 ; 3Цар. 8:11 ) и как бы Сам живет там ( Мф. 23:21 ; 3Цар. 9:3 ), почему в слове Божием храм называется Его «домом» ( Агг. 1:9 ; Иер. 12:7 ; Мк. 11:17 ; Пс. 121:1 ), Его «жилищем» ( Лев. 26:11 ; Ис. 131:3–5, 13–14; 77: 58–61 ; 2Пар. 29:6 ; Иез. 37:26–27 ), Его «престолом» ( Иез. 43:5–7 ), местом «святым» ( Пс. 78:1 ; Исх. 30:1–29 ), освящающим другие предметы ( Мф. 23:16–17 ) и требующим от верующих благоговейного почитания и поклоненния ( Пс. 133:2 ; 3Цар. 8:38 ). Строить храмы повелел людям Сам Бог . Так, Он сказал Моисею: «скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все (сделайте), как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх. 25:1 – 9 ; 1Пар. 22:19 ). Давиду также сказал: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя. Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет из чресл твоих, – он построит храм имени Моему» ( 2Пар. 6:8–9 ); и «отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумит меня на все дела постройки храма» ( 1Пар. 28:11,19 ; ср. 3Цар. 8:13; 9:8 ). Когда храм Соломонов был разрушен, то Господь через прор. Аггея повелел евреям строить новый храм, говоря: «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг. 1: 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Деян 10:34–43 Четверг 4 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 27 В то время, когда Петр еще произносил эти слова, сошел Дух Святой на всех, слушающих слово. И изумились верующие из обрезанных, которые пришли с Петром, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо они слышали их, говорящих языками и величающих Бога. Тогда ответил Петр: “Может ли кто отказать в воде крещения тем, кто приняли Духа Святого, как и мы?” И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Тогда они попросили его остаться на несколько дней. Между тем услышали Апостолы и братья, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, начали спорить с ним обрезанные, говоря: “Ты вошел к людям необрезанным и ел с ними”. И Петр начал рассказывать им по порядку, говоря: “В городе Иоппии я молился и видел в исступлении видение: сходит некий сосуд, вроде большой скатерти, за четыре конца спускаемой с неба, и он дошел до меня. Я устремил взор и всматривался в него и увидел четвероногих земных и зверей и пресмыкающихся и птиц небесных. Услышал я и голос, говорящий мне: “Встань, Петр, заколи и ешь”. Но я сказал: “Никоим образом, Господи, потому что скверное или нечистое никогда не входило в уста мои”. И ответил во второй раз голос с неба: “Что Бог очистил, ты не объявляй нечистым”. Это было трижды, и снова было поднято все на небо. Деян 10:44–11:10 Пятница 4 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 28 В те дни ученики, рассеявшиеся от гонения, происшедшего из-за Стефана, прошли до Финикии, и Кипра, и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме одних только Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринеяне, которые, придя в Антиохию, говорили и Эллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и большое число, уверовав, обратилось к Господу. И дошел слух о них до церкви в Иерусалиме, и послали Варнаву в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и увещал всех держаться Господа искренним сердцем, потому что был он муж добрый и полный Духа Святого и веры. И множество их присоединилось к Господу. А он пошел в Тарс в поисках Савла и, найдя, привел в Антиохию. И было так, что в течение целого года они собирались с церковью и учили множество народа, и впервые в Антиохии ученики получили имя христиан. И они определили, чтобы каждый из учеников, по своему достатку, послал пособие братьям, живущим в Иудее, что они и сделали, послав пресвитерам через Варнаву и Савла.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

«Иисус был «оживлен в духе», в то время как Его земные останки были удалены неизвестным образом«. (Сторожевая Башня, 15 февраля 1991 г., стр. 15). Конечно, в Новом Завете ничего подобного не сообщается. Но именно на телесное воскресение указывают все стихи: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» ( 1Кор.15:35 ). Непонятно, каким образом Свидетели Иеговы различают воскресение людей [в теле] и воскресение Иисуса Христа [как духа]. (Сравните с 1Кор.15:16 ). Если бы Иисус был воскрешен как дух, то не было бы необходимости упоминать о возможном тлении тела: «А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление...» ( Деян.13:34 ); «а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». ( Деян.13:37 ). От подобных заблуждений Иисус Христос и предостерегал своих учеников, когда, узнав их мысли о том, что Он есть дух, показал, что Он на самом деле в том же теле:«Он Сам стал посреди них, и говорит им: мир вам. Они же, в ужасе и страхе, думали, что видят духа. И Он сказал им: почему вы смущены, и отчего сомнения возникают в сердце вашем? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои: это Я Сам; осяжите Меня и посмотрите: дух плоти и костей не имеет, как вы видите у Меня. И сказав это, Он показал им руки и ноги». ( Лк.24:3,6–40 , ПЕК). Но к этому открыву Свидетели Иеговы приводят лаконичное объяснение:«Люди не могут видеть духов, поэтому ученики, естественно, думали, что им это кажется, или что это видение. (Сравни Мк.6:49,50 .) Иисус заверил их, что это не явление; они могли видеть его плотское тело, потрогать его и убедиться в том, что у него есть кости; он также ел в их присутствии. Подобным образом ангелы в прошлом воплощались, чтобы люди их видели; они ели, а некоторые даже женились и имели детей ( Быт.6:4;19:1–3 )». (Рассуждение на основании Писания, «Воскресение», 1989 г.). Таким образом Свидетели Иеговы признают, что Иисус являлся в теле, но оспаривают идентичность явленного тела с умершим. Он стал опять духовным созданием, но воплощался, чтобы стать видимым – как это делали в прошлом ангелы. Следовательно, Свидетели Иеговы ставят Иисуса в положение обманщика в эпизоде с Фомой, который просил показать настоящие раны от гвоздей ( Ин.20:25,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Какое новое, глубокое, духовное понимание Бога и Священного Писания у Христа и какая изумительная духовная свобода и широта взгляда. «Поверь Мне», сказал Он Самарянке ( Ин.4:21-24 ), «что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе… Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». У кого Он мог научиться таким принципам? Какой глубокий переворот Христос внес в сознание народа Израильского, когда Он указал на истинный смысл предписаний закона Моисеева о субботнем дне словами: «суббота – для человека, а не человек для субботы» ( Мк.2:27 ), и вообще на суть религии, заключающуюся не в одном внешнем исполнении религиозных обрядов, а прежде всего — во внутреннем повороте к Богу ( Мф.5:20; 15, 8 и 23, 25–28). Какая изумительная свобода у Него от национальных предрассудков, столь свойственных иудейскому народу ( Ин. 10:16 ). Как его взгляд охватывает весь мир, когда он дает ученикам повеление идти и учить «все народы» ( Мф.28:19 ) и проповедывать Евангелие не только в Иудее и Самарии, но и до концов земли ( Деян.1:8 ). Как туго эти принципы прививались даже ученикам ( Деян. 10:34.35 и 11,1) и как они в настоящее время, после восемнадцати столетий, еще непонятны для многих лиц. У кого же Христос мог научиться Своей премудрости и широте взглядов? Профессор Харнак определенно указывает, что хотя влияние раввинских ученых сильно заметно в писаниях апостола Павла, оно вовсе не заметно у Христа. «Совершенно ясно, что Христос не учился у раввинов», – пишет он. Но откуда в таком случае у Него такая глубина и широта, которые остались изумительными и по настоящее время и ставят Его неизмеримо выше всех духовных наставников человечества всех времен? Как мог «этот 30-тилетний молодой еврей» сделаться Родоначальником христианских церквей для всех частей земного шара, – одинаково для эскимосов, индусов, негров, монголов и народностей Европы и Америки? Как мог Он, после трех кратких лет проповедничества сделаться путеводною Звездою для лучших людей всех времен, всех народностей и всех классов общества? Мог ли Христос быть «произведением» Назарета или тогдашней Палестины?

http://azbyka.ru/mozhet-li-sovremennyj-c...

Но несчастный Пилат был римский проконсул, т.е. человек, обязанный отвечать перед своим государем за спокойствие вверенной ему провинции. Поэтому хотя он и употребил все воз­можные для него средства, чтобы спасти Иисуса от неповинной смерти, однако, заметив, что все его попытки на самом деле только увеличивают смятение народа, он не решился до конца отстаивать правды, – и превозмог, говорит евангелист, крик народа и перво­священников ( Лк. 23:23 .). Государственная политика римского правителя сделала то, чего не могла допустить человеческая совесть Пилата. Из опасения на­родного бунта Пилат предал Христа на распятие, и торжествую­щие враги с чувством злобной радости поспешили овладеть своим неповинным узником. Они исполнили над Ним все то поругание, о котором Он заранее говорил ученикам своим: и осмеяли Его, и оп­левали Его, и избили Его, и распяли Его, и не оставили без пору­гания даже самых мучений Его на позорном кресте ( Мф. 27:27–44 ; Мк. 15:16–32 .). Но Он смотрел на эту кровожадную толпу сво­их мучителей и скорбел только о неведении их ( Лк. 23:34 .). Ни одной укоризны человеческому бессердечию, ни одной жалобы на человеческое неправосудие люди не услышали от Него. С кроткой молитвой о прощении врагов своих Он перенёс великий позор сво­их крестных мучений, и пришла к Нему благодетельная смерть, и Он сказал наконец: совершилось ( Ин. 19:30 .)! Но в целом мире тогда ещё не было ни единого человека, который бы знал, за что, собственно, умер Христос и что именно такое совершилось с Его смертью . По случаю иудейского праздника пятидесятницы в Иерусалиме было огромное стечение народа, как из природных иудеев, так и из прозелитов иудейства, со всех концов Римской империи ( Деян. 2:9–11 .), и все это множество людей неожиданно увидело запуганных апостолов Христа, которые, в основательном страхе за жизнь свою, старались прежде укрываться от зорких глаз иудейских начальни­ков и которые теперь всенародно выступили с убеждённой проповедью о своём распятом Учителе: твердо знай, весь дом израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли ( Деян. 2:36 .).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Одной из главных обязанностей человека по отношению к Богу служит поклонение Ему, как Творцу и Промыслителю. Соответственно духовно-телесной природе человека, это поклонение совершается чадами православной Церкви двояко: духом и телом, т. е. всякая домашняя молитва и общественное богослужение сопровождаются у них обрядами и символами. Да иначе и нельзя. Душа и тело человека так тесно соединены между собой, что всякое душевное движение или состояние, напр., радость, горе и т. п. непременно отражается в теле, как об этом свидетельствует Сам Спаситель словами: «от избытка сердца говорят уста» ( Мф. 12:34 ) и слово Божие, говоря: «сердце человека изменяет лице его или на хорошее, или на худое; признак сердца в счастье – лице веселое» ( Сир. 13:31–32 ); «по виду узнается человек и по выражению лица при встрече познается разумный» (–19:26); «мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется» ( Екл. 8:1 ). При том же наши тела «суть члены Христовы» ( 1Кор. 6:15 ) и «храмы Духа Св.» (–ст. 19), почему ап. Павел прямо повелевает: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ), «ибо вы куплены дорогой ценой; посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Самъ Иисус Христос поклонялся телом Богу и Отцу Своему; поклонялись телом и св. апостолы, выражая это в разных молитвенных действиях и обрядах ( Мф. 26:39 ; Лк. 22: 41 ; Деян. 21:5 ; Еф.3:14 ). 609 Наконец, нельзя не заметить, что самые слова «поклонение», «поклоняться» на языке Св. Писания означают, прежде всего, буквально телесное поклонение, напр.: волхвы «падша поклонились Ему» (Богомладенцу Христу) (Мф. 2:11), воииы, «становясь на колени, кланялись Ему» (Христу) ( Мк. 15:19 ), а затем, въ дальнейшем смысле, – исполнение того или другого богослужебного культа, напр., об евнухе царицы Ефиопской говорится, что он приезжал в Иерусалим «для поклонения» ( Деян. 8:27 ), т. е. для выполнения тех обрядов и жертвоприношений, которые требовались законом; об ап. Павле также говорится, что он приходил туда для поклонения (–24:11: сн. 21:26). 610

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Ответ. Время поста определяет не воля каждого, но потребность того, что относится к богочестию, как повествуют нам Апостольские Деяния (Деян.10,30; 13, 2—3; 14, 23), и как научает нас избранный Давид (Псал.34, 13). Посему, если кто на таком основании постится; то, конечно, удостоится и того, чтобы перенести пост. Ибо «верен Обещавший» (Евр. 10, 23). Вопрос 130. Когда бывает нужда в посте для чего–нибудь требуемого благочестием; как надобно поститься, принужденно ли, или с охотою? Ответ. Поелику Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Матф.5, 6); то опасно без вожделения и усердия делать все, что клонится к благочестию. А потому как постящемуся неохотно делать сие не безопасно, так и поститься во время подобной нужды необходимо, потому что Апостол в числе других своих подвигов в научение наше упомянул и сей: «часто в посте» (2 Кор.11, 27). Вопрос 131. Кто не вкушает того, что едят братья, а домогается другого, хорошо ли делает? Ответ. Вообще домогаться снеди—противно заповеди, потому что Господь сказал «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь», и еще внушительнее присовокупил: «всего этого ищут люди мира сего» (Лук.12,29.30). А приставленный к снедям должен тщательно исполнять сие: «и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 35). Вопрос 132. Что значит, если кто говорит: «это мне вредно», и скорбит, если не дано ему иное? Ответ. Сим показывается, что он не имеет в себе упования Лазарева, и не знает любви того, кому вверено попечение о всех и о нем. Вообще же суд о том, что вредно или полезно, всякий должен представлять не себе, но тому, кто приставлен дознавать потребное для каждого, и главным образом ищет пользы душевной, а за сим, во–вторых уже, сообразно с волею Божьею, распределяет и потребное для нужд телесных. Вопрос 133. А если и роптать будет из–за пищи? Ответ. Тогда подвергается одному осуждению с роптавшими в пустыне (Числ.11, 1); ибо Апостол говорит: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1 Кор.10, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010