Иисус Христос не отвергал людей, не принадлежащих к иудейскому народу. Так, Он исцелил дочь женщины-хананеянки ( Мф. 15:22–28 ), беседовал у колодезя Иаковлева с самарянкой ( Ин. 4:7–26 ), а в притче о милосердном самарянине ( Лк. 10:30–37 ) заповедал нам необходимость одинакового братского отношения ко всем без исключения людям как к нашим ближним, друзьям и братьям, единокровным с нами ( Деян. 17:26 ) носителям образа и подобия Божия ( Быт. 1:26 ). «Сынам громовым», желавшим низвести огонь с неба на самарян, не принявших Христа в свое селение ( Лк. 9:52–56 ), Христос сказал: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. В синагоге Назаретской, осуждая религиозно-национальную гордыню иудеев, Христос говорил: Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда... сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина ( Лк. 4:25–27 ). Дары милосердия Божия стяжаются верою, а не принадлежностью к какой-то избранной категории людей; Царство Божие открыто для всех разрядов людей. И придут, – говорит Господь, – от запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием ( Лк. 13:29 ). В каноне Пасхи об этом говорится так: «Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к Тебе от запада, и севера, и моря, и востока, чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки». По примеру своего Господа и Учителя и апостолы Христовы не гнушались людей неиудейского происхождения. Апостол Петр проповедью веры римскому сотнику Корнилию ( Деян. 10 ) и апостол Филипп, крестивший эфиопского евнуха ( Деян. 8:26–39 ), положили начало вхождению в Церковь других народов, а апостол Павел, продолжая это благовестие Христа всем народам, сделался по повелению Господа «апостолом народов» ( Деян. 22:21 ). На Апостольском Соборе в Иерусалиме апостол Петр говорил, что Бог не положил никакого различия ( Деян. 15:9 ) между иудеями и прочими народами, а апостол Иаков напомнил ( Деян. 15:13–17 ) участникам Собора слова пророка Амоса: Восстановлю скинию Давидову... чтобы они овладели... всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие ( Амос. 9:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Деян.21:25 .  А об уверовав­ших язычниках мы писали, по­ложив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвен­ного, от крови, от удавле­нины и от блуда. «А об уверовавших язычниках мы писали». Напоминается письмо с определением апостольского собора – для уверения, что это постановление непоколебимо сохраняет свою силу, и что совет, предлагаемый Павлу, есть лишь дело мудрой предусмотрительности и снисхождения к немощной совести братии из иудеев. «Как мы заповедали им (христианам из язычников) это, хотя проповедуем иудеям, так и ты, хотя проповедуешь язычникам, поступай здесь согласно с нами. Не бойся!» (Злат., Феофил.). Деян.21:26 .  Тогда Павел, взяв тех мужей и очистив­шись с ними, в следу­ю­щий день вошел в храм и объявил окончание дней очище­ния, когда должно быть при­несено за каждого из них при­ноше­ние. «Объявил», т. е. священникам – об окончании дней обета, чтобы они совершили установленные обряды. «Павел же, смотри, послушался их и сделал все (предложенное) и не медлит, но, показывая свое послушание на деле, тотчас берет тех, с которыми намеревался совершить очищение, – так пламенно он разделял эту предусмотрительность!» (Златоуст). Деян.21:27 .  Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, воз­мутили весь народ и наложили на него руки, «Семь дней оканчивались», – семь дней обета еще не закончились, и Павел не успел, как видно, совершить предположенного очищения, неожиданно предупрежденный бурным возмущением против него иудеев, увидавших и узнавших его в храме. Возмущение произвели или начали, «Асийские Иудеи», т. е. жившие в Проконсульской Азии (см. Деян.16 и д.), и именно в Ефесе и его окрестностях (ср. Деян.21:29 ). Это были не христиане из иудеев, а неверующие иудеи, от которых он столько терпел всюду на местах своей проповеди, преследуемый ими по пятам ( Деян.19:9 ; 1Кор.16:9 ; ср. Деян.14 и др.). Деян.21:28 .  крича: мужи Израиль­ские, по­могите! этот человек всех по­всюду учит про­тив народа и закона и места сего; при­том и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостол Матфий происходил из колена Иудина и был родом из Вифлеема. Сначала Матфий принадлежал к числу семидесяти меньших Апостолов ( Лк.10:1 ). По отпадении Иуды св. Матфий был причтен к сонму двенадцати апостолов: «Ипоставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою... и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» ( Деян.1:23–26 ). Предание говорит, что святой Матфий обращался с благовестием Христовым к жителям Эфиопии Понтийский (Колхиды) и претерпел здесь множество различных мучений. По некоторым известиям апостол Матфий проповедовал Евангелие и в Македонии, где его заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения. Но святой Матфий не потерпел от нее никакого вреда и даже исцелил более двухсот пятидесяти человек, ослепленных этой отравой. По инициативе первосвященника Анана, гонителя христиан, повелевшего сбросить с церковной кровли апостола Иакова Праведного, ап. Матфий был обвинен в хулении имени Божия и побит камнями. По греческим Минеям в стихословии святому Матфию приписывается смерть на кресте. Память апостола Матфия 22 августа (н. ст.). Святой апостол Павел Апостол Павел носил еврейское имя Савл, после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии ( Деян.9:11,21:39 ) и пользовался правами Римского гражданина ( Деян.22:28–29 ); происходил из колена Вениаминова, по убеждениям был фарисеем. Воспитанный при ногах Гамалиила, одного из известнейших законоучителей того времени ( Деян.5:34 ), он был ревнителем Моисеева закона и горячим защитником отеческих преданий ( Гал.1:14 ). Савл был свидетелем побиения камнями первомученика Стефана и одобрял это убийство ( Деян.7:58, 8:1, 22:20 ). Он и сам ревностно гнал христиан, по своему собственному свидетельству, «верующих [в Господа] заключал в темницы и бил в синагогах» ( Деян.22:19 ). Но после явления ему Христа на пути в Дамаск Савл уверовал в Него и получил из уст Господа призвание к апостольству ( Деян.26:4–8, 17 ; 1Кор.15:8 ) 188 , к которому был предызбран еще «от утробы матери» ( Гал.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

137 Аз есмь Пастырь добрыи: Пастырь добрыи душу Свою полагает за овцы ( Ин.10:11 ). 138 Аз есмь Пастырь добрыи: и знаю Моя, и знают Мя Моя, ( Ин.10:14 ). 139 Аз есмь Воскрешение и живот, веруяи в Мя, аще и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). 140 Аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мои будет: и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мои ( Ин.12:26 ). 141 Дондеже свет имате, веруите во свет, да сынове света будете ( Ин.12:36 ). 142 Да не смущается сердце ваше: веруите в Бога, и в Мя веруите ( Ин.14:1 ). 143 Веруите Мне, яко Аз во Отце и Отец во Мне: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми ( Ин.14:11 ). 144 Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне (Ин.14:1З). 145 Да не смущается сердце ваше, ни устрашает ( Ин.14:27 ). 146 Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон ( Ин.15:6 ). 147 Аще пребудете во Мне, и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам ( Ин.15:7 ). 148 О сем, прославися Отец Мои, да плод мног сотворите, и будете Мои ученицы ( Ин.15,8 ). 149 Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моеи: якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви. Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится ( Ин.15:10-11 ). Апостольские послания Деяния 1 Несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своеи власти ( Деян.1:7 ). 2 Покаитеся, и да крестится кииждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). 3 Не на лица зрит Бог, но во всяцем языце бояися его и делаяи правду приятен ему есть ( Деян.10:34,35 ). 4 Повеле нам проповедати людем и засвидетелствовати, яко тои есть нареченныи от Бога Судия живым и мертвым. О Сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь ( Деян.10:42,43 ). 5 Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие ( Деян.14:22 ). 6 Разумна от века суть Богови вся дела его ( Деян.15:18 ). 7 Внимаите убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святыи постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян.20:28 ). Послание ап. Иакова

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Деян.20:22 .  И вот, ныне я, по влече­нию Духа, иду в Иерусалим, не зная, чтó там встретит­ся со мною; Апостол предсказывает ожидающую его участь, «чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу» (Златоуст). «По влечению Духа... не зная, что там случится со мною». Неведение относится собственно до частностей имеющего приключиться с апостолом; в общем же, по откровению Духа, он знает, что «узы и скорби ждут его там». «Я знаю, что меня ждут искушения, но какие – не знаю» (Злат., ср. Феофил.). Деян.20:23 .  только Дух Святый по всем городам свиде­тель­ствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. «Дух Святый по всем городам свидетельствует» – вероятно, чрез пророков в роде Агава, который в последнем пред Иерусалимом городе Кесарии предрек апостолу узы ( Деян.21:10–11 ). Деян.20:25 .  И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, про­поведуя Царствие Божие. «Я знаю, что уже не увидите лица моего все вы» – не только здесь присутствующие, но и те, которых вы являетесь представителями. Эта уверенность основывалась на свидетельствах Духа по городам, а может быть, и на собственных внутренних предчувствиях, коими сопровождалось необоримо увлекавшее его в Иерусалим понуждение Духа. Деян.20:26 .  Посему свиде­тель­ствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, «Чист я от крови всех» – неповинен ни в чьей погибели ( Деян.18:6 ), так как для предотвращения ее он не упустил ничего из своих обязанностей учителя. «По-видимому, оправдывая себя, он однако же заставляет их остерегаться. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ, потому что я исполнил обязанность учителя» (Феофил., ср. Златоуст). Деян.20:28 .  Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый по­ставил вас блюстителями, пасти Церковь Го­с­по­да и Бога, которую Он при­обрел Себе Кровию Своею. «Внимайте себе» – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу» (Феофил).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Павел и Сила молчаливо терпят всенародное поругание, хотя могли бы моментально избежать его, сославшись на свое право римских граждан, освобождавшее их от телесного наказания. Однако они предпочитают молчание, радуясь этому бесчестию во славу Божию, за имя Христово (ср. Деян.5:41 ) и отложив объявление своих прав для окончательной победы своей. Деян.16:24 .  Получив такое при­ка­за­ние, он ввергнул их во внутрен­нюю темницу и ноги их забил в колоду. Деян.16:25 .  Около по­луночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Деян.16:26 .  Вдруг сделалось великое землетрясе­ние, так что по­колебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Исполняя приказание – крепче стеречь узников, темничный страж ввергает их «во внутреннюю темницу», где содержались особенно важные преступники, и ноги их забивает «в колоду» – большой и тяжелый деревянный чурбан с отверстиями. Но – «чем строже заключение, тем славнее чудо!» (Златоуст). «Вдруг сделалось великое землетрясение» – не как обычное явление природы, а как чудо, сотворенное Господом для прославления Своего Имени и избавления Своих Служителей – апостолов. Чудесность землетрясения проявилась именно в том, что не только у Павла и Силы, но и у всех остальных узников темницы «ослабели узы», что давало полную возможность всем тотчас удалиться через открытые землетрясением двери темницы. Чудесно и то, что это землетрясение не простерлось, по-видимому, далее района темницы. Деян.16:27 .  Темничный же страж, про­будив­шись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. «Хотел умертвить себя» – из страха наказания за побег узников. Деян.16:28 .  Но Павел воз­гласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. «Все мы здесь». Пораженные чудом, узники, только что умиленно слушавшие молитвы и песнопения апостолов, были далеки от мысли о бегстве – хотя бы потому, что не успели опомниться от непонятного им потрясения. Деян.16:29 .  Он по­требовал огня, вбежал в темницу и в трепете при­пал к Павлу и Силе,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После видения Петр пребывал в недоумении, не зная, как истолковать его. Тем временем дом Симона кожевника разыскали посланники Корнилия-сотника. Подойдя к дому, они спросили: Здесь ли Симон, называемый Петром? (Деян. 10, 18). Одновременно с этим апостолу Петру вновь был глас – Дух Святой сказал: Вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их (Деян. 10, 19–20). Петр тотчас же спустился вниз и сказал: Я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? (Деян. 10, 21). Посланные ответили ему так: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих (Деян. 10, 22). Петр пригласил слуг и воина к столу и угостил их. На следующий день Петр и несколько иоп-пийских христиан вместе с посланниками Корнилия отправились в Кесарию. Там их уже ждал Корнилий. Он собрал родственников и друзей, дабы и они могли выслушать проповедь о спасении. Увидев Петра, Корнилий, приветствуя его, упал на колени, но Петр поднял его и сказал: Встань; я тоже человек (Деян. 10, 26). Когда же Петр вошел в дом Корнилия, он неожиданно оказался перед большим собранием язычников, пришедших послушать проповедь. До этого Петр, проповедуя о Христе, обращался только к своим соплеменникам, поэтому он сказал: Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? (Деян. 10, 28–29). В ответ Корнилий рассказал о своем видении и прибавил: Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога (Деян. 10, 33). Ответ Корнилия убедил Петра, что позвавшие его язычники действительно жаждут услышать слово Божие. Кроме того, для него самого было откровением, что язычники, живущие праведно, не менее дороги в очах Божиих, чем сыны закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Изображению сего посвящены первые 12 глав книги Деяний 28 . Правда, и здесь имеются отдельные рассказы и о проповеди Апостола Петра, Филиппа и Варнавы язычникам (см. гл. 3, 5–40; 10; 11, 19–26), но далее (13–28 главы) преимущественно повествуется о проповеди среди язычников, в особенности Апостола Павла: в Дамаске, Антиохии, Малой Азии, Греции, Македонии и наконец в Риме. Проповедуя Евреям в Риме, Апостол Павел от утра до вечера излагал им учение о Царстве Божием, приводя свидетельства об Иисусе Христе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались, а другие не верили ( Деян.28:23–24 ). Тогда Апостол сказал: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: «пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, – и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:9–10 ). Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» ( Деян.28:25–28 ). Здесь, с одной стороны, указывается на универсальное значение христианства, ради достижения которого и пришел Павел в Рим, как всемирную столицу, а с другой – на исторический порядок призвания народов ко спасению. Этот порядок состоял в первоначальном призвании верующих из Евреев и в отвержении неверующих, а потом в призвании язычников, что и получило завершение в Риме, как столице всего известного тогда мира. Нередко говорили об этом порядке Евангельского благовестия и другие Апостолы ( Деян.2:23; 3:14 ), ибо такова была заповедь и Самого Спасителя ( Деян.1:8 ), ср. ( Лк.24:46–48 ). Посему можно сказать: в этом была самая существенная мысль Дееписателя, которому, как сотруднику Апостола Павла, была весьма приятна та мысль его, что христианство есть сила Божия во спасение всякому верующему, Иудею же прежде и Еллину ( Рим.1:16 ). А так как он сам был Еллин, а Павел – Апостол языков, то это спасение о Христе язычников было ему и еще приятнее. А потому оно, как говорится, и проходит красною нитью во всей книге, как существенная ее идея, так ясно выраженная Апостолом Павлом Евреям в Риме, чтобы они, зная это, не совершенно отложились от Христа, но возревновали бы хотя тогда, когда восполнится число верующих из язычников ( Рим.11:11 ) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

О чем же проповедовали апостолы? О том, что видели и слышали, и чему были свидетелями ( Деян. 1.8 ), удостоверившись на собственном опыте. Ибо хотя и называли Христа Сыном Божиим, но отреклись от Него, видя Его в позоре и уничижении человеческом. Хотя и кричали: «осанна Сыну Давидову!», но потонул этот вопль в криках: «распни Его!» Видя свет Преображения – погрузились во тьму Распятия. Быв свидетелями многочисленного спасения страждущих, с горькой надеждой взирали на Крест, ожидая, что Спаситель спасет и Себя Самого. И лишь ощутив руками язвы гвоздиные, и узрев воочию Христа Воскресшего, убедились они, что Сей есть Истинный Господь и Бог ( Ин. 20.28 ). О чем и свидетельствовали они по всей земле, зная, что истинно свидетельство их ( Ин. 21.24 ). «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» ( Деян. 2.32 ). Вот главная тема проповеди апостолов! Вот то важнейшее свидетельство, вокруг которого строится все христианство ! «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа» ( 1Кор. 15.14–15 ). Но потому и живо христианство , потому и действенна была проповедь апостолов, дававшая надежду отчаявшемуся человечеству, потому что «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15.20–22 ). Факт Воскресения Христова был широко известен в Иерусалиме, что и способствовало массовому обращению иудеев в христианство, «ибо это не в углу происходило» ( Деян. 26.26 ), а было достоверно доказано самими язычниками, охранявшими Гроб Господень. Подкупив стражников, и научив их говорить, что ученики выкрали тело Иисуса, фарисеи, досадуя на апостолов Петра и Иоанна за то, «что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых» ( Деян. 4.2 ), однако не предъявили апостолам ни разу этого обвинения, хотя те неоднократно говорили им о Воскресении «Иисуса Христа Назорея» ( Деян. 4.10 ). Главным обвинением фарисеев в адрес апостолов было только то, что они хотят навести на них кровь Господа Иисуса, т. е. доказать их причастность к распятию Христа ( Деян. 5.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

26–27. Начальники и судьи ( Деян.7:27 ) и всякий ближний ( Деян.7:26 ) должны примирять ссорящихся, хотя бы и не знали, кто из обижающих друг друга более имеет причины жаловаться ( Мф.5:9 ). 27. Обидчик не любит мириться; он никого не поставляет над собою начальником, и не слушается судии. 28. Кто держит злую собаку за хвост, когда она лает; тот бойся, чтобы не укусила: кто вразумляет обидчика, тот не останется без обвинения от него ( Притч.26:17 ). 29–29. Язык – огонь; он воспаляет весь круг жизни нашей ( Иак.3:6 ): убегай злого языка. 30. В пустыне горы Синая явился Ангел Господень в терновом кусте, пылающем огнем: на горе Голгофе, явился Сын Божий ( Ин.19:17 ) в терноном венце ( Мф.27:29 ), пылающем огнем любви ( Лк.12:49, 50 , Лк.22:15 ). 34. Грешная земля – Египет; здесь страдание и стенание под грехом ( Рим.7:24 ). Грех – Египетская работа; по внешнему человеку мы находим в нем удовольствие ( Деян.7:39 ), но внутренний наш человек желает избавления от него ( Рим.7:24 ). 35. Кого мы отвергаем, того самого Сам Бог посылает иногда быть нашим начальником. И так всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога; а существующие власти от Бога учреждены ( Рим.13:1 ). 36–37. Сорок лет жил Моисей, делая чудеса и знамения в земле Египетской, и на Чермном море, и в пустыне: вся жизнь И. Христа исполнена была чудесами ( Ин.21:25 ). Это тот Моисей, которого восставил Господь Бог из братьев Его ( Ин.1:11 ; Евр.2:12, 14, 17 ) Пророком ( Лк.7:16 ), и Пророком Всевышним ( Ин.1:48–49 ). 39. Можно быть Египтянином (идолопоклонником Деян.7:40 ), не быв в Египте; и Содомлянином, не быв в Содоме: сердце – место, в сердце – город ( Лк.17:32 ). 39–42. Кто, познав Бога, не прославляет Его как Бога, и не благодарит; того Бог предает суетным умствованиям, и омрачению сердца ( Рим.1:21 ). 41. Последствие от причины, и представляется как причина: от пищи и пития – веселятся. Пища – веселие ( Деян.14:17 ). Едущие и пьющие – веселятся ( 1Кор.10:7 ); и те, которые едят жертвы, не участники ли жертвоприношения ( 1Кор.10:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010