Деян.14:6 .  они, узнав о сем, [удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, Деян.14:7 . и там благовествовали. «В Ликаонские города, Листру и Дервию». «Ликаония» – не столько политически, сколько этнографически составляла особую область Малой Азии, с городами – «Листрой» – к юго-востоку от Иконии, и «Дервией» – к юго-востоку от Листры. Деян.14:8 . В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Деян.14:9 .  Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, «Увидев, что он имел веру» – увидев проницательным взором Богопросвещенного апостола. Деян.14:10 . сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Деян.14:11 .  Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. «Говоря по-ликаонски». Что это за ликаонское наречие, сказать трудно: одни считают его за наречие, родственное ассирийскому, другие – за тождественное каппадокийскому, третьи – за испорченное греческое. Деян.14:12 .  И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, по­тому что он началь­ствовал в слове. «И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием». Почему именно этих богов видел народ в Варнаве и Павле, объясняется частью местной фригийской сказкой о явлении именно этих богов в человеческом виде (у Овидия, Metamorph, VIII), частью – тем, что близ города был храм или идол Зевса, а Эрмий, как красноречивый истолкователь богов, считался обязанным сопровождать Зевса, когда он сходил с Олимпа к смертным. Намек на это последнее дается и самим дееписателем, по которому Павла сочли Эрмием, «потому что он начальствовал в слове»... Возможно, что и самый внешний облик апостолов имел здесь свое значение: Павел, как юноша ( Деян.7:58 ), отличавшийся живостью характера, отражавшеюся во всех его речах и действиях, легко мог быть отождествлен с Эрмием, коего представляли нежным, живым, благообразным юношей, тогда как Варнава своею степенностью вполне мог напоминать язычникам «Зевса» (Златоуст: «мне кажется, что Варнава имел и вид достопочтенный»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Впрочем, можно сделать и другое предположение: в Коране, может быть, переделано повествование о иерусалимской проповеди Петра и Иоанна, исцелении ими хромого и о присоединении к ним Варнавы ( Деян. 4:1–37 ). Иудеи хотели убить их, но ученый Гамалиил доказал иудеям, что делать этого делать не следует ( Деян. 5:1–12 ). Наконец, можно предполагать, что Мухаммед присоединил к этому сказанию речь новообращенного Павла, сказанную им в Иерусалиме в защиту апостольской проповеди, речь, действительно, громовую, в которой он доказывал суетность его прежнего идолопоклонничества и передал о небесном видении ему Господа, после которого он обратился к апостольской вере и тем умиротворил свою душу ( Деян. 22:1–21 ). Во всяком случае, Мухаммеду было известно, что в малоазийских церквах проповедали какие-то два апостола (Павел и Варнава, Петр и Иоанн), что к ним был присоединен по воле Божией третий апостол (Иоанн, Павел), что все апостолы творили необычайные знамения: исцеляли увечных ( Деян. 3:2–8; 14:8–11 ), больных ( Деян. 5:15–16; 8:7 ), воскрешали мертвых (Деня. 9:36–41) и говорили, что эти знамения даются им по благодати Божией, а не за деньги ( Деян. 8:18–25 ; срав. К36:20), что их били, заключали в темницы, откуда они освобождались, и что проповедь их состояла в следующих словах: мужие! что вы это делаете? И мы подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных богов к Богу живому, который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них; Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди, и времена плодоносные, и исполняя пищей и веселием сердца наши ( Деян. 14:15–17 ). Все это известное Мухаммеду могло быть соединено им в суре 36 в один, якобы, исторический очерк апостольской проповеди еще при жизни Иисуса, при чем была опущена самая существенная часть апостольской проповеди о воскресшем Искупителе человеческого рода Иисусе Христе, о том, как Он, обещанный древними пророками, был не узнан на земле, незаслуженно поруган, распят, а потом воскрес во славе своей и вознесся на небеса ( Деян. 2:14–36; 7:1–53; 22:1–21 ). Что касается сказаний мусульманских толковников, то они построены на основании коранического сказания, затем дополнены некоторыми подробностями, вероятно, из устных рассказов христиан, и изложены во вкусе восточных легенд.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Первое существенное пополнение в общине отмечено в день Пятидесятницы, когда на апостолов, собравшихся вместе, сошел Святой Дух в виде огненных языков. Народ, пришедший в Иерусалим на праздник из разных земель, слышал проповедь апостолов, причем для каждого из пришедших она произносилась на его родном языке: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» Апостол Петр, «став с одиннадцатью», обратился к собравшимся с пламенной речью, в которой рассказал об Иисусе Христе как обетованном Мессии, о Его смерти и воскресении, и призвал народ к покаянию и крещению «во имя Иисуса Христа для прощения грехов». За один день христианская община увеличилась более чем в 25 раз. Эта община подвергается гонениям со стороны иудеев. После того как Петр и Иоанн исцеляют в храме хромого ( Деян. 3:1–10 ) и после очередной проповеди Петра народу ( Деян. 3:11–26 ) первосвященники, старейшины, начальники и книжники вызывают Петра и Иоанна для допроса ( Деян. 4:1–12 ). Поначалу им приходится отпустить апостолов ( Деян. 4:13 – 23), но по мере того, как растет число исцеленных и увеличивается количество примкнувших к общине, усиливается и негодование храмовой элиты. По указанию первосвященника апостолов заключают в темницу, но ангел чудесным образом освобождает их ( Деян. 5:17–23 ). Затем их вновь приводят к первосвященникам, и вопрос рассматривается на заседании синедриона. Здесь за апостолов заступается Гамалиил – тот самый, у чьих ног воспитывался Савл. Апостолов отпускают на свободу, «запретив им говорить о имени Иисуса». Но они не перестают благовествовать о Нем в храме и по домам ( Деян. 5:26–42 ). Несмотря на противодействие иудеев, «слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» ( Деян. 6:7 ). Одним из ярких проповедников нового учения является Стефан: его хватают и приводят в синедрион. Выступление Стефана в синедрионе заканчивается тем, что его выводят за город и побивают камнями. Юный Савл присутствует при казни ( Деян. 7:1–8:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о поклонении Богу Ин.4:23–24 . «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Объяснение. Если бы сказано было поклоняться в одном духе и не было бы добавлено ещё и истине, то, конечно, телесные движения в деле молитвы были бы излишни; но ведь поклоняться в духе и истине значит без притворства и лицемерия: 1Ин.3:18 . Не духом, а только телом можно лицемерить, а что истинное поклонение должно начинаться в духе и потом выражаться в непритворных, нелицемерных телесных движениях, об этом нам свидетельствует и Слово Божие: 1Кор.6:20 ; Мф.28:9 ; Лк.22:41 ; Ин.13:15 ; Рим.12:1 . Деян.17:25 . (Бог)... «Не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё». Объяснение. Бог не требует служения, как нуждающийся в нём, но требует его как всеблагий Отец, создавший людей для блаженства и вечной жизни, которых они не могут иначе обрести, как только чрез служение Богу: Мф.4:10 . Не требует Бог жертвы для своего блага, но требует для нашего блага и потому ставит в пример вдовицу, пожертвовавшую всё, что она имела: Лк.21:2–4 . Не отрицается, а утверждается Священ. Писанием прославление Бога не одной душой, но и телом в молитве: 1Тим.2:8 ; 1Кор.6:20 . Деян.28:8 . «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошёл к нему, помолился и, возложив на него руки (свои), исцелил его». Объяснение. Отсюда видно, что было в обычае у апостолов возлагать руки на больных для сообщения им исцеляющей благодати Святого Духа. Сопоставляя это место с другими местами кн. Деяний, приходим к заключению, что в апостольские времена в Церкви Христовой возложение рук употреблялось для сообщения трояких даров: 1) общих всем верующим (без различия между мирянами и духовными): Деян.8:17; 2 ) свойственных различным ступеням священства, например, диаконам: Деян.6 :б; или пресвитерам: Деян.14:23 ; и 3) потребных для исцеления от болезней тела: – Деян.28:8 , но всё сие производит один и тот же Дух: 1Кор.12:11 . В этом же 8 ст. говорится, что святой апостол Павел помолился, да и вообще в книге Деяний часто молитва сопровождалась внешним, телесным действием – преклонением колен: Деян.7:60:9:40:20:36:21:5 ; отсюда вразумление тем, кто отвергает нужду и значение телесного поклонения: 1Кор.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

архидиакон первомученик Стефан «исполненный веры и Духа Святого» ( Деян.6:5 ) и диакон Филипп, который, пришедши в город Самарийский, «проповедовал им Христа» ( Деян.8:5 ). (Диаконство в теперешней иерархии не дает права самостоятельного церковного проповедания и, в этом отношении, приближается к мирянству.) При этом, «когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Господа Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» ( Деян.8:12 ). Здесь и крещение совершается без участия апостолов, т. е. иерархии (в отношении самостоятельного совершения таинства, диаконство и ныне не отличается от мирян), иными словами, оно совершается мирянами, что соответствует и теперешней практике, по которой в случае отсутствия священника миряне могут и крестить, и, наоборот, само апостольство не соединялось необходимо с совершением крещения, по крайней мере по свидетельству ап. Павла: «Господь послал меня не крестить, а благовествовать» ( 1Кор.1:17 ). Напротив, низведение Духа Святого, соответствующее уже тайнодействию, не могло быть совершено Филиппом, но потребовало прибытия апостолов Петра и Иоанна ( Деян.8:14–17 ). Далее идет рассказ о том, как Филипп же вразумил и затем крестил евнуха царицы Кандакии ( Деян.8:26–38 ), причем, сошел на него и Дух Святой, однако помимо (возложения рук Филиппа); и после этого Филипп, «благовествовал всем городам» ( Деян.8:40 ). Далее говорится в Деяниях Апостолов о том, как «рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа» ( Деян.11: 19–20 ). Уже на основании этих примеров видно, что даже во время пребывания на земле св. апостолов, проповедь христианства совершалась верующими независимо от того, являлись ли они носителями церковного сана. Но этот же факт проходит решительно чрез всю церковную историю до наших дней. Миссия христианская не только не связана с иерархическими преимуществами, но составляет долг и достояние каждого христианина, который говорит о себе: «верую и исповедую», а тем самым, и проповедует.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

О том, что другие случаи говорения на языках в Деяниях Апостолов носили такой же характер, свидетельствуют сами ученики Спасителя. Апостол Петр рассказывая в Иерусалиме о крещении сотника Корнилия, говорит следующее: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале (здесь и далее выделено мной – Авт.)» ( Деян.11:15 ). Другими словами говорение на иных языках в доме Корнилия, о котором говорится в Деян. 10:46 , было таким же, как и у Апостолов в Пятидесятницу – говорением на иностранных языках (в данном случае можно предположить древнееврейский или арамейский язык) которым человек не обучался. Об этом же говорится и в Деян. 15:8 , где раскрывается причина глоссолалии у язычников – показать верующим из иудеев равенство всех во Христе и необходимость принятия в Церковь верующих из язычников: «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими , верою очистив сердца их» ( Деян.15:8–9 ). Все сказанное относится и к случаю с проповедью Апостола Павла в Ефесе ( Деян.19:6 ). Здесь также говориться о том, что чудо глоссолалии произошло с носителями одного языка (кроме самого Апостола Павла), однако сомнения в том, что это был случай говорения на вполне определенных иностранных языках быть не должно, как видно из подобного же случая в Деян. 10:46 и его объяснения Апостолом Петром ( Деян.11:15; 15:8 ). Необходимо отметить, что и все остальные случаи, когда в Новом Завете говорится о говорении на иных языках, предполагают понимание этого феномена как говорение на иностранных языках, за исключением, на наш взгляд, некоторых искажений этого дара в коринфской общине христиан. О дарах Святого Духа, которые будут проявляться как знамения для уверовавших, в том числе и как говорение на новых языках пишет Евангелист Марк Мк.16:17 (glw/ssaiv … kainai_v – «новые»), глоссолалия как дар духовный упоминается у Апостола Павла в виде «разных» языков (ge/nh glwssw_n – «роды языков») ( 1Кор.12:10, 28 ). Также все то, что мы найдем положительного в смысле описания говорения на иных языках в 14 главе Первого послания к Коринфянам свидетельствует о понимании глоссолалии именно как говорении на исторических иностранных языках. По словам священника И. Ефимова «многие места Писания наилучшим образом объясняются именно при таком предположении». 14

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Здесь П. совершил чудо: исцелил человека, хромого от рождения (Деян 14. 8-10; ср.: Деян 3. 2-8). Это чудо имело неожиданный эффект. Народ, увидев происшедшее, «возвысил свой голос..: боги в образе человеческом сошли к нам». Варнаву приняли за Зевса, а П. за Гермеса (само событие обычно объясняется в контексте местного мифа о Филемоне и Бавкиде, оказавших гостеприимство Зевсу и Гермесу - ср.: Ovid. Met. 8. 618-724; Ramsay. 1900. P. 226; Fitzmyer. 1998. P. 531; Keener. 2012-2015. Vol. 2. P. 2146). Дело закончилось тем, что Варнава и П. насилу уговорили народ отказаться от жертвоприношения и разойтись по домам (Деян 14. 11-18). После того как инцидент был исчерпан, П. и Варнава оставались в городе и продолжали проповедовать (Деян 14. 18). Как и в др. местах, основную оппозицию им составили иудеи, пришедшие из Иконии и Антиохии. Они настроили людей против П. и Варнавы, «говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» (Деян 14. 19). Присутствовал ли при этом Варнава, неизвестно, но очевидно, что П. пострадал потому, что был главным проповедником. Несмотря на то что П. были нанесены тяжкие телесные повреждения, он быстро поправился: когда вокруг него собрались ученики, он «встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию» (Деян 14. 20). Впосл., перечисляя бедствия, к-рые ему довелось претерпеть на пути, П. вспомнит и нек-рые детали 1-го путешествия, в частности, побиение камнями в Листре (2 Кор 11. 25). О проповеди в Дервии ап. Лука почти ничего не сообщает, основное внимание уделяя рассказу об обратном пути 2 апостолов: через Листру, Иконию и Антиохию, далее через Писидию в Памфилию, проповедовали в Пергии, прошли от Атталии и далее отплыли в Антиохию (Деян 14. 21-28). Ап. Лука обозначает главную тему увещаний П. христ. общинам: путь в Царство Божие сопряжен со мн. скорбями, и отмечает, что для каждой Церкви П. и Варнава рукоположили пресвитеров (о епископском служении в апостольский век см.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Св. Павел поразил слепотой волшебника Эллиму, противившегося Апостолам. Павел, обличив противника, сказал ему: се рука Господня на тя, и будеши слеп, не видя солнца до времени. И тотчас объял Эллиму мрак и тьма, и он, оборачиваясь, искал вожатого. Видя это, Проконсул Сергий Павел уверовал в Господа Иисуса ( Деян.13:8–12 ). В Листре Ап. Павел исцелил хромого от рождения: видя веру его, Павел сказал ему громко: тебе глаголю: во имя Господа Иисуса Христа, встани на ногу твою правь (стань на ноги твои прямо), – и он вскочил, и начал ходить. Народ видев, что сделал Павел, и, не зная ещё истины, по своим языческим понятиям кричал: «боги в человеческом образе пришли к нам». И с трудом Павел уговорил народ, чтоб не приносил ему и Варнаве жертвы ( Деян.14:8–18 ). В г. Филиппах Ап. Павел из одной служанки изгнал духа пытливого: он сказал духу: запрещаю (повелеваю) ти именем Иисуса Христа изыди из нея. И дух тотчас вышел из неё. Господа служанки, схватив Павла и Силу, повлекли их на площадь к начальникам. Сии, бив их палками, и дав много ударов, ввергли в темницу, приказав стражу крепко стеречь их. Страж посадил их во внутреннюю темницу, и ноги их забил в колоду. Но около полуночи, когда Павел и Сила молились и прославляли Бога, вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы, и тотчас отворились все двери, и оковы со всех спали. Страж темничный и все домашние его, наставленные Апостолами вере во Иисуса, немедленно крестились ( Деян.16:16–33 ). Немалые чудеса Бог творил руками Павла; так что и платки и полотенца, бывшие на теле его, носили к больным, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них ( Деян.19:11–12 ). В Троаде Ап. Павел воскресил юношу Евтиха, который, во время речи Павловой сидевши на окне, погрузился в глубокий сон, и сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мёртвый ( Деян.20:9–10 ). На острове Мелите Павел, к удивлению иноплеменников, сохраняется невредимым от ехидны, которая висела на руке его ( Деян.28:3–6 ). На том же острове Павел исцелил Публия, отца местного начальника, помолившись и возложив на него руки. После и прочие на острове, имевшие болезни, приходили к нему, и были исцеляемы ( Деян.28:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такой ответ этих учеников, конечно, не мог не удивить апостола и он спрашивает: во что же вы крестились?. Что было предметом вашей веры и исповедания при крещении, если вы о Духе Святом даже и не слыхали, не только сами не приняли Его? – В Иоанново крещение: в то, что составляло предмет крещения Иоаннова и исповедание чего требовалось при этом крещении. В ответ на этот ответ апостол кратко и сжато, но весьма рельефно характеризует крещение Иоанново и его отношение ко Христу. – Иоанн крестил только крещением покаяния (см. прим. к Мк.1:4 и парал.); цель его – приготовление людей (говоря людям) к вере грядущего по нем, то есть во Христа (Мессию) Иисуса, поясняет кратко апостол; следовательно, это только приготовительное к христианскому, а не само христианское крещение. – Услышав сие, т.е. что проповеданный их учителем Иоанном Мессия действительно пришел и есть именно Иисус из Назарета и что недостаточно одного Иоаннова крещения для вступления в царство Мессии, ученики крестились во имя Господа Иисуса, т.е. крещением христианским (см. прим. к Деян.2:38 и Мф.28:19 ), и по возложении на них рук Павлом (см. прим. к Деян.8:15–17 ) приняли Духа Святого, вследствие чего начали говорить иными языками (см. прим. к Деян.2:4 ; Деян.10:44–48 и парал.) и пророчествовать (см. прим. к Деян.11:27 ; ср. Деян.13:1 . 1Кор.14 ). Отделение христиан от иудеев (8–10) 8. Пришедши в синагогу, он небоязненно проповедовал месяца три, удостоверяя о царствии Божьем. 9. Но как некоторые ожесточались и не верили, злословя путь Господень пред народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна. 10. Сие продолжалось года два, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Пришедши в синагогу, как обыкновенно делал Павел ( Деян.17:2 и прим.), он проповедовал месяца три небоязненно: последнее слово показывает, что хотя иудеи и были расположены к нему и его проповеди, но не все, и возникло мало помалу и развивалось противление ему; несмотря впрочем на это он небоязненно, смело, без особенных опасений проповедовал целую четверть года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И они вместе отправились в Троаду. Во время семидневного пребывания в Троаде апостол Лука повествует о том, как святой Павел возвращает к жизни юношу Евтиха (см.: Деян.20:10–11 ). Далее миссионеры посещают Асс, Митилину, Хиос, Самос, Трогиллию, Милит, Кос, Родос, Патару и прибывают в Тир: И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим ( Деян.21:4 ). Однако апостол Павел и другие миссионеры отправились через Птолемаиду в Кесарию и остановились в доме Филиппа, одного из семи диаконов... У него были четыре дочери девицы, пророчествующие ( Деян.21:8–9 ). Там же они услышали ещё одно пророчество от пророка по имени Агав: и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников ( Деян.21:11 ). Когда же спутники стали уговаривать апостола не ходить в Иерусалим, Павел сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса ( Деян.21:13 ). Апостол и евангелист Лука завершает повествование о третьем миссионерском путешествии словами: После сих дней, приготовившись, пошли мы в Иерусалим ( Деян.21:15 ). Во время третьего апостольского путешествия была основана Ефесская Церковь и было положено начало для формирования Единой Вселенской Церкви. Кроме того, в результате вероучительной деятельности апостола Павла были написаны Послания к Коринфянам и к Римлянам. Также Деяния повествуют, что во время третьего путешествия апостол впервые обратился с пастырской беседой к священнослужителям. После третьего путешествия апостол Павел решил направиться в Коринф и далее в Иерусалим (см.: 2Кор.1:15–16 ). Также из Деяний и Послания к Римлянам узнаем о его намерениях предпринять путешествие в Рим и Испанию (см.: Деян.19:21 ; Рим.15:24–28 ). Можно предположить, что именно во время пребывания в Коринфе Павел написал Послание к Римлянам, которое представляет собой краткое изложение учения апостола и поэтому так важно в вопросе толкования Павловых Посланий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010