3. На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. 4. Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров. 5. И, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Плыть нам: дееписатель отсюда снова начинает повествовать как спутник апостола и – так до самого прибытия Павла в Рим. Нам: дееписатель разумеет Павла, себя и упомянутого во 2-м ст. Аристарха, который сопровождал апостола в этом путешествии. – В Италию: именно в главный город римской империи – Рим, для суда перед императором, как требовал Павел. – Павла и некоторых других узников: греческое выражение означает – узников другого рода, т.е. не-христиан, заключенных в узы, но заключенных в узы за другого рода преступления, мнимые или действительные. – Сотнику Августова полка: что такое это за Августов полк, определить точно невозможно, за недостатком точных исторических данных, но это едва ли тот полк, который прежде дееписатель назвал италийским и который стоял в Кесарии ( Деян.10:1 ); разность названий не позволяет признать единство их. Может быть это был отряд одного из полков лейб-гвардии Нерона, бывший по какому-либо случаю на востоке и из Кесарии возвращавшийся теперь в Италию, каковым возвращением и воспользовался Фест для препровождения по его конвоем узников в Италию, или может быть – бывший некоторое время в распоряжении иудейского прокуратора вместе с другими римскими полками (см. прим. к Деян.25:23 и Деян.10:1 ), или то был может быть только конвой с сотником во главе, нарочито наряженный из воинов этого полка для сопровождения узников в Италию. Сотнику этого полка, именем Юлию, переданы были Павел и другие узники под его ответственность должностную и в его распоряжение во время пути до Рима. Адрамитский корабль: Адрамит – приморский город в малоазийской провинции – Миссии, недалеко от Троады и Асса (см. прим. к Деян.16:7–8 ; Деян.20:5–6 ); корабль, вероятно, был купеческий, хозяин которого имел жительство в Адрамите.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Так Господь Иисус, и вознёсшись с прославленным телом Своим на небо, невидимо пребывал с Апостолами, и Апостолы, облёкшись силой свыше, проповедаша всюду, Господу поспешствующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми (Mp.16:20)! 5. Чрезвычайные дары Святого Духа в первенствующей Церкви Христовой Дух Божий, торжественно сошедший в день Пятидесятницы, излился не на одних Апостолов, но и на всех бывших в горнице сионской; ибо сказано: и исполнишася вси 644 Духа свята, и начаша глаголати иными языки ( Деян.2:4 ); – и сошёл Дух Святой в Христову Церковь , дабы пребывать в ней до скончания сего мира. Ибо Спаситель обещал послать им от Отца Всесвятого Духа на все времена: Аз умолю Отца, говорил Он, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Ин.14:16 ). Для насаждения и утверждения Церкви Христовой по разным странам мира, угодно было Богу, чтобы Дух Святый не только в Апостолах, но и в других членах единого тела Христова – Церкви, обнаруживался в дарах чрезвычайных. Сии дары встречаем в первенствующей Церкви Христовой как при жизни Апостолов, так и после них. а) Чрезвычайные дары в Церкви Христовой при жизни Апостолов 1 . Апостолы, как избранные сосуды Святого Духа, были сами раздаятелями чрезвычайных даров благодатных. Так, когда Апостолы, услышав, что жители Самарии приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, – сии, пришедши к ним, помолились, чтобы они получили Святого Духа; ибо Он ещё не сходил ни на одного из них, а только они были крещены во имя Господа Иисуса; возложили на них руки, и Дух Святой сошёл на них видимым образом ( Деян.8:14–15 ). Также в Кесарии, когда Пётр в доме; сотника римского предлагал приготовительное поучение о спасении чрез Иисуса Христа, Дух Святой сошёл на всех слушавших, и веровавшие из обрезанных изумились, видя, что дар Святого Духа излился и на язычников. Ибо слышали их говорящих на иностранных языках, и величающих Бога ( Деян.10:44–46 , слич. Деян.11:15–17 ). Апостол Павел, пришедши в Ефес и найдя там некоторых учеников, спросил их: получили ли вы Святого Духа по уверовании? Они отвечали ему: мы даже не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал: как же вы крестились? Они сказали: крещением Иоанновым. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, проповедуя людям, чтобы веровали в Грядущего по нём, то есть во Христа Иисуса. Услышав сие, они крестились во имя Господа Иисуса. И по возложении рук на них Павлом нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать ( Деян.19:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот рассказ, вместе с повествованиями (Деян., гл. 8, ст. 28-40), является как бы прологом к дальнейшим встречам христиан с язычниками. Когда Петр рассказал другим апостолам о том, что с ним было, «все прославили Бога», говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизни» (Деян., гл. 11, ст. 18). Однако участившиеся обращения язычников ко Христу заставили насторожиться тех, кто пришел ко Христу из иудейства, и они стали требовать, чтобы язычники сначала вступали в иудейство (т.е. обрезались по закону Моисееву) и только - тогда могли бы переходить в христианство. Эта узкая точка зрения — о том, что в христианство надо переходить через иудейство,— и те споры, которые поднялись вокруг этого вопроса, привели к тому, что на первом соборе в Иерусалиме «апостолы и пресвитеры» занялись рассмотрением этого вопроса (Деян., гл. 15). Вот каково было решение этого Собора: «Не затруднять обращающихся к Богу из язычников». Эта формула, предложенная ап. Петром, была принята Собором,— вход в Церковь широко раскрылся перед язычниками. В Деяниях и посланиях ап. Павла (который считается «апостолом языков») мы находим много различных суждений по этому вопросу. Так, в беседе с иудеями (Деян., 28, ст. 28) ап. Павел говорил им, когда они отвергли его призыв уверовать во Христа: «Спасение Божие послано язычникам — они и услышат». «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников?» — спрашивает ап. Павел в послании к Римлянам (гл. 3, ст. 29). В Афинах ап. Павел (Деян., гл. 17, ст. 15—34) прямо призывает язычников стать христианами — и хотя большинство афинян осталось равнодушно к проповеди ап. Павла, но несколько человек уверовало во Христа. В послании к Колоссянам, говоря о Церкви, ап. Павел говорит (гл. 1, ст. 27): «Благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников», а в 1-м послании к Тимофею он пишет (гл. 2, ст. 4): «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». В послании к Римлянам (гл. 11, ст. 11), рассуждая о неприятии Христа иудеями, ап. Павел усмотрел в этом особый промысел именно об язычниках: «От их (т. е. иудеев) падения спасение язычников» — и дальше (ст. 28): «Ожесточение произошло в Израиле до времени — пока войдет полное число язычников».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

144 . Сказали апостолы: Угодно Святому Духу и нам ( Деян. 15:28 ). Словом угодно они указывают не только на Того, через Кого действует благодать, но и на Изрекающего повеление, которое нужно исполнить. Как о Боге мы читаем: Благоугодно было Богу ( 1Кор.1:21 ), так и слова: Угодно Святому Духу, указывают на Повелевающего Своей властью. 145 . Разве не властвует изрекающий по Своему желанию и повелевающий по Своей воле, как делают это Отец и Сын? Павел услышал глас, обращенный к нему: Я Иисус, Которого ты гонишь ( Деян. 9:5 ), а Святой Дух запретил Павлу и Силе идти в Вифинию 92 . Отец говорил через пророков 93 , и о Духе сказал Агав: Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме ( Деян. 21:11 ). Премудрость послала апостолов: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие ( Мк. 16:15 ), и Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ( Деян. 13:2 ). Писание показывает, что посланники Святого Духа ничем не отличались от других апостолов; не было так, что одни были посланы Святым Духом, а другие, особо, Богом Отцом. 146 . Павел, посланник Духа и избранный сосуд Христа 94 , вспоминая действие Бога в себе, говорит: Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников ( Гал. 2:8 ). Действовавший в Петре действовал и в Павле, и если в Павле действовал Святой Дух, Тот же Дух действовал и в Петре. Петр свидетельствует, что в нем действовал и Бог Отец, как мы читаем в Деяниях апостольских: Петр, встав, сказал им: мужи братия, вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия ( Деян. 15:7 ). Значит, Бог дал Петру благодать проповедовать. Никто не смеет отрицать в нем и действие Христа, его избрание и призвание Христом, поскольку Сам Господь сказал ему: Паси агнцы Моя ( Ин. 21:15 ). 147 . Итак, единое действие у Отца, Сына и Святого Духа. Может, вы в стремлении отрицать это в отношении апостолов выдвинете предположение, что Отец и Дух действовали в Петре именно потому, что в нем уже действовал Сын, словно действие одного Сына было недостаточным для сообщения благодати Петру, и действие Отца, Сына и Святого Духа, соединяясь и восполняя, так сказать, друг друга, было многочастным, чтобы ради утверждения Петра в вере не допустить непрочности действия, совершенного одним Сыном?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Всех их было человек около двенадцати. Деян.19:8. Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Деян.19:9. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна.    Первым местом проповеди Апостола Павла и тут, как и везде, была синагога, где он безбоязненно проповедовал три месяца. За это время явилось немало последователей Христовых в среде его слушателей, но, как и везде, нашлись такие люди, которые начали восставать против святого Апостола. Противление их постепенно все более увеличивалось и перешло в ожесточение, так что они начали изрыгать перед народом хулы и насмешки по поводу проповеди Павла. Это побудило Апостола и здесь разорвать с синагогой и иудеями. Вместе со своими новообращенными учениками он стал проповедовать не по субботам только, как в синагоге, а ежедневно в училище некоего Тиранна.    Так как имя это чисто греческое, то можно полагать, что это был зал для занятий языческого ритора, теперь обратившегося ко Христу, или место, известное под этим именем. Но так как евреи в рассеянии носили имена и латинские и греческие, то возможно, что этот Тиранн был иудейский учитель, который держал в своем доме частную синагогу, так называемый Бет-Мидраш, где учили преданиям и их толкованию. Надо полагать, что этот Тиранн сам был расположен к христианству, почему и предложил свое училище для Павла с учениками. Деян.19:10. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Деян.19:11. Бог же творил немало чудес руками Павла, Деян.19:12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.    Там Павел проповедовал два года, а так как Ефес был таким крупным центром, куда постоянно стекались жители всей Малой Азии кто по делам торговли, а кто для поклонения Артемиде, или Диане Ефесской, то Дееписатель и говорит, конечно, гиперболически, что «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе». В подкрепление проповеди Павла Бог творил руками Павла «немало чудес» (по-слав. «силы не просты» точнее «немалые»), то есть необыкновенные чудеса, из коих Дееписатель упоминает: 1) Об исцелении разных болезней от вещей, употреблявшихся Павлом, как, например — от платков и опоясаний, и 2) об изгнании бесов из бесноватых. Примечательно в данном случае именно то, что не сам Павел лично совершал эти чудеса, но другие возлагали вещи его, может быть, даже без его ведома на больных, и больные выздоравливали. Показательный пример того, что чудотворная сила Божия может действовать и через бездушные предметы, во что не хотят верить сектанты, будто бы основывающие свое учение на Слове Божием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Не следует забывать, что самый незначительный контакт с оккультным в виде шутки, заигрывания, эксперимента или чтения оккультной литературы может привести человека под заклятие этой власти. Библия предостерегает от легкомысленного отношения ко злу: «Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» ( Притч.14:27 ). «Страх Господень отводит от зла» ( Притч.16:6 ). «Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой» ( Притч.16:17 ). Страх Господень означает благоговейное доверие к Богу и в то же время ненависть ко злу ( Притч.8:13 ). Когда мы пользуемся грампластинками с оккультным, богохульным, и грязным содержанием, разве это не оскорбляет Бога? Какую жатву мы можем пожать в таком случае? Каждому человеку необходимо посмотреть на свою жизнь в свете Слова Божьего и, отвергнув дела тьмы, облечься в оружия света ( Рим.13:12 ). Что теперь делать тебе, читатель, если ты — в оковах рок-музыки служишь сатане? В своей книге «Рок-музыка и христианская точка зрения» Вальтер Коли указывает путь к освобождению: «Во времена апостола чародеи сожгли свои дорогостоющие книги ( Деян.19:19 ). Точно так же пленники рок-музыки должны уничтожить свои пластинки с оккультным, богохульным и грязным содержанием, если они хотят, чтобы Слово Божье укрепилось и мощно возрастало в их внутреннем человеке ( Деян.19:20 ). Невозможно иметь живое общение с Богом и сознательно подвергаться продолжительному безбожному влиянию». По какой причине жители Ефеса, обратившиеся к Господу во время пребывания апостола Павла в этом городе, сожгли свои чародейские книги: от страха перед властью сатаны и угрозы злых духов? Нет! Спасенные так были увлечены властью и славой Иисуса над силами тьмы, что сделали это из благоговения и любви к своему Господу и Спасителю. Следствие 1: «И напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса» ( Деян.19:17 ). Следствие 2: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). Следствие 3: После покаяния и исповедания грехов последовали необходимые дела: вполне сознательно многие из занимавшихся чародейством уничтожили свою оккультную литературу. О ее продаже не было даже речи! ( Деян.19:19 )

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

О безразличии же и неважности пищи для спасения человека Христос здесь ничего не говорит. Притом Церковь запрещает в постный день вкушение мяса не потому, чтобы оно было само по себе нечисто ( Рим.14:17 ; 1Кор.8:8 ), но для того, чтобы обуздать плотоугодие ( Гал.5:24 ; Рим.6:5–6 ; 1Пет.2:11 ; Иак.4:1 ), научить покаянию ( Иоил.2:12–15 ) и повиновению ( Быт.2:16–17 ). Если кто ест в пост скоромное, то он не по той причине грешит, что входящая в него пища оскверняла его душу, а по той, что оскверняет её исходящее от сердца его невоздержание. Далее, если человек ест скоромную пищу, зная, что она запрещена властью Церкви, тот явно отвергает эту власть ( Мф.18:17 ), и возлюбивши плотоугодие, пренебрегает воздержанием. О таком человеке уже нельзя сказать, что сия пища проходит мимо сердца его, «яко не входит ему в сердце» ( Мф.15:17 ) и не оскверняет его. Мф.18:3–6 . «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном... А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Объясн. Если бы даже и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то всё же грешно будет нарушать освящённый Самим Господом пост: Мф.4:2 , установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17 ; первые христиане постились: Деян.13:1–3 , и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13 , и порабощал тело своё: 1Кор.9:27 . Мк.7:15:17–18 . «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?» Объясн. Здесь говорится не против поста, освящённого Самим Господом: Мф.4:2:6:16 , и соблюдаемого первыми христианами: Деян.13:2–3 ; 1Кор.7:5 , а против лицемерного соблюдения одной внешней чистоты, ради которой пренебрегалась даже ясная заповедь о почитании отца и матери: Мк.7:10–11 . Различие в пище находил и апостол Павел: 1Кор.8:9–13 . Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но со злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14 . Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом чрево: Флп.3:19 ; Рим.16:18 . Мк.9:29 . «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Объясн. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека недостаточно одной праздной веры, а нужны ещё молитва и пост, вот поэтому-то православные христиане и упражняются в посте и молитве по примеру первых христиан: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . Деян.27:9 . «Но как прошло довольно много времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя... (Лк. 1, 35). Можно сравнить параллельные места Синоптических Евангелий: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1). Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк. 1, 12). Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк. 4, 1). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Опять обратим внимание на начало служения Иисуса по Лк. (в назаретской синагоге, 4, 16 слл.). Место из Ис. (61, 1-2), которое зачитывает и толкует Иисус, начинается со слова «Дух»: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 18-19). Святой Дух в Деян. Самое начало Деян. (гл. 1) — напряженное ожидание, «пауза» между присутствием Иисуса, описанном в Евангелии, и присутствием Святого Духа, которое обещал Иисус, покидая учеников (Лк. 24, 49). «По определению св. Иоанна Златоуста (Беседа I на Деян.), Деян. есть книга о Св. Духе, пришествие Которого было обещано в Евангелии» . Начиная со 2-й главы, где описано сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, Его обильное излияние не прекращается и плодит все новые и новые христианские общины. Это и есть главное свидетельство, что в Церкви продолжает присутствовать Слово Божие — воскресший Иисус. Лука не боится описывать действия Святого Духа как нечто осязаемое и доступное чувствам: «Дух — это сила, которая проявляется шумом как бы от сильного ветра в виде как бы огненных языков (2, 3), которая ясно выражается в глоссолалии (2, 4; 10, 46; 19, 6). Воздействие Духа на принимающих Его вызывает изумление и зависть даже у волхва (8, 18-19). Когда в повествовании Луки кем-нибудь овладевает сила Духа, это обычно сразу выражается в экстазе. Именно поэтому он описывает нисхождение Духа столь драматически — «крещены Духом Святым» (1, 5; 11, l6), «нисшел» (1, 8; 19, 6), «излил» (2, 17-18. 33; 10, 45), «сошел» (8, 16; 10, 44; 11, 15). Отсюда и заданный в 19, 2 вопрос — «приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали?» (ЕК) — ибо получение Духа это что-то осязаемое, что невозможно ни с чем перепутать. Поэтому проявление «обещанного Духа Святого» (2, 33, ЕК) описывается как «то, что вы и видите и слышите», где экстатическое поведение и речь учеников отождествляются с излиянием Духа!» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Предание церковное сохранило имя этого вельможи, крещенного Филиппом, и несколько сведений о его дальнейшей судьбе. Его звали Индих; по возвращении в страну свою он был в ней первым проповедником Евангелия, обратил многих и в том числе свою повелительницу – царицу, крестив ее (Никиф. Кал. 2, 6). – В Азот: Азот так же, как Газа, один из пяти главных городов филистимских, лежал к северу от Газы (к западу от Иерусалима), верст около 45–50 от него, близ Средиземного моря; ныне деревня, называемая Есдуд. – Проходя, благовествовал и пр.: из Азота путешествие Филиппа продолжалось уже обыкновенным образом, в противоположность необыкновенному путешествию его с газской дороги в Азот. Он шел отсюда к северу, к Кесарии, благовествуя во всех бывших на пути его городах: тут были Аккарон, Ямния, Яффа, Аполлония и др. – Пока пришел в Кесарию: где, кажется, имел постоянное местожительство ( Деян.21:8 и д.). Кесария – большой известный город при Средиземном море, в 68 римских милях (верст около 100) к северо-западу от Иерусалима, – местопребывание в то время римских прокураторов Иудеи. До времен Ирода В. здесь был так называемый замок Стратонов. Ирод В. выстроил здесь город и назвал его в честь Кесаря Октавия-Августа Кесарией. Называлась она Кесарией Стратоновой, в отличие от другой Кесарии в Палестине, которая называлась Филипповой, а в древности Панеей (ср. прим. к Мф.16:13 ). Об этой Кесарии Стратоновой нередко будет речь далее у дееписателя. Глава 9 Обращение Савла Христом и пребывание его в Дамаске (1–25) 1. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику, 2. И выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Савл же, еще дыша угрозами и пр.: между тем как рассеявшиеся после смерти Стефана ученики Господа, вследствие воздвигнутого на них гонения, распространяли по соседним с Иудеей странам проповедь евангельскую ( Деян.8:1 ; Деян.8:4 и д.), Савл, терзавший церковь в начале этого гонения ( Деян.8:3 ), продолжал свои фанатические действия против учеников Господа (еще дыша – продолжая дышать).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Дар Божий не может быть несовершенен, и предчувствия победы Ж. над смертью запечатлены уже в ВЗ: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Новый Завет Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Основанием веры в буд. вечную Ж. в НЗ служит факт воскресения Иисуса Христа (2 Кор 13. 4). Верующий во Христа имеет Ж. вечную (Рим 6. 8-11), потому что Христос есть Тот, Кто принес Ж. и нетление (2 Тим 2. 10). Он - «Начальник жизни» (ρχηϒς τς ζως - Деян 3. 15), в Его Ж., преодолевающей смерть, спасение человека (Рим 5. 10), Он - данная уже сейчас верующим Ж., к-рая сокрыта с Ним в Боге (Кол 3. 3-4), Ж. в Нем (Ин 5. 11; Рим 8. 2; 2 Тим 1. 1), Он есть «воскресение и жизнь» (Ин 11. 25), «путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5. 20). В языке НЗ понятие «Ж.» передается греч. словами ζω, ζ, βος, βιω, ψυχ (см. ст. Душа ) и др. Как и в ВЗ, в новозаветных текстах Ж. сопоставляется со смертью и противопоставляется ей. Ап. Павел пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...» (Рим 8. 38); «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть...» (1 Кор 3. 22); «...возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1. 20). В согласии с ветхозаветным языком о Ж. говорится и как о явлении, имеющем протяженность во времени: «Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое...» (Лк 16. 25; cp.: 1. 75; 2. 36; 12. 15; Деян 8. 33 (Ис 53. 8); Евр 2. 15). У Ж., понимаемой т. о., есть естественный предел: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4. 14; ср.: Евр 9. 17; 1 Кор 7. 39; Рим 7. 1-3). Важнейшим признаком Ж. является способность к действию. Поэтому, так же как и в ВЗ, «жить» может иметь значение «быть здоровым»; исцелив сына царедворца, «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров» (ζ - букв. живет - Ин 4. 50; ср.: Мк 5. 23). Соответственно предметы и явления, лишенные действия или не приводящие к результату, могут быть названы «мертвыми», как грех в отсутствие закона (Рим 7. 8), неправедные дела, которые очищает кровь Христова (Евр 9. 14) или бездеятельная вера (Иак 2. 17). Напротив, живы истинные и потому действенные слова (Деян 7. 38; Евр 4. 12; Ин 6. 63, 68), надежда (1 Петр 1. 3) и жертва (Рим 12. 1).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010