Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе ( 2Тим.1:13 ). Епископ должен быть держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать… Обличай строго, дабы они были здравы в вере ( Тит.1:9, 13 ). Господь Христос дал нам свой закон ( Гал.6:2 ). Этот закон требует от нас, чтобы мы держались здравого или истинного вероучения ( 2Тим.1:13 ; Тит.1:9, 13 ); истинное же вероучение есть только одно ( Еф.4:5 ; 1Кор.1:13 ). Сердечная вера наша должна быть искренней и сильной ( Мк.9:23, 24; 11:24 ). Дела наши должны быть исполнением заповедей Господних ( 1Кор.14:37 ); таковы заповеди – о вере и любви ( 1Ин.3:23 ), о крещении ( Мф.28:19 ), о св. причащении ( Лк.22:19 ) и другие. При этом исполнять должно все заповеди ( Мф.28:20 ; Иак.2:10 ). Отступники погрешают тем, что не держатся единого истинного вероучения и не исполняют всего, заповеданного от Господа. 3. Ветхий Завет Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ). Всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое ( Мф.13:52 ). Авраам сказал ему (богачу): у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их ( Лк.16:29 ). Один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем ( Рим.3:30, 31 ). Ты из детства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:5, 16 ). Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек ( Иак.1:17 . Чис.23:19 ). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего Св. Писания как Нового, так и Ветхого Завета ( 2Тим.3:15, 16 ). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного Закона, но утверждали его ( Мф.5:17 ; Рим.3:30, 31 ), тому же научали и верующих ( Лк.16:29 ). Из ветхозаветных установлений утратило своё значение и заменено другим только то, что имело один прообразовательный характер: например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с ним обряды ( Деян.15:24 ; Кол.2:11, 12 ), кровавые жертвы заменены жертвою Господа Иисуса Христа и преломлением ( Евр.10:4–9 ; 1Кор.11:26 ) и тому подобное. Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета ( Лев.18:6–18 ), и так многое другое. Посему совершенно несправедливо отвергают отступники те установления церковные, которые подобны установлениям ветхозаветным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христос имеет «сидеть одесную Бога», доколе положить врагов своих в подножие ног своих. Но это не указывает на ограниченный предел времени, за которым царствование Христа должно прекратиться. Если Ему надлежит царствовать и Он, действительно царствовал во все время продолжения борьбы Его со врагами, то уже ничто не может быть препятствием царствовать Ему, когда все враги Его будут покорены и даже истреблены. Таким образом, пророческое слово доколи, указывает здесь именно на непрерывность действия до известного предела, хотя самое действие не исключается этим словом и за этим пределом (как это видно по употреблению сего слова в других местах Св. Писания: Быт.28:1 ; Втор.7:24 ; 2Цар.6:23 ; Мф.1:25–1 ; Тим.4:13). 2. Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. Чтобы победить врагов и положить их в подножие ног своих, нужно иметь власть и силу. Посему Господь – Иегова сказал Господу – Адонаи: «Жезл силы пошлет тебе Господь с Сиона». – Жезл или скипетр, который обыкновенно держали цари в руке своей, особенно при торжественных шествиях, издревле служит символом их власти, а крепкий – железный жезл был символом сильной власти, победоносной ( Пс.2:2 ). Такой-то жезл или такую именно власть и даст Господь-Иегова Господу-Адонаи. Пошлет Господь эту власть с Сиона, т. е. с того места, где Его храм, в котором Его видимый трон – Ковчег Завета, откуда Он являлся как царь своего народа, откуда и великий Первосвященник своего народа, Аарон получил свой «процветающий жезл», как символ его архиерейской процветающей и плодоносной – благодетельной власти. – И господствуй посреде врагов Твоих, – если среди всех, то и над всеми одинаково властно, – так что именно все враги будут «положены в подножие ног» царя – победителя: и уже никто из них не возможет препятствовать распространенно царства Мессии по всем пределам земли. Основание царству Христа Спасители действительно положено на Сионе: ибо здесь Он совершил Свой подвиг искупления мира и вместе одержал победу над смертью и диаволом. А по воскресении Своем, Он здесь же сказал Апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крести их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни, до скончания века» ( Мф.28:18–20 ). «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». И св. Павел, Апостол языков, свидетельствует, что действительно по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Мк.16:20 ; ср. Лк.24:46–48 ; Деян.1 :ст. Рим.10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Понимать покаяние лишь как акт словесного признания своего греха без изменения всей жизни и поступков неверно. В предыдущей главе мы уже приводили пример покаяния мытаря Закхея ( Лк.19:2–10 ). Прощать грехи может лишь Господь, но Он же дарует эту власть апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ); «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Апостольство не ушло из мира без преемства своего служения, апостолы передали своим преемникам – епископам и священникам через череду рукоположений служение пастырства, включающее в себя власть прощать и разрешать грехи. Необходимо сразу отметить, что существует несколько мифов о таинстве Покаяния, один из них заключается в том, что прощает грехи сам священник. Это не так, грехи прощает только Бог ( Мк.2:7 ), но через священника ( Мф.18:18 , Ин. 20:23 ). Помимо того, священник принимает участие в таинстве как свидетель ( 2Кор.4:5 ; Мф. 20:24–28 ), его роль также связана с тем, чтобы вызвать чувство стыда у человека, священник должен помочь советом, духовным наставлением, он молится, чтобы Господь простил исповедующегося. Но священник может сказать: прощаются тебе грехи твои, Бог, как Единый Истинный Сердцеведец ( Деян. 1:24 ), может не принять покаяние, если оно не искренне 91 . Формальное отношение к исповеди без чувства раскаяния и готовности измениться не принесет благого плода для духовной жизни человека. Прекрасный пример истинного покаяния мы находим в Новом Завете. Апостол Петр, трижды отрекшийся от Иисуса Христа ( Лк.22:57 ), кается и Господь прощает его ( Ин.21:15–17 ). Вся дальнейшая жизни апостола Петра, как мы знаем из Священного Предания Церкви, являет пример христианской жизни, ап. Петр уже никогда до самой смерти не отречется от своего Учителя и во имя Его пойдет на смерть. 10. Вера – самогипноз или «уверенность в невидимом» (Евр.11:1)? Через веру человек приходит к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

Апостолы иногда выражались, что устами того или иного ветхозаветного писателя говорил Сам Дух Святый: Деян.1:16 ; Деян.28:25 ; Евр.3:7 . Богодухновенность всего Ветхого Завета засвидетельствована в 1Пет.1:20–21 : «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым». Из истории мы знаем, что сами иудеи верили в богодухновенность Ветхого Завета. Это использует Господь и в Своих словах. Подобно всем иудеям, Он ссылался на Ветхий Завет для подтверждения некоторых истин, например, истины воскресения мертвых ( Мф.22:31 ). И даже важнейшую истину Своего Божественного посольства Господь подтверждает словами: «Исследуйте Писания, ибо и вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ); «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:46 ); «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:27 ). Нередко Господь выражался об этих Писаниях так, как можно говорить только о слове Божием: «...не может нарушиться Писание» ( Ин.10:35 ); «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в пророках и в псалмах» ( Лк.24:44 ); «истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:18 ). Приводя некоторые места из Ветхого Завета, Господь прибавлял: «Бог заповедал» ( Мф.15:4 ); «реченнаго вам Богом» ( Мф.22:31 ). Господь обличал иудеев: «вы устранили заповедь Божию преданием вашим» ( Мф.15:6 ). О Давиде Господь заметил: «той рече Духом Святым: глагола Господь Господеви Моему: седи одесную Мене» ( Мк.12:36 ). Во время составления Символа веры никто не сомневался в богодухновенности апостолов, поэтому и не добавлено в Символе веры «глаголавшаго апостолы». Более того, Спаситель обещал Своим ученикам ниспослать Духа Святаго. Он сказал им: Дух Святый «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он паки явится с Иисусом с небес». (§§ 36, 38, 40 и 41).             1) Св. Писание говорит о двух крестах – о кресте духовном: Мр. 8:34 ; Мф. 10:38 и о кресте вещественном, на котором был распят Христос: Иоан. 19:17 ; Мф. 27:32; Мр. 15:21,30 ; Иоан. 19:25 . 2) О вещественном кресте Христовом были прообразования еще в Ветхом Завете: Исх. 12:7  и 13; 17:11–13; Числ. 21:9 ; и Иоан. 3:14–15 ; Прем. 16:7 , – были и пророчества: Пс. 59:6  и Иоан. 14:6 ; Иса. 62:10 и Иоан. 1:23 ; Мф. 24:30. 3) Основания к почитанию св. Креста: он святой жертвенник: Исх. 29:37 ; и Евр. 9:28 ; Рим. 8:3; 3:25 ; Иис. Нав. 5:15  и 1Петр. 1:19; 2:24 ; он слава Христа: Иоан. 17:1 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ; Иоан. 16:7 ; он – орудие нашего спасения: Кол. 1:19–20; 2:14 ; Еф. 2:16 ; Прем. 14:7 ; он печать Божия на челах Его рабов: Иез. 9:4–5 и От. 7:2–3; 9:4; От. 14:1; 22:4; – победное знамя Христа и христиан: Пс. 59:6 ; Иса. 62:10; Мф. 24:30. 4) Св. Апостолы чтили крест и хвалились им: 1Кор. 1:18 ; Гал. 6:14 . 5) Можно молиться руками: Пс. 62:5; 140:2 ; Мр. 10:16 ; Лк. 24:50–51 ; Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22  и 2:8. 6) Прообраз крестного знамения: Быт. 48:13–14 . 7) Непочитающие св. Крест и крестное знамение – враги креста Христова. Фил. 3:18 . О святых постах православной церкви «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). «Сей же род (диавол) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:19–21). «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься, в те дни» ( Мар. 2:20 ; Мф. 9:15). «Во всем являем себя, как служители Божьи... В трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:5 ).                         Пост так же стар по времени, как и само человечество, ибо он установлен еще в раю, когда «заповедал Господь человеку в раю говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» ( Быт. 2:16 ). Нарушение райского поста повлекло за собой великие для человека последствия: изгнание его из рая, проклятие его и произраставшей ему плоды земли, лишения, болезни, борьба плоти с духом, отчуждение от Бога, рабство диаволу и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   Сегодня, 28 июля, в понедельник, пожаловал в Вауловский Успенский скит высокопреосвященный архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, стоял и молился всю обедню, пил чай, закусывал, осматривал скит (с11 часов до полудни), в 1 час пополудни изволил обедать и в 2 часа уехал в Никольский приход, а оттуда к купцам Лопатиным.    31 июля. В даровании Божественной литургии Церкви Православной и в даровании ей прочих Таинств дано Богом так много, что никакой ум человеческий не может оценить великости этих даров; дары возрождения, усыновления, обновления, права на вечную жизнь, входа на небо, сожития с Ангелами и всеми святыми и вечного примирения с Отцем Небесным и участия в Его святости и блаженстве. Цените ли вы, православные христиане, этот дар Божий и стараетесь ли жить достойно христианского звания — в чистоте и святости и во всякой добродетели?    Сын Божий «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (спасению нашему) «и отдать душу Свою для искупления многих» (верующих) (Мф. 20:28). Неверующие не спасутся; и из православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие. «Понеже» не «сотвористе единому сих братии Моих менших,» ни «Мне сотвористе» (Мф. 25:40). Мало спасающихся. «Много званых, но мало избранных. Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери» (Лк. 14:24) за пристрастие к здешней жизни и за неверие и холодность к Богу и дебелость сердца (Ис. 6:10). «Лисицы имеют норы, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имеет где голову приклонить» (Мф. 8:20).     «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением,» которым буду креститься (Мф. 20:22)? Два брата смягчили свой ответ тем, что сказали: «можем». Если бы не этот ответ или эта готовность положить жизнь за Христа, просьба их была бы очень обидна для всех апостолов; да и то — они обиделись; — сказано: вознегодовали они на Иакова и Иоанна. — Господь вразумил их (Мф. 20:20-28).    Спасение наше в Церкви, как в Ковчеге Ноя, и — нигде больше. «Аще и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17). — Церковь — мы, «тело Христово» (1Кор. 12:27), и Он, Христос, есть Спаситель тела; а мы — члены тела, от плоти Его и от костей Его. Кормчий — Дух Святой, то есть словесного корабля Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом Ковчеге, — можно спастись. Благочестивый Корнилий-сотник, бывший язычник, молившийся всегда и творивший милостыню, наставлен был Ангелом позвать апостола Петра и от него услышать слово спасения и получить крещение со всем домом (Деян. 10:1-31). Знаменательно. — «Кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3:5); магометане — не войдут, евреи — не войдут, идолопоклонники — не войдут, еретики — не войдут, сектанты — не войдут; «блудники, прелюбодее, лихоимцы,» обидчики, «пьяницы, татие» — «Царствия Божия не наследят» (1Кор. 6:9-10). Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь и готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его спасемся да делами любви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б) О священной иерархии, или пастырях Церкви Христовой Церковь , по обетованию Спасителя, будет существовать на земле вечно, ибо и врата ада не одолеют ея ( Мф.16:18 ); до кончины мира, по словам Его, будет проповедываемо на земле Евангелие Царствия Божия ( Мф.28:18–20 ; Мф.24:14 ), но апостолы не могли жить вечно ( Флп.1:21–23 ), а потому полученные от Бога права и власть еще при жизни своей они передали своим преемникам – пастырям Церкви, которых сами избрали и поставили в каждой Церкви. Рукоположивши же им пресвитеров в каждой Церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Котораго они уверовали ( Деян.14:23 ; 1Тим.4:14 ). Рукополагая пастырей Церкви, апостолы исполняли волю Божественного Учителя своего и действовали по внушению Духа Святого ( Ин.16:7, 13:14 ), поэтому и внушали другим, что Сам Христос поставил не только апостолов, пророков и евангелистов, но и пастырей, и учителей ( Еф.4:11 ). Свои божественные права апостолы передали только пастырям. Им только они заповедовали учить народ. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2 ; 1Тим.5:17 ; Тит.1:9 ). Пастырям только дано право священнодействовать: болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне , – и молитва веры исцелит болящаго и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Пастырям только апостолы передали и право управления в Церкви. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь ( 1Тим.5:17 ; читай Деян.15:1–2, 4–6; 16:4 ). Избранным пастырям апостолы заповедали власть учительства, священнодействия и управления в Церкви передавать чрез рукоположение другим избранным и подготовленным лицам. Для того я оставил тебя в Крите, писал апостол Павел епископу Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ; чит. 2Тим.2:2 ; 1Тим.5:22 ). а) О таинстве крещения В таинстве крещения человек получает благодать Святого Духа, очищающую его от греха первородного и от всех грехов, соделанных до крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

( Дан. 2:21-22 ). Он исчисляет количество звезд, называя их по именам ( Пс. 146:4 ; срав. Сирах. 1:2 ). Пред Ним открыты все пути человека, и Он измеряет все стези его ( Прит. 5:21 ). Он испытывает все сердца и знает все движения мыслей (1 Парал. 28:9; срав. 20:27), все человеческие помыслы открыты Ему ( Пс. 138:2 ). Он – Бог Сердцеведец, знаток человеческого сердца: «Ты один знаешь сердце сынов человеческих (2 Парал. 6:30; срав. Пс. 7:10 ; Сир. 42:18 ); Ты, Господи, Сердцеведец всех ( Деян. 1:24 ; срав. 15:8)». «Кто познал Ум Господень? Или кто был советником Ему? ( 1Кор. 2:16 ), – спрашивает Писание и отвечает. – Ведомы Богу от вечности все дела Его ( Деян. 15:18 ). Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось ( Ис. 46:9-10 ). О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим. 11:33 )». Божественный Разум обладает всеми свойствами несотворенной Божественной сущности (природы, естества). Божественный Разум всесовершенен, ведь Бог Сам в Себе «пресовершен и преславлен» 1 . Он обладает всеми совершенствами вне всякой степени и без всякой меры, превосходя Своим совершенством все сотворенные существа. Для человека Он есть Ум непомыслимый, поскольку бесконечно превышает ограниченное человеческое разумение и смысл. И не только для человека, но и для бесплотного ангельского бытия Он есть непостижимый Ум, ибо Он творит все умопостигаемые и разумные сущности ангелов и естества человеческих душ. Божественный Разум свободен от всякого ограничения (предела) и недостатка, Он беспределен и неограничен. Божественный Разум самобытен и независим, ибо не обязан Своим бытием никакому иному существу. Божественный Разум вечен, не имеет ни начала, ни конца, свободен от всех условий времени. Божественный Разум неизмерим и вездесущ, не подвластен пространству и месту, присутствует всюду. Божественный Разум неизменяем, Он пребывает Одним и Тем же в Своих безмерных совершенствах.

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

Задумает антихрист отменить у истинно верующих Закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам ( Мк.1:44 ; Евр.13:17 ; 1Пет.5:5 и др.), поститься ( Мф.11:15 ; Деян.14:23:13:3 ; Иоил.1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим ( Втор.10:20 ; Мф.26:63–64 ; Иез.20:28 ) и прочее. Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди Закона Божия. В-пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их: Откр.13:16 . Святые отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правой рукой, но связана будет рука их. А потому все, восстающие против почитания Креста Христова ( Флп.3:18 ) и отвергающие крестное знамение, суть тоже предтечи антихриста. Кроме вышеупомянутого, всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово: 2Ин.1:7 , б) отвергающим Бога Отца и Сына: 1Ин.2:22 , в) затем обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных: Мф.5:5:24 ; пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами: 2Фес.2:9 ; Деян.13:13–14 ; антихрист будет преследовать святых: Откр.13:7 , но Иисус Христос убьёт его духом уст Своих: 2Фес.2:8 ; Дан.7:11 . Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к выяснению вопроса об антихристе 1Ин.2:18 . «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». Объясн. Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, какой описан апостолом Павлом во 2 Послании к Фессалоникийцам: 2Фес.2:3–4 ; при всём том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф. 2, 15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 48 . Исповедавший истину воплощения ап. Петр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чем и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет. 1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лице человека дыхание жизни и стал человек душою живою ( Быт. 2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святаго ( Ин. 20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святаго ( Деян. 2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор. 15:45 ). Древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ). Дух Божий живет в новой твари ( Рим. 8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Духом христиане устроятся συνοιχοσομεισυαι в жилище Божие ( Еф. 2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор. 15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор. 3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:22–24 ). Еще устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис. 65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет. 3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Апок. 21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют ея – αυτηζ ( Мф. 16:18 ). Αυτηζ может относиться и к πετρα, и к Εχχλησια. Еще Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 49 . Врата ада, сколько бы ни усиливались ( χατισχυσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010