4 . Ибо они без вины скрыли (скрыти) для меня пагубную сеть своего, напрасно поносили (поносити) душу мою ( Пс.34:7 ). 5 . Ибо окружили (быт) меня беды, коим нет числа, постигли (постигнти) меня беззакония мои, так что я не мог (возмощ) смотреть, умножились (оумножитис) более волос на голове моей, и сердце мое оставило (ставити) меня ( Пс.39:13 ). 6 . Все сие постигло (букв.: «постигли» – глагол нас, но мы не забыли (забыти) Тебя и не нарушили (иеправдовати) завета Твоего ( Пс.43:18 ). 7 . Восшел (взыти) Бог при восклицании, Господь при звуке трубном ( Пс.46:6 ). 8 . И убоялся (оуботис) всякий человек и возвестили (возвстити) о делах Бога и уразумели (рлзмти) действия Его ( Пс.63:10 ). 9 . Войду в дом Твой со всесожжением, исполню пред Тобою обеты мои, которые изрекли (изрещ) уста моя и произнес (букв.: «произнесли» – глаголати) язык мой в скорби моей ( Пс.65:13–14 ). 10 . К нему устами моими я воззвал (воззвати) и превознес (вознест) Его языком моим ( Пс.65:17 ). 11 . И отверг (ринти) селение Иосифа и колена Ефремова не избрал (избрати) ( Пс.77:67 ). Упражнение 14 Поставьте приведенные в скобках церковнославянские слова в соответствующую форму преходящего времени или аориста. 1 . Гордые до крайности преступали закон (законопрестповати), а я не уклонялся (оуклонитис) от закона Твоего ( Пс.118:51 ). 2 . Воздающий мне злом за добро клеветали (болгати) на меня, так как я следовал (гонти) добру ( Пс.37:21 ). 3 . Хотя они честь мою замыслили (совщати) низринути, жадно спешили устами своими благословляли (благословлти), а сердцем своим проклинали (клти) ( Пс.61:5 ). 4 . Но они, вскричав громким голосом, затыкали (затыкати) уши свои и единодушно устремились (оустремитис) на него ( Деян.7:57 ). 5 . И когда Петр пришел (взыти) в Иерусалим, обрезанные упрекали (препиратис) его ( Деян.11:2 ). 6 . Язычники, слыша это, радовались (радоватис) и прославляли (славити) ( Деян.13:48 ). 7 . Дойдя до Мисии, предпринимали (покшатис) идти в Вифинию; но Дух не допустил (ставити) их ( Деян.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Показал ли Господь, каков должен быть пост?   Спаситель объяснил, что поститься должно не на показ, не для того, чтобы люди видели постника и хвалили его. Поститься нужно не с целью достигнуть славы среди людей, а для того, чтобы снискать милость и благодать Божию. «Когда поститесь, — говорит Спаситель, — не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помаж голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16—18). Итак, Спасителем обещана за пост небесная награда. Верно ли говорить, что Спаситель будто бы отменил пост для Апостолов и для всех, вообще верующих в Него?   Нет, не верно, ибо Сам Господь Иисус предсказал, что Апостолы будут поститься. Дело было так. Книжники и фарисеи спросили Христа: «почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лук. 5:33—35). Что же: постились ли Апостолы после вознесения Господа на небо?   Да, постились. Из слова Божия мы знаем об Апостолах очень мало, и притом знаем о жизни только некоторых Апостолов, но и в этих кратких сведениях есть указания на пост Апостолов. Так, Ап. Павел постился после призвания его Спасителем (Деян. 9:9); постился он перед отправлением его из Антиохии на проповедь (Деян. 13:2, 3); постился при рукоположении им пресвитеров (Деян. 14:23); наконец, сам говорил о своем посте (1 Кор. 9:27; 2 Кор 6:4, 5, 11:27). Советуют ли Апостолы христианам поститься?   Да, советуют. Ап. Павел советует, чтобы муж и жена на время уклонялись друг от друга «для упражнения в посте» (1 Кор. 7:5). С какого времени в Церкви Христовой существуют общие посты продолжительные?   Они существуют у христиан со времен Свв. Апостолов, и об этих постах всегда все верующие знали так же хорошо, как и теперь. Поэтому-то Ап. Лука, написавший книгу Деяний Апостольских, передавая о путешествии Ап. Павла в Рим и рассказывая о случившемся с ним кораблекрушении, говорит, что произошло это зимой, когда «и пост уже прошел» (Деян. 27:9). Время поста Апостол указывает вместо месяца и числа, как и у нас часто делают это, когда говорят, например так: «Случилось то или другое в начале Филиппова поста». Так и Апостол писал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана († 34; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями ( Деян. 8:3 ). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа ( Деян. 26:11 ) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными ( Деян. 9:1–2 ). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твой; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» ( Деян. 26:13–18 ). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

апостол пригласил сюда из Ефеса и, вероятно, из других мест " пресвитеров Церкви " , чтобы дать им последние наставления и проститься с ними. Это прощание было чрезвычайно трогательным. " Вы знаете, — говорил им апостол, — как я с первого дня, в который пришел в Асию, всенародно и по домам учил вас, и не пропустил ничего полезного, и не упускал возвещать вам всю волю Божию — покаяние пред Богом и веру в Господа, нашего Иисуса Христа. Ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там будет со мною; только по всем городам Дух Святый свидетельствует, что меня ждут там узы и скорби. Но я не дорожу жизнью, лишь бы как следует совершить мне служение, которое я принял от Господа Иисуса Христа — проповедать Евангелие благодати Божией. Вы более не увидите лица моего. Внимайте себе и всему стаду, в котором вас Дух Святый поставил епископами пасти Церковь Господа и Бога, которую стяжал Он Своею Кровью. После меня войдут к вам волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди суемудрые, которые будут отвлекать от истины. Бодрствуйте же, памятуя, что я три года день и ночь со слезами учил каждого из вас " (Деян 20:18-31). После молитвы они с плачем проводили апостола до корабля и простились с ним (Деян. 20:36-38). Тем кончились личные сношения св. Павла с ефесянами, но не кончились заботы его о них, как свидетельствует об этом его послание. Павлом из уз, ибо в послании он не раз называет себя " узником Иисуса Христа " (3:1), " узником в Господе " (4:1), говорит, что исполняет посольство в узах (6:20). Известно, что св. Павел находился в узах в Кесарии Палестинской, где он был под стражей у правителя Феликса два года, пока не потребовал суда кесарева, вследствие чего его отправили в Рим (Деян. 23:35; 24:27; 25:10-11), а затем в Риме (Деян. 28:16). В Риме обыкновенно различаются первые узы и вторые узы, между которыми, как полагают, был известный промежуток. Древние подписи на послании к Ефесянам относят его к узам римским, но так как в нем св. апостол ничего не говорит о приближающейся кончине, как делает это, например, в позднейшем и несомненно написанном из Рима послании к Тимофею (2 Тим.

http://sedmitza.ru/lib/text/430631/

Итак, вложите это себе в уши: вам и детям вашим, то есть людям всех возрастов без изъятия! И когда сообщается, что после апостольской проповеди крестилось множество народа, сказано, что крестившихся было не три тысячи мужчин и женщин, но три тысячи душ ( Деян.2:41 ), в том числе, несомненно, и дети. Вот примеры семей, где взрослые крестились вместе с детьми: Лидия... и домашние ее ( Деян.16:14–15 ), темничный страж и все домашние его ( Деян.16:33 ), Крисп же, начальник синагоги... со всем домом своим ( Деян.18:8 ), Стефанов дом ( 1Кор.1:16 ). А то, что слова весь дом и подобные указывают на всю семью от мала до велика, знаем уже из Ветхого Завета. Так, Иисус Навин говорит: я и дом мой будем служить Господу ( Нав.24:15 ). Но и от Самого Господа слышим, что малолетство не помеха крещению. Когда к Нему привели детей, чтобы Он помолился о них, а ученики не пускали, Спаситель сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:13–14 ). Итак, если Бог призывает спасаться сызмальства, можем ли мы возбранять младенцам приходить к Нему через святое крещение? Горе тем, чьи дети умирают, не получив крещения водою и Духом! Сектант : Но крещение без веры не может спасать, ибо Писание говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Отсюда ясно, что дети, не имея веры, не могут быть и крещены. Священник : То правда, что младенцы, приносимые для крещения, не могут исповедовать веру в Христа, но они не могут также и отвергать Его. И как в Ветхом Завете обрезание совершалось по вере родителей плотских, так крещение совершается по вере родителей духовных, каковы крестные. И если у младенцев еще нет веры, то она есть у взрослых, которые принимают их от крещенской купели и приносят за них должное исповедание веры. Крестные – духовные родители младенцев, рождающихся в жизнь новую, в Духе. Как плотские родители младенца родили его для жизни телесной, ибо рожденное от плоти есть плоть ( Ин.3:6 ), так родители духовные ручаются пред Богом и Его Церковью, что крещаемый младенец будет воспитан в христианской вере и жить согласно ей 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

«Кто не знает, — сказал он, — что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» Именем «Диопета» означается статуя Артемиды из виноградного дерева в Ефесском храме, будто бы упавшая с неба, от Зевса или Юпитера. Так как это неоспоримо, то нет надобности возбуждать мятеж. Два македонянина, которых привели, не были ни святотатцами ни хулителями богини. А если Димитрий и те, кто пришли сюда с ним, имеют какую-нибудь жалобу на кого-либо, то должны представить ее начальству законным путем. Иначе есть риск быть обвиненными в возмущении, ибо нет никакой причины для такого шумного сборища. Это, очевидно, угроза римской расправой, которая и подействовала: мятеж затих, и собрание разошлось. Глава двадцатая Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Троады (1—6). Воскрешение Павлом Евтиха в Троаде (7—12). Дальнейшее путешествие до Милита (13—17). Прощальная речь Павла к пресвитерам Ефесским (18—38). Путешествие в Грецию и обратно до Троады (Деян. 20:1—12) Деян.20:1. По прекращении мятежа Павел, призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошел в Македонию. Деян.20:2. Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу. Деян.20:3. Там пробыл он три месяца. Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию.    Спустя немного времени после мятежа, Павел решился положить конец своему пребыванию в Асии. Собрав ефесских христиан, дав им наставления и простившись с ними, он отправился в Македонию, а оттуда в «Елладу», т. е. в Грецию (Еллада — древнее народное название страны, в то время как Ахаия — официальное название Греции по римскому разделению провинций). Там пробыл он три месяца, вероятно, главным образом, в Коринфе, где и встретился в первый раз с Аполлосом.    Коринфская община особенно близка была его сердцу. Некоторые нестроения в ней причиняли Апостолу заботы и скорби, но, с другой стороны, духовный рост ее и духовные дарования доставляли ему и радость (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

мн., – не говорим об апостоле Павле, сделавшемся противником фарисейского раввинизма и победоносным полемистом с ним (Ср. еще Vajkra r. sect. 37 fin. у Levy Wtb. 3, 659: «я (Финеес), архиерей, сын архиерея, и пойду к амгаарецу этому!» Напротив в Горайот III, 8 Sur 4, 502 Пер 519: «мамзер (незаконнорожденный) ученый выше архиерея амгаареца (неученого)». Наконец в Новом Завете имеются прямые указания на учение фарисеев и саддукеев: Мф. 22:23 сл. парал. Мк. 12:18 сл., Лк. 20:27 сл.: саддукеи говорили, что нет воскресения (мертвых), – тоже Деян. 4:2 : саддукеи с священниками и начальником храма приступили к апостолам, досадуя на то, что они учили народ и возвещали в Иисусе воскресение из мертвых, – Деян. 23:6–10 : Узнав же Павел, что одна часть (иерусалимского тогдашнего синедриона) – саддукеев, а другая фарисеев, возглашал (кричал) в синедрионе: мужи братья, я – фарисей, сын фарисеев: за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда, же он сказал это, произошла распря фарисеев и саддукеев, и разделилось собрание; ибо саддукеи говорят, что нет ни воскресения, ни ангела, ни духа, фарисеи же признают то и другое. И был крик большой, и встав некие из книжников партии фарисейской оспаривали, говоря; ничего худого мы не находим в человеке этом: Дух ли сказал ему или ангел? (нек. приб.: не станем богоборствовать). Но как большой начинался раздор, то тысяченачальник, испугавшись, чтобы Павел не был растерзан ими, велел войску сойти взять его из среды их и вести в крепость. Деян. 26:5 : Итак, жизнь мою, от юности с начала протекшую в народе моем в Иерусалиме, ведают все иудеи, уже зная меня издавна, если пожелают свидетельствовать, что по строжайшей секте нашей религии жил я фарисеем и пр. В евангелиях и книге Деяний обе секты принципиально являются враждебными христианству (ап. Павел Деян. 9 гл.) и вообще солидарными между собою в этом отношении. Фарисеи и саддукеи вместе идут к Крестителю и выслушивают его обличения ( Мф. 3:7 сл.), вместе искушают Христа требованием знамения, от них Христос предостерегает своих учеников, они вооружались против Господа и хотели его схватить вместе с архиереями и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Мученик . Мученик (гр. μαρτυς, лат. martyr), древнейший разряд святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру. Основным значением гр. μαρτυς является свидетель, и в этом значении это слово может относиться к апостолам как свидетелям жизни и воскресения Христа, получившим благодатный дар исповедовать Божество Христа, явление Бога Слова во плоти и наступление нового царства, в котором человек усыновляется Богу (ср. Деян.2:32 ). Явившись апостолам после воскресения, Христос говорит: “Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями (μαρτυρες) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” ( Деян.1:8 ). С распространением гонений на христиан этот дар свидетельства приписывается по преимуществу мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость; тем самым они свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т.е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве. В этом смысле “мученичество есть продолжение апостольского служения в мире” ( В.В. Болотов ). Вместе с тем мученичество – это следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христа. Христос выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью. Отвечая Пилату, Он говорит: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (μαρτυρησω) об истине” ( Ин. 18:37 ). Отсюда и наименование Христа свидетелем (мучеником) в Апокалипсисе: “…от Иисуса Христа, Который есть свидетель ( μαρτυς) верный, первенец из мертвых и владыка царей земных” (Ап. 1. 5; ср. Ап. 3. 14). Два этих аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, первомученика Стефана. Стефан, предстоя осудившему его синедриону (верховному судилищу иудеев), “воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” ( Деян. 7:55–56 ); он таким образом свидетельствует о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само же мученичество напоминает страсти Христовы. Когда Стефана побивали каменьями, он “воскликнул громким голосом: не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил” ( Деян. 7:60 ). Слова прощения реализуют тот образец, который дал Христос при распятии, сказав: “Отче прости им, ибо не знают, что делают” ( Лк. 23:34 ). Таким образом, в своем мученичестве Стефан следует путем Христа.

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог. Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение. Схождение Святого Духа на Апостолов. Тканый покров алтаря церкви Святого Николая, Теддингтон, Глостер, Англия. Автор Джеки Бинз. www.JacquieBinns.com Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого... через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17-18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений. Дух, свидетельствующий об истине Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление — и дар — живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.

http://foma.ru/svyatoj-dux.html

Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог. Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал и х (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение. Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого... через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17-18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений. Дух, свидетельствующий об истине Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление — и дар — живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.

http://radonezh.ru/2022/06/14/sergey-hud...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010