Иоил. 2:27 . И уведите, яко посреде Израиля Аз есмь, и Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене: и не посрамятся ктому людие Мои во век. С Евр.: «И познаете, что Я среди Израиля, и Я Иегова, Бог ваш, и нет другого; и вечно не постыдится народ Мой». «И уведите», т. е. «из самаго опыта дазнаете, что прилагая о вас попечение, Я соизволяю обитать с вами» (Бл. Феод.); дознаете вместе, что «Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене», что все идолы, коим вы покланялись, все божества язычников – ничто, что Аз един Бог . В этой истине Евреи горьким опытом окончательно убедились уже в плену, и после плена Вавилонского, тогда только, говоря вообще, получили они полное отвращение к идолослужению. Иоил. 2:28 . И будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят. С Евр.: «И после того, Я излию Дух Мой на всю плоть, и будут пророками сыны ваши, и дщери ваши; старцам вашим сны будут сниться, юноши ваши будут видеть видения». Иоил. 2:29 . Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего. С Евр.: «Даже на рабов и рабынь в те дни излию Дух Мой». «И будет по сих», т. е. «по возвращении их из (Вавилонского) плена и познании истины», – гов. бл. Феод. Так как св. ап. Петр, в собрании народа, всё это пророчество (ст. 28–32) прямо отнес к сошествиию Св. Духа на св. апостолов и учеников Христовых, сказав, что это именно событие предсказано пророком Иоилем ( Деян. 2:16–21 ), то и мы должны относить к сему великому событию. Но не напрасно св. апостол вместо: «и будет по сих» употребил: «и будет в последния дни» ( Деян. 28:17 ), т. е. во дни явления и царства Христова, давая сим разуметь, что обетование об излиянии Св. Духа должно относить и к последующим дарованиям Св. Духа «ко всем дальним (т. е. верующим во все времена), кого ни призовет Господь Бог наш», как поясняет далее сам св. апостол ( Деян. 2:39 ). «Излию». Говорит это Сын Божий, Господь Иисус Христос , Который «приняв от Отца обещанного Святаго Духа, (поясняет тот же св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Этим епископ указывает новопоставленному иерею, что Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ), в эту минуту, как некогда Предтече Иоанну, повелевает ему идти свидетельствовать о Нем среди людей. Священник Павел Флоренский (1882–1943) в одной из своих работ отмечает, что в собственном и точном смысле слова свидетелем может быть лишь Само явившееся на земле Слово Божие, Иисус Христос, Который есть свидетель верный ( Откр.1:5 ), как говорит о Нем святой тайнозритель Иоанн Богослов. Он – живое Свидетельство, живой Аминь тайнам Божиим, Который говорит о том, что знает и что видел в обителях Отца Небесного ( Ин. 3, 11 ). Дело апостольства – быть свидетелями Единого Свидетеля, Его жизни, страданий, смерти, Воскресения ( Лк.24:48 ; Деян.1:8 ). И апостолы стали свидетелями пред человечеством неотмирности Иисуса Христа, Сына Божия, пришедшего в мир «нас ради человек и нашего ради спасения». Апостолы осознают, что Иисус Христос действительно был среди них и свидетельствовал о Царстве Небесном. Они сознают себя свидетелями, и притом преднареченными, то есть Рукоположенными от Бога ( Деян.14:14–17 ). Анания – первый из христиан, пришедший к ослепшему Савлу с наставлением о принятии Крещения, указывает новообращенному предстоящий ему подвиг: Бог отцов наших предьизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян.22:14–16 ). По преемству, ведущему свое начало от апостолов, епископы Церкви в таинстве Священства ставят новых свидетелей иереев, чтобы они, в свою очередь, через совершение всех Таинств (кроме Хиротонии), пасли словесное стадо Христово и увеличивали число свидетелей о Христе во все времена. Священник, совершая обязанности пастыря, пробуждает у верующих желание жизни во Христе, к которой он сам приобщился и которая прорастает в сердцах всех людей от действия благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4) Приведенный пример апостола Петра, не принявшего поклонения от Корнилия, по воззрению сектантов служит будто бы неопровержимым доказательством, что святых не нужно почитать. Но в Библии существует не мало примеров, откуда видно, что святые люди не отвергают поклона, воздаваемого им. Так прор. Елисей не отвергает поклона ему до земли пророческих учеников, когда они увидали, что дух пророка Илии опочил на Елисее ( 4Цар. 2:15 ). Елисей также не отверг поклона ему вдовы Сонамитянки ( 4Цар. 4:37 ). Пророк Илия не отверг поклона, ему Авдия, вельможи Ахава ( 3Цар. 18:7 ). Апостолы Павел и Варнава не отвергли поклона им темничного стража ( Деян. 16:29 ). Значит, и ап. Петр если не принял поклона от Корнилия, то видимо были особые обстоятельства, при которых Корнилий поклонился ему. Сотник Корнилий был язычником, а язычники боготворили и людей, некоторых из них признавали за богов. Яркий пример этого видим в Деян. 14:11 : «Народ же, увидев что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря поликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам». Потому то св. апостол Петр, чтобы не допустить такого почитания, и сказал Корнилию сотнику: «встань, я тоже человек». Когда же поклонение было только проявлением почитания св. угодников Божиих, а не обоготворением, то такого почитания св. апостолы никогда не отрицали. «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его» ( Деян. 20:37 ) – говорится о прощании христиан в Милите со св. апостолом Павлом. Из Ветхого Завета знаем, что ветхозаветные праведники не запрещали такого почитания, какое проявляли пред ними другие люди ( 3Цар. 18:7 ; 4Цар. 2:15, 4:37 ). ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Православная Церковь , оказывая почитание Марии, Матери Иисуса, поступает так же, как поступали в древности язычники, кадившие богине неба. «Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима; потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели " ( Иер. 44:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

И хотя Апостолов бьют, идут «они радуясь» (41), не перестают «учить и благовествовать об Иисусе Христе» (42). 24. Но благодать Святого Духа действовала не в двенадцати только Апостолах, а и в первородных чадах сей некогда бесплодной Церкви – разумею же семь диаконов. Ибо, по написанному, избраны были они, как «исполнены Духа Святого и мудрости» (6:3). Из них начаток мучеников и соответствующий имени своему Стефан, муж, «исполненный веры и силы, совершавший великие чудеса и знамения в народе» (8), и также поборал состязующихся, ибо «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (10). Даже оклеветанный, приведенный в судилище, сиял он лучами ангельского света. Ибо «все сидящие в синедреоне, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» (15). Когда же в разумной защитительной речи своей обличил «жестоковыйных с необрезанным сердцем и ушами» иудеев, «всегда противящихся Святому Духу», тогда узрел «небеса отверста», увидел «Сына человеча, стоящая одесную Бога» ( Деян. 7, 51:55 ), и увидел не своею силою, а, как говорит Божественное Писание, «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (55). 25. Сею силою Святого Духа и Филипп некогда в самаринском граде именем Христовым изгонял нечистых духов, вопиявших «с великим воплем» ( Деян. 8:7 ), исцелял расслабленных и хромых и привел ко Христу великое множество уверовавших, которым Петр и Иоанн, пришедши к ним, молитвою и возложением рук преподали общение Святого Духа. И только Симон волхв справедливо оказался чуждым этого общения. Филипп, вызванный однажды на путь Ангелом Господним ради благоговейного мурина Евнуха, и ясно услышав повеление Самого Духа: «подойди и пристань к сей колеснице» (29), научает сего мурина, крестит его и посылает в Ефиопию Христова проповедника, по написанному: «Ефиопия прострет руки свои к Богу» ( Пс. 67:32 ), а сам, восхищенный Ангелом, благовествует в следующих на пути городах. 26. Этим Святым Духом исполнен был и Павел по призвании его Господом нашим Иисусом Христом. Свидетелем сказанного нами да предстанет благоговейный Анания, который в Дамаске сказал: «Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа» ( Деян. 9:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

24–30. У кого один с кем дух, мысли и чувствования, тот, при одних и тех же обстоятельствах ( Деян.4:23 ) говорит одно и то же, и одинаковыми почти словами (Сличи четырех Евангелистов). В Святых Божиих говорит Дух Отца небесного ( Мф.10:20 ), дающего молитву молящемуся ( 1Цар.2:9 ; Рим.8:26 ). 26–27. Имя – Христос означает помазанника, и Христос был помазан Духом Святым ( Лк.4:18 ), телесно ( Кол.2:9 ), и без меры ( Кол.2:9 ). 29. Угрозы – смелость, но смелость не угрозы, а мужество против угроз ( Лк.12:4 ); первое внушает нам плотской разум ( Деян.4:17 ), а второе Сам Бог ( Деян.4:19 ). 30. Иисус Христос есть рука Божия ( Ин.1:3 ), премудрая и сильная, единосущная и нераздельная. Когда Господь простирает руку Свою на исцеление, и на соделание знамений и чудес, то простирает оную по вере (именем) и во славу (именем) Святаго Сына Своего Иисуса. 30–31. Святые Божии человеки на исцеление именем И. Христа и на соделание знамений и чудес исполняются Духа Святаго. 32. Где одно сердце и одна душа, там никто ничего из имения своего не называет своим (не жалеет), там у всех все общее. У верующих только одно сердце, и одна душа ( Иак.1:7, 8 ). 30, 33. Чудеса исцелений и знамения Божией силы в человеках означают великую благодать Божию. 34–35. Если хочешь быть совершенен, немедленно продай имение твое и раздай нищим сам, или через Священнослужителей; и получишь сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Благотворительные общества составляются для того, чтобы никто ни в чем не нуждался, и чтобы не было бедных. 35, 37. В первые времена Христианства главой благотворительного общества были Апостолы. Благотворения наши освящаются руками Святых угодников Божиих и пастырей Церкви. Гл. 5. Ст. 2. Кто подает милостыню для Бога, и жалеет; тот сам себе завидует (Сл. Сир.14:67 ). 2–4. Благотворения наши должны быть не с принуждением, не с огорчением, но с радостью: ибо Бог любит дающего доброхотно ( 2Кор.9:7 ). Если подаешь милостыню, то не завидуй сам себе, и не обманывай всевидящего Бога, которому даешь взаймы, в лице брата или ближнего твоего ( Мф.25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

л) что, по смерти, низойдет Он в ад: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:10 . Сн. Деян. 2:29–31 ); м) что Он воскреснет: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня» ( Пс. 70:20 . Сн. Пс. 48:16; 3:6 ), – и именно в день третий: «оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6:2 ); н) что, потом, Он вознесется на небеса, и сядет одесную Бога Отца: «Ты восшел на высоту, пленил плен» ( Пс. 67:19 . Сн. Еф. 4:8–10 ); «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс. 109:1 . Сн. Деян. 2:34 ); о) что, наконец, Он ниспошлет, вместо Себя, на землю Духа Святого: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоил. 2:28 . Сн. Деян. 2:17 ). (Введение в Православное Богословие Архимандрита Макария, параграф 88, стр. 253). Чудеса Иисуса Христа – Мессии Мы можем привести во свидетели чудес нашего Спасителя самих Его врагов – Иудеев, не уверовавших в Него. Они не отвергали подлинности этих чудес; напротив, при всей зависти к Иисусу Христу, невольно сознавались, что Человек сей много знамений творит, так, что увлекает за собою мир ( Ин. 11:47, 48; 12:19 ). Только для успокоения себя и оправдания своего неверия, они старались утверждать, будто Христос творит знамение силой веельзевула ( Мф. 12:24 ). В Талмуде Иудейском также говорится, что Христос точно творил дивные дела, что одно имя Его, произносимое другими, исцеляло всякие болезни; рассказывается даже несколько опытов Его чудодейственной силы, хотя в самом искаженном виде…; но только прибавляется, что все это Он совершал не собственной силой, а таинственным, неизреченным именем Иеговы, которое хитро похитил из Святого святых, где было вырезано оно на одном камне: – нелепость, которую от лет древних до позднейших, не переставали повторять Иудеи для объяснения чудес Христовых, не дерзая, по примеру своих предков, отвергать самой действительности этих чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Братия!  — сказал им Павел. — Не сделав ничего против народа и отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки римлян. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти. Но так как иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем, не с тем, чтобы обвинять в чем-либо народ мой, ибо за надежду Израилеву обложен я этими цепями (ср.: Деян. 28, 17–20). Иудеи, отвечая, что они не слышали о нем ничего худого, просили, однако же, открыть им свой образ мыслей о религии, ибо нам, говорили они, известно, что учение, тобою проповедуемое, всюду служит предметом споров. В назначенный день они собрались для этого в дом Павла, и тот с утра до самого вечера разъяснял им со всеми подробностями исповедуемую уже многими христианскую веру. Одни убеждались в сказанном, но другие не принимали услышанного, так что Апостол невольно должен был повторить, напомнив им, упрек, сделанный некогда Пророком Исаиею еврейскому народу . Хорошо,  — сказал он, — Дух Святый говорил чрез пророка Исаию отцам нашим: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих… Итак, да будет известно вам,  — продолжал Павел, — что спасение от Бога послано язычникам; они и услышат (ср.: Деян. 28, 25–29). Слова эти некоторых из иудеев заставили пристальнее размышлять о христианстве, но у других возбудили негодование. Поскольку обвинители Павла не являлись (ожидая, вероятно, благоприятных обстоятельств и вымышляя наиболее правдоподобную клевету), то он целых два года провел в ожидании суда и, пользуясь свободой, возвещал имя Христово всем, кто приходил к нему (см.: Деян. 28, 30–31). За это время им могло быть сделано очень много в пользу Евангелия, хотя мы и не имеем подробных сведений об успехах Павловой проповеди в Риме. Между тогдашними жителями Рима, несмотря на упадок нравов, еще были люди, расположенные к добру. В Послании к Филиппийцам Павел утвердительно говорит, что узы его послужили в пользу благовествования и сделались известны всей претории, то есть или всему дому кесареву, или, по крайней мере, всем преторианцам (см.: Флп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Основной пафос проповеди апостолов о Христе заключался в том, что они были свидетелями Его жизни и смерти. Иоанн начинает свое послание словами: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» ( 1Ин. 1:1 ). Павел не видел Христа своими очами, не рассматривал и не осязал, – и в этом было его главное отличие от прочих апостолов. И тем не менее его свидетельство не вторично. Главным источником этого свидетельства являются, по его словам, те откровения. которые он получал непосредственно от Бога. Можно предположить, что таких откровений было немало в его жизни. Явление сему воскресшего Христа на пути в Дамаск было лишь первым в цепи многих откровений, которыми сопровождалось его служение. Одно из них относится ко времени его краткого пребывания в Иерусалиме: Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана. свидетеля Твоего, я там стоял, одобряя убиение его и стерег одежды побивавших его. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам ( Деян. 22:17–21 ). Что стоит за этими словами? Из них мы узнаем, во-первых, что Павел, сделавшись христианином, не перестал быть иудеем: как и прочие апостолы, продолжавшие посещать Иерусалимский храм ( Деян. 2:46; 3:1; 5:20 ), он приходил в него и молился. Во-вторых, мы находим объяснение той поспешности, с которой Павел, пробыв пятнадцать дней у Петра, оставляет Иерусалим: ему нечего там делать, потому что его свидетельство здесь не примут. В-третьих, Господь подтверждает Свое повеление Павлу идти на проповедь к язычникам, причем теперь становится понятно, что именно эти должно стать главным делом Павла. В Иерусалиме Павел, по свидетельству Деяний. «говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его» ( Деян. 9:29 ). Под «эллинистами», как уже было сказано, следует понимать эллинизированных иудеев диаспоры. Их ментальность была хорошо знакома Павлу, который сам происходил из иудеев диаспоры, хотя не относился к их числу. Проповедь эллинистам требовала особых навыков, которыми, вероятно, не владели другие апостолы. За свое недолгое пребывание в Иерусалиме Павел успел продемонстрировать способности, которые отличали его от них, включая умение свободно говорить по-гречески. Правда, как мы видим, его проповедь среди эллинистов успеха не имела. Павел в Тарсе

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Определяя, в чем заключается главенство мужа над женою, апостол говорит: «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Но Христос сделался главою церкви только после того, как прошел тяжелый путь самоотречения и самоотвержения даже до крестной смерти 139 . Поэтому и главенство мужа должно заключаться в полном самоотвержения служении благу жены, до готовности пожертвовать для нее жизнью. Муж должен окружить жену всяческими заботами об ее внешнем житейском благополучии, должен стремиться к тому, чтобы сколько можно больше взять на себя, как более сильного, житейской тяготы, выпадающей на долю семьи, быть другом, защитником и охранителем жены. В то же время муж должен быть кротким, любящим и заботливым руководителем ее на всех путях жизни отнюдь не прибегая к какому-либо насилью и угрозам. Равным образом и повиновение жены должно быть подобным повиновению церкви Христу. А церковь повинуется Христу не из какого-либо рабского страха или внешней необходимости. Ее повиновение свободное и основывается на глубочайшем чувстве любви к Христу, как своему Спасителю и Искупителю. Отсюда и повиновение жены должно быть также свободным и основываться на радостном сознании жизненной опоры в муже и на чувстве любви и признательности ему за труд и попечение о ней 140 . Многих смущает выражение ап. Павла «а жена да боится (να 141 ) своего мужа 142 . Но это выражение указывает не на рабский страх благоговения. Глагол этот часто употребляется в значении благоговения пред Богом. Так, например: «Корнилий сотник, муж благоговейный и боящийся Бога» ( Деян.10:2–22 ); «Судья Бога не боялся» ( Лк.18:2–4 ), «Милость Его к боящимся Его» ( Лк.1:50 ), «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый» ( Мр.6:20 ); «во всяком народе боящийся Его (Бога) приятен Ему» ( Деян.10:35 ). «Бога бойтесь царя чтите» ( 1Пет.2:17 ), «убойтесь Бога и воздадите Ему славу» ( Апок.14:7 ); «хвалите Бога нашего все рабы Его и боящиеся Его» ( Апок.19:5 ), «рабы повинуйтесь в простоте сердца боясь Бога» ( Кол.3:22 ; а также Апок.15:4, 11:18 ; Деян.13:16–26 ; Втор.4:10, 5:29, 6:2, 13, 24, 13:4, 14, 22 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

26. Восстали цари земные и князья в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, 28. Чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. 29. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостию говорить слово Твое, Восстали (против Него) цари земные и князья (Ирод Антипа – Лк.23:11 и Пилат, как представители властей мира), собрались вместе (с язычниками-римлянами и представителями народа израильского, ст. 27) на Господа (против Иеговы, пославшего в мир Сына Своего Иисуса Христа) и на Христа Его (самого Господа Иисуса). – Помазанного Тобою: помазание Господа последовало в крещении Его (ср. Деян.10:38 ; Лк.3:21 и д.), при сошествии на Него Св. Духа. – Сделать то и пр.: они восстанием сим предполагали достигнуть своих целей – убить Иисуса, как непризнанного Мессию, но – сами того не ведая – сделали то, что от вечности было предопределено Богом – смертью Мессии искупить все человечество от следствий падения человека и восстановить в прежнее состояние с избытком (ср. Злат. и Феофил.). – Рука Твоя: рука – символ силы приводить в исполнения определения воли или совета (ср. ст. 30; Деян.7:50 ; Деян.13:11 ; 1Пет.5:6 ). – Воззри на угрозы их и пр.: молитва об отвращении предстоящей опасности и бедствий, какими грозил синедрион (ст. 17, 18); воззри, защити от врагов, охрани от бед. Это, так сказать, отрицательная сторона молитвы; положительная – та, чтобы Бог даровал им, верующим, – рабам своим, смелость, несмотря на все угрозы врагов, проповедовать слово Божие или Евангелие о спасении мира Господом Иисусом Христом. «Они приводят пророчество, как бы требуя от Бога исполнения обещания и вместе утешая себя тем, что враги их замышляют все тщетное. Таким образом, слова их значат: приведи все это к концу и покажи, что они замышляли тщетное (Злат., ср. Феофил.). 30. Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святого Твоего Иисуса. 31. И по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010