И если когда, то именно в эти праздничные дни каждый истинно верующий во Христа должен посвящать себя на служение Богу, подобно тому, как христиане первенствующей Церкви посвящали эти дни преимущественному участию в молитве и богослужебных собраниях: Лк.24:53 ; Деян.20:7 . И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники ( Кол.2:16 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании праздничных дней О праздниках вообще Гал.4:9–10 . «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы». Объясн. Галаты приняли проповедь о Христе от апостола Павла, оставили язычество и утверждались в христианской вере. Но среди Галат, в отсутствии апостола, появились Иудействующие лжеучители: Гал.1:7 , которые старались унизить апостола Павла и убеждали Галат принимать обрезание и соблюдать закон Моисеев, т.е. чтить праздники и посты не христианские, а иудейские, посему апостол и укоряет Галат за их совращение: Гал.1:6 . Нужно было достигнуть того, чтобы Галаты держались главы – Христа, не обольщаясь и не надмеваясь самовольным и бесполезным служением: Кол.2:18–22 . К праздникам и постам христианским эти слова апостола не могут относиться уже по одному тому, что сам апостол соблюдал посты: 2Кор.6:5:11:27 , чтил богослужением «первый день недели» (Воскресение): Деян.20:7 , и повелевал не осуждать за праздник: Кол.2:16 . Кол.2:16 . «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Объясн. Здесь говорится о праздниках, которые суть – тень будущего: ст.17, т.е. праздниках ветхозаветных, как, например, Суббота: Исх.31:14 , Пасха: Исх.12:11–14 ; понятно, эти праздники не имеют места в христианстве, где уже сами апостолы заменили субботу следующим за ней днём воскресным: Деян.20:7 ; Откр.1:10 ; так же и Пасха наша, Христос, заклан за нас: 1Кор.5:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

5) Правослные Пастыри – наемники (ср. Ин.10:12 ). Господь называет пастыря «наемником» не за получение им содержания от пасомых, так как Сам сказал, что «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк.10:7 ), но за нерадение в деле пасения овец («нерадит об овцах», – «оставляет овец и бежит» – Лк.10:12–13 ). 6) «Священники учат за плату» ( Мих.3:11 ). Пророк обличает в любостяжании священство ветхозаветное, которому по закону, установленному Богом, назначено было содержание за службу ( Чис.18:21 ; Втор.18:1–8 ; Иез.44:30, 45:4–5 ). Приведенное место не воспрещает новозаветному священству получать плату за труды. Опровержение возражений Сектанты говорят: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» ( 1Кор.11:4 ). В Коринфской Церкви мужи, когда молились и пророчествовали, покрывали свои головы. По поводу этого обычая, заимствованного от язычников, апостол делает наставление. Под «мужами» разумеются мужчины, простые верующие, миряне, которых апостол противополагает «женам», а не пастыри Церкви, покрывающие свои головы не для выражения своего зависимого, подчиненного положения, но для «славы и благолепия», подобно «старцам» ( Откр.4:4, 10 ). Иерархические лица православной Церкви, как посвятившие себя на служение Богу, носят длинные волосы по примеру Иисуса Христа, «Назорея» ( Деян.22:8 ; ср. Чис.6:5 ; 285 Деян.18:18 ). Предание Церкви свидетельствует, что Иисус Христос носил длинные волосы. Изображения, относимые к первым векам христианства, найденные в римских катакомбах, подтверждают это свидетельство. 286 Благословение священническое Пастыри Церкви, благословляя мирян именем Божиим, поступают по слову Божию: «скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя!.. Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Чис.6:23–27 ). Благословение пастыри должны совершать руками: «поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его» ( Лев.9:22 ). «И обняв их, возложил руки на них и благословил их» ( Мк.10:16 ). «Подняв руки Свои благословил их» ( Лк.24:50 ). Пастыри благословляют именем Господа Иисуса Христа, и через это благословение ниспосылается Божие заступление и помилование: «именем Моим будут изгонять бесов..». ( Мк.16:17 ). «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). Целование руки пастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Соломон в молитве своей при освящении храма изрек тоже в смирении: «Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» ( 3Цар.8:27 ): потому слава Божия осенила сей храм. Тот же архидиакон Стефан, который сказал: Всевышний не в рукотворенных храмах живет, молился вместе с апостолами и другими христианами в Иерусалимском храме, уже после крестной жертвы Спасителя, после того как завеса в храме разодралась и ветхозаветные жертвы потеряли свое значение. Христиане и после того смотрели на храм Иерусалимский, как на дом молитвы. Мы знаем из Евангелия от Луки, что св. апостолы, по вознесении Господа, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ), и не только апостолы, но, по книге Деяний апостольских, и все уверовавшие из иудеев, уже и по сошествии Святого Духа, «каждый день единодушно пребывали в храме» ( Деян.2:46 ). Святой Апостол Павел приходил из дальних своих путешествий в Иерусалимский храм для поклонения ( Деян.24:11,12 ). Однажды, как он сам говорит, когда он молился в храме, Господь Иисус Христос явился ему и сказал ему, что он назначается для проповеди не иудеям, а язычникам ( Деян.22:17–21 ). Итак, Господь внимал молитве христиан в Иерусалимском храме, и сам Христос явился в нем апостолу. Это значит, что у иудеев отнята была благодать Божия в храме, перешла она к христианам, а как самый храм не мог перейти в руки христиан, то он и разрушен. А что у христиан должны быть и будут храмы даже до времен антихриста, это предсказано Святым Духом через св. апостолов Павла и Иоанна Богослова. Из слов апостола Павла к Солунянам можно видеть, что дух злобы, не успевши уничтожить храмы Божии, однако, по допущению Божию, соделает то, что наперсник его антихрист воссядет перед концом мира во храме Божием. Об этом так предрекает Святой Дух устами апостола Павла: «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или Святынею, так что в храме Божием 18 сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

С принесением Голгофской жертвы, утратили свое прообразовательное значение кровавые жертвы, а без них стал более не нужен и ветхозаветный еврейский храм. Вот почему Господь допустил язычникам разрушить Иерусалимский храм. Наконец, молокане утверждают, что необходимость христианских храмов отрицается словами архидиакона Стефана ( Деян. 7:48 ), и ап. Павла ( Деян. 17:24 ) о том, что «Бог не в рукотворенных храмах живет»: что, следовательно, храмы не нужны ни для Бога, ни для людей, которые, по слову Спасителя ( Ин. 4:21 ), могут молиться везде. Что Бог не нуждается в храмах и что Богу можно молиться и под открытым небом, эта истина была известна и ветхозаветным благочестивым евреям: Даниил молился во рве львином, Анания, Азария и Мисаил – в пещи огненной; Соломон, создавший храм, в самый день освящения его говорил торжественно пред всем народом: «Богу ли жить на земле?» ( 3Цар. 8:27 ), и, однако же, он именно, но по велению Божию, построил в Иерусалиме величественный храм! Мы говорили уже, что незадолго до плена вавилонского очень многие евреи, увлекшись идолопоклонством, усвоили языческие понятия о Божестве и утратили чистое учение Божественного Откровения даже о свойствах Божиих. И вот, ап. Павел и архидиакон Стефан, указанием на то, что Бог живет не в рукотворенных храмах, и что Его «не может вместить никакой дом», раскрывали только богооткровенное учение о вездеприсутствии Божьем, но ничуть не возражали против необходимости храмов, как домов молитвы и училища благочестия. Господь наш Иисус Христос часто молился вездесущему Богу под открытым небом, и Он не считал излишним посещать, вместе с тем, и Иерусалимский храм, кторый Он называл «домом Отца Своего» и «домом молитвы» ( Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ; Мф. 21:13 ; Ин. 2:16 ). Христос молился везде; но, когда надлежало установить таинство Евхаристии, то, для совершения ее, Он повелел отыскать благоприличное помещение – «горницу», т. е., лучшую в доме комнату и, притом, «устланную» коврами, большую, готовую ( Мк. 14:15 ). Апостолы, уже по вознесении Иисуса Христа на небо, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк. 24:53 ), «каждый день единодушно пребывали в храме» ( Деян. 2:46 ), а «для преломления хлеба» собирались в «сионской горнице» – этом первом храме христианском.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Иоил. 2:27 . И уведите, яко посреде Израиля Аз есмь, и Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене: и не посрамятся ктому людие Мои во век. С Евр.: «И познаете, что Я среди Израиля, и Я Иегова, Бог ваш, и нет другого; и вечно не постыдится народ Мой». «И уведите», т. е. «из самаго опыта дазнаете, что прилагая о вас попечение, Я соизволяю обитать с вами» (Бл. Феод.); дознаете вместе, что «Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене», что все идолы, коим вы покланялись, все божества язычников – ничто, что Аз един Бог . В этой истине Евреи горьким опытом окончательно убедились уже в плену, и после плена Вавилонского, тогда только, говоря вообще, получили они полное отвращение к идолослужению. Иоил. 2:28 . И будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят. С Евр.: «И после того, Я излию Дух Мой на всю плоть, и будут пророками сыны ваши, и дщери ваши; старцам вашим сны будут сниться, юноши ваши будут видеть видения». Иоил. 2:29 . Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего. С Евр.: «Даже на рабов и рабынь в те дни излию Дух Мой». «И будет по сих», т. е. «по возвращении их из (Вавилонского) плена и познании истины», – гов. бл. Феод. Так как св. ап. Петр, в собрании народа, всё это пророчество (ст. 28–32) прямо отнес к сошествиию Св. Духа на св. апостолов и учеников Христовых, сказав, что это именно событие предсказано пророком Иоилем ( Деян. 2:16–21 ), то и мы должны относить к сему великому событию. Но не напрасно св. апостол вместо: «и будет по сих» употребил: «и будет в последния дни» ( Деян. 28:17 ), т. е. во дни явления и царства Христова, давая сим разуметь, что обетование об излиянии Св. Духа должно относить и к последующим дарованиям Св. Духа «ко всем дальним (т. е. верующим во все времена), кого ни призовет Господь Бог наш», как поясняет далее сам св. апостол ( Деян. 2:39 ). «Излию». Говорит это Сын Божий, Господь Иисус Христос , Который «приняв от Отца обещанного Святаго Духа, (поясняет тот же св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

24–30. У кого один с кем дух, мысли и чувствования, тот, при одних и тех же обстоятельствах ( Деян.4:23 ) говорит одно и то же, и одинаковыми почти словами (Сличи четырех Евангелистов). В Святых Божиих говорит Дух Отца небесного ( Мф.10:20 ), дающего молитву молящемуся ( 1Цар.2:9 ; Рим.8:26 ). 26–27. Имя – Христос означает помазанника, и Христос был помазан Духом Святым ( Лк.4:18 ), телесно ( Кол.2:9 ), и без меры ( Кол.2:9 ). 29. Угрозы – смелость, но смелость не угрозы, а мужество против угроз ( Лк.12:4 ); первое внушает нам плотской разум ( Деян.4:17 ), а второе Сам Бог ( Деян.4:19 ). 30. Иисус Христос есть рука Божия ( Ин.1:3 ), премудрая и сильная, единосущная и нераздельная. Когда Господь простирает руку Свою на исцеление, и на соделание знамений и чудес, то простирает оную по вере (именем) и во славу (именем) Святаго Сына Своего Иисуса. 30–31. Святые Божии человеки на исцеление именем И. Христа и на соделание знамений и чудес исполняются Духа Святаго. 32. Где одно сердце и одна душа, там никто ничего из имения своего не называет своим (не жалеет), там у всех все общее. У верующих только одно сердце, и одна душа ( Иак.1:7, 8 ). 30, 33. Чудеса исцелений и знамения Божией силы в человеках означают великую благодать Божию. 34–35. Если хочешь быть совершенен, немедленно продай имение твое и раздай нищим сам, или через Священнослужителей; и получишь сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Благотворительные общества составляются для того, чтобы никто ни в чем не нуждался, и чтобы не было бедных. 35, 37. В первые времена Христианства главой благотворительного общества были Апостолы. Благотворения наши освящаются руками Святых угодников Божиих и пастырей Церкви. Гл. 5. Ст. 2. Кто подает милостыню для Бога, и жалеет; тот сам себе завидует (Сл. Сир.14:67 ). 2–4. Благотворения наши должны быть не с принуждением, не с огорчением, но с радостью: ибо Бог любит дающего доброхотно ( 2Кор.9:7 ). Если подаешь милостыню, то не завидуй сам себе, и не обманывай всевидящего Бога, которому даешь взаймы, в лице брата или ближнего твоего ( Мф.25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Такое сравнение ясно указывает на то, что этот чужой язык является Божьим судом над народом Израиля, упавшим вместе с неверными Богу пророками и священниками в идолопоклонство. Итак, говорение на языках в 28 главе Книги пророка Исаии есть ни что иное, как знамение суда над израильским народом. В Евангелиях мы находим лишь одно место, где в связи с миссионерским повелением говорение на языках описывается, как одно из знамений, которые будут сопровождать уверовавших. – «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками...» (Map.16:17). В Деяниях Апостолов говорение на языках упомянуто лишь в трех местах: «Исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:4 ). «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» ( Деян.10:45–46 ). «Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» ( Деян.19:5–6 ). В новозаветных посланиях мы читаем только в 1Кор.12–14 кое-что о говорении на языках. В 14 главе Павел говорит об этом более подробно, так как плотски настроенные коринфяне расценивали и практиковали говорение на языках как дар особенно привлекательный. Павел тут разъясняет следующее: – пророчествование важнее говорения на языках (ст. 1–6), – говорение на языках имеет только тогда смысл, когда оно имеет истолкование и его понимают слушающие (ст. 7–19), – говорение на языках – это знамение для неверующих (ст. 20–22), – в одном собрании должно говорить на языках по очереди максимум трем человекам, а один должен изъяснять сказанное (ст. 26–27). Говорение на языках – знамение для верующих Ни в одном из мест Библия не учит, что говорение на языках есть знамение или признак того, что кто-либо получил так называемое «крещение Духом». Напротив, Павел подчеркивает очень ясно, что говорение на языках есть знамение для неверующих и, следовательно, лишь тогда имеет смысл, когда присутствуют неверующие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Вместо того, чтобы из жизни отцов научится страху Божьему, они решаются убить величайшего господин виноградника. Или Отец Небесный оставит ненаказанной смерть Сына Своего, или не в силах отнять собственность из рук наглых похитителей? Но разве страсти наши могут говорить и поступать умно? Их обыкновенное дело отуманивать ум и доводить нас до глупостей. Враги же Иисуса, как открывал Сам Он, действовали под влиянием князя тьмы, открытого врага власти Божией. ( Иоан. 14:30 ; Лук. 22:31 ; 22:53 ). Так страшное решение произнесено и оно выполнено, как предсказано в притче. Преданный Пилату, как враг кесарю, Иисус выведен из города « на место, нарицаемое Лобное » ( Лук. 23:33 ), и там распят. Апостол Петр говорил иудеям об иудеях, что они не знали, что делали, распиная Иисуса ( Деян. 3:17 ). Да, они не понимали тайны примирительной смерти Христовой и не признали в Иисусе Мессии ( Деян. 13:27 ). Но все это отчего? Оттого, что заняты были только землей и не думали о духовном, ожидали от Мессии только земного величия, земного счастья, земной власти. Оттого-то хотя и видели по временам духовное величие Иисуса, но увлеченные страстями земными убили Начальника жизни ( Деян. 3:15 ). О земля, земля! Как пагубно обаяние твое для бессмертного духа. « Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои » (ст.40. 41). Если бы вопрос Спасителя предложен был самым несправедливым, самым несовестливым судьям, и те, по крайней мере, из опасения показаться плохими людьми, отвечали бы: злодеев предаст смерти, а виноград передаст другим. Так поступили и книжники. Враги Иисуса произнесли приговор самим себе, конечно, не поняв на первый раз, что дело идет о них, самих. Святой Лука замечает, что некоторые прибавили: да не будет! (20:16 ). Это значит, что эти поняли, к кому относится приговор правды и ужаснулись. Ужаснулись больше всего того, что виноградник отнят будет из рук их и передастся другим стражам, другим начальствам.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Мф.23:33 . Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? «Змии, порождения ехиднины» и пр.: см. прим. к Мф.3:7,12:34 . – «Осуждения в геенну»: вечного мучения (ср. прим. к Мф.5:22 ).– « «Змии, порождения ехиднины», т.е. злые дети злых родителей и еще злее их. Ибо Христос показывает, что они отваживаются на гораздо большие злодеяния и в жестокости превосходят даже отцов своих, хотя и хвалятся, что они не поступили бы так в подобном случае. И действительно, они оканчивают и довершают злодеяния. Ибо те умертвили пришедших в виноградник рабов, а сии убили и самого Сына, и тех, которые звали их на брак» (Злат.). Мф.23:34 . Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; «Вот Я посылаю» (пошлю – настоящее вместо будущего) «к вам пророков» и пр.: разумеется послание апостолов и их сотрудников ( Еф.4:11 ), которые в церкви Христовой были тем же, чем в ветхозаветной церкви были пророки, а потом мудрые и книжники. Названия эти употреблены здесь потому, что иудеи привыкли к ним, так как этими названиями обозначались у иудеев вообще учители религии. – «Иных убьете»: как, например Стефана ( Деян.7:59 ) и Иакова Зеведеева ( Деян.12:1–2 ). – «И распнете»: как, например Симеона брата Господня (Евсев. Церк. Ист. 3, 32). – «Иных будете бить в синагогах» (ср. прим. к Мф.10:17 ). Это также исполнилось на апостолах (ср. Деян.22:19–24 ; 2Кор.11:24–25 ). – «Гнать из города в город» (ср. прим. к Мф.10:23 ): это общая участь почти всех апостолов. Мф.23:35–36 . да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей. «Да приидет на вас вся кровь»: да постигнет вас наказание за кровь, невинно проливаемую (ср. Мф.27:25 ). Речь не об одних только фарисеях и книжниках, но вообще о всем народе иудейском (ст. Мф.23:36 ), убившем Спасителя и Его посланников, исполнившем меру преступлений отцов своих и потому повинном во всей пролитой невинно крови пророков и праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

п. Воздавая такое почитание св. мощам, православная Церковь следует слову Божию, которое свидетельствует, что останки святых почитались не только в первые века христианства, но и в ветхозаветной церкви. Так, кости патр. Иосифа, взятые евреями, согласно его завещанию, при выходе из Египта ( Исх. 13:19 ), впоследствии с большим почетом были погребены в Сихеме, где покоились первые еврейские патриархи (1. Нав. 24:32 ). Благочестивый царь иудейский Иосия, разрушая идольские капища и сжигая кости умерших служителей Ваала, повелел не трогать костей пророка Божия, что и было исполнено ( 4Цар. 23:17–18 ). Сам Господь не только хранит кости праведников, так что «ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ), не дает «святому видеть тление» ( Пс. 15:10 ; Деян. 2:27 ), но и творит через святые останки чудеса. По свидетельству 4 книги Царств, один умерший, брошенный израильтянами в гроб Елисея, как только «коснулся костей» его, то тотчас сам «ожил и встал на ноги» ( 4Цар. 13:20–21 ), а по свидетельству Епифания Кипрского , много чудес было от мощей прор. Исайи, Иеремии и Иезекииля. 598 Из Св. Писания видно, что даже через одежду праведных людей проявлялась чудодейственная сила Божия, напр., милоть прор. Илии разделила воды Иордана ( 4Цар. 2:13, 14 ), а платки и полотенца ап. Павла, полагавшиеся на недужных и одержимых 6есами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов ( Деян. 19:12 ). Ввиду такого проявления силы Божией православная Церковь и чтит св. мощи, через которые эта сила особенно проявляется. Сектанты же отрицают почитание св. мощей и в оправдание свое говорят, 1) что нетление мощей невозможно. а) «Все, что от земли, замечают они, должно возвратиться в землю», так как Сам Господь сказал Адаму, а в лице его и всем людям: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ), почему тела ветхозаветных праведников – даже таких, как Давид и Лазарь, предались ьлению ( Деян. 13:36 ; Ин. 11:39 ). – Но тление является наказанием человеку за грех, а не составляет первоначального его назначения, потому что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010