Вот еще евангельский эпизод, когда жизнь Христа висела на волоске: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего; Я не от мира сего. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших, ибо, если вы не уверуете, что это Я, вы умрете во грехах ваших» (Ин. 8,23-24). И снова почти неприметное для русского слуха «это Я» – сакральное «Аз есмь». Сущий. Если иудеи не уверуют, что Он есть «Я есмь», то умрут. Оппоненты Христа не верят своим ушам и переспрашивают: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8,25). Теперь все предельно ясно. И вполне понятная реакция: «не правду ли говорят, что бес в Тебе» (Ин. 8,48). Но чтобы не ставлаось сомнения, что «Аз есмь» в речи Иисуса не обычная гарматическая формула, он вносит послений акцент: «Прежде нежели Авраам был, Аз есмь» (Ин. 8,58). Он не сказал – «Прежде Авраама Я был», но – «Я есмь». Эта беседа о тайне Христа кончается тем, что иудеи хотят казнить Иисуса («тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него» – Ин. 8,59). В тот день Христос ушел от толпы. Но в конце концов именно за именование Себя Сущим Христа казнят. И уже после воскресения Синедрион просит апостолов «не учить об имени Иисуса» (Деян. 4,18). Интересно, что синедрион запрещает не проповедь о Христе, а проповедь об имени Христа: «запретив им говорить об имени Иисуса» (Деян. 5,40) «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» (Деян. 5,28). Это сказано после проповеди Петра о том, что «нет другого имени под небесами, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4,12). Для Библейского мышления имя Бога несообщимо (Прем. Сол. 14,21). Христос же прилагает имя Сущего к Себе. Следовательно, Сын от начала – Иегова; Он от начала – Бог (Ин. 1,1). Если не признать во Христе «великую благочестия тайну: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3,16), то апостольская проповедь Христа оказывается утонченной атеистической пропагандой. Ведь апостолы проповедуют, что «нет ни в ком другом спасения» (Деян. 4,11). Если Христос – не Бог, а только «посланник», «учитель», только человек, если Сын и Отец не одно и то же, то перед нами проповедь атеизма. Бог не спасет и не спасает. Спасение только в человеке Иисусе. Но апостолы явно не атеисты. Они верят в Творца. И они прекрасно понимают, что «человек не даст выкуп за душу свою» (Мф. 16,26). Если спасение в Боге, и спасение только во Христе – эти два исповедания веры можно совместить только с помощью учения о Троице.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Деян.18:18 .  Павел, про­быв еще довольно дней, про­стил­ся с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету. Здесь и текст несколько неясен, и событие упоминаемое несколько загадочно. Неясно прежде всего то, к кому относится выражение «остригши голову», так как, кроме Павла как главного действующего лица в этом повествовании, это может быть отнесено и к Акиле, имя которого, по-видимому, недаром и поставлено в греческом тексте позади имени жены ( «Прискилла и Акила»), в непосредственной близости с данным событием. Как бы то ни было, и Павел, и Акила могли допустить над собою еврейский обряд, без большого соблазна для верующих и без особого противоречия своим убеждениям. Известно из дальнейшего, что Павел участвует в совершении подобного обряда в Иерусалиме по совету старейших апостолов ( Деян.21 и дал., ср. Деян.16:3 ). Что касается значения самого факта «острижения головы по обету», то это было, вероятно, христианизированное исполнение ветхозаветного закона о назорействе по обету ( Чис.6 ). По этому закону дававший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен был, между прочим, стричь волосы на голове своей; острижение совершалось только или по истечении срока обета, или в случае «осквернения» обета (предусмотренных законом), когда самый обет предписывалось начинать снова. Так как все эти обряды соединялись с принесением жертвы и, следовательно, могли иметь место только при храме, исключение чего едва ли допускалось для живущих в рассеянии и путешествующих, то упоминаемое дееписателем острижение главы означало, вероятно, окончание какого-либо частного обета, для коего апостол воспользовался узаконенным символом. «В Кенхреях» – Кенхрейская гавань к востоку от Коринфа, откуда Павел со спутниками отплыл в Сирию. Деян.18:19 .  Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рас­суждал с Иудеями. «Ефес» – главный город малоазийской провинции Ионии, входившей в состав так называвшейся тогда проконсульской Азии (Асии, см. прим. к Деян.16:6 ), большой торговый приморский город, центр деятельности св. Апостола Иоанна Богослова. Упоминаемое здесь посещение Ефеса было первым для апостола язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Им принадлежало право и крестить; так некто Анания крестил ап. Павла ( Деян. 22: 16 ); Фипипп, научив вере во Христа евнуха, «приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его“ ( Деян. 8: 38 ). Крестил Филипп и самарян ( Деян. 8: 1–16 ). Преемникам Апостолов дано право совершать преломление до скончания мира; «всякий раз, говорит ап. Павел, не бывший на тайной вечери, но совершавший преломление ( Деян. 20: 11 ), когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он прийдет“ ( 1Кор. 11: 26 ). Св. ап. Павел не был среди одиннадцати Апостолов, в то время, когда они получили непосредственно от Христа право прощать грехи, однако и к нему «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои“ ( Деян. 19: 18 ); не был там и епископ Тимофей, судивший однако грехи грешников не только мирян, но и пресвитеров Церкви ( 1Тим. 5: 19–20 ). Но сектанты, отвергая власть законных епископов и пресвитеров Церкви Христовой отпускать грешникам их грехи, сами позволяют своим незаконным лжепресвитерам совершать крещение, преломление, браки, позволяют им учить себя, хотя на все это никто никогда не давал им права. 8) Сектант: Нужно каяться не пред священниками, а пред каждым христианином, особенно пред которым мы согрешили, как и учит ап. Иаков: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника“ ( Иак. 5: 16 ). Объяснения православного: Приведенное место св. Писания говорит против самих же сектантов, ибо слова ап. Иакова: «признавайтесь друг пред другом в проступках», как это видно из предшествующих слов св. Апостола, говорят о необходимости признания в грехах именно пред пресвитерами. Раньше Апостол говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставигь его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему“ ( Иак. 5: 14–15 ). Сказав, что по молитвам пресвитеров болящий исцелится и получит прощение грехов, Апостол далее говорит, чтобы христиане не скрывали пред пресвитерами грехов, а признавались в них друг другу, (ст. 16), то есть пресвитерам. Если больной не исповедует грехи пред пресвитерами, то и не получит прощения, ибо, не зная грехов больного, как пресвитер простит их ему? Вот почему Апостол и велит признаваться в грехах друг другу, разумея здесь больного и молящихся о нем пресвитеров. Св. Иоанн Златоуст так объясняет разсматриваемые слова ап. Павла: «вы, болящие, исповедуйте пред пресвитерами согрешения ваши, а вы, пресвитеры, молитесь за болящих“ (слово о священстве 1: 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Не следует забывать, что самый незначительный контакт с оккультным в виде шутки, заигрывания, эксперимента или чтения оккультной литературы может привести человека под заклятие этой власти. Библия предостерегает от легкомысленного отношения ко злу: «Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» ( Притч.14:27 ). «Страх Господень отводит от зла» ( Притч.16:6 ). «Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой» ( Притч.16:17 ). Страх Господень означает благоговейное доверие к Богу и в то же время ненависть ко злу ( Притч.8:13 ). Когда мы пользуемся грампластинками с оккультным, богохульным, и грязным содержанием, разве это не оскорбляет Бога? Какую жатву мы можем пожать в таком случае? Каждому человеку необходимо посмотреть на свою жизнь в свете Слова Божьего и, отвергнув дела тьмы, облечься в оружия света ( Рим.13:12 ). Что теперь делать тебе, читатель, если ты — в оковах рок-музыки служишь сатане? В своей книге «Рок-музыка и христианская точка зрения» Вальтер Коли указывает путь к освобождению: «Во времена апостола чародеи сожгли свои дорогостоющие книги ( Деян.19:19 ). Точно так же пленники рок-музыки должны уничтожить свои пластинки с оккультным, богохульным и грязным содержанием, если они хотят, чтобы Слово Божье укрепилось и мощно возрастало в их внутреннем человеке ( Деян.19:20 ). Невозможно иметь живое общение с Богом и сознательно подвергаться продолжительному безбожному влиянию». По какой причине жители Ефеса, обратившиеся к Господу во время пребывания апостола Павла в этом городе, сожгли свои чародейские книги: от страха перед властью сатаны и угрозы злых духов? Нет! Спасенные так были увлечены властью и славой Иисуса над силами тьмы, что сделали это из благоговения и любви к своему Господу и Спасителю. Следствие 1: «И напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса» ( Деян.19:17 ). Следствие 2: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). Следствие 3: После покаяния и исповедания грехов последовали необходимые дела: вполне сознательно многие из занимавшихся чародейством уничтожили свою оккультную литературу. О ее продаже не было даже речи! ( Деян.19:19 )

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

Протестанты, отрицающие необходимость посредства Церкви в деле спасения, утверждают, что Дух Святой сошел на всех учеников без исключения. Это пример весьма произвольного толкования Свщ. Писания. Анализ первой и второй глав книги Деяний показывает, что Дух Святой сошел только на 12 апостолов, а не на всех учеников, находившихся в то время в Иерусалиме, которых было не меньше 120 человек (Деян. 1, 16). К принятию Духа Святого в день Пятидесятницы Господь готовил Своих учеников в течение 40 дней, являясь им и беседуя с ними о Царствии Божием, причем участниками этих бесед были только апостолы (Деян. 1, 3). Только апостолам было дано обетование, что они будут крещены Духом Святым (Деян. 1, 5). В пользу того, что Святой Дух сошел только на апостолов, а не на всех учеников, косвенно свидетельствуют также Деян. 1, 11 и Деян. 2, 14. Евангельские тексты тоже говорят, что Дух изначально был сообщен только 12 апостолам. " Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого " (Ин. 20, 21-22) — эти слова были обращены только к апостолам. Только " одиннадцать... учеников пошли в Галилею " , и именно этим одиннадцати ученикам Господь заповедует: " Идите, научите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа " (Мф. 28, 16, 19-20). В день Пятидесятницы апостолы первыми исполнились Святого Духа и таким образом послужили органами, посредниками низведения Его на остальных верующих. Изначально только им была дана власть наставлять в вере и сообщать благодать Святого Духа посредством видимых действий, таких, как водное Крещение и возложение рук. Этой властью не обладали все верующие, вступавшие в Церковь. Например, Филипп, один из семи диаконов, хотя и крестил самарян, тем не менее не мог возложить на них рук, для чего в Самарию из Иерусалима были отправлены апостолы Петр и Иоанн. Если бы даром низведения Святого Духа обладали все верующие, крещенные во Христа, то Симон Волхв, который тоже крестился, не предлагал бы апостолам деньги ради получения этого дара.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

Объясн. Под званием апостол здесь разумеет различные положения в обществе. Этих положений он не уравнивает, различий между ними не уничтожает: ст.21–24; Еф.4:1 . Обратившись ко Христу, господин может продолжать быть таковым, раб пусть продолжает подчиняться господину, римский гражданин пусть пользуется исключительным правом неприкосновенности: Деян.16:37:22:25–29 . Тит.2:9 . «Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всём, не прекословить». Объясн. Этими словами доказывается то, что христианство не предписывает всеобщего равенства и не уничтожает различия между властителями и подвластными, рабами и господами, высшими и низшими. Оно вводит равенство только о Христе Иисусе: Гал.3:28 , т.е. равенство в отношении обязанностей ко Христу, в Которого все должны одинаково веровать, и в отношении надежды на спасение, которое всем одинаково от Христа подаётся. В Церкви же, как и гражданском общежитии, должны быть разные степени служения: 2Тим.2:20–21 ; Рим.13:1–8 . 35) Об имущественном равенстве Деян.2:44–45 . См. объяснение выше, под заголовком «О правах на собственность». Деян.4:32:36–37 . «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Так Иосия, прозванный от апостолов Варнавою , – что значит: «сын утешения», – левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав её, принёс деньги и положил к ногам апостолов». Объясн. От избытка любви у первых христиан происходило то, что на свою собственность каждый смотрел как на общее достояние, тем не менее это достояние раздавалось «по нужде каждого»: Деян.2:45 . Но к этому никто не был принуждаем, все так поступали потому, что так чувствовали и желали; читай, что говорил апостол Пётр Анании и Сапфире: Деян.5:4 ; или: Лк.8:2–3 . 36) О раздаче имения Мф.19:21 . «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мной». Объясн. Раздача имения не есть единственное условие для получения Царства Небесного, необходимы ещё любовь: 1Кор.13:1–3 , и скромность в раздаче имения: Мф.6:1–2 ; можно и при богатстве угодить Господу: Лк.8:2–3:19:8–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

А с диаволом нам должно бороться: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских», а следовательно, облекитесь и в пост, который советовал держать Спаситель ( Еф.6:11 ). Господь показал, каков должен быть пост: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). Господь предсказал, что Апостолы и все христиане будут поститься: «Придут дни, когда отнимется у них жених (т.е., когда Спаситель вознесется на небо), и тогда будут поститься в те дни» ( Лк.5:33–35 ). Апостолы святые постились: Ап. Павел постился после призвания: «три дня... он не ел и не пил» ( Деян.9:9 ). Ап. Павел постился при отправлении на проповедь ( Деян.13:2–3 ). Постились при рукоположении пресвитеров ( Деян.14:23 ). Ап. Павел говорит о своем посте: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). «Являем себя... в постах» ( 2Кор.6:5 ). «Был... часто в посте» ( 2Кор.11:27 ). Апостолы советуют поститься: Христане – муж и жена должны, по согласию, на время уклоняться друг от друга для упражнения в посте ( 1Кор.7:5 ). Пост у христиан с древности: «Пост уже прошел» ( Деян.27:9 ). В среду и пятницу христиане постятся, как Господь предсказал в воспоминание того, что Христос отнят был от Апостолов: в среду – предан, а в пятницу – распят: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Лк.5:35 ). Великий пост установлен в подражание 40-дневному посту Спасителя: пост Спасителя ( Мф.4 ). «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по стопам Его» ( 1Пет.2:21 ). Поэтому мы и постимся, подобно Спасителю. Петро-Павловский пост в память проповеди свв. Апостолов, как и они постились перед проповедью ( Деян.13:2–3 ). Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении наших тел, подобно Телу Спасителя, и в воспоминание Успения Богоматери ( Мф.17:2 ; Флп.3:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Деян. 1:24 . Св. Апостолы, поставив двоих, Иосифа и Матфия, чтобы одному из них принять жребий служения и апостольства, которое оставил Иуда, все единодушно призывали молитвенно имя Господа Иисуса Христа, и помолившеся реша: Ты, Господи Сердцеведче всех, покажи, егоже избрал ecu от сею двою единаго. Как все прочие Апостолы призваны были самим Иисусом Христом, так и Матфию надлежало быть призвану Им же. И Савл не другим Лицем призван к апостольству, но Иисусом Христом. Потому несомненно, что в молитвенном призывании Господа Сердцеведца святые Апостолы призывали Господа Иисуса Христа. Деян. 7:59 и 60. Первомученик Стефан, муж исполнь веры и Духа Свята, когда враги имени Христова побивали его камнями, молился и говорил: Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велиим: Господи, не постави им греха сего. 2Кор. 12:8 . Апостол Павел пишет, что он молил Господа Иисуса Христа об удалении от себя аггела сатанина: О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене. Из последующих слов видно, что он обращался с молитвою именно к Господу Иисусу Христу: И рече ми: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается. Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Аристова (ст. 9). Призывающие имя Господа Иисуса: 1) получают от Него спасение ( Рим. 10:13 ), 2) очищаются от грехов ( Деян. 22:16 ), 3) исповедуют Его Сердцеведцем ( Деян. 1:24 ) и 4) говорят к Нему: приими дух мой, и не постави им греха сего ( Деян. 7:60 ) и т. п. Отсюда не трудно понять, что с сим призыванием имени Иисуса Христа, как истинного Бога, не идут в сравнение молитвенные призывания Святых Божиих, как молитвенников за нас пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом. 2.      Молитвенные благословения и испрашивания верующим благодати от Господа Иисуса Христа. В начале и в конце посланий святых Апостолов читаем молитвенные благожелания верующим благодати и мира, иногда от лица Господа нашего Иисуса Христа, и купно от лица Бога Отца и от лица Духа Святаго; напр. 2Кор. 13:13 благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами. Подобн. 1Пет. 1:2 . Иногда от лица Господа Иисуса Христа, обще со Отцем, напр. 1Кор. 1:3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа; также 2Кор. 1:2 . Гал. 1:3 . Еф. 1:2 . Флп. 1:2 . Кол. 1:2 . 1Сол. 1:1 . 2Сол. 1:2 . 1Тим. 1:2 . 2Тим. 1:2 . Иногда от единого лица Господа Иисуса Христа, как сие видим преимущественно в заключении Посланий, напр. Гал. 6:18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. Также: 1Кор. 16:23 . Еф. 6:23 . Флп. 4:23 . 1Сол. 5:28 . 2Сол. 3:18 . 2Тим. 3:15 . Флм. 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Объяснение. Апостол Пётр был очевидцем Преображения Господня и Вознесения: Мф.17:1–2 ; Лк.24:50 ; подробностей об этих великих событиях апостол не описывал, стало быть, «силу и пришествие Господа» передавал главным образом устно, отсюда необходимо соблюдать не только Священное Писание , но и Священное Предание: 2Ин.1:12 ; Деян.13:5:20:31 . Чтобы понимать слова апостола, сказанные в 19 ст., нужно обратить внимание на 20 ст. сей главы. Очевидно, под пророческим словом здесь разумеются ветхозаветные пророчества о Христе: Деян.8:30–32 ; если бы мы стали обращаться к одним ветхозаветным пророчествам, то тогда мы должны будем отвергать весь Новый Завет , заключающийся не в одних Писаниях, но и в Священном Предании: Ин.21:25 ; 2Фес.2:15:3:6 . Рим.1:16–17 . «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет» ( Авв.2:4 )». Объяснение. Под «благовествованием» нельзя разуметь одно Священное Писание , ибо и сам апостол под благовествованием разумел и письменное, и преданное устно им учение Христово: 2Фес.2:15:3:6 ; 1Кор.11:1–2 . В 17 ст. также не об одном писанном благовествовании говорится, в котором открывается правда Божия, но и об устном, и чрез него открылась правда Божия сотнику Корнилию: Деян.10:32–44 ; сам апостол Павел не всё записал, о чём проповедовал «три года день и ночь непрестанно со слезами»: Деян.20:31 , да и учение Христово далеко не всё записано: Ин.20:30:21:25 . 1Кор.4:6 . «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим». Объяснение. Здесь апостол Павел внушает коринф. Христиан., чтобы они брали пример с него и Аполлоса и не мудрствовали сверх того, что написано, т.е., чтобы каждая коринф. партия не превозносилась своими учителями, как это они делали, называясь – одни Павловы, другие Аполлосовы. Вот это обстоятельство и заставило апостола Павла писать, чтобы Коринфяне так не мудрствовали, ибо это уже будет сверх написанного: 1Кор.3:21–22 ; но чтобы все одинаково хвалились только Богом, как написано: 1Кор.1:12–31 . Этим местом апостол также нисколько не запрещает христианам пользоваться мудростью из разных наук, помимо сказанного в Священном Писании : 1Фес.5:21 ; Деян.17:28 ; Тит.1:12 . Апостол здесь предостерегает только от пересудов и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Поднявшись на вершину горы, Авраам устроил там жертвенник и, связав Исаака, положил его поверх дров. Затем Авраам взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но тут с неба к нему воззвал ангел и сказал от имени Бога: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам увидел поблизости барана, запутавшегося в зарослях, заколол его и принес в жертву. Затем отец и сын спустились с горы к своим слугам и благополучно вернулись домой. Когда Исаак вырос, отец нашел ему жену по имени Ревекка. У Исаака и Ревекки родилось двое сыновей – Исав и Иаков. А Авраам и Сарра дожили до глубокой старости: Сарра умерла в возрасте ста двадцати семи лет, и была погребена Авраамом в купленной им для того пещере, на поле Ефрона Хаттеянина, при Махпеле, против Мамре. Авраам после смерти Сарры женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей ( Быт.25:1–4 ). Умер он в возрасте 175 лет «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела – месте погребения Сарры ( Быт.25:7–10 ). Как Бог и обещал Аврааму, потомки Исаака стали самостоятельным народом – израильтянами... В Новом Завете Авраам вместе с Моисеем – наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе ( Деян.3:25 ). Евангелист и апостол Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама ( Мф.1:2 ), чтобы показать, что Иисус Христос не только Сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама ( Мф.1:1 ), на Котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука также упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму ( Лк.3:34 ), но и как выдающуюся личность в истории Израиля ( Деян.3:13 ; Деян.7:32 ; Деян.13:26 ; ср. Деян.7:2–8,16–17 ). Отцы Церкви и христианские писатели использовали историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видели в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010