Как видно из приведенных текстов, действия по принципу «око за око, зуб за зуб» не были актом индивидуальной мести или самосуда, напротив, древний обычай родовой мести был введен в рамки закона. Христос же дает новый нравственный закон: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» ( Мф.5:38–39 ). Лит. Ашукины, Жуков, Михельсон, Шанский От Адама ОТ АДАМА: АДАМ; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА Оборот указывает на изначальное, со времен глубокой древности бытование чего-либо. Иронически — о рассказчике, который излагает события с излишней обстоятельностью, с долгой предысторией. Адам, сотворенный Богом из «праха земного», стал родоначальником человечества. «От одной крови», от Адама, произошел «весь род человеческий» ( Деян.17:26 ). Соответственно библейские списки родословий открываются Адамом (см. 1Пар.1:1 ); к Адаму возводится земное родословие Иисуса Христа: «…сын Иосифов Адамов, Божий» ( Лк.3:23–38 ). Время жизни Адама рассматривается в качестве исходной точки, с которой порою соотносятся те или иные явления или события: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама…» ( Иуд.14 ); «…смерть царствовала от Адама до Моисея…» ( Рим.5:14 ). От лукавого ОТ ЛУКАВОГО Образное определение всего, что содержит в себе неискренность, двусмысленность, тайную расчетливость, хитроумие; оценка многословных, бессодержательных речей, маскирующих двуличие, корыстный расчет или некомпетентность говорящего, «мудрствующего лукаво». «Лукавый» в прямом значении — извилистый, изогнутый, кривой (от «лука» — изгиб, кривизна). Лукавство, как определение негативного проявления человеческой натуры, нередко фигурирует в тексте Б . Общее отношение к нему выразил Псалмопевец: «Блажен человек… в чьем духе нет лукавства!» ( Пс.31:2 ). Осуждается в Б . лукавое сердце (см. Иер.17:9 ; Евр.3:12 ), замыслы (см. Пс.34:20, 118:150 ), но чаще всего язык (см. Пс.35:4, 119:2–3, 140:4 ; Иов.15:5 ; 1Пет.3:10 ; Откр.14:5 ). Рядом с лукавством упоминаются коварство (см. Притч.8:8, 11:3 ), порок (см. 1Кор.5:8 ), зло (см. Притч.16:27 ). Вместе с тем, лукавство есть сущность дьявола, злого духа, который в силу этого иногда именуется «лукавым». От него предостерегает апостол Иоанн: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» ( 1Ин.5:18 ). В Господней молитве говорится: «…и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого» ( Мф.6:13 == Лк.11:4 ). От сотворения мира

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

выше) 23 . Но начала их различаются. Царство Божие открывается с того «начала, когда сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), когда все чрез Него произошло ( Ин.1:3 , – Кол.1:16–17 др.), и притом «вся добра зело» ( Быт.1:31 ), – и в частности, когда Бог создал высшего члена этого царства – человека, вдунув в него «дыхание жизни и дав ему «образ Божий» ( Быт.1:27 , – 2:7). Царство Христово начинается в средине истории земной, когда «Слово плотью стало» ( Ин.1:14 ), ибо «когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего рождаемаго от Жены» ( Гал.4:4 ср. Мф.2:2 Лк.1:33 ). Основанием для такого определения Царства Христова может служить евангельский рассказ Мк.9:38–41 и пар. Лк.9:49–50 . «Сказал Ему (Христу) Иоанн: Учитель! мы видели одного (человека), именем Твоим изгоняющего бесов, который не следует с нами, и воспрещали (κωλομεν – старались воспретить, др. чт. κωλσαμεν – воспретили) ему, потому что он не следовал с нами (Лк. не следует). Но Иисус сказал ему: не воспрещайте (вообще, никому, по разночт. ему – этому человеку), ибо кто не против нас тот за нас (др. чт. вас, – у Мк. прибавлено: ибо никто, кто сотворил чудо, буквально: силу, – проявить чудотворную силу, силу Божию, Христову) именем Моим (т. е. при вере в Меня), уже не будет в состоянии (букв: и не возможет) скоро (т. е. легко, в то же время) злословить Меня». Рассказ стоит в связи с вопросом учеников: кто из них больший? (Лк. ст. 46 ср. парал. Мф.18:1 ) и указанием Господа на дитя и словами Его: кто примет Меня (Царство Христово), примет Пославшего Меня (Царство Божие), – и у Мк. кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы (ученики, последователи), истинно говорю вам, что не потеряет награды своей (речь, очевидно, о верующих во Христа, но не следующих за Ним с учениками Его). И далее речь о Царстве Божием (ст. 47), а в параллели у Мф. но только о Царстве Небесном (18:4), но и о Церкви (ст. 15–18) и о собрании двух или трех во имя Христово и об исполнении Отцем Небесным их согласных прошений на земле о всяком деле (ст. 19–20)._Таким образом, здесь предполагается: а) вера во Христа, ибо чудотворение именем Христа требует веры и от совершающего и от приемлющего чудо ( Мф.9:2 , – 17:20, – 21:21 др. Деян.3:16 , – 16, – 14:9, – 1Кор.13:2 ) и невозможно при неверии или маловерии ( Мф.13:58 , – 17:17 – 20, – 14:31 Мф.9:24 др. ср. Деян.19:14 сл.), – б) обладанию божественно-чудотворною силою пли благодатью и в) видимая непринадлежность к избранным и представлявшим собрание (внешнее пока, «ибо не был еще Дух, потому что Иисус еще не был прославлен» Ин.7:39 , т. е. не было еще земной Церкви) Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

повязки на лбу и на руках со словами из закона, которые являлись, как бы средством, предохраняющим от нарушения закона (ср. Втор.6:8 ), «воскрылия одежд» (τ κρσπεδα τν ματων от τ κρσπεδον – край, кайма, ср. Μф. 9:20, «прикоснулась к краю Одежды – το κρασπδου το ματου), т.е. кайма, бахрома, кисти на краях одежд (ср. Чис 15:38–39 ). Хранилища и кисти фарисеи из тщеславия увеличивали. «Бог повелел им (евреям)», – говорит святой Иоанн Златоуст , – «как малым детям, делать то же, что многие делают во избежание забывчивости, обвязывая палец льном или нитью, т.е. пришивать по краям верхней одежды шнурки гиацинтового цвета до самых ног, чтобы, взирая на них, они вспоминали о заповедях, – и это называлось воскрылиями. Α они (фарисеи) особенно заботились о том, чтобы делать широкие повязки («хранилища») и увеличивать воскрылия одежд, что показывало их крайнее тщеславие». 297 Стих 6–7-й . «Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» «Синагога» – место религиозного обучения иудейского народа и его молитвенных субботних собраний. Храм был только в Иерусалиме, а синагоги в каждом месте, населенном евреями (ср. Мф.4:23, 6:5 , Мк.13:9 ; Деян.9:20, 13:5, 15:21 и др.). «Любят», т.е. из честолюбия стремятся к «предвозлежанию» (προτοκλισαν – первое место за столом), «председанию» (πρωτοκαθεδρας – первые места около кафедры). Священство новозаветное «предстоит» в храмах по долгу службы (ср. 1Фес.5:12 – называются пастыри – «предстоятелями»; 1Тим.5:17 ), а верующие занимают места «простолюдинов» ( 1Кор.14:16 ). Из уважения к своим пастырям православные пасомые сами обыкновенно предлагают им занимать в их домах почетные места. Стих 8-й . «А вы не называйтесь учителями (αββ), 298 ибо один у вас Учитель ( καθηγητς – руководитель, предводитель, учитель) – Христос, все же вы – братья». Господь Иисус Христос, как «свет истинный, посвящающий всякого человека» ( Ин.1:9 ; ср. Кол.2:3 ; 1Кор.1:24 ), есть Единственный Учитель, а пастыри Церкви, во главе с апостолами поставлены Им ( 1Кор.12:28 ; Еф 4:11 ) возвещать миру Его учение ( Мф.28:19–20 299 ), а не свое; и в несобственном смысле слово Божие именует их учителями (διδασκλους – Деян.13:1 ; Иак.3:1 ; Рим.2:20 ; 1Кор.12:28–29 ; 1Тим.2:7 ; 2Тим.1:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

8) Омылись ли дети сектантов от первородного греха, освятились ли Духом Божиим, оправдались ли пред Богом? 8) Нет! Только крестившиеся «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ), ( Деян. 2:38 и 22:16), а они не крещены, они, несчастные, остаются во власти диавола, греха и духовной смерти. 9) Чему уподобляет Христос тех, кто не родился в святом крещении? 9) Уподобляет плоти: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:6 ). Дети сектантов рождены только по плоти и не рождены от воды и Духа: значит, они – плоть. 10) Какая ждет участь некрещеных? 10) «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор. 15:50 ). 11) Какая участь ждет родителей, препятствующих детям приходить ко Христу чрез крещение и тем губящих их души? 11) «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13). Очень многие отцы Церкви учили о необходимости крещения детей, как то: Климент Александрийский , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский , Блаженный Августин и другие; но в этом отношении особенно важны для нас свидетельства отцов и учителей первых веков христианства. Св. Дионисий Ареопагит , обращенный в христианство ап. Павлом ( Деян. 17:34 ), в своей книге «О церковной иерархии» пишет: «Божественным наставникам нашим угодно было допустить до крещения и младенцев... Думаю, что ничего нет страннаго в том, что младенец допускается до крещения» (гл. 7, парагр. 11). Св. Иустин Философ , замученный за Христа в 165 году, учил: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых чрез крещение, по вере тех, кто приносит сих ко крещению» (Посл, вост. патриархов, член 16). Св. Ириней, епископ Лионский, замученный в 202 году, в своей книге «Против ересей» (кн. 2-я, гл. 39) пишет: «Христос пришел спасти чрез себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога: младенцев, детей и отроков, юношей и старцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

        «Кто не со Мною, тот против Меня» и «Кто не против вас, тот за вас».    Сегодня за литургиею читалось Евангелие, в котором приводится следующий случай. Как-то апостол Иоанн Богослов обратился к своему возлюбленному Учителю со словами: «Наставник! мы видели человека, который Твоим именем изгоняет бесов и запретили ему, потому что он не ходит вместе с нами» (Лк. 9:49; Мк. 9:38).    О том, что именем Господа Иисуса Христа изгоняли люди бесов, мы читаем не раз в Священном Писании. Тут можно припомнить еще случай, который окончился трагикомично, когда св. апостол Павел прибыл в город Ефес и там проповедовал и учил и в то же самое время творил там своей апостольской благодатью множество чудес. В частности, исцелял от недуга беснования многих одержимых. Это так всех поражало, что там некоторые, так называемые заклинатели, стали заклинать злых духов, употребляя слова, какие? «Заклинаем вас Иисусом, Которого проповедует Павел» (Деян. 19:13).    Получился такой случай: семь сыновей, какого-то иудейского священника, решили изгнать беса из одного бесноватого и обратились к нему с этими словами. Но злой дух им ответил: «Иисуса знаю, и Павел здесь есть, а вы кто?» (Деян. 19:16). И бросился на них, разорвал на них одежду и избил, так что они с позором убежали прочь. Но в этом случае, о котором говорит сегодняшнее Евангелие, Господь отнесся иначе. Вот в том случае, о котором я вам рассказал, они хотели, корысти ради, зарабатывать на этом деле и были так посрамлены. А этот человек, о котором сказал евангелист Иоанн, он, вероятно, из добрых чувств это делал, поэтому Господь к этому отнесся милостиво и сказал апостолам: «не запрещайте ему, потому что кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:39, 40).    С этими словами Спасителя часто люди сравнивают другие Его слова. Им кажется, что здесь какое-то противоречие. В другом месте Евангелия мы читаем, как Господь говорит: «Кто не со Мной, тот против Меня» (Лк. 11:23). А тут апостолам сказал: «кто не против вас, тот за вас» . Как будто бы тут противоречащее, но достаточно в них вдуматься, чтоб увидеть, что никакого противоречия нет. Когда Господь говорил это апостолам, то Он просто сказал: «кто не против вас, тот за вас» , т.е. если какой человек вам не мешает проповедовать, не мешает вашему апостольскому служению, не выступает против вас — это уже хорошо. Это он, как бы за вас, он этим самым дает вам возможность свободно совершать свое апостольское дело. А что касается речи о Самом Спасителе, то там вопрос принципиальный, совсем другого характера и тут Господь говорит: «Кто не со Мной, тот против Меня. Кто не со Мной собирает, тот расточает» !

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя ( Пс.50:8 ). Если же все люди под грехом первородным, и дети не составляют исключения, то поэтому и их должно крестить, чтобы очистить от первородного греха. В ветхом завете обрезание, чрез которое израильтяне вступают в завет с Богом, было совершаемо, по повелению Его, и над младенцами ( Быт.17:9–14 ). Не ветхозаветное обрезание заменено в новом завете, таинством крещения. В Нем (Иисусе Христе), говорит апостол христианам, вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховнаго тела-плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых ( Кол.2:11–12 ; чит. Деян.15:5–11, 13:19–20, 22–25:28–31 ). След. и крещение, как и ветхозаветное обрезание, должно быть совершаемо и над младенцами Правда, в ветхом завете обрезание не совершалось над младенцами женского пола; обрезывали только мужеский пол. Но это обстоятельство нисколько не говорит против необходимости крещения младенцев, – так как оно в таинственном смысле знаменовало, что Искупитель рода человеческого и Основатель нового завета будет муж, а не жена. Если в ветхом завете Сам Бог призвал младенцев в завет с Собою ( Быт.17:9–14 ), то почему же лишать их этого блага в новом завете, тем более, что Сам Христос сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царствие небесное. И возложил на них руки ( Мф.19:13–15 ; читай также Лк.18:15–17 ). Единственный же путь ко Христу – крещение, ибо если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Во Христа только крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 ). Поэтому апостолы всех, не исключая и детей, призывали к крещению. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш ( Деян.2:38–39 ). На необходимость крещения младенцев указывают также сравнения крещения с банею ( Тит.3:5 ), всемирным потопом ( 1Пет.3:21 ), погребением ( Рим.6:4 ), переходом евреев чрез Чермное море ( 1Кор.10:2 ). б) О таинстве миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Затем Он взял пищу и ел перед ними. Последнее сообщение слишком кратко; нельзя ли и в этом случае подразумевать преломления хлеба 38 ? По крайней мере во время явления при море Тивериадском, описанного в 21 гл. ев. Иоанна, Господь Иисус «гово­рит им: приидите, обедайте... приходит, берет хлеб, и дает им, также и рыбу» (ст. 12. 13). Так не подлежит никакому сомнению 39 ясное выражение в ходе евангельских повествований идеи связи веры в воскресение Христа с действительностью Его страданий и смерти, с участием верующих в Его смерти. «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Иоан. 12:24 ). Христос умер – и для тех, кто умер вместе с Ним, Он воскрес; Он умер плотью и для умерших с Ним плотью воскрес духом. Плоть не пользует ни мало; дух животворит ( Иоан. 6:63 ): Христос был умерщвлен по плоти, но ожил духом ( 1Петр. 3:18 ср. 1Тим. 3:16 ), и стал духом животворящим ( 1Кор. 15:45 ). И мы, чтобы ожить с Ним, чтобы жизнь Его открылась в смертной плоти нашей, должны умереть с Ним, пережить Его смерть ( 2Тим. 2:11 ; 2Кор. 4:10 ). Воскресение Христа, как исторический факт, было вместе воскресением учеников, умерших с Ним. Что же составляло историческую действительность в явлениях Воскресшего ученикам? Это – реальность духовного общения с Ним учеников, реальность для них Его духовной – божественной, вечной жизни. Содержание духовной жизни открыто им всеми делами и всем учением Господа Иисуса, а теперь они убедились в реальности Его духовной жизни, – в том, что она по своему бытию неза­висима от материальных условий существования, что она сильнее смерти, что она – непреходящая, вечная действи­тельность. «Он жив» – вот что говорили ученикам явления Воскресшего ( Лук. 24:23 ; Деян. 25:9 ; Ап. 1:8), – Он живет после всех страданий и смерти, Он жив и уже не может умереть ( Римл. 6:9 ; Деян. 13:34 ). Явления Воскресшего были духовным общением с Ним учеников. Когда Он явился Марии Магдалине, она не узнала Его по внешнему виду и не могла прикоснуться к Нему, однако она узнала от Него, что Он во­сходит к Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

ОТВЕТ: Когда мы говорим, что Бог Един, мы говорим не только об исключительности Его существования и Его неповторимости. Мы говорим и о Его Единоличном владычестве над всеми мирами (ведомыми нам или нет). Сказано: «Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь [Бог твой] есть Бог , [и] нет еще кроме Его» ( Втор.4,35 ). Само слово «Господь» –на иврите «Адонай» – означает «Господствующий над всем», в отличие от «адоним» ( господин) – частный правитель, который господствует только над тем, что на время его земной жизни оказалось под его руками. Бог же – вечный Властелин и Владыка. Сказано: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» ( Ис.45,5–7 ). Признать Единство Бога означает признать Его Единственность – как Царя и Владыки всего мироздания. Св. апостолы именно так понимали веру в Единого Бога. И когда их ставили перед дилеммою, кого им слушаться, человеков или Бога, они отвечали: «…судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» ( Деян.4,19 ). Итак, говоря о Единстве Бога, мы говорим о том, что нет иного Правителя и Властелина над всеми мирами, чем Бог наш, и всецелая покорность наша принадлежит только Его Святой Воле (изложенной в Его святых заповедях). Следовательно, любой совершенный нами грех – есть грех против Единственности и Единства Божия, Которому мы должны быть всецело покорны. И в этом смысле, как я это часто уточняю, мы соблюдаем только Законы Бога. А светские законы соблюдаем только в той их части, где они не противоречат Заповеди Творца. ВОПРОС: Вы часто говорите о том, что делами Закона человек не спасется. И в то же время часто призываете к строгому исполнению Закона Божия. Как совместить эти два ваших подхода? ОТВЕТ: Сказано: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него (т.е. Иисуса Христа) возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» ( Деян.13,38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так и Господь, возносясь на небо, оставил апостолам, а через них Церкви, всем нам Свой великий дар, хотя и невидимо, но постоянно соединяющий нас с Ним. Это – благословение. А там, где есть благословение Спасителя, там и счастье истинное и радость истинная. Кто пребывает под Его небесным осенением, тот находится под надёжной, крепкой защитой: ему не страшны никакие силы зла. А кто же пребывает под благословением Христа Спасителя? Тот, кто проводит жизнь в чистоте и святости, кто живёт не для себя только, но и для других, кто часто приходит в храм Божий, где по преимуществу и преподаётся Божие благословение через различные и многообразные священнодействия. Есть и ещё причина радости в сегодняшний день. В прощальной беседе с Учениками после Тайной Вечери Господь, утешая их, говорил: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин.14:16 ). Господь обещает апостолам ниспослать Духа Святого, Который пребудет с ними неразлучно, будет утешать их, радовать, вразумлять и наставлять на всякую истину ( Ин.16:13 ). Апостолы твёрдо верили словам Божественного Учителя – и вера их оправдалась: в пятидесятый день после воскресения Спасителя на них сошёл Дух Святой в виде огненных языков. Исполненные силой выше ( Лк.24:49 ), они решительно и безбоязненно пошли в мир со словом благовестия. Их понуждали молчать, заставляли ничего не говорить о Христе воскресшем, но они смело отвечали: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали ( Деян.4:20 ). Их подвергали лишениям, гонениям, но они не только безропотно переносили это, но ещё и радовались, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие ( Деян.5:41 ). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... Ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.8:35,38–39 ), – так думали, так говорили и так жили апостолы, исполненные силы Духа Утешителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при обсуждении вопроса о войне Мф.5:21 . «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду» ( Исх.20:13 ). Объясн. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Чис.25:16–18:31:1–2 , полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13 . Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14 , а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.14:31 , веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10 ; Деян.10:1–4 ; и на небе без войны не обошлось: Откр.19:11–19 . Мф.5:38–39 . «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб» ( Исх.21:24 ). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». Объясн. Защита веры и отечества не есть «око за око, или зуб за зуб», а любовь до самопожертвования за друзей своих: Ин.15:13 ; эта защита не осуждена словом Божиим: Лк.3:14 ; Чис.25:16–18 . Лк.9:54–56 . Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение». Объясн. Самаряне не с оружием напали на Иисуса Христа и апостолов, а только не приняли их, стало быть, огонь сводить на них было бы делом неразумной ревности. Отсюда ясно, что к войнам, которым надлежит быть, помимо всякого желания: Мф.24:6 , это место не относится. В Священном Писании военная служба не запрещается: Лк.3:14:14:31–32 , и воинское звание не препятствовало получить от Господа помощь и похвалу: Мф.8:9–10 . Мф.26:52 . «Тогда говорит ему (апостолу Петру) Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Объясн. Здесь осуждается самоуправное и незаконное употребление оружия, как, например, отсечение уха Малху: Мф.26:51 . Для внутренней жизни Церкви Христовой на земле мир не обеспечен: 2Пет.2:1 , и потому-то самой высшей любовью считается положение души своей за друзей своих: Ин.15:13 ; о возможности войн говорил и Сам Иисус Христос: Лк.14:31–32 ; Мф.24:6 , а в Ветхом завете Бог даже повелевал воевать: Чис.25:16–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010