«Служителем и свидетелем» – ср. Деян.1:8 . Указание на равенство служения Павлова служению прочих апостолов, при том отличии, что Павел преимущественно посылается быть апостолом «язычников». «Что ты видел, и что Я открою тебе». Павел видел Господа воскресшим и прославленным, посему и мог быть совершенно таким же свидетелем Его воскресения, как и прочие апостолы ( Деян.3:15 ; 1Кор.9:1, 15:4–9 ). (О том, что Господь действительно открывал волю Свою и в дальнейшей истории Павла, свидетельствуется, между прочим, в Деян.20 и д.; Деян.23 и др.). «От народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя». К которым посылаю – надо относить и к народу иудейскому, и к язычникам, как и видим во всей деятельности Павла, обращавшегося всюду сначала к иудеям и потом уже к язычникам (ср. Деян.13 и пар.). «Тьма и свет» – образы духовного состояния человека – во власти сатаны ( князя тьмы) и в благодатном Царстве Бога – Отца светов. Первое состояние – под властью князя тьмы – состояние неведения истины Божией и сознательного от нее отчуждения, конец чего – вечная гибель; второе – состояние благодатного просвещения светом Божественной истины, в сыновней близости к Богу Отцу и вечном блаженстве со всеми святыми (ср. Деян.20:32 ). Деян.26:19 .  Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивил­ся небесному виде­нию, «Посему, я не воспротивился», как противятся иногда самым очевидным и убедительным истинам, как противятся доселе все те, по милости которых был связан Павел и теперь предстоит на суде. «Этим явлением Он (Иисус) обратил меня и убедил так, что я не мог противиться» (Златоуст). Деян.26:20 .  но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, по­том всей земле Иудейской и язычникам про­поведовал, чтобы они по­каялись и обратились к Богу, делая дела, достойные по­каяния. Апостол указывает круг своей проповеднической деятельности (Дамаск, Деян.9 и д., Иерусалим, Деян.9 и д., вся земля иудейская и, наконец, язычники, – главным образом, Малой Азии, Македонии и Греции). Содержание своей проповеди апостол характеризует обще, как проповедь о покаянии и обращении к Богу иудеев и язычников, чтобы побудить их творить «дела достойные покаяния» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Рукоположив им пресвитеров...» – предстоятелей и руководителей каждой общины, получавшей, благодаря этому, прочную внешнюю организацию. Рукоположение, т.е. возложение рук ( Деян.6:2–6 ), указывало важность служения пресвитерского и благодатное посвящение на это служение (см. Деян.11:30 ). «Помолились с постом», как делали при всяких важных случаях ( Деян.13 и др.). «Предали их», – т.е. новообращенных христиан, вместе с их новопоставленными предстоятелями, – «Господу», т.е. Его милости, благоволению и покровительству. Деян.14:24 .  Потом, прой­дя через Писидию, при­шли в Памфилию, Деян.14:25 .  и, про­поведав слово Го­с­по­дне в Пергии, сошли в Атталию; Деян.14:26 .  а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были пред­аны бла­го­дати Божией на дело, которое и исполнили. Через Писидию и Памфилию апостолы возвратились в Пергию – первый город, в который они прибыли, высадившись на берег Малой Азии ( Деян.13:13 , прим.). «Сошли в Атталию» – приморский город в Памфилии, к юго-востоку от Пергии, при впадении в море р. Катаракта. Город назван по имени Аттала Филадельфа, царя Пергамского, которым и был построен. Отсюда апостолы через Селевкию прибыли в Антиохию Сирийскую, откуда и вышли на первое апостольское путешествие волею «благодати Божией». Деян.14:27 .  Прибыв туда и собрав церковь , они рас­ска­за­ли всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. Деян.14:28 .  И пре­бывали там немалое время с уче­никами. «Собрав церковь », т.е. антиохийское христианское общество, «рассказали все, что сотворил Бог с ними». Смиренное исповедание апостолами силы Божией, которая все сама делала в них, а не они. «Отверз дверь веры» – образное выражение принятия язычников в лоно Церкви Христовой ( 1Кор. 16:9 ; 2Кор.2:12 ; Кол.4:3 ). «Рассказали» – «Чрез это, – говорит Златоуст, – устрояется великое дело. Надлежало, наконец, свободно проповедовать язычникам; потому они и приходят возвестить, дабы те могли знать об этом, ибо случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

19). Сквозь запертые двери Христос приходит к Своим ученикам и через 8 дней после Воскресения (Ин 20. 26). Его не узнают даже близкие Ему люди, ибо глаза их «удержаны» (Лк 24. 16; Ин 20. 15). Во время преломления хлеба в селении Еммаус, когда «открылись глаза» спутников Иисуса Христа «и они узнали Его», «Он стал невидим для них» (Лк 24. 30-31). Воскресший Христос является «не миру» (Ин 14. 22), а лишь ограниченному кругу тех, кого Он избрал, потому что для мира, лежащего во зле (1 Ин 5. 19), Он - «камень, который отвергли строители... камень претыкания и камень соблазна» (1 Петр 2. 7). Поэтому Его не видит даже стража, хотя в момент Воскресения она находится непосредственно у погребальной пещеры. Апостольская проповедь со времени основания Церкви была проповедью о воскресшем Христе, а сами апостолы называли себя «свидетелями» Воскресения (Деян 2. 32; 3. 15). Воскресение Его для них - основа христ. веры, ибо «если Христос не воскрес,- говорит ап. Павел христианам Коринфа,- то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15. 14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа», не веря в Его Воскресение, ставшее залогом воскресения всех людей, «то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19). При всем том, что они не были свидетелями самого момента восстания Иисуса Христа из гроба, апостолы свидетельствуют прежде всего о самом факте Воскресения (Деян 2. 24; 4. 10 и др.) и о его соответствии Писанию (т. е. об исполнении ветхозаветных пророчеств о Христе). Так, ап. Петр в день сошествия Св. Духа раскрыл собравшимся мессианский смысл 15-го псалма, указав при этом, что слова прор. Давида: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян 2. 27) - относятся не к самому пророку, ибо «он и умер и погребен» (Деян 2. 29), а к воскресшему Христу (Деян 2. 30-31). Обращаясь к членам синедриона, ап. Петр объясняет, что под ветхозаветным образом краеугольного камня (Ис 28. 16; ср.: Пс 117. 22) также следует разуметь Иисуса Христа, Которого они распяли и Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 4. 10-12). В Воскресении Христовом ап. Павел усматривает исполнение обетования, «данного отцам» (Деян 13. 32), подчеркивая при этом, что Воскресший «уже не обратится в тление» (Деян 13. 34). Тема Воскресения присутствует в его проповеди постоянно: не только тогда, когда он обращается к иудеям с их мессианскими чаяниями, но и к язычникам, поклонявшимся «неведомому Богу» (Деян 17. 23, 31-32). 15-ю гл. его 1-го Послания к Коринфянам по праву можно назвать, как замечает прот. Георгий Флоровский, «евангелием Воскресения» ( Флоровский Г. О Воскресении мертвых//Переселение душ: Пробл. бессмертия в оккультизме и христианстве: Сб. ст. П., 1935. С. 135). В ней ап. Павел пишет не только о самом факте Воскресения Иисуса Христа, но и о значении этого события в христ. сотериологии, соотнося его при этом с буд. всеобщим воскресением человеческого рода.

http://pravenc.ru/text/155304.html

Святой Златоуст (ср. Феофил.) находит и другое примирение этих кажущихся разногласий дееписателя и Апостола Павла. Он полагает, что выражение дееписателя – «слыша голос» – относится к голосу самого Павла, отвечавшего Тому, Кого они не видели. Выражение же самого апостола – «голоса, говорившего мне, не слыхали» – относится к голосу Самого Господа. Дальнейший рассказ Апостола о встрече с Ананиею, в общем совершенно согласный с рассказом дееписателя ( Деян.9:10–18 ), отличается от него, между прочим, тем, что более подробно приводит слова Анании, известное и уважаемое имя которого в глазах народа придавало этим словам особую важность и значение. Вообще, в обоих рассказах различие имеет характер не разногласия и противоречия, а лишь взаимного восполнения и уяснения, и достаточно оправдывается особыми обстоятельствами, применительно к коим апостол хотел сделать более убедительною свою речь. Деян.22:12 .  Некто Анания, муж благо­честивый по закону, одобря­емый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, Характеризуя Ананию, апостол выражается сильнее, чем дееписатель: «муж, благочестивый по закону», который, следовательно, не мог научить Павла быть врагом закона. «Одобряемый всеми иудеями» дамасскими, следовательно – признанный в своем благочестии всеми, не только христианами, но именно иудеями самими. Деян.22:13 .  пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! про­зри. И я тотчас увидел его. «Прозри» – краткое выражение самой сущности сказанного Павлу Ананиею при прозрении (ср. Деян.9:17 ). Зато далее подробно передаются слова Анании, сказанные после прозрения, опущенные дееписателем. Деян.22:14 .  Он же сказал мне: Бог отцов наших пред­ъизбрал тебя, чтобы ты по­знал волю Его, увидел Праведника и услы­шал глас из уст Его, «Бог Отцев наших» – см. Деян.3 и паралл. «предызбрал тебя» – ср. Рим.8 и д.; Иер.1:5 . «Увидел Праведника» – ср. Деян.3:14, 7:52 . Деян.22:15 .  потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слы­шал. «Свидетелем пред всеми людьми», – то же, что – «перед народами и царями и сынами израилевыми» ( Деян.9:15 ), т. е. не пред иудеями только, но и язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В заключение своей речи Апостол преклонил колена свои и помолился со всеми ими. Они простились тогда с ним с весьма великим волнением и плачем, потому что он объявил им, что они видят его в последний раз. И провожали его до корабля. Глава двадцать первая Путешествие Павла от Милита до Кесарии (1–9). Павел в Кесарии и пророчество о предстоящих ему узах (8–14). Прибытие Павла в Иерусалим, возмущение против него иудеев и его узы (15–40). Путешествие Павла от Милита до Кесарии (Деян. 21:1–9) Деян.21:1 .  Когда же мы, расставшись с ними, отплыли, то прямо пришли в Кос, на другой день в Родос и оттуда в Патару, Деян.21:2 .  и, найдя корабль, идущий в Финикию, взошли на него и отплыли. Отплыв из милетской гавани, при попутном ветре, путешественники «прямо» прибыли в Кос – небольшой, славившийся виноделием и приготовлением дорогих материй островок в Эгейском море, к юго-западу от Милита. Оттуда они достигли Родоса , большого острова в 15 рим. милях (3 в.) к юго-востоку, а затем прибыли в Патару – большой приморский торговый город малоазийской провинции Ликии с известным в древности оракулом Аполлона. От Троады до Патары Святой Павел со спутниками плыли на одном корабле, который, судя по некоторым поступкам Апостола ( Деян. 20:13 ) 106 , ( Деян. 20:16 ) 107 , находился в полном его распоряжении. Деян.21:3 .  Быв в виду Кипра и оставив его слева, мы плыли в Сирию, и пристали в Тире, ибо тут надлежало сложить груз с корабля. Деян.21:4 .  И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим. В Патаре же они, как пассажиры, сели на другой, купеческий корабль, который с грузом шел в Финикию. Корабль вышел в открытое море по направлению острова «Кипра», который он миновал, оставив его влево, так что, почти к концу недели, он бросил якорь в гавани Тира, где должен был сложить свой груз. Здесь прибывшие скоро вступили в сношения с находившимися тут верующими. Они пробыли у них 7 дней, после чего отправились далее в Иерусалим, хотя братия тирские, которым, по внушению Духа, была открыта участь, ожидающая Павла, и просили его, чтобы он не ходил в Иерусалим. Однако, Павел, по влечению Духа, шедший на предстоящие ему скорби ( Деян. 20:22 ) 108 , не мог, конечно, поддаться на их уговоры, внушенные их любовью к великому Апостолу. Сопровождаемые женами и детьми, братия проводили Павла и его спутников до берега, где разлучились с ними, помолившись все вместе. Путешественники снова сели в корабль, чтобы не делать задержки при сухопутном путешествии, и прибыли в «Птолемаиду», древний приморский город «Акко», южнее Финикии, в пределах собственно Палестины, по древнему разделению в колене Асировом, несколько севернее горы Кармильской. Там они пробыли у братьев один день. А на другой день они уже сухим путем по прекрасной долине Саронской мимо горы Кармила направились в Кесарию (Стратонову). Апостолу Павлу предсказывают темницу (Деян. 21:8–14)

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Тою же потом силой Святого Духа Петр и Иоанн, когда входили в храм на молитву в девятый час дня, при красных вратах, именем Иисуса исцелили хромого от рождения, имевшего четыредесять лет (см. Деян.3:1–2, 12 ) (да исполнится сказанное Тогда хромой вскочит, как олень ( Ис.35:6 ); духовного учения сетью уловили пять тысяч человек, вдруг уверовавших; а заблудившихся князей народных и первосвященников обличали не своей мудростью, ибо они были люди неученые и простые, но действием Духа Святого; ибо написано: Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им ( Деян.4:8 ). И через двенадцать апостолов благодать Святого Духа столь сильно действовала в веровавших, что у них, как сердце и душа была едина, так и употребление имений было общее; и поскольку владельцы поместий и домов с благоговением приносили цену за продаваемое имение, то между ними не было никого бедного. Когда же Анания и Сапфира дерзнули солгать Духу Святому, то восприяли достойную казнь. 22 . Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса ( Деян.5:12 ). И такая изливалась на апостолов духовная благодать, что они были страшны, при всей своей кротости. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ( Деян.5:13 ); Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин ( Деян.5:14 ). Улицы наполнились больными, лежащими на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.2:15 ). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все ( Деян.2:16 ) этой силой Святого Духа. 23 . Также двенадцать апостолов, быв ввержены архиереями в темницу, когда чудесно изведены были из нее во время ночи Ангелом и из храма приведены были к ним в судилище, то безбоязненно обличали их в своем к ним слове о Христе. Присовокупили к этому и то, что и Духа Святого дал повинующимся Ему ( Деян.5:32 ): и, быв биты, пошли... радуясь (Де-ян.2:41) и не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе ( Деян.2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Деян.24:5 .  Найдя сего человека язвою общества, воз­будителем мятежа между Иудеями, живущими по вселен­ной, и пред­ставителем Назорейской ереси, «Нашедши сего человека язвою общества». Здесь предполагается прежде всего доказанность преступности Павла, будто бы достаточно исследованной его обвинителями. Общее обвинение выражается наименованием Павла «язвою» общества, т. е. человеком, вносящим пагубную для общества духовную заразу, под которой разумеется христианское учение, быстро распространяющееся и охватывающее своим влиянием окружающую среду. Более частные обвинения: 1) «возбуждение мятежа» между иудеями империи (­ «вселенной», ср. Лк.23:2, 5 ; Деян.17:6 ), – обвинение преувеличенное, извращающее действительность со стороны особенно характера деятельности Павла (ср. подобное же обвинение иудеями Господа, Лк.23:2, 5 ; Деян.17:6 ); 2) представительство «Назарейской ереси», т. е. общества последователей Иисуса Назарянина (ср. Мф.2:23 ) – недостаточно мотивированное и выясненное обвинение, собственно указывающее лишь на предубежденную ненависть к христианству со стороны иудеев; 3) более определенное обвинение в «попытке к осквернению храма», – впрочем, тоже недостаточно доказанное (ср. Деян.21 и далее; ср. Деян.24:13 ). Деян.24:6 .  который отважил­ся даже осквернить храм, мы взяли его и хотели судить его по нашему закону. «Мы взяли его и хотели судить». Новая ложь ритора: они не судить его взяли, а схватив – били его и хотели убить ( Деян.21:31–32 ). Деян.24:7 .  Но тысяченачальник Лисий, при­дя, с великим насилием взял его из рук наших и по­слал к тебе, " Пришедши... взял его». Действие Лисия представляется здесь, хотя осторожно, незаконным вмешательством его в дело, касающееся будто бы только Синедриона. «Ему, говорит, не следовало делать этого, но он сделал... Этим выражает, что им прискорбно было идти в чуждое судилище, и что они не беспокоили бы его (правителя), если бы тысяченачальник не принудил их к тому и не отнял у них этого мужа, что не следовало ему делать; обида была нанесена, говорят, нам, посему и суд над ним должен был производиться у нас» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Та же атмосфера пронизывает и книгу Деяний. Петр и Иоанн радуются, потому что удостоились принять бесчестие за имя Христа. О городе, в котором проповедовал Филипп, говорится: «И была радость великая в том городе» ( Деян. 8:8 ). Евнух царицы Эфиопской, принявший крещение от руки Филиппа, «продолжал путь, радуясь» ( Деян. 8:39 ). Служанка, узнав Петра, освобожденного из темницы, «от радости не отворила ворот» ( Деян. 12:14 ). Слыша проповедь Павла и Варнавы, язычники «радовались и прославляли слово Господне» ( Деян. 13:48 ), а ученики «исполнялись радости и Духа Святаго» ( Деян. 13:52 ). По пути на Апостольский Собор в Иерусалим Павел и Варнава, «рассказывая об обращении язычников», «производили радость великую во всех братиях» ( Деян. 15:3 ). Павел говорит эфесским пресвитерам: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» ( Деян. 20:24 ). Через книгу Деяний христианство раскрывается как религия радости. Источником этой радости является чувство живого присутствия Христа в общине Его учеников и действующая в этой общине благодать Святого Духа. Она помогает апостолам преодолевать испытания и трудности, гонения и побои, дерзновенно свидетельствовать о Христе, распятом и воскресшем. Опыт, отраженный в Деяниях, находит свое выражение в словах из Первого послания Петра: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» ( 1Пет. 4:12–13 ). Чувство сопричастности страданиям Христа помогало апостолам с радостью переносить выпадавшие на их долю искушения и испытания. Третий арест Третий описанный в Деяниях арест Петра произошел через десять лет после второго. «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом», – повествует Лука ( Деян. 12:1–2 ). Речь идет об Ироде Агриппе I, который был внуком Ирода Великого и управлял Иудеей с 41 по 44 год 260 . Иаков стал первым мучеником среди двенадцати апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Помимо направления апостольской миссии, Дух Святой поставляет епископов быть блюстителями, пасти Церковь ( Деян.20:28 ), исполняет радости всех верующих ( Деян.13:52 ), так что Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались ( Деян.9:31 ). Употребление paraklesei подразумевает, что Дух Святой по отношению к Церкви является parakletos – подробнее об этом говорится в писаниях ап. Иоанна. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил ( Деян.6:9–10 ). На примере Стефана свидетельствуется исполнение обетования Господа о том, что Дух Святой научит верующих перед лицом гонителей что и как говорить ( Лк.12:12 ). Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян.7:51 ). Речь св. Стефана отсылает слушающих к Быт.6:3 , где также выражена мысль о том, что грешные люди отвергают и противобоорствуют Духу Божию, действия Коего в мире направлены на приведение человека к миру с Богом. В новой эпохе – эпохе Духа Святого весь человеческий мир делится на две части: тех, кто принимает Духа Святого посредством исповедания Христа и крещения, и тех, кто противится Ему – отрицающим Христа образом мыслей, греховным образом жизни или прямым гонением верующих. Неудивительно поэтому, что сопричастность Духу Святому является тем, что определяет принадлежность обществу спасенных, и встретив учеников Крестителя, ап. Павел первым делом сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый ( Деян.19:2 ). Даже не слышали о существовании Духа Святого – раннехристианская проповедь , это проповедь и о Духе Святом, как то, что отличает Церковь от наследия Крестителя, но вместе это и преподание возможности стать сопричастным Духу: и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать ( Деян.19:6 ). Дух Святой подается после крещения и возложения рук апостольских. Случай с Корнилием ( Деян.10:45 ) – исключение настолько неожиданное, что вызвало изумление у самих апостолов и всех верующих, исключение продиктованное тем, что имело знак благословения проповеди инородцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Деян.13:32 .  И мы бла­го­ве­с­т­ву­ем вам, что обетование, дан­ное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, Деян.13:33 .  как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. Доказательства истинности воскресения Христова показаниями непосредственных свидетелей-очевидцев Павел считает недостаточными для обыкновенных людей, но зато он не считает их единственными и указывает сильнейшую поддержу их в самом Свящ. Писании. Воскресение Иисуса представлялось необходимейшим условием исполнения обетований о Нем Божиих, из которых одно гласило: «Сын Мой еси Ты. Аз днесь родих Тя» ( Пс.2:7 ). Это учение о Богосыновстве Мессии как бы логически требовало Его воскресения, утверждаясь и само на нем, как неопровержимое заключение из Своих посылок. Деян.13:34 .  А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратит­ся в тле­ние, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещан­ные Давиду, верно. Деян.13:35 .  Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тле­ние. Деян.13:36 .  Давид, в свое время по­служив изволе­нию Божию, по­чил и при­ложил­ся к отцам сво­им, и увидел тле­ние; Деян.13:37 .  а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тле­ния. Другое доказательство достоверности исполнения обетований Божиих на Иисусе, в Его воскресении, апостол указывает в словах Божиих, изреченных устами пророков Исаии ( Ис.55:3 ) и псалмопевца Давида. Первый от Лица Божия обещает непреложное исполнение обетований, данных Давиду, которые таковы, что исполнение их несовместимо с возможностью для Мессии обратиться в тление. Совершенно ясно об этом повествует и Давид в Пс.15: 10 (см. прим. к Деян.2:25–32 ). «Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил». Греческий текст, кажется, (и за ним славянский) имеет несколько другую мысль: Δαβδ μν γρ ιδα γενε υπηρετσας τ το Θεο βουλ, εκοιμθη – " Давид по своему роду послужив Божиим советом успе», то есть: Давид, послужив своему роду, Божиею волею почил. «Послужив своему роду» (или народу) – царским своим служением и всею своею жизнью, так много давшею не только для его народа, но и для поколений всех времен и народов в своей псалтыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010