Впоследствии, когда Соломон построил храм Иегове на горе Мориа, Господь говорит ему, молившемуся при освящении храма: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Что касается до Нового Завета, то сам Иисус Христос именовал Иерусалимский храм домом Отца Своего Небесного, ревновал о блюдении должного благоговения и почтения к сей святыне ( Ин.2:16–17 ; Мф.21:12–13 ), и Своим присутствием во время общественных молений утверждал истину о святости сего места, как места особенного присутствия Божия, являемого людям. При вознесении на небо, собрав учеников своих, Иисус Христос повелел им не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия на них Святого Духа ( Деян.1:4–5 ); и в книге деяний Апостольских говорится об учениках и первых последователях Христовых, что они «пришедши взошли в горницу, где и пребывали» ( Деян.1;13 ), где прияли и исполнились все Духа Святаго» ( Деян.2:4 ). Эта горница, передает Святое есть та «горница большая, устланная», которую, как первый христианский храм, освятил Иисус Христос установлением Святого Таинства Причащения ( Лк.22;11 ; Мк.14:14–15 ), и в которой, по вознесении Иисуса Христа до сошествия Св. Духа, верующие «все единодушно пребывали в молитве и молении» ( Деян.1:14 ) – При исцелении слепорожденного, помазавши ему глаза брением из плюновения, Иисус Христос, для проявления сего великого чуда, посылает слепого умыться еще в купальне Силоамской, который источник, как выходивший из священной горы Мориа, как бы от самого храма идущий, считался у евреев священным и имел символическое значение ( Ин.9:6–7 ; Исх.8:6 и д.): «он пошел, говорится о слепорожденном в Евангелии, умылся, и пришел зрячим» ( Ин.9:7 ). Конечно, уврачевала слепого от рождения и в купальне Силоамской одна и та же чудодейственная сила Божия, которая в других случаях проявлялась в одном Божественном слове Спасителя: но здесь призваны в видимое посредство этой Божественной силы брение из плюновения и еще священная вода Силоама.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Дав повеление строить храмы, Господь указал и на значение их, как местах особого присутствия Его. Так, когда скиния была устроена, то «покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» ( Исх. 40:34 ); равным образом, когда был построен храм Соломонов и в него был внесен ковчег завета, то «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10–11 ). После же освящения храма Господь явился Соломону и сказал: «Я услышал молитву твою... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:3 ) Ввиду такого значения храма не только ветхозаветные праведники, но и Сам Христос и Его св. апостолы относились к нему с глубоким почтением и благоговением. Давид, напр., говорил: «одного просил Я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» ( Пс. 26:4 ); «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму твоему в страхе Твоем» ( Пс. 5:8 ). Спаситель во время Своей земной жизни часто посещал храм иерусалимский (Мф. 26:55; Лк. 19:47 ), смотрел на него, как на место присутствия Божия, почему говорит: «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф. 23:21 ), и, видя его осквернение торжниками, изгнал последних, сказав: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мк. 11:17 ; ср. Лк. 19:40 ; Мф. 21:18 ; Ин. 2:16 ). Апостолы после воскресения Христова «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк. 24:53 ; Деян. 2:46 ); ап. Павел также приходил «в Иерусалим для поклонения» ( Деян. 24:11 ) «и молился в храме» (–22:17). Относясь с уважением к иерусалимскому храму и посещая его, апостолы, а затем и первые христиане собирались для совершения богослужения в особо назначенные и приноровленные для того дома ( Деян. 12:12 и др.), которые назывались церквами ( Деян. 11:26 ) и строго отличались от обыкновенных жилищ, так что, кто позволял в них обыкновенные действия, подвергался обличению ( 1Кор. 11:18,22; 14:34,35 ). Впоследствии христиане стали собираться в катакомбах, где были устроены особые подземные церкви или храмы, сохранившиеся доселе, по образцу которых, между прочим, и начали устраиваться храмы Божии. Эти храмы будут существовать у христиан до конца мира и второго пришествия Христова, так как ап. Павел пишет, что «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ), антихрист, который явится пред вторым пришествием Христовым и будет убит Господом Иисусом Христом (–ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Деян.13:46 и парал.). Цель сего посланничества Павла к иудеям и язычникам – открыть глаза их – образное выражение понятия открытия их внутреннего смысла для познания истины Божией, то же что – просветить их светом истины (ср. прим. к Мф.4:16 ). Цель же этого открытия глаз их та, чтобы они обратились; обращение это характеризуется двумя соотносительными противоположностями: с одной стороны – тьма и царство сатаны, с другой – свет и Бог; от первых, к которым они теперь обращены – отвратиться и обратиться к последним, от коих теперь они отвращены. Тьма и свет – образы духовного омрачения и просвещения; состоящие в этом духовном омрачении и в отчуждении от истины Христовой находятся под властью сатаны – врага Божия, который как князь мира сего владычествует над ними ( Ин.12 :31и прим.); просвещенный истиной Христовой переходят из-под власти этого князя мира под благодатную власть Бога – Отца светов. Конечная цель этого обращения от тьмы к свету и от сатаны к Богу – прощение грехов по вере в Господа (см. прим. к Деян.2:38 ; Деян.3:19 и парал.), и принятие жребия с освященными (ср. Деян.20:32 и прим.), т.е. блаженство в вечном царстве Божьем со всеми святыми. 19. Посему, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению; 20. Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом на всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы покаялись, и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. 21. За сие схватили меня Иудеи в храме, и покушались растерзать. 22. Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет. 23. То есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестит свет народу (Иудейскому) и язычникам. Потому, что это явление было небесное, столь поразительное и убедительное, столь ясное и необычайное, я не воспротивился воле Господа, выраженной так, не отринул призвания, а покорился ему от всего сердца, – не воспротивился, как казалось иудеям, что должен был воспротивиться и не покоряться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Духовные чада апостола – всегда «в сердце» апостола ( 2Кор.7:3 ), и о них он «ревнует ревностью Божьею» ( 2Кор.11:2 ), боясь, чтобы они не соблазнились от преподанного им пути жизни ( 2Кор.11:3 ). Всю душу свою апостол отдает своим духовным детям ( 1Фес.2:8 ): «кто изнемогает, – говорит он, – с кем бы, и я не изнемог? Кто соблазняет, за кого бы я не воспламенялся» ( 2Кор.11:29 )? Входя в духовный мир каждого и принимая участие в духовных нуждах его, апостол был «для всех всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 1Кор.9:22 ): и это – вовсе не угодливость и слабость, ибо не для своей пользы апостол служил всем, а «для пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор. 10:33 ). Такого же самоотвержения и любви к своим пасуемым ради их спасения апостол требует от пастырей и прямо, когда обращается к тому или другому из них с наставлениями о пастырском деле. Обращаясь к ефесским пресвитерам, апостол заповедует им быть внимательными, «к стаду, в котором Дух Святой поставил их блюстителями», и «пасти Церковь Господа», храня ее от заблуждений ( Деян.20:28–31 ) и «уча каждого день и ночь» ( Деян.20:31 ), в учении же этом он заповедует «ничего не пропускать полезного», «возвещая покаяние и вру в Господа нашего Исуса Христа» ( Деян.20:20–21 ) и поддерживать преимущественно «слабых» ( Деян.20:35 ). В пастырском своем послании к Тимофею, епископу Ефесскому, апостол прежде других наставлений говорит о том, что пастырю нужно делать свое дело, не отступая ни пред какими трудностями и опасностями, будучи готовым и пострадать ради спасения своих пасуемых ( 2Тим.2:3–13 ). В своей жизни пастырь должен быть «образцом для верных в слов, в житии, в любви, в дух, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12, 3:1–13 ). Ревнуя о спасении своей паствы ( 1Тим.4:16 ), пастырь должен «проповедовать и учить» и тот только пастырь достойнее других, который «трудится в слов и учении» ( 1Тим.5:17 ). Все меры и средства должен испытывать пастырь в «проповеди и учении», ради главной и высшей цели – спасти вверенных ему духовных чад: «проповедуй слово», говорит апостол всякому пастырю в лице епископа Тимофея, «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим.2:15 ), «будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», говорил апостол Павел галатам (Гал.1:11); коринфянам он писал: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа?» (1Кор.9:1). Апостол Павел считал, что он послан на проповедь не Церковью, а самим Христом, а значит он апостол, равный двенадцати апостолам Христовым, «Апостол, выбранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал.1:1;ср.1:12). В начале Послания к Галатам апостол Павел обосновывает подлинность своего апостольства, оспариваемого иудействующими. В частности, он указывает на тот факт, что после явления ему Христа на дороге в Дамаск, он не пошел сразу же в Иерусалим, чтобы получить своего рода «инвеституру» от двенадцати апостолов, а направился в Аравию (Гал.1:11–17). В свою очередь, в Деяниях подразумевается, что он получил некое научение в Дамаске и был там крещен (Деян.9:17–19), а об удалении в Аравию не сообщается. Между тем, оно весьма значимо: апостол Павел избирает царский путь, именно царскому пути следовали все мистики. Он хочет удалиться в пустыню, остаться в одиночестве, побыть некоторое время наедине с Богом и полностью отдаться в руки Божьи. В этот период апостол Павел испытал могущественное действие Святого Духа и позже рассказал о своем духовном опыте в Послании к Фессалоникийцам: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе» (1Фес. 1:4–5). Мы мало что знаем о жизненных перипетиях апостола Павла до того, как он отправился в свое первое миссионерское путешествие около 45 года. Помимо трехлетнего уединения в пустыне, нам известно о преследованиях его в Дамаске, откуда ему удалось убежать, спустившись в корзине с городских стен (Деян.9:23–25; 2Кор.11:32–33). В Послании к Галатам упоминается о кратком пребывании апостола Павла в Иерусалиме (Гал.1:18). В течение некоторого времени он был вынужден скрываться в родном городе Тарсе (Деян.9:30; Гал.1:21). Мы знаем, что в это же время Варнава, бывший по происхождению киприотом, тот самый Варнава, который уже стал известным благодаря своей щедрости в первой Иерусалимской общине (Деян.4:36–37), а позже, после обращения апостола Павла, представил его апостолам, был отправлен апостолами в Антиохию, чтобы поддержать появившуюся там Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

«... Ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде» (ст. 7 и 8). Полезно отмстить, что греческий текст использует местоимение мужского рода «Он» и «Его» в отношении Духа Святого и приписывает Ему волю (ст. 7) и силу обличить мир о «грехе, правде и о суде» (ст. 8). «Божественная наука» не признавала, не признает и не может признать никакую из этих вещей, поскольку она отрицает существование греха и потому не видит нужды в праведности и вместо суда преподносит сомнительное и небиблейское учение о врожденной человеческой доброте. Итак, Дух Святой есть Личность с волей, божественная сила, способная возродить душу человека ( Ин. 3 ) и прославить Иисуса Христа. Следует также помнить, что Он делает то, что может делать только личность – Он учит нас ( Лк. 12:12 ), говорит с нами ( Деян. 13:2 ), Он думает и принимает решения ( Деян. 15:28 ), помогает нам исполнять волю Бога, как помогал святым Божиим людям служить Ему в прошлом ( 2Петр. 1:21 ). Кроме того, бывает, что мы лжем Духу Святому ( Деян. 5:3 ), оскорбляем Его ( Еф. 4:30 ), противимся Ему ( Деян. 7:51 ). Все это указывает, что мы имеем дело с личностью, а не с безликой силой и, конечно, не с «божественной наукой». Дух Святой освящает нас и отделяет от греха, ходатайствуя перед Отцом, чтобы мы не были искушаемы сверх силы ( Рим. 8:26 ). Конечно, эти очевидные истины возвышаются над тщетными попытками «христианской науки» свести смысл третьей ипостаси Троицы к словесной метафизике (назвать ее «божественной наукой») и явно свидетельствуют всем о том семантическом обмане, с помощью которого миссис Эдди попыталась подорвать великую истину Писания. Чудеса Христа Учение о непорочном зачатии Иисуса Христа неразрывно связано с исполнением пророчества Ветхого Завета о Мессии Израиля. Пророк Исайя пишет, что «Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (7:14), и что Младенец должен быть чудесным в полном смысле этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Когда же Павел понял, что в синедрионе нет единства из-за того, что его члены принадлежали к различным религиозным течениям – фарисеев и саддукеев, он сказал: Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят (Деян. 23, 6). Надо сказать, что вопрос о воскресении мертвых был одним из важнейших разногласий между фарисеями и саддукеями. Так что после сказанного Павлом собрание сразу же разделилось. Книжники фарисейской стороны в пику саддукеям готовы были оправдать Павла; они кричали: Ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу (Деян. 23, 9). Саддукеи же готовы были растерзать и фарисеев, и Павла. Видя такое развитие событий, тысячник приказал солдатам взять Павла и отвести его в крепость. В следующую же ночь после суда в синедрионе Павлу явился Христос, Он поддержал свидетеля Своего, сказав: Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме (Деян. 23, 12). Между тем, апостола поджидала новая опасность – около сорока иудеев дали обет не есть и не пить, пока не убьют Павла. Они объявили о своей клятве старейшинам и первосвященнику, которые поддержали их, согласившись вызвать апостола Павла на новое разбирательство в синедрион, так чтобы на дороге была устроена засада. Об этом заговоре случайно узнал племянник апостола – сын его сестры. Придя в крепость, где Павел содержался под стражей, он рассказал дяде о заговоре, составленном против него. Сохранив присутствие духа, Павел позвал центуриона и просил его отвести юношу к тысячнику, дабы сообщить ему нечто важное. Центурион выполнил просьбу апостола и препроводил его племянника к Клавдию Лисию. Узнав, что Павел прислал к нему юношу, знающего нечто важное, тысячник отвел его в сторону и спросил, что же он может сообщить. Юноша сказал: Иудеи согласились просить тебя, чтобы ты завтра вывел Павла пред синедрион, как будто они хотят точнее исследовать дело о нем. Но ты не слушай их; ибо его подстерегают более сорока человек из них, которые заклялись не есть и не пить, доколе не убьют его; и они теперь готовы, ожидая твоего распоряжения (Деян. 23, 20–21). Тысячник сразу понял насколько опасно создавшееся положение. Он просил юношу молчать обо всем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Когда жидовские начальники вывели Петра и Иоанна на суд, Петр решительно пред ними исповедал: Да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав… Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (в серб., букв.: которым мы могли бы спастись. – Пер.) ( Деян.4:10,12 ). Следствием этого чуда была вера многих и смущение в среде старейшин. О том и другом свидетельствуют следующие слова: Что нам делать с этими людьми? [недоумевали иудейские вожди.] Ибо всем живущим в Иерусалиме известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего. И действительно, не посмели они им ничего сделать, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее ( Деян.4:16–21 ). От христианской молитвы потряслась земля. Когда, совершив вышеназванное чудо, Петр и Иоанн были освобождены и пришли к своим, то все христиане в радости вознесли благодарственную молитву за то, что произошло. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением ( Деян.4:31 ). Апостольская власть над жизнью и смертью. Апостол Петр, воскресивший Тавифу, умертвил Ананию и Сапфиру. В то время христиане в Иерусалиме сделали общим свое имущество, [причем] добровольно и свободно, без внешнего давления и принуждения. И в результате оказались очень довольными, так как не было среди них ни голодного, ни нуждающегося. Сей святой коммунизм первых христиан – полная противоположность современному коммунизму материалистическому, при котором царит безбожие и насилие. Ни один из тех христианских «коммунистов» даже под угрозой своей жизни не стал бы сторонником [букв.: товарищем, – Ред.] богоборствующего коммунизма наших дней. Ведь они были готовы пожертвовать всем ради спасения души, а нынешние коммунисты отвергают и Бога и душу ради своей плоти. Когда Анания и Сапфира солгали апостолу, что якобы и они отдали в общее пользование все, что у них было, хотя на самом деле внесли только часть, а остальное утаили, апостол Петр прозрел их ложь и умертвил обоих: сначала мужа, а затем жену ( Деян.5:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Подобно этому поступает и св.ап. Павел,когда произносит речь в афинском ареопаге. Основываясь на том, что афиняне поклоняются многим богами даже имеют жертвенник в честь «неведомого бога», апостол хвалит их за набожность и начинает проповедовать им именно этого Бога, о Котором они не ведали. В сообщении евангельских истин свв.апостолы соблюдали последовательность, начиная с простого и переходя к более сложному. Так, св.ап. Петр говорит: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко» ( 1Пет. 2, 2 ), то есть самые простые и первоначальные уроки. Другим же, достаточно обучившим чувства к различению истинного и ложного, «бывает нужда», пословам св.ап. Павла, «в премудрости, проповедуемой между совершенными» ( 1Кор. 2,6 , Евр. 5,12–14 ). И это необходимо для того, чтобы люди постепенно возрастали «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова». В своей пастырской деятельности св.апостолы отличались чувством высшей правды и всегда руководствовались правилом: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян. 5, 29 ). Они знали о бывшем св.ап. Петру видении сосуда, наполненного различными животными ( Деян. 10,11–16 ), которое означало, что все вообще люди имеют право, если захотят, на все плоды искупительной жертвы Христовой, они знали также, что «прейде сень законная, благодати пришедшей» ( Деян. 15, 28 ). Поэтому св. апостолы были свободны от национальных, сословных, профессиональных и других, несовместимых с высшей правдой взглядов, предрассудков, склонностейи антипатий. Это видно, например, в словах ап. Павла: «В Церкви Христовой несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос» ( Кол.3,11 ). В своей деятельности апостолы были бескорыстны. Когда Симон Волхв, «увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святый, (то он) принес им деньги, говоря, дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» ( Деян. 8,18–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

После трехлетнего обучения Он дунул на Апостолов, чтобы символически изобразить передачу Своего Духа, Своей власти: «дунул и говорит им: примите Духа Святого» ( Ин.20:22 ). Таким образом, Иисус Христос от верующих в Него отделил особых лиц, которым предоставил особые права и этим положил начало церковному устройству и разделению христианской общины на две части–клир и миряне. Хотя Иисус Христос и других 70 учеников Своих отправил на проповедь ( Лк.10:1 ), но никогда Он не давал им полномочий, касающихся устройства Церкви. Это право принадлежало исключительно Апостолам. Из Слова Божия мы видим, что сами Апостолы смотрели на себя как на призванных Иисусом Христом и на слуг Христовых, но не общины Христианской ( Рим.15:16 ), «призванных к Апостольскому служению и избранных к благовестию Божию» ( Рим.1:1 ), «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых ( Гал.1:1 ). Поэтому не община избирает нового Апостола, но Апостолы молятся, чтобы Сам Бог через жребий определил, кого Он избирает ( Деян.1:24 ). Поэтому Апостолы желают, чтобы люди смотрели на них, как «на служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор.4:1 ). «Мы посланники от имени Христова и как бы Сам Бог увещевает через нас». ( 2Кор.5:20 ). Сам Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». ( Еф.4:11 ). Апостол Павел укоризненно спрашивает Коринфян: «есть ли апостолы? есть ли пророки? есть ли учители? есть ли чудотворцы? ( 1Кор.12:29 ). История христианской Церкви нам свидетельствует, что Апостолы всегда и везде действовали, как получившие духовную власть от Самого Иисуса Христа, а христианские общины всегда смиренно подчинялись им. Апостолы основывают христианские Церкви, поставляют пресвитеров ( Деян.14:23 ); сообщают благодатные дары ( Деян.8:15 ); делают предписания касательно церковного устройства ( Деян.15:28 ); повелевают общинам ( 1Кор.11:34 ); угрожают общинам ( 1Кор.4:21 ; 2Кор.13:10 ); назначают наказание и освобождают от него ( 1Кор.5:5 ); отлучают от Церкви и принимают снова ( 2Кор.2 ); они испытывают, во всем ли послушна община ( 2Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010