По этому вопросу Еврейская энциклопедия говорит следующее: «в новейших библейских переводах чаще всего (имя Ягве) представлено формой «Иегова», , которая, однако, с филологической точки зрения признается недопустимой. Указанная форма возникла из-за попытки произносить согласные буквы этого имени так, как будто они были снабжены гласными знаками имени “Адонай”» 24 . В этом смысле слово «Иегова» ни разу не приводится в тексте Священного Писания. Септуагинта не знает слова «Иегова». В древнецерковнославянском Своде перевода святых равноапостольных Кирилла и Мефодия звучит так: «Аз есмь еже есмь», что соответствует древнему пониманию имени Ягве. Присутствие этого имени в Синодальном переводе является ничем иным, как схоластическим влиянием латинской традиции. Итак, ни славянская, ни греческая, ни еврейская традиции не имеют дело с именем, давшим название секте. Ученики Иисуса Христа именовали себя не иеговистами, а христианами ( Деян.11:26 ). В Септуагинте переведено как γ εμι ν ( Исх.3:14 ); ( Втор.32:39 ); ( Ис.43:10 ). В греческом тексте Евангелия ответ Христа звучит γ εμι ( Ин.8:24,28;13:19;18:5–6 ). Именно в этой формуле Христос излагал Символ новой веры: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (γ εμι)» ( Ин.8:28 ). Причем эта формула явно соотнесена с пророчеством Исайи, которому Ягве сказал: «Мои свидетели – вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я (γ εμι)» ( Ис.43:10 ). Если же продолжить эту фразу, то станет вполне ясно, что в ( Ин.8:28 ), по сути, повторяется свидетельство Христа: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ): «прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня, и вы – свидетели Мои, что Я Бог» ( Ис.43:10–12 ). Этот параллелизм настолько очевиден, что иудеи хотели побить Иисуса камнями. «Кто же ты? – спрашивают иудеи. Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» ( Ин.8:25 ). Чтобы не оставалось сомнения, что «Я есмь» в речи Христа не обычная грамматическая формула, он вносит последний акцент: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spetsifi...

Другой важной особенностью этого дара в истории Церкви является то, что он не носил всеобщего характера. Этим дар «иных языков» в Писании существенно отличается от того, как о нем учат лидеры современного харизматического сектантства. У самозваного «пророка» неопятидесятничества Кеннета Е. Хейгина мы найдем такое спорное утверждение: «Говорение на языках является дверью во все остальные духовные дары. Некоторых людей интересуют только другие дары Духа, но мы должны пройти через «дверь», чтобы попасть туда». 30 На самом деле в Священном Писании подобного всеобщего говорения на иных языках мы не наблюдаем. Например, после сошествия Святого Духа на Апостолов и проповеди Апостола Петра крестилось три тысячи человек, но о говорении их на языках Писание ничего не сообщает. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме» ( Деян.2:41–43 ). Можно упомянуть крещение самарян ( Деян.8:14–20 ), крещение Эфиопского евнуха ( Деян. 8:38–39 ), крещении Лидии ( Деян.16:15 ) и темничного стража со всеми домашними городе Филиппы ( Деян.16:33 ), а также крещение начальника синагоги Криспа со всею семьей и многих других в Коринфе ( Деян.18:8 ). Апостол Павел в своем послании к Коринфянам вполне определенно говорит, что глоссолалия не является всеобщим даром, наоборот, дары Святого Духа различны ( 1Кор.12:4–10 ) и подаются Богом «каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 . Ср.: 1Кор.12:28–30 ). Именно так это место понимает святитель Кирилл Иерусалимский : «Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. … Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, именем Христа различные производит действия». 31 Кроме всего перечисленного, последним важным свойством апостольского дара говорения на «иных языках» был не экстатический характер глоссолалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Другой важной особенностью этого дара в истории Церкви является то, что он не носил всеобщего характера. Этим дар «иных языков» в Писании существенно отличается от того, как о нём учат лидеры современного харизматического сектантства. У самозваного «пророка» неопятидесятничества Кеннета Е. Хейгина мы находим такое спорное утверждение: «Говорение на языках является дверью во все остальные духовные дары. Некоторых людей интересуют только другие дары Духа, но мы должны пройти через „дверь“, чтобы попасть туда» 30 . На самом деле в Священном Писании подобного всеобщего говорения на «иных языках» мы не наблюдаем. Например, после сошествия Святого Духа на апостолов и проповеди апостола Петра крестилось три тысячи человек, но о говорении их на языках Писание ничего не сообщает. И так охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме ( Деян.2:41–43 ). Можно упомянуть крещение самарян (см.: Деян.8:14–20 ), крещение эфиопского евнуха (см.: Деян.8:38–39 ), крещение Лидии (см.: Деян.16:15 ) и темничного стража со всеми домашними в городе Филиппы (см.: Деян.16:33 ), а также крещение начальника синагоги Криспа со всей семьёй и многих других в Коринфе (см.: Деян.18:8 ). Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам вполне определённо говорит, что глоссолалия не является всеобщим даром, наоборот, дары Святого Духа различны (см.: 1Кор.12:4–10 ) и подаются Богом каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор.12:11 ; ср.: 1Кор.12:28–30 ). Именно так это место понимает святитель Кирилл Иерусалимский : «Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, именем Христа различные производит действия» 31 . Кроме всего перечисленного, последним важным свойством апостольского дара говорения на «иных языках» был не экстатический характер глоссолалии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так исповедует вся Св. Соборная Апостольская Церковь : Апостолы, Вселенские Соборы, Мученики, Преподобные, все святые подвижники и верующие в Истинного Бога богословы-немасоны ( Деян. 4:10 ). Как же это больной получил исцеление от Имени Иисус, если оно не есть Бог? Ведь не напрасно же верующие во Христа, во главе с апостолом Петром и Иоанном, созерцая животворящую и всемогущую Силу в имени Господа Иисуса (столь обильно проявляющуюся в чудесах, совершавшихся апостолами Сим Именем), громко возвысили свой голос к Богу: «Ты Господи повелел исцелениям, знамениям и чудесам бывати именем Святого Сына Твоего Иисуса ( Деян. 4:30 ). Господь говорит: «иди, ибо есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями, и Я покажу ему, сколь он должен пострадать за Имя Моё ( Деян. 9:15–17 ). Савл получил прозрение и благодать Духа Святаго, тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе ( Деян. 9:17–21 ). Если Имя Божие Иисус не Бог в только что – изложенной истории обращения Савла и проповеди Его, то почему же Сам Господь Иисус Христос говорил Савлу: Я Иисус, Которого ты гонишь?  – Доказать, что Имя Иисус есть Сам Он, Владыка Господь Иисус Христос. Если Имя Иисус не Бог, то почему же Господь говорит Анании, что Он покажет Савлу, сколько тот должен пострадать за Имя Его, а Имя Его есть Иисус – » Я Иисус, Которого ты гонишь ». О, жалкие вы, противники божественности Имени Иисус! Господь говорит, что Он есть «Иисус», а вы сие отрицаете! Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист отрицаяйся Отца и Сына ( 1Ин. 2:22 ). Вся Церковь апостольская исповедует, что Имя Иисус есть истинный Бог. О сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Него ( Деян. 10:43 ). Апостол Павел, услышав от Ефесян, что они крестились во Иоанново Крещение, сказал им, что Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нём, т. е. во Христа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, низшел на них Дух Святой ( Деян. 19:3–6 ) Спрашивается: как же Дух Святый низшел на крестившихся во Имя Иисуса, если Имя Иисус не есть Бог?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

С явлением Спасителя мира, ангелы изображаются принимающими самое живое участие в совершении Им дела искупление и усвоении людьми плодов искупления, вообще в судьбах царства Божия. Радостное событие рождения Искупителя они приветствовали песней: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). В самом начале Своего служения миру Спаситель говорил: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ). Это значило, что с явлением Сына Божия во плоти связь и общение мира ангельского с миром человеческим имели стать теснее и ощутительнее, небожители должны явиться служителями Сына человеческого. История общественного служения И. Христа представляет постоянное подтверждение этого: Ангелы приступили и служили Ему после искушения ( Мф.4:11 ), Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его в предсмертной молитве ( Лк.22:43 ), ангел отвалил камень от двери гроба при Его воскресении ( Мф.28:2 ), ангелы возвестили мироносицам о Его воскресении ( Мф.28:5–7 ; Лк.24:4–6 ; Ин.20:12–13 ), а апостолам – о вознесении на небо и о втором Его пришествии ( Деян.1:10–11 ). Служение ангелов Искупителю мира есть и служение роду человеческому, ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Зная евангелие и проразумевая тайну искупления ( 1Тим.3:16 ; 1Пет.1:12 ), они радуются спасению человека: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, говорит Спаситель в заключении притчи о заблудшей овце и потерянной драхме ( Лк.15:10 ). Посему они содействуют устроению и распространению церкви Христовой на земле. Так, ангелы освобождали неоднократно апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7 ), ангел внушал Корнилию призвать к себе ап. Петра и принять от него крещение ( Деян.10:3 ). Ангелы возносят молитвы верных к Богу ( Откр.8:3–4 ). При такой близости к Спасителю и спасаемым, они явятся при последнем откровении Сына человеческого во второе славное Его пришествие и исполнителями, и участниками последних судов Божиих ( Мф.13:39–43, 49; 25:3 ; Лк.9:26 ; 2Фес.1:7 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

18. Как чистое око способно взирать на свет: так чистое сердце способно созерцать Бога ( Мф.5:8 ), и будущее блаженство ( 2Кор.12:3–4 ). Сердце есть внутреннее око и ухо ( Деян.7:51 ). 21. Названия Ангельских чинов подобны названиям человеческим, – ибо Ангелы именуются Начальствами, Властями, Силами и Господствами. 23. Церковь будет возрастать в храм Господу ( Еф.2:21 ) до скончания века; ибо она есть полнота Того, который все Собою наполняет, объемлет, зиждет, сохраняет. Гл. 2. Ст. 10. Господь наш Иисус Христос отдал Себя Самого за грехи наши, дабы исхитить нас из настоящего злого века, по воле Бога и Отца нашего ( Гал.1:3–4 сл. Тит. 2:13–14 ). 12–13. Жизнь Божия ( Еф.4:18 ) есть жизнь истинного Израильтянина; но во Христе Иисусе и язычники суть Израильтяне, близкие к Богу. 14–16. Как Иудеи, так и язычники, будучи врагами Богу, примирились смертью Сына Его ( Еф.2:13 ). Грех разлучает нас с Богом и отделяет от Него, подобно стене ( Рим.8:6 . сл.) и великой пропасти ( Лк.16:26 ). 17–18. Хотя Иудеи имеют преимущество пред язычниками ( Рим.3:1–2 ), ибо первым принадлежат и усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и Богослужение, и обетования ( Рим.9:4 ): но Бог никакого не полагает различия между отдаленными от Него (язычниками) и близкими к Нему (Иудеями), верою очистив сердца их ( Деян.15:9 ). 20. Апостольское учение о спасении чрез Иисуса Христа основывалось на учении Пророков ( Деян.3:24Деян.4:11, 12, 25–27Деян.10:43 ). Гл. 3. Ст. 10. Тайна спасения нашего чрез Иисуса Христа непостижима для самых Ангелов ( 1Пет.1:12 ), всегда видящих лицо Отца небесного ( Мф.18:10 ). Ибо кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником ( Рим.11:34–35 )? 35. И небо и земля носят на себе имя Божие; ибо Богом создано все, что на небе и что на земле, – и человеки и все чины Ангельские ( Кол.1:16 ). Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Пс.113:11 . 16. Слава Бога в отношении к спасению нашему состоит в силе благодати ( Еф.1:7 ) Его, которой мы утверждаемся во внутреннем человеке или в делах духа ( Гал.5:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

477 + 6=483 года. Как предполагают эти расчёты, «семьдесят седмин» (490) у Даниила не являются круглым числом, что вполне возможно. Числа в Библии нередко округляются (см. Библия: предполагаемые ошибки; полнота родословий). Как бы то ни было, пророчество Даниила указывает именно на время Христа. Псалом 15:10 – о воскресении Христа. В Ветхом Завете предсказывается также воскресение Мессии из мёртвых. В Пс. 2:7 сказано: «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». В Пс. 15:10 Давид продолжает тему: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Оба эти текста цитируются в Новом Завете в качестве предсказаний о воскресении Христа. Пётр так характеризует пророчество Давида из Пс. 15 : «Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» ( Деян. 2:30–31 ; ср. Деян. 13:35 ). Псалом 2 цитируется как предсказание Воскресения в Деян. 13:33–34 (ср. Евр. 1:5 ). Действительно, и Павел, обращаясь к таким текстам, «по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам» ( Деян. 17:2–3 ). Вряд ли это оказалось бы возможно, если бы его скептически настроенные иудейские слушатели не признавали, что такие тексты, как Пс. 2; 15 , представляют собой именно предсказания о грядущем. Вознесение Христа. В Пс. 109:1 Давид предсказал даже вознесение Христа: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (ср. Пс. 2:4–6; 67:19 ; цитируется в Еф. 4:8 ). Иисус соотносит этот текст с Собой ( Мф. 22:43–44 ). Пётр тоже считает его предсказанием о вознесении Христа: «Ибо Давид не восшёл на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " » ( Деян. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), и от видения в небесном восхищен, о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня. Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предъизбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ты сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень апостол Павел суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ), Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему разсмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце-концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), «и от видения в небесном восхищении», о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня, Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предызбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ти сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень, апостол Павел, суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ). Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему рассмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно, вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Именно – а) при Его появлении на землю, когда ангелы возвестили зачатие Его Предтечи ( Лук. 1:28 ), и Его собственное ( Матф. 1:20 ), возвестили и прославили Его рождение ( Лук. 2:9 ); б) при Его вступлении в общественную должность учителя, когда, после искушения Господа в пустыне от диавола, Ангелы приступили и служили Ему ( Матф. 4:11 ): в) перед Его крестной смертью, которою искупил Он нас от клятвы законной, в саду гефсиманском Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его ( Лук. 22:43 ); г) при Его вознесении на небо ( Деян. 1:11 ), откуда ниспослал Он на Апостолов Святого Духа. 2 . Ангелы служили и святым Апостолам, которым поручил Господь, возносясь на небо, докончить начатое Им самим устроение на земле Его благодатного царства. Так, ангел освободил Апостолов из темницы, куда заключили было их враги креста Христова ( Деян. 5:19 ); ангел же потом освободил из тем­ницы одного апостола Петра ( Деян. 12:7 ); ангел научил язычника Корнилия пригласить к себе этого апостола и принять от него крещение ( Деян. 10:3 ); ангел утешал святого апостола Павла во время страшной бури на море, угрожавшей ему и бывшим с ним смертью ( Деян. 27:23 ), и проч. § 107. Ангелы-хранители человеческих обществ. Ангелам вверяет Господь для хранены целые человеческие общества. 1 . Есть ангелы-хранители царств и народов. Основание для такого учения находим в книге пророка Даниила (гл. 10). Здесь повествуется, что однажды, когда Даниил усугубил свои мо­литвы к Богу об избавлении Иудеев от ига персидского, и молился в течение трех седмиц дней (3), к нему явился архангел (Гавриил), и сказал: от первого дне, как только ты начал молиться, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим ко престолу Всевышнего, чтобы ходатайство­вать за тебя. 1607 Но целые двадцать один день (т.е. три седмицы), пока я молился, вместе с тобой, об освобождении народа твоего от ига персидского, князь царства Персидского стоял против меня (13), и молил Бога удержать Иудеев под владычеством Персов. И не прежде, как Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне в молитвенном предстательстве за Иудеев, и я остался там при царях Персидских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010