3)Речь св. Апостола Павла в Милете к Ефесским пресвитерам ( Деян. ХХ, 18–33 ), будучи весьма знаменательной по обстановке и по случаю произнесения, должна была твердо запечатлеться в душе присутствовавшего там Луки и имеет все данные в пользу своей исторической подлинности 398 , будучи обобщением подлинных слов Павловых 399 . К этому заключению принудительно наклоняет сильное созвучие ее с Павловыми посланиями, почему она иногда (Schulze в „Studien und Kritiken» 1900. S . 123) считается прямо скомпилированной из 1 Фесс., как другие (напр., W. S oltau в «Zeitschrift für die neutestamentIiche Wessnschaft» 1903, S. 123 – 154) применяют это наблюдение в подрыв достоверности всех Павловых речей в книге Деяний. Но это есть уже одностороннее и тенденциозное толкование, а бесспорен собственно факт частых и характерных совпадений. a)  Деян. ХХ, 19 : «... работая Господу ( δλεων τφ Κυρφ) со всяким смиренномудрием и многими слезами». Ср. Puм. I, 1 : «Павел – раб ( δολος ) Иисуса Христа». 1Kop. II, 3 : «и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете». 2Кор. Х, 1 : «я же лично между вами скромен» b)  Деян. ХХ, 20 : «я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы». Ср. 1Кор. Х, 33 : «и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих». c)               Деян. ХХ, 24 : «...разве еже скончати течение мое ( τον δρμον μου) с радостию». Ср. Гaл. II, 2 : «да не како вотще теку, или текох» ( τ χω δραμον). d)               Деян. ХХ, 32 : «и ныне предаю вас Богу, могущему дать вам наследие со всеми освященными». Ср. Koл. I, 12 : «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете». e)               Деян, XX, 33 – 34: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Ср. 1Фесс. II, 9: «вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали». 1Kop.IV,12 : " и трудимся, работая своими руками».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

X. А вы укажите, где сказано, что надо крестить инвалидов, стариков и прочих. Если нет запрета, и специально не сказано, что нужно из всех народов ( Мф.28:19 ) выделять и лишать благодати именно младенцев, то все эти ваши построения — не более чем извращение Откровения в угоду доводам вашего греховного и падшего разума, который вы пытаетесь сделать советником Богу. А ведь пророк говорит: “Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его?” ( Ис. 40:13 ) Но нужно заметить, что внимательный читатель увидит много прямых свидетельств, что апостолы крестили детей. Так, апостол Павел крестил весь дом Лидии ( Деян.16:15 ), темничного стража ( Деян.16:33 ), а в Коринфе — дом Криспа ( Деян.18:8 ). В первом послании к тем же коринфянам он говорил, что у верующей жены дети были нечисты, а теперь святы (7:14), а освящение, как говорится в том же послании, получает человек через Крещение (6:11). Апостол Иоанн пишет детям, “потому что прощены вам грехи ради имени Его” ( 1Ин.2:12 ), а это происходит только при Крещении и следующей за ним Литургии, когда Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ; ср. Деян.22:16 ). “Я весьма обрадовался, — говорит святой Иоанн о крещенных детях, — что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца” ( 2Ин. 4 ). То есть, православная практика введения младенцев в общение с Истиной (т. е. Христом) посредством Крещения (ведь все, во Христа Иисуса крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 )) есть прямая заповедь Отца. Так как же вы, протестанты, дерзаете отгонять от этого таинства тех, кого призвал Сам Отец. Ведь если Он почел детей достойными этой благодати, то очевидно, и мы должны следовать Его воле. Но напоследок я должен заметить, что Писание прямо говорит, что дети достойны крещения. В день Пятидесятницы апостол Петр ясно говорит: “Покайтесь (заметим, что не добавил “все”, ибо дети не могут покаяться), и да крестится КАЖДЫЙ (т. е. без исключения) из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование И ДЕТЯМ ВАШИМ (яснее нельзя засвидетельствовать православное учение), и всем дальним, кого не призовет Господь Бог наш” ( Деян. 2:38-39 ). Итак, Бог, несомненно, повелевает крестить младенцев по вере их восприемников, с тем чтобы, выросши, они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то, что дано им по чистому милосердию Создателя. К вам же я обращаюсь со словами апостола Петра: “Спасайтесь от рода сего развращенного” ( Деян.2:40 ) иначе Бог осудит вас в День Суда. Ведь противление слову Господа, в котором вы сейчас находитесь, и отпадение от Его Церкви, есть грех ереси, о котором апостол Павел засвидетельствовал, что творящие его Царства Божия не наследуют ( Гал.5:20-21 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Деян.15:4 .  По при­бытии же в Иерусалим они были при­няты церковью, Апостолами и пре­свитерами, и воз­вестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. «Были приняты Церковью , апостолами и пресвитерами», т. е. в особом торжественном собрании верующих, имевшем все свойства и условия собора, как высшего и авторитетнейшего решителя важнейших дел, могущих касаться всей Церкви Христовой. «Возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам...» Посланные не ставят прямо вопроса Церкви относительно возможности принятия язычников, а просто возвещают все об обращении через них язычников (ср. Деян.14:27 ), предоставляя поставить такой вопрос лишь тем, кто не способен увидать его Божественное решение. Таковыми и оказались тотчас же «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие». Деян.15:5 .  Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовав­шие и говорили, что должно обрезы­вать язычников и заповедо­вать соблюдать закон Мо­исеев. В требованиях иудействующих христиан, приходивших в Антиохию ( Деян.15:1 ) и сейчас высказывавшихся в Иерусалиме, замечается весьма значительная разница. Там иудействующие учили о необходимости для верующих из язычества собственно только обрезания, между тем как здесь они высказываются еще решительнее о необходимости соблюдения вообще «закона Моисеева». Это объясняется тем, что тут выступали наиболее строгие ревнители закона Моисеева, чувствовавшие в Иерусалиме более силы и крепости, чем в Антиохии. Деян.15:6 .  Апостолы и пре­свитеры собрались для рас­смотре­ния сего дела. Решение поставленного вопроса было предметом особого другого собрания, в котором дееписатель упоминает только апостолов и пресвитеров, как предстоятелей или представителей Церкви. Из дальнейшего, однако, видно ( Деян.15:12, 22, 23 ), что участие в рассмотрении, совещании и решении дела принимали и простые члены общества, быть может – в оказавшемся налицо составе всей Иерусалимской Церкви. К участию в этом деле всякого не могла не побуждать и величайшая важность и живой интерес поставленного на обсуждение вопроса: Закон или Евангелие? Моисей или Христос? благодать или дела Закона? иудейство или христианство? Апостольский собор окончательно размежевал эти две области, указав их настоящее место и значение и установив самодовлеющую силу Христовых заслуг и Христовой благодати, которым, в случае победы иудействующих, грозила совершенная гибель от растворения в иудействе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян 6:2. Тогда двенадцать апостолов, созвав множе­с­т­во уче­ников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. «Созвав множество учеников», т. е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (ср. Златоуст и Феофил). «Не хорошо нам», ουκ αρεστν εστιν ημς , «не угодно есть нам», не нравится. «Оставив Слово Божие», т. е. проповедание Слова Божия — эту главную свою обязанность. Деян 6:3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу, «выберите», всему обществу верующих апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу. «Семь человек» Священное число. «Исполненных Духа Святого», так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам.  «И мудрости», в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно — чисто практическая, житейская добродетель. Деян 6:4. а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии Слова. «В служении Слова», т. е. евангельской  проповеди, в отличие от попечения о столах. Деян 6:5. И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников; «Исполненного веры» — в смысле особенного дара Св. Духа — веры чудодейственной (1 Кор 12:9), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения (Деян 6:8). После  « Стефана»  более других известен  « Филипп»  (Деян 8). Об остальных в Писаниях апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения:  «Прохор»  был спутником сначала ап. Петра, потом спутником и писцом ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

Начальные главы книги Деяний апостольских, повествующие о становлении христианской Церкви после воскресения и вознесения на небо Иисуса Христа, демонстрируют тесную связь первохристианской общины с Иерусалимским храмом. Автор книги пишет: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян. 2:46–47 ). И далее рассказывает о том, как «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ). Еще одно важное упоминание о храме: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом» ( Деян. 5:12 ). Таким образом, присутствие на храмовом богослужении было частью молитвенной жизни первых христиан. Они даже облюбовали себе место в храме, где регулярно встречались для молитвы. Вероятно, притвор Соломонов был выбран ими потому, что в этой части храма Иисус собирался со Своими учениками ( Ин. 10:23 ). Конфликт между иудейской религиозной элитой и христианами продолжал развиваться, и по приказу первосвященника апостолы были арестованы, а затем допрошены синедрионом ( Деян. 5:17–41 ). Однако даже после этого они «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» ( Деян. 5:42 ). Тем не менее пребывание в храме становилось для христиан все менее безопасным, и центр их молитвенно-литургической жизни стал постепенно перемещаться из Иерусалимского храма в те собрания, которые совершались «по домам». Именно там, в узком кругу единомышленников, первые христиане могли чувствовать себя в относительной безопасности. Собрания имели форму совместной трапезы и могли длиться в течение целой ночи ( Деян. 20:11 ). Главным событием каждого такого собрания было преломление хлеба в воспоминание Тайной Вечери, сопровождавшееся благодарственной молитвой Богу Отцу, пением псалмов, чтением отрывков из Ветхого Завета и проповедью, посвященной жизни и учению Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

От сияния этого Божественного света Савл ослеп. Сопровождающие привели его в Дамаск, где он от сильнейшего потрясения первые три дня ничего не ел и не пил. В Дамаске жил христианин именем Анания, которому Господь в видении повелел пойти к Савлу и возложить на него руки, чтобы он прозрел. «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме» ( Деян. 9:13 ), возразил Анания. Но Господь сказал ему: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» ( Деян. 9:15 ). Анания пошел и сделал, как повелел ему Господь. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его (Савла), и вдруг он прозрел; и, встав, крестился ( Деян. 9:18 ). Пламенный дух Савла не терпел бездействия, и он, уверовав во Христа, с той решимостью и напором, с которыми ранее преследовал христиан, стал проповедовать Евангелие в синагогах. Теперь на основании Ветхого Завета, в знании которого с ним мало кто мог сравниться, он учил, что Иисус Христос и есть ожидаемый иудеями Мессия. Сила его слова, основанная на блестящем образовании и просвященности Духом Святым, приводила иудеев в замешательство. Они возненавидели Савла как предателя и днем и ночью стерегли городские ворота, чтобы без свидетелей расправиться с ним, когда он выйдет из города. Но Савл, знавший о грозившей ему опасности, был спущен учениками в корзине с городской стены и таким образом избежал смерти. О том, что произошло на дамасской дороге, повествуют Деяния ( см.: Деян. 9:3–8 ). И сам апостол Павел не раз вспоминал это событие. О своем обращении апостол расскажет на суде перед иудейским царем Агриппой ( см.: Деян. 26:12–19 ) и в послании к Галатам ( см.: Гал. 1:13–17 ). Почему история обращения апостола Павла так важна? Потому что это откровение личного опыта общения с Богом и откровение надежды. Еще довольно долгое время после того, как святой апостол Павел сделался из гонителя христиан проповедником Христа, многие боялись его, не веря, что он ученик ( Деян. 9:26 ). Действительно, в это было сложно поверить. Ведь и сам Павел не мог сначала поверить в Господа Иисуса Христа. И только Сам Господь укрепил его славным явлением на пути в Дамаск.

http://azbyka.ru/way/apostol-pavel-naime...

Прибыли в Птолемаиду: это древний приморский город Акко, южнее Финикии, в пределах собственно Палестины, по древнему разделению – в колене Асировом ( Суд.1:31 ), несколько севернее горы Кармильской. – В Кесарию (Стратонову): см. прим. к Деян.8:40 . Вышедши: следовательно, путь от Акко до Кесарии совершен был не по морю. Расстояние между обоими городами было не более, как на один день ходу; путь лежал через прекрасную долину Ездрелонскую, мимо великолепного Кармила. – Дом Филиппа, одного из семи диаконов: см. Деян.6:5 и прим. к Деян.8:40 . Благовестник: евангелист, проповедник Евангелия. Под этим наименованием он известен был среди христиан, вероятно, и после, вследствие своей проповеднической деятельности в Самарии ( Деян.8:5 и д.) по Палестинскому побережью Средиземного моря ( Деян.8:40 ). Здесь в последний раз упоминается о нем. По церковному преданию, он после был епископом Траллийским (в Малоазийской провинции Карии) и скончался в глубокой старости (Чет.-Мин. окт. 11). Замечание дееписателя, что у него были четыре дочери девицы, пророчествующие, стоит совершенно отрывочно, не имея связи с предшествующим и последующим, и сделано, вероятно, только потому, что упомянуто о доме сего Филиппа, причем как замечательность этого дома или семьи Филиппа отмечено, что четыре дочери его имели дар пророчества (о даре сем см. прим. к Деян.11:27 и парал.). Павел в Кесарии и пророчество о его узах в Иерусалиме (10–14) 10. Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав; 11. И вошедши к нам, взяв пояс Павлов, и связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи, и предадут в руки язычников. 12. Когда же мы услышали сие; то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. 13. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. 14. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

На нарратив Л. оказали влияние как Септуагинта, так и позднеантичная литературная традиция. Стилистическое влияние Септуагинты проявилось в использовании «цепных нанизываний» (соединение предложений в длинные повествовательные блоки с помощью союза κα, восходящее через Септуагинту к древнеевр. нарративным цепочкам с т. н. перевернутым имперфектом  ), в маркировании нового плана повествования оборотом κα δο («и вот» - Деян 12. 7), восходящим через Септуагинту к древнеевр.   с тем же значением. Так, в рассказе о заключении в темницу и чудесном освобождении ап. Петра из-под стражи (Деян 12. 3-17) поворотное для всей истории событие - явление ангела - вводится через κα δο («и вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу», Деян 12. 7), а последующее повествование оформляется как цепочка текста с κα: «И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел… И говорит ему… И, выйдя, он следовал и не знал… (по синодальному переводу: «потом говорит ему… [Петр] вышел и следовал за ним, не зная…».- Авт.). И, выйдя, они прошли одну улицу, и вдруг Ангел отступил от него… И Петр, придя в себя, сказал… (по синодальному переводу: «они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр…».- Авт.)» (Деян 12. 7-11). С 12-го стиха в повествование вводятся новые участники (ученики, собравшиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка) и цепочка прерывается, причем Л. завершает ее фразой, в к-рой также заметно стилистическое влияние Септуагинты: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода…» (Деян 12. 11; ср.: «ныне познал я» (Пс 19. 7); «послал Ангела Своего и взял меня» (Пс 151. 4; по синодальному переводу - «вестника»); «послал слово Свое… и избавил их…» (Пс 106. 20); выражение «избавить из руки» - характерная ветхозаветная идиома, ср.: «да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага» (Пс 106. 2)). Заглавная страница Евангелия от Луки. XII в. (Bodl. Auct. T. infra. 1.10. Fol. 118) Заглавная страница Евангелия от Луки. XII в. (Bodl. Auct. T. infra. 1.10. Fol. 118)

http://pravenc.ru/text/2110770.html

1Кор.12:28 . «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Объяснение. Апостолами состояли лишь те лица, которые непосредственно Самим Господом призваны были к проповеди евангельской: Лк.6:13 ; Рим.1:1–2 ; 2Кор.12:12 . Как высшие устроители и распорядители Церкви, апостолы в себе совмещали и высшую иерархическую степень – епископа: Деян.1:20 . Пророками были святые вдохновенные наставники, которые поучали людей и при этом предсказывали будущее: Деян.11:27–28:13:1 . Евангелистами были особые провозвестники Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В настоящее время благовествованием занимаются лица иерархические и миссионеры. Именем пастырей называются пресвитеры: Деян.20:17:28 , и епископы в лице апостолов: 1Пет.5:1 ; 1Кор.4:1 . Пастыри именно составляют собою иерархию или священноначалие в Церкви, которым поручено всё наставление и руководство христианами, обязанными повиноваться им: 1Пет.5:1–5 . Флп.1:1 . «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами». Объяснение. Здесь находим ясное свидетельство о существовании в апостольской Церкви иерархии с различными степенями. Хотя здесь поименовано только две степени: епископы и диаконы, но нетрудно понять, почему апостол после епископов назвал прямо диаконов. Диаконы ведали совершенно отдельное дело, хозяйство церковное: Деян.6:1–3 ; Флп.4:15–18 , и не были совершителями таинств. Пресвитеры же совершали таинства вместе с епископами. Посему они и разумеются здесь под именем епископов вместе с теми, кому это наименование усвоено в собственном смысле. Вообще вначале наименования епископа и пресвитера употреблялись смешанно, т.е. епископы назывались пресвитерами: Деян.20:17:28 , и наоборот: Тит.1:5–7 , но между ними была та глубокая разница, что епископы (как, например, Тит) поставляли пресвитеров: Тит.1:5 . 1Тим.3:1–15 . «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лк.4:8 . «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 )». Объяснение. Служить должно единому Богу, поклоняться и кланяться можно и тем, кто от Бога поставлен и прославлен: Рим.2:10 ; 1Пет.3:12 ; 1Кор.6:2 . Богу мы должны служить и кланяться единым и истинным богопоклонением: Втор.6:13 , а угодникам Его поклонением почитательным: Мф.10:21 ; Рим.13:7 . Деян.4:11–12 . «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Пс.117:22 ); ибо нет другого имени под небам, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Объяснение. Действительно, что, кроме Христа, ни в ком ином нет спасения (ст.11), но ведь и прославленные Богом люди даруют нам исцеления не своей силой, а Христовой, содействуют нашему спасению не своим именем, а Христовым: Деян.5:12 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 ; в день оный Господь придёт прославиться во святых своих: 2Фес.1:10 , которые будут судить не только мир, но и ангелов: 1Кор.6:2–3 . Деян.10:25–26 . «Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». Объяснение. Апостол Пётр если не принял поклонения, то было особое обстоятельство: Корнилий ещё был язычник, а язычники видели в великих людях воплощение божеской силы: Деян.8:10:14:11–13 . Потому-то апостол Пётр и отклонил от себя такое поклонение и объявил Корнилию: «я тоже человек»; затем святой человек по смирению может не принимать чествования: Мф.23:12 , а мы по смирению же должны воздавать «кому честь – честь»: Рим.13:7 . Есть немало примеров в Библии, когда святым кланялись земно: 4Цар.2:15 ; Нав.5:14:6:19 . Деян.14:11–15 . «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010