«Павел созвал знатнейших из иудеев...» – и здесь апостол следует своему обыкновению ( Деян.17:2 и пар.) – обращаться с проповедью прежде всего к иудеям, причем, так как сам он был лишен возможности прибыть для сего в синагогу, то и приглашает представителей иудейства к себе. Первая беседа апостола с приглашенными иудеями имела целью устранить предубеждения их против апостола и, в устранение каких-либо наговоров на него, дать верные сведения о его деле. Главные мысли этой беседы апостола таковы: 1) он содержится в узах невинно, не сделав никакого преступления ни против народа, ни против отеческих обычаев или закона Моисеева. 2) На суд кесаря отправил себя сам апостол, и не с целью обвинить в чем-либо свой единоверный народ, а с целью лишь избежать самосуда иудеев, противоречивших признанию его невинным и подлежащим освобождению, со стороны палестинских римских судей... Потребовав суда кесаря, «я сделал это не для того, чтобы другим причинить зло, но чтобы себя избавить от зла, и не по своей воле, но был вынужден» (Златоуст). Деян.28:19 .  но так как Иудеи про­тиворечили, то я при­нужден был по­требо­вать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. «Иудеи противоречили...» – характерная черта, дополняющая рассказ дееписателя о суде Павла пред Фестом ( Деян.25 ). Дело представляется яснее так: после сказанного Павлом пред Фестом ( Деян.25:8 ) прокуратор изъявил желание освободить его, но иудеи воспротивились ( Деян.28:19 ), и тогда Фест, угождая им, предлагает Павлу судиться в Иерусалиме ( Деян.25:9 ), в ответ на что Павел предпочитает потребовать суда кесарева ( Деян.25:11 ). Деян.28:20 .  По этой при­чине я и при­звал вас, чтобы увидеться и по­говорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. «По сей причине...», чтобы заявить о своей невинности и действительных целях обращения к суду кесаря, «я и призвал вас...», предупреждая могущие возникнуть недоразумения и ложные представления дела. Не враг я народа и закона, как бы говорит апостол, напротив – «за надежду Израилеву обложен я сими узами...» – (ср. Деян.26:6 ). Его дело, таким образом, есть как бы дело целого народа, хранителя Божественных обетований.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Святой Златоуст (ср. Феофил.) находит и другое примирение этих кажущихся разногласий дееписателя и Апостола Павла. Он полагает, что выражение дееписателя – «слыша голос» – относится к голосу самого Павла, отвечавшего Тому, Кого они не видели. Выражение же самого апостола – «голоса, говорившего мне, не слыхали» – относится к голосу Самого Господа. Дальнейший рассказ Апостола о встрече с Ананиею, в общем совершенно согласный с рассказом дееписателя ( Деян.9:10–18 ), отличается от него, между прочим, тем, что более подробно приводит слова Анании, известное и уважаемое имя которого в глазах народа придавало этим словам особую важность и значение. Вообще, в обоих рассказах различие имеет характер не разногласия и противоречия, а лишь взаимного восполнения и уяснения, и достаточно оправдывается особыми обстоятельствами, применительно к коим апостол хотел сделать более убедительною свою речь. Деян.22:12 .  Некто Анания, муж благо­честивый по закону, одобря­емый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, Характеризуя Ананию, апостол выражается сильнее, чем дееписатель: «муж, благочестивый по закону», который, следовательно, не мог научить Павла быть врагом закона. «Одобряемый всеми иудеями» дамасскими, следовательно – признанный в своем благочестии всеми, не только христианами, но именно иудеями самими. Деян.22:13 .  пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! про­зри. И я тотчас увидел его. «Прозри» – краткое выражение самой сущности сказанного Павлу Ананиею при прозрении (ср. Деян.9:17 ). Зато далее подробно передаются слова Анании, сказанные после прозрения, опущенные дееписателем. Деян.22:14 .  Он же сказал мне: Бог отцов наших пред­ъизбрал тебя, чтобы ты по­знал волю Его, увидел Праведника и услы­шал глас из уст Его, «Бог Отцев наших» – см. Деян.3 и паралл. «предызбрал тебя» – ср. Рим.8 и д.; Иер.1:5 . «Увидел Праведника» – ср. Деян.3:14, 7:52 . Деян.22:15 .  потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слы­шал. «Свидетелем пред всеми людьми», – то же, что – «перед народами и царями и сынами израилевыми» ( Деян.9:15 ), т. е. не пред иудеями только, но и язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тою же потом силой Святого Духа Петр и Иоанн, когда входили в храм на молитву в девятый час дня, при красных вратах, именем Иисуса исцелили хромого от рождения, имевшего четыредесять лет (см. Деян.3:1–2, 12 ) (да исполнится сказанное Тогда хромой вскочит, как олень ( Ис.35:6 ); духовного учения сетью уловили пять тысяч человек, вдруг уверовавших; а заблудившихся князей народных и первосвященников обличали не своей мудростью, ибо они были люди неученые и простые, но действием Духа Святого; ибо написано: Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им ( Деян.4:8 ). И через двенадцать апостолов благодать Святого Духа столь сильно действовала в веровавших, что у них, как сердце и душа была едина, так и употребление имений было общее; и поскольку владельцы поместий и домов с благоговением приносили цену за продаваемое имение, то между ними не было никого бедного. Когда же Анания и Сапфира дерзнули солгать Духу Святому, то восприяли достойную казнь. 22 . Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса ( Деян.5:12 ). И такая изливалась на апостолов духовная благодать, что они были страшны, при всей своей кротости. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ( Деян.5:13 ); Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин ( Деян.5:14 ). Улицы наполнились больными, лежащими на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.2:15 ). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все ( Деян.2:16 ) этой силой Святого Духа. 23 . Также двенадцать апостолов, быв ввержены архиереями в темницу, когда чудесно изведены были из нее во время ночи Ангелом и из храма приведены были к ним в судилище, то безбоязненно обличали их в своем к ним слове о Христе. Присовокупили к этому и то, что и Духа Святого дал повинующимся Ему ( Деян.5:32 ): и, быв биты, пошли... радуясь (Де-ян.2:41) и не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе ( Деян.2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Хорошо заметно это по книге Деяний, в которой противопоставляются Церковь и прочий народ: верующие находились в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви ( Деян. 2:47 ). Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ( Деян. 5:13 ). После слов о научении верных Павлом и Силой сказано: церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом ( Деян.16:5 ). Итак, книга Деяний не знает иных верных, кроме пребывающих в церковных общинах. Если же где-то обнаруживались правоверующие, не принадлежавшие к Церкви, то их веру корректировали и немедленно присоединяли к Церкви, как это сделал ап. Павел с двенадцатью учениками в Ефесе ( Деян. 19:1–7 ). Такое отношение св. апостолов и Господа Бога к верующим показывает, что как неизменна воля Божия к нашему спасению ( 1Тим. 2:4 ), так же неизменно это спасение должно совершаться в церковных общинах под руководством церковных учителей и пресвитеров. Кроме того, учение о «всеобщем отступничестве» противоречит новозаветным условиям вхождения в Церковь и пребывания в ней. Как известно, верующие входят в Церковь через крещение; об этом говорит вся церковная традиция начиная с дня Пятидесятницы ( Деян. 2:41 ). Вместе с тем, право совершать крещение предоставлено преимущественно апостолам. Сам Господь говорит именно им: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). И хотя впоследствии крещение могли совершать по необходимости и другие лица (как движимый Святым Духом диакон Филипп ( Деян. 8:12 )), однако оно оставалось преимущественным делом апостолов или лиц, ими специально назначенных. Например, большую часть крещений в книге Деяний совершили лично апостолы ( Деян. 2:41, 10:48, 16:15, 16:33, 18:8, 19:5 ). Крещение диакона Филиппа восполнили возложением рук опять-таки апостолы Петр и Иоанн ( Деян. 8:14–17 ). Крещение Ананией Савла было совершено по личному повелению Господа Иисуса Христа, а крещение Филиппом евнуха – по непосредственному внушению ангела Божия и Святого Духа ( Деян. 8:26, 38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Жизнь христианская Люди, услышавшие проповедь апостола Петра, умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 37–38). Обращение ко Христу начинается с покаяния и крещения. Чтобы стать христианином, нужно измениться и начать новую жизнь. Ведь и у самих апостолов началась совершенно новая жизнь. Еще совсем недавно апостолы не могли найти в себе сил поверить женщинам, видевшим пустой гроб Христов (см.: Лк. 24, 11), и из-за страха перед иудеями запирали двери дома, в котором собирались (см.: Ин. 20, 19). Теперь же апостол Петр смело проповедует перед множеством людей, смело свидетельствуют о своей вере перед первосвященниками и старейшинами (см.: Лк.4, 8–12). Смелость и сила слов апостола Петра и других приводят многих в изумление, потому что все знают, что ученики Христа — люди некнижные и простые (Лк. 4, 13). Но мудрость и сила свидетелей Христовых — не в книжной премудрости или учености, их сила в благодати Духа Святого. Ведь апостол Петр говорит не от себя, но исполнившись Духа Святаго (Лк. 4, 8). И даже услышав запрет проповедовать о Христе, апостолы отвечают членам Синедриона: Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 19–20). Христианин не может молчать, не может не свидетельствовать о своей вере. Начало гонений Мир противится проповеди. Апостолов заключают в темницу (см.: Деян. 5, 18), бьют и запрещают проповедовать (см.: Деян. 5, 40). Но можно ли противиться Богу? Известный фарисей и член Синедриона Гамалиил предупреждает своих собратьев о том, что если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38–39). Происходит то, что станет самым сильным знаком свидетельства о Христе, к которому должен быть готов каждый христианин. Апостолы избирают семерых мужей для раздачи пропитания вдовам, чтобы не было споров (см.: Деян. 6, 1–5). Но избранные апостолами мужи занимались не только попечением о неимущих. Один из них — Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе (Деян. 6, 8). Обвиненный в хуле на Моисея и на Бога (Деян. 6, 11), Стефан предстал перед Синедрионом.

http://pravoslavie.ru/68568.html

Впрочем, можно сделать и другое предположение: в Коране, может быть, переделано повествование о иерусалимской проповеди Петра и Иоанна, исцелении ими хромого и о присоединении к ним Варнавы ( Деян. 4:1–37 ). Иудеи хотели убить их, но ученый Гамалиил доказал иудеям, что делать этого делать не следует ( Деян. 5:1–12 ). Наконец, можно предполагать, что Мухаммед присоединил к этому сказанию речь новообращенного Павла, сказанную им в Иерусалиме в защиту апостольской проповеди, речь, действительно, громовую, в которой он доказывал суетность его прежнего идолопоклонничества и передал о небесном видении ему Господа, после которого он обратился к апостольской вере и тем умиротворил свою душу ( Деян. 22:1–21 ). Во всяком случае, Мухаммеду было известно, что в малоазийских церквах проповедали какие-то два апостола (Павел и Варнава, Петр и Иоанн), что к ним был присоединен по воле Божией третий апостол (Иоанн, Павел), что все апостолы творили необычайные знамения: исцеляли увечных ( Деян. 3:2–8; 14:8–11 ), больных ( Деян. 5:15–16; 8:7 ), воскрешали мертвых (Деня. 9:36–41) и говорили, что эти знамения даются им по благодати Божией, а не за деньги ( Деян. 8:18–25 ; срав. К36:20), что их били, заключали в темницы, откуда они освобождались, и что проповедь их состояла в следующих словах: мужие! что вы это делаете? И мы подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных богов к Богу живому, который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них; Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди, и времена плодоносные, и исполняя пищей и веселием сердца наши ( Деян. 14:15–17 ). Все это известное Мухаммеду могло быть соединено им в суре 36 в один, якобы, исторический очерк апостольской проповеди еще при жизни Иисуса, при чем была опущена самая существенная часть апостольской проповеди о воскресшем Искупителе человеческого рода Иисусе Христе, о том, как Он, обещанный древними пророками, был не узнан на земле, незаслуженно поруган, распят, а потом воскрес во славе своей и вознесся на небеса ( Деян. 2:14–36; 7:1–53; 22:1–21 ). Что касается сказаний мусульманских толковников, то они построены на основании коранического сказания, затем дополнены некоторыми подробностями, вероятно, из устных рассказов христиан, и изложены во вкусе восточных легенд.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Библия приписывает Святому Духу многие действия, на которые способна только личность. Многие Его дела аналогичны делам Отца и Сына. Например, Святой Дух учит верующих ( Ин.14:26 ), свидетельствует о Христе ( Ин.15:26 ), направляет верующих ( Рим.8:14 ), назначает людей на служение ( Деян.13:4 ), дает распоряжения ( Деян.8:29 ), ходатайствует или молится ( Рим.8:26 ) и говорит с людьми ( Ин.15:26 ; 2Пет.1:21 ). Давайте чуть подробнее остановимся на трех перечисленных моментах. Святой Дух свидетельствует. Из Ин.15:26 мы узнаем, что Дух Святой «будет свидетельствовать» о Христе. Это же греческое слово употребляется в Ин.15:27 применительно к свидетельству апостолов. В Ин.5:33 сказано, что Иоанн Креститель «засвидетельствовал» об истине. Бог Отец «дал [ученикам] свидетельство» ( Деян.15:8 ). Будучи личностью, Святой Дух свидетельствует о Христе точно так же, как апостолы, Иоанн Креститель и Бог Отец (все они личности). Сила ни о чем свидетельствовать не может: на это способна только личность. Святой Дух ходатайствует (молится) за верующих. В Рим.8:26 сказано: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». В других отрывках Писания мы видим, что за верующих ходатайствует (то же самое греческое слово) Иисус Христос ( Рим.8:34 , Евр.7:25 ). Святой Дух (личность) ходатайствует за верующих точно так же, как и Христос (личность). Сила не может ходатайствовать или молиться за других. Святой Дух отдает распоряжения. В Деян.8:29 мы читаем, что Дух Святой повелел Филиппу подойти к эфиопскому евнуху. В Деян.13:2 Лука пишет, что Святой Дух призвал Павла и Варнаву на миссионерскую работу, а в Деян.13:4 – что они были «посланы Духом Святым». Иногда Дух запрещал Павлу и его соработникам посещать какие-то города – например, Он запретил Павлу и Силе проповедовать в провинции Асии ( Деян.16:6 ). Безличная сила не может посылать людей в одни места и не пускать их в другие. Это может только личность, обладающая разумом и волей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Первое существенное пополнение в общине отмечено в день Пятидесятницы, когда на апостолов, собравшихся вместе, сошел Святой Дух в виде огненных языков. Народ, пришедший в Иерусалим на праздник из разных земель, слышал проповедь апостолов, причем для каждого из пришедших она произносилась на его родном языке: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» Апостол Петр, «став с одиннадцатью», обратился к собравшимся с пламенной речью, в которой рассказал об Иисусе Христе как обетованном Мессии, о Его смерти и воскресении, и призвал народ к покаянию и крещению «во имя Иисуса Христа для прощения грехов». За один день христианская община увеличилась более чем в 25 раз. Эта община подвергается гонениям со стороны иудеев. После того как Петр и Иоанн исцеляют в храме хромого ( Деян. 3:1–10 ) и после очередной проповеди Петра народу ( Деян. 3:11–26 ) первосвященники, старейшины, начальники и книжники вызывают Петра и Иоанна для допроса ( Деян. 4:1–12 ). Поначалу им приходится отпустить апостолов ( Деян. 4:13 – 23), но по мере того, как растет число исцеленных и увеличивается количество примкнувших к общине, усиливается и негодование храмовой элиты. По указанию первосвященника апостолов заключают в темницу, но ангел чудесным образом освобождает их ( Деян. 5:17–23 ). Затем их вновь приводят к первосвященникам, и вопрос рассматривается на заседании синедриона. Здесь за апостолов заступается Гамалиил – тот самый, у чьих ног воспитывался Савл. Апостолов отпускают на свободу, «запретив им говорить о имени Иисуса». Но они не перестают благовествовать о Нем в храме и по домам ( Деян. 5:26–42 ). Несмотря на противодействие иудеев, «слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» ( Деян. 6:7 ). Одним из ярких проповедников нового учения является Стефан: его хватают и приводят в синедрион. Выступление Стефана в синедрионе заканчивается тем, что его выводят за город и побивают камнями. Юный Савл присутствует при казни ( Деян. 7:1–8:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Севши разговаривали с собравшимися женщинами». По-видимому, иудейское общество в Филиппах было очень немногочисленно (почему, может быть, и не было синагоги) и состояло преимущественно из женщин, вероятно, вышедших в замужество за язычников ( Деян.16:1 ). Деян.16:14 .  И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговав­шая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Го­с­по­дь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. «г. Фиатиры» – Македонская колония в Малоазийской провинции Лидии (см. прим. к Деян.16:6–8 ) «Торговавшая багряницею» – πορφυρπωλις порфиропродальница, торговавшая тканями, одеждами и нарядами багряного или красного цвета. Именно в Лидийской провинции и в Фиатрах производство этого рода предметов процветало, по свидетельствам древних. «Чтущая Бога», т. е. прозелитка (см. прим. к Деян.13:16 ). Деян.16:16 .  Случилось, что, когда мы шли в молитвен­ный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом про­рицатель­ным, которая через про­рицание доставляла большой доход го­с­по­дам сво­им. «Когда шли в молитвенный дом» – πορευομνων ημν εις προσευχν – точнее слав.: «идущим нам на молитву» ( Деян.16:13 ), т. е. на обычное место, для нее назначенное. Это было, вероятно, в одну из следующих суббот (ср. Деян.16:17 ). «Одержимая духом прорицательным», слав.: «имущая дух пытлив», греч.: χουσα πνεμα Πθωνος – дух Пифона, Пифийского змия, Пифийского божества, способность прорицания, прозрения того, что скрыто для обыкновенных людей, и предсказания будущего. Деян.16:17 .  Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые воз­вещают нам путь спасе­ния. «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего» – невольное со стороны пытливого духа исповедание величия Божия, проповедуемого апостолами, подобно Мк.1:23–24 . Св. Златоуст изобличает в сем особое лукавое намерение демона: «почему бес говорил это, а Павел запретил ему? Тот делал злонамеренно, а этот поступил мудро, ибо хотел, чтобы к тому не имели доверия. Если бы Павел принял свидетельство его, то он, как ободренный, прельстил бы многих и из верующих; потому он и решился возвещать о их делах, чтобы устроить свои, и снисходительностью Павла воспользоваться для погибели других...»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если где-то еще и скрывались напуганные последователи Иисуса, они, казалось, больше не представляли опасности. Когда в Иерусалим пришло известие из Сирии о том, что и здесь, внутри евр. общины, появились христиане, то первосвященник направил на подавление «ереси» именно Савла – как наиболее подходящего для этого дела человека, который к тому же и сам просил об этом ( Деян. 9:2 ). Заручившись полномочиями, полученными от первосвященника ( Деян. 22:5 ), Савл с отрядом воинов направился в Дамаск, чтобы начать расправу с христианами этого города. Он уже почти добрался до Дамаска, когда среди ясного дня его вдруг осиял яркий свет с неба и голос, обращенный к упавшему на землю Савлу, вопросил: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» На его испуганный вопрос: «Кто Ты, Господи?» – голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Затем последовало указание: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» ( Деян. 9:3–6 ; Деян. 22:6–10 ; Деян. 26:12–15 ). Поднявшись, чтобы продолжить путь, Савл обнаружил, что ослеп. Когда его привели в Дамаск, это был совершенно сломленный человек. Здесь он провел три дня в молитве и посте, пытаясь осмыслить, что же с ним случилось ( Деян. 9:8.9 ). На третий день размышления Савла были прерваны приходом христианина Анании, который по поручению Господа объявил ему, что Бог избрал его орудием благовествования среди язычников. Анания возложил на Савла руки, и тот прозрел. Затем Анания ввел его в христ. церковь Дамаска, и Савл принял там крещение ( Деян. 9:10–19 ; Деян. 22:12–16 ). II. 1) чтобы понять, почему и каким образом П. стал христианином, миссионером и богословом, человеком, всецело посвятившим себя служению Господу, необходимо отталкиваться от происшествия, случившегося по дороге в Дамаск. Здесь после встречи с Христом рухнуло многое из того, что прежде П. считал священным для себя и к чему стремился. Позднее он скажет: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» ( Флп. 3:7–9 ); 2) происшедшее помогло Павлу постичь прежде всего три истины: а) Иисус – Божий Мессия, Спаситель мира; б) праведности (⇒ Справедливость, праведность ) перед Богом человек добивается не через дела Закона, а только через ⇒ веру в ⇒ Евангелие, в Благую Весть о том, что во Христе и Его смерти заключено для нас Божье прощение, которое одно только и может привести человека к праведности, действительной пред Богом; в) уже не требования ⇒ Закона, а Христос, реально живущий в каждом верующем, через Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010