Этим признанием апостол не только отделял себя от той части собрания (саддукейской), которая позволяла себе отрицать некоторые истины закона Моисеева ( Деян.23:8 ), но и увлекал, так сказать на бой другую правомыслящую часть собрания (фарисейскую), указав и наиболее больное место раздора, с которого следовало начать. «За чаяние воскресения мертвых меня судят». Перевод подлинника в данном месте страдает важною неточностью. В греческом тексте это место читается так: περ ελπδος κα αναστσεως νεκρν εγ κρνομαι, точнее русского славянский текст: «о уповании и воскресении мертвых аз суд приемлю». Так как слово «чаяние», упование, надежда имело специальный смысл и относилось к Мессии, Мессианским чаяниям (ср. Лк.2:33 ), то и выражение Павла прежде всего хочет сказать, что он стоит пред судом за Надежду Израиля – Мессию (ср. Деян.26:6 ). Что касается второй половины обвинения – «воскресения мертвых», то здесь подразумевается, конечно, прежде всего христианская вера в воскресение Спасителя, а потом и вообще вера в «воскресение мертвых», по примеру сего уже воскресшего «Первенца мертвых». Как в той, так и другой части обвинения Павел указывает лишь общие соприкосновенные с фарисейским учением стороны, независимо от христианского понимания дела, чем и достигает страстной защиты себя в разгоревшемся на этой почве споре. Бесподобно мудрый и искусный прием! Лучшая и сильнейшая защита! Деян.23:7 .  Когда же он сказал это, про­изошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание раз­делилось. Деян.23:8 .  Ибо саддукеи говорят, что нет воскресе­ния, ни Ангела, ни духа; а фарисеи при­знают и то и другое. «Произошла распря» – из дальнейшего видно ( Деян.23:9 ), что распря сильная и страстная, вполне оправдавшая надежды Павла. «Саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа», с учением о которых тесно связано учение о воскресении. Ср. к Мф.3:7 ; подробнее о сектах сообщает Археол. Флав. XVIII, 1, 4; О войне Uyд. II, 8, 11 . Деян.23:9 .  Сделал­ся большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем про­тивиться Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян 6:2. Тогда двенадцать апостолов, созвав множе­с­т­во уче­ников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. «Созвав множество учеников», т. е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (ср. Златоуст и Феофил). «Не хорошо нам», ουκ αρεστν εστιν ημς , «не угодно есть нам», не нравится. «Оставив Слово Божие», т. е. проповедание Слова Божия — эту главную свою обязанность. Деян 6:3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу, «выберите», всему обществу верующих апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу. «Семь человек» Священное число. «Исполненных Духа Святого», так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам.  «И мудрости», в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно — чисто практическая, житейская добродетель. Деян 6:4. а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии Слова. «В служении Слова», т. е. евангельской  проповеди, в отличие от попечения о столах. Деян 6:5. И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников; «Исполненного веры» — в смысле особенного дара Св. Духа — веры чудодейственной (1 Кор 12:9), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения (Деян 6:8). После  « Стефана»  более других известен  « Филипп»  (Деян 8). Об остальных в Писаниях апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения:  «Прохор»  был спутником сначала ап. Петра, потом спутником и писцом ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

(а) География. Спектр географических интересов Луки виден из упоминания в Деян. не менее 32 стран, 54 городов и 9 средиземноморских островов. Причем эти ссылки отнюдь не хаотические и беспорядочные: напротив, Лука прослеживает историю христианского движения от Иерусалима (маленького и глубоко провинциального иудейского города) до прибытия апостола Павла в Рим (ослепительную столицу Римской империи). Между этими двумя точками Лука укладывает события, имевшие место в течение примерно трети столетия. В его композиции можно выделить шесть частей, каждая из которых завершается резюмирующей фразой, где подводится итог событиям и достигнутым успехам. Аналитический план книги таков (будем помнить, что все такие планы суть современные конструкты и не всегда могут совпадать с интенциями первоначальных авторов). 1)Первый период ( Деян.1:1–6:7 ). Ранние эпизоды Иерусалимской церкви, включая сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы и последующую проповедь Петра. Резюме: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (6:7). 2)Второй период ( Деян.6:8–9:31 ). Распространение церкви в Палестине; проповедь Стефана, завершающаяся его мученичеством; проблемы с иудеями. Резюме: «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались» (9:31). 3)Третий период ( Деян.9:32    12:24). Распространение церкви в Антиохии; проповедь Петра и обращение Корнилия; дальнейшие проблемы с иудеями и гонения со стороны Ирода Агрип-пы I. Резюме: «Слово же Божие росло и распространялось» (12:24). 4)Четвертый период ( Деян.12:25 –16:5 ). Распространение церкви в южной и центральной Малой Азии; первое миссионерское путешествие Павла на Кипр и в несколько городов Малой Азии; споры с иудеохристианами и апостольский собор в Иерусалиме. Резюме: «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (16:5). 5)Пятый период ( Деян.16:6–19:20 ). Распространение церкви в Европе; второе и третье миссионерские путешествия Павла в такие великие центры, как Филиппы, Афины, Коринф и Эфес. Резюме: «С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (19:20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Глава 14 Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии (1–7). Исцеление хромого в Листре и попытка язычников принести апостолам жертву (8–18). Гонение на апостолов, обратное путешествие по новооснованным общинам и возвращение в Антиохию Сирийскую (19–28) Деян.14:1 .  В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множе­с­т­во Иудеев и Еллинов. Под уверовавшими «Еллинами», несомненно, разумеются прозелиты – обращенные в иудейство язычники, в противоположность упоминаемым далее «язычникам» (ст. 2), соединившимся заодно с неверующими иудеями против апостолов. Деян.14:2 .  А неверу­ю­щие Иудеи воз­будили и раз­дражили про­тив братьев сердца язычников. «Раздражили», т.е. клеветали на апостолов, во многом обвиняли их, этих простосердечных представляли коварными...» (Златоуст). «Против братьев», т.е. не только против апостолов, но и вообще против новообращенных последователей Христовых, большую часть которых составляли природные иудеи, следовательно, братья по плоти – преследователям ( Рим.9:3 ). Деян.14:3 .  Впрочем они про­были здесь довольно време­ни, смело дей­с­т­ву­я о Го­с­по­де, Который, во свиде­тель­ство слову бла­го­дати Своей, творил руками их знаме­ния и чудеса. «Смело действуя о Господе». «Это дерзновение, – говорит блаж. Феофилакт, – происходило от преданности апостолов делу проповеди, а то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес, но этому способствовало несколько и самое дерзновение апостолов». Деян.14:4 .  Между тем народ в городе раз­делил­ся: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. «Народ в городе разделился». В этом разделении, кажется, причина, почему подстрекательство иудеями язычников до времени оставалось безрезультатным. Деян.14:5 .  Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и по­бить их камнями, «Иудеи со своими начальниками» – ср. Деян.13 – вероятно, с архисинагогом и старейшинами, составлявшими совет при нем. В стремлении «к побитию камнями» обнаруживается как то, что главные руководители нападения на апостолов были иудеи, так и то, что вина апостолов была подведена под преступление Богохульства, за которое у иудеев полагалась этого рода казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.26:4 .  Жизнь мою от юности моей, которую сначала про­водил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи;: Деян.26:5 .  они издавна знают обо мне, если захотят свиде­тель­ство­вать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем веро­исповедании уче­нию. Указанием на строгое, фарисейское – «по строжайшему в нашем вероисповедании учению» – воспитание, в самом центре религиозной жизни иудейства – Иерусалиме, от лет ранней «юности», – Павел имеет в виду усугубить значение совершившегося в нем переворота, о котором он намерен сказать далее, значение, имеющее силу не для него одного, а и для всех людей здравого смысла и искренних, честных искателей истины. «Если захотят свидетельствовать...». Выражение предполагает отрицательный смысл: для иудеев большая невыгода свидетельствовать обо всем этом, служащем к большей чести и оправданию христианства, и естественно, что они не захотят об этом свидетельствовать. Деян.26:6 .  И ныне я стою перед­ судом за надежду на обетование, дан­ное от Бога нашим отцам, «И ныне я стою пред судом за надежду на обетование». «Какое вероломство хочет учинить строжайшее иудейство! – как бы так хочет сказать апостол. Это строжайшее иудейство не могло не одобрять разожженной жажды обетования в своем наиболее ревностном последователе. А потом, когда эта жажда честно и истинно нашла себе верное удовлетворение, то же самое строжайшее иудейство выступает его казнителем. Явная несообразность! «Не безумно ли всячески стараться, чтобы она (надежда) исполнилась, и – гнать того, кто в нее верует?» (Златоуст). «За надежду на обетование» – для Павла уже получившую живое осуществление в лице Господа Иисуса, для остальных иудеев еще ожидаемую так напрасно и так запоздало (ср. Деян.13:32, 23:6 ). Деян.26:7 .  которого исполне­ние надеют­ся увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Деян.26:8 .  Что же? Не­ужели вы невероятным по­читаете, что Бог воскрешает мертвых? «Наши двенадцать колен» – древнее теократическое обозначение всего народа израильского, как одного целого народа Божия. Хотя это разделение на колена давно уже сгладилось неоднократными пленениями евреев, а также позднейшими – и вынужденными, и добровольными – переселениями в языческие страны, однако в сознании народном всегда оставалось представление о целом народе, как состоящем из XII колен, где бы ни обитали их представители – в Палестине ли, или в рассеянии (ср. Иак.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ап. Павел и ап. Тимофей. Миниатюра из Деяний и посланий апостолов. Нач. XII в. (Walters. W. 533. Fol. 287r) Ап. Павел и ап. Тимофей. Миниатюра из Деяний и посланий апостолов. Нач. XII в. (Walters. W. 533. Fol. 287r) Путешествие описано как происходящее по прямому повелению Духа Святого (Деян 16. 6-7). Судя по всему, ап. Лука хотел показать, что апостолы получали прямые откровения о том, куда дальше идти. О том, что такие откровения имели место, свидетельствует и следующий эпизод: «Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (Деян 16. 8-9). О том, кто явился П. в ночном видении, существуют разные предположения (евангелист ап. Лука - Dunn. 1996. P. 218, Александр Македонский - Barclay. 1955. P. 122). Вполне, однако, можно предположить, что П. явился либо некий неизвестный македонянин, либо это был конкретный человек, к-рого потом П., придя в Македонию, крестил, но об этом крещении в кн. Деяний по каким-то причинам умалчивается. Далее повествование ап. Луки приобретает неожиданный ракурс: впервые автор начинает говорить от 1-го лица мн. ч.- «мы»: «После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян 16. 10). II. В Македонии. В 1-й части путешествия П. со спутниками должны были пересечь пешком земли от Антиохии (ныне Антакья) до побережья Эгейского м. Троада, откуда П. и его спутники отправились в Македонию, находилась на малоазиатском берегу Эгейского м. Из Троады они отправляются на корабле на о-в Самофракию (ныне Самотраки, Греция), а оттуда на др. же день - в Неаполь (ныне Кавала, Греция). Из Неаполя они двигаются пешком в Филиппы , где остаются на неск. дней (Деян 16. 11-12). Город Филиппы входил в состав рим. пров. Македония (об этом см. в ст. Македония ) и, находясь на пересечении важных дорог, имел статус колонии (ср.: Деян 16. 12). Как и в др. случаях, П. начинает проповедовать местным иудеям. Однако, судя по всему, в городе не было синагоги. Для строительства синагоги требовалось не менее 10 мужчин-евреев, а их здесь не было; упоминаются только женщины ( Dunn. 1996. P. 219). В синодальном переводе говорится: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами» (Деян 16. 13). Однако в оригинальном тексте кн. Деяний слово «дом» отсутствует. Букв. перевод фразы может звучать так: «В день же субботний мы вышли за ворота к реке, где, как мы думали, было (место) молитвы (ζλτομεν ξω τς πλης παρ ποταμν ο νομζομεν προσευχν εναι)». Беседа с женщинами вполне могла происходить просто у реки, не в закрытом помещении.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Устанавливая связь между храмом Иерусалимским и храмом тела Своего, Иисус предсказывает создание Церкви как всемирного храма, не ограниченного конкретным местом, основанного на Евхаристии, где истинные поклонники поклоняются Отцу в духе и истине. Учение о Церкви как о храме, краеугольным камнем которого является Христос, содержится в Посланиях апостолов Петра и Павла (см.: 1Пет. 2:4–6 ; 1Кор. 3:11 ). Иисус Христос – тот краеугольный камень, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе ( Еф. 2:20–21 ). Все христиане вместе составляют храм Бога живого ( 2Кор. 6:16 ) и тело Христово ( 1Кор. 12:27 ); каждый христианин в отдельности есть член тела Христова (см.: там же), а тело христианина – храм Духа Святого (см.: 1Кор. 6:19 ). В общине учеников Спасителя после Его смерти и воскресения в течение некоторого времени сохранялся обычай посещать Иерусалимский храм. В Деяниях говорится, что ученики Христа каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян. 2:46 ). Упоминается также о том, как апостолы Петр и Иоанн шли в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3:1 ). Впрочем, христиане посещали храм не столько для участия в иудейских религиозных обрядах, сколько с целью проповеди иудеям о Христе (см.: Деян. 5:20 ). С этой же целью апостолы посещали синагоги (см.: Деян. 9:20, 13:14, 44, 14:1, 19:8 ) и молитвенные дома (см.: Деян. 16:16 ). Открытое противодействие иудеев проповеди христианства вскоре сделало посещение храма невозможным для христиан. Дистанция между храмом и христианской общиной увеличивалась очень быстро, и среди христиан росло сознание ненужности храма для поклонения Богу в духе и истине ( Ин. 4:24 ). Не случайно первомученик Стефан, обращаясь к иудеям и напоминая о строительстве Соломоном храма, говорит о том, что Всевышний не в рукотворенных храмах живет, ибо небо – Престол Его и земля – подножие НОГ Его ( Деян. 7:46–49 ). Окончательному разрыву христианской общины с Иерусалимским храмом, помимо гонений со стороны иудеев, способствовало принятие в общину бывших язычников без совершения над ними обряда обрезания. Кроме того, христианская община довольно скоро вышла за пределы Иудеи и распространилась по другим частям римской «экумены». Наконец и сам храм был полностью разрушен в 70 году, когда в результате короткой «иудейской войны» Иерусалим захватили войска римского полководца Тита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как очевидцы и последователи Бога во плоти святые Апостолы свидетельствуют только о том, что видели и слышали; их долг и призвание, весь апостольский долг и всё апостольское призвание – это свидетельствовать о том, что они видели и слышали во все время, когда пребывал с ними Иисус, начиная с Иисусова крещения и вплоть до того дня, когда Он вознесся на небо ( Деян.1:21–22 ). Да и Сам Спаситель, возносясь на небо, оставляет им в качестве Своего последнего желания быть свидетелями (μρτυρες) Его Личности, жизни и трудов ( Лк.24:48 ; Деян.1:8 ). А потому в течение всей своей жизни они только и делали, что были Иисусовыми свидетелями – очевидцами и свидетелями. Вся сила их проповеди состоит в утверждении исторической достоверности всего того, что Иисусово; в этом подвиге они и вправду свидетели ­ мученики (μρτυρες), так как за свою очевидную истину, основанную на опыте и фактах, они мученически пострадали и стали мучениками (ср. Деян.22:20 ). Апостольство – это непрестанное свидетельствование Божественной Христовой истины, свидетельствование вплоть до мученичества и самим мученичеством. Исповедническая, мученическая неустрашимость святых Апостолов в утверждении Христовой истины проявилась в их первой проповеди в день Святой Пятидесятницы: «Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного нам от Бога силами, и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете. Сего... вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили... Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели» ( Деян.2:22, 23, 32 ; ср.: Деян.3:15, 4:33 ). Чем более гонят Апостолов за их проповедь об Иисусе, тем бесстрашнее они свидетельствуют о Нем как об истинном Боге и истинном человеке. Когда Ангел Господень чудесным образом освобождает их из темницы и их вновь задерживают, выводят пред собрание еврейских старейшин и последние угрожают им смертью, они смело заявляют: «Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком. Бог отец наших воздвиже Иисуса, егоже вы убисте, повесивше на древе. Сего Бог Начальника и Спаса возвыси десницею Своею, дати покаяние Израилеви, и оставление грехов. И, мы есмы Того свидетели глагол сих» ( Деян.5:19, 27–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Придя в Иконию, которая составляла независимый от римской власти тетрархад (40 городов), святые Апостолы по обычаю вошли в синагогу, получили на первый раз приглашение сказать слово, и проповедовали с таким успехом, что приобрели много обратившихся к вере Христовой, из иудеев и прозелитов. Не уверовавшие же иудеи старались препятствовать проповеди Апостолов, поднимая ожесточенные пустые споры (см. Деян. 14:1–2 ). Кроме этого, иудеи старались убедить городскую власть, что проповедники – опасные поджигатели, повсюду нарушающие мир городов. Несмотря на это, святые Апостолы своею проповедью, свидетельствуемою знамениями и чудесами, успешно насаждали веру в Христа Господа, так что образовали немалый круг верующих во Христа. Все-таки противников было больше, и они замыслили убить святых Апостолов. Узнав об этом вовремя, Апостолы удалились во владения Антиоха IV, царя Комагенского, в небольшой город Листру в Ликаонии (см. Деян. 14:5–7 ). В Листре и ее окрестностях, святые Апостолы пробыли довольно долго, и успешно проповедовали слово Божье. Однажды Апостол Павел заметил среди своих слушателей человека, хромого от чрева матери. Необычайная его внимательность к проповеди, не укрылась от проницательных взоров Апостола. Святой Апостол возвысил свой голос и сказал: «Тебе говорю, во имя Господа Иисуса Христа, стань на ноги свои! Хромой тотчас же вскочил и стал ходить» ( Деян. 14:8–10 ). Толпа, присутствовавшая при проповеди, была свидетельницей чуда, и заговорила на своем грубом ликаонском наречии: «Боги в образе человеческом сошли к нам». И назвали Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Не понимая их наречия, Апостолы не знали, что говорил народ, и отправились в дом, где жили. Но молва о чуде быстро разнеслась по городу. У городских ворот был храм Зевса, охранителя города. Жрец его приготовил волов и венки, и вместе с радостной толпой пошел к воротам, чтобы принести Апостолам, как богам, жертвы (см. Деян. 14:11–13 ). Апостолы, узнав, что им желают воздать Божеское поклонение, были поражены ужасом, которого не могли понять язычники. Разодрав свои одежды, они с громким криком бросились к народу, требуя и упрашивая их верить, что они такие же, как и прочие смертные, и что вся цель их прихода и проповеди состоит в том, чтобы обратить их от ничтожества идолослужения к вере в единого Бога Живого, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них есть. Достигнув, мало-помалу, общего внимания к себе народа, Апостолы объяснили ему, что в прошедших поколениях Господь попускал всем язычникам ходить своими путями, и не передавал им Своих откровений, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищею и веселием сердца наши ( Деян. 14:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

«Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» ( Еф. 5:18 ),– так предостерегает нас святой апостол Павел от пьянства, свирепствующего вокруг нас. Помните его слова: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф. 5:18, 19 ). Так поступали древние христиане. Кто же теперь непрестанно воспевает духовные песнопения? Вот как далеки мы от того, чтобы исполнять святые слова, хотя ясно чувствуем, что они спасительны и надо следовать им. Не смущайтесь средой, которая вас окружает, следуйте заветам апостола и будете светом среди тьмы. Аминь. 3 октября 1947 года Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте Слово на Послание св. ап. Павла, к ефесянам, гл. 5, стих 11 Начало апостольской проповеди породило невероятный подъем веры и благочестия в израильском народе. Когда святые апостолы начали проповедь, они избрали диаконов и поручили им заботиться о «столах», то есть о пропитании неимущих. Сами же желали пребывать в постоянной молитве и проповеди слова Божия (см. Деян. 6:2–4 ). Самый пламенный из диаконов и архидиаконов, Стефан, «исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном» ( Деян. 6:8–9 ). Неверующие евреи, принадлежавшие к иноземным синагогам, начали возражать против его слов, «но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян. 6:10 ). Тогда, в бессилии своем прибегнув к подлости, «научили они некоторых сказать: Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога» ( Деян. 6:11 ). Об этом они донесли в синедрион, куда повлекли Стефана, «и все сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела» ( Деян. 6:15 ), озаренное Божественным светом, славой Духа Святого. Тогда первосвященник спросил Стефана по поводу доноса: «Так ли это?» В ответ святой архимандрит произнес очень длинную речь, напоминавшую многие события из ветхозаветной истории израильского народа. Он долго говорил, и спокойно слушали его (см. Деян. 7:1–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010