531 По-видимому, трудно установить точную преемственно-хронологическую последовательность событий, описанных св. Дееписателем в VIII, 4–XI, 24 (Архим. (впосл. Еписк.) Михаил. Толковый Апостол. Книга I-я: Деяния свв. Апостолов. Москва. 1876. Стрр. 296. 297. Cf. Lange. Cit. op., S. 63). Дело в том, что слова XI, 19. 20: Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии, Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили эллинам, благовествуя Господа Иисуса – эти слова суть не что иное, как Продолжение ранее начатой речи св. Луки (8:4); между тем рассеявшиеся ходили благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. В средине между этими двумя известиями св. Дееписатель помещает рассказ о следующих событиях описав проповедь в Самарии Филиппа, Петра и Иоанна (8:5:25), он говорит о благовествовании Филиппа евнуху (26–40), об обращении Савла. (9:1–25) о первом его путешествии в Иерусалим (26–30), о деятельности св. Петра в Лидде (31–35) и Иоппии (36–43), об обращении св. Петром Корнилия (X) и о впечатлении, произведенном этим событием в Иерусалиме (11:1–18). – Многие из этих событий начались и совершались одновременно одно с другим, хронологически параллельно, только – в разных местах; так, св. Филипп пошел в Самарию, несомненно, тогда же, когда и другие проповедники пошли к Финикии, Кипру и Антиохии; в это же время, т. е. непосредственно почти за убиением Стефана, Савл, под сильным возбуждением от этого события еще дышавший угрозами и убийством на учеников Господа с письмом первосвященника отправился в Дамаск. Но, несмотря на сложность путей, по которым расходится повествование св. Дееписателя, рассказ, однако, как это не трудно, на самом деле строго последователен в хронологическом отношении: св. Филипп уходит в Самарию; находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услыхав что самаряне приняли от Филиппа слово Божие, посылают к ним св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если же есть в человеке или демоне (ибо просто в природе мы не знаем зла) какое-нибудь зло, т.е. грех , противный воле Божией, то это зло происходит или от человека, или от диавола. Ибо то совершенно истинно и не подлежит никакому сомнению, что Бог не может быть виновником зла, и что посему совершенная справедливость требует не приписывать оного Богу» (Посл. восточ. патриарх. о прав. вере, член 4). Священное Писание действительно и подтверждает – а) с одной стороны, что все, созданное от Бога, создано совершенным. Так священный Бытописатель, повествуя о днях творения, неоднократно делает замечание: И увидел Бог, что он (то, что Им сотворено) хорош ( Быт. 1:4; 10:12,18,21,25 ), а в заключение всего говорит: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (31). Последующие писатели повторяют туже мысль в разных выражениях; например, Псалмопевец: как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро ( Псал. 103:24 ); Екклезиаст: все соделал Он прекрасным в свое время ( Еккл. 3:11 ; срав. Прем. 11:25 ); премудрый сын Сирахов: все дела Господа весьма благотворны ( Сирах. 39:21 ); святой апостол Павел: всякое творение Божие хорошо ( 1Тим. 4:4 ). б) с другой – что если есть зло в некоторых разумных созданиях, именно: в демоне и человеке, то это зло не от Бога, а от них самих. Он был человекоубийца от начала, сказал Спаситель о диаволе, не устоял в истине: ибо нет в нем истины: когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Иоанн. 8:44). Одним человеком грех вошел в мир, говорит так же Апостол, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ); или: кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил ( 1Иоан. 3:8 ). В следствие того и заповедуется нам: уклоняйся от зла и делай добро ( Пс. 33:15 ); омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло ( Ис. 1:15 ) и т.п. Святые Отцы и учители Церкви раскрывали все эти мысли о со­вершенстве творения и начале зла в мире особенно в двух случаях: во-первых, когда опровергали лжеучение гностиков, маркионитов, манихеев и других еретиков, будто мир не совершенен и исполнен зла, и будто виновник этого зла есть сам Бог, или особое, злое начало, противоположное доброму; а во-вторых, когда писали толкования на Шестоднев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

С этого момента печать Г. ложится на все человеческие деяния, а зарождающаяся история человечества будет протекать и завершится в эсхатологической перспективе под знаком Г. Появившийся Г. нарушает единство не только между Богом и человеком, но и между самими людьми. Разрыв происходит уже между Адамом и Евой (ср.: Быт 3. 12), распространяясь впосл. и на их детей. Убивая Авеля , Каин усугубляет этот разрыв (Быт 4. 8-9). История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) Царство насилия вступает в свои права (Быт 4. 23-24). Г. переступает рамки семейных отношений и распространяется во всем народе. В то время когда Бог заключает завет со Своим народом (Исх 31. 18), последний изменяет Ему и избирает для себя в качестве бога «золотого тельца» (Исх 32. 1-8). С этого времени измены Богу будут сопровождать Израиль на протяжении всей его истории, создавая устойчивое сравнение народа с неверной женой, отказывающей своему Супругу, т. е. Богу, в верности (Ос 2. 2-13). Идолопоклонство прямо называется в Библии «блудодействием» (Исх 34. 15 слл.). Бог ревниво ограждает от него Свой народ. Уподобляясь супругу, Он осуждает веру в иных богов и определяет этот Г. не только как заблуждение, но и как неверность Ему. Однако неверность Богу проявлялась в народе и при отсутствии идолослужения. Она выражалась в совершении многочисленных Г., перечисление к-рых часто встречается в книгах пророков. «...Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле,- сокрушался прор. Осия.- Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос 4. 1-2). Все это вызывает у Бога священный гнев; библейские авторы неоднократно отмечают, что Г. народа «раздражают» и «прогневляют» Бога (3 Цар 14. 22; 16. 2), вызывают у Него скорбь (Быт 6. 6). Когда Господь увидел, «что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», то, по выражению бытописателя, Он даже «раскаялся...

http://pravenc.ru/text/166453.html

105 (1) Благодарите Г-спода, призывайте имя Его, возвестите среди народов деяния Его; (2) Пойте Ему, славьте Его, рассказывайте обо всех чудесах Его; (3) Гордитесь именем святым Его, пусть веселится сердце ищущих Г-спода; (4) Вопрошайте Г-спода и силу Его, ищите лица Его постоянно; (5) Помните чудеса Его, которые сотворил Он, знамения Его и приговоры уст Его. (6) Семя Авраама, раба Его, сыновья Иаакова, избранные Его! (7) Он – Г-сподь Б-г наш, по всей земле суды Его. (8) Помнит Он вечно завет Свой – слово, (что) заповедал Он на тысячу поколений, – (9) Который заключил Он с Авраамом, клятву Свою Йисхаку. (10) И поставил Он это Йаакову законом, Йисраэйлю – заветом вечным, (11) Сказав: тебе дам землю Кенаан, наследственный удел ваш, – (12) Когда было их мало числом, немного, и пришельцами (были они) в ней. (13) И ходили от народа к народу, из царства (одного) к племени иному. (14) Не давал Он никому притеснять их и царей наказывал за них. (15) Не трогайте помазанных Моих и пророкам Моим не делайте зла! (16) И призвал Он голод на страну ту, всякую опору хлебную сокрушил, (17) Послал Он пред ними человека – в рабы продан был Йосэйф. (18) Мучили кандалами ноги его, железо вошло в тело его, (19) Доколе не пришло слово Его – слово Г-сподне очистило его. (20) Послал царь и развязал его, (повелел) властелин народов и освободил его. (21) Поставил его господином над домом своим и властелином над всем достоянием своим, (22) Чтобы связывал он вельмож по воле своей и старейшин его учил мудрости. (23) И пришел Йисраэйль в Египет, и жил Йааков в стране Хама. (24) И весьма умножил Он народ Свой и сделал его сильнее врагов его. (25) (И) обратил Он сердце их к ненависти (против) народа Своего и к злоумышлению (против) рабов Своих. (26) Послал Он Мошэ, раба Своего, Аарона, которого избрал Он. (27) Совершили они среди них знамения (по) словам Его и чудеса – в стране Хама. (28) Послал Он мрак – и стемнело, и не противились слову Его. (29) Превратил Он воду их в кровь и умертвил рыбу их. (30) Кишела страна их лягушками, (даже) комнаты царей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

18. И около сорока лет времени питал их в пустыне. 19. И истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их. 20. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. 21. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Питал их: собственно – носил питая. Выражение заимствовано из Втор.1:31 (по переводу Семидесяти Толк.), где говорится, что Бог в пустыне носил народ свой, как человек носит сына своего. В других местах, где употребляется это слово, оно означает вскармливание матерью дитяти своего ( 2Мак.7:29 ). Таким образом, в этом слове содержится понятие заботливости отца и матери о малом дитяти их, по которой они носят его еще немощного на руках своих, питают его и т.д., – прекрасный образ заботливости Бога о народе своем во время сорокалетнего путешествия его из Египта в землю обетованную по пустыне Аравийской. Эта заботливость особенно выразилась в питании их чудесной манной, хлебом с неба (ср. Исх.6:30–32 ). – Истребив семь народов в земле Ханаанской: т.е. в Палестине, в которой до прихода туда евреев жили ханаанские народы, которых в книге Второзакония ( Втор.7:1 ) насчитывается именно семь, – хеттеи, гергесеи, аммореи, хананеи, ферезеи, евеи и иевусеи. Истребление этих народов представляется делом Божьим, совершенным через евреев, так как эти народы были сильнее и многочисленнее народа еврейского ( Втор.7:1–2 ). – Разделил в наследие землю: по жребию (ср. Суд.11:24 ; 3Цар.2:8 ; Ис.14:2 и др.). Все это и последующее представляется делом особенной милости Божией к избранному народу, руководившей и воспитывавшей его для высокой цели – пришествия к нему обетованного Мессии. После сего (т.е. после разделения земли ханаанской между евреями), около четырехсот пятидесяти лет и пр.: это летосчисление периода Судей несколько несогласно с указанием 3-й книги Царств ( 3Цар.6:1 ), по которому четвертый год царствования Соломона – год построения Соломонова храма – есть 480-й год от исхода евреев из Египта (по LLX – 440-й г.), причем на период Судей придется лишь 331 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

(31) Да будет слова Бога вовеки, да радуется Бог о творениях Своих! (32) Взглянет на землю – она содрогается, коснется гор – они дымятся. (33) Воспою я Богу при жизни моей, буду петь Всесильному моему, доколе существую. (34) Да будет приятна Ему молитва моя, радоваться буду о Боге. (35) Исчезнут грешники с земли, злодеев не будет более. Благослови, душа моя, Бога! Славьте Бога! 105. (1) Благодарите Бога, призывайте имя Его, возвещайте среди народов деяния Его! (2) Пойте Ему, играйте Ему, рассказывайте о всех чудесах Его. (3) Восхваляйтесь именем Его святым, да веселится сердце ищущих Бога. (4) Вопрошайте Бога и могущество Его, ищите лик Его постоянно. (5) Помните о чудесах Его, которые Он сотворил, о знамениях Его и правосудии уст Его, (6) [вы], потомки Аврагама, раба Его, сыны Яакова, избранники Его. (7) Он – Бог, Всесильный наш, – на всей земле правосудие Его. (8) Помнит Он вовек союз Свой – слово, завещанное на тысячу поколений, – (9) который заключил Он с Аврагамом, – клятву Свою Ицхаку, (10) установил его для Яакова законом, для Израиля – вечным союзом, (11) говоря: «Тебе отдам Я Страну Кнаан, удел наследия вашего». (12) Когда они еще были малочисленны, едва пришельцами в [стране той], (13) и переходили от народа к народу, из [одного] царства к иному племени, (14) Он никому не позволял притеснять их, наказывал за них (15) «Не трогайте помазанников Моих, пророкам Моим не делайте зла!». (16) Голод призвал Он на землю, всякую хлебную сокрушил. (17) Послал перед ними человека: в рабство был продан Йосеф. (18) Цепями сковали ноги его, в железо вошла душа его, (19) до тех пор, пока не исполнилось слово Его, речь Бога испытала его. (20) Послал царь, его расковали, повелитель народов кандалы с него снял. (21) Поставил его господином над домом своим, правителем над всем имуществом своим, (22) чтобы вельможи его были привязаны к душе старцы его учились мудрости у него. (23) Тогда пришел Израиль в Египет, Яаков был пришельцем в стране (24) И весьма размножил Он народ Свой, сделал его сильнее врагов его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

7 И направил их путем прямым, да войдут в город людный. 8 Да прославят Господа за милости Его и чудеса Его, явленные сынам человеческим! 9 633 Ибо напитал Он души жаждущих, насытил благами души алчущих. 10 Сидящих во тьме и сени смертной, в оковах скорби и железа; 11 Но воспротивились они словам Божьим и повеления Всевышнего отвергли. 12 634 И смирилось в трудах сердце их, изнемогли они, и не было им помощи. 13 И возвали они ко Господу в скорби своей, и от бед избавил Он их; 14 635 И вывел Он их из тьмы и сени смертной, и узы их расторг, 15 Да прославят Господа за милости Его и чудеса Его, явленные сынам человеческим! 16 636 Ибо сокрушил Он врата медные и столпы железные сломил. 17 Отвел Он их с пути беззакония; ибо за беззакония свои потерпели они унижение. 18 637 Не принимала пищи душа их, и приблизились они к вратам смерти; 19 Но воззвали они ко Господу в скорби своей, и от бед избавил Он их; 20 Послал слово Свое и исцелил их, избавил их от погибели. 21 Да прославят Господа за милости Его и чудеса Его, явленные сынам человеческим, 22 Да принесут Ему жертву хвалой своей, да возвестят о делах Его в радости! 23 Те, что уходят в море на кораблях, несут труды на водах многих. 24 Видели деяния Господни и чудеса Его над пучиной морской. 25 Повелел Он, и поднялся ветер бурный, и встали волны; 26 Вздымаются они до небес и опускаются в бездны. Души пловцов истомились в бедах; 27 638 В смятении качались они, словно от вина, и разум покинул их. 28 Но воззвали они ко Господу в скорби своей, и от бед избавил Он их; 29 И повелел буре, и настала тишина, и умолкли волны морские. 30 И возрадовались они, что утих ветер, и направил Он их в пристань желанную, 31 Да прославят Господа за милости Его и чудеса Его, явленные сынам человеческим! 32 Да превозносят Его в собрании народа и в сонме старцев да восхвалят Его! 33 639 Иссушил Он реки, и возникла пустыня, иссушил источники водные, и возжаждала земля; 34 640 Обратил Он землю плодоносную в бесплодный солончак за грехи живущих на ней. 35 Сотворил в пустыне озера полноводные, в земле безводной – источники вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(8) Но Он спас их ради имени Своего, чтобы сделать известным могущество Его. (9) Грозно окрикнул Он Красное море – оно высохло, провел Он их по безднам, словно по пустыне. (10) Спас Он их от руки недруга, избавил от руки врага. (11) Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось. (12) И поверили они словам Его, воспели хвалу Ему. (13) Но скоро забыли деяния Его, не дождавшись Его совета . (14) Увлеклись прихотью в пустыне, испытывали Всесильного в необитаемой местности. (15) А Он дал им то, что просили они, но наслал истощение в души их. (16) Разгневали они Моше в стане, Агарона, святого [служителя] Бога. (17) Разверзлась земля, и поглотила Датана, и покрыла скопище Авирама. (18) И возгорелся огонь в скопище их, пламя спалило нечестивых. (19) Сотворили они тельца в Хореве , поклонились истукану. (20) Променяли славу свою на изваяние быка, едящего траву. (21) Забыли Всесильного, спасителя своего, творившего великое в Египте, (22) чудеса – в стране Хама, грозное – у Красного моря. (23) Хотел Он истребить их [и истребил бы], если бы не Моше, избранник Его, стал пред Ним [как бы] в проломе [стены], чтобы отвратить ярость Его, чтобы она не погубила [их]. (24) Презрели они землю желанную, не поверили слову Его. (25) Роптали они в шатрах своих, не слушались голоса Бога. (26) И поднял Он руку Свою против них, чтобы повергнуть их в пустыне (27) и повергнуть потомство их среди народов, рассеять их по [разным] странам. (28) Они прильнули к Бааль-Пеору и ели от жертвоприношений мертвым [идолам]. (29) Досаждали [Богу] делами своими – вспыхнул среди них мор. (30) И восстал Пинхас, произвел суд – и прекратился мор. (31) Это было зачтено ему в заслугу на поколения и поколения – вовеки. (32) И прогневали они [Бога] у вод Меривы, и Моше пострадал за них, (33) ибо они огорчили дух Его, и Он изрек устами Своими . (34) Не истребили они народы, о которых Бог говорил им. (35) Смешивались они с народами и научились делам их. (36) Служили они истуканам их, которые были для них ловушкой.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Деян.19:14 .  Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвящен­ника Скевы.: «Семь сынов Скевы». Кто был этот Скева и в каком смысле он назван иудейским первосвященником, неизвестно. Быть может, это был один из начальников священнических черед ( Мф.2:4 ), сыновья которого выселились из Иудеи и промышляли волхвованием. Деян.19:15 .  Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? «Иисуса знаю, и Павел мне известен». Этими словами демон признает свою силу и власть над собою Господа Иисуса Христа и Его апостола, а выражением – " вы же кто»? – высказывает презрение и свою власть над этими злоупотребителями Имени Иисуса. Деян.19:18 .  Многие же из уверовав­ших при­ходили, исповедуя и открывая дела свои. «Приходили, исповедуя и открывая дела свои», т. е. грехи, под влиянием чувства страха и величия Имени Господа Иисуса ( Деян.19:17 ). Это особенно должны были сделать бывшие заклинатели, бросившие свое ремесло и обратившиеся ко Христу: покаяние было следствием их уверования и решимости присоединиться к христианскому обществу, что потом запечатлено было их крещением. Деян.19:19 .  А из занимав­шихся чародей­с­т­во­м довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед­ всеми, и сложили цены их, и ока­за­лось их на пятьдесят тысяч драхм. «Собрав книги свои», в которых записаны были способы производства разных чародеяний и заклинаний, заклинатели предали их публичному торжественному сожжению. Этот оригинальный костер для толпы был лучшею проповедью о силе Христовой, в особенности ввиду ценности сожженного – на 50 000 серебра. Дееписатель не указывает, какою монетою насчитывалась такая сумма. Но, несомненно, в греческом торговом городе считали тогда «драхмой» ­­ 20–25 к. Следовательно, более точно эта сумма составляла на наши деньги около 10 000–12 500 руб. Деян.19:21 .  Когда же это совершилось, Павел по­ложил в духе, прой­дя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, ска­за­в: по­бывав там, я должен видеть и Рим. «Прошедши Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим». Из посланий апостола ( 1Кор.16 и д.; 2Кор.8 ; Рим.15 и д.) видно, что этот путь апостола сопровождался собиранием милости для Церкви Палестинской, на что указывал он и далее в своей речи ( Деян.24:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма пятнадцатая Аллилуия, 105. 609 1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вечна милость Его! 2 Кто сможет поведать о могуществе Господа, возгласить хвалу Ему? 3 610 Блаженны те, кто хранит закон и творит правду во всякое время. 4 Помяни нас, Господи, окажи благоволение народу Твоему, даруй нам спасение, 5 Да узришь Ты благоденствие избранников Твоих, возвеселишься веселием народа твоего, возрадуешься о достоянии Твоем. 6 611 Согрешили мы подобно отцам нашим, творили беззакония и неправду; 7 612 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих и оскорбили Тебя, входя в Чермное море. 8 613 Но спас их Господь во славу имени Своего, являя силу Свою; 9 614 И повелел Чермному морю, и иссякли воды его, и вел Он их в бездне морской, словно в пустыне. 10 И спас Он их от руки ненавистников, избавил их от руки врагов. 11 Покрыла вода гонителей их; ни один из них не уцелел. 12 И поверил народ слову Его, и воспел хвалу Ему. 13 615 Но скоро позабыли они деяния Его, не стали ждать повелений Его; 14 И восхотели они мясной пищи в пустыне безводной, и стали искушать Бога. 15 И Он исполнил прошения их и насытил их. 16 616 И прогневали они Моисея в стане своем, Аарона, священника Господня. 17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла в сборище Авирона; 18 И возгорелся огонь в сборище их, пламя попалило грешников. 19 617 И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола; 20 Изменили Господу славы и поклонились тельцу, поедающему траву. 21 И позабыли Бога, спасающего их, сотворившего великие дела в Египте, 22 Чудеса на земле Хамовой, грозное деяние в море Чермном. 23 И Господь готов был истребить их, но Моисей, избранник Его, предстал пред Ним в сокрушении и молил Его отвратить гнев Свой и не погубить их. 24 618 И недостойны стали они земли обетованной. Не дали веры слову Его; 25 619 И возроптали в шатрах своих, не послушали гласа Господня. 26 620 И занес Он руку свою на них, чтобы покарать их в пустыне,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010