Ст. 12. Когда вы приходите являться пред лице Мое; кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Иудеи хвалились тем, что собираются в Храм для торжественного совершения обрядов Богослужения. А Бог говорит, что вы, являясь в Храм без всякого благоговения, только топчете двор; устами произносите Мое имя, а по духу чужды Меня, телом присутствуете, а сердцем далеки от Меня. Кто же требует, чтобы вы приходили в Храм только для того, чтобы топтать двор? 3. Дары и благовония Ст. 13. Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня. Под даром разумеется бескровная жертва – Семидал (лучшая пшеничная мука, смешанная с ладаном, маслом и солью), начатки плодов и жатвы. Без веры, расположения, благоговения и чистоты сердца эти дары и благовоние ароматов неприятны Богу. 4. Праздники и торжества Ст. 13. Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Ст. 14. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. Празднества Иудеев противны были Богу потому, что они совершали их без благоговения и искреннего расположения к Богу; чтили только устами, пели псалмы без участия сердца, как быки ревели, и думали, что тем прославляют имя Божие, как будто Бог утешается гармоническим звуком голосов и наружными церемониями. Бога, как Духа, должно почитать преимущественно духом и истиною. 5. Молитвы Ст. 15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Молитва , как духовное служение Богу, лучше внешних обрядов; но и она неприятна Богу при порочной жизни. Бог не внимал молитве лицемерных Иудеев; потому что, говорит Он, руки ваши наполнены кровью, – осквернены кровавыми беззакониями: притеснением бедных, вдов, сирот, похищением их именья. Лишая средств к пропитанию, Иудеи заставляли их терпеть голод и доводили до гроба. в) Совет Бога учительный Ст. 16. Омойтесь, очистетесь; удалите злыя деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Чудеса были в свое время и прошли, а деяния во всякое время должны оказывать все, желающие спастись. А так как мы должны соревновать не знамениям, но деяниям апостолов, то он так и надписал свою книгу. Чтобы ты не сказал, или лучше — чтобы не сказали ленивые, когда мы убеждаем их подражать апостолам, и говорим: подражай Петру, соревнуй Павлу, будь подобным Иоанну, последуй Иакову, — чтобы они не сказали: мы не можем, мы не в состоянии, потому что апостолы воскрешали мертвых, очищали прокаженных, апостол, обуздывая бесстыдное наше оправдание, говорит: умолкни, не возражай; не чудеса, а добрая жизнь вводит в царство небесное. Итак, подражай жизни апостолов — и ты будешь иметь нисколько не меньше апостолов. Не знамения сделали их апостолами, но чистая жизнь. А что это составляет отличие апостольства и признак учеников Христовых, послушай, как сам Христос указывает на этот признак. Он, начертывая образ учеников своих и показывая, что составляет отличительный признак апостольства, сказал: « По тому узнают все, что вы Мои ученики ». « По тому », из чего? Из того ли, чтобы творить чудеса, воскрешать мертвых? Нет, говорит: а из чего? « По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » (Ин. 13:35). Любовь же относится не к чудесам, а к деятельности, потому что « любовь есть исполнение закона » (Рим. 13:10). Видишь ли признак учеников Христовых? Видишь ли отличие апостольства? Видишь ли образец? Видишь ли начертание? Не ищи же ничего более. Сам Владыка изрек, что любовь отличает учеников Его. Итак, если ты имеешь любовь, то ты стал апостолом и даже первым из апостолов. 4. Хочешь ли узнать то же и из других мест? Христос, беседуя с Петром, сказал: « Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? » (Ин. 21:15)? А для получения царства небесного ничто не может сравниться с тем, как если мы окажемся любящими Христа так, как должно любить Его. Потом Он показал и признак. Какой же именно? При каких делах мы можем любить Христа больше апостолов? Мертвых ли воскрешая, или совершая другие какие–либо чудеса? Нет; но что совершая? Послушаем самого предмета любви — Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Язычникам надлежит услышать слово Божие, но то не от нас, а от вас зависит, что они должны будут услышать прежде вас» (Злат.). Что такое действие их не самовольное и не несообразное с божественным планом спасения мира, в доказательство сего апостолы указывают на повеление Господа (Бога), изреченное еще чрез пророка Исаию ( Ис.49:6 ). В означенном месте речь Божия обращена к Рабу Иеговы – Мессии (см. прим. к Мф.12:18 и д. и Деян.3:13 ), и говорится, что Он будет, по своем явлении на земле, светом для язычников, т.е. что учением Его и о Нем просветятся не только иудеи, но и язычники (см. прим. к Мф.4:13–16 ), и что Он будет во спасение до края земли, т.е. верой в Него могут достигать спасения не только иудеи, но по всей земле до краев ее живущие люди, язычники (ср. Феофил. и Злат.). Это ясное определение Божие, которого однако же иудеи, читающие пророков каждую субботу, не понимают правильно, апостолы считают заповедью им Божией, так как всякое определение Божие есть заповедь (в обширном смысле) человеку к исполнению. Апостолы не ссылаются здесь на заповедь самого Господа Иисуса – учить все народы ( Мф.28:19 ), потому что для неверующих иудеев указание это не имело бы силы, тогда как указание на слово пророческое могло иметь для них полную силу. Нет сомнения, что после такого решительного слова к неверовавшим иудеям апостолы оставили их синагогу. 48. Язычники, слыша сие, радовались и прославляли слово Господне, и веровали все, которые были предуставлены к вечной жизни. 49. И слово Господне распространялось по всей стране. 50. Но Иудеи, подстрекнув набожных женщин, и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву, и изгнали их из своих пределов. 51. Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию. 52. А ученики исполнялись радости и Духа Святого. Следствием деятельности Павла и Варнавы в Антиохии писидийской было расположение к проповеди евангельской язычников и ожесточение иудеев. – Язычники, собравшиеся слушать слово Божие из уст Павла (ст. 44), вместе с которыми разумеются, вероятно, и прозелиты, слыша сие, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   8. Бог познается в созерцании творений Своих, любви Своей, когда за одно произво­ление и расположение к добру дарует нам жизнь вечную.    9. Разум даруется Богом для познания повелений Божиих, и расположение доброй воли и самая вера даруется Богом.    10. При снятии покрывала страстей душевных очи могут созерцать тайны Священного Писания.    11. По преданию, у каждого есть добрый и злой ангелы.    12. В Священном Писании демонов называют зверями: онокентаврами, косматыми, сиренами, кикиморами, совами, страусами, ежами, аспидами, василисками, львами, драко­нами, скорпионами, князем мира сего, духами злобы немыми и глухими, змеями.    13. Диавола называют Люцифером, денницей. Он увлек третью часть звезд.    14. Сатана был между Ангелами, Иуда между апостолами, и среди нас есть развращен­ные.     15. По причине гордости Люцифер из Архангела сделался диаволом, он говорил: Взойду на небо, буду подобен Всевышнему (Ис. 14:13-14) – одною лишь свободою произво­ления.    16. Духи нечистые познают наши мысли из обнаружения их во внешних чувственных признаках, то есть из наших слов и действий.    17. Добро, то есть добродетель, приближает к Богу. Зло – грех. Среднее – богатство, власть, честь, здоровье, красота, жизнь, смерть, бедность.    18. Благая часть – созерцание благого Бога, высочайшего Блага, – выше всех добрых дел и земных добродетелей.    19. Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о стезях древних, где путь добрый, и идите им, и найдете покой душам вашим (Иер. 6:16).    20. Дух вещает: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9:4). Удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1:16). Доколе будут медлить в тебе порочные мысли твои?    21. Помыслы имеют три начала: 1) от Бога; 2) от диавола; 3) от нас.    22. Многие суетные помыслы даже против воли нашей тревожат нас, почти без нашего ведения обольщают нас, входя в нас неприметно и хитро. Как возникновение их не зависит от нас, так отвержение или приятие их состоит в нашей воле.    23. В древности были монетчики с обязанностью отличать: 1) золотую монету от под­дельной, медной, серебряной, оловянной; 2) состав золота, примеси; 3) изображение царя или тирана; 4) вес монеты, ее размер. И мы, подобно искусным монетчикам, должны иссле­довать происхождение помыслов, причины и виновников духовным деланием, по слову: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин. 4:1), чтобы не впасть в ложь, суеверие, надменную философию, мирскую суету, ересь, гордые начинания, предла­гаемые под видом благочестия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Великий Павел был гоним тридцать пять лет и ежедневно умирал, а ты за пять лет теряешь мужество? Многострадальный Климент был мучим двадцать восемь лет а ты ослабеваешь за короткое время? Хватит ли мне времени перечислить деяния других мучеников? Разве ты не слышал о терпении Иова? Не страдал ли он пятнадцать лет, или даже больше, от дурной язвы, не считая других бедствий, постигших его, и притом не зная за собой никаких злых дел, а напротив - очень много добрых? Каково же было обращенное к нему изречение? " Хотел бы, - сказано было, - твоего оправдания " (Иов.33:32). Так и ныне Промысл как бы просеевает нынешних людей, чтобы отбросить оставшиеся еще плевелы, чтобы осталась чистая пшеница. Не слышишь ли, что говорит Он Захарии? Вложи их в горнило, и смотри, искушены ли таким же образом, каким Я искушен был за них (Зах.11:13). Потерпим еще, мужественные воины Христовы. Дни, как тень проходят (Пс.143:4), хотя гонители и думают, что они ждут. Если Меня гнали, - говорит Господь, - будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня (Ин.15:20,21). Ибо поистине они не знают, что Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от Жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных (Гал.4:4), чтобы Он приобрел вселенную Отцу Своему. Иначе они не отвергали бы того, что Он может быть изображаем. Ибо никто из рожденных от жены не бывает неизобразимым, если не будет каким-нибудь выродком. Так будем готовить себя, братия, и так будем утешать себя словами Спасителя нашего Иисуса Христа, ожидая воздаяния. Вы знаете, каков Леонтий. Это - род евнухов, не только бесчестный, как сказал кто-то из богоносных мужей, но и отрекшийся от Христа, и не довольствующийся этим, но и жестоко терзающий наших братьев. Прежде ученик, ныне - иудействующий отступник. Тот, кто был в числе первых из братьев, ныне - больше всех судей против братьев. Тот, кто называл икону не просто иконой, но святой иконой - Христа ли, Богородицы, или кого-либо из святых, - теперь сжигает их, истребляет, хулит, как неистовый зверь. Поэтому он и императору любезен, и над монастырями нашими начальствует, и все делает, несчастный, для оскорбления Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Все, изучающие Библию, находят много мест, которые показывают заблуждение тех, кто утверждает, что Святой Дух является просто Божьей силой. Одним из таких мест Священного Писания есть объяснение апостола Павла о том, что через Святого Духа было дано много даров Церкви; одним из которых был дар чудотворения (см. 1Кор.12:4-11 ). Если же Святой Дух есть просто «сила», то тогда Он был бы просто одним из даров. Имеются также другие места Библии, показывающие, что Он есть Личность, а не просто «дар» или «сила». Луки. 4:14 – «И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею». Деяния Ап.10,38 – «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета». Римлянам 15,13 – «… дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою». Римлянам 15,19 – «Силою знамений и чудес, силою Духа Божия». Если бы эти возражения заблуждающихся были бы верны, то должно было быть сказано так: «И возвратился Иисус в силе силы в Галилею», или: «дабы вы, силою святой силы, обогатились надеждою». Апостольское благословение тогда читалось бы так: «благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение «святой силы» со всеми вами». Никакой разумный человек не может принять такое извращение Священного Писания. 3. Возражения против учения о Святой Троице Много раз был задан вопрос: «Какие вы имеете доказательства о том, что Бог не есть одна Личность?» Ответом может служить следующее: Единство Божие ясно описано в Библии, и признание, что вселенная не имеет места для другого Бога, не делает необходимым отрицание трех Лиц, Которые в сущности являются Одним Богом. Мы делаем заключение на основании текстов Библии. Ветхий Завет обычно называет Бога, применяя множественное число «Элохим» (Ред. – Элохим – множественное число от древне-еврейского слова «элоах»=Бог), а также местоимение «Мы». Наиболее выдающимся из этих текстов является Второзаконие 6,4 – «Слушай Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть». Здесь слово «Бог наш» стоит во множественном числе (в древне-еврейском тексте) и имеет целью показать Единство Божие. Имеется много других текстов, также упоминающих имя Бога во множественном числе, таких как следующие:

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

«Живые слова» – опровержение клеветы на Стефана, что он не перестает говорить хульные слова на Закон ( Деян.6:13 ). Выражение означает великую живую силу Закона для нравственного устроения жизни, живую также в отношении неложности и благовременного исполнения как обетований, так и угроз, содержащихся в изречениях законодателя (ср. 1Пет.1:23 ; Евр.4:12 ; Втор.32:47 ; Рим.7:10, 12, 13 ; 1Кор.15:56 ). Деян.7:39 .  которому отцы наши не хотели быть по­слушными, но отринули его и обратились сердцами сво­ими к Египту, Отриновение Моисея и обращение сердцами к Египту состояло в подражании египетскому идолослужению и пристрастии к чувственным египетским удовольствиям ( Числ.11 и д.; Числ.14 ; Исх.32 ). Деян.7:40 .  ска­за­в Аарону: сделай нам богов, которые пред­ше­с­т­вовали бы нам; ибо с Мо­исеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось. «Ибо с Моисеем, который вывел нас», греч. и слав. тексты имеют здесь при слове Моисей презрительное выражение " сей»: о γρ Μωσς οτος, «Моисею бо сему, иже изведе нас... не вемы, что бысть ему..». Деян.7:41 .  И сделали в те дни тельца, и при­несли жертву идолу, и веселились перед­ делом рук сво­их. «И сделали в те дни тельца», т.е. изображение тельца, несомненно – под влиянием египетского идолослужения – почитания Аписа. Правда, народ хотел видеть в тельце изображение именно Бога Иеговы ( Исх.32:4–8 ), но в том-то и выразилось непокорство народа Моисею и Богу, только что заповедавшему запрещение всякого рода кумиров ( Исх.20:4, 23 ). Потому-то и Стефан называет это изображение «идолом», делом рук народа, веселие пред которым не могло не быть греховным, равносильным отриновению и Бога, и Моисея. Деян.7:42 .  Бог же отвратил­ся и оставил их служить во­ин­ству небесному, как написано в книге про­роков: дом Израилев! при­носили ли вы Мне заколе­ния и жертвы в про­долже­ние сорока лет в пустыне? «И оставил» (слав. " предаде») «их служить..». Это – не попущение только Божие, но – «наказание израильтянам за почтение идола» (Злат. и Феофил.). За грех идолопоклонства Бог предает народ тягчайшему идолопоклонству, по закону наказания греха чрез больший грех (ср. Рим.1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И Павел также говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). Таких сынов порождает Церковь Божья, она дает им жизнь, ибо «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» ( Гал.6:8 ). А сыны духа есть те, о которых Апостол говорит: «Жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим.2:14–15 ). Так пусть же Церковь Божия так понимает рождение, так обретает потомство, так одобряет деяния святых отцов с должным и славным толкованием, так не позволяет негодным иудейским басням искажать слова Святого Духа (ср. Тим.4:7; Тит.1:14 ), которые считает исполненными почтения, добродетели и пользы. А иначе какое наставление мы получим, если прочитаем, что Авраам, великий патриарх, не только солгал царю Авимелеху, но и отдал ему целомудренность своей жены? Чему научит нас жена этого великого патриарха, если предположить, что она осквернилась посредством супружеских отношений? Так считают иудеи и все те, кто является друзьями не духа, а буквы. Но мы, «сопоставляя духовное с духовным» ( 1Кор.2:13 ), соделаны духовными, как в делах, так и в понимании во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет. 4:11 ). Гомилия VII. О рождении Исаака и почему он отнят от груди 1 . Нам читают в Церкви Моисея. Помолимся же Господу, чтобы, по слову Апостола, когда мы читаем Моисея, покрывало не лежало на сердце нашем (ср. 2Кор.3:15 ). Мы читаем, что «Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его» ( Быт.21:5 ). И сказала Сарра: «Кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью?» ( Быт.21:7 ). Сказано: «И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день» ( Быт.21:4 ). Авраам не праздновал в день рождения сына, а «сделал большой пир» ( Быт.21:8 ), когда дитя было отнято от груди. Почему? Неужели мы думаем, что намерением Святого Духа было сочинять истории и рассказывать о том, как ребенок был отнят от груди и был сделан большой пир и как он играл и прочее делал, свойственное детям? Или должно нам из этого понять, что Он хочет научить нас чему-то Божественному, достойному того, чтобы человечество могло научиться ему у слова Бога? «Исаак» означает «смех» или «радость» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Об устроении человека. СПб., 1996. С. 12–13. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 36–37. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 38. Святитель Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега. 4 (18). М, 1998. С. 83. Святитель Феофан Затворник. Цит соч. С. 112. Святитель Феофан Затворник. Цит соч. С. 112. Св. Тихон Задонский . Творения. Сокровище духовное. М., “Русский духовный центр”, 1994. С. 274. Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 25–26. Св. Григорий Богослов. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает свое удаление в Понт. Собрание творений в 2х томах. Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 43–44. Св. Григорий Богослов. Там же. С. 50. Аристотель. Риторика. Античные риторики. С. 118. Аристотель. Вторая аналитика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 328. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 72–73. Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. Творения. Христологические и полемические трактаты. М., “Мартис”, 1997. С. 56. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79. См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 315–323; Карташев А. B. Вселенские Соборы. М., “Республика”, 1994, С. 63–72. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., “Росмэн”, 1993. С. 104–105. См. Тема 4. Политическая и судебная речь. Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина… Деяния Вселенских Соборов. Собор Константинопольский 3й; Вселенский шестый. Т. 4. СПб., 1996. С. 253. Преп. Максим Исповедник . Главы о любви. Творения. Книга I. М., “Мартис”, 1993. С. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. терпением вашим спасайте души ваши. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

С этого момента печать Г. ложится на все человеческие деяния, а зарождающаяся история человечества будет протекать и завершится в эсхатологической перспективе под знаком Г. Появившийся Г. нарушает единство не только между Богом и человеком, но и между самими людьми. Разрыв происходит уже между Адамом и Евой (ср.: Быт 3. 12), распространяясь впосл. и на их детей. Убивая Авеля , Каин усугубляет этот разрыв (Быт 4. 8-9). История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) Царство насилия вступает в свои права (Быт 4. 23-24). Г. переступает рамки семейных отношений и распространяется во всем народе. В то время когда Бог заключает завет со Своим народом (Исх 31. 18), последний изменяет Ему и избирает для себя в качестве бога «золотого тельца» (Исх 32. 1-8). С этого времени измены Богу будут сопровождать Израиль на протяжении всей его истории, создавая устойчивое сравнение народа с неверной женой, отказывающей своему Супругу, т. е. Богу, в верности (Ос 2. 2-13). Идолопоклонство прямо называется в Библии «блудодействием» (Исх 34. 15 слл.). Бог ревниво ограждает от него Свой народ. Уподобляясь супругу, Он осуждает веру в иных богов и определяет этот Г. не только как заблуждение, но и как неверность Ему. Однако неверность Богу проявлялась в народе и при отсутствии идолослужения. Она выражалась в совершении многочисленных Г., перечисление к-рых часто встречается в книгах пророков. «...Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле,- сокрушался прор. Осия.- Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос 4. 1-2). Все это вызывает у Бога священный гнев; библейские авторы неоднократно отмечают, что Г. народа «раздражают» и «прогневляют» Бога (3 Цар 14. 22; 16. 2), вызывают у Него скорбь (Быт 6. 6). Когда Господь увидел, «что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», то, по выражению бытописателя, Он даже «раскаялся...

http://pravenc.ru/text/166453.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010