Т. 2. С. 457-524; Д. Д., Ивакин Г. Ю. Церковь Рождества Богородицы Десятинная митр. Петра Могилы: история, археология, изобразительные источники//Ruthenica. 2010. Т. 9. С. 74-109; М. С. Kocmopiзha справа у Стародавньому К., 2011; Булкин В. А. О времени постройки ц. Спаса на Берестове// Он же. О древнерус. архитектуре: Избр. тр. СПб., 2012. С. 57-63; Зыков П. Л. Материалы к реконструкции Десятинной церкви в Киеве на основании археологических исследований//Тр. ГЭ. 2013. Т. 65: Первые каменные храмы Древней Руси. С. 136-160; Иоаннисян О. М. Еще раз по поводу дискуссии о датировке Софийского собора в Киеве: к одной ли группе памятников принадлежат Десятинная церковь и Софийский собор?//Там же. С. 274-302; Иоаннисян О. М., Д. Д., Ивакин Г. Ю. Археологические исслед. пилона у зап. фасада Десятинной ц. в Киеве в 2009-2010 гг.//Там же. С. 125-135; Комар А. В. Киев и Правобережное Поднепровье//Русь в IX-X вв.: Археол. панорама. М., 2012. С. 300-333; Ibakih Г. Ю., Ioahhicяh О. М., Йолшин Д. Д. Apximekmypho-apxeoлoriчhi дocлiджehhя ц. Бoropoдuцi Десятинноï в у 2008-2011 рр.//Слов " яни i Русь: apxeoлoriя та icmopiя. К., 2013. С. 76-109; М. М., Козловський А. О. Забудова Копирева kihця VI-X ст.//Там же. С. 69-76. Г. Ю. Ивакин К. в XVII - нач. XX в. Градостроительство и церковная архитектура XVII век стал временем расцвета градо- и храмостроительства в К. Наиболее раннее известное графическое изображение К. XVII в. имеется на одной из гравюр в книге мон. Афанасия Кальнофойского «Тератургима», изданной в типографии Киево-Печерской лавры (1638). Основное внимание на гравюре уделено изображению лавры и Печерского местечка, на территории Верхнего города и Подола отмечены лишь основные сооружения. К сер. XVII в. относится карта Верхнего города, выполненная инженером Левассёром де Бопланом. Особую ценность представляет собой план К. 1695 г., к-рый приписывается полковнику И. Ушакову. Архитектура К. зафиксирована на рисунках голл. худож. А. ван Вестерфельда (1651), на гравюрах издания Киево-Печерской лавры, а также на рисунках и чертежах городских построек из Национального музея в Стокгольме ( Алфёрова, Харламов.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Софии, которая так украшает весь старый Киев; но, радуясь благолепию нового храма, я вспоминал однако с любовью о бывшей здесь убогой церкви над гробом равноапостольного Князя. – «Скажите мне, какие церкви видны вдали на право от Десятинной?» «Одна Сретенская, где к чудотворной иконе Богородицы, радости всех скорбящих, собираются каждую субботу благочестивые жители Киева для слушания акафиста; а другая во имя Вознесения Господня стоит в предместий Киева: обе недалеко от древних Львовских ворот, которые уже теперь не существуют.» Мне пришло на мысль, что память их весьма соответствует титлу Галицкого, которое сохранили и доныне Митрополиты Киевские: оно свидетельствует, что в их кафедральном городе еще не забыта их древняя церковная область, некогда православный Львов. «Может быть, вам неизвестно предание наше, продолжал отец Иаков, что палаты равноапостольного князя Владимира стояли на том месте, где теперь дом обновителя Десятинной церкви. Вот пред самою оградою Михайловской обители и первая церковь , основанная просветителем Руси во имя Ангела своего великого Василия на том холме, где стоял Перун. Здесь был и прежний спуск на Подол, известный под именем Боричева взвоза, по летописи Несторовой. Церковь сия после разоренияния Татарского была также обновлена Митрополитом Петром Могилою , который оставил по себе благую память во всех священных зданиях Киева.» Я стоял и смотрел и безмолвствовал: вокруг меня носились призраки минувшего, и старый Киев восставал предо мною в полном смысле сего громкого имени: в понятиях моих смешалось различие дней и веков, и давнее было мне ближе недавнего: но языческий Киев Олега и Святослава невольно уступал в моем воображении благодатному Киеву Ольги и Владимира. – Терем, где еще отроком внимал он учению мудрой бабки и где в зрелом возрасте избрал себе ее веру: требище идольское, некогда обагренное кровью мучеников и сокрушенное им вместе с кумиром; первый храм, воздвигнутый князем уже не богу языческих отцов, но Богу Христианского своего потомства; самая гробница просветителя Руси, двигнувшего ее на стезю вечности, – все это под рукою, все можно почти осязать с того холма, где я стоял и где впервые водружен был крест Апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

молитву его, молитвы ради Пречистой Богородицы» . Вслед за тем Владимир в присутствии митрополита Леонтия, епископов греческих и всех русских, в присутствии бояр и бесчисленного народа изрек: «Даю церкви сей святой Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть» — и, написав клятву, положил свое завещание в самой церкви, которая и начала называться Десятинною — по десятине, определенной на содержание ее. Для служения в церкви, сделавшейся соборною в Киеве и как бы кафедральною для митрополита, приставил князь знатнейшее тогда духовенство — корсунское, а смотрение за самою церковию и за десятиною поручил Анастасу Корсунянину, подчинив его митрополиту. В тот же достопамятный день — день освящения Десятинного храма — Владимир сотворил великий праздник для митрополита с епископами, бояр и старцев людских и раздал много имения убогим . Этот великолепный храм — красноречивый памятник веры и благочестия нашего равноапостола, доселе сохранившийся в своих развалинах, далеко превосходил по величине и богатству церковь святого Василия. Длина храма простиралась до 24 сажен, а ширина была в 16 сажен. Его своды и полати, или хоры, по местам поддерживались толстыми мраморными колоннами, как можно заключать из остатков самих колонн, баз и капителей. Пол в церкви был выстлан красным шифером в виде больших осьмиугольников, в которых помещались квадраты; пред алтарем и в алтаре вокруг престола пол был мозаический, расположенный четвероугольниками изящной работы из разноцветных мраморов, яшм и стекол; в боковых притворах алтаря — жертвеннике и диаконнике, или ризничей палате, пол состоял из плит муравленых наподобие кафеля. Престол был, вероятно, один. Место престола было устлано тесаными плитами. Стены храма были расписаны, как догадываются, стенною живописью по сырой штукатуре (ал-фреско), а в алтаре украшены мозаическими изображениями . Кроме того, эту церковь святой Богородицы великий князь Владимир, по выражению древнего жития его, удивил, или украсил, серебром и золотом . В память светлого торжества, бывшего по случаю освящения Десятинного храма, установлено тогда церковною властию, конечно по желанию великого князя, праздновать этот день ежегодно 11 или 12 мая, подобно тому как праздновались дни освящения знаменитейших хра-мов в Греции, и это был, сколько известно, первый праздник собственно в Русской Церкви .

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Освящение ее совершено в 26-й день ноября митрополитом Иларионом (следовательно, не прежде 1051 г.), и сотворил в ней великий князь настолование новопоставляемым епископам , а день освящения ее заповедал во всей России праздновать ежегодно в честь святого великомученика Георгия Победоносца» . От церкви Ирининской доселе сохранились развалины, в которых высота уцелевших стен восходит до полутора аршина. Материалы, употребленные для построения этой церкви, совершенно сходны с теми, из каких сооружены Киево-Софийский собор и Золотые ворота. В алтаре на горнем месте близ восточной стены найдено двенадцать камней, положенных, вероятно, по числу двенадцати апостолов, а ближе к престолу — еще четыре камня, может быть по числу четырех евангелистов. Самый престол по древнему обычаю был каменный. Пол в средине церкви найден частию мозаический, частию — поливной горшечной работы, составленный из четвероугольных плиточек. На стенах церковных сохранились по местам мозаика и живопись ал-фреско. Все это свидетельствует, что храм святой Ирины если и не равнялся Киево-Софийскому по великолепию и богатству, однако ж был ему подобен . Не перечисляя других церквей, построенных Ярославом, преподобный летописец делает общее замечание: «И ины церкви ставляше по градом и по местам... и радовашеся Ярослав, видя множество церквий...» Кроме сооружения новых храмов он заботился о возобновлении и прежних. В 1039 г., говорит летопись, освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, Десятинная, которую создал отец Ярослава Владимир. Это значит, что Десятинная церковь много пострадала, вероятно, во время страшного пожара киевского в 1017 г. и потом по воле великого князя была исправлена очень значительно, так что ее надлежало вновь освятить . Из церквей, построенных в царствование Ярослава вне Киева, замечательнейшая есть Софийский собор новгородский, заложенный сыном великого князя Владимиром в 1045 г. и освященный в 14-й день сентября 1052 г. (по друг.— 1050) Новгородским епископом Лукою.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Между прочим, по международным правовым нормам охраны культурного наследия самая главная цель охраны памятника – это возрождение его функций и введение памятника в современную жизнь. Это место не может быть просто памятником, неправильно сделать его лишь музеем или, еще хуже, оставить древние фундаменты под спудом. Когда уже была сделана трассировка фундаментов, там выгуливали животных… И какой смысл в этом, какой духовный смысл? И как мы можем прервать литургическую нить, которая началась на этом месте много веков назад? Как сказал Блаженнейший Владимир, когда поставили малый храм: «Вы наконец-то зажгли лампадку любви, которая на этом месте была». Вот это и есть цель. Мы же не мертвого ребенка, не куклу, не гроб воздвигаем. Это не мавзолей, не картонная коробка, не макет чего-то. Это действующий, живой Дом Божий. Только наша задача сделать его как можно приближеннее к образу византийского храма, построенного князем Владимиром. Если бы задача была просто в строительстве храма, точно воссоздать его в формах Стасова ничего не стоит, есть графические материалы, фотографий осталось много. Но тогда не будет передано духовное, культурно-историческое значение этого места. Ведь именно князь Владимир построил здесь этот первохрам. Полностью логично, что воссоздаваемый храм будет выдержан в мотивах X века. Мы приглашаем к сотрудничеству всех – археологов, архитекторов, ученых, музейных работников. Наше дело требует глубокого изучения и правильного нахождения компромисса. Мы как раз этим и занимаемся, исследуя результаты археологических раскопок и все существующие исторические сведения о Десятинной церкви. Один из проектов Десятинного храма Читать также — Князь Владимир: пройти через грязь, чтобы принять свет Десятинная церковь. Дело жизни Для себя поняла, что возрождение Десятинной церкви – это дело жизни. Это будет плод общих, соборных усилий – творческих и научных работников, историков, византологов. В своё время на музеефикацию выделялись государственные деньги. Сейчас с инициативой возрождения храма выступает община. Проект не будет делаться за государственные деньги, не такое сейчас положение в стране. Наверное, в этом есть воля Божия, чтоб от любви к Пресвятой Богородице, от великого желания послужить Богу свершилось делание сие…

http://pravmir.ru/vossozdanie-desyatinno...

Правда, летописец прямо этого не выражает и, сказав сообразно со своею частною целию о десятине (так как повествует о Десятинной церкви), не упоминает о прочем содержании грамоты, но приведенные им из нее заключительные слова Владимировы: «Аще кто сего посудит, да будет проклят» — кажутся заимствованными из известного устава Владимирова о судах церковных . А кроме того, весьма замечательно, что и новгородский князь Всеволод, и смоленский Ростислав, давая своим местным епископам грамоты о десятинах, без сомнения по примеру грамоты Владимировой о том же предмете, неоспоримо существовавшей, помещают в этих своих грамотах и уставы о церковных судах и людях... Не без причины также составители летописи Никоновой и Степенной книги представляют устав святого Владимира о десятинах и о церковных судах за один и тот же устав, положенный в Десятинной церкви . Не без причины во всех доселе известных списках устава Владимирова о церковных судах в самом начале его помещен устав о десятине. И, вникая в сущность того и другого устава, невольно приходишь к мысли, что один из них неизбежно вызван был другим и оба должны были составить одно целое. Когда святой Владимир, построив Десятинную церковь в Киеве, повелел давать для содержания ее десятину от всего имения княжеского и, следовательно, в частности, от всякого княжа суда по всей земле Русской, ему необходимо было для ясности и удобоприложимости этого узаконения тогда же определить: а) какие же суды не суть княжи, в которые не подобает вступатися ни князю, ни тиунам его и с которых, следовательно, не должно собирать десятины, т. е. суды церковные; б) какие люди по всей земле Русской не должны подлежать суду княжеских тиунов и взносить десятину, т. е. люди церковные. Так дело и представляется в известном ныне церковном уставе Владимировом: «Я,— говорит великий князь,— создал церковь Десятинную в Киеве, дал ей для содержания десятину по всей земле Русской из княжения, именно от всего княжа суда десятую векшу, а из торгу десятую неделю...

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

Про Десятинную церковь, Петра Мамонова и Святого князя Владимира, или Уроки крестителя Руси, победившего в себе все хвори народной души 02.08.2021 17:19:31 Ирина Ахундова После пожара меня приютила в своей квартире одна женщина, которая за месяц до оговоренного срока вдруг выгнала меня со словами: «Я не святая». Но кто из нас святой? Все мы очень и очень далеки от святости. Вот недавно умер известный музыкант и актер Петр Мамонов, и на телеканале «Спас» уже обсуждают, достоин ли он причисления к лику святых. Есть мнение, что он уже при жизни достиг святости. Ничего не могу сказать по этому поводу, но, учитывая, что сегодня 28 июля – День Крещения Руси и день памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, самое время вспомнить не только о величии подвига благоверного князя, выбравшего из всего многообразия предложений православную веру, но и то, что Христова благодать сделала крестителем Руси не святого подвижника или праведника, а хитрого, корыстного, гневливого, склонного к похоти и хмельным возлияниям язычника. Пример князя Владимира показывает, что учителем святости может быть и бывший грешник – при условии, что, смирившись и познав Бога, он сначала меняется сам. По словам протоиерея Андрея Ткачева, до своего крещения князь Владимир носил в себе все хвори народной души: «В похоти ненасытен, к хмельному неравнодушен, в гневе страшен, в корыстных делах хитер. Это портрет подлинного язычника, сына страстей и служителя демонов». Но он вышел из купели крещения иным человеком – похоть увяла, жестокость сменилась желанием голодных кормить, гордые и хитросплетенные помыслы вытеснила из души евангельская простота. Вот в этом стоит подражать князю Владимиру, который прежде чем крестить Русь и менять жизнь других, крестился и поменялся сам. Крещение князя не было лишь его личным делом, и его выбор стал историческим деянием – Крещением Руси. Верность этому судьбоносному цивилизационному выбору, который дерзновенно и мужественно совершил князь Владимир, будучи еще язычником, но прозревая величие и красоту христианского бытия, наш народ хранит на протяжении веков. Духовный выбор князя Владимира стал судьбоносным и для каждого верующего человека.

http://radonezh.ru/2021/08/02/pro-desyat...

Киев: в Десятинный монастырь привезут чудотворную икону из Чернобыля Киев, 1 марта 2016 г. По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Онуфрия в Десятинном монастыре Рождества Пресвятой Богородицы с 4 по 13 марта будет пребывать чудотворный образ святителя Николая Чудотворца (Чернобыльский), сообщает " Православная жизнь " . Несмотря на высокий радиационный фон в «зоне отчуждения» , эта икона остается не облученной радиацией, также говорится в сообщении. Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный монастырь      Об истории этого образа, прослеживающейся с первой половины 19 века, рассказывает сайт Десятинного монастыря . Еще тогда было известно: «св. Николай – из храма, в городе начинается буря ». Образ старались не выносить из Чернобыльской церкви. После революции в ней разместился склад, но когда в годы войны церковь открыли снова , благочестивая семья, прятавшая чудотворную икону, с радостью вернула ее в храм . В 1986 году, когда из-за аварии на АЭС, город опустел и весь район был эвакуирован, икона осталась в Ильинской церкви. Как ни удивительно, несмотря на то, что в «зоне отчуждения»  промышляли мародеры, церковь ограбить они не смогли. Потом признавались, что непонятно отчего на них нападала немощь. В 1990-м году в «зоне отчуждения» с небывалой силой распространились лесные пожары, огонь уже подходил вплотную к жилью самосёлов. Отчаявшиеся люди вышли навстречу огню с иконами, среди которых был и образ Николая Чернобыльского. И все стали свидетелями ещё одного чуда: на глазах у всех верховой огонь вдруг повернул в сторону реки и быстро угас. В настоящее время чудотворный образ пребывает в чернобыльском храме святого Пророка Божия Илии. Крестными ходами икона побывала во многих храмах г. Киева, городах и посёлках области, в основном посещая те районы Киевской области, где находятся страдальцы и беженцы из Чернобыля. Многие рассказывают об ощущении удивительного тепла и милости, исходящих от иконы. Люди обратили внимание, что порой во время молебна икона нагревается до такой степени, что к ней невозможно становится приложиться, говорится в сообщении на сайте Десятинного монастыря . Священники и клирики рассказывают, что в пустой церкви, где на ночь оставалась икона Чернобыльского Святителя, незримо идёт служба, слышны церковные песнопения. 1 марта 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/91099.html

Тем не менее внешне логичные датировки «Слова» М. С. Грушевским неприемлемы, потому что плохо вяжутся с содержанием памятника. Говорить в похвале свт. Клименту, что его молитвами «рати без успеха взвращаются» (Сл 38–39), сразу после того, как Киев был разграблен, а Десятинная церковь осквернена 38 , можно было бы разве что с горькой иронией, отнюдь не уместной в церковном энкомии. Кроме того, весной 1169 г. Андрей Боголюбский посадил на киевском столе своего младшего брата Глеба Юрьевича, который, с полуторамесячным перерывом, оставался киевским князем до своей смерти в январе 1171 г. (НПЛ. С. 33, 222; ПСРЛ 1. Стб. 363; 2. Стб. 563 39 ). После Глеба в Киеве с позволения Андрея Боголюбского вокняжился Роман Ростиславич (1171–1173) (ПСРЛ. 2. Стб. 567–568); таким образом, ни к Глебу, ни к Роману, подручникам Андрея, совершенно невозможно было обратиться как к «старейшин- ствующим» «в князех» (Сл 62). Следовательно, надо прибегать к малоубедительному предположению, что обновление произошло позже и более четырех лет дворцовый княжеский храм, каким была Десятинная церковь , был закрыт для богослужения. Да и Рюрик, снова получивший Киев в 1204 г. из руки владимирского великого князя Всеволода Юрьевича и благодаря уступчивости галицко-волынского князя Романа Мстиславича (ПСРЛ 1. Стб. 419), тоже вряд ли мог быть прославлен в качестве «старейшинствующего» без риска вызвать скептические ухмылки слушавших. 2.1.4. " Слово» отражает строительную деятельность киевского князя Рюрика Ростиславича? И. Я. Франко (1905. С. 276), допуская датировку вскоре после 1169 г., предпочитал все же говорить о времени Рюрика Ростиславича, но не о его княжении в Киеве с 1204 г., а о первом длительном правлении в 1194–1201 гг., ссылаясь на строительную активность Рюрика. Действительно, в «Ипатьевской летописи» последовательно отмечена постройка князем кафедрального собора свв. Апостолов в Белгороде и церкви свт. Василия в Киеве, а по поводу закладки и окончания строительства подпорной стены под соборной церковью фамильного монастыря св. архангела Михаила в летопись включены две пространные похвалы Рюрику (ПСРЛ 2. Стб. 706–715).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

ЗООИД – Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. Одесса. ЗОРСА – Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. СПб. Ивакин, Иоаннисян 2009 – Ивакин Г. Ю., Иоаннисян О. М. Десятинная церковь в Киеве: «старый взгляд» в новом освещении (предварительные результаты раскопок 2005–2007 гг.)//Archaeologia Abrahamica. Исследования в области археологии и художественной традиции иудаизма, христианства и ислама /Ред. – сост. Л. [А.] Беляев. М., 2009. Йорданов 2009 – Йорданов И. Печат на Константин митрополит на Русия (XII в.), намерен в България//Море и берега: К 60-летию С. П. Карпова от коллег и учеников. М., 2009. Карамзин 1842 – Карамзин Н. М. История государства Российского. Изд. 5-е, И. Эйнерлинга. Кн. 1 (т. 1–4). СПб., 1842. Каргер 1–2 – Каргер М. К. Древний Киев. Т. 1–2. М.; Л., 1958–1961. Карпов 1992 – Карпов А. Ю. «Слово на обновление Десятинной церкви» по списку М. А. Оболенского//Архив русской истории. Вып. 1. М., 1992. Карпов 2001 – Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001 (Жизнь замечательных людей. Вып. 1008 Карпов 2007 – Карпов А. Ю. Древнейшие русские сочинения о св. Клименте Римском //Очерки феодальной России. Вып. 11. М.; СПб., 2007. Карташев 1 – Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. Париж, 1959. Комеч 1987 – Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987. Комеч 1993 – Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI века. М., 1993. Кузьмин, Ивакин, Козюба 2006 – Кузьмин А. В., Ивакин Г. Ю., Козюба В. К. Десятинная церковь //ПЭ. Т. 14, 2006. Лавров 1911 – Лавров П. [А]. Жития херсонских святых в греко – славянской письменности. М., 1911 (Памятники христианского Херсонеса. Вып. 2). Лавров 1930 – Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930 (Труды славянской комиссии. Т. 1). Лебедев 1998 – Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV в., от начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г. СПб., 1998 (переизд. 2-го изд. 1902 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010