В алтаре - изображение Иисуса Христа (живопись лика имитирует мозаику) на троне с предстоящими Ему Богоматерью и св. Иоанном Предтечей. Обрамляют алтарную нишу на вост. стене образы на тронах Иисуса Христа (справа) и Богоматери с Младенцем (слева), по сторонам от них - погрудные изображения праведных Анны и Иоакима. В зените свода - погрудные образы пророков в медальонах. На юж. стороне свода - «Благовещение», «Путешествие в Вифлеем», «Рождество Христово», «Крещение» (в нише аркосолия на юж. стене), «Преображение» (на триумфальной арке). Страстной цикл - «Тайная вечеря», «Предательство Иуды» и «Взятие Христа под стражу», «Распятие» - на сев. склоне свода; «Сошествие Св. Духа на апостолов» - в зап. части. На стене аркосолия рядом с «Крещением» - арх. Михаил, напротив - «Сошествие во ад» и арх. Гавриил. Выбор изображений святых характерен для Каппадокии и включает св. воинов (вмч. Георгия, неск. Севастийских мучеников, мч. Ореста Каппадокийского, местночтимого св. Иерона) и преподобных (Мину, Ефрема, Олимпия, Арсения, Евфимия, Феклу и др.). Часовня Карабулут-килисе была погребальной. На плоском перекрытии - «Сошествие Св. Духа на апостолов» и «Вознесение прор. Илии». На стенах - образы воинов великомучеников Георгия и Феодора на конях, побивающих змеев, изображение в рост св. Евстафия. Сер.- 3-я четв. XI в. Юсуф-Коч-килисе расположена в с. Авджылар. Вырублена в зап. части отдельно стоящего конуса и была частью небольшого мон-ря (посвящение неизвестно, носит название по имени прежнего владельца). Представляет собой необычный вариант крестово-купольного храма с 2 апсидами и 2 куполами, опирающимися на 6 колонн, 2 из к-рых общие для обоих куполов. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись Юсуф-Коч-килисе. 2-я четв. XI в. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись Юсуф-Коч-килисе. 2-я четв. XI в. В конхе сев. апсиды - поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках. В нижнем регистре святительский чин в рост (Василий Великий, Григорий Богослов, Николай Мирликийский и Иоанн Златоуст) фланкирован изображениями архидиаконов (Стефана и Лаврентия?). В тимпане над апсидой - погрудный образ Христа Пантократора.

http://pravenc.ru/text/164937.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330). Иконография В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

http://pravenc.ru/text/158452.html

Единственной сюжетной композицией в росписи является «Благовещение», расположенное на прилегающей к алтарю стене; возможно, храм был освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы. На сводах, примыкающих к вост., зап., сев. стенам,- парные поясные образы мучеников: Флора и Лавра, Сергия и Вакха, Кирика и Трифона. На плоском перекрытии сев.-зап. угловой ячейки - полуфигура Мисаила - одного из 3 отроков в пещи огненной; изображения Анании и Азарии помещены на перекрытиях угловых ячеек в юж. части храма. Распятие. Роспись Саклы-килисе. Сер. XI в. Распятие. Роспись Саклы-килисе. Сер. XI в. В юж. апсиде - 3-фигурный Деисус, в тимпане над ним - полуфигуры апостолов Петра и Павла. Их изображения составляют центр апостольского чина, распределенного по всему верхнему ярусу (по сводам и тимпанам). На зап. стене - святые равноапостольные Константин и Елена, держащие Крест. Рядом, справа,- прор. Даниил во рву львином. На остальных плоскостях нижнего регистра - образы воинов мучеников: в центре юж. стены - обращенные друг к другу великомученики Георгий и Феодор, на белом и красном конях, пронзающие копьями змеев. Рядом с образами воинов в молитвенных позах представлены изображения донаторов храма: рядом с вмч. Димитрием - мужчина, названный в подписи «служитель Бога Феодор», у ног вмч. Прокопия - женщина. В 2 куполах - поясные парные изображения 4 архангелов в лоратных одеждах, с жезлами (или лабарумами) и со сферами в руках. Архангелов в сев. куполе окружают изображения на парусах 4 серафимов, в южном - тетраморфов. Подобные изображения в куполах не имеют аналогов в памятниках визант. мира. Стиль и приемы росписи Юсуф-Коч-килисе близки к декору визант. памятников сер. XI в., таким как Осиос Лукас в Фокиде (30-е гг. XI в.), собор Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), где выявлена ориентация на аскетический идеал, единая типология образов, внутренняя сосредоточенность, монументальность, условность стилистических приемов. Палитра скупая: охра, сажа, белила. Лики архангелов, Христа, Богоматери, апостолов Петра и Павла прописаны более тщательно.

http://pravenc.ru/text/164937.html

произведениями монументальной живописи периода Македонской династии. Искусство такого типа было распространено в посл. четв. IX - 1-й четв. X в. Его лучшим образцом, стилистически и территориально близким к росписи ц. первомч. Стефана, являются мозаики купола Св. Софии в Фессалонике (ок. 880). Фрески апсиды Ротонды ( Георгия Победоносца великомученика церковь в Фессалонике ), возможно чуть более поздние, также могут быть отнесены к этому направлению. Др. близкие аналогии можно найти среди росписей Каппадокии (Старая церковь Токалы-килисе в Гёреме , 1-я четв. X в.; Айвалы-килисе в Гюлюдере, 913-920, и др.). Фрески Айвалы-килисе представляют ближайшую иконографическую параллель изображению «Страшного Суда» в ц. первомч. Стефана ( Thierry N., Thierry M. Ayvali Kilise ou pigeonnier de Gülli Dere: Église inédite de Cappadoce//Cah. Arch. 1965. Vol. 15. P. 97-154; Brenk B. Tradition und Neuerung in der christlichen Kunst des ersten Jahrtausends: Stud. zur Geschichte des Weltgerichts Bildes. W., 1966. S. 79-103). Подобный стиль встречается в монументальной живописи Наксоса (ц. Панагии Калорицы, 1-я пол. X в.), п-ова Мани (ц. ап. Петра в Палеохоре, 1-я пол. X в., и др.), а также в нек-рых иллюстрированных рукописях IX в., таких как Книга Иова из Ватиканской б-ки (Vat. gr. 749) или Sacra parallela из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 923). Христос Ветхий денми. Роспись наоса ц. первомч. Стефана в Кастории. Кон. XII — нач. XIII в. Христос Ветхий денми. Роспись наоса ц. первомч. Стефана в Кастории. Кон. XII — нач. XIII в. 2-й слой. Живопись этого слоя хорошо сохранилась и недавно расчищена. Она выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне, со всеми характерными приемами рубежа XII и XIII вв. К этому слою росписи, несомненно, относится ряд евангельских сцен в клеристории, изображения в медальонах по оси свода Христа Еммануила, Христа Ветхого денми и Христа Вседержителя, а также пророков на склонах свода. Евангельский цикл составляют «Благовещение Пресв. Богородицы» и «Преображение Господне» на вост.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

склоне «Благовещением Пресв. Богородицы». В зап. люнете напротив апсиды в 2 ярусах - «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Ниже от входа слева - композиция «Прор. Даниил во рву львином», справа - св. Христофор. Последняя композиция - «Бегство в Египет» изображена на юж. склоне свода симметрично сцене «Путешествие в Вифлеем» и почти совпадает с ней по иконографии. В нижнем регистре на сев. склоне - «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и «Тайная вечеря», на южном - «Предательство Иуды», «Взятие Христа под стражу», «Осуждение», «Распятие», «Погребение». Затем повествование снова переходит в верхний регистр, и рядом с «Бегством в Египет» представлены «Явление ангела женам-мироносицам» и «Сошествие во ад». Особенности композиции «Распятие» указывают на сир. корни этой иконографии: Иисус Христос изображен в длинном коловии, по сторонам от Него - кресты с распятыми разбойниками (справа - Дисмас). Каждая сцена отделяется колонками или изображениями архитектуры, или простыми полосами-разгранками. Крест с Божественной десницей. Роспись Кокар-килисе в долине Ыхлара. 2-я пол. IX — 1-я пол. X в. Крест с Божественной десницей. Роспись Кокар-килисе в долине Ыхлара. 2-я пол. IX — 1-я пол. X в. В скалах на левой стороне ущелья находится Кокар-килисе («Благоухающая церковь»). Росписи датируются 2-й пол. IX - 1-й пол. X в. Алтарная апсида обвалилась, на цилиндрическом своде нефа в вост. части - «Вознесение Господне». Остальная часть росписи свода посвящена теме Второго пришествия и Страшного Суда: на фоне декоративного «ковра» изображен большой орнаментированный крест с Божественной десницей в перекрестии, по его сторонам - 12 сидящих апостолов с раскрытыми книгами и Деисус в люнете зап. стены. По стенам тянется фриз евангельских сцен: на юж. стене - от «Благовещения Пресв. Богородицы» до «Рождества Христова», на северной - сцены Страстного цикла. Состав и иконография цикла, а также стиль росписи напоминают фрески Пюренлисеки-килисеси. Вдоль стен в нижней части изображена подвешенная драпировка, свисающая красивыми округлыми складками.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Чанлы-килисе в Гюмюшлере. Нач. XI в. Чанлы-килисе в Гюмюшлере. Нач. XI в. Недалеко от Гюльшехира находится поселение Ачиксарай, где сохранилось не менее 7 крупных скальных жилых комплексов X - нач. XI в. Большинство из них построено вокруг внутреннего двора и имеет выступающие крытые галереи с парадными залами по оси. Среди основных типов помещений часовни практически не встречаются. Комплекс определенно имеет немонастырский характер; чаще всего его описывают как летнюю резиденцию землевладельца или военный лагерь. Жилым, светским был также комплекс Халлач-манастир. Он организован вокруг внутреннего двора, имеет галерею по фасаду и парадный зал. По одну сторону от основной оси комплекса располагается кухня, по другую - большая крестово-купольная часовня; на краю комплекса - площадка для погребений. Комплекс Эски-Гюмюш в Гюмюшлере построен в сер. XI в. Комнаты расположены по 4 сторонам внутреннего двора, с крестообразным переходом на входе. Большая крестово-купольная церковь украшена росписями в схематичном стиле. К востоку от нее находится зал с цилиндрическим сводом и прямоугольной апсидой (не трапезная). Его небольшая верхняя комната расписана иллюстрациями к басням Эзопа. Считающийся традиционно монастырским комплекс не имеет характерных признаков мон-ря, кроме наличия большой церкви, остальные детали указывают на его светское предназначение. В Чанлы-килисе каменная крестово-купольная церковь, расположенная в центре поселения, датирована нач. XI в. и по внешнему виду напоминает архитектуру к-польских храмов. Она возведена в технике смешанной кладки из камня и кирпича, перекрыта высоким куполом (обрушился в 50-х гг. XX в.), фасады и апсиды декорированы пилястрами и полуколоннами. Церковь была расширена в XI в. за счет 2-этажного нартекса, он связывал здание с пещерным комплексом, расположенным к северу, и погребальной часовней, достроенной в XIII в. Росписи сохранились плохо (фрагменты надписи указывают, что храм построен неким стратигом, т. е. военным командующим, вероятно, одной из фем в К.).

http://pravenc.ru/text/1470351.html

К другому направлению архитектуры принадлежал ныне полностью разрушенный храм свт. Амфилохия на крепостном холме Икония, известный только по описанию, плану и фотографиям Белл. В нач. ХХ в. это был храм типа «вписанного креста» без восточных опор, с выраженной снаружи центральной апсидой и невыраженной южной. Однако характер кладки восточного фасада храма и несоответствие внешней и внутренней форм апсиды указывают на то, что его вост. и сев.-вост. части были перестроены в поствизантийское время. Высокий барабан с 2 ярусами сложнопрофилированных нишек связан с декорацией ликаонийской школы. Однако оригинальный южный фасад демонстрирует подобие кладки типа «клуазоне» и кирпичную декорацию над окном-бифорием, вписанным в сложнопрофилированную глухую арку (он не является позднейшей вставкой вопреки мнению Belke. 1984. S. 178), что напоминает декорацию Чанлы-килисе в Каппадокии (но не поздневизант. храма в Силле). Храм св. Евстафия в Мераме близ Коньи, так же как и ц. свт. Амфилохия, был перестроен в поздневизант. эпоху, но возник гораздо раньше; ныне он также разрушен. По фотографиям можно оценить напоминающие по стилю декорации храма свт. Амфилохия окно, глухие арки и средневизант. плиту алтарной преграды (похожая на плиту из Саватры, где, очевидно, был храм того же времени), а также ранневизант. сполии в нижней части фасадов. Наиболее вероятным временем для монументального церковного строительства в Л. представляется период спокойствия между 60-ми гг. X и 60-ми гг. XI в. В средневизант. Л. в отличие от соседней Каппадокии пещерные храмы строились очень редко, вероятно, из-за меньшего числа туфовых ландшафтов. Среди пещерных построек следует отметить большой комплекс на окраине Килистры (ныне Гёкъюрт), в который входят: маленький крестообразный храм (снаружи ему придан облик наземной постройки с куполом и кровлей, подобно храму «Хамам» во фригийском Аязине и 3 храмам в каппадокийском Соганлы (Куббели-килисе, Саклы-килисе и вмц. Варвары)); комплекс близ Силле с 2 храмами типа «вписанного креста»: храм в монастыре Пресв. Богородицы Спилеотиссы (Акманастыр) и т. н. кириакон (храм с нартексом, напоминающий аналогичные храмы Каппадокии). К ранневизантийскому времени может относиться только посвященный Пресв. Богородице пещерный купольный триконх в Ыланмуше на границе Л. с Писидией.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

В конце иконоборческого периода иконография М. претерпевает кардинальные изменения. На смену образу молодого мученика-воина (в копт. искусстве эта традиция продолжала существовать еще длительное время, см. напр., на фреске мон-ря св. Антония, 1232/33; Bolman. 2002) приходит образ мужа средних лет или старше, с проседью во вьющихся коротких волосах и с короткой же округлой бородой; в его воинских одеждах благодаря тавлиону на плаще подчеркнута принадлежность к визант. придворному кругу. Однако в данном случае следует говорить не о трансформации образа, а, как показала Н. В. Герасименко, скорее о параллельном и независимом от егип. традиции сложении «константинопольского» варианта иконографии М., вызванного общим процессом пересмотра Житий святых и формирования их иконографии после победы иконопочитания ( Герасименко. 2008. С. 106). Одно из ранних изображений «константинопольской» традиции представлено на столичной работы резной по слоновой кости иконе-триптихе с Деисусом и святыми (X-XI вв., Музеи Ватикана), где М. изображен на правой створке в среднем ряду, оплечно, облачен в плащ с тавлионом; парный образ на левой створке - воин вмч. Меркурий; см.: The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261: [Cat.]/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997; Cat. 79. P. 131-132). К-польское происхождение имеют и 2 иконы с центральным образом арх. Михаила, находящиеся в сокровищнице базилики Сан-Марко. На обеих образ М. благодаря композиционному расположению имеет важное значение (святой хорошо узнаваем в «константинопольской» трактовке облика; сохр. надпись с именем). На иконе кон. XI - нач. XII в. с ростовой фигурой арх. Михаила эмалевый медальон с поясным изображением М., держащего в руке крест, помещен на верхнем поле в своеобразном 3-фигурном Деисусе и составляет пару медальону с образом ап. Петра (см.: Il tesoro di San Marco. 1971. P. 23-25. N. 16). На второй, 2-сторонней иконе (1-я пол. XI в.) с поясным образом арх. Михаила, чеканный медальон с оплечным изображением М. помещен на обороте, в среднике, в основании креста; в средокрестии и на концах ветвей - образы святителей (см.: Ibid. P. 25-27. N. 17). О быстром распространении столичного варианта иконографии М. свидетельствует то, что его изображение охотно включали в роспись каппадокийских храмов (напр., в Йыланлы-килисе («Змеиной церкви»), кон. IX - 1-я пол. X в., в Куббели-килисе 3 в долине Соганлы, кон. X - нач. XI в., Карабаш-килисе, 1060/61, и мн. др.).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

По рукописям известен канон Ермолаю, Ермиппу и Ермократу 2-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Τος Παντελεμονος αν συμπνους (Пантелеимона восхвалю сострадальцев), ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Τος νοητος σμερον φωστρας (Мысленные днесь светила), канон содержит 2-ю песнь (AHG. T. 11. P. 506-516). Е. Е. Макаров Иконография Образ Ермолая, почитаемого как врача и пресвитера, часто встречается в визант. и древнерус. искусстве, уступая только образам св. целителей Пантелеимона, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна. Его изображали седовласым старцем с небольшой заостренной бородой, обычно облаченным, согласно сану, в священнические одежды (фрески Кылычлар-килисе, ок. 900, и Саклы-килисе, 3-я четв. XI в., в Гёреме; неф «Енклистры» в мон-ре прп. Неофита на о-ве Кипр, ок. 1200; ц. Спасителя в Ано-Алепохори близ Мегары, между 1260 и 1280; ц. св. Врачей на п-ове Мани, 1265; ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1315) или в хитон и плащ (в каппадокийских храмах: в ц. 15а в Гёреме, 1-я пол. X в., в сев. апсиде ц. Чанлы-килисе в Акхисаре, XI в.), с крестом и Евангелием или принадлежностями для врачевания (с коробочкой с врачебными инструментами, с сосудом с маслом). Также Ермолая нередко изображают благословляющим. Одно из ранних изображений Ермолая сохранилось на эмалевом медальоне (X в.) из Пала д " Оро (собор Сан-Марко в Венеции). В священнических одеждах, в фелони, с епитрахилью и эпигонатием Ермолай представлен на литой иконе (нач. XI в., Дамбартон-Окс), в левой руке он держит Евангелие, правой благословляет. Ермолая часто изображали в вост. части храма: в алтарной апсиде под святительским чином в ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028); предположительно в диаконнике ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164); в кафедральном соборе Санта-Мария Нуова в Монреале на о-ве Сицилия (между 1183 и 1189); в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы в Кастории (1259-1265). Изображения Ермолая нередко помещались рядом с врачами-бессребрениками, особенно часто с Пантелеимоном, к-рого Ермолай крестил и обучил искусству врачевания: в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в ц. св. Воинов в Ано-Буларии, п-ов Мани (XII в.); в ц. ап. Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); в ц. Спасителя в Ано-Алепохори (между 1260 и 1280); в ц. сщмч. Власия в Фрилингианике на о-ве Китира (90-е гг. XIII в.). Рядом с мучениками Иоанном и Киром держащий Евангелие Ермолай представлен в ц. Марторана (Санта-Мария дель Аммиральо) (1146-1151) и в Палатинской капелле (50-60-е гг. XII в.) в Палермо; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки) (кон. XIII - нач. XIV в.); в ц. вмч. Димитрия в Пурко на о-ве Китира (нач. XIV в.); в ц. Таксиархов (Чиноначальников) в Кастории (1359); в группе с мучениками Иоанном и Киром и вмч. Пантелеимоном - в ц. св. Николая Каснициса в Кастории (2-я пол. XII в.).

http://pravenc.ru/text/190207.html

Богородицы»; 8-й - «Дева Мария в храме, питание Марии ангелом»; 9-й - «Обручение Девы Марии с Иосифом». Это один из наиболее пространных циклов, свидетельствующий о том, что уже в доиконоборческую эпоху на основе И. П. сложилась иконография Богородичного нарративного цикла. К сер. VIII в. относятся фрагменты фресок в ц. Санта-Мария Антиква в Риме со сценами «Отвержение даров Иоакима и Анны» и «Рождество Пресв. Богородицы». Встреча Марии и Елисаветы. Роспись придела праведных Иоакима и Анны собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Встреча Марии и Елисаветы. Роспись придела праведных Иоакима и Анны собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В послеиконоборческий период во фресковых росписях протоевангельские циклы впервые появляются в пещерных храмах Каппадокии. В капелле Пресв. Богородицы в Гёреме присутствует только «Введение во храм Пресв. Богородицы». В капелле праведных Иоакима и Анны в Кызылчукуре (850-860) представлен наиболее ранний в визант. искусстве цикл: «Отвержение даров Иоакима и Анны»; «Благовестие Иоакиму и изучение им книг 12 колен Израилевых»; «Упреки служанки Анне»; «Благовестие Анне»; «Встреча Иоакима и Анны»; «Зачатие Пресв. Богородицы»; «Рождество Пресв. Богородицы»; «Первые шаги Марии»; «Введение во храм Пресв. Богородицы»; «Питание Марии ангелом»; последняя сцена утрачена. В Белисырме, в Дирекли-килисе (кон. X - нач. XI в.), имеется только сцена «Введение во храм Пресв. Богородицы». В монументальной живописи XI-XII вв. протоевангельские циклы получают широкое распространение в пещерных храмах Каппадокии, а также становятся одной из ведущих тем церковных росписей в Византии, на Балканах и Руси. В Каппадокии в Сарыджа-килисе в Кепезе (сер. XI в.) представлены сцены «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы»; в капелле св. Архангелов в Джемиле и в ц. св. Варвары в Ортакёе - «Введение во храм Пресв. Богородицы»; в Чанлы-килисе в Акхисаре (кон. XI в.) - «Рождество Пресв. Богородицы». В Софийском соборе Охрида представлена сцена «Введение во храм Пресв.

http://pravenc.ru/text/200365.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010