Филарет митроп. моск. 29-го июня Жизнь святых Апостолов Петра и Павла слишком известна всякому христианину и слишком велик их подвиг, чтобы можно было в кратком очерке передать всё, что сделали и до сих пор делают для нас эти столбы церкви и ревнители православия. Лучше всего привести слова Иоанна Златоуста , который говорит: «что больше Петра? что равно Павлу делом и словом?.. Петр есть предводитель апостолов, Павел – учитель вселенной и причастник горних сил; Петр – узда беззаконных иудеев, Павел – призыватель язычников». Любовь Павла к заблуждающемуся человечеству святитель так изображает: «она была шире всякаго моря, сильнее всякаго огня, это был неизреченный пламень, о котором, что ни говори – ничего не скажешь достойнаго... Павел всех любил так, как бы сам родил их, или лучше сказать, он превосходил всякаго отца нежностию любви. Сам апостол, чувствуя приближение своей смерти верно охарактеризовал свою неземную равноангельскую деятельность: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный... Подражайте мне», говорит он, «как и я Христу», а как Ему подражать и как исполнять Закон Христов святой Апостол начертал в своих божественных посланиях, которые исчерпывают всю премудрость и заключают наставления истинно-братской христианской любви, какою жила под его водительством древняя церковь Христова. «Ибо вы храмы Бога живаго, как сказал Господь»... «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность, ныне ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток, в восполнение вашего недостатка, как написано, кто собрал много, не имел лишняго, и кто мало не имел недостатка»... ( 2Кор. 9:3–15 ). Как прекрасно жилось бы в общежитиях и вообще в христианском обществе, если бы все руководились в своих взаимных отношениях и в исполнении своих обязанностей мудрым правилом, начертанным святым Апостолом Павлом и каким смирением прониклись бы мы, если бы руководились примером Апостола Петра и столько же имели покаяния и ревности в деле нашего спасения, какие выказал он после своего отречения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Проповедь апостола Петра в Иерусалиме(фрагмент), Чарльз Поерзон Если в конце концов им предстояло пострадать, это их не смущало, ведь они помнили: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15:20). Всё то, что произошло с Иисусом Христом — пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин 1:11), — неминуемо должно было повториться и на Его учениках, ведь они несли в мир Его образ, проповедовали Его слово. Но вначале им нужно было совершить то, что поручил им Христос. Как писал апостол Павел (он присоединился к кругу учеников Христовых чуть позже, но получил от Господа те же самые дары): Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Фил 1:23—24). Апостолы не боялись испытаний и смерти. Они видели Того, Кто победил смерть. Но и навстречу смерти с распростертыми объятиями они не спешили. В конце Евангелия от Иоанна есть один эпизод. Уже воскресший Спаситель обращается к апостолу Петру с такими словами: Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин 21:18). Сказал же это, — прибавляет евангелист Иоанн, — давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога (Ин 21:19). Обратите внимание: Поведет, куда не хочешь . Жизнь Петра должна была завершиться мученически (так и произошло: его распяли на кресте в Риме во времена императора Нерона). Но это произошло вопреки его желанию. Тем не менее, от смерти апостолы все же не бегали? Это как сказать. Давайте посмотрим на пример другого первоверховного апостолаПавла. В молодости он был ревностным членом религиозной партии фарисеев и с жаром преследовал христиан. Поэтому, когда неожиданно (в том числе и для себя самого) Павел уверовал во Христа и взялся проповедовать, что Иисус, Которого он гнал, есть давно ожидаемый иудеями Мессия и истинный Бог, иудейские религиозные начальники были просто взбешены. В Дамаске члены местной иудейской общины задумали расправиться с Павлом: день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его . Прознав об этом и не желая подвергать жизнь напрасному риску, Павел тайно бежал из города; христиане Дамаска посадили его в корзину и ночью спустили вниз по стене (Деян 9:23—25).

http://foma.ru/razve-ne-trusost-berechsj...

(а) География. Спектр географических интересов Луки виден из упоминания в Деян. не менее 32 стран, 54 городов и 9 средиземноморских островов. Причем эти ссылки отнюдь не хаотические и беспорядочные: напротив, Лука прослеживает историю христианского движения от Иерусалима (маленького и глубоко провинциального иудейского города) до прибытия апостола Павла в Рим (ослепительную столицу Римской империи). Между этими двумя точками Лука укладывает события, имевшие место в течение примерно трети столетия. В его композиции можно выделить шесть частей, каждая из которых завершается резюмирующей фразой, где подводится итог событиям и достигнутым успехам. Аналитический план книги таков (будем помнить, что все такие планы суть современные конструкты и не всегда могут совпадать с интенциями первоначальных авторов). 1)Первый период ( Деян.1:1–6:7 ). Ранние эпизоды Иерусалимской церкви, включая сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы и последующую проповедь Петра. Резюме: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (6:7). 2)Второй период ( Деян.6:8–9:31 ). Распространение церкви в Палестине; проповедь Стефана, завершающаяся его мученичеством; проблемы с иудеями. Резюме: «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались» (9:31). 3)Третий период ( Деян.9:32    12:24). Распространение церкви в Антиохии; проповедь Петра и обращение Корнилия; дальнейшие проблемы с иудеями и гонения со стороны Ирода Агрип-пы I. Резюме: «Слово же Божие росло и распространялось» (12:24). 4)Четвертый период ( Деян.12:25 –16:5 ). Распространение церкви в южной и центральной Малой Азии; первое миссионерское путешествие Павла на Кипр и в несколько городов Малой Азии; споры с иудеохристианами и апостольский собор в Иерусалиме. Резюме: «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (16:5). 5)Пятый период ( Деян.16:6–19:20 ). Распространение церкви в Европе; второе и третье миссионерские путешествия Павла в такие великие центры, как Филиппы, Афины, Коринф и Эфес. Резюме: «С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (19:20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Иди далее, Израиль, грядущий из Египта вслед за столпом или столпами твоими к определенной тебе стране! Пойдем и мы, слушатели, вслед за столпами нашими духовными, присматриваясь к их нравам и деяниям! Один ли был, или два столпа, ведшие Израиля, – Бог весть! Мы же, исчисляя два лица апостольских, называем их двумя столпами, придерживаясь такого наименования их святым Златоустом, который в своем слове на сей верховный апостольский праздник говорит: «Столпы церковные, вселенной светильники, равные друг другу и большие всей твари». Естество столпа или столпов израильских было огненным и воднооблачным. Но что мы духовно назовем водой и огнем в духовных столпах наших? Рассмотрим ряд их деяний и укажем то время, когда они были облаком водным и когда огнем. Прежде всего видим святого Петра, когда он, выйдя из лодки, оперся ногой на воду, как бы на что-то твердое, и пошел по воде, как по камню: «Выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» ( Мф. 14:29 ). Кто не удивится, видя это хождение его по водам, и не скажет: «Посмотри! Легок Петр святой, как облако, несущееся над морем. В нем нет тяжести человеческой, ибо он по водам ходит Он – облако»! Но как переменчиво счастье, так и людское мнение! Ибо бывший легким, как облако, вдруг нечаянно сделался тяжелым, как камень, тонущий в воде: «Начал утопать» ( Мф. 14:30 ). Не уповай, святой, на свою святость! Не считай себя лучше людей! Смотри, пагуба под ногами! Не увидишь, как поскользнешься, упадешь, начнешь тонуть: «Начав утопать. Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ). Не в то время святой Петр является облаком, когда по водам ходит, когда думает, что он по святости выше всех других апостолов, находившихся в корабле, не в то время. Когда же – скажем после. Видим святого Петра стоящим у огня и греющимся: «Было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся» ( Ин. 18:18 ). Думалось бы, что согревшись здесь телом, святой Петр согреется и духом и будет гореть, как пламя, любовью к Господу, припомнит ревность свою в саду, когда, взяв меч, хотел вступить в брань за Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев, – пишет он, – пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор. 11:24–27 ). Все свой нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности ( Деян. 20:19 ), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса ( Деян. 21:13 ). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь ( Деян. 28:10 ); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом ( Деян. 14:11–18 ); имя Павлово употребляли иудеи при заклинаниях ( Деян. 19:13 ). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла ( Деян. 9: 25, 30, 19:30, 21:12 ); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его ( Деян. 20:37–38 ); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми ( 1Кор. 1:12 ). По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим – она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Епископы, по апостолу, кроме того, что должны служить для «верных образцами в слове, в вере и в житии», – должны еще подавать в себе самих «пример в любви, в духе и в чистоте». Святитель Феодосий пламенел любовию к Господу и к своим ближним. Любовь к Богу преисполняла все его существо с самых ранних лет: умом он возносился к Творцу, когда пребывал в храмах Божиих и поиноческим обетам слушал в них службы Божии. Дух, или настроение его, от частого обращения к Создателю, все более и более отрешался от мирских сует и забот. Помыслы становились все чище и чище; чувствования приближались к небесному, воля направлялась на предметы свойства неземного. Так постепенно все его существо претворялось: плотские помышления уничтожались, а духовные брали над ними верх; в сердце водворялась чистота, сродная с ангельскою чистотою; мир неземной водворялся в его душе. Так стал он человеком, который был в постоянном общении со Христом Спасителем. Благодать Святого Духа действовала в нем и чрез него претворяла все его существо. По апостолу стал он человеком «духовным», который имеет в себе самые высокие христианские качества: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22–23 ). Благодать Святого Духа претворяла и самый телесный его состав. Тело его, по апостолу, становилос «храмом Святого Духа» ( 1Кор. 6, 19 ); оно готовилось к тому, чтобы, как говорит святый Псалмопевец, «ни одна кость его не сокрушилас» ( Псал. 33 ). Дух Святый оживотворял тело Феодосия Углицкого, – и оно осталось в нетлении. Теперь прошло уже 200 лет со времени кончины угодника Божия Феодосия Углицкого, а телесный состав его пребывает в нетлении и до сих пор, источая многообразные исцеления для притекающих с верою ко гробу его. Как некогда при апостоле Петре «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян. 5, 15 ); или, как свидетельствует книга «Деяний апостолъских», во время двухлетняго пребывания в Ефесе другого апостола, святого Павла, «Бог творил немало чудес руками» его, Павла, «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян. 19, 11–12 ); как некогда от телесных составов апостоловъПетра и Павла – совершились великие чудеса и знамения: так угодно было Господу Богу, чтобы и в наши времена от нетленного телесного состава святителя Феодосия Углицкого тоже совершались многоразличные исцеления и знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но я опасаюсь, как бы не сотворил ты с нашими похвалами тебе то, что сотворил вместе с Варнавою в Листрах: Там люди, приведя вола и принеся венки, хотели совершить вам жертвоприношение, вы же «разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: «Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки» ( Деян. 14:13–15 ). Где же, святой Павел, хочешь ты быть столпом огненным? Не у огня ли любви? Воистину так. Послушаем, что он говорит: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» ( Рим. 8:35, 37–39 ). О, сколь велико и неугасимо пламя любви к Богу святого Павла! Хорошо сказано в Песни Песней: «Множество воды не может угасить любви, и реки не топят ее» ( Песн. 8:7 ). Итак, вот где святой Павел есть столп огненный. Но где же он может быть столпом облачным? Там, где достигает он третьего неба. " Знаю, – говорит он, – человека, который восхищен был до третьего неба. Таким человеком могу хвалиться» ( 2Кор. 12:2, 5 ). Если же восхищен, то только облаком, ибо восхищение на облаке бывает, как и сам он говорит: «Восхищены будем на облаках» ( 1Фес. 4:17 ). И когда при том восхищении святой Павел был окружен облаком, то поистине соделался столпом облачным, достигающим третьего неба. Итак, духовный наш столп, святой апостол Павел, явил себя духовно столпом, огненным и облачным. Потребно было бы еще изъяснить хождение этих двух столпов наших, святых верховных апостолов Петра и Павла, и причины того хождения по образу столпа или столпов в пустыне, которые то двигались, то стояли. И когда двигались, то двигались тихо, чтобы следующие за ними люди могли идти не отставая, а когда стояли, то стояли столько времени, сколько нужно было, чтобы люди отдохнули. Шли ночью затем, чтобы светить людям, а днем – чтобы указывать путь, а вместе и для того, чтобы защищать их в жаркой стране от солнечного зноя облачной тенью. Всем тем действам уместно было бы уподобить и наших духовных столпов в похвалу и изъяснение их деяний, но недостаточно у меня времени для сего повествования. Потому окончу мое слово смиренной к ним молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память ( 2Пет.1:14–15 ). С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною ( Ин.21:18–19 ). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь». О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своему избранному сосуду ( Деян. 9:15 ) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его( 2Тим.4:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

7. Посмотри и с другой стороны, как невероятно это обвинение. Вначале, когда он говорил: « Сего, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти » (Деян. 2:24), тогда он находился среди врагов, которые еще убивали, еще яростью кипели, еще хотели растерзать учеников, потому что страсть была в них еще сильна и ум был исполнен ярости. Но теперь, когда Павел писал это, был уже семнадцатый год проповеди; сказав: « потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим » (Гал. 1:18), он далее говорит: « потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим » (Гал. 2:1). Итак, тот, кто не страшился в начале проповеди, теперь после столь долгого времени страшится? Тот, кто не боялся в Иерусалиме, боится в Антиохии? Тот, который не трепетал тогда среди окружавших его врагов, теперь, когда нет врагов, а одни верующие и ученики, робеет, боится и « не прямо поступает »? Основательно ли — при костре горящем и поднимающемся в высоту быть отважно смелым, а угасшего и обратившегося в пепел бояться и трепетать? Если бы Петр был труслив и немужественен, то он боялся бы в начале проповеди, в столице иудейской, где все были врагами, а не по прошествии столь долгого времени, не в христианнейшем городе, не в присутствии друзей и близких. Таким образом, ни время, ни место, ни свойство лиц не дозволяют нам принимать эти слова так, как сказано, и обвинять Петра в трусости. Вы похвалили сейчас сказанное? Сначала вы удивлялись Павлу и были поражены его дерзновением; а теперь вот беседа наша дала другой оборот обвинению. Но как вначале я сказал, что мне нет никакой пользы, если при том, что Павел хорошо поступает, Петр окажется поступающим нехорошо, — потому что обвинение и наш стыд останутся, этот ли или тот окажется погрешившим, — так и теперь тоже самое говорю опять, т. е. что мне нет никакой пользы, если по отклонении обвинения от Петра, Павел явится дерзко и неосмотрительно обвиняющим соапостола. Вот и этого освободим от обвинений. Что? Петр таков, а Павел не таков? Но что может быть горячее Павла, который каждый день умирал за Христа? Впрочем, теперь у нас речь не о мужестве, — потому что как это будет относиться к делу? — но о том, не враждебно ли он был расположен к апостолу, или не была ли эта борьба делом какого–нибудь тщеславия и бранливости. Но это не возможно сказать, да не будет. Павел был слугою не только Петра, верховного между теми святыми, но и всех вообще апостолов, хотя превышал всех по своим трудам; и, однако, считал себя последним из всех: « ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом » (1 Кор. 15:9); и не только апостолов, а и всех вообще святых: « мне » говорит он, « наименьшему из всех святых, дана благодать сия » (Еф. 3:8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но теперь, когда Павел писал это, был уже семнад­цатый год проповеди; сказав: «потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим» (Гал.1:18), он далее говорит: «потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим» (Гал.2:1). Итак, тот, кто не страшился в начале проповеди, теперь после столь долгого времени страшится? Тот, кто не боялся в Иерусалиме, боится в Антиохии? Тот, который не трепетал тогда среди окружавших его врагов, теперь, когда нет врагов, а одни верующие и ученики, робеет, боится и «не прямо поступает»? Основа­тельно ли — при костре горящем и поднимающемся в высоту быть отважно смелым, а угасшего и обратившегося в пепел бояться и трепетать? Если бы Петр был труслив и немуже­ственен, то он боялся бы в начале проповеди, в столице иудейской, где все были врагами, а не по прошествии столь дол­гого времени, не в христианнейшем городе, не в присутствии друзей и близких. Таким образом, ни время, ни место, ни свойство лиц не дозволяют нам принимать эти слова так, как сказано, и обвинять Петра в трусости. Вы похвалили сейчас сказанное? Сначала вы удивлялись Павлу и были поражены его дерзновением; а теперь вот беседа наша дала другой оборот обвинению. Но как вначале я сказал, что мне нет никакой пользы, если при том, что Павел хорошо поступает, Петр окажется поступающим нехорошо, — потому что обвинение и наш стыд останутся, этот ли или тот окажется погрешившим, — так и теперь тоже самое говорю опять, т.е. что мне нет ника­кой пользы, если по отклонении обвинения от Петра, Павел явится дерзко и неосмотрительно обвиняющим соапостола. Вот и этого освободим от обвинений. Что? Петр таков, а Павел не таков? Но что может быть горячее Павла, который каждый день умирал за Христа? Впрочем, теперь у нас речь не о мужестве, — потому что как это будет относиться к делу? — но о том, не враждебно ли он был расположен к апостолу, или не была ли эта борьба делом какого-нибудь тщеславия и бранливости. Но это не возможно сказать, да не будет. Павел был слугою не только Петра, верховного между теми святыми, но и всех вообще апостолов, хотя превышал всех по своим трудам; и, однако, считал себя последним из всех: «ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом» (1Кор.15:9); и не только апостолов, а и всех вообще святых: «мне — говорит он, — наименьшему из всех святых, дана благодать сия» (Еф.3:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3311...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010