Характер будущего преобразования мира ( 2Пет. 3:12, 13 ). «Воспламененные небеса разрушатся, и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем, мы, по обетованию Его (т. е. по Божию), ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Нравственный вывод и назидание ( 2Пет. 3:14–18 ). «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа (т. е. что Он медлит прийти на страшный суд) почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам (например, в послании к Ефесеям, Галатам и Колоссянам); как он говорит об этом (т. е. о святом провождении временной жизни в ожидании последнего суда) и во всех посланиях (особенно же в обоих посланиях к Солунянм)… Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением бззаконников… По возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь. Нарочитое объяснение некоторых мест в послании 2Пет. 2:11, 12 . Обличая развратных лжеучителей и еретиков, между прочим, за гордость, презрение начальства и злословие высших, Святой Апостол приводит следующий замечательный довод: «тогда как ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда, они, как бессловесные животные… злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся»… Довольно трудноватое место. Полагают, что Св. Ап. Петр возносится здесь мыслью своей к тем добрым ангелам хранителям, водительству и защите которых поручаются отдельные народы и царства ( Дан. 10 ). Несмотря на свою превосходящую силу и могущество, сии ангелы покровители, по словам Св. Ап. Петра, «не произносят укоризненного суда» на земные власти и начальства (а может быть, даже и ходатайствуют за них молитвенно) даже в тех случаях, когда этот укоризненный суд был бы ими заслужен и справедлив за неверность их призванию и долгу. В самом деле, по известию Св. Ап. Иуды «сам Михаил Архангел (вождь и покровитель еврейского народа), когда всякого укоризненного суда, сказал ему только с достоинством и властью: да запретит тебе Господь! ( Иуд. 9 ). А ничтожные по своему значению и силе проповедники лживой свободы на земле, руководствуясь только злыми инстинктами гнева и похоти, как бессловесные животные, злословят то, чего не понимают, т. е. ни порядка мироправления, ни всего, что касается духовной области в человеческой жизни. Ту же мысль очевидно утверждает и Блаж. Феофилакт, когда говорит: «эти злобные не имеют пощады в хуле на славы (власти), тогда как ангелы, превосходящие этих скверных силой и крепостью, не приносят (т. е. не произносят) против них (т. е. слав) укоризненного суда пред Господом».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Эта притча имеет целью показать нам, что мы должны всегда приготовлять себя живою верою и добрыми делами ко дню смерти и страшного суда. Кого означают десять дев? – Означают всех вообще людей, называющихся христианами, добрых и злых. Кого означают мудрые, и кого неразумные девы? – Мудрые означают тех людей, которые заботятся о своем спасении, а неразумные тех, которые проводят время в забавах и удовольствиях мирских. Что означает светильник? – Свет веры. Что означает елей? – Любовь христианскую, сопровождаемую добрыми делами. Что означает усыпление дев? – Нерадение о средствах к душеспасению. Когда мы делаемся способны к такому сну? – По большей части тогда, когда нам все удается и когда мы, не испытывая ни скорбей, ни болезней, забываемся. Что значит крик, который раздался в полночь? – Внезапное призвание ко Господу, т. е. смерть скоропостижная, как случилось например с Ананиею и Сапфирой, и проч. Что значит отказ мудрых дев поделиться елеем с неразумными? – Это значит то, что избранные в день страшного суда не могут пособить тем, которые не запаслись добрыми делами в течение земной своей жизни. Что означает чертог брачный? – Обитель Отца небесного. Какое значение имеют затворенные двери? – То, что эта жизнь есть время, данное нам для покаяния и приобретения милосердия Божия, а после смерти настанет только время суда. Что значит неисполненное прошение дев отворить двери? – То, что во время страшного суда грешники уже не будут услышаны Господом. Он скажет им: не вем вас, – вы в жизни вашей не хотели знать Меня, не знаю и Я вас теперь, как Моих верных служителей и сынов. Итак каждый из нас заблаговременно должен приготовлять себя ко дню смерти и суда верою живою и теплою любовью к Богу и ближним. XX. Притча о талантах. Мф. 25:14–30 Поступит (Сын человеческий), как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело, и приобрел другие пять талантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pritchi...

Пророчество Софонии о дне Ягве в своем эсхатологическом значении имеет, однако, прочную историческую основу. Софония говорит о дне Ягве для Иудеи: И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима; истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками ( Соф. 1:4 ). 12.6. Пророчество Иезекииля о дне Ягве День Ягве – это день иудеев, и наказания их, и торжества их. Но уже у Иезекииля во время вавилонского плена день Ягве приобретает более вселенское значение. Пророчествуя о Египте и, вместе с ним, о Ефиопии, Ливии, Лидии, Иезекииль говорит уже о дне Ягве, дне суда Божия, для народов. Исторически это исполнилось при разорении Навуходоносором и халдеями египтян. Однако, звучит уже громко новая нота – не только иудеи, но и другие народы в промысле Божием. День Ягве, Бога иудеев, будет и днем всех народов, Ягве – Бог всех народов! Всё это слышится в пророческих словах Иезекииля: Ибо близок день, так! близок день Ягве, день мрачный; година народов наступает ( Иез. 30:3 ). День Ягве иудеев, день мрачный суда Божия, это и година народов, и она скоро наступает! Ожидаемое иудеями становится ожиданием народов, скоро и их година... наступает! Так расширяются через Иезекииля горизонты пророчества и ожиданий дня Ягве. 12.7. Пророчества Иоиля о дне Ягве Неизвестно в точности, когда пророчествовал пророк Иоиль. Мнения высказываются разные, но едва ли какое из них можно обосновать с убедительностью. Как и пророк Софония, Иоиль – пророк дня Ягве. День Ягве и грядущий суд Божий над народами – основная пророческая весть Иоиля. Поводом к пророчеству Иоиля послужила язва саранчи, червей и жуков, поразившая землю Израиля. Описание этой стихийной катастрофы переходит у пророка в эсхатологические образы. Иоиль пророчествует о дне Ягве, об излиянии Духа Святого в день Ягве и о суде в долине Иосафата. Пророк Иоиль о дне Ягве Яркими, поэтичными, сильными словами возвещает пророк Иоиль день Ягве, день суда Божия: О, какой день! ибо день Ягве близок; как опустошение от Всемогущего придет он...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

О «дне оном» упоминается в Лк 10. 12: «Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому». Речь идет о галилейских городах, не принявших Иисуса Христа. Параллельное место разъясняет этот день как «день суда» (Мф 10. 15). Апокалиптическое выражение «день суда» в Е. встречается только в Евангелии от Матфея: кроме 10. 15 еще в 11. 22 (пар. Лк 10. 14 - «на суде»); 11. 24; 12. 36. Несмотря на небольшое расхождение в предании, ясно, что Иисус Христос возвещает грядущий Суд Божий, который подведет черту под всей историей. «День оный» связан не только с ожиданием Суда, но и с пришествием Мессии. В эсхатологической речи Лк 17. 22-37 несколько раз упоминается «день/дни Сына Человеческого» (Лк 17. 22, 24, 26, 30), напр.: «...как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой». Евангелист Матфей в этом случае употребляет особенное выражение: «...так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф 24. 27). Понятие «пришествие» (παρουσα) встречается только у евангелиста Матфея (Мф 24. 3, 27, 37, 39). В Евангелии от Марка выражение «тот день» соединено с понятием Царствия Божия: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк 14. 25). Т. о., в логиях и притчах Иисуса Христа наряду с грядущим Царствием Божиим возвещается буд. пришествие Суда Божия и пришествие Сына Человеческого. Эти пророчества не связываются в целостную картину; напротив, ни в одной из речей Иисуса Христа не упоминаются одновременно Царствие Божие и Сын Человеческий ( Goppelt. 1980. Bd. 1. S. 231-233). Кроме того, за исключением апокалиптической речи в Мк 13, пророчества о будущем всегда соотносятся непосредственно с настоящим. Эти пророческие речи не преследуют цель предсказать будущее, они должны показать, что к эсхатологическому будущему причастно уже настоящее. При этом будущее не возрастает из истории в непрерывности ее плавного развития, но противостоит истории как ее «противоположность».

http://pravenc.ru/text/344423.html

Деян.2:19 .  И по­кажу чудеса на небе вверху и знаме­ния на земле внизу, кровь и огонь и куре­ние дыма. «Покажу чудеса». С предречением обильного излияния Духа Святого в Царстве Мессии соединяется предречение о последнем суде над нечестивым миром и спасении поклонников Бога истинного. При этом, предвестниками такого суда указываются особые знамения на небе и на земле. Знамения на земле: «кровь и огонь и курение дыма» – символы кровопролития, возмущений, войн, опустошений... Знамения на небе: затмение солнца и кровавый вид луны. На образном языке священных писателей эти явления обозначают вообще великие бедствия в мире и наступление суда Божия над ним. Деян.2:20 .  Солнце пре­вратит­ся во тьму, и луна – в кровь, пре­жде нежели наступит день Го­с­по­день, великий и славный. «День Господень», – т.е. день Мессии, или время Мессии; по новозаветному словоупотреблению – день суда Мессии над миром, день страшного суда. «Великий и славный» – великий – по величию и решительному для человечества значению суда; Славный ( επιφαν) – потому что Господь придет «во славе Своей». Деян.2:21 .  И будет: всякий, кто при­зовет имя Го­с­по­дне, спасет­ся. Страшный для неверующих и нечестивых, последний суд будет, однако, спасителен для всех, «кто призовет имя Господне», призовет не просто, ибо не всякий, говорит Христос, говорящей Мне: Господи, Господи! войдет в царство небесное, но призовет с усердием, при хорошей жизни, с должным дерзновением»... (Златоуст). Таким образом, здесь разумеются истинно верующие в Господа – праведники. Прилагая все это пророчество к событию дня Пятидесятницы, Апостол, очевидно, не представляет его исполнившимся вполне в этот день, а указывает только начало его исполнения, долженствующего продолжаться в течении ведомых одному Богу долгих времен, до последнего конца всего. Деян.2:22 .  Мужи Израиль­ские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвиде­тель­ствован­ного вам от Бога силами и чудесами и знаме­ниями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Истинная любовь, по существу своему, необходимо выражается делами любви. Если нет дел, соответствующих любви; то любовь не есть истинная. В каких же делах должна обнаруживаться истинная, совершенная любовь к Богу и ближним? Иисус Христос учит: будите совершены яко Отец ваш небесный совершен есть ( Мф.5:48 ). Чем более кто любит Бога, тем более должен подражать совершенствам Отца небесного. Бог Отец невидим; но Он явил Себя в Сыне Своем Иисусе Христе: потому мы должны подражать примеру Господа Иисуса Христа. Если, питая крепкую любовь к Богу, мы будем поступать так, как поступал Иисус Христос, пребывая на земле в естестве человеческом; то тоже будем иметь дерзновение в день суда». Апостолы, как верные спутники Иисуса Христа и верные в любви к Нему, проходя поприще Апостольского служения, всегда поступали так, как Он поступал. Потому св. Иоанн и говорит: любовь наша такого совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда, то есть надеяться призвания к вечному блаженству, достигает в нас тем, «что мы поступаем в мире», или в этой жизни, так, «как Он» поступал в продолжение своей земной жизни: мы подражаем святым делам Его. Страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся же не соверишися в любви. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви». Апостол объясняет, каким образом любовь доставляет нам дерзновение в день суда, раскрывая существенное свойство истинной любви. «В любви нет страха»: говорит Апостол о рабском страхе, который возбуждается и поддерживается в душе ожиданием наказания. Любовь не исключает сыновнего страха, или того бдительного внимания к себе и опасения, как бы чем не оскорбить Бога, как бы в чем не нарушить Его заповеди. Эта бдительная заботливость о хранении себя от греха, усиливая добродетельную деятельность любящего, очищает и усовершает самую любовь, и чрез то умножает плоды ее – мир и радость в Боге. И эти плоды – залог того дерзновения, ожидаемого в день суда, о котором говорит апостол Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Когда Иосиф братьям своим, пришедшим в Египет и не узнавшим его, сказал: «Я брат ваш, которого вы продали в Египет», они не могли ничего ответить от страха и смущения. Так и в день суда каждый жестокий властелин, неправедный судья, грабитель, обидчик, увидевши в царстве небесном тех против которых он поступал несправедливо, смутится в страхе своем и не найдется, что отвечать им. При всем этом самый большой страх придется испытать грешникам, когда они предстанут перед лицом Господа нашего, праведного судьи и страшного мстителя: «От лица гнева Его кто постоите?» 28 говорит пророк Наум. Действительно, то самое лицо Иисуса Христа, которое во время его земной жизни являлось таким кротким и исполненным любви, в то время будет грозным и гневным; земля и небо побегут от лица Его. Святой Иоанн Богослов в Откровении так описывает страх, имеющий быть перед лицом прогневанного Бога: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещере и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица сидящего на престоле и от гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его, и кто можете устоять?» 29 Не радостно лежать под гнетущим камнем, под упавшей горою; тем не менее грешнику в то время легче было бы терпеть тяжесть лежащей на нем горы, чем стоять перед лицом прогневанного Бога и созерцать Его. Что же ждем услышать мы грешные от прогневанного Бога в день суда? Ничто иное как только грозный голос Его, более страшный, чем все громы небесные: «Идите от Мене проклятии в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его». 30 О, как затрепещут тогда все творящие неправду и беззаконие, прелюбодеи, и воры, разбойники, хищники, грабители, мучители и прочие, навлекающие теперь на себя гнев Божий! Будем же памятовать, грешные люди, о предстоящем в день суда страхе и ужасе и станем бояться Господа; станем бояться страшного суда Его и отрешимся от грешных дел наших. Предстоит помнить – смерть, суд, геенну. Заслужим же милость страшного Судьи слезами, покаянием и милостыней прежде смерти нашей, чтобы тем избавиться от участи осужденных и стать в числе оправданных. Аминь. Плач на погребение Христово

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. Наша любовь к Богу не должна быть только чувством; но истинная любовь, по существу своему, необходимо выражается делами. Если нет дел, соответствующих любви, то нет истинной, совершенной любви. А как должна обнаруживаться совершенная любовь к Богу? Господь Спаситель сказал: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ). Чем более мы любим Бога, тем более должны мы подражать совершенствам Отца небесного. Этого требует существо любви. Бог Отец невидим; но Он явил Себя в сыне Своем Иисусе Христе: потому мы должны поступать так, как поступал Иисус Христос. Если, питая крепкую любовь к Богу, будем подражать примеру Иисуса Христа, будем жить, как Он жил, пребывая на земле в естестве человеческом; то будем иметь дерзновение в день суда. Апостолы, как верные последователи Иисуса Христа, верные в любви к Нему, проходя поприще апостольского служения, всегда поступали, как Он поступал. Потому Богослов и говорит: любовь наша, – т. е. любовь к Богу и ближним, по заповеди Господней, – такого совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда, – т. е. надеяться оправдания пред Господом и призвания к вечному блаженству, – достигает в нас тем, что мы поступаем в мире, или в этой жизни, так, как Он поступал в продолжении земной жизни; мы подражаем святым делам Его. 18 . В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Как совершенная любовь доставляет дерзновение в день суда? – Это раскрывает Апостол из самого свойства такой любви, говоря: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. – В любви нет страха: говорит Апостол о страхе рабском, который возбуждается в душе ожиданием наказания. Но эта любовь не исключает сыновнего страха, или того безболезненного и приятного чувства бдительного внимания к себе и опасения, как бы чего не сделать неугодного Богу, как бы в чем не нарушить Его заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Последний день есть совершенное окончание победы Христовой над врагами. Если мы верим, что Слово Божие истинно есть, то не сомневаемся и в пришествии Судии. Писание многократно возвещает нам, учит, побуждает и склоняет к верованию и неотступно убеждает, что Судия придет и тайны сердец наших, сами помышления откроет и рассудит, ибо не зря глаголет: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною ( Откр.22:12 ). Вот Судия стоит у дверей ( Иак.5:9 ). Частным совершением суда Божия, многократно являвшимся, также доказывается окончательный будущий суд. Содомляне, египтяне, хананеи, аммореи и израильтяне в пустыни суть явное свидетельство частного суда Божия. Поклонявшиеся тельцу, Корей, Дафан и Авирон, поглощенные землей, изображают частное осуждение Божие. Прообразование всеобщего Суда было уже давно – это дни Ноевы, всемирный потоп. Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:37–39 ). В первый день бытия тварей отделен был свет от мрака и в последний день отделится правда праведных, – как свет от мрака, от нечестия беззаконников. Лот изведен из Содома – пшеница отделится от плевел на гумне мира. Облако, ведущее Израиля, стороной, обращенной к Израилю, блистало светом; к египтянам – покрыто было мраком: Судья беспристрастный для праведников будет свет и радование, для нечестивых – мрак, ужас и скорбь. Илия, сидящий на горе Кармил, потреблял огнем посланников царя Ахаза; Христос, Илия небесный, в день Суда попалит огнем поклонников царя тьмы. Кроме того, не замечали ли мы сами за собой, отчего в нас появляется какой-то страх, когда напоминают о Судье нелицеприятном? Видно, сердце и совесть наши соглашаются со словами Писания. Все, говорит апостол Павел показывают, что дело закона написано в сердцах их, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то осуждающие, то оправдывающие одна другую ( Рим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

СТРАШНЫЙ СУД Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда... Как же мы будем иметь смелость стоять на суде потому только, что пребываем здесь в любви? Так что кто пребывает в любви, тот и здесь в Боге пребывает, а Бог знает сущих Своих, которые, в свою очередь, имеют свидетельство сами в себе, что они – Божии. Как же не иметь дерзновение в день суда тому, кто имеет любовь здесь ко всем. «Потому что поступаем в мире сем, как Он» ( 1Ин. 4:17 ). Потому мы будем иметь смелость на Суде, что, тогда как мы подвизаемся в этом мире и выражаем свою любовь к Нему и к людям, Он – также в этом мире – присущ нам, видит все наши дела, мысли и чувства. А Он – будущий Судия наш. Мы исполняем Его заповедь, мы любим Его и своих братий – чего же нам бояться суда Его? И тогда с нами будет Он же, как и теперь (2). Мы знаем, что будет суд Страшный, на котором воздано будет каждому по делам; несмотря на то, мы ведем себя здесь так недостойно, как будто нам и не придется никогда давать отчета в своих поступках; мало того, как будто мы вовсе не знаем, что каждый из нас всем существом своим должен стараться делать добро, быть предан истине и иметь чистоту и любовь, будто мы забываем, что от суетного жития нашего небесная правда и святость избавила нас «не тленным серебром или золотом... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:18, 19 ), Который изъявил готовность перед Отцом Своим Небесным искупить нас от греха и смерти прежде, чем получил начало этот видимый мир, хотя и явился в последнее время (2). Смотри, человек жесткий и грубый душою, плотяный, каменный, человек с нераскаянным сердцем! Ты собираешь беду на свою голову. Рано или поздно ты помрешь; за смертью тотчас тебя ожидает праведный суд величайшего Судии, а потом, тоже, по всей вероятности, не через весьма продолжительное время, и Страшный всеобщий суд, великий день гнева и откровения праведного суда Божия всему миру. Что станешь ты делать тогда, где ты будешь? Я боюсь за тебя, несчастный: и представить страшно этот величайший во времени день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010