Вслед за ним эти ассоциации развивали св. Ипполит, блаженный Иероним, папа Григорий Великий и многие другие богословы. Однако принятая на сегодняшний день и устойчивая схема толкования этих символов у самого Иринея выглядела несколько иначе: ангел связывался с Матфеем, телец - с Лукой, лев - с Иоанном, орел - с Марком. Л. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви, Париж, 1989, с. 132. Там же, с. 445. Иконография Святой ТроицыМожно ли изображать Бога Отца? Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа...единое Божество и единую силу, которая обретает в Трех единично, и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях и естествах, не возрастает и не умаляется, через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба.Св. Григорий Богослов Тринитарный догмат, так же как и христологический, составляет основу христианской веры. Оба они теснейшим образом связаны через тайну Боговоплощения. Но по образному выражению Бл. Августина постичь тайну Св. Троицы труднее, нежели вычерпать море ложечкой. История Церкви свидетельствует, как трудно входило это Откровение в сознание христиан - вплоть до XX века христианский мир искушается различного рода антитринитарными теориями, - тайными и явными (унитарии, стригольники, софиологи и проч.). Предвидя подобные трудности, св. отцы старались разъяснять тайну " неслиянности и нераздельности " Божественного Триединства через образы и символы. Так одни говорили о воле, разуме и действии, другие приводили аналогии с солнечным сиянием, где одновременно едины и различимы солнце, луч и свет. Третьи размышляли о тайне и гармонии любви, где лица-ипостаси взаимоотносятся как Любящий, Любимый и Любовь. И при этом все сходились на том, что Св. Троица - это не количество, а качество Бога, непостижимое для человека, но данное ему в Откровении. Св. Василий Великий так пишет: " Господь, передавая нам об Отце и Сыне и Святом Духе, не счетом переименовал их; ибо не сказал: в первое, второе и третье, или - в одно, два и три; но в святых Именах даровал нам познание веры, приводящее ко спасению...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Как писал апостол Павел, “одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (I Кор. 12. 8-11) Согласно словам Апостола, церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть . При этом надо понимать, что почти никто из святых не становился таким мгновенно, но никто не обретал «помазание Божией благодати» внезапно и без своего сильного желания быть с Богом. Но помимо помазания благодатью святые всегда оставались обычными людьми со своими привычками, сложными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими немощами. Интересно, что в церковных канонах есть строгое предупреждение, запрещающее православному считать что святые безгрешны. Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно – человек сотворен Богом по образу и подобию Божиему и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии. К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди. Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю минуту жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай. Мария Египетская– еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях. Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx/

СУЕВЕРИЯ Опасно принимать от людей молитвы, не утвержденные Православной Церковью Блаженны вы, обретшие краткий и легкий путь ко спасению верою в молитву, приложенную вами при письме; я удивляюсь такому вашему малодушию и вере таким бредням. Кажется, это близ того, что верить сну Пресвятой Богородицы и двенадцати пятницам, также письму Иисусову, найденному семилетним отроком. Назад тому года два или три подобно сему было рассеяно, что в Риме папа во время литургии слышал таковой же глас: поражу мир бедствиями в 1841 и 1842 году! На два сии года было назначение и сочинена была подобная молитва, с таким же условием, как вы пишете, и чтобы передавать ее девяти человекам, а за неисполнение обещалось наказание. Многие, подобные вам, принялись было за сию проповедь , но после оказалась явная ложь, и похоже, что это умысл папистов; а теперь то же самое изменили на слышанный во Иерусалиме глас – тот же самый. Посудите, может ли одна эта молитва спасти от бед, без дел благих? И как это осмелиться приписать эту молитву преосвященному Антонию Воронежскому? Оставя то, что он не может выдать ее без позволения Св. Синода, – оная имеет тонкую армянскую ересь: у них читается Трисвятое так: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, распныйся за ны, помилуй нас». И в сей молитве после Трисвятого читается: «помилуй нас и весь мир Твой от всякия погибели, кровию Твоею, дабы смылись грехи наши». Будто бы вся Святая Троица за нас распиналась и пролила кровь?.. Итак, советую вам оставить эту вашу надежду на сию молитву и не проповедовать оной, а кому и сказали, предостеречь от этого суеверия. У нас довольно молитв, положенных в церковном круге: можно ими пользоваться с верою; да и самое Трисвятое славословие великую имеет силу; с благоговением и верою прочитывающим подает Господь помощь и милует; а более всего надобно пещись о исполнении святых Его заповедей, и покоряться учению и постановлению Святой Церкви, и не слушать таких выдумок и лжесловий. Немало удивительно, что просвещением внешним хвалящиеся за ничто ставят преслушать Церковь , например: есть скоромное, а принимать такие нелепости: ежели всякий день читать оную молитву и девятерым ее передать – будет избавлен от бед, и в противном случае будет наказан… Может ли преосвященный Антоний издавать такое учение? Видишь, чем обольщают, именем святого мужа, клевеща на него (V, 140, 231–232). Читать далее Источник: Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского/[Сост. архимандрит Иоанн (Захарченко)]. - Козельск : Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1997. – 831 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

1. Иконы никак не могут быть сравниваемы с ку­мирами или идолами: иконы изображают лица и события действительные, и не сами собою составляют предмет почтения, а возводят наши мысли и чувства к невидимым предметам, к Самому Богу, в трех Лицах про­славляемому, к святым Ангелам и святым человекам. Употребление святых икон имеет следующие основания: а)      Сам Бог повелел Моисею устроить в скинии, во внутреннейшей ее части, пред которою совершались моления, горел семисвечник и воскурялся фимиам на жертвеннике, то есть во Святом Святых, два златых Херувима, как написано в книге Исход: и сотвори очистилище над кивотом от злата чиста, и два херуви­ма златы: херувима единаго на стране очистилища, и херувима втораго на стране второй очистилища, осеняющия крылами своими над очистилищем ( Исх.37 ). Угодно было Богу, чтобы бестелесные, духовные су­щества изображены были в вещественном виде для того, чтобы сии образы возводили взоры людей к небесным духам, всегда славящим Бога и исполняющим Его святую волю. б)      Превечный Триипостасный Бог, обитающий в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ), Сам благоволил яв­лять Себя человекам в видимых образах: Бог Отец явился в видении пророку Даниилу в образе Ветхаго денми ( Дан.7:13 ); Сын Божий воспринял естество че­ловеческое и жил на земле, нося образ человеческий; Дух Святой во образе голубя сошел на Иисуса Христа, во время крещения Его в Иордане ( Мф.3:16 ), и в виде огненных языков сошел на апостолов в день Пятидесятницы ( Деян.2:3 ). Если Сам Бог, по безпредельной благости Своей, благоволил являться человекам в сих образах: то можно ли думать, что неугодно Богу, чтобы Святая Троица изображаема была в тех образах, в которых Божественные Лица являли Себя человекам? Так думать противно вселенскому преданию Православной Христовой Церкви и здравому рассуждению. Далее, посмотрим, с каким благим намерением Святая Церковь употребляет святые иконы. в)      Положим, что святые иконы употребляются для благоукрашения храмов. Какое украшение может быть приличнее храму, как месту молитв и священнодействий? Если стены жилищ украшают картинами, чтобы приятно было на них смотреть, и чтобы глазам представлялись предметы занимательные для мысли, или напоминающие близких сердцу, напр. родных, благодетелей; если Сам Бог столь великолепно устроил этот мир, как храм Его славы, небо, как престол Свой, украсил миллионами звезд, и землю, как Свое подножие, несметным множеством разновидных тварей, как образами Своей невидимой славы; если также Сам Бог древле ветхоза­ветный храм Свой повелел украсить образами Херувимов: то почему же ныне священным храмам не иметь сих благолепных украшений? Но святые иконы постав­ляются не просто только для украшения священного места: они имеют высшее назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Хощеши ли, да ти обоя раз дрешу, в них же и сам речеши истину быти неложно мною глаголемое? Многащи бо, рече, не токмо в животе [lviii] . Иная же многа и бесчисленаа чудеса святого Петра, аще начну подробну сказати, постигнет мя лето поведающа. Но и сия вся сказах ти про реченое слово пророчьское: “И дам, — рече, — чудеса на небеси горе, знамения на земли низу и в благодати сугуб дар подам”. Не токмо бо тогда събытие при яша, но и ныне в святых памяти сбышася и сбываются. Но чудеса оставль, пакы к похвале устремимся, яко же неции от хитрых норец в море от кораблеи к себе вметают, ищуще бисер изяти. Колмиже паче бисера светлое тръжество преблаженаго святителя Петра день! Чудная в том православных праздньств о и светлая святителя память исплънь радости благочестивых и веселия, всяк, кого очищают древняго помрачения, и верою светлою озаряя день, и любовию духовною подвизая на вечное течение о твердаго адаманта, духовным пивом напоившаго, жаждущаа душа добродетели, и яко крин въ удоли и процвете, и Святей Троици предстоа, просвещает светло. Темже вся вселенная, светозарными лучами озарившися, в светлую память радостно ликующи, тръжествуют . Петр бо, придивен с ый, на земли сия ет , яко солнце, изрядными чудесы и знаменми просвещая архиереи множьства. О, трисолничныя Троица угодниче! О, мощи, недужным исцеление да ющи ! Кто бо, коли полезных просив [lix] . Мы, иже с ними, сицевая хваления принесем, и, честную его главу венчающе, глаголем: радуйся, светозарное солнце, пресвященный архиерею, отче наш Петре, прогоняя мрак греховный от чтущих тя любовию! Радуйся, просвещение Рускыя земля! Радуйся, умноживый стадо словесных овец! Радуйся, откровения Божия приятелище! Радуйся, заступниче печальным, прибегающим к раце мощей твоих! Радуйся, незаходимая зар я, благочестием всех просвещая! Радуйся, яко потокы исцелением изливаеши недугы различными одръжимы я! Радуйся, чудес ы и знамении удививый весь мир и тму отганяа греховную! Радуйся, медоточный кладязю, на нь же Христос, пришед, възвесели тобою и прослави всю страну Русскую! Радуйся, светомъ богоразумия украси церковь свою! Радуйся, проповедниче истинне и доброте наставниче! Радуйся, благоуханный крине, благоуханною любовию всех великый къ Христу! Радуйся, яко добротою изрядною украшен, зраком же сиая аггеловидным подобием! Радуйся, твердое основание славному граду Москве, егоже и съхраняй предстателством си от враг ов ненавистна, яко пастырь истинный полагая душу свою за стадо христоименитое! Радуйся мудростию кипя, и яко животное сокровище, и кроме си, всякыя нечистоты и плотьскаго хотения! Но отче [lx] .

http://bogoslov.ru/article/1250151

Знают они, что время их коротко. Лучше нас они знают, что мы, русские люди, живы, и с нами надо считаться! Ещё немного, – и ложь их обнаружится пред всеми; сами они её покажут своими дерзкими и безумными речами в Думе, в которых доселе они упорно и намеренно не упомянули даже ни имени Божия, ни верноподданства и благодарности Царю, – ещё немного, и правда наша, вековая русская правда, засияет ярче солнца. Знамя оное мы донесём до этого дня. И на знамени том начертано: Бог, Церковь , Россия; а в России: Православие, Царь и русский народ. Не вырвут этого знамени враги, не затопчут, не уничтожат: ибо нельзя уничтожить целый народ. Он пробудится от навеянного усыпления, он не отдаст, не потеряет себя и своих вековых сокровищ: веры, Царя и родины. Встанет, встанет русский народ-богатырь в своём национальном самосознании. И погибнут злой смертью его Иуды-предатели, избивая друг друга, как революционеры – Гапона; и разбежится в ужасе и смятении стоящая над Царём и народом иноверная и инородческая кустодия... Небесный гром на злобу грянет И воцарится тишина, И в стольном Киеве княжна От сна волшебного восстанет!.. (Пушкин). Единение с Церковью – путь спасения 10 Из глубины веков слышатся нам слова древнего пророка, объятого Духом Святым: Дух Господень на мне! ( Ис. 61:1 ). И ныне, по слову церковного песнопения, празднуя Пятидесятницу, мы празднуем и Духа пришествие, – пришествие Его, всеосвящающего, не на одних только святых учеников Христовых, но и на всех верующих. В этот знаменательный день Пятидесятницы утверждена на веки Церковь Христова, утверждена не слабыми, изменчивыми силами человеческими, а силой Божией. Праведный Отец, создавший мир и человека, Его единородный Сын, подъявший бремя людских прегрешений, и Дух Святый, от Отца исходящий и по искупительным заслугам Сына Божия дающий верующим все божественные силы к жизни и благочестию, – Троица Святая, утвердила в век века Церковь Божию на земле. Слава, честь и благодарение Господу за Его несказанное к нам милосердие! Радостен нынешний праздник наш, радостны славословия наши, благодарения и молитвы о ниспослании нам Духа Святого, радостно сознание наше, подкреплённое словом апостола, что каждому, из нас дана благодать по мере дара Христова! ( Еф. 6:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (459) , (16) . в этом году (за прошлые годы с 2013-01-14) Описание: Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. 35х29 см. Икона реставрирована. Тонировки. Икона состоит из четырех сложных композиций. «Сотворение мира» («И почи Бог в день седьмый») восходит к Книге Бытия 1,2. Представлены семь сфер — по числу дней творения, внутри каждой помещено изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах, созидающего мир. В центре — образ Триединого Бога, в иконографическом варианте, получившем название «Отечество». На фоне даны пространные тексты из Библии. «Единородный Сыне и Слове Божий». Основным содержанием этой сложной композиции стало прославление Бога Слова, Единородного Сына. Он представлен в верхней части в образе Спаса Еммануила, сидящего на херувимах, рядом изображены Господь Саваоф и Святой Дух, заключенные с Ним в единую сферу, — святая Троица в типе «Отечество»; по сторонам — ангелы, несущие солнце и луну, и фигуры юношей, символизирующих поверженную Ветхозаветную и торжествующую Новозаветную Церкви. В центре — «Оплакивание Иисуса Христа». В нижней части показана победа Иисуса Христа над смертью через Его крестную жертву. Спаситель представлен в образе воина, с мечом и в доспехах, восседающим на кресте, рядом с Ним — архангел Михаил, побеждающий сатану; напротив — ад и смерть в виде скелета с косой, сидящая на звере. В России этот сюжет появился в середине XVI в. Одна из наиболее известных и прославленных икон данной иконографии — «Четырехчастная», написанная псковскими мастерами в 1547 г. для Благовещенского собора Московского Кремля. В этом произведении были использованы символические и аллегорические изображения, заимствованные в западном искусстве. Несмотря на вызванные ими споры, они были приняты Стоглавым собором, и затем новые композиции существовали на протяжении столетий почти без изменений.

http://pravicon.com/image-20491

Дух Святой ведет к вечной жизни каждого отдельного христианина, и Его Помазание само учит христиан всему. Утешитель – та самая живая вода, которая, войдя в человека, тушит огонь земных пристрастий и зовет: «Иди к Отцу». Дух Святой – наш тайный Учитель. Он дает нам возможность иметь ум Христов и тем исцеляет наш разум. Утешитель – Учитель молитвы. Самая лучшая и угодная Богу молитва та, которая исходит непосредственно от Духа Святого. Он Сам ходатайствует во святых и за святых по воле Бога Отца. Он дает почувствовать аромат Отцовской сущности нашим чувствам. Он является духовным светом для глаз нашей души, в Котором мы видим Свет Сына, а через Него причащаемся сиянию Отца. Дух Святой – это атмосфера нашего духовного слуха, благодаря которой мы слышим Божье слово. Дух Святой укрепляет наши физические и душевные силы, чтобы мы вместе с Ним совершали дела Отца Небесного. Его животворящий пламень выжигает из сердец верных всякую нечистоту. Он – Дух мира, успокаивающий мятеж христианских сердец. Дух Святой – великий Архитектор наших сердец, превращающий их из грязного хлева страстей в прекрасный храм. И когда храм добродетелей будет построен, то вся Животворящая Троица поселится в таком человеке. Это последний предел, дальше которого нечего и желать, ведь Святой Дух сделает такого блаженного богом по благодати и вовлекает в вечное движение Божественной Любви. В День Господень святые будут полыхать немыслимым сиянием Святого Духа. Дух Святой – наш Великий Адвокат – защитит верных от вечного осуждения и даст услышать блаженную весть о наступившем вечном спасении. Дух Святой будет для спасенных и светоносной одеждой, и поясом кристалловидным, драгоценными камнями усеянным, и благоуханным цветком, драгоценной диадемой, порфирой вечного Царя. Дух будет чистейшей водой жизни и сладчайшей пищей бессмертия на Последнем Пиру Бога Отца. Дух Святой будет регентовать величайшим хором спасенных людей и ангелов после конца мира. Образы Троицы в тварном мире Вечный Бог создал мир и, естественно, вся материальная Вселенная полна следов Его творческой мощи, как пели серафимы «…вся земля полна славы Твоей». Поэтому бесчисленные следы и отпечатки Троицы разбросаны по всему миру.

http://azbyka.ru/prostymi-slovami-o-tajn...

Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Тропари, глас 4 Боже отцов наших,/всегда поступающий с нами по Твоей кротости,/не удали милости Твоей от нас,/но по их мольбам/мирно жизнью нашей управляй. Слава: Мученики Твои, Господи,/подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего,/ибо они, имея силу Твою,/мучителей низложили,/сокрушили и демонов немощные дерзости./По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши. И ныне: Ты – неприступная стена/нам, христианам, Богородица Дева,/ибо к Тебе прибегая, мы неуязвимы пребываем;/и, снова согрешая, имеем Твое ходатайство./Потому благодарно взываем Тебе:/«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Господи, помилуй. (40) Слава, и ныне: Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Именем Господним благослови, отче. Священник: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Чтец: Аминь. И молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами: Господи и Владыка жизни моей! Духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон) Да, Господи-Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон) Также 12 малых поклонов с молитвой: Боже, очисти меня, грешного. И снова всю молитву: Господи и Владыка жизни моей: и один великий поклон. Молитва святого Василия Великого Господи Боже наш, давший людям мир Твой и Всесвятого Духа дар Твоим ученикам и Апостолам ниспославший, и уста их посредством огненных языков отверзший силою Твоею! Отверзи и уста нас, грешных, и научи, как следует и о чем нужно молиться. Направь, как кормчий нашу жизнь, Тихая Пристань гонимых бурей, и открой нам путь, по которому нам идти. Дух Правый обнови внутри нас и Духом Владычественным укрепи нетвердые наши мысли. Чтобы каждый день Духом Твоим Благим к полезному руководимые, мы удостоились исполнять заповеди Твои и всегда помнить Твое пришествие – славное и назначенное для испытания дел человеческих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

По 1-м стихословии седален, глас 1: Светлая времен царица возсиявает днесь,/пресветлии же ныне сооблистают сей Христовы новомученицы,/мудрый Евфимий и Игнатий со славным Акакием,/проповедавшии на позорище доблественне Божество Христово. Слава, И ныне, праздника. По 2-м стихословии седален, глас 3: Новый, возсиял еси Христовою верою, мучениче славне,/светлую троицу страстотерпцев исполняя/и образуя число Богоначальныя Троицы./Но да заградятся уста хульная, не приемлющая новомучеников страдание,/исповедающих Божество Христово. Слава, и ныне, праздника. По полиелеи седален, глас 8: Светлых подвигов твоих праздник вселенную украшает,/славне преподобномучениче Евфимие,/сохраняй, треблаженне, любовию чтущих тя. Слава: Явися днесь Церкви торжество триех страстотерпцев,/яко светило, озаряющее православных людей собрания. И ныне, праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 63. По 50-м псалме стихира, глас 2: Зело мне честни быша друзи Твои, Боже,/зело мне утвердишася владычествия их,/наипаче же мне возлюбленни быша мученицы Твои, Господи,/яко, самою кровию своею проповедавше Твое Божество,/утверждают в спасительнем исповедании/Трисвятаго Твоего Имени./Молитвами убо новых сих Твоих мучеников,/Евфимия, Игнатия и Акакия,/утверди Православием Церковь Твою, Христе,/и богатый мирови мир ниспосли/и душам нашим велию милость. Канон праздника со ирмосом на 6 и святых на 8. Глас 1. Песнь 1 Ирмос: Воскресения день,/просветимся, людие,/Пасха, Господня Пасха:/от смерти бо к Жизни/и от земли к Небеси/Христос Бог нас/преведе, победную поющия. Воскресения день Господа Христа,/приидите согласно вси, триех мучеников праздник составим, вернии,/Троица Бог сих бо прослави, победную поющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010