Большинство епископов укр. епархий дезавуировали свои подписи под обращением с просьбой о даровании автокефалии, т. к. были к тому принуждаемы под страхом прещений со стороны митр. Филарета и репрессий со стороны светских властей. Поворотным моментом в соборной дискуссии явилось предложение Магаданского еп. Аркадия (Афонина) рассмотреть вопрос о смене предстоятеля УПЦ, поддержанное митр. Агафангелом (Саввиным), еп. Уральским Антонием (Москаленко) и др. архиереями. Поскольку идея автокефалии по сути персонифицировалась в личности Филарета (Денисенко), немногочисленные сторонники автокефалии стремились не допустить его отставки. С этой целью еп. Варфоломей зачитал от лица 6 епископов - приверженцев автокефалии обращение, в к-ром утверждалось, что ввиду дарованной УПЦ в 1990 г. самостоятельности и независимости подписавшие обращение архиереи считают антиканоничным рассмотрение на А. С. вопросов, касающихся внутренней жизни Украинской Церкви, а именно деятельности ее предстоятеля. Однако большинство укр. архиереев, напротив, сочло вполне приемлемым свободное обсуждение вопроса о деятельности митр. Филарета именно в Москве, где на епископат не оказывали давления сам предстоятель УПЦ и власти Украины. В итоге обсуждение проблемы автокефалии постепенно переросло в дискуссию об аморальном поведении митр. Киевского и его грубых просчетах в управлении Украинской Церковью. Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) , Председатель ОВЦС МП, председатель Редакционной комиссии А. С., информировал участников Собора о том, что епископы - сторонники автокефалии УПЦ намеревались обратиться к К-польскому Патриарху в надежде от него получить независимость Украинской Церкви, используя существующее у Вселенской Патриархии представление о том, что только К-польский Патриарх вправе даровать автокефалию Поместной Церкви. Митр. Кирилл сообщил об отрицательном отношении К-поля к этому предприятию и отказе принять посланцев из Киева, прибывших для предварительных переговоров в Стамбул. По словам Председателя ОВЦС, К-польская Патриархия заверила, что предоставление автокефалии УПЦ будет возможно только при условии согласия на это Московского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/76514.html

ничего не искажая, дабы была восстановлена историческая правда моей прошедшей жизни». Из завещания схиархимандрита Зосимы На самом исходе минувшего лета отошел к Господу известный не только в Донбассе, но и далеко за его пределами схиархимандрит Зосима. Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян, повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века. В число его духовных чад входило немало известных бизнесменов и политиков, например - вице-спикер Верховной Рады Геннадий Васильев и премьер-министр Украины Виктор Янукович, которого старец самолично венчал. Наша справка Схиархимандрит Зосима (в миру Иван Алексеевич Сокур) родился 3 сентября 1944 г. в селе Косолманка Свердловской области. С 1951 года жил в г. Авдеевка Донецкой области, где в 1961 году окончил среднюю школу. Затем учился в Донецком сельхозтехникуме и занимался гражданской работой. С 1968 по 1975 гг. учился в духовных семинарии и академии г. Ленинграда. Академию окончил со степенью кандидата богословских наук. В том же 1975 г. принял монашеский постриг с именем Савватий и был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем - в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего 25.12.75 г. был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. Всю свою дальнейшую духовно-пастырскую деятельность вел в Донбассе. В 1980 г. возведен в сан игумена, в 1990 г. - в сан архимандрита. 21.08.92 г. пострижен в схиму с именем Зосима. Преставился 29.08.02 г. Десять лет спустя Сам я впервые увидел батюшку в феврале 1992 года, в самый разгар церковной смуты, спровоцированной тогдашним предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Филаретом (Денисенко), которого впоследствии предали анафеме за учиненный раскол и другие прегрешения. Филарет стремился порвать с Русской Православной Церковью и навязать украинской пастве автокефалию. В то время, когда большая часть духовенства «страха ради иудейска» поддержала его или же заняла выжидательную позицию, отец Савватий (так звали старца Зосиму до того, как он принял великую схиму) был одним из немногих, кто твердо и непоколебимо стоял за единство Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05042

С самого начала текущего политического кризиса представители Греко-католической церкви со сцены киевского Майдана открыто проповедовали русофобию и ненависть к Православной Церкви, призывали к захвату православных храмов и искоренению Православия на Украине. На ослабление положения Православия на Украине фактически направлена и деятельность православного раскольника Михаил Денисенко, самопровозглашенного так называемого Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета, бывшего экзарха Украины (1966-1990гг), а с 1990 по 1992 г. - Митрополита Киевского и всея Украины. С 1991 года Филарет стал ярым сторонником Украинской автокефалии, с 1992 года с частью клира и мирян покинул УПЦ МП и образовал новую религиозную организацию - Украинскую православную церковь Киевского патриархата. В 1992году решением Архиерейского Собора РПЦ Филарет (Денисенко) был «извергнут из сущего сана, лишен всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире» . 19 февраля 1997 года решением Архиерейского Собора РПЦ Михаил Денисенко отлучен от Церкви через анафемствование. Запад не жалеет денег на поддержку филаретовцев. Как пишет председатель Народного Собора Украины И.Друзь, ««Филарет» - Денисенко - частый гость американского посольства в Киеве» . И.Друзь приводит данные о баснословных счетах Михаила Денисенко по всему миру . Филаретовцы всегда являются активными участниками Майданов «всех созывов». Обострение русофобских настроений последнего Майдана привело к тому, что «филаретовсий» раскол все больше распространяется по Украине, что в первую очередь связано с религиозной неграмотностью людей, а также с недостаточным противодействием расколу . Однако в последнем оранжевом майданном обострении ставка Запада была сделана не столько на униатов и филаретовцев, сколько на сектантов. Именно сектанты были поставлены во главе государственного переворота: Турчинов является баптистом, а Яценюк сайентологом высокой степени посвящения . Всевозможное сектантство традиционно сильно развито на Украине, и особенно на землях исторической Новороссии. Так, например, город Першотравенск уже несколько лет как оказался полностью под власть нео-пятидесятнической секты «Новое поколение», которая открыто демонстрирует свои претензии на политическую активность и принимает активнейшее участие во всех экстремистских событиях, происходящих на Украине, особенно происходящих по инициативе партии «Свобода». В последних событиях по разрушению памятника Ленину в Харькове 28.09.2014г. наиболее активными его участниками были члены молодежного отделения «Нового поколения», которое именуется «Фанаты Христа». ( Об этом см. статью Николая Каклюгина на РНЛ). «Фанатам Христа» предписана «важная» разрушительная функция: подрыв православного миросознания в среде молодежи.

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/20/...

Канонизация святых 1988 Возобновление иноческой жизни в Киево-Печерской Успенской лавре 1989, 26 марта Выборы Съезда народных депутатов СССР 1989, декабрь Легализация униатской Церкви на Украине. Начало униатской агрессии   1989, 9–11 октября Архиерейский Собор. Канонизация свв. Патриархов Иова и Тихона 1990, 30–31 января Архиерейский Собор 1990, март Избрание М. С. Горбачева Президентом СССР   1990, 1 октября Принятие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» 1990, 25 октября Принятие закона РСФСР о свободе вероисповеданий   1990, 3 мая Кончина Святейшего Патриарха Пимена 1990, 6–10 июня Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Святейшего Патриарха Алексия II. Канонизация св. прав. Иоанна Кронштадтского   1990, 25–27 октября Архиерейский Собор в Свято-Даниловом монастыре. Дарование самостоятельности Украинской Православной Церкви   1991, 12 июня Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР 1991, 19–21 августа Путч ГКЧП и его подавление 1991, 8 декабря Договор в Беловежской пуще о роспуске СССР и создании СНГ 1991, 25 декабря М. С. Горбачев сложил с себя полномочия президента СССР. Прекращение существования СССР 1991, 11 января Вторичное обретение мощей прп. Серафима Саровского       1991 Возобновление иноческой жизни в Серафимо-Дивеевском монастыре 1992, 22 февраля Обретение мощей св. Патриарха Тихона 1992, 31 марта – 5 апреля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Канонизация сщмчч. митр. Владимира, митр. Вениамина и иже с ним пострадавших, прмцц. вел. кнг. Елисаветы и Варвары, прпп. Кирилла и Марии 1992, 27 мая Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове в связи с раскольническими действиями митр. Филарета (Денисенко) 1992, 11 июня Архиерейский Собор Русской Православной Церкви по делу митр. Филарета. Извержение из сана митр. Филарета и еп. Иакова (Панчука) 1993, 21 сентября – 4 октября Конфликт между Президентом России и законодательной властью 1993, 12 декабря Принятие на референдуме новой Конституции России и избрание Федерального собрания 1994, декабрь – 1996, август Военные действия в Чечне 1996, 3 июля Переизбрание Президентом России Б. Н. Ельцина 1994, сентябрь Начало восстановления храма Христа Спасителя в Москве 1994, 29 ноября – 2 декабря Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Канонизация свт. Филарета (Дроздова) и сщмчч. Александра (Хотовицкого) и Иоанна (Кочурова) 1995 Возобновление иноческой жизни в Александро-Невской лавре 1997, 18–23 февраля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Канонизация сщмчч. митр. Петра, Серафима и архиеп. Фаддея. Анафематствование и извержение из сана раскольников Читать далее Источник: История Русской церкви/Протоиерей Владислав Цыпин : В 9 кн. - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 9 : (1917-1997). - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1997. - с. ISBN 5-7302-0815-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Масендич Иван Иванович; 20.04.1961, с. Плаве Сколевского р-на Львовской обл., Украина - 8.07.2001, Барнаул), еп. Барнаульский и Алтайский. В 1976-1980 гг. учился в Ивано-Франковском медицинском уч-ще, в 1980-1982 гг. служил в рядах Советской Армии. 20 авг. 1982 г. пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского, 6 дек. того же года рукоположен во иеродиакона, 25 февр. 1984 г. архиеп. Владимирским Серапионом (Фадеевым) - во иеромонаха. Служил на приходах Владимирской, затем Новосибирско-Барнаульской епархии. C февр. 1990 г. благочинный азерб. приходов Ставропольской епархии, настоятель кафедрального собора Баку в сане архимандрита. В 1983-1985 гг. обучался на заочном отд-нии МДС, в 1989-2001 гг.- на заочном отд-нии МДА. Антоний (Масендич), еп. Барнаульский Антоний (Масендич), еп. Барнаульский В июне 1990 г. А. был уволен за штат. Оказавшись на Зап. Украине, А. по приглашению бывш. еп. Житомирского Иоанна (см. Боднарчук В.) начал служить в приходах Украинской автокефальной православной Церкви (УАПЦ). 16 сент. 1990 г. «митр. Львовским» УАПЦ Иоанном (Боднарчуком), «епископами» УАПЦ Владимиром (см. Романюк В.) и Даниилом (Ковальчуком) А. был «рукоположен» во «епископа Ровенского и Житомирского». Вскоре между постоянно проживавшим в США главой УАПЦ лжепатриархом Киевским Мстиславом (Скрыпником) и его «местоблюстителем» на Украине лжемитр. Иоанном (Боднарчуком) разгорелся конфликт, в к-ром А. принял сторону Мстислава и стал с этого времени пользоваться его доверием. Получив от него должность управляющего делами УАПЦ и полностью отстранив Иоанна от руководства, А. в 1991-1992 гг. фактически возглавлял УАПЦ. 25 янв. 1992 г. он был переведен на Переяславскую кафедру УАПЦ с титулом «митрополит Переяславского и Сичеславского». Способствовал распространению автокефалистского раскола на Украине. Со стороны УАПЦ участвовал в «объединении» УАПЦ и «Украинской православной Церкви», к-рую представлял бывш. митр. Киевский и всей Украины Филарет (см. Денисенко ), в результате 25-26 июня 1992 г. была образована Украинская православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) , во главе к-рой заочно был поставлен лжепатриарх Киевский Мстислав, а его заместителем назначен лжемитр. Филарет (Денисенко). Вскоре последний совершил очередное «перерукоположение» раскольничьих архиереев, в т. ч. А. Мстислав объявил А. лишенным сана. Отношения между А. и Филаретом также испортились, поскольку Денисенко стал фактически единолично управлять УПЦ КП.

http://pravenc.ru/text/115980.html

71. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи со складывающейся ситуацией в отношениях с Католической Церковью//ЖМП. 1991. N 1. С.6-7. 72. Звернення Льbibcьkoi enapxiaльhoi ради УАПЦ//Biчe. 1990. N 16 (укр.). 73. Звернення Ykpaihcьkoi Npabocлabhoi Церкви Kuibcьkoro Nampiapxamy до ykpaihcьkoro народу, президента Ykpaihu Лeohiдa Кучми та ykpaihcьkoi npabocлabhoi пастви//Beчiphiй Kuib. 1995. 25 июля (укр.).» 74. Здiopyk С. Заради миру та злагоди//Голос Ykpaihu. 1992. 15 августа. (укр.). 75. Из выступлений участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви//ЖМП. 1992. N 7. С.11-20; N 8. С.3-8. 76. Из деяний Львовского Собора//Львовский Церковный Собор. Документы и материалы. Издание Московской Патриархии. М., 1982. С.41-103. 77. Иловайская И. «Хождение за три моря» М.Горбачева//Русская мысль. 1989. 9 декабря. 78. Интервью митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира, управляющего делами Московской Патриархии//ЖМП. 1990. N 7. С.9. 79. Информационый бюллетень ОВЦС. 1993. N 21. С.6. 80. Исиченко Ю. Судьба Украинской автокефальной церкви.//Религия и демократия: Сб. статей под общей редакцией С. Филатова и Д. Фурмана. М., 1993. С.385-413. 81. Итоговые документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)//Православная Москва. 1997. N 7 (103). 82. К церковной ситуации на Украине//ЖМП. 1992. N 9. Официальная часть. C.VIII-IX. 83. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М.: «Наука», 1991. т.1 704с. 84. Киевский патриархат Филарета (Денисенко) надеется, что Константинополь будет способствовать созданию на Украине единой поместной церкви//Благовест-Инфо. 1996. N 26. 19-25 марта. 85. Кизка В. Филарет продолжает игру в Молдове//Комсомольское знамя. 1992. 19 августа. 86. Kuibcьkuй Nampiapxam матиме enapxiю i в Nakicmahi//Бюллетень Центра Религиозной Информации. 1996. N 6 (17). 16-30 апреля. С.5-6. (укр.). 87. Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. Репринт. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 481с.

http://sedmitza.ru/lib/text/440094/

24 февр. 1990 г. во епископа Волынско-Ровенского был хиротонисан Варфоломей (Ващук) , 10 апр. того же года получивший титул «епископ Луцкий и Волынский». Поначалу поддержав автокефалистские устремления митр. Филарета (Денисенко), еп. Варфоломей со временем изменил свои взгляды и выступил с осуждением раскольнических действий Денисенко . Это стало причиной враждебных действий раскольников против еп. Варфоломея и Л. е., всецело поддержанных местными властями. 12 авг. 1992 г. Волынская обл. администрация приняла решение о передаче луцкого Свято-Троицкого кафедрального собора, зданий епархиального управления и семинарии в юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). В сент. 1992 г. сторонники УПЦ КП напали на Феодосиевский храм на военном кладбище Луцка, в столкновении была убита прихожанка храма. К кон. 1992 г. все храмы Луцка, кроме Покровской ц., были захвачены филаретовцами, в 1994 г. началось строительство новых церквей в юрисдикции канонического епископа. В нач. 1992 г., до появления филаретовского раскола, Л. е. выступила с инициативой восстановления зданий Загоровского Рождество-Богородичного мужского мон-ря в с. Нов. Загоров Локачинского р-на, сильно пострадавшего в период Великой Отечественной войны. В 1993 г. власти передали обитель в ведение УПЦ КП, однако никаких восстановительных работ там не провели и обитель пришла в запустение. 25 авг. 1992 г. в Луцк был назначен еп. Нифонт (Солодуха; с 1993 архиепископ, с 2001 митрополит). 3 мая 1996 г. решением Синода УПЦ Волынско-Луцкая епархия, к-рая насчитывала 431 приход, была разделена на 2 самостоятельные епархии: Луцко-Берестечковскую и Владимир-Волынскую и Ковельскую. Разделение и переименование епархии привели к потере ее более чем 200-летнего названия - Волынская. Решением Синода УПЦ от 27 июля 1996 г. Луцко-Берестечковской епархии присвоено название Луцкая и Волынская, 20 июля 2012 г. епархия была переименована в Волынскую и Луцкую. Первым в епархии в 1993 г. был возрожден Жидичинский Николаевский мужской мон-рь, открытый в бывш. резиденции униат. митрополитов в с. Жидычин Киверцовского р-на. После неск. нападений на мон-рь филаретовцев Волынский облсовет в 1994 г. принял решение о передаче мон-ря УПЦ КП. Раскольники ничего не сделали для возрождения обители, в 2005 г. она начала отстраиваться на средства местных властей.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Церкви. 12 июня 1990 г. Ивано-Франковский обл. совет народных депутатов объявил о признании решений Львовского Собора «юридически и канонически неправомерными». К этому времени в Ивано-Франковске все 7 храмов были отобраны у православных: 6 оказались в руках униатов, 1 храм был занят автокефалистами. Верующим, оставшимся в юрисдикции Московского Патриархата, было предоставлено помещение бывшего детского сада. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. И.-Ф. е. в большей степени, нежели др. западнорус. епархии, пострадала от агрессии униатов и автокефалистов: если к 1 янв. 1992 г. в Тернопольской обл. действовало 273 правосл. прихода, во Львовской обл.- 166 приходов, то в Ивано-Франковской обл. сохранилось лишь 18 правосл. общин. 7 авг. 1991 г. управляющим И.-Ф. е. был назначен митр. Агафангел (Саввин) - решительный противник курса на автокефалию Украинской Церкви, взятого митр. Киевским и всея Украины Филаретом (см. Денисенко М. А.). Митр. Агафангел назначение не принял. Также не состоялся перевод на Ивано-Франковскую кафедру еще одного противника автокефалистской политики Филарета - Черновицкого и Буковинского еп. Онуфрия (Березовского) , попытку назначения к-рого Филарет предпринял 7 сент. 1991 г. Черновицкая паства не отпустила еп. Онуфрия, указ о его переводе был отменен после Архиерейского Собора 31 марта - 5 апр. 1992 г. 25 июня 1992 г. в результате усилий Денисенко, изверженного из сана и лишенного всех степеней священства Архиерейским Собором РПЦ 11 июня 1992 г. , была создана раскольническая Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), к которой присоединилась значительная часть общин в Ивано-Франковской обл., ранее состоявших в юрисдикции УАПЦ. Летом 1992 г. И.-Ф. е. пережила очередной натиск, на этот раз со стороны раскольников-филаретовцев. 22 июня на местном гос. телевидении филаретовский «Ивано-Франковский епископ» Варсонофий Мазурак призвал всех «национально сознательных» украинцев не допустить якобы готовившегося вывоза в Россию церковных ценностей из здания Ивано-Франковского ЕУ.

http://pravenc.ru/text/200517.html

Филарет (Денисенко), 1929 года рождения, — бывший иерарх Русской Православной Церкви. С 1966 года — патриарший экзарх Украины (глава церковной административной единицы в составе РПЦ). В 1990 году претендовал на кафедру Патриарха Московского и всея Руси, но проиграл при голосовании. 27 октября 1990 года возглавил новую структуру — Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, которая действует и сейчас в составе РПЦ с правами широкой автономии. В 1991 году после объявления независимости Украины митрополит Денисенко настоял на автокефалии (полной независимости) Украинской Православной Церкви. Был низложен с кафедры в 1992 году и лишен сана. Не признал решения церкви и при поддержке украинских властей и националистов создал " свою " — " Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата " . В 1997 году решением Архиерейского собора РПЦ был отлучен от церкви. В 2018 году по инициативе бывшего тогда президентом Украины Петра Порошенко и Константинопольского Патриархата Варфоломея в Киеве прошел " автокефальный объединительный собор " , на котором две раскольнические организации, УПЦ КП и " Украинская автокефальная православная церковь " , создали одну раскольническую структуру — так называемую Православную церковь Украины (ПЦУ), которая получила от патриарха Варфоломея томос об " автокефалии " . Русская Православная Церковь не признала ПЦУ и в октябре 2018 года прекратила евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 04.09.2023 18:35 Патриарх Варфоломей: Мы не будем выносить на суд других Церквей наши решения 17.03.2023 13:04 Синод РПЦ объявил о разрыве с новым главой Кипрской Церкви из-за признания ПЦУ 16.02.2023 10:10 Благовест-инфо Глава ПЦУ впервые провел службу в Трапезном храме Киево-Печерской лавры 11.08.2022 10:08 В Иерусалимской Церкви призвали всех патриархов к переговорам по преодолению раскола 19.04.2022 18:15 Благовест-инфо Мироварение на Фанаре началось без участия представителей поместных Церквей

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХАРЬКОВСКИЙ СОБОР 1992 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Харьковский Архиерейский Собор 1992 года Собор епископов Украинской Православной Церкви состоялся 27-28 мая 1992 года на территории Покровского монастыря Харькова .  Главной причиной созыва Собора стали неканонические действия митрополита Филарета (Денисенко) , который нарушил клятву, данную перед крестом и Евангелием на Архиерейском Соборе в Москве  в апреле 1992 года, не нарушать церковный мир и оставить пост предстоятеля Украинской Православной Церкви. Из-за угроз применения физической силы против архиереев созыв Собора в Киеве был невозможен, поэтому местом его проведения стал Харьков - кафедра старейшего по хиротонии архипастыря Украинской Православной Церкви митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака) . Именно митрополит Никодим возглавил работу Харьковского Собора. На Собор прибыло 17 архипастырей, митрополит Филарет (Денисенко) присутствовать на Соборе отказался . Епископ Волынский Варфоломей (Ващук) , телеграммой из Польши, где он пребывал в это время, сообщил, что согласен с решением большинства архиереев, к которому и просил присоединить его голос. Не прибыл на Собор только Львовский владыка Андрей (Горак) , сославшийся на болезнь, но и он телеграммой поддержал все решения Собора и был назначен постоянным членом Священного Синода от Западного региона Украины. Архиепископ Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) : " Собор проходил в атмосфере всеобщего духовного подъема. Хотя были и телефонные звонки с угрозами из наивысших инстанций. И вызовы, после которых владыка Никодим возвращался бледный, как бумага, но он вновь садился, брал себя в руки и продолжал вести Собор " . Решения Собора Собор внес изменения и дополнения к Уставу Украинской Православной Церкви, который Филарет, на момент его принятия Собором 25-27 октября 1990 года , во многих пунктах подстраивал под себя.

http://drevo-info.ru/articles/13680763.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010