Мн. насельники В. м. занимали архиерейские кафедры Западнорусской митрополии . В 1620 г. Иерусалимский Патриарх Феофан IV восстановил правосл. западнорус. иерархию. Настоятель В. м. архим. Леонтий (Карпович) был избран епископом Владимирским и Брестским. Архим. Леонтий скончался, не успев получить хиротонии, во архиепископа Полоцкого в том же году был хиротонисан др. насельник В. м.- Мелетий (Смотрицкий), ставший после своего возвращения в Вильно настоятелем мон-ря. В 1623-1633 гг. во главе В. м. стоял архим. Иосиф (Бобрикович; с 1633 еп. Мстиславский), к-рый добился от светских властей разрешения на строительство в обители каменной церкви. 18 марта 1633 г. вступивший на престол кор. Владислав IV Ваза пожаловал В. м. грамоту на постройку храма «по подобию других церквей и костелов, а не в виде крепости». Грамотой также подтверждался статус мон-ря при Свято-Духовском храме как общежительного по чину свт. Василия Великого; к обители приписывались 17 муж. и 2 жен. мон-ря. Братии разрешалось получать пожертвования, беспрепятственно распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, а судебные дела рассматривать в суде высшей инстанции - в главном трибунале. В 1634 г. в В. м. был построен каменный храм Сошествия Св. Духа на апостолов с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и ап. Иоанна Богослова. При В. м. продолжало существовать уч-ще, конгрегации правосл. студентов и учеников монастырского уч-ща принадлежал Константино-Еленинский придел Свято-Духовского храма. После поставления Иосифа (Бобриковича) на Мстиславскую кафедру настоятелями В. м. являлись Митрофан (Дементьянович; упом. в 1635), затем Самуил (Шитик-Залесский; упом. в 1637), происходивший из местной шляхты. Вместе со званием настоятеля («старшего») мон-ря Самуил носил также титул «наместника митрополии в Великом княжестве Литовском», т. е. ему подчинялось все правосл. духовенство митрополичьей епархии. В нояб. 1637 г. игумен В. м. Леонтий (Шитик-Залесский) ездил в Москву и получил от царя Михаила Феодоровича 200 р. в качестве пожертвования на обитель. В 1655 г., после взятия Вильно рус. войсками, были обретены и перенесены в В. м. мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , святыню поместили в пещерном склепе Свято-Духовской ц. В 1661 г. город вновь перешел к Речи Посполитой. В 1676 г. сейм запретил всем ставропигиальным мон-рям на территории Польского гос-ва обращаться по вопросам веры к К-польскому Патриарху и в спорных случаях предписал обращаться к гражданским судам.

http://pravenc.ru/text/158674.html

По избрании Иосифа Бобриковича епископом Мстиславским, игуменом братского Виленского монастыря был избран о. Митрофан Дементьев, или Дементьянович, а за ним о. Самуил Шитик-Залесский, принадлежавший к дворянскому роду и известный своей ученостью (в 1637 г.). 19 С этого времени в св. Духовском монастыре установилось правило, по которому игумен избирался только на три года, а по прошествии этого времени происходили новые выборы старшего. В ноябре 1637 года два старца Виленского монастыря, наместник Леонтий Шитик-Залесский и дидаскал училища Вениамин Севастьянович ходили в Москву за милостыней и получили от царя Михаила Федоровича 200 рублей на строение каменного своего храма, который еще не совсем был окончен. 20 Выше было упомянуто, что корпорация студентов братского училища была образцово организована, на правах «младшего братства», имевшего в монастыре свой особый придел в честь св. Константина и Елены, а из приведенной выше грамоты короля Виленскому братству (от 18 марта 1633 г.) узнаем, что при училище было учреждено убежище для бедных студентов («при том школы мешканя для убогих студентов»). При братстве была устроена библиотека из книг на разных языках. 21 Памятником литературных трудов студентов братского училища того времени является небольшая книжка, изданная ими в 1635 году, по всем вероятиям, в память скончавшегося в том же году епископа Иосифа Бобриковича, бывшего их ректора. Книжка эта носит заглавие «Эхо жалости». 22 Кстати сказать, что умерший 9 апреля 1635 г., в г. Вильне епископ Иосиф, до самой своей кончины, оставался в тесной духовной связи с Виленским крестоносным братством, о чем он сам свидетельствует в письме, написанном к Могилевскому братству, незадолго до смерти, а именно 14 марта 1635 г. В этом письме он, прося у братчиков денежной помощи по случаю своей болезни, также сообщал им, что слабое его здоровье, требовавшее врачебной помощи, побудило его оставить г. Могилев. 23 Материальные средства братства продолжали увеличиваться. Кроме отказов значительных денежных сумм и драгоценной утвари [пожертвования братчика Семена Ивановича Азарича в 1636 году, и купца Павла Коссобуцкого в 1639 году] в собственность братства за это время поступили крупные недвижимые имения; так член братств: Виленского, Львовского и Луцкого, Лаврентий Древинский, бывший неоднократно старостой Виленского братства, пожертвовал братству своей фольварк под Вильной, с кирпичным заводом, и дом в г. Вильне, на Антоколе, а после смерти Лидского помещика Александра Тризны, братство получило от него, по завещанию, дом в г. Новогрудке и небольшой участок земли для устройства монастыря в его имении. 24 , 25

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

е. Воскресенскую, Иоанно-Предтеченскую и Юрьевскую в предместье). И чрез несколько времени послал (в марте 1637 г.) грамоту новому униатскому митрополиту Корсаку, убеждая его и прочих униатских епископов нисколько не препятствовать тем комиссарам. Но не видно, чтобы и теперь отданы были в Вильне три названные церкви православным . У них по-прежнему оставалась здесь лишь одна церковь в Свято-Духовском монастыре; только этой церкви и этого монастыря уже не оспаривали у православных, посещать ее и совершать в ней богослужение им не возбраняли и у Свято-Духовского братства и монастыря ни прав, ни владений не отнимали,— все это было теперь признано правительством и ограждено законом. Старшим, или игуменом, монастыря по избрании Иосифа Бобриковича на кафедру Мстиславскую был отец Митрофан Дементиев или Дементьянович (упоминается в 1635 г.), а за ним отец Самуил Шитик-Залесский (упоминается в 1637 г.), принадлежавший по происхождению к местной городской знати и, как увидим, считавшийся одним из самых ученых мужей между православными. С этого времени в Свято-Духовском монастыре установилось правило, по которому старший монастыря избирался только на три года, и чрез каждые три года происходили новые выборы старшего. Самуил Шитик вместе с званием настоятеля монастыря носил также звание «наместника митрополии в великом княжестве Литовском» и, следовательно, был главным духовным лицом в Литве, которому подчинено было митрополитом все православное духовенство митрополичьей епархии. В ноябре 1637 г. два старца виленского Свято-Духова монастыря, наместник монастыря Леонтий Шитик-Залесский и дидаскал училища Вениамин Савастьянович, ходили в Москву за милостынею и получили от царя Михаила Федоровича двести рублей на строение каменного своего храма, который еще не совсем был окончен . При Свято-Духовском монастыре продолжало существовать училище, в котором король Владислав дозволил преподавать не только языки, но и науки, хотя не далее логики и диалектики. И памятником существования этого училища доселе остается небольшая книга, изданная его питомцами в 1635 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

6-го января, в праздник Крещения, вечером толпа, собравшись пред монастырем, бросала в окна каменьями, стреляла из ружей. Случайно бывший в Духовском монастыре слуцкий протоиерей Мужиловский ранен в голову. Бобрикович принес жалобу в городской суд, но не получил удовлетворения. В том же году, к величайшему огорчению русских, живший в Дерманском монастыре и окончательно перешедший в унию Смотрицкий издал сочинение против святодуховского братства, с которым прежде так ревностно подвизался: «Paraenesis или напоминание до пречестного братства виленского» (Краков 1629 г.). В этом сочинении он укорял братство и всю западно-русскую церковь в неправославии и протестантских воззрениях. В 1630 г. старшина братства, волынский чашник Древинский, подавал варшавскому старостинскому суду протестацию о разорении братских имуществ и об отнятых у братства в 1604 г. королевских привилегиях на владение этими имуществами. 735 Летопись Святодуховского монастыря полна такими печальными фактами. Положение дел изменилось было к лучшему, когда в 1632 г. король Владислав IV подтвердил все права и привилегии виленского братства и дозволил ему окончить постройку каменной церкви. Но это еще более разожгло фанатизм и не только не прекратило преследований, но сделало их еще более дерзкими. Бобрикович в 1633 г. посвящен был в епископа белорусского, но в 1635 г. 9 апреля скончался в Вильне, куда приглашен был братством для совещания о церковных делах по случаю приближавшегося сейма. М. Петр Могила сам прибыл в Вильну отдать последний долг святителю, пользовавшемуся весьма большим уважением в западно-русской церкви (Русск. Истор. библиот. IV стр. 89). Преемником Бобриковича был Митрофан Дементьянович, a после него, с званием митрополичьего памятника, Самуил Шитик Залеский. В 1637 году он приносил жалобу на настоятеля виленского базилианского монастыря Дубовича за нападение на погребальную процессию православных. В том же году он переведен митрополитом Петром Могилой в Слуцкий монастырь, с званием архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1534 Собр. др. акт. и грам. г. Вильны, Ковна, Трок, ч. II, 42. Вместо церкви Св. Троицы, оставленной за униатами, король предоставил православным еще три церкви: Воскресения Христова, св. Иоанна и св. Юрия на предместье, т. е. участки этих церквей; см. Макарий, Ист. рус. цер., XI, 439. 1535 «W szkoach te Kijowskich у Wileskich nieunitów po graecku у polacinie uczy pozwolamy tak jednak, eby humaniora tylko non ultra dialecticam et logicam uczyli». См. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. VI, стр. 694; тоже у Макария, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 513. 1536 Игумен Самуил должен был выдерживать жестокие нападения на Св.-Духовский монастырь и на православных со стороны настоятеля униатского монастыря Дубовича и фанатиков-монахов; см. подробности в Вилен. Акт. VIII, стр. 121–126. 1537 Макарий, Истор. рус. цер., т. XI, стр. 510. О Митрофане Дементьяновиче, см. Вил. Арх. Сб., II, 40 и Вил. Акт., стр. 117. 1538 Впрочем, надо заметить, что большинство книг братской библиотеки было увезено Мелетием Смотрицким, который перейдя в унию, не возвратил братству этих книг; Макарий, И. Р. Ц., XI, 379. 1539 Полное заглавие этой книжки: «Эхо жалости на голос рыдающего по неоплаканной смерти патрона своего, отзывающееся в конгрегации студентов св. Константина и Елены, при церкви Св. Духа»; Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 513. Кроме студенческого придела в братском Виленском монастыре был особый предел и для торговцев г. Вильны, во имя св. Иоанна Евангелиста, ibid., стр. 515. 1540 Акт. юж. и зап. России, т. II, 58. О состоянии Виленской брат. школы за время ректорства Иосифа Бобриновича, см. Харламповича, «К ист. зап. рус. прав.» 41–43. 1541 См. также запись земельных угодий в пользу православной Церкви и отдачу этих угодий под защиту и в распоряжение Виленского Св. Духова монастыря, сделанную помещиком Василием Пришихотским, в 1635 году, в Акт. Вил. Ком., т. II, стр. 67. 1542 Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 513–517. Завещание Азарича весьма любопытно. Вил. Акт, т. IV, стр. 470, см. также и стр. 476.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владислава IV Вазы правосл. грек Александр Мозелла. В 1641 г. благодаря его настойчивости был получен привилей на строительство при монастыре и братстве 2-этажного каменного здания. На эти цели Мозелла, ставший его архитектором, выделил 41 тыс. злотых. В 1647 г. в этом здании были размещены кельи, б-ка, госпиталь, школа и типография, которую братству в 1635 г. подарил странствующий печатник Сильвестр. В типографии были напечатаны первые в Луцке правосл. книги «Лямент...» и «Еликидион...». В 1640 г. «убогому монастырови… братства Луцкого» удалось выпустить небольшую кн. «Апостолы и Евангелия», перепечатанную с одноименного издания Павла Лютковича. В ней содержалась хвалебная характеристика деятельности еп. Афанасия (Пузыны) ( Исаевич. 1981. С. 95-96). Крупные денежные пожертвования во 2-й трети XVII в. позволили организовать на территории Л. м. типографское дело и собрать большую б-ку из рукописных и печатных книг. Часть книг была пожертвована мон-рю членами Луцкого братства. Уже в XVII в. в б-ке имелись богослужебные и полемические книги не только местной, но и виленской и московской печати. В 1-й пол.- сер. XVII в. обитель возглавляли: иером. Митрофан (Дементьянович; 1626-1628), Елисей (1628), Исакий (Абрамовский; 1630-1634), Леонтий (Шитик-Залесский; 1639-1648), Мелетий (1648), Александр (Мокосий-Дениско; 1649-1651), Антоний (Адамовский; 1650-1651), Самуил (Шикевич; 1652-1653), Савва (Попель; 1654). До 1648 г. в источниках содержатся упоминания о 40 монахах Братского мон-ря. В протоколах заседаний Луцкого братства зафиксированы выборы игуменов Л. м. во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.: в 1655 г. избран Лука, в 1667 г. отменены выборы о. Якубовича, в 1677 г. вместо о. Леонтия Рыбчинского избран о. Афанасий Сокальский, в 1695 г. избран о. Феодосий Падальський, в 1713 г.- о. Иов (Кондзелевич) . В этот период Л. м. фактически вновь перешел в юрисдикцию Луцко-Острожского епископа. После перехода Л. м. в унию, вероятно ок 1720 г., обитель получили василиане, игумен стал именоваться «супериором».

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Арх. Сб., VI, 139, Вил. Акт., VIII, стр. 117. 17 Собр. др. акт. и грам. г. Вильны, Ковна, Трок, ч. II, 42. Вместо церкви Св. Троицы, оставленной за униатами, король предоставил православным еще три церкви: Воскресения Христова, св. Иоанна и св. Юрия на предместье, т. е. участки этих церквей; см. Макарий, Ист. рус. цер., XI, 439. 18 «W szkoach te Kijowskich у Wileskich nieunitów po graecku у po lacinie uczy pozwolamy tak jednak, eby humaniora tylko non ultra dialecticam et logicam uczyli». См. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. VI, стр. 694; тоже у Макария, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 513. 19 Игумен Самуил должен был выдерживать жестокие нападения на Св. Духовский монастырь и на православных со стороны настоятеля униатского монастыря Дубовича и фанатиков-монахов; см. подробности в Вилен. Акт. VIII, стр. 121–126. 20 Макарий, Истор. рус. цер., т. XI, стр. 510. О Митрофане Дементьяновиче, см. Вил. Арх. Сб., II, 40 и Вил. Акт., стр. 117. 21 Впрочем, надо заметить, что большинство книг братской библиотеки было увезено Мелетием Смотрицким, который перейдя в унию, не возвратил братству этих книг; Макарий, И. Р. Ц., XI, 379. 22 Полное заглавие этой книжки: «Эхо жалости на голос рыдающего по неоплаканной смерти патрона своего, отзывающееся в конгрегации студентов св. Константина и Елены, при церкви Св. Духа»; Макарий, Ист. рус. цер , т. XI, стр. 513. – Кроме студенческого придела в братском Виленском монастыре был особый предел и для торговцев г. Вильны, во имя св. Иоанна Евангелиста, ibid., стр. 515. 23 Акт. юж. и зап. России, т. II, 58. О состоянии Виленской брат. школы за время ректорства Иосифа Бобриковича, см. Харламповича, «К ист. зап. рус. прав.» 41–43. 24 См. также запись земельных угодий в пользу православной Церкви и отдачу этих угодий под защиту и в распоряжение Виленского Св. Духова монастыря, сделанную помещиком Василием Пришихотским, в 1635 году, в Акт. Вил. Ком., т. II, стр. 67. 25 Макарий, Ист. рус. цер., т. XI. стр. 513–517. Завещание Азарича весьма любопытно. Вил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Завещание писано 17 марта 1690 г. В приписке к завещанию патриарх просит государей «еже бы иконы Богочеловека Иисуса и Пресвятые Богородицы и всех святых заповедати писати на дсках по древним переводам с греческих изображений, како видим и чудотворные иконы древних писем» и пр. 235. Симеон , в монашестве Сильвестр Медведев, вместе с известным Шакловитым Курский подьячий в приказе тайных дел; недовольный мирскою молвою, вступил в Молчанскую пустынь, чтобы свободнее заниматься книгами. «Пречистный господине отче Евфимие! благоволи у Тимофея Дементьяновича Литвинова две книги мои на польском языке Аристотелевы взять и ко мне прислать; а его книги у меня – возвращу»; так писал он из Молчанской пустыни в Москву в 1673 г. С учеными Москвы, и особенно с Симеоном Полоцким , лично познакомился он в 1670 г., когда приезжал в Москву из пустыни с игуменом. Приняв иночество в 1674 г. в пустыни, во время приезда своего в Москву самим царем Феодором (1677 г.) оставлен он был в Москве в Заиконоспасском монастыре, и, конечно, с видами для открывшегося училища при типографии. Одаренный счастливыми способностями ума, пылая жаждою просвещения, Медведев собирал везде книги и вступал в сношения с людьми учеными. По месту службы в Курске и по пребыванию в Путивльской пустыни, естественно, что он знал ученость юго-запада и без Полоцкого; но по собственному письму его, от 27 сентября 1676 г., видно и то, что к Полоцкому и его сочинениям питал он глубокое уважение. По благоволению царя Феодора поступив на место скончавшегося Полоцкого игуменом Заиконоспасского монастыря, он надеялся быть начальником академии, которую хотели открыть в Заиконоспасском монастыре. В 1685 г. отец Сильвестр чрез друга своего Шакловитого поднес грамоту Софии с своими стихами для утверждения, и она была утверждена: «поднесена януария в 25 день ввечеру, а подносил Ф. (Феодор) Л. (Леонтьевичь) Ш. (Шакловитый), и подписано ввечеру», так сказано на списке Медведева. Но вслед за тем (в марте) прибыли в Москву Лихуды, и академия отдана была в полное распоряжение их.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

е. то лицо, относительно которого дается указ) мирское тягло мирским людем». Относительно же Юрольского духовенства (священника и дьячка) указ был повторен (в сентябре 1688 г.); церковному приказчику Юрольской волости приказано было «с крестьян за причетническая земли розруб имать мимо соцкого (потому), что по указу архиерейскому (раньше данному) те деревни обелены». – Пошл. книги означенных годов; рукописи Арх. дух. сух. сем., 233, и Холм. Собора, 1463. 96 См. запись в пошл. кн. вышеозначенного указа относительно Сумского дьякона: «велено отца ево Дьяконова с промысла ево окладывать в тягло во что он достоин " … 99 Архив Арханг. Епарх. Древнехран. Отрывок (очевидно, черновой) указанной памяти в Шастозерскую волость, где излагается и все описанное дело. 102 Пошл. кн. 196 г., отдел: «сбор с грам. и пам. по челобигч. делам». Рукоп. Арх. сем. библ. 233. 104 Лопари – это малая северная народность, живущих в северной Европе: Норвегии, Швеции, Финляндии. И доля из них числятся русскими, и обитают на Кольском полуострове. – примечание электронной редакции. 106 Пошл. кн. 195 г. Рукоп. Арханг. семин. библ., 233. Памятью 19 апреля 1692 г., отпущенной в Уемскую волость, велено было ежегодно выдавать из церковной казны местной просфорне по 2 меры хлеба – ржи и жита. Пошл. кн. 200 г., рукоп. Арх. дух. сем., 233. 108 «Февраля в 20 день отпущена память на Вагу Узринской пустыни Введенской церкви к священнику Ивану Григорьеву да Пуйскозерской волости к церковному приказщику Фомке Ильину по челобитью тое ж волости Фочки Анисимова, Стахийка Потапова велено Тифоновы горы и Колоколовского и Сидоровского починка от крестьян данную к церкви землю пахать той церкви священнику Ивану или пахать, ему лесная пашня в их крестьянских згодьях где прилично при церкви в близости, а Холмовской деревни в крестьянских згодьях пахать ему лесная ж пашня и владеть пожнею Еловцом, да сверх того Тифоновы горы и Колоколовского и Сидоровского починка и Холмовской деревни всем крестьяном давать ему священнику в прибавок ржи и жита по 5-ти мер на год обоего пополам: Пошлин рубль с полтиною». (Пошл. кн. архиер. дома 200 г., отд.: денеж. збор. з грам. и памят. по челоб.). 109 23 июня 1687 г. была «отпущена память Верезницкой волости к священнику Стефану по челобитью Подвинской чети из Конецгорья новопоставленного Зосимовского священника Ивана Дементьянова велено ему десяцкому та Зосимовская церковь переписать и церковная деревня, и двор отвесть ему священнику Ивану». Пошл. кн. 195 г., отд. грам. и пам. по челобитч. дел. Рукоп. Арх. сем., 233.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...