Борис Игдалов – мастер, сумевший воссоздать «Янтарную комнату» Мы начинаем публиковать авторский цикл передач президента МедиаСоюза Елены Зелинской «Непотерянный Петербург», который выходил в эфире телеканала «Санкт-Петербург». Известные петербуржцы – ученые, писатели, философы, общественные деятели – размышляют о том, что их волнует в жизни города. Сегодня мы предлагаем читателям «Правмира» беседу с Борисом Игдаловым – человеком, сумевшим воссоздать знаменитую «Янтарную комнату». «Неподалеку от Екатерининского дворца в Царском селе, в небольшом одноэтажном флигеле, расположена Янтарная мастерская, где трудятся мастера, создающие уникальные произведения декоративно-прикладного искусства», – сообщает официальный сайт Царскосельской янтарной мастерской , известной, в первую очередь, воссозданием знаменитой Янтарной комнаты. Борис Игдалов Директор мастерской художник-реставратор Борис Павлович Игдалов (закончил Ленинградское профессиональное художественное училище при объединении «Русские самоцветы», Политехнический институт, Академию государственной службы) возглавлял этот проект с 1995 года. К этому времени у него уже был опыт работы камнерезом в объединении «Русские самоцветы», а также руководства бригадой по изготовлению флорентийских мозаик в Государственном музее-заповеднике «Царское село». Между прочим, именно по найденному в Германии оригиналу флорентийской мозаики из Янтарной комнаты смогли определить: новая работа не уступает по качеству старинной. В 2006 году Борис Павлович стал лауреатом премии Правительства РФ в области культуры за воссоздание произведения декоративно-прикладного искусства «Янтарная комната». Что такое Янтарная комната? Янтарная комната – это не просто произведение искусства, а целое явление, уже обросшее огромным количеством детективных, поисковых историй и историй воссоздания. То, что сейчас находится в Царском селе, конечно, Янтарной комнатой не является – она исчезла из города Кенигсберга. Сегодня у нас есть только научная реконструкция. Это не просто новодел (не люблю это слово) – это серьезная творческая, научная работа огромного количества людей, организаций, каждый шаг был практически мотивирован. По существу это новое произведение искусства, являющееся научной реконструкцией того предмета, который исчез в 1943-44 году.

http://pravmir.ru/hranitel-sokrovishh/

В Сергиевом Посаде пройдет творческий фестиваль для сирот и детей с инвалидностью 15 мая, 2013. Новостная служба В программе фестиваля — Гала-концерт, благотворительная ярмарка декоративно-прикладного искусства, круглый стол по обмену опытом среди добровольцев, работающих с детьми-инвалидами из разных регионов России. 15 мая. ПРАВМИР. В Сергиевом Посаде 17 – 18 мая пройдет III Открытый фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость». В нем примут участие 22 творческих коллектива из детских домов, приютов, коррекционных школ, организаций инвалидов Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района, Твери, Костромы, Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Кирова, Калуги, Владимира и др. Фестиваль творчества сирот и детей с инвалидностью призван содействовать преодолению общественной изоляции и изменению отношения к детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями здоровья, а также формированию безбарьерной среды между сиротами, детьми-инвалидами и окружающими их сверстниками. В программе фестиваля — Гала-концерт, благотворительная ярмарка декоративно-прикладного искусства, круглый стол по обмену опытом среди добровольцев, работающих с детьми-инвалидами из разных регионов России. В преддверии фестиваля специально организуется конкурс социального рисунка, компьютерной графики и фотографии «Дружба без барьеров», посвященный людям с ограниченными возможностями здоровья. Одна из основных задач конкурса — воспитание у детей и молодежи милосердия, сострадания и готовности помогать людям с инвалидностью. Итоги конкурса будут объявлены на фестивале, а лучшие работы украсят фойе ДК Гагарина в Сергиевом Посаде. 17 мая состоится отборочный тур фестиваля. Основные праздничные мероприятия пройдут 18 мая с 10.30 до 13.30 во Дворце культуры им. Гагарина (г. Сергиев Посад, просп. Красной Армии, 185): в 10.30 начнут работу благотворительная ярмарка,   выставка рисунка, мастер-классы , в 11.30 состоится праздничный Гала-концерт. Фестиваль приурочен к 700-летию преподобного Сергия Радонежского

http://pravmir.ru/v-sergievom-posade-pro...

Завершен конкурс " Память поколений " сентября 2020 Настоятель протоиерей Владимир Сорокин совершил литию по сотрудникам и студентам университета - участникам войны, напомнив, что награждение победителей конкурса приурочено к 79-й годовщине начала блокады города. В 2005 году в вузе была издана книга " Помнить всех поименно " , ответ на этот призыв звучит в названии новой книги, изданной к этому дню. Собравшиеся приняли участие в общегородской акции поминовения. Был составлен Синодик с краткими жизнеописаниями и фотографиями 493 участников войны. Имена из него были прочитаны молившимися.  Конкурс проходил в номинациях " Проза " , " Поэзия " , " Изобразительное и декоративно-прикладное искусство " , " Интерактивные проекты " . Дипломы I степени получили студентка Милич Йована (Сербия) за интерактивный проект " Великая Отечественная война. Великая память о ней " и студентка Юлия Третьякова, представившая в номинации " Проза " творческую работу " [Не]железные леди " . Дипломами II степени награждены: в номинации " Проза " - ведущий инженер Юрий Коршунов за работу " Три судьбы одного экипажа " ; доцент Илья Белоглазов за работу " Между двух мировых войн. А. Н. Кузнецов " ; студентка Вероника Тарасова за работу " Осколки памяти " ; в номинации " Поэзия " - студентка Ксения Реус за стихотворение " Памяти моего прапрадеда Петра Власова, погибшего во время войны " ; в номинации " Интерактивные проекты " - студентка Кристина Константинова за презентацию " Подвиг в небе и на земле " . III премия присуждена: в номинации " Проза " студентке Сабине Лазутовой за работу " Нюрнбергский трибунал как итог злодеяний фашизма " ; в номинации " Поэзия " - студенту Максиму Гендлину за стихотворение об участниках войны; студентке Дарье Панариной за стихотворение памяти поэта Мусы Джалиля; студентке Екатерине Тонких за стихотворение " Ветеранам " ; в номинации " Изобразительное и декоративно-прикладное искусство " - ведущему инженеру Андрею Храброву за серию работ об истории Горного университета в годы войны; студентке Екатерине Никоновой за картину " Окно в прошлое " ; в номинации " Интерактивные проекты " - студенту Денису Воронову за презентацию " Горный институт в годы войны " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ, ФЕСТИВАЛЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Эмблема фестиваля детского и молодежного творчества «Православная Русь» Фестиваль детского и молодёжного творчества «Православная Русь» Организаторами Фестиваля являются: Московская Патриархия ; ЗАО «ВО «РЕСТЭК» (Организационный комитет церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» – к Дню народного единства»); Фонд поддержки церковно-общественных проектов и программ; ООО «РЕСТЭК-Медиа». Фестиваль проводится с целью: Структура фестиваля включает ряд конкурсов по разным направлениям: конкурс рисунка, конкурс фотографии, конкурс декоративно-прикладного искусства, конкурс каллиграфии. Каждый год в Фестивале принимают участие ученики и выпускники свыше 100 детских творческих учреждений из более чем 20 регионов России, в том числе из Мурманской, Самарской, Омской, Томской, Воронежской, Ульяновской, Пензенской, Кировской, Тульской, Тюменской областей, Алтайского, Краснодарского и Красноярского краев, республик Марий Эл и Татарстан, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Поддержку Фестивалю оказывают Союз художников России, Союз фотохудожников России, Совет по детскому творчеству при Санкт-Петербургском Союзе художников, Центр непрерывного художественного образования г. Москвы, Академия красивого письма «Каллиграфик». История Фестиваля Впервые Фестиваль прошел в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – к Дню народного единства» (г. Москва) в 2007 году, на которой была организована специальная экспозиция лучших детских работ и работ победителей Фестиваля. По результатам проекта Фестивалю был присвоен статус ежегодного мероприятия регионального уровня. В 2008 году на II Фестивале был сделан акцент на расширении направлений искусства. Программа фестиваля включила конкурсы рисунка, фотографии, декоративно-прикладного искусства. В рамках мероприятия прошла благотворительная программа арт-терапии «Искусство специального назначения» для детей с ограниченными способностями.

http://drevo-info.ru/articles/21689.html

В Санкт-Петербурге проходит выставка, посвященная традициям празднования Пасхи 10 апреля, 2012. Новостная служба Около 500 экспонатов — предметы декоративно-прикладного искусства, графика, открытки, фотографии, плакаты, афиши, книги — рассказывают о праздничных службах в храмах и крестных ходах, о подарках, пасхальном столе, народных гуляниях, балах и спектаклях. 10 апреля. ПРАВМИР. В Петропавловской крепости Санкт-Петербурга проходит выставка, посвященная традициям празднования Пасхи, сообщает Вода Живая . Экспозиция составлена из материалов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея истории религии, галереи Императорского фарфорового завода (ИФЗ), Российской Национальной библиотеки и Центрального архива кинофотофонодокументов. Около 500 экспонатов — предметы декоративно-прикладного искусства, графика, открытки, фотографии, плакаты, афиши, книги — рассказывают о праздничных службах в храмах и крестных ходах, о подарках, пасхальном столе, народных гуляниях, балах и спектаклях. Не оставлена вниманием и печальная тема антирелигиозной пропаганды советского периода. Часть экспозиции рассказывает о современных традициях конца ХХ — начала XXI века. «Эта выставка — не просто одна из ряда других, но особая, ведь она говорит о Воскресении Христовом, открывающем смысл человеческого бытия. До- и внехристианские религии ответа на этот вопрос дать не смогли. Пасха — такое время, когда даже маловерующие становятся более неравнодушными к вере. Праздник из храма приходит в дома людей. Из экспозиции можно увидеть, как в дореволюционные времена Пасха проявлялась и в духовной, и в повседневной жизни», — отметил настоятель Петропавловского собора игумен Александр (Федоров). О событиях, происходивших в Иерусалиме около 2000 лет назад, напоминают Евангелие 1910 года, старинные иконы («Воскресение», «Сошествие во ад», «Распятие», «Снятие со креста»), а также литографии, запечатлевшие святые места Скорбного пути Христа на Голгофу. Большой интерес представляют подлинные пасхальные облачения священнослужителей XIX столетия. Богатейшая коллекция праздничных открыток и подарочных яйц соседствует с современной издательской продукцией и изделиями из фарфора, стекла, дерева, металла, камней, бисера, папье-маше.

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburge-pro...

М.К.Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство.Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894-1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске (1896-1899). Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиан, серьезно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею. Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С.И.Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А.Н.Бенуа, С.П.Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». Заветной мечтой М.К.Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества. Истинной страстью М.К.Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С.Т.Коненкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

Глава Смоленской митрополии выступил на открытии международного фестиваля фольклора и ремесел «Славянское братство» 6 июня 2016 г. 15:07 4 июня 2016 года на территории Гнёздовского археологического комплекса (Смоленская обл.) состоялся Международный фестиваль фольклора и ремесел «Славянское братство». Цель фестиваля — сохранение, развитие, популяризация народного творчества и традиционной народной культуры регионов России и братских славянских народов; расширение и укрепление межкультурных связей; поддержка и развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства; сохранение традиционного фольклора и ремесел; расширение знаний о родном крае и историко-патриотическое воспитание молодежи. Участниками стали фольклорные ансамбли, сказители и музыканты, фольклорные театры, ученые-этнографы, краеведы, мастера народных промыслов. Вниманию собравшихся были представлены военно-полевые лагеря X века, средневековая таверна, лучный тир, ярмарка-выставка изделий мастеров декоративно-прикладного творчества, творческие мастерские, квесты, игры, конкурсы, викторины и многое другое. Гостей фестиваля, состоявшегося в рамках реализации регионального проекта партии «Единая Россия» «Гнездовские курганы», приветствовали митрополит Смоленский и Рославльский Исидор , рукодитель Департамента Смоленской области по культуре и туризму Е.Н. Филимонов, депутат Государственной Думы РФ А.В. Туров, представители деловой и культурной сферы. После завершения официального открытия праздника начался концерт с участием творческих коллективов и исполнителей Смоленска, Смоленской области и Республики Беларусь. Гости мероприятия имели возможность также посетить практические семинары с участием домов ремесел и центров творчества «Народные ремесла и фольклорные традиции: прошлое, настоящее и будущее», побывать на ярмарке педагогических идей и отправиться на экскурсию по Гнёздовскому археологическому комплексу. Смоленская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

«Образ Античности» — сборник статей С. С. Аверинцева, посвященный нескольким главным его темам: риторике и рационализму, «литературе» и «словесности», жизни мысли и слова в разных культурах и эпохах. В конце концов смысл этой книги Аверинцева можно определить как раздумье над «средиземноморским почвенничеством», христианской Европой как синтезом двух начал — античного и библейского, их сложными пересечениями и взаимовлияниями: в данном случае античному началу отдано больше места, но и библейское, христианское начало не забыто. Ко всему прочему Аверинцев чудесно пишет: его эссе — чистое наслаждение, даже если вы далеки от их проблематики. «Эстетика поздней античности (II–III вв.)» — работа Виктора Бычкова, исследующая эстетические идеи раннехристианских авторов II–III вв. Раннехристианская эстетика рассматривается как переходный этап между Античностью и Средневековьем. Интерес работы в том, что ранняя патристика, казалось бы, вообще не затрагивала вопросов эстетики, а в тех редких случаях, когда это происходило, она занимала скорее антиэстетические позиции: и вот именно в этом материале Бычков ищет новые идеи, которые зародили средневековую эстетику. Эстетические идеи неоплатоников, эпикурейцев, стоиков, гностиков, манихеев и т. д. приводятся как контекст формирования патристической эстетики. «Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI–XVII вв.» — коллективная монография под руководством В. В. Бычкова, выдающегося исследователя христианской культуры. Книга откроет богословскую природу следующих тем: эстетическое сознание Древней Руси; образ Софии Премудрости Божией как символ Древней Руси; поэтика литературы; эстетика древнерусского города; поэтика архитектуры; эстетика древней пластики; архитектура; живопись; декоративно-прикладное искусство; церковно-певческое искусство; постсредневековые реминисценции; Симеон Полоцкий; Юрий Крижанич; Николай Милеску Спафарий; «Урядник сокольничья пути»; теория живописи; музыкальная эстетика; поэтика литературы; эстетика первого театра; эстетика города; архитектура; живопись; декоративно-прикладное искусство; традиционное направление церковно-певческого искусства; барочные формы музыкальной культуры. Музыка

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

490 Беленькая Д. А. Медная пластика городов Московской Руси XIII–XV веков//КСИА. Вып. 208. 1993. С. 15. 491 Романченко Н. Ф. Образны старинного литья//Материалы по русскому искусству. Худож. отдел ГРМ. Т. 1. Л., 1928. С. 40. 492 Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X–XV веков). М., 1981. С. 40–41. Рис. 14. б. 493 Гнутова С. В. Новгородское медное художественное литье (мелкая пластика) XIV–XV веков//Декоративно-прикладное искусство Новгорода: Художественный металл XI–XV веков. М., 1996. С. 337. 494 Рындина Н. В. Технология производства новгородских ювелиров X–XV веков//МИА. 117. 1963. С. 239. 495 Geoff Egan and Frances Pritchard. Dress accessories c. 1150 – c. 1450. London: HMSO. P. 124, 126. 497 Ениосова Н. В, Медная матрица из Гнездова: функция и контекст//Великий Новгород в истории средневековой Европы. М., 1999. С. 71. 499 Хухарев В. В. К вопросу об изображениях святого мученика Никиты, изгоняющего беса, на крестах и иконках из Твери//Тверской археологический сборник. Вып. 1. Тверь, 1994. С. 212. 500 Олейников О. М. Новые материалы по исторической топографии бывшего Затьмацкого посада г. Твери//Тверь. Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 2. Тверь, 1997. С. 185. 503 Романченко Η. Ф. Образцы старинного литья//Материалы по русскому искусству. Худож. отдел ГРМ. Т. 1. Л., 1928. С. 38–39. Рис. 1:9. 506 Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., 1985. С. 26. 508 Беленькая Д. А. Наследие домонгольской Руси в ремесле X1V–XV веков//Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 224. 510 Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Древнерусские энколпионы. Нагрудные кресты-реликварии XI–XIII веков. СПб., 2003. С. 218–220. Табл. 146–147. 511 Янин В. Л., Зализняк А. А. Берестяные грамоты из раскопок 2002 года//Вопросы языкознания. 2003. 4. С. 7. 513 Малыгин П. Д. Средневековые письменные источники о топографии Твери//Тверской кремль: комплексное археологическое источниковедение (по материалам раскопа Тверской кремль – 11. 1993–1997 годы). СПб., 2001. С. 85–89.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Закрыть Рогатина XII века с серебряным декором в тератологическом стиле «Сребряно строужие» князя Игоря Святославича 19.01.2015 859 Время на чтение 28 минут В предлагаемой работе дано описание копья-рогатины с плакированной серебром втулкой, декорированной в тератологическом стиле. Декор наконечника копья объединен идеей Мироздания и перекликается с декором древнерусских церквей. Рогатина датирована XII веком на основе сравнительного анализа типологических характеристик копья, техники и стиля орнамента. Определено, что это копье является высоким образцом оружейного дела и декоративно-прикладного искусства Древней Руси и принадлежало персоне высокого статуса. Показано, что место находки соответствует театру военных действий, описанных в «Слове о полку Игореве» и синхронных летописях. Сопоставление времени создания копья и упомянутых событий позволяет предполагать, что вводимый в научный оборот артефакт мог иметь прямое отношение к битве князя Игоря с половцами. Таким образом, можно считать окончательно установленным место битвы и пленения князя Игоря. Совокупность фактов, полученных в результате комплексного историко-культурного и естественнонаучного исследования, подтверждает аутентичность «Слова о полку Игореве». В начале 2014 года на открытом электронном аукционе антиквариата в частную коллекцию было приобретено копьё - рогатина, найденное в лесу местным жителем Харьковской области. Небольшая глубина местонахождения и хорошо дренируемая почва помогли артефакту довольно хорошо сохраниться (рис.1). Артефакт, безусловно, представляет исторический и художественный интерес, поскольку относится к редкому типу оружия с гравировкой по серебряному покрытию, которая украшает тулью рогатины и основание лезвия (рис. 1, 2 А-Г). Поскольку находка не принадлежит определенному археологическому комплексу, то датировать ее возможно только сравнительным методом, анализируя принадлежность к известному типу копий, а также по соответствию орнамента и техники его исполнения определенному этапу развития декоративно-прикладного искусства. Дано описание изображений декора рогатины и их трактовка с позиций языческой мифологии и христианского мировоззрения. Изображения объединены общим смыслом и являются своеобразным отражением средневекового восприятия Мироздания. Эта же идея заключена в декоре храмов Древней Руси домонгольского периода. Комплексный сравнительный анализ позволяет датировать артефакт XII веком.

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/19/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010