архитектуры. В К.-С., т. о., органично сочетались новые византийские веяния и классические античные устои. Пространство интерьера базилик хорошо освещалось. Искусная резьба дополняла декор фасадов. Рельеф в виде «сирийской ленты» из сочетания нескольких профилей над арочными проемами подчеркивал вертикальные ритмы пилястр под арками и угловых опор октагона. В отличие от экстерьера профили здесь дополнены обильным декором с рядами всевозможных плетенок и растительными орнаментами в виде аканфовых и лавровых листьев, волнообразно вьющихся стеблей с зубчатыми листочками, бусин, веночных плетений. Горельефный пояс в виде малых арочек украшал триумфальную арку конхи апсидального полукружия. Апсиды являлись средоточием декоративных элементов всего комплекса. У пят некоторых арок профильная лента имела «отвороты» в виде волют, что встречалось и в др. сир. храмах (Дейр-Сета, Бакирха). Неск. колонн и пилястр венчали коринфские капители с развевавшимися от «неземного» ветра листьями аканфа. Подобная форма капителей была довольно необычной даже в сирийских храмах и использовалась только в вост. базилике в Бакирхе, в Дар-Кита. В VI в. этот мотив появился в постройках К-поля, региона Эгейского м. и Италии (собор Св. Софии в К-поле, базилики св. Димитрия и Св. Софии в Фессалонике, базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне). Наряду с подобными капителями в К.-С. были и простые коринфские капители с жестким аканфом, и псевдоионические - со схематизированными волютами и с мотивом креста между ними. Четкого распределения капителей не было, хотя капители с развевавшимся аканфом чаще встречались в октагоне, а простые - в базиликах. Т. о. являясь крупнейшим проектом своего времени, К.-С. внес существенные новшества в развитие христ. архитектуры в Сирии и во всем Средиземноморье. Главной ценностью его композиции стал опыт соединения центрической (октагон) и базиликальной форм культового здания. К.-С. был одним из звеньев на пути формирования концепции центрических купольных храмов, появившихся в Византии в VI в.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

Рядом с селением был мон-рь столпника Гавры (имя в надписи неясно; сир.   - мужчина либо Гавриил). В комплекс мон-ря (Dayr Babisqa A), имевшего ограду, входят часовня, остатки столпа, саркофаг и цистерна для воды. Бакирха (Араб.  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 72-75, 79; Burns. 1999. P. 56-57; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 944, 1027), одно из наиболее сложно устроенных поселений в горах Бариша; расположено на сев. краю плато, над Антиохийской равниной (долина Амук; тур. Амык); относится к самым ранним поселениям среди М. г. Его основу составляет храм Зевса Бомбоса: скорее всего первоначально он имел посвящение в честь местного семит. божества, к-рое в эллинистическую эпоху было отождествлено с Зевсом. Это одно из наиболее сохранных античных святилищ в Сирии. Целла основного здания сохранилась наполовину; от переднего 4-колонного портика осталась только колонна с коринфской капителью. Портик, окружавший главный храм, почти полностью утрачен, но уцелели монументальные пропилеи. Надпись на них указывает, что они были возведены в 162/3 г. по Р. Х. Поселение со святилищем у подножия холма, возможно, существовало еще до Р. Х.; по интерпретации Чаленко, оно изначально было храмовой собственностью. Во II в. по Р. Х. здесь появились первые маслодавильни, вероятно принадлежавшие храму. Позднее производством оливкового масла стали заниматься и частные хозяева. Постепенно застройка Бакирхи расширялась и спускалась вниз по склону холма, и здания визант. эпохи заняли его нижнюю часть. Здесь присутствуют 2 значительные базилики. Базилика на вост. конце поселения была построена в 546 г. Хорошо сохранились ее зап. фасад, нартекс и алтарная часть. Оставшиеся участки стен и конструкций богато украшены резьбой по камню. Эта базилика представляет собой один из лучших и наиболее роскошных образцов, демонстрирующих мастерство визант. резчиков М. г. и пристрастие заказчиков храма к нарядной архитектуре. Стены украшены неск. тонко выполненными лентами орнаментов, к-рые затейливо вьются вокруг дверных проемов, окон и др. конструктивных деталей здания. Формы декора зап. портала церкви сделаны по образцам подобных построек архит. Маркиана Кира. Зап. базилика сохранилась плохо. Согласно надписи, она была построена в 501 г., но нек-рые ее части, вероятно, относятся к более раннему периоду. Предположительно вокруг нее в VI в. существовал мон-рь. В его внутреннем дворе, рядом с базиликой, находился баптистерий в виде почти кубического сооружения, также богато украшенный резным орнаментом. В 500 м к северу от Бакирхи находятся развалины мон-ря Дайруна (  ) (TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1105). Мон-рь был обнесен стеной. В его центре небольшая однонефная церковь (10,44×6,2 м), вероятно VI в., также оформленная разнообразными орнаментами. Здесь же находятся мавзолей и высеченный в скале саркофаг. Бамукка

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Из второй группы больше всего нашим участникам экспедиций 2000-х годов запомнились Бакирха с храмом Зевса (161) и церквами V века, а также Кальб-Луза с большой трехнефной базиликой предположительно в честь архангелов Михаила и Гавриила (вторая половина V века). Ее притвор фланкирован двумя башнями (характерная черта одного из типов сирийских храмов), а единственная апсида украшена снаружи колоннами. Пора­жает своей искусностью декор храма — карнизы, архивольты, капители, обрамления арок, порталы с тонкой резьбой, монограммы Христа. Наконец, в третьей группе выделяются Фафертин с одной из древнейших датированных христианских церквей (372), Хараб-Шамс, Мушаббак и Басофан с церковью Святого Фоки (491–492). Самый северный из «мертвых городов» — античный город Кир с руинами базилики, под которой покоились мощи святых Космы и Дамиана Аравийских, обезглавленных в 280-е годы (память 17 октября). В честь святых город получил второе название — Агиополис. Именно в сирийских «мертвых городах» можно хорошо проследить формирование архитектуры христианских храмов от простых домовых церквей, устроенных в жилых домах во II–III веках, через зальные церкви IV века (в Кирк-Бизе) к большим трехнефным базиликам в Хараб-Шамсе (IV–V), Мушаббаке и Кальб-Лузе (вторая половина V века). Большое опасение вызывает сов­ременное состояние «мертвых городов», так как их большая часть ныне контролируется оппозиционными силами так называемой Свободной армии Сирии и других формирований. Могут быть расхищены или даже разрушены многочисленные памятники архитектуры и искусства, в том числе саркофаги IV–VI веков. Монастыри Наряду с Египтом горы близ Антиохии с III века служили местом подвижничества первых монахов. Среди них были затворники, жившие в подземных цистернах для воды, аскеты, носившие тяжелые цепи, и др. B V beke развилось движение столпничества — уединения на горе или столпе. Самым известным среди них стал святой Симеон Столпник Старший. Около 40 лет вплоть до своей кончины в 459 году он жил в 30 км к северо-западу от Алеппо, на вершине столпа диаметром около 1,1 м и высотой 16,2 м, нижняя часть которого сохраняется до сих пор.

http://pravmir.ru/drevnyaya-siriya-kotor...