1323 Акт по вопросу о снятии клятв 16661667 гг.: Указ Временного патриаршего синода от 28 апреля 1929, преосв. митр. Евлогию. – Акты Московского Престола. 34. 1324 Проще всего это было бы объяснить тем, что митр. Сергию и членам его Синода не были доступны архивы, и они пользовались тем, что было под рукой, то есть опубликованными материалами Предсоборного присутствия. Однако упоминание материалов Предсоборного совета все-таки ожидается, поскольку митр. Сергий принимал участие в работе этого органа. К тому же митр. Саратовский Серафим (Александров) , составлявший проект соборного определения о клятвах, прекрасно знал историю обсуждения этого вопроса. В указе митр. Сергия, рассылаемом вместе с Деянием, это специально оговаривалось. «Среди членов Синода, – писал митр. Сергий, – присутствует преосвященный митрополит Саратовский, бывший деятельным участником по вопросу о названных клятвах и в Предсоборном присутствии, и в отделе Поместного Собора и даже выбранный отделом в качестве докладчика Собору выбранного проекта постановления об отмене клятв. Я обратился к владыке-митрополиту с просьбою выработать проект Синодального определения по сему вопросу, и владыка, имея под руками копию соборного проекта и применительно к нему и выработал определение в виде «Деяния», которое в редактированном мною виде я и предлагаю рассмотрению Синода» (Акты Московского Престола. 3). 1327 Екимов Авдий Иосифович (187427.01.1972). В молодости служил певчим, корректором в типографии Горбунова при Преображенском богадельном доме в Москве. В 1921 переехал в Латвию, избран наставником Лубанской старообрядческой общины, затем наставником 1-й Двинской (Даугавпилсской) общины. В 19271931 издавал «Старообрядческий календарь», был председателем Духовной комиссии (с 1922) и членом Центрального комитета по делам старообрядцев Латвии. Служил наставником в различных старообрядческих общинах Латвии. Скончался в Даугавпилсе (Религиозная деятельность). 1328 Елевферий (Богоявленский; 186931.12.1940). В 1889 – окончил Курскую ДС, учитель церковно-приходской школы. 1890 – иерей, вскоре овдовел. В 1904 окончил СПбДА, канд. богосл., иеромонах, препод. Подольской ДС. 1906 – инсп. Холмской ДС. 1909 – архимандрит, ректор Смоленской ДС. 1911 – еп. Ковенский, вик. Литовской епархии. В 1917 врем. упр. Литовской епархией. Член Собора 19171918 гг. по должности как упр. Литовской епархией. 1921 – еп. Литовский и Виленский. Не признал польскую автокефалию и был заключен в католическом монастыре. В 1923 освобожден по настоянию литовского правительства и переселен в Ковно. 1928 – митр. 1930 – упр. западноевропейскими приходами. Скончался в Ковно (Обзор I. 287).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Для противников халкидонского вероопределения признание во Христе двух природ означало признание двух ипостасей (несторианство). Решая вопрос о способе сосуществования в едином лице Христа совершенного Божества и совершенного человечества, «умеренные монофизиты» развили учение о «единой сложной природе Богочеловека». Христологическое учение ААЦ формировалось в оппозиции халкидонскому вероопределению. Его формулировки, содержащиеся в соборных канонах и исповеданиях веры V-XII вв., нередко вырабатывались в ходе регулярно возобновлявшихся переговоров о воссоединении с правосл. Церковью. В сер. VI в. на подвластных Византии арм. землях имп. Юстиниан I начал преследования противников Халкид. Собора, что приводило к возраставшему отчуждению между греками и армянами. Двинский II Собор (554/55), деятельное участие в к-ром принял сириец яковит Абдишо , открыто осудил Халкид. Собор, впервые прервав общение с признающими его правосл. Церквами. Не последнюю роль в этих событиях играло давление со стороны сасанидского Ирана, всячески способствовавшего углублению церковных разногласий армян с Византийской империей. Вскоре политика гонений со стороны имп. администрации была прекращена и уступила место попыткам преодоления церковного раскола между К-полем и Востоком. При имп. Маврикии в К-поле организовывались религ. диспуты с армянами, закончившиеся безрезультатно: в 584 или 591 г. Собор ААЦ в Двине подтвердил решения Собора 554/55 г. и осудил халкидонские вероопределения, позднее еще раз осужденные и анафематствованные на Двинском Соборе 607 г. при католикосе Аврааме I. В 1-й пол. VII в. имп. Ираклий , искавший поддержки со стороны вост. христиан во время долгой войны с Ираном, стремился объединить сторонников и противников Халкидона. После трудной победы над персами, добытой при активнейшем участии его союзников-армян, Ираклий направил католикосу Езру послание с изложением вероисповедания. Езр отправился в Феодосиополь (арм. Карин, совр. Эрзурум) для встречи с императором, во время к-рой удалось рассеять взаимные предубеждения, в знак чего Ираклий причастился с католикосом из одной чаши (ок.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Евреинов Николай Николаевич (1853–?) – помещик, камергер. Депутат III и IV Гос. Дум от Витебской губ., окт., центр. Окончил Александровский лицей. В 1975 г. поступил на службу в Министерство финансов, в 1877 г. командирован в главное казначейство действующей армии. Почетный мировой судья. – 329, 348. Евсеев Илья Тимофеевич (1877 – после 1917) – сын крестьянина Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губ. Депутат IV Гос. Думы от Санкт-Петербургской губ., центр., прогр. С 9 лет помогал отцу своим заработком. Окончил церковноприходскую школу, а затем двухклассное училище, после чего поступил в земскую учительскую школу, которую окончил в 1897 г. Пробыв 5 лет сельским учителем у себя на родине, поступил на службу в губернское ведомство в качестве сотрудника оценочно-статистического отделения. В 1908–1911 гг. состоял членом Ямбургской уездной земской управы, откуда перешел вновь на службу в губернское земство на должность земского страхового агента. С 1913 г. гласный Ямбургского и СПб земских собраний, член училищного совета и председатель волостного суда. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. (сложил полномочия члена Собора). Член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). После Октябрьской революции в эмиграции. – 304, 355 Екатерина II Великая (21.04.1729–06.11.1796) – российская императрица с 1762 г. – 21, 115, 259 Елена – игумения Красностокского монастыря. – 190 Елизавета Федоровна (03.06.1864–1918) – прмц., вел. кн., супруга вел. кн. Сергея Александровича. Канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 04.04.1992.–142, 288, 301 Еникеев Гайса Хамидуллович (1865–?) – мусульманин. Депутат III Гос. Думы от Казанской губ. и IV Гос. Думы от Оренбургской губ., товарищ секретаря IV Думы. Окончил татарскую школу. Работал учителем в Оренбургском округе, после выхода в отставку был директором суконной фабрики. – 349 Ермолаев Михаил Кондратьевич (1881–?) – крестьянин-земледелец, старообрядец. Депутат III Гос. Думы от Витебской губ., умерен., прав., нац. Окончил Двинское городское училище. Член «Союза русского народа». – 327

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

А. В. Назаренко Иконография Ранние иконы А. до нас не дошли, однако описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. подтверждают факт существования таких икон, возникших в связи с канонизацией святой в 1439 г. В иконографической традиции кон. XVII в. сложились 2 извода. 1-й представляет А. в царских одеждах, напр., на полях иконы Божией Матери «Знамение» из ц. арх. Михаила на Торгу (НГОМЗ. Инв. 7637, XVIII в.); в росписи Мартириевской паперти новгородского Софийского собора, 1893-1896 гг., выполненной артелью Н. М. Сафонова. Каликинский иконописный подлинник, кон. XVIII в., содержит следующее описание облика А.: «В венце царском, на главе плат, аки и Елены царицы, и ризы таковые же, в руке крест» (БАН. Двинское собр. 51. Л. 274). 2-й извод представлен рядом икон «Собор Новгородских святых» кон. XVII в., на к-рых А. изображена в монашеском облачении. Образ княгини в схиме с надписью на нимбе: «С кн Анна, мати Владимирова» помещался на иконе «Русские святые» 1814 г., написанной Петром Тимофеевым (ЦАМ. СПб; не сохранилась). Именно этот извод получил распространение в правосл. иконописании XX в. в России и в Швеции, где А. почитается особо. Лит.: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 620-621, 231; Т. 2. С. 52-53. Г. Р. Столова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/115550.html

Армения. Источник: photosight.ru Тот же Евсевий Кесарийский упоминает о письме святителя Дионисия Александрийского «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан» (VI, 46. 2). Письмо датируется 251–255 годами, следовательно, в середине III века в Армении существовала христианская община, возглавляемая епископом и признанная Вселенской Церковью. В начале IV века (традиционная дата — 301 г.) святой Григорий Просветитель, сам потомок Арксаидов, претерпел множество мучений от армянского царя Тирдата. Однако Григорий сначала исцелил царя, наказанного Господом душевным недугом за истязание девы Рипсимии, Гаинии и с ними 35 дев (память их празднуется в один день со святым Григорием 30 сентября/13 октября), а потом и обратил ко Христу. После этого он был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской, а вернувшись в Армению, начал массовое крещение народа, строительство храмов, открытие школ. Таким образом, Армения является древнейшим из доныне существующих государств, где христианство было утверждено в качестве официальной религии. В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, осудивший арианство и подтвердивший приверженность Православию. С этого момента ее предстоятель носит титул католикос Великой Армении (от греческого katholikos – «всеобщий» епископ). В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры, получила автокефалию. В 387 году Великая Армения была разделена, и вскоре ее западная часть стала провинцией Византии, а восточная часть в 428 году оказалась присоединена к Персии. Персидские цари Сасаниды безуспешно пытались навязать армянам зороастризм. В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, что позволило перевести на национальный язык богослужение, Священное Писание, творения Отцов Церкви. Представители Армянской Церкви присутствовали на I (325 г.) и II (381 г.) Вселенских Соборах; также были приняты решения III (431 г.) Вселенского Собора. Но IV Вселенский Собор состоялся в 451 году в г. Халкидоне без участия армянских епископов. Армянские богословы отказались признавать его решения, а на II Двинском соборе 554 года определения Халкидонского Собора и исповедание православной веры святителя Льва Великого были официально отвергнуты и осуждены. Так Армянская церковь отпала от Православия. Однако значительная часть армян осталась в общении с Вселенской Церковью, перейдя в подчинение Константинопольского Патриархата.

http://pravmir.ru/xristianstvo-v-armenii...

Указ. соч. СПб., 1886). Более подробное описание золотого креста на этой же иконе даёт другой источник: «в привесе у образа наперсный крест золотой чеканный с мощами и золотой цепочкой, обнизанный жемчугом, коего счётом 235, весу в нём с цепочкою, мощами и жемчугом 40 золотников» (Балов П. Сольвычегодский Благовещенский собор//Вологодские губернские ведомости. 1841. 47). По описи 1627 года имущества Максима Максимовича Строганова среди имущества отца Максима Яковлевича упоминаются благословенные серебряные и золотые кресты-мощевики: «благословение Божие милосердие кресты серебряные золотые с мощами и без мощей и один крест Яковлевской (т. е. деда. В. И.) золотой с мощами... и крест резной на золоте з жемчюги з бурмыньскими...» (Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI–XVII веках. М., 1962). До настоящего времени золотые кресты не сохранились. Один наперсный золотой крест, по преданию принадлежащий Анике Строганову, в 1922 году был изъят в числе других ценностей из Древлехранилища г. Сольвычегодска Экспертной комиссией Северо-Двинского Губисполкома и отправлен в Гохран (Ешкилев В. А. Город Сольвычегодск и памятники былой его культуры. Великий Устюг, 1926. С. 26). 1326 В храме «под колоколы» сольвычегодского Благовещенского собора имелся «Крест писмяной древяной, Распятие Господне, Поставление ... Никиты Строганова». В приделе Космы и Дамиана Благовещенского собора: «крест благославеной на золоте». «В алтаре за престолом крест. Распятие Господне, благословенный, на золоте... Положение... Никиты Григорьева Строганова» (Савваитов П. Указ. соч. СПб., 1886. С. 98, 99). 1327 Стерлигова И. А. Новозаветные реликвии в Древней Руси//Христианские реликвии в Московском Кремле. Каталог выставки. М., 2000. С. 19–32. 1328 Кроме богослужебных крестов (воздвизальных, напрестольных и водосвятных), мощи в XVI –XVII веках вкладывались также в наперсные («воротные» или «что носят на вороту»), колыбельные и тельные кресты. Архивные документы и сохранившиеся предметы свидетельствуют, что запрестольные или выносные кресты не являлись мощевиками.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

10-13 сент. 1918 г. местные чекисты под рук. комиссара секретно-оперативного отдела Губчека А. Г. Козе произвели в И. П. м. обыск. Сестры встретили их градом камней. 11 окт. того же года постановлением Северо-Двинского губисполкома И. П. м. был официально закрыт, сестры зарегистрировали Предтеченскую производственно-потребительскую общину, 4 нояб. 1918 г.- сельскохозяйственную коммуну, в к-рую осенью 1920 г. вошли Знаменская и Троице-Гледенская коммуны. 9 окт. 1920 г. в корпусах И. П. м. был открыт Северо-Двинский ун-т с общежитием, с квартирами для преподавателей, с клубом-б-кой, со столовой. К весне 1921 г. Предтеченская община (более 300 сестер) была выселена за пределы города. Советские чиновники называли общину «религиозной ассоциацией, гнездом всех антисоветских культов, феодальным замком в социалистическом государстве». В дек. 1921 г. ун-т был закрыт (остался лишь рабочий фак-т как самостоятельное учебное заведение). 11 июля того же года сгорели леса и рухнул купол нового собора. 16 авг. 1922 г. служба в И. П. м. прекратилась. В авг. 1924 г. в помещениях И. П. м. открылась 4-я щетинная фабрика. В 1927 г., с ликвидацией рабфака, вся территория обители была передана объединенной щетинно-волосяной фабрике (с сер. 30-х гг. XX в. щетинно-щеточная) объединения «Госторг» с клубом, с 1932 г.- со школой ФЗУ. На территории И. П. м. был установлен памятник В. И. Ленину (демонтирован в нояб. 2001). К окт. 1926 г. были сняты все колокола. В марте 1927 г. начались работы по разборке нового собора (кирпичи отправлены в Архангельск для строительства лесозавода), в кон. 20-х гг. XX в.- 1932 г. были разобраны старый собор и колокольня. В 1928 г. монастырская коммуна за городом была окончательно ликвидирована. В окт. 1941 г. на Великоустюгскую щетинно-щеточную фабрику были эвакуированы Гомельская и Одесская щетинные фабрики. К 2010 г. в сохранившихся зданиях монастыря функционирует ЗАО «Великоустюгская кисте-щеточная фабрика» (ул. Красноармейская, 40). Училищный корпус с домовой ц.

http://pravenc.ru/text/577912.html

П. избегал упоминания об «Эктесисе», не принимая его, но и не осуждая открыто. Переговоры продолжались до 648 г., когда имп. Констант II издал «Типос» (CPG, N 7620; RegPatr, N 300; изд.: ACO II. Vol. 1. P. 156-163), вдохновителем или автором к-рого мог быть П., понимавший, что «Эктесис» был серьезным препятствием на пути к достижению примирения с Римом. Папа не только не принял «Типос», но и отлучил ревностно защищавшего его П. В ответ патриарх К-польский приказал опрокинуть алтарь во дворце Плацидии, служившем резиденцией папского апокрисиария, и запретил Мартину (впосл. папа Римский исп. Мартин I ), занимавшему этот пост, совершать литургию в К-поле. В конечном итоге Мартин покинул столицу и вернулся в Рим. В мае 649 г. скончался папа Теодор. Избранный новым папой Мартин I не получил подтверждения со стороны императора. Папа созвал Латеранский Собор, на к-ром осудил монофелитство, П. не признал этого осуждения. В это время из Равенны прибыл экзарх Олимпий с поручением арестовать Мартина и добиться от рим. клира подписания «Типоса». Однако вместо этого Олимпий пошел на соглашение с папой и провозгласил себя императором. В К-поле на деятельность Мартина смотрели как на церковный аспект мятежа Олимпия. Впосл. папе инкриминировали среди проч. преступлений поддержку Олимпия. Liber Pontificalis приписывает инициативу ареста Мартина не столько императору, сколько П. Однако то, что отказался делать Олимпий, осуществил новый экзарх Феодор Каллиопа, назначенный императором в Равенну после скоропостижной смерти Олимпия и восстановления визант. власти в Италии. В 653 г. папа Мартин был арестован в Риме и доставлен в К-поль, подвергся допросам и общественным поруганиям в сенате и на ипподроме. П. в это время уже находился при смерти. Когда император, посетивший патриарха незадолго до его кончины, рассказал ему о наказании, к-рому подвергли папу, П. опечалился, что носитель священнического сана претерпел такое поругание. Не добившись примирения с Зап. Церковью, П. продолжал дело монофелитской унии на востоке, в первую очередь в Армении. В 648 г. он направил послание представителям Армянской Апостольской Церкви , в к-ром призвал их строго держаться достигнутых при Ираклии договоренностей, не отвергать Халкидонский Собор и принять Томос папы свт. Льва I Великого . Однако, несмотря на то что с посланием, где было выдвинуто подобное требование, обратился к армянам имп. Констант, ответ Двинского Собора (648) был отрицательным. По сообщению Себеоса, отцы Собора направили императору и патриарху развернутые послания с изложением аргументов относительно того, почему не может быть принят Халкидонский орос (подробнее см. в ст. Двинские Соборы Армянской Апостольской Церкви ). Монофелитская позиция П. послужила причиной его осуждения Вселенским VI Собором .

http://pravenc.ru/text/2578511.html

В конце VI века императором Византии становится Маврикий (582–602). После того, как с его помощью царем Персии становится Хосров II (591–632), бóльшая часть Персидской Армении отошла к Византийской империи. Император предпринял попытку призвать к единству с Православной Церковью антихалкидонитское духовенство Двинского католикосата Армянской Церкви, которое оказалось на территории Византии . После собора в Феодосиополе (ныне г. Эрзурум – северо-восток Турции) в 591 году был основан армянский православный католикосат. Вскоре кафедра была перенесена в местечко Аван, недалеко от реки Азат, по руслу которой проходила граница между византийской и персидской частями Армении. Тем самым был учрежден католикосат с центром в Аване, где были построены кафедральный собор и резиденция. Католикосом был избран Иоанн Багаранский, несший до этого подвиг столпничества. На другой стороне р. Азат, недалеко от Авана, в городе Двине, находился антихалкидонитский католикосат ААЦ, возглавляемый католикосом Мовсесом Егивардеци (574–604) . В 602 году, после убийства императора Маврикия и неудачной военной кампании против персов императора Фоки, эта часть Армении вновь переходит к Персии . Снова оказавшись на территории Персии, бóльшая часть духовенства православного Аванского католикосата, которая не согласна была чрез отвержение IV Вселенского собора соединиться с ААЦ, вынуждена была удалиться в Тайк или Византию . Однако пять епископов и около двадцати пресвитеров согласились предать анафеме Халкидонский собор, после чего они были приняты в ААЦ . В одном из главных догматических источников ААЦ «Книге посланий» ( ) сохранилось рукописание от тех епископов и священников Аванского католикосата, которые пожелали войти в общение с ААЦ . От последних требовалось письменное удостоверение в том, что они анафематствуют «скверный» ( ) томос Льва и «злой» ( ) Халкидонский собор . И в зависимости от того, по каким причинам тот или иной епископ или священник причащался с православными, будучи в единении с Византийской Церковью, назначалась более или менее строгая епитимия ( ) со стороны тогдашнего местоблюстителя Вртанеса Кертога (604-607) . Позднее через епитимию принимал бывших клириков Аванского католикосата и избранный на Двинском соборе 607 года католикос Авраам (607–613) .

http://bogoslov.ru/article/2749331

Отец Понтий добрался до Двинска. Преосвященный Иннокентий, епископ Витебский и Полоцкий назначил его священником двинского Александро-Невского собора 24 . Тяжелая была жизнь в г. Двинске, который находился постоянно под обстрелом красных и белых; жители терпели голод, много было убито и ранено мирных обывателей. Настроение было подавленное, особенно у православных. После расстрела последнего священника красными никто не хотел ехать туда, и только о. Понтий принял назначение и ревностно принялся служить ближним. Тяжело было и у батюшки на душе, семье он мало чем мог помочь, так как сам ничего не имел. Отец Понтий просил владыку дать ему приход в деревне, чтобы хоть чем-нибудь облегчить состояние своего семейства, но владыка не пустил его из Двинска, и батюшка покорился Промыслу Божию. Нервы с трудом выдерживали частую бомбардировку, снаряды ложились в квартале, где жил батюшка, и он часто не ночевал у себя. Раз, по побуждению духа, о. Понтий ушел из своей комнаты в кухню, и не прошло и минуты, как снаряд разорвался у соседнего дома, осколками выбило стекло в батюшкиной комнате, и засыпало ее стеклом и обломками штукатурки. Несмотря на обстрел города, о. Понтий ходил в собор и служил, часто один, так как псаломщик боялся ходить на богослужения. Жутко было ходить, снаряды падали то впереди, то сзади. 14 сентября, когда батюшка служил, снаряды ложились кругом храма. По окончании богослужения, когда он вышел из собора, не прошло и пяти минут, как разорвавшийся вблизи снаряд выбил окна и повредил сильно внутри храм. Так хранил Господь пастыря Своего, а с ним и молящихся. Двинские прихожане горячо полюбили о. Понтия, и когда в Двинск был назначен другой священник – о. Одельский, который начал вести интриги против батюшки, заняв его место, то прихожане стали за батюшку горой, и начали хлопотать, чтобы его оставили. Они писали к владыке Иннокентию: «...После расстрела в г. Двинске протоиерея Румянцева последняя Литургия совершена была в нем о. Ждановым в Фомино воскресенье, после чего православных священников не осталось: они скрылись из опасения подвергнуться той же участи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010