Сами же «Записки», на наш взгляд, должны рассматриваться не только в рамках собственно церковной литературы, но и как одно из выдающихся произведений русской литературы в целом, сопоставимое с другими шедеврами жанра путешествия. Список литературы Анисимов К. В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX – начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. 300 с. Гуминский В. М. Путешествие//Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1987. С.314–315. Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 12 т. М.: Правда, 1989. Т.1. 479 с. Мамин-Сибиряк Д. Н. От Урала до Москвы//В Парме. Писатели о Перми. Литературные публикации. XVIII-XIX века. Пермь, 1988. С.286–287. Нил (Исакович) , архиеп. Путевые записки: в 2 ч. Ярославль, 1874. 503 с. Тихон Задонский , святитель. Сокровище духовное от мира собираемое. М.: Святоотеческое наследие, 2003. Т.2. 952 с. URL: http://www.dyhf.ru/book-svt.tihon-tom2.pdf (дата обращения: 30.08.2012). Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы. 1720–1858 (умерших писателей). Кн. вторая. Изд. 2-е, доп. Чернигов, 1863. 311 с. 1 Одним из наиболее объективных и в то же время компромиссных определений, учитывающих всю возможную вариативность путевого жанра, можно считать определение В. М. Гуминского, посвятившего разработке этой проблемы две диссертации. Именно его определение включено в «Литературный энциклопедический словарь» (1987) и «Литературную энциклопедию терминов и понятий» (2001). «Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о чем-либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников журналов), очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные – эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературных путешествий – повествования о вымышленных, воображаемых странствиях, с доминирующим идейно-художественным элементом, в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия» [Гуминский 1987:314–315].

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Для него данные категории сходны и имеют одинаковую природу, воплощаясь в человеке как проявления космической души . Все это подводит нас к одному из основных положений в концепции о душе А. Позова – метасхематизму, который рассматривается как первое последствие падения человека, падения нравов. В этот момент появляется злое и негативное, искажающее суть души человека. Логос здесь ограничен. Разумная часть души лишается своего контроля. Разум, «не пожелавший знать Бога» (Рим. 1, 28), стал другим – его черты изменились . Эпитимия стала вожделением и сладострастием. Тимос превратился в гнев и раздражение. Рассудок утратил контроль над телом. В таких ключевых позициях проявляется внутреннее разрушение человека. Отвращение от Бога, от Того, по чьему образу и подобию был создан человек, ведет к саморазрушению. В этом А. Позов видит корни душевных болезней. В таком формате душа в концепции А. Позова определяется как синтез теологического, философского и научного. Однако для установления связи между психической болезнью и душевной болезнью он отправляется к наиболее древним положениям религиозно-философской мысли – к теософии, которая скрепляет разрозненные положения отдельных областей религиозного и научного знания.   Список источников   Попова Л. О. Понимание души в учении Платона и Аристотеля//Аналитика культурологии. 2010. 17. С. 44–47. Никонов К. И. Современная христианская антропология (опыт философского критического анализа.) М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 187 с. URL: (дата обращения: 16.06.2023). Дмитриева А. А. Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, дэвид Юм)//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2014. 2. С. 24–39. Религиозная философия: учебное пособие/В. П. Лега. Москва: Изд-во МГЛУ, 2009. 308 с. Николов Н. О. Душа – буквенная эманация слова (о недостатке теоретического анализа ведущего элемента личностного бытия – души в трудах К. Г. Юнга и К. В. Копейкина//E-Scio. 2020. 7 (46). С. 298–314. Летов О. В. Трансгуманизм и этика.

http://bogoslov.ru/article/6194879

Распределение дисциплин Степень бакалавра Степень магистра Степень доктора (Ph.D., Ed.D., etc.) Philosophy and Religious Studies (Философия и Религиозные исследования)  12,257 Philosophy Ethics Philosophy, other Religion/religious studies Buddhist studies Christian studies Islamic studies Jewish/Judaic studies Religion/religious studies, other Philosophy and religious studies, other Theological Studies and Religious Vocations (Богословские предметы и религиозные профессии)   Bible/biblical studies  Missions/missionary studies and missiology  Religious education  Religious/sacred music  Theology/theological studies  Pre-theology/pre-ministerial studies  Rabbinical studies  Talmudic studies  Theological and ministerial studies, other  Pastoral studies/counseling  Youth ministry  Pastoral counseling and specialized ministries, other  Theology and religious vocations, other Здесь и далее данные на основе исследований Национального Центра Статистики в области Образования (U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics, 2007-08 Integrated Postsecondary Education Data System (IPEDS), Fall 2008), http :// nces . ed . gov, дата обращения - 05.09.2010. До 2000 г. существовала еще одна программа (по классификатору 1990г.): «39.0101. Библейские и другие языки и литература . Учебная программа, которая описывает изучение литургических, письменных и исторических языков и литературы используемой в христианстве, иудаизме и других основных религиях как носителях соответствущего вероучения, форм богослужения, правил и традиций. Включает изучение техник перевода, текстуальный анализ и критику, [историю] изучения и хранения древних рукописей, изучение таких специальных языков как иврит, греческий койне, библейский арамейский и другие». В 2000 г. эта программа была удалена из реестра CIP. Содержание курса «Ориентирование в Новом Завете» (New Testament Orientation) – «A general introduction to the New Testament Gospels, General Epistles, and Revelation, emphasizing matters of text, canon, authorship, date, authorial purpose, and theme development. Also a special introduction, involving current issues of criticism and interpretation, such as the synoptic problem. The general principles of interpretation (hermeneutics) will be introduced as well as the special principles concerning parables, symbols and types, and prophecy». – Liberty University Graduate Catalog 2008-2009 – p.138.

http://bogoslov.ru/article/1169143

Исследование откровения также представляет собой легитимный путь знания, это путь богословия. 20 Генрих Корнелий, он же Агриппа Неттесгеймский (1486–1536) – немецкий врач, философ и чернокнижник. Получил медицинское и богословское образование. В области философии развивал идеи христианского неоплатонизма. Главное произведение – «De occulta philosophia» («Об оккультной философии»). 22 «Я утверждаю, что космические тела оказывают существенное влияние на живые организмы, преимущественно на их нервную систему, что достигается посредством тонкого всепроникающего флюида», – из «Доклада об открытии животного магнетизма» Ф.А. Месмера. http://lebendige/ethik.net/ 3/Mesmer_Abhandlung_1781.html (дата последнего обращения 05.04.2010). 24 Основоположник позитивизма Огюст Конт представлял науку как новый культ, который должен вытеснить его старые религиозные формы. Он мечтал заменить веру в Бога верой в науку, религиозные догматы – научными законами, научные институты виделись ему новыми храмами. 27 Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Оккультизм. М, 1999. Т. 2. Часть 1. С. 9. 56 «Великий магический агент, названный мною астральным светом, другими называвшийся душой земли, а древними химиками Азотом и Магнезией – эта оккультная сила ключ ко всякой власти, секрет всех сил ... Суметь завладеть этим агентом – значит стать хранителем силы самого Бога; именно в этом и состоит вся реальная, действительная магия, вся истинная тайная сила», – пишет Элифас Леви (Элифас Леви. Учение и ритуал высшей магии. СПб., 1910. Т.1. С. 181). 67 Впервые книга «Кибалион» издана в 1908 г. в Чикаго. Авторство книги предположительно принадлежит Уильяму У. Аткинсону владельцу издательства, опубликовавшего «Кибалион», видному деятелю Нового Мышления. 90 Изумрудная скрижаль – короткий текст, согласно легенде, высеченный Гермесом Трисмегистом на изумрудной доске, в котором алхимики усматривали рецепт получения «философского камня». Исторически самые древние упоминания об «Изумрудной скрижали» относятся к 833 г. н.э. (Кондо Ж. Ш., Кондо-Динуччи Н. Анти-Тайна. Минск, 2009. С. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

И.Н. Смирнов (источник: П.А. Порошенко в 2005 2007 гг. будучи секретарём украинского Совбеза неоднократно говорил с И.Н. Смирновым и утверждал, что тот несколько раз сообщал, что готов провести референдум по вхождению Приднестровья в состав Украины Когда В.Ф. Янукович в 2006 г. во второй раз стал премьер-министром Украины, появилась надежда на то, что молдавско-украинские инициативы президента В.А. Ющенко уйдут в прошлое, но ничего существенно не поменялось. После юго-осетинского конфликта, завершившегося полным поражением грузинской армии, украинцы ещё более забеспокоились. В 2008 г президент В.А. Ющенко во время общей пресс-конференции с президентом Румынии Т. Бэсеску заявил, что в Приднестровье может повториться «грузинский сценарий». Кстати, румынский лидер оказался менее алармистски настроен и завил, что риск повторения в Приднестровье событий, произошедших в августе 2008 г. в Южной Осетии «не является таким актуальным на данный момент», т.к. вопрос мирного урегулирования поддерживается и Кишиневом, и Киевом, и Москвой Т. Бэсеску (источник: http://cont.ws/uploads/posts2/381555.jpg) Активность Украины в делах взаимоотношений Приднестровья и Молдавии постепенно угасали, пока после украинской «Революции достоинства» не вспыхнули с новой силой. Филипенко А. «Первая гибридная»: приднестровский конфликт в контексте российско-украинского конфликта//АА. Режим доступа: http://ava.md/2017/05/25/pervaya-gibridnaya/(дата обращения: 15.07.2019). Там же. проблема: погляд з С. Герасимчук; Група та безпекових 2009. С. 113. Курылев К.П. Проблема приднестровского урегулирования в контексте отношений России и Украины//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2011. 4. С. 65-66. Там же. С. 67. проблема: погляд з С. 146. Переговорная площадка, состоящая из пяти членов – сторон конфликта и переговорщиков: Приднестровья, Молдавии, России, Украины, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); и двух наблюдателей – Европейского Союза и США.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/26/ukrain...

Причинами этих искушений являются факторы, так или иначе связанные с внешними обстоятельствами жизни пастыря в современном обществе, которые могут вредить его внутреннему состоянию. Нет представления о том, что эти трудности связаны с личностным ростом священника и имеют какую-то внутреннюю личностную причину (см.: Пастырское богословие… 2021. С. 151–170). Там же. С. 127. «…пренебрежение молитвенной и богослужебной стороной жизни пастыря часто приводит к глубоким кризисам, в том числе к тому, что сейчас принято называть “пастырским выгоранием”» (Там же. С. 85). Например, архим. Киприан (Керн) утверждает, что пастырские искушения не следует систематизировать в соответствии с нормативным представлением о священнике: «бесцельно заниматься схоластическими уточнениями числа искушений или подвергать их той или иной классификации все эти исчисления исходят скорее от отвлеченной науки, а не от духовного опыта» (Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 113). Этот процесс является естественным следствием «профессионализации» священства (Vera H. The professionalization and professionalism of Catholic priests. Gainesville, Florida, 1982; Lenz K. Katholische Priester in der individualisierten Gesellschaft. Konstanz, 2009). Вопрос о допустимости и ограниченности понимания «священства» как профессии имеет сложную историю и не рассматривается в данной статье (см., например: Christopherson R. W. Calling and career in Christian ministry//Review of Religious Research. 1994. Vol 35. N 3. P. 219-237.). Современная редакция «Типового положения», действующая с 2003 года, опубликована на официальном сайте Немецкой епископской конференции: Rahmenordnung für die Priesterbildung/Sekretariat der Deutschen Bischofskonferenz. Bonn, 12. März 2003. URL: (дата обращения 02.04.2021). Приложение: Перевод документа «Rahmenordnung für die Priesterbildung»//Черный А. И. Подготовка священников в Католической Церкви в Германии после Второго Ватиканского собора (по официальным документам)/Дисс. на соискание уч. ст. канд. богословия. М.: ПСТГУ, 2013. С. 149.

http://bogoslov.ru/article/6175704

450 Настольная книга по теологии//Библейский комментарий АСД. Заокский, 2010. Т. 12. С. 121. Ср.: «Исхождение Духа от Отца и Сына должно пониматься не в отнологическом смысле, а скорее в историческом, как внутренняя Божественная деятельность» (Там же. С. 109). 454 Ряд цитат Е. Уайт об этом см. в: Найт Дж. В поисках своего лица. Заокский, 2009. С. 115. В целом в этой книге подробно разбирается история понимания адвентистами природы Христа. Даже если сама Е. Уайт видела в «греховной природе» Христа лишь безгрешные человеческие немощи (что неочевидно), то многие другие адвентисты вплоть до 1950-х гг. наделяли Его именно греховными наклонностями и страстями, как несториане. Это вновь показывает человеческое, а не божественное происхождение адвентизма. 455 «Ужасными искушениями сатана терзал сердце Иисуса. Спаситель не мог видеть, что ожидает Его за порогом смерти. Зримо Он не представлял, как выйдет из могилы Победителем. Ничто не говорило о том, что Отец принимает Его жертву. Зная, насколько грех отвратителен Богу, Христос опасался, что будет навечно разделен с Отцом. Он испытывал такие мучения, какие предстоят каждому грешнику, когда Господь уже больше не будет ходатайствовать за грешный род. Именно сознание греха, который Он взял на Свои плечи и который навлек на Него Отчий гнев, сделало такой горькой чашу Его страданий, сокрушив Его сердце». Цит. по: Галли Н. Христос грядет. Заокский, 2006. С. 661. 456 Доктрину греховной природы Христа подверг справедливой критике адвентистский «еретик» Д. Форд. Он отмечает, что и на кресте, и в небесном святилище грешный Христос должен был бы умолять Бога о прощении Себя Самого. Однако Жертва должна была быть без пятна или порока, т.е. грешный Христос не мог спасти других людей (Форд Д. и Дж. Ради Евангелия: вылейте воду, но оставьте ребенка. Гл. 6//URL: http://samlib.ru/f/ford/radiyevangeliya.shtml (Дата обращения: 21.03.2017)). 465 Настольная книга по теологии//Библейский комментарий АСД. Заокский, 2010. Т. 12. С. 296. Вопрос о закрытии «двери благодати» для грешников после 1844 г. вначале был очень важен для адвентистов и вызвал среди них разделение. Е. Уайт первоначально публично согласилась с доктриной закрытия двери благодати и подтвердила ее многими видениями, но потом отвергла собственное учение и уже не упоминала о первоначальных видениях, изъяв их из переизданий своих книг. См.: Kaspersen, A. Ellen G. White – The Myth & the Truth. Б.м., 1999. P. 72–90.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Канон. Акафист. М.: Даниловский благовестник, 2009. 9. Святитель Спиридон Тримифунтский, кипрский чудотворец, агиографические источники IV–X столетий. Публикация, перевод с древнегреческого, предисловие и комментарии А. Ю. Виноградова; научная редакция Д. А. Поспелова. М.: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2009. 10. Святитель Спиридон Тримифунтский. Чудотворец. Житие и акафист. Минск: Православное братство во имя Архистратига Михаила, 1998. 11. Скаловский Р. К. Жизнь адмирала Федора Федоровича Ушакова; предисл. Чернявского С. В. – Перепеч. с изд. 1856 г. с испр. и доп. – СПб.: Русская симфония, 2006. 12. Архиеп. Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. М.: Даниловский благовестник, 2006. 13. Сайт Чудеса Православия. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://chudesnoe.ru/(дата обращения 15.07.2011). 14. Сайт о Спиридоне Тримифунтском. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://spyridon-trimifuntsky.narod.ru/(дата обращения 30.09.2011). 15. Сайт Сретенского монастыря. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://pravoslavie. ru/(дата обращения 18.10.2011). 16. Официальный сайт Московской Патриархии. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://patriarchia.ru/(дата обращения 30.08.2011). 17. Сайт Отдела Внешних Церковных Связей РПЦ. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.mospat.ru/(дата обращения 30.08.2011). 18. Сайт Cofe.ru. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://cofe.ru/(дата обращения 12.09.2011). 19. Сайт Православная Энциклопедия «Азбука веры». – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://azbyka.ru/(дата обращения 10.09.2011). 20. Саранские епархиальные ведомости, 1999, 21. Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки 1841–1885. Т. 5. СПб.: Издание Императорской Академии Наук в иждивении Императорского Православного Палестинского Общества под ред. П. А. Сырку, 1894. – Репринт. М.: Индрик, 2010. 22. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. М.: Отчий дом, 2010. Примечания 1 Никифор Феотокис (1731–1800), архиепископ, богослов и духовный писатель, один из образованнейших людей своего времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

При этом необходимо учитывать, что полученные результаты никак не претендуют на какое-то новое догматическое объяснение вопроса о «неведении» во Христе, а носят полемический характер и служат защите православной вере от попыток поставить под сомнение Божественное достоинство и совершенство знания Сына Божия со стороны мусульман и некоторых псевдохристианских сект. 1 В качестве примера можно привести диспут «Существует ли consensus patrum в православном Предании?» между кандидатом богословия иереем Георгием Максимовым и кандидатом исторических наук, филологом и переводчиком А.Г. Дунаевым 17 сентября 2016 г. Сам диспут см. в: [Электронный ресурс]: сайт. URL: consensus-patrum-v-pravoslavnom-predanii/#notel2 (дата обращения: 05.06.2017). Загл. с экрана. 2 Здесь уместно вспомнить мысль, высказанную свт. Игнатием (Брянчаниновым) : «Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, a по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя. Дух произнес Священное Писание , и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи,– святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Собрание писем. M., 2009. С. 141). 7 Сидоров А.И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и Его решение в контексте святоотеческого предания//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2005–2006. 5–6. С. 229–272. Эл. версия статьи: [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 18.05.2017). Загл. с экрана. 8 Чернявский А.Л. Новые проблемы в христианском богословии. Ч. 1. История понятий «ипостась», «природа», «лицо» и проблема неведения Христа [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov. ru/text/4062587.html (дата обращения: 11.06.2017). Загл. с экрана; Он же. Новые проблемы в христианском богословии. Ч. 2. Современное понимание проблем [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4079100.html (дата обращения: 11.06.2017). Загл. с экрана; Он же. Новые проблемы в христианском богословии. Ч. 3. Попытка решения: богословская система Пауля Тиллиха [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4094477.htnil (дата обращения: 11.06.2017). Загл. с экрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

По мнению Патриарха Матфия, помимо духовной миссии, в число главных задач ЭОЦ на данном этапе входят : ·   борьба с бедностью, ·   помощь государству в достижении целей развития , ·   информирование общества в целях борьбы с нелегальной миграцией. Помимо «американского» раскола, ещё одним ударом по Эфиопской Церкви стало самопровозглашение Эритрейской Церкви после возникновения Эритреи в 1991 г., в которую Коптская Церковь поставила Патриарха . В результате этого отношения между Коптской и Эфиопской Церквями, последовательно ухудшавшиеся с 1967 г., были фактически разорваны в 1994 г. Восстановление отношений между Церквями произошло лишь в 2007 г. при посредничестве Армянской Апостольской Церкви . Стратегическим вызовом для ЭОЦ является уменьшение доли православного населения Эфиопии при взрывном увеличении доли граждан, исповедующих ислам, в результате более высокого уровня рождаемости на мусульманском юге страны в сравнении с традиционно православным севером. По мнению некоторых исследователей, массовое строительство мечетей, особенно в сельской местности, свидетельствует о скоординированной политике исламизации Эфиопии, по состоянию на 2009 г. проводившейся такими странами, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, и такими организациями, как «Исламская мировая лига», «Международная Исламская организация возрождения» . Список литературы 1. Булатович А. От Энтото до реки Баро//География.ру : [сайт]. URL: http://www.geografia.ru/bulat3.html (дата обращения: 25.10.2014) 2. Иванов С.А. Византийское миссионерство//Предание.ру : [сайт]. URL: http://predanie.ru/lib/book/read/161487 (дата обращения: 25.10.2014) 3. Кирилл (Говорун), архим. Патриарх Эфиопский Павлос и его Церковь//Православие и мир : [сайт]. URL: (дата обращения: 4.11.2014) 4. Крылов А. Эфиопия: древняя христианская страна быстро исламизируется//НГ-религии, 1.04.2009 5. Нелюбов Б. Древние восточные церкви//Альфа и Омега. (17), 1998 6. Погосов А. Вечная память - ЖМП 2012//ЖМП : [сайт]. URL: http://www.jmp.ru/archiv/Jmp_10_2012_small.pdf (дата обращения: 4.11.2014)

http://bogoslov.ru/article/4583626

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010