Понятие о Церкви и предмет Церковной истории Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. История христианской Церкви должна показать, как это общество основывалось, утвердилось и с тех пор существует доныне. Сошествие Св. Духа на апостолов После вознесения Господа на небо апостолы, возвратившись с Елеонской горы, пребывали все вместе, с верою ожидая обещанного им Утешителя. С ними было до ста двадцати верующих в Господа Иисуса. В одно из молитвенных собраний ап. Петр предложил членам собрания избрать на место отпавшего Иуды одного из учеников Иисуса Христа, очевидца всех событий Его жизни. После молитвы пред лицом всей Церкви брошен был жребий, и он пал на Матфея, который и был сопричислен к лику одиннадцати апостолов. Через десять дней по вознесении Господнем, в самый день Пятидесятницы, около девяти часов утра (по нашему счету), вдруг послышался необычайный шум с неба, как бы от сильной бури, и наполнил горницу, где находились верующие. Дух Святой сошел на каждого из них в виде огненных языков. И они начали прославлять величие Божие на разных языках, которых прежде не знали. В Иерусалиме в это время было много народу из разных стран. Когда произошел шум, то многие сбежались и с удивлением говорили друг другу: «Не все ли они галилеяне? как же мы слышим их говорящими нашими языками?» А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили об апостолах: «Они, должно-быть, пьяны». Тогда ап. Петр взошел на возвышенное место и сказал собравшемуся народу: «Нет, израильтяне, мы не пьяны, как вы думаете, ибо теперь еще всего третий час дня (по еврейскому счету), но мы получили Духа Святого, о Котором возвещали пророки. Вы знали Иисуса Назорея, посланного от Бога; Он творил между вами великие чудеса, но вы Его предали в руки беззаконных и убили Его, пригвоздивши ко кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и излил нам Святого Духа, чему вы сами свидетели». Слышавшие это умилились и сказали Петру и прочим апостолам: «Что же нам делать?» Петр сказал им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа, для прощения грехов, и получите дар Святого Духа». И в этот день крестилось около 3.000 человек. Исцеление хромого апостолом Петром и новые успехи Христовой Церкви. Гонение от синедриона

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Слово на Святую Пятидесятницу. Святого Ионна Златоустого, архиепископа Константинопольского Явилась благодать Духа, потому что истинен Тот, Кто обещал дар Духа. Возвещавшийся Господом Христом Утешитель уже пришел, потому что не лжив Тот, Который заранее открыл нам об Его пришествии; не раб предсказывал о явлении раба, но Господь возвещал о Господе, обладающем равной с Ним честию, и благий Учитель уступает место такому же Учителю, лучше же сказать: с соприсутствующим Он присутствует, с восходящим восходит и с нисходящим нисходит. Благодать Троицы неразделима: как не отсутствовал Восшедший, так присутствовал и Грядущий. Бог Слово вознесся, как человек, и, однако, присутствует на земле; сошел Утешитель и, тем не менее, не покинул небес, но царствует с Отцом и озаряет землю, – совершил домостроительство и послал апостолам роды языков. Внезапно услышали сильный шум, раздался звук бурного ветра, и явление Духа было подобно громовому удару, потому что Дух сошел на сынов грома. И явишася им разделени языцы яко огненни ( Деян. 2:3 ). То, что было видно глазами, производило страх; а то, что совершилось, было вожделенно; пламя приближалось, но не жгло; огонь прикасался, но не воспламенял, – тот огонь, который даровал небесную мудрость, который разделился на бесчисленное множество языков, который заключал в себе бесчисленные виды слов, – тот огонь, который научал рыбарей мудрости, который делал кожевника оратором. Лучше же сказать: мудрецы не могут быть даже с ними и сравниваемы. Первые были учителями одного только какого-либо народа, а последние (т. е., апостолы) сделались наставниками вселенной. Муж– галилеянин говорил языком мидян, знал по–парфянски и не несведущ был в языке эламитском; в своих устах он имел образы всякого языка. Ни один из слушателей не считал его варваром, никто из них не уклонился от слушания его речей, как непонятных; напротив, его слушали, как гражданина всякого народа, – как человека, знакомого с языком всей вселенной. В этом случае мы получили первый плод благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Эти слова содержатся в Первом послании ап. Павла к коринфянам. Сказал их апостол в заключение своих обширных обличений и вразумлений по поводу возникших среди них беспорядков в церковной жизни. Как свойственно новообращённым, Коринфские христиане вообще проникнуты были духом живой веры и благочестия, который был питаем и поддерживаем в них обилием многообразных чрезвычайных даров Св. Духа, – чудес, пророчеств, особенно дара языков. Это, конечно, утешало апостола; но были в их обществе некоторые нестроения, которые требовали сильных мер врачевания. Некоторые из этих нестроений касались внешнего благочиния и благоповедения в церковных собраниях. Так на вечерях любви, происходивших прямо после литургии, богатые люди упивались и объедались, a бедным ничего не доставалось, хотя эти вечери имели отчасти благотворительный характер. Женщины, вопреки принятому и доселе на Востоке соблюдаемому обычаю, стояли в церковных собраниях, как и мужчины, без покрывала, может быть по соображению, что во Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский. Некоторые из женщин, по тому же вероятно соображению, позволяли себе в церкви, под наитием Св. Духа, произносить молитвы и наставления, вместо того чтобы делать это вне церковных собраний. Дар говорить на разных языках употребляем был многими без нужды и без истолкования, в присутствии непонимающих этих языков. Иногда в церковных собраниях многие вставали и в одно время, не дожидаясь очереди, говорили на разных языках. Также поступали и пророки, т. е. лица, которые получали от Духа откровение о будущем, также слово для наставления других в истинах веры и правилах нравственности. Пророки должны были говорить один после другого, дожидаясь очереди, ибо и дуси пророчестии пророком повинуются. Пророчество – от Духа Святаго, употребление же сего дара зависело от человека, и никто не должен был отговариваться неудержимостью Духа или вдохновения. Беспорядочное проявление силы вдохновения не могло быть допускаемо, ибо несть нестроения Бог, но мира ( 1Кор. 14:30–33 ). Обличив Коринфских христиан за помянутые беспорядки, апостол заключает: вся благообразно и по чину да бывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Пятидесятники и харизматы: единство в многообразии РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_44973.html 31 августа 2007 Роман Лункин Пятидесятники и харизматы: единство в многообразии Источник:  http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1486 Религия и право В российском обществе, даже среди образованной его части, есть лишь смутное представление о том, к каким основным религиозным направлениям принадлежат граждане России. Среди христиан широкая общественность может выделить, помимо православных, наверное, только католиков, которые считаются членами " нерусской " церкви, состоящей из выходцев из Западной Европы. По поводу одного из самых многочисленных " русских " направлений христианства – пятидесятнического – существует масса слухов. К пятидесятникам относится более 150 млн верующих в мире (а по оценкам самих пятидесятников, около 500 млн чел. являются пятидесятниками либо харизматами). Для последователей пятидесятничества характерен особый акцент на восприятии даров Святого Духа, таких как дар исцеления, мудрости, любви, слова и т. д. Однако наибольшее значение придается восприятию дара Святого Духа в виде в виде " говорения на иных языках " или глоссолалии. Этот дар является зримым свидетельством " огненного " крещения верующего, которое он получает также, как его получали и апостолы (сошествие огненных языков на апостолов описывается во 2 главе Деяний апостолов). В той или иной степени во всех пятидесятнических церквях богослужение является намного более эмоциональным, чем в баптистских, а тем более в православных общинах. Более того, все пятидесятники признают то, что Господь может исцелять верующих (давать им дар исцеления, как и другие духовные дары), а также обеспечивать христиан материально в их земной жизни (хотя это и не является обязательным условием для верующего). Если постараться как-то разделить пятидесятническое движение на какие-либо подгруппы, то это можно сделать лишь условно и с большим трудом. Действительно, в 60-е-70-е годов ХХ века пятидесятничество разделилось на два направления, которые условно можно назвать консервативным и реформистским. Консерваторы следуют принципам классического пятидесятничества, сформировавшегося в 20-е-30-е гг. А термин " реформисты " в контексте развития пятидесятнического движения означает, прежде всего, те пятидесятнические церкви, которые пересмотрели традиционные основы богослужения, а также формы проявления " духовных даров " , исцелений и " откровений " .

http://religare.ru/2_44973_1_21.html

Единство в Боге Единство в Боге, единение душ, мыслей и стремлений – вот что заповедал нам наш Господь Иисус Христос . Для того Он и пришел в этот мир: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:21 ). Так молился Спаситель, перед тем как уйти на Голгофские страдания ради спасения рода человеческого. Святая Церковь , объединяющая людей разных наций, возрастов, образования и политических взглядов, делает нас едиными по дару Божественной благодати. Враг рода человеческого, наоборот, повсюду сеет разделение. Поэтому мы, христиане, должны постоянно напоминать себе о том, что мы должны и можем сделать, чтобы быть верными последователями и учениками Господа. Св. Апостол Павел, говоря о различных служениях в Церкви, на которые Бог поставил её членов, упоминает дары апостольства, пророчества, учительства, чудотворений и исцелений, управления и дар языков ( 1Кор. 12:28 ). Но, за высший из духовных даров Апостол признаёт дар Любви ( 1Кор. 13:13 ). Любовь Божественная есть та главная сила, которая объединяет и созидает «всех и вся». Святая Евхаристия, как главное таинство Церкви, есть, по слову св. прав. Иоанна Кронштадтского , прежде всего Таинство, в котором нам открывается беспредельная, бесконечная Божественная Любовь к погибающему роду человеческому 1 . Приобщаясь единого Хлеба и единой Чаши, Телу и Крови Христовым, мы, многие, такие разные, зараженные разнообразными грехами, становимся чудесным образом «одним Телом»! ( 1Кор. 10:17 ). Но, к сожалению, возвышенное православное богословие и христианское призвание очень далеко отстоят от нашей обыденной жизни, свидетелями и участниками которой мы являемся в этом мире, и даже в Церкви. Строительство жизни каждой церковной общины, монастыря или отдельной личности, покоится на даре рассуждения, на даре различения существенного от второстепенного. Таким образом, евхаристическая жизнь каждого христианина, наше участие в святейшем таинстве Литургии, имеют очень значительный по содержанию и важности нравственный, практический аспект: необходимость для всякого христианина, будь то священнослужитель, монах или мирянин, повседневного труда над собой. Мы все призваны к терпеливому стяжанию совершенства во Христе, последовательному стяжанию высших даров любви и рассуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

И.Ц. Миронович Лекция 18. История Авраама Кланяюсь всем вам и приветствую. И вот посмотрите, Троица Единосущная и Нераздельная, но у Каждого Лица какие-то особые, как бы так сказать . И вот посмотрите, мы призываем и начинаем практически все последования, все богослужения с призывания Святаго Духа: Царю Небесный, Утешителю; призываем Третью постась Пресвятой Троицы, и это не случайное установление: именно Святой Дух со дня Пятидесятницы в жизни Церкви. И вот нам всем нужно прочитать работу протоиерея Николая Афанасьева « Церковь Духа Святаго». Действительно, в Сионскую горницу, где собрались Апостолы, на каждом из них в виде огненных языков почил Святой Дух. Вот такое было проявление. И Спаситель запретил Апостолам покидать Иерусалим, пока они не исполнятся силою свыше, то есть пока на них не снизойдёт Святой Дух. Вот тогда они могут идти во все концы земли и станут полномочными представителями. Хотя бы и Сам Господь Иисус Христос мог сообщить им все эти полномочия и дары, но Лица Святой Троицы, – как скажет Иоанн Златоуст , – находятся в послушании Друг у Друга, и каждому отводится своя . Так вот со дня Пятидесятницы особое действование Святаго Духа: Он освящает и ведёт Церковь , Он совершает таинства, Он вдохновляет пророков и все служения. И у Моисея пророка, и у Апостола Павла высказывается такое пожелание: я желал бы, чтобы все люди приобрели дар Духа Святаго, дар пророчества (см. Числ. 11:29 ; 1Кор. 14:1 ). И в первенствующей Церкви дары Духа Святаго были преизобильны, но вскоре, ещё в апостольское время, пошли раздоры, потому что человек вносит в Церковь не только своё хорошее, но и дурное. И вот это дурное, как закваска порока и лукавства, она портит всё дело, она стремится нейтрализовать самые благодатные дары и внести раскол в само христианское общество, чтобы нейтрализовать влияние Церкви на окружающий И вот когда мы видим такое дело в Церкви: нестроение, раздоры, которые никак люди не хотят мирно разрешить, впадают в такое высокоумие, настаивают на своём, не прислушиваются ни к Соборному голосу, ни к какому; и вот, может ли такая Церковь свидетельствовать себя привлекательной для внешнего невоцерковлённого который любит посудачить – это хлебом не корми, – какие христиане дурные и ничем не отличаются от нас? Чем они лучше нас? Вот эта задача выполняется нами, это очень грустно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Как креститься Духом Святым? Я понимаю, что без крещение от Духа Святого не наследовать Небесное Царство. Я прошу у Бога Дух Святой, молюсь о его получении, но ничего не выходит. Я признаю Иисуса своим Богом и моим спасением, я крещен еще с детства, но не могу получить Дух. помогите, пожалуйста. Похожие вопросы 6 Ответов Артём,вы воцерковлены? Регулярно причащаетесь и исповедуетесь? Когда было совершено таинство Крещения, тогда над Вами было совершено таинство Миропомазания. В этом таинстве Вам при помазании тела освященным миром подали особые дары Святого Духа, для укрепления на пути христинской духовной жизни. Так что всё необходимое для спасения при Вас уже имеется. Артем, могу ошибаться, но кажется, вы под крещением Духом Святым ожидаете чего-то совершенно определенного (вами), что, как вам кажется, должно обязательно произойти, возможно некоторые определенные озарения или ощущения. Думаю, здесь нужно некоторое доверие Богу, дать Ему свободу Самому решать что и когда вам нужно. Тот дар веры во Христа, который у вас есть — это и есть дар Духа ( 1 Кор. 12:3 ) и это совсем не мало. Желаю вам укреплять его (молитвой, участием в таинствах Церкви, другими добродетелями) и возрастать в нем! Крещение Духом Святым у вас уже состоялось. Артем, что Вы вкладываете в понятие “получить Духа Святого”? Ваша риторика очень похожа на протестантскую, возможно, из-за неправильного понимания того, как православные христиане получают дары Святого Духа. Выше было сказано, что эти дары Вы уже получили в Таинстве миропомазания, и все для спасения у Вас уже есть. Остается лишь развивать эти дары на пути спасения. Воцерковляйтесь, живите как заповедал Христос и Бог вознаградит Вас в Жизни Вечной. Чтобы креститься Духом Святым, Вам надо стать апостолом и попасть в Сионскую горницу в день Пятидесятницы. Но Вы опоздали, как и все мы. Ни на меня, ни на Вас уже не сойдет Дух Божий в виде огненных языков. Поэтому Вам надо понять, как получали Святого Духа христиане апостольского времени и в последующие эпохи. Вначале Дух передавался через возложение рук апостольских, а затем оно было заменено миропомазанием, которое обычно совершается сразу после крещения.

http://azbyka.ru/vopros/kak-krestitsja-d...

1. АПОСТОЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1-й в.), ( Мф. 20:1–2 ). (Харизматический – благодатный). «Господь спросил учеников Своих, за кого почитаете Меня? Пётр сказал Ему в ответ: Ты – Христос» ( Мф. 8:29 ). В апостольский период слово Божие распространялось не по дням, а по часам и минутам. Святые апостолы и ученики Господа нашего Иисуса Христа: Петр, Иоанн, Андрей, Иаков и др. были очевидцами Спасителя. Они получили от Него силу творить великие чудеса, а потом еще, в день Пятидесятницы (святой Троицы), получили и дар Духа Святого в виде огненных языков. Таким образом, имея в себе такую благодатную силу, святые апостолы весьма смело и дерзновенно говорили о Христе. Они уже не боялись ни книжников, ни фарисеев, ни старцев народных. Тем более их не страшили ни римляне, ни греки, ни скифы – никто. Смерти они желали как светлого праздника, мук совсем не страшились и ходили по всей тогдашней Римской империи, проповедуя слово Божие дерзновенно. Даже святой Иоанн Златоуст удивляется, как эти 12 простых рыбаков, почти полуграмотных, неученых могли весь мир привести ко Христу? «О, если бы, – восклицает он, – с ними не было Христа и Святаго Духа, то как они могли бы это сделать?!» «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (прокимен). В апостольские дни сила благодати Божией текла, как обильная полноводная река. Она смывала всю вражью силу, стоящую на пути проповеди Евангелия. Она укрепляла сердца благовестников – апостолов и их учеников – нерушимой мощью; она входила в души сотен тысяч людей, услаждая их радостью Новой Христовой веры и сладостью вечной жизни. Имея свой «сборный» центральный пункт в Иерусалиме, святые апостолы разошлись по всем углам тогдашнего мира, неся людям радость новой жизни во Христе и радость спасения. Так, святой апостол Андрей Первозванный (родной брат святого апостола Петра) был на горах киевских. В то время (1-й век) Киев еще не существовал. На том месте, где теперь стоит этот древнейший город, шумел степной ковыль и гуляли ветры. «Повесть временных лет» говорит, что святой Андрей Первозванный со своими учениками дошел до этих мест, поднялся на киевские горы, водрузил на них большой деревянный крест и сказал: «На этих горах будет славный город и много, много церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

I. Слова Слово в день Рождества Христова Весьма поучительная картина рисуется пред нами в высочайшем торжестве дня Рождества Христова. Сущность этого дневного воспоминания – рождение небесного Младенца, соединение неба и земли, или Божества с человечеством, и таким образом исполнение древнего обетования, ожидаемого столько веков и всеми народами земли. Кажется, чего еще выше, чего еще радостнее для человека, когда Бог – это чаяние языков – явился во плоти?! Небо и земля как бы движутся около божественного Младенца, как своего центра; человечество встрепенулось от своего долгого томления, но в этом пробуждении – в эти мировые дни, – какая резкая противоположность представляется нам? На одной стороне этой картины мы видим, как Вифлеемские пастыри – эти простые люди, с неразвитым умом, но зато с чистым и открытым сердцем и сильным чувством, по первой вести Ангельской, оставляют свои стада и спешат поклониться родшемуся Спасителю мира, и, в награду за свою готовность, первые на земле удостаиваются слышать Ангельское многознаменательное славословие: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Видим, как восточные мудрецы, эти внимательные ученые своего времени, – под руководством одной необыкновенной звезды, явившейся на востоке, из далеких стран, оставляя все дорогое для себя, все свои занятия, спешат к указанному им городу, с биением сердца входят в то место, где был Божественный Младенец с Своей Пречистою Матерью, и, пораженные божественным Его зраком, в священном восторге повергаются перед Ним на колена. Те, бедные люди, несут Новорожденному в дар свое сердце, свою чистую совесть, свою простую веру и готовность, – эти, с разумным убеждением и верою, несут драгоценные дары: золото, ливан и смирну, – дары весьма знаменательные по приложимости к Иисусу Христу. На противоположной стороне картины пред нашим взором является суеверный и подозрительный Ирод – этот суровый бич своего времени, в страхе и испуге от вопроса, предложенного ему волхвами: «где рождейся Царь Иудейский?». Вопрос неожиданный для него, и ему было от чего смущаться… Царь-иноплеменник, воцаренный Римлянами, запятнавший себя лично одними злодеяниями и убийствами, – а тут иудейское верование, ожидание Мессии, царя-освободителя, который может свергнуть его с престола, и отплатить за его злодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Язык Божий, славянский и русский Владимир Губанов   01:21 01.04.2024 289 Время на чтение 88 минут Божественный русский язык Замуправделами РПЦ: о переводе богослужения на русский язык не идет речи Русский язык создан Богом. Крещен в 988 году от Рождества Христова. А кем, когда созданы другие языки? Изначала на земле был один язык, детей Адама и Евы. Но после вавилонского столпотворения, которое было не угодно Богу, Господь Бог разделил единый язык на многие языки и люди перестали понимать друг друга, и перестали строить Вавилонскую башню. Тогда все говорили на одном языке. И что же говорили они? – Созиждем себе град и столп, егоже верх будет даже до небесе: и сотворим себе имя, прежде неже разсеятися нам по лицу всея земли (Быт. 11: 4). То есть: созиждем город и башню до небес и сделаем себе имя. Тщеславные. И Бог наказал их. Итак, множественность языков есть наказание Божие, а не только дар. Наказание – наказ к улучшению. Все языки от Бога, но не все одинаково Божественны. И небо и земля созданы Богом, но как различаются они! Все звезды небесные созданы Богом, но звезда от звезды разнствует во славе, говорит Писание (1Кор. 15:41). И все животные созданы Богом, но не имеют образа и подобия Божия, и поэтому мы не называем животных святыми или безсмертными, – но какое разнообразие в их видах, родах, семействах! Разнообразие в мipe животных и растений больше, чем разнообразие в человеках, народах, племенах, хотя уже насчитывают тысячи народов и племен, великих, средних и малых, а человеков миллиарды. И всем растениям и животным люди дают имена, по преемству от Адама, который первый нарек имена животным (Быт. 2, 20), и растениям, и всем творениям Вседержителя. В современной науке о живом великое множество научных названий, подразделений: домен, царство, отдел или тип, класс, отряд или порядок, семейство, триба, род, ряд, вид, разновидность, и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010