Глава 9 1–2. Размышления пророка Даниила в первый год правления Дария Мидянина об исполнении пророчества Иеремии об окончании Вавилонского плена. 3–19. Молитва Даниила за народ еврейский и за Иерусалим. 20–23. Явление Ангела Гавриила. 24–27. Откровение о 70-и седьминах. Дан.9:1 . В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который по­ставлен был царем над цар­с­т­во­м Халдейским, Дан.9:2 . в первый год цар­с­т­во­вания его я, Даниил, сообраз­ил по книгам число лет, о котором было слово Го­с­по­дне к Иеремии про­року, что семьдесят лет исполнят­ся над опустоше­нием Иерусалима. Первый год правления Дария Мидянина (538–537 г. до Р. X.) был вместе с тем и годом падения Вавилонской империи ( Дан 5.30–31 ). И так как последнее событие поставлено у пророка Иеремии в прямую связь с окончанием семидесятилетнего вавилонского плена ( Иер.25:9–12 ), то предсказание Иеремии и обратило теперь на себя особенное внимание Даниила (синодальное «сообразил» евр. «биноти» – «обратил внимание»). Он подолгу останавливался на нем своей мыслью. Вавилон пал; 70 лет плена подходят к концу, а между тем народ еврейский находится еще в рабстве. Что же это значит? Как видно из ( Дан.9:15–19 ) Даниил не сомневается ни в истинности предсказания Иеремии, ни в том, что настало время его выполнения. Его мучит и тревожит мысль, не замедляется ли исполнение пророчества греховностью народа. И так как она имела достаточные основания ( Дан.9:16, 18 ), то размышления над пророчеством Иеремии и привели Даниила к молитве о прощении народа и просьбе отвратить тяготеющий над Иерусалимом гнев ( Дан.9:16, 20 ). Дан.9:3 . И обратил я лице мое к Го­с­по­ду Богу с молитвою и моле­нием, в по­сте и вретище и пепле. Дан.9:4 . И молил­ся я Го­с­по­ду Богу моему, и исповедовал­ся и сказал: «Молю Тебя, Го­с­по­ди Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюда­ю­щим по­веле­ния Тво­и! Дан.9:5 . Согрешили мы, по­ступали беззакон­но, дей­с­т­во­вали нечестиво, упор­с­т­во­вали и отступили от заповедей Тво­их и от по­становле­ний Тво­их;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан.11:25 . Потом воз­будит силы свои и дух свой с многочислен­ным войском про­тив царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не усто­ит, по­тому что будет про­тив него ковар­с­т­во­. Дан.11:26 . Даже участ­ники трапезы его по­губят его, и войско его разо­льет­ся, и падет много убитых. Дан.11:27 . У обо­их царей сих на сердце будет ковар­с­т­во­, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, по­тому что конец еще отложен до време­ни. Замыслы Антиоха «царствовать над обоими царствами» ( 1Мак.1:16 ) и предпринятый им с этою целью поход против Египта не увенчались, впрочем, успехом: он с награбленной добычею возвратился в Сирию. Дан.11:28 . И отправит­ся он в землю свою с великим богат­с­т­во­м и враждебным намере­нием про­тив святаго завета, и он исполнит его, и воз­вратит­ся в свою землю. Раздраженный этой неудачей, Антиох вознаградил себя за счет Иудеи. С сильным войском он вступил в Иерусалим, вошел в храм и забрал оттуда золотой жертвенник, храмовые сосуды и все принадлежности храма, снял его наружные украшения, захватил золото, серебро и все сокровища, какие только нашел в святилище, и с этой добычей вернулся в свою столицу ( 1Мак.1:20–24 ). Дан.11:29 . В назначен­ное время опять пойдет он на юг; но по­следний поход не такой будет, как пре­жний, Дан.11:30 . ибо в одно время с ним при­дут корабли Киттимские; и он упадет духом, и воз­вратит­ся, и озлобит­ся на святый завет, и исполнит свое намере­ние, и опять войдет в соглаше­ние с отступниками от святаго завета. Дан.11:31 . И по­ставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и пре­кратит ежедневную жертву, и по­ставит мерзость запусте­ния. Вскоре Антиох вновь двинулся против Египта ( 2Мак.5:1 ), но этот поход был неудачен: прибывшие в одно с ним время римские легаты потребовали от Антиоха удаления от пределов друзей римского народа. По рассказу Ливия и Юстина, начальник римского флота ( «корабли Киттимские») Попилий Лен, встретившись с Антиохом в четырех милях от Александрии, начертил около него круг и сказал: «ты не выйдешь отсюда, пока не дашь слова, что оставишь Египет». Антиох оставил Египет, но свою неудачу выместил на Иудеях: грабил и сжигал их города, забирал скот и т. д. ( 1Мак.1:29–32 ); вошел в соглашение с «отступниками от святого завета», которые сами «соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло» ( 1Мак.1:11–15 ); поселил в Иерусалиме «часть войска», которая «проливала вокруг святилища непо винную кровь» и всячески оскверняла святое место ( 1Мак.1:33–37 ; 2Мак.6:4–5 ), и, наконец, прекратив ежедневное богослужение, поставил в храме Иерусалимском статую Юпитера Олимпийского, да и самый Храм назвал храмом этого бога ( 1Мак.1:54 ; 2Мак.6:2 ). Дан.11:32 . Поступа­ю­щих нечестиво про­тив завета он при­влечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилят­ся и будут дей­с­т­во­­вать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Навуходоносор помнит сон; но, в силу особенного характера сновидения, он желает, чтобы мудрецы вавилонские сами изложили ему содержание сна, чтобы через это получить правильный критерий относительно того, что и объяснение сновидения со стороны мудрецов будет верное. Такое положение наглядно подтверждается Дан.2:9 : «Повеление от меня исходит ( Дан.2:8 ). Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его». Итак, повторяем, царь хотел испытать вещую мудрость халдеев: если они представят содержание речи, которое совпадет с содержанием виденного сна, то значит и объяснение сна, которое они предложат, будет так же истинное; а это весьма надобно было Навуходоносору, так как сновидение его было чрезвычайное, необыкновенное. Откуда же могло произойти частное мнение, что речение « » в Дан.2:5, 8 обозначает слово о сне вавилонского царя? В таком, по крайней мере, смысле можно понимать переводы целого выражения: = λγος (=τ μα) π’ μο πστη» (Феодот.)= λγος (=τ πργμα) π’ μο πστη (по LXX)=«Sermo recessit a me» (лат. Вульгат.)=Слово отступило есть от мене (первопечатн. Острожск. Баблия + Елизав. Библия )=Слово отступило от меня (русский синод. перевод Библии). Что за причины были у древних переводчиков разбираемое выражение книги Даниила передать именно таким образом и понять его в смысле «слова о сне Навуходоносора» – если только мы, со своей стороны, с таким, именно, оттенком поняли переводные слова – тем более что в Дан.2:1 , те же древние переводчики делают, как мы видели, различие между первой и второй половинами стиха, в которых говорится о совершенно отдельных предметах. Решить этот вопрос не легко; тем не менее, предложим свою личную догадку, которая будет заключаться в следующем: придавая речению « » в Дан.2:5, 8 оттенок слова о сне Навуходоносора, не имели ли в виду древние переводчики Дан.4:30 и Дан.5:26 , причём, в первом месте « » означает голос с неба, а во втором – слово, начертанное таинственной рукой на стене царского чертога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

Дан.2:40 . А четвертое цар­с­т­во будет крепко, как железо; ибо как железо раз­бивает и раз­дробляет все, так и оно, подобно всесокруша­ю­щему железу, будет раз­дроблять и сокрушать. Дан.2:41 . А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет цар­с­т­во раз­делен­ное, и в нем останет­ся несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешан­ное с горшечною глиною. Дан.2:42 . И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и цар­с­т­во будет частью крепкое, частью хрупкое. Дан.2:43 . А что ты видел железо, смешан­ное с глиною горшечною, это значит, что они смешают­ся через семя человеческое, но не сольют­ся одно с другим, как железо не смешивает­ся с глиною. Четвертое царство представлено под образом железных голеней и частью железных, частью глиняных ног истукана. По словам пророка Даниила, это значит, что, обладая всесокрушающею силою, оно будет так же хрупко, как глина. Совместное, единовременное проявление этих двух противоположных качеств недопустимо потому, что царство распадающееся не может быть в то же самое время всесокрушающим и истребляющим. Естественнее поэтому видеть в словах пророка указание на два различных момента в истории четвертой монархии: период необыкновенного могущества, силы и период упадка, разложения, вызванного невозможностью сплотить воедино разнородные части государства. Вначале твердое, как железо, оно превратится впоследствии в хрупкое железно-глиняное. Эти два момента различает и сам пророк Даниил, давая отдельное объяснение железных голеней и железно-глиняных ног истукана. Характеризуя подобным образом, четвертое царство, пророк не называет однако его по имени, как это он делает относительно второй и третьей монархии, и данное обстоятельство служит поводом к отождествлению его то с царством сиро-египетским, то римским. Что касается первого мнения, то оно не находит для себя основания в параллельном сновидению Навуходоносора видении 8 гл. Сирийское и Египетское царство представлены в нем под образом рогов, выросших на голове козла ( Дан.8:21–22 ), т. е. являются царствами, образовавшимися из греко-македонской монархии, и потому должны быть рассматриваемы, как ее продолжение и видоизменение, чего нельзя сказать о четвертом царстве. Далее, по указанию Дан.8:22 и Дан.11:4 , сирийское и египетское царство будут слабее той монархии, из которой возникнут; между тем четвертое царство представляется превосходящим своею силою все предшествующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Следовательно, расчеты Свидетелей Иеговы полностью ошибочны. Также нет никаких свидетельств того, что в свой 19-й год Навуходоносор увел в плен еще кого-то, кроме жителей Иерусалима, напротив, в остальной земле Иудейской он оставил народ:«Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, который оставил Навуходоносор, царь Вавилонский, – над ними поставил начальником Годолию» ( 4Цар.25:22 ). Следовательно, 70 лет плена не начинаются с 19-го года Навуходоносора, так как эти события во многом совершенно не совпадают и не могут соответствовать друг другу, а с более раннего периода его царствования. Это без сомнений прямо разоблачает Свидетелей Иеговы, так как они учат, что эти 70 лет только начались именно в 19-й год Навуходоносора (607 год до н.э.) и закончились в 537 году до н.э. «так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет». ( 2Пар.36:23 ). Кир, после захвата Вавилона, отдельно обращается к жителям Иерусалима. Он говорит, чтобы те из пленников, кто является народом Господа Бога – жители Иерусалима, пусть возвращаются и идут строить Господу Богу дом, то есть храм в Иерусалиме. Персидский царь Кир правил в 53 6–529 годах до н.э. «И был там Даниил до первого года царя Кира». ( Дан.1:21 ); «В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу...» ( Дан.10:1 ). Значит Даниил еще жил примерно в 534 г. до н.э. Но что сообщает нам ОСБ: «около 536 до н.э. Пророк Даниил завершает книгу Даниила» (хронологическая таблица) – эта дата оказывается противоречит пророку Дан.10:1 . «...до того, как в 624 году д.н.э. Навуходоносор унаследовал от отца престол в Вавилоне». (Внимайте пророчеству Даниила! 1999 г., стр.19). «Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его» ( Дан.2:1 ). Во 2-й год царствования Навуходоносора Даниил объясняет ему сны. Согласно вычислениям, разница между Дан.10:1 и Дан.2:1 по хронологии Общества Сторожевой Башни составляет около 88–89 лет! А Даниил был уведен в плен не двух-трех летним ребенком, а самостоятельным юношею (Даниил 1:4). Но Свидетели Иеговы видимо относят пленение Даниила к 7(8)-му году Навуходоносора, и даже в таком случае возраст Даниила достигает 100 лет и более. В Библии не сообщается о возрасте Даниила, но очень сомнительно, что он прожил более 100 лет. И тем не менее, такое смещение плена Даниила противоречит Дан.2:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Глава 11 1–2. Краткий очерк истории царства Персидского. 3–20. Царство Греко-македонское и взаимная борьба имеющих образоваться из него монархий Сирийской и Египетской. 21–45. Деятельность Антиоха Епифана. Дан.11:1 . Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкрепле­нием. Дан.11:2 . Теперь воз­вещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; по­том четвертый пре­взойдет всех великим богат­с­т­во­м, и когда усилит­ся богат­с­т­во­м сво­им, то поднимет всех про­тив царства Греческого. Так как откровение сообщено пророку в третий год Кира ( Дан.10:1 ), то под тремя царями, имеющими восстать в Персии, разумеются три преемника Кира: Камбиз (529–522 г.), Лжесмердиз (522–521 г.) и Дарий Гистасп (521–486 г.), а четвертый царь, «превзошедший всех великим богатством», – это знаменитый Ксеркс (486–465 г.), славившийся, действительно, несметными богатствами и известный неудачным походом против греков. Являвшийся продолжением войн, начатых отцом Ксеркса Дарием Гистаспом, он закончился полным поражением персов при Саламине. Дан.11:3 . И восстанет царь могуще­с­т­вен­ный, который будет владыче­с­т­во­вать с великою властью, и будет дей­с­т­во­­вать по своей воле. Дан.11:4 . Но когда он восстанет, цар­с­т­во его раз­рушит­ся и раз­делит­ся по четырем ветрам небесным, и не к его по­томкам пере­йдет, и не с тою властью, с какою он владыче­с­т­вовал; ибо раз­дробит­ся цар­с­т­во его и достанет­ся другим, кроме этих. Со времени битвы при Саламине персидское царство стало явно клониться к упадку; мировой державой становится Греция. Ввиду такого значения похода Ксеркса небожитель обходит молчанием его преемников по царству и переходит от персидской монархии к третьему мировому царству – греко-македонскому, а из его представителей – к Александру Македонскому, так как только с этого времени греки входят в соприкосновение с народом Божиим. Относительно Александра Македонского и его деятельности откровение сообщает то же самое, что было известно пророку Даниилу из предшествующих видений ( Дан.7:6 ; Дан.8:5–8, 21–22 ). Новым является указание, что после смерти Александра власть перейдет не к его потомкам, а к посторонним для него лицам. И действительно, Александр Македонский оставил после себя слабоумного брата Арридея и двух малолетних детей. Ни один из них не был способен управлять громадной империей, и она была поделена полководцами Александра, причем каждая из частей естественно оказалась слабее всего царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 10 1. Видение Даниила в третий год царствования Кира. 2–3. Состояние пророка пред видением. 4–10. Время видения, его обстановка и состояние при этом пророка и его спутников. 11–21. Содержание откровения. Дан.10:1 . В третий год Кира, царя Персидского, было открове­ние Даниилу, который называл­ся именем Валтасара; и истин­но было это открове­ние и великой силы. Он по­нял это открове­ние и ура­зу­мел это виде­ние. По своему характеру откровение было совершенной истиной; оно являлось сообщением того, что непременно исполнится, осуществится. По предмету оно – откровение великой скорби ( «силы»). Дан.10:2 . В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Дан.10:3 . Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполне­ния трех седмиц дней. Поводом к откровенно служила глубокая печаль пророка, выразившаяся в посте. Он воздерживался от мяса, вина и вкусного хлеба, считавшихся у иудеев праздничною пищею ( Быт.27:25 ; Ис.22:13 ), и не умащал себя благовонным маслом, что было знаком радости ( Еккл.9:8 ; Ис.61:3 ; Ам.6:6 ). Так проводил пророк три недели первого месяца ( Дан.10:4 ), т. е. Нисана, следовательно, и дни пасхального торжества. Причины подобной печали, как можно догадываться, заключались в следующем. Судя по ( Дан.10:12 ), пророк Даниил и в третий год царствования Кира не оставлял дум и забот о своем народе, тех дум, которые начались с первого года правления Дария Мидянина ( Дан.9:1 и д.). Малоотрадные и утешительные, так как современное состояние евреев было печально и в будущем не предвещало ничего хорошего, они и повергли пророка в скорбь. И действительно, хотя после возвращения иудеев на родину прошли целых два года, но возвратившиеся не нашли здесь счастья. Восстановив жертвенник ( 1Ездр.3:1–2 ), они приступили к построению храма. Но уже при закладке его радостные крики народа смешивались с плачем стариков, видевших прежний храм в его славе ( 1Ездр.3:12–13 ), а немного спустя радость и совсем должна была исчезнуть. Начались происки самарян, всеми силами старавшихся вооружить против Иудеев персидское правительство и остановить постройку храма ( 1Ездр.4:1–5 ). Цель была ими достигнута, благодаря чему через два года по освобождении иудеи не могли отпраздновать праздника Пасхи должным образом. Неудивительно поэтому, если и пророк Даниил разделял в эти дни скорбь своих соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

28, 12-13), через которых Бог охраняет или наказывает людей (Быт. 24, 7; Пс. 33, 8; 90, II; Дан. 6, 22.; 2 Цар. 24, 16; Ис. 37, 36), которые молятся Богу за вверенных им людей (Дан. 10) и умилостивляют Бога, наставляя их на правый путь (Иов. 33, 23-24). Высшие из них составляют судилище перед лицем Божиим и судят людей (Дан. 7, 10. 26); так, по их приговору, Навуходоносор наказан отлучением от людей, как зверь (Дан. 4, 14). Самый закон на Синае дан был евреям через ангелов, как свидетельствуют св. архидиакон Стефан и апостол Павел (Деян. 7, 53; Гал. 3, 19; Евр. 2, 2). И конечно это было древнее верование евреев.Во время завоевания евреями Палестины перед взятием города Иерихона, предводитель еврейского народа Иисус Навин, находясь близ Иерихона, взглянул и вот видит, стоит перед ним человек и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал (Иис. Нав. 5, 13-15). Затем ему сказано было, как взять Иерихон.Итак Иисус Навин воздал благоговейное почтение Архангелу Михаилу и сей назвал место, на котором он стоял, святым и потребовал еще, чтобы Иисус Навин снял сапоги с ног своих. Это было почти за полторы тысячи лет до Рождества Христова.За 530 лет до Р. X. пророку Даниилу ангел Господень явился в виде мужа в такой славе, что тот в оцепенении пал на лицо свое и замерло в нем дыхание и не стало в нем силы (Дан. 10). Посему нельзя представлять, чтобы евреи, благоговейно чтившие св. ангелов Божиих, считали изображения херувимов в скинии только за украшения ее. Что они благоговейно чтили эти изображения херувимов, это видно и из того, что эти изображения находились только в скинии и потом в храме Соломоновом. Не было их, как украшений, во дворце Соломона (2 Пар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Дан.8:11 . и даже воз­несся на Вождя во­ин­ства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и по­ругано было место святыни Его. Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на Вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили свой прежний закон (религиозный), он, как говорится в 1 Маккавейской книге, предъявил подобное требование и евреям: запретил им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботы ( 1Мак.1:45 ), на месте разрушенных жертвенников строил капища и жертвенники идолам, заставляя израильтян приносить на них жертвы языческим богам ( 1Мак.1:47–49 ). И приказание Антиоха было исполнено: в пятнадцатый день Хаслева устроил на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских построили жертвенники ( 1Мак.1:54 ; ср. 2Мак.6 и д.). Дан.8:12 . И во­ин­ство пред­ано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, по­вергая истину на землю, дей­с­т­во­вал и успевал. Причина подобного успеха лежала не в силе Антиоха ( Дан.8:24 ), а в «нечестии воинства». Палестина была предана в его руки отступниками от святого завета; они «соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло» ( 1Мак.1:15 ; ср. Дан.8:11–13 ). Дан.8:13 . И услы­шал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошав­шему: «на сколько време­ни про­стирает­ся это виде­ние о ежедневной жертве и об опустоши­тель­ном нечестии, когда святыня и во­ин­ство будут по­пираемы?» Дан.8:14 . И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистит­ся». Продолжительность предания Антиоху на попрание и святилища и народа равняется, по словам Ангела, 2 300 вечеров и утр. И так как по библейскому словоупотребление, выражение «вечер и... утро» обозначает особый, отдельный день ( Быт.1:5, 8, 13 и д.), то и в настоящем случае «2 300 вечеров и утр» должны быть понимаемы в смысле 2 300 полных дней, – суток. Конечным пунктом этого периода является время очищения святилища – «тогда святилище очистится», т. е. восстановление истинного богослужения в храме в двадцать пятый день месяца Хаслева 148 г. ( 1Мак.4:52–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Весть Иоанна, обращенная к этим церквам, могла достигнуть не только жителей Малой Азии, но и других церквей, рассеянных по всему миру. Образ семи золотых светильников (12) вызывает ассоциации с семисвечником в святилище ( Исх. 25:31 ; Зах. 4:2 ); но здесь семь золотых светильников – это единый народ Божий, посреди которого стоит воскресший Господь. Таким образом, вся церковь представлена поместными церквами, конкретными общинами, каждая из которых находится в братском общении с Искупителем. Описание воскресшего Господа в ст. 13–16 созвучно с образами «Ветхого днями» в Дан. 7:9 и сильного «мужа» – ангела ( Дан. 10:5–6 ), которые призваны показать, что Господь владеет славой небес и обладает Божественной природой. Выражение подобного Сыну человеческому восходит непосредственно к Дан. 7:13 (а не к Евангелиям), где говорится, что «Ему дана власть, слава и царство» и Он, таким образом, представляет одновременно Бога и Его народ. Одежда, в которую Он облачен, – подир, опоясанный золотым поясом, – характерна для первосвященника (такую одежду носили израильские первосвященники; Исх. 28:4 ), хотя подобного рода облачение носили и высокопоставленные чины. Фраза глава Его и волосы белы, как белая волна вызывает прямую ассоциацию с описанием Бога в Дан. 7:9 . Применение к Христу атрибутов Бога – характерная особенность книги Откровение. Очи Его – как пламень огненный – прямая реминисценция, указывающая на фразу «очи Его как горящие светильники» в Дан. 10:6 и трогающая до глубины сердца, будучи проникновенным эпитетом Того, Кто судит мир. Голос Его – как шум вод многих – именно так сказано в Иез. 43:2 о вызывающем благоговейный ужас голосе Бога. Острый с обеих сторон меч, выходящий из Его уст, иллюстрирует, что Господь исполняет роль Судьи всего человечества, слово Которого обладает неодолимой силой. Таков Господь, Который держит в Своей правой руке семь звезд, то есть церквей; Он имеет власть не только судить зло, но и поддержать Свой народ (ср.: ст. 20). Чувства, которые испытал Иоанн, узрев в видении Господа во славе, подобны чувствам тех, кто пережил подобный опыт (ср.: Ис. 6:5 ; Иез. 2:1 ; Дан. 7:28 ). Я есмь Первый и Последний, и живой – раскрытие формулы «Альфа и Омега» в ст. 8 (ср. также: Ис. 44:6; 48:12 ), но применяется к Христу в свете Его смерти и воскресения. «Первый и Последний» воплощается, и умирает, и воскресает, и как живой Бог имеет власть над смертью и «адом», открывая двери вечного царства для всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010