I. О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА § 144. Понятие о пророческом служении Иисуса Христа и истина сего служения Служение ветхозаветных пророков состояло, вообще, в том, чтобы, по вдохновению свыше, возвещать людям волю Божию ( Агг. 1, 13 ), и наставлять их, вразумлять, укреплять в истинной вере и благочестии ( 4Цар. 17, 13 ; Иер. 25, 4 ). Соответственно тому и служение Господа Иисуса, как величайшего из пророков, которого ветхозаветные пророки были только провозвестниками и прообразами, выразилось в том, что Он возвестил людям, во всей возможной полноте и ясности, волю Божию о спасении мipa ( Иоан. 1, 18; 9, 16–18 ), и преподал им новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего человеческого рода ( Лук. 4, 18–21 ). 1) Об этом служении Иисуса Христа ясно предсказано было в ветхом Завете. Еще Моисею, чрез которого дан был древний закон Израильтянам, сам Бог изрек о новом, будущем законодателе, Мессии: пророка восставлю им от среды братии их. якоже тебе: и вдем слово мое во уста его, и возглаголет им, якоже заповедаю ему: и человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет пророк оный во имя мое, аз отмщу от него ( Втор. 18. 18. 19 ) 313 . Потом псалмопевец взывал к Богу от лица Мессии: повем имя твое братии моей: посреде церкви воспою тя ( Пс. 21, 23 ). Закон твой посреде чрева моего. Благовестих правду церкви велицей се устнем моим не возбраню: Господи, ты разумел еси, правду твою не скрых в сердце моем, истину твою и спасение твое рех, не скрых милость твою и истину твою от сонма многа ( Пс. 39, 10. 11 ). Спустя несколько времени, пророк Исаия свидетельствовал также от лица Мессии: Дух Господен на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенные сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно ( Ис. 61, 1.2 , Лук. 4, 18 ). 2) Это служение признавал существенным служением своим сам Христос-Спаситель. Аз на сие родихся, говорил Он, и на сие приидох в мip, да свидетельствую истину; и всяк, иже есть от истины, послушает гласа моего ( Иоан 18, 37 ). А потому: а) называл Себя светом мipy: Аз свет в мip приидох, да всяк веруяй в мя во тьме не пребудет ( Иоан. 12, 46 ; снес. 8, 12; 9, 5); б) единственным учителем и наставником: вы глашаете мя учителя и Господа: и добре глаголете: есмь бо ( Иоан. 13, 13 ); вы же не нарицайтеся учители: един бо есть ваш учитель, Христос (Мат. 23, 8); ниже нарицайтеся наставницы: един бо есть наставник ваш, Христос (- 10); в) проповедуя в одном месте, свидетельствовал: яко и другим градовом благовестити ми подобает царствие Божие: яко на сие послан есмь ( Лук. 4, 43 ); и – г) окончивши свое проповедание, изрек ко Отцу: Аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю…; явих имя твое человеком…; глаголы, ихже дал еси мне, дах им: и тии прияша, и разумеша воистинну, яко от тебе изыдох, и вероваша. яко ты мя послал еси ( Иоан. 17, 4. 6. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А.В. Попов Слово в четвертую неделю Великого Поста Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих ( Пс.140:3 ). Так молится св. Церковь от лица нашего в настоящие дни поста. Но сами мы, братие, как будто не сознаем необходимости просить об этом Господа; напротив: мы желаем и домогаемся не преграждения устом своим, а наибольшей свободы и отсутствия всякого стеснения слову своему. Ведь наше слово, говорят, есть как бы отпечаток Божественного творческого слова; в нем отражение образа Божия; оно – высший дар Божий, которым Господь отличил человека и возвысил его над прочими тварями. Для чего же и дан этот дар, как не для того, чтобы развивать и усовершать его? В нем наша сила и власть; оно – проводник наших мыслей, чувств, нужд, предприятий, усовершенствований; в слове живет и движется знание, наука, закон. Целесообразно ли после этого заграждать уста и налагать узду на слово человеческое?! Наоборот, не следует ли дать ему полную и широкую свободу, как высшему и благороднейшему дару Божию? Однако, и самое достоинство этого дара должно уже располагать нас к тому, чтобы высоко ценить его и свято оберегать, не марать и не грязнить его. Но к осторожному и бережливому пользованию даром слова еще более должно располагать нас то, что грехом своим человек внес глубокую порчу в свою природу, и извращение отразилось и на даре слова. Язык нередко стал служить орудием греха, исполненным смертоносного яда ( Иак.3:8 ). Из уст наших зачастую стали исходить ложь, лесть, лукавство, обман, бранные слова, обиды, оскорбления, речи, полные соблазна и греховного яда. Значит, наряду с благодетельным влиянием и благотворною силою слова человеческого после грехопадения стала обнаруживаться и другая противоположная сторона. Языком мы стали, по словам св. Апост. Иакова, не только благословлять Бога, но им же и проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию, и из тех же уст стали исходить и благословение и проклятие; и не должно, братие мои, сему так быть: течет ли из одного источника сладкая и горькая вода (3,9–11)? Не должно сему быть тем более, что другое противоположное действие языка внесло великий вред и разрушение в жизнь человеческую. Не столько, говорит премудрый сын Сирахов, пало людей от острия меча, сколько от языка; и счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярмо его, и не связан был узами его, ибо ярмо его – ярмо железное, и узы его – узы медные; смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его (28,21–24)! Как же после этого не последовать мудрому совету сына Сирахова: для слов твоих сделай меру и вес, и для уст твоих дверь и запор (28,29), и как не воскликнуть вместе с ним: кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них, и чтобы язык мой не погубил меня! Господи, не оставь меня на волю их (22,31; 23,1)!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Глава 24 Мф.24:14 . «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.» " Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елико речете ми [слова духовника духовному чаду]. Священники на Страшном суде будут свидетелями пред Спасителем о покаявшихся грешниках, что они раскаялись или не раскаялись в тех или других грехах, и покаявшиеся будут прощены. Но для чего Богу свидетели, когда Он все знает Сам, как сказано: не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце [ Ин. 2:25 ]? Богу не нужны, но нам они нужны; нам приятно будет видеть, как священники засвидетельствуют об нас, пред Ангелами и человеками, что мы покаялись в грехах своих, осуждали себя, выражали отвращение ко греху, принимали твердое намерение не грешить. Вспомним слова Спасителя Апостолам: вы будете ведени к царем и владыкам во свидетельство им [ Мк. 13:9 ], или: проповедано будет Евангелие всем языком во свидетельство им [ Мф. 24:14 ]» т. 1, 240]. Мф.24:15 . «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, -» " Приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели ( Деян. 1:8 ). Проповеднику для сильного, действенного, животворного проповедания необходимо принять силу от Духа Святого, равно и учителю Закона Божия в училищах также необходимо молитвою испросить себе силу Духа Божия для плодотворного преподавания истин Закона Божия. Чтый, да разумеет (Ср.: Мф. 24:15 )» 54]. " Мерзость запустения да не стоит на месте святе (Ср.: Мф. 24:15 ; Дан. 9:27 ) – в сердце моем; огнь чуждый ( Чис. 26:61 ) да не вносится в скинию Божию, то есть огонь страстей – огнь попечений житейских. Забота о пище и питии, огнь чревоугодия, сребролюбия, скупости, зависти, ненависти и других грехов – да не вносится в сердце мое, которое есть храм Духа Святаго. – Сыне человечь! Всяцем хранением блюди твое сердце: от того бо исходи живота (Ср.: Притч. 4:20, 23 )» 452].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов      Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов    Рождество Христово. Фреска древнего сербского храма в монастыре святого Павла, Афон. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), — рассказывает Евангелист Матфей. Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод. Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2). Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11). Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке.

http://pravoslavie.ru/67336.html

О ТРЕТЬЕМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли 1. Изъяснение третьего прошения молитвы Господней Необходимо для христианина отречься от собственной воли. Собственная воля человека, который в беззаконии зачинается и во грехе рождается ( Пс.50:7 ), до такой степени повреждена, что «всякий помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни» ( Быт.6:5 ). Да и другие способности человека по природе своей до такой степени бывают слабы относительно всего благого, что он сам неспособен «от себе помыслити что, яко от себе» ( 2Кор.3:5 ). При таком повреждении и немощах природы своей человек, оставленный самому себе, в деятельности своей по большей части руководствуется внушениями самолюбия, а посему и имеет в виду при ней не столько славу Божию и пользу ближнего, сколько славу ( Дан.4:27 ) и пользу собственную ( Исх.15:9 ). Оттого-то и налагается на последователя Христова долг, чтобы он отрекся своей воли ( Мк.8:34 ), этого столь опасного руководителя; но руководствовался бы во всех своих желаниях, намерениях и деяниях единственно всеблагою волею Отца Небесного, открытою в Божественных Его заповедях. Необходимо покоряться воле Божией и просить в том благодатной помощи. В самом деле, если желания воли нашей часто бывают погрешительны, то Бог всегда желает нам истинного блага ( Еф.3:20 ), «хощет всем нам спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 ); и если Сам Иисус Христос, находясь между нами и преподав Собою образец для нас ( Ин.13:15 ), говорил: «Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть; яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца» ( Ин.5:30 ); то для кого из нас не может быть понятно, что словами: «да будет воля Твоя», Иисус Христос научает нас умолять Отца Небесного, чтобы Он не попускал нам располагать своей жизнью по нашей собственной воле, но чтобы Сам управлял нами, как Ему угодно, и чтобы Он даровал нам немощным ради заслуг Христовых душевное расположение, не только безропотно, но и с благодарностью покоряться Ему во всем, чтобы в жизни ни происходило с нами по Его святой воле? А дабы это прошение мы могли возносить с полным чувством, должны веровать, что Бог все, что кажется нам несчастьем или счастьем, устрояет к нашей пользе, и что Он более промышляет и печется о нашем спасении и благе, нежели мы сами о себе ( Лк.21:15, 18 ). – (См. Кассиана Римл. «Собеседование о молитве», гл. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

оклад Св. Синода о назначении Ректора и профессора Богословских наук Московской духовной Академии и Настоятеля Ставропигиального Воскресенского «Новый Иерусалим» именуемого монастыря, Архимандрита Филарета Епископом Калужским и Боровским был Высочайше утверждён в 6 число Апреля 1819 года, что приходилось тогда в самый первый день Св. Пасхи 298 . Об этом определении дан был указ Св. Синода тогдашнему Митрополиту Московскому Серафиму, от 21 Апреля за 299 . В этом Указе подробно прописано Митрополиту, – где и кому с ним совершить наречение и хиротонисание Филарета в Епископы, – именно наречение в Московской Синодальной Конторе, а посвящение – в большом Успенском Соборе. Священнодействующими при наречении и хиротонисании были назначены – сам Высокопреосвящ. Митрополит Серафим и находившиеся тогда в Москве, преосвященные – Викарий Московский Лаврентий, Епископ Дмитровский, Грузинский Митрополит Иона и Архиепископы Пафнутий и Досифей 300 . При Указе приложены были два печатных экземпляра «Чина присяги архиерейской». На одном из них предписано было подписаться по листам вверху всем Святителям, рукополагавшим Филарета в Епископы, а на другом подписаться по листам же, но внизу, самому Филарету. Самая эта подпись была прописана во всей полноте на особом, приложенном к Указу, листе и состояла в следующих словах: «Аз, первоклассного Ставропигиального монастыря Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, Архимандрит Филарет, ныне наречённый Епископ Калужский и Боровский, сие здесь написанное и подписанное моей рукой, приемлю и вручаю пред святым Евангелием братиям моим, преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам и всему освящённому собору в граде Москве в большом Успенском соборе, лета Господня 1819, Июня 1 дня». Наконец в этом же Указе было предписано взыскать за эти два печатных экз. «чина и присяги архиерейской» (по 9 полулистов в каждом экз.) с хиротонисованного 4р. 50к. ассигнациями, а на проезд его в епархию и домашнее там обзаведение, сообразно существовавшему тогда обыкновению, назначена к выдаче тысяча рублей ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Разделы портала «Азбука веры» «Знаешь признаки антихристовы, не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро». Св. Кирилл Иерусалимский Господь Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» ( Мф.16:18 ). Что означают «врата ада»? «У евреев был обычай собираться под председательством старейшин у ворот города для обсуждения вопросов политических, судебных и общественных. Эти собрания являлись высшей инстанцией во всех делах; здесь же возвещались и все повеления Божии. Они обладали определенным авторитетом в народе. На этот обычай евреев делать собрания у городских ворот можно найти указания в кн. Руфи ( Руф.4:1, 11 ). В описании деятельной жены в кн. Притчей ( Притч.31:23 ) говорится, что «муж ее всегда хорошо одет» и что «его хорошо знают в воротах», т. е. он облечен общественным доверием и он принимает деятельное участие в важных собраниях (проф. В.В. Болотов ). Поэтому «врата ада» означают не просто силы адские, а «генеральный штаб» адских сил – наиважнейшее собрание их, посвященное разработке плана генеральной битвы с Церковью. Церковь и ад представляются двумя воюющими силами. И в этой войне с адом Церковь, по слову Христа, останется неодоленной. Адский план борьбы с Церковью в Св. Писании называется «тайной беззакония» ( 2Сол.2:7 ), действующей на протяжении веков и имеющей завершиться появлением антихриста ( 2Сол.2:8 ). Антихрист сможет прийти лишь в результате всемирной апостасии, т. е. отступления народов от Бога и от путей Божиих, когда благодать Божия отступит от людей. «Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве» ( Дан.8:23 ). «Его же есть пришествие по действу сатанину» ( 2Сол.2:9 ). В личности антихриста сосредоточится все зло во всей полноте и силе, какое только сможет воспринять и выдержать природа человека. Подобно тому, как для получения самого чистого и совершенного Плода на древе человеческом, в лице Пресвятой Девы, потребовалось тысячелетнее развитие и совершенствование доброго человеческого семени, так и для получения самого скверного плода, способного вместить в себя всю злобу сатанинскую, требуется усилие целого ряда поколений человеческих в отношении наибольшего развращения и осквернения природы человеческой на почве безумной ненависти ко Христу и борьбы против Его Церкви. «Можно допустить, – говорит проф. Беляев, – что природное и приобретенное зло, накопляясь постепенно в длинном ряде предков антихриста, передаваясь с каждым новым поколением, в самом антихристе достигнет такой степени силы, какую только сможет вместить, проявить и выдержать человеческая природа. В нем зло, живущее в человеческом роде, достигнет предельной вершины своего развития» («О безбожии и антихристе», т. I, с. 193).

http://azbyka.ru/antihrist

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2018 19 мин., 22.04.2018 1-я страница обложки. В центре обложки на белом фоне написано: 8  апреля (цифра  8 расположена горизонтально, превратившись в знак бесконечности). Внизу окончание надписи: бесконечность начинается В ВОСКРЕСЕНИЕ. См. в рубрике «Даты месяца»: 8 апреля. Пасха. Патриарх Кирилл. Воскресения невозможно избежать. Из слова после Пасхальной великой вечерни… (с.4-5). Пролог : Михаил Зенкевич.  «От попорченной в нерве настройки… ». Стихотворение. 1953//Фома. - – апрель 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца. Апрель //Фома. - – апрель 2018. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 8 апреля. Пасха. Патриарх Кирилл. Воскресения невозможно избежать. Из слова после Пасхальной великой вечерни в Храме   Христа Спасителя в Москве, 16 апреля 2017 года. Заголовок дан    редакцией. Фото Олега Варова/Пресс-служба Патриарха Московского и          всея Руси. - С.4-5; См. также: Игорь Афанасьев, режиссер, драматург//Фома. - – апрель  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). 11 апреля. 50 лет исполняется писателю-фантасту Сергею Лукьяненко . Из колонки на сайте «Фомы». Фото Владимира Ештокина. – С.6; 22 апреля. Воскресенье святых жен мироносиц. – С. 6; 15 апреля. 110 лет назад в Москве на месте убийства великого князя Сергея Александровича был открыт памятник, сооруженный  по  рисунку художника В. М. Васнецова. Фото kremlin.ru. – С.6; 6 апреля. 75 лет назад, в 1943 году, в Нью-Йорке впервые опубликована повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» . Ил.:Рисунок автора из книги «Маленький принц». – С.7; 19 апреля. 455 лет назад в Москве Иван Фёдоров начал печатание «Апостола» . Ил.: Апостол. Фото издания. – C.7.   Колонка главного  редактора: Владимир  Легойда .  День Распятия Ил.: Via Dolorosa в Иерусалиме. Фото Diomedia//Фома. - – апрель 2018. – С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-180-...

Скачать epub pdf Аннотация и посвящение Аннотация Книга составлена из бесед известного московского священника Олега Стеняева – клирика храма Преображения Господня и Всех скорбящих Радость на Ордынке в Москве, руководителя Программы реабилитации жертв нетрадиционных религий Миссионерского Отдела Московского Патриархата, постоянного участника программ радиостанции «Радонеж». В своих беседах отец Олег показывает, что Библейское Откровение является ключом для понимания и решения многих наших политических, социальных, семейных и личных проблем. Посвящение Посвящается в Бозе почившей моей первой наставнице по вере Журавлевой Матроне Федоровне Беседа 1. Сотворение человека. Грехопадение. Священные библейские тексты Священные библейские тексты Библия – это собрание священных книг Ветхого и Нового Заветов. Само слово Библия произошло от греческого библос, что значит книги. Святитель Иоанн Златоуст толкует это слово как собирательное: «Библия – это многие книги, собранные в одну» («Беседы на Книгу Бытия»). Ветхозаветные книги Библии создавались на протяжении долгого периода истории еврейского народа и были закончены до Рождества Христова. О длительном периоде написания книг Ветхого Завета свидетельствует наличие в Библии ссылок на книги, то есть на часть этого же Писания, написанную ранее. Так, например, в книге пророка Даниила говорится: я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии, пророку ( Дан.9:2 ). В оригинале вместо слова книги стоит древнееврейское гесафорим, что означает не просто книги, а собрание общеизвестных книг. Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, и их древнее происхождение засвидетельствовано многими сохранившимися рукописными текстами. К примеру, такие древнейшие рукописные книги Ветхого Завета, как Папирусы Йеб (елефатинские) и Ассуан (египетские) относятся к 494–407 годам до Р. Х., Едфу (египетские) – к III веку до Р. Х.; Пергаменты Кумран – ко II веку до Р. Х. Интересным обстоятельством является тот факт, что среди Кумранских пергаментов обнаружен первый перевод библейских книг Ветхого Завета на греческий язык (Септуагинта), датированный II веком до Р. Х. В 1975 году в Тель-Мадрихе (Сирия) итальянские археологи обнаружили более 15000 глиняных табличек, содержащих отдельные библейские повествования: о сотворении мира, потопе и других событиях ветхозаветной истории. В текстах присутствуют имена Евера, Израиля, Авраама. Эта древняя библиотека была создана за 2400–2250 лет до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Введение „Комментарии на Евангелие от Иоанна“ – самый ранний дошедший до нас 1 экзегетический труд александрийского дидаскала, справедливо названный Анри Крузелем 2 „шедевром Оригена “ 3 . После Оригена подробные комментарии на четвертое Евангелие писали лишь свт. Иоанн Златоуст , свт. Кирилл Александрийский и бл. Августин 4 . Поводом к написанию комментариев послужило составление толкований к Евангелию гностиком Гераклеоном – последователем Валентина (в целом ряде мест Ориген подробно цитирует толкования Гераклеона и затем опровергает их 5 ). Ориген начал писать „Комментарии“ в Александрии либо после 318 года приблизительно в 33-летнем возрасте, либо – что вероятнее – между 225 и 229 годами, когда ему было около 40 лет 6 . За период пребывания в Александрии он успел написать первые четыре книги „Комментариев“, пятая была составлена во время путешествия в Палестину в 230–231 годах. До отбытия из Александрии в 231 г. Ориген успел начать шестую книгу. Деятельность же Гераклеона приходилась приблизительно на 170-е годы. Таким образом, первый христианский комментарий на Евангелие от Иоанна (и одновременно ответ на его инославную интерпретацию) был дан в Церкви лишь спустя полвека после смерти заметного представителя гностического учения. Здесь можно вспомнить о другом сочинении Оригена „Против Цельса“, написанном уже в последние годы жизни богослова и посвященном апологии христианства в ответ на критику Цельса тремя четвертями века ранее, в конце 170-х годов. Ориген – как и св. Ипполит Римский – выступил продолжателем ранних апологетов и св. Иринея Лионского и одновременно интерпретатором Священного Писания , защищая учение и от язычников, и от еретиков. Согласно 33-му письму бл. Иеронима 7 , „Комментарии“ состояли из 32 книг 8 , из которых в общем счете сохранилось только 9. Первая книга (39 глав, 292 параграфа) служит введением к толкованию, в ней разбирается первая половина первого стиха Евангелия („В начале было Слово“). Вторая книга охватывает Ин. 1 ,1b-7. Следующие книги дают уже не столь объемные, но все равно достаточно обширные комментарии (книга VI Ин. 1, 19–29; Х : Uh. 2, 12–25; XIII Uh. 4, 13–54; XIX : Ин. 8, 19–25; ХХ : Uh. 8, 37–53; XXVIII Uh. 11, 39–57; XXXII Ин. 13, 2–33 ). Даже по дошедшим до нас частям можно судить о монументальности труда. Толкования Оригена на первые 13 глав заняли 32 книги. Поскольку всего в Евангелии от Иоанна 21 глава, можно представить, сколь объемными были бы все комментарии, если бы Оригену удалось завершить их: при сохранении имеющейся пропорции произведение составило бы 52 книги, т. е. 29 томов в серии Sources Chrétiennes! Такой масштаб намного превосходит толкования всех последующих комментаторов этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010