Этот акт, по мнению адвентистов, является исполнением пророчества: „дракон дал ему силу свою и престол свой, и великую власть“ ( Откр.13:2 ). 5 На папстве, говорят адвентисты, исполнилось и пророчество Даниила: „Я смотрел на эти рога, и вот вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно... и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей“ ( Дан.7:8 , Дан.7:24 ). В 538 году после Рождества Христова, говорят адвентисты, римский епископ был провозглашен папою, главою церкви, как раз после восстания десяти царств. Папство было царство, отличное от прежних царств, так как оно было духовною властью; а уничтожение и исторжение трех царей исполнилось в акте подчинения трех арианских царств: Герулов, Вандалов и Остготов, восставших против декрета Юстиниана, царя Римского, по которому папа признан был в духовном смысле царем всей вселенной. Сам папа, продолжают адвентисты, свидетельствует, что это пророчество относится именно к нему тем, что носит тройную корону. 6 В лице папства, учат адвентисты, римско-католическая церковь уничтожила четвертую заповедь и седьмой день недели – субботу заменила празднованием первого дня недели или воскресения. Этим поступком папство, по толкованию адвентистов, доказало свое восстание против Всевышнего» и засвидетельствовало, что слова пророка Даниила: „против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменит у них праздничные времена и закон» ( Дан.7:25 ) относятся именно к нему. 7 Принимая пророческий день за год, 8 адвентисты утверждают, что и власть папства на земле должна была продолжиться „время, времена и полвремени“ ( Дан.7:25 ; Откр.12:14 ), или „сорок два месяца ( Откр.13:5 ), или 1260 дней ( Откр.12:6 ), т. е. всего 1260 лет; а после этого срока власть у папства должна быть отнята, согласно пророчеству Даниила: „затем возсядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца“ ( Дан.7:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Дан.7:4 . Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. Как голова между членами и золото между металлами ( Дан.2:32 ), так лев, первый среди животных, и орел, первый среди птиц, указывают на царственное место первой монархии среди дальнейших других. Под символом льва и орла у близких по времени к Даниилу пророков изображается царство Вавилонское ( Иер.2:15 ; Иер.4:7 ; Иер.5:6 ; Иер.48:40 и т. п.; Авв.1:8 ). Сообразно с этим, и лев с орлиными крыльями видения Даниила символизирует ту же самую монархию. В начале могущественная, она утрачивает с течением времени свою первоначальную силу, – у льва вырываются орлиные крылья, и превращается в обыкновенное человеческое царство, – льву дается человеческое сердце. Дан.7:5 . И вот еще зверь, второй, по­хожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему ска­за­но так: «встань, ешь мяса много!» Символом второго царства является медведь. Свирепость, прожорливость ( «встань, ешь мяса много!») этого зверя довольно ясно указывают на следующую за вавилонскою мидо-персидскую монархию, ненасытную, как свидетельствует история, в своих завоеваниях. Они начались при Кире подчинением Бактрии, мелких малоазийских народностей, признававших власть Креза Лидийского, Лидии, греческих малоазийских колоний – Эолии, Ионии и союзного с Лидией Вавилона, продолжились при сыне Кира Камбизе захватом Египта и завершились при Дарий Гистаспе и Ксерксе, распространивших власть персов на весь почти исторический восток ( Эсф.1:1 ). Три клыка во рту медведя указывают на Вавилонию, Мидию и Персию, объединенные под властью Кира и его преемников. Дан.7:6 . Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. Третье царство представлено под образом барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами. Кровожадность этого зверя, его необыкновенная быстрота при захвате добычи довольно точно характеризуют стремительную в завоеваниях греко-македонскую империю. Распространением до пределов земли при Александре Македонском ( 1Мак.1:1–4 ) она обязана не только своей силе, но и решительным, быстрым действиям против врагов (подробнее об этом см. в толковании Дан.8:5–7 ). Распространение македонской империи по всем четырем странам света, ее господство «над областями и народами и властителями», «над всею землею» ( 1Мак.1:3–4 ) обозначается в видении четырьмя крыльями, а распадение после смерти Александра Македонского на четыре части, – государства Фракийское, Македонское Сирийское и Египетское, – четырьмя головами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

19. 14, 14. 28). Слова ρμα и λγος -переводили перифрастически (в 2, 5. 10. 15. 17. 3, 16. 22. 95. 10, 1); ε πεν переводили: приказал (во 2, 12. 46. 3, 13. 5, 2. 6, 16. 23. 24). Casus absolutus- γ Δανιλ переводим косвенными падежами (в 7, 15. 28. 8, 1); частицу: ττε в начале стиха, служащую простым переходом от одного стиха к другому, а не хронологическим указанием, часто в переводе мы опускали (6, 13—15) или вариировали (6, 19). Толковательныя пособия у нас были: Ефрема Сирина (Творения его. 8й т. М. 1853г.), бл. Феодорита (Творения. 4-й т. М. 1857 г.), бл. Иеронима (Творения. 12-й т. К. 1890 г.). Иоанна Златоуста (1й т. Спб. 1861 г.), Толковая Библия VII т. (Спб. 1910 г.). Иностранныя сочинения: Keil. Biblischer Commentar über d. Propheten Daniel. Leipz. 1869 г. Knabenbauer. Commentarius in Danielem prophetam. Par. 1891 г. Еврейский словарь Генезиуса (Leipz. 1905 г.), греческий Шлейснера. Novus Thesaurus sive Lexicon in LXX. Lipsiae 1820—21 гг. Текстуальное ценное пособие заключалось в монографии проф. И. Е. Евсеева. Книга пророка Даниила в древне-славянском переводе. 1905 г. Из этого труда мы заимствовали и цитовали иногда ссылки на чтения древне-славянских списков: Кирилловского, Мефодиевского, Симеоновского и др. Глава 1 Дан. 1 :1. В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел 3 Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. Дан. 1 :2. И предал Господь в руки его Иоакима, царя Иудейского, и часть 4 сосудов храма Божия, и он принес их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес сосуды в сокровищницу бога своего. Дан. 1 :3. И сказал царь Асфанезу, начальнику евнухов своих, чтобы он из пленных сынов Израиля, из рода царского и княжеского 5 , привел Дан. 1 :4. Юношей, у которых нет порока и красивых видом, понятливых для всякой науки, способных к научению 6 , и разсудительных и годных служить пред царем во дворце 7 , и чтобы научил их книгам и языку халдейскому. Дан. 1 :5. И повелел царь (давать) 8 им (пищу) ежедневно от царского стола и вино, которое он пил, и кормить их три года, и потом предстать пред царем.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Вторая причина радости: мир на земле Ст. 5. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровию, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Смысл этого стиха такой: в следствие упразднения греха и власти сатаны упразднятся все бранные орудия и военные одежды ( Ис.2:4 ; Пс.45:9, 10 ), между уверовавшими в Мессию прекратится ненависть, вражда, и водворится не только внутренний, но и внешний мир ( Лк.2:14 ). Царство Мессии будет царством правды и мира. Третья причина радости: царство Сына Божия в мире Ст. 6. Ибо младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Ст. 7. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить ею и укрепит его судом и правдою от ныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. Здесь царство Сына Божия на земле Пророк изображает в самых ясных, величественных чертах – 1) в отношении к происхождению Мессии, 2) в отношении к Его должности, 3) в отношении к Его свойствам, которые Пророк изображает величественными именами, 4) в отношении к величию достоинства и к успеху в отправлении должности, 5) показывается высшая, действующая причина всех этих действий. 1) О происхождении Мессии говорится: младенец родился нам, т. е. для нашего блага. Это относится к человеческой природе Мессии ( Лк.2:10 ). Сын нам Дан.Это относится к Божественному естеству Мессии. Ибо когда Он называется сыном, то, очевидно, разумеется сын того, кем дан; а Он дан и мог быть дан только Богом Отцом, а не человеком каким-нибудь. Когда Иисус Христос в Евангелии называется просто Сыном, то называется так в отношении к Божественному естеству ( Мф.11:27 ; Ин.3:36 ; Евр. 5:8 ). Сын нам дан, т. е. по определению в предвечном совете единородный Сын Божий Богом Отцом для нас послан в мир, или явился во плоти, чтобы доставить нам оправдание и жизнь благодатную, научить истинному пути спасения, упразднить иго греха и обрядового закона Моисеева и сокрушить власть сатаны, – истребить заблуждение, идолопоклонство, пороки. То же самое Спаситель выражает другими словами: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть... ( Ин.3:16 ; Гал.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Дан.1:5 . И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспиты­вать их три года, по истече­нии которых они должны были пред­стать пред царя. Распоряжение Навуходоносора вполне соответствует восточному обычаю, по которому все придворные получали пищу с царского стола. Так, при персидском дворе ежедневно приготовлялся, по словам Ктезия, обед на 15 000 человек (ср. 4Цар.25:29–30 ; Иер.52:33–34 ). Дан.1:6 . Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Из третьего стиха с несомненностью следует, что пророк Даниил происходил из колена Иудина и принадлежал или к царскому или к знатному княжескому роду, но к которому именно, за отсутствием сведений, неизвестно. Иосиф Флавий считает его родственником иудейского царя Седекию; из христианских писателей одни причисляют его к потомкам Давида ( Симеон Метафраст ), другие (Епифаний) к одной из самых знатных фамилий иудейских вельмож. Также неопределенны сведения и о генеалогии его друзей. Дан.1:7 . И пере­именовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго. Даниил и его друзья воспитываются, как будущие должностные лица при царском дворе ( «служить в чертогах царских» – Дан.1:4 ). В зависимости от этого они получают новые имена: будущих вавилонских сановников странно было бы оставить с прежними еврейскими именами – им даются вавилонские. Составленные из названия главных вавилонских божеств: Валтасар (Белтегна царь) ­­ «Бел (Вил) защищай его жизнь», Авденаго ­­ «служитель, раб (бога) Небо», Мисах ­­ «кто, как Аку», Седрах ­­ «повеление (бога) Аку», они могли напоминать о недавней победе вавилонских богов над иудеями и их Богом (см. толкование 2-го ст.), благодаря чему перемена имен и в настоящем случае служила, как и всегда, знаком зависимости побежденного от победителя ( 4Цар.24:17 ; 2Пар.36:4 ). Дан.1:8 . Даниил по­ложил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и по­тому про­сил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Трое друзей оказываются вверженными в печь, где остаются невредимы. Более того, они воспевают песнь, и изумленный царь видит « четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3: 92). При этом те, кто пытались печь сильнее разжигать, сами погибали от нестерпимого пламени, которое там бушевало. В 3–й главе есть довольно большая вставка – с 24–го по 90–й стих, которой нет в еврейском тексте, но она имеется в греческом тексте Священного Писания. Она содержит в себе молитву Азарии и песнь трех отроков (Дан. 3: 24–90). Причем в греческой Библии она находится не в третьей главе, а присоединяется к псалмам. Эти две молитвы употребляются нами, несмотря на то что они не почитаются каноническими, в качестве 7–й и 8–й библейских песен канона на утрене: « Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки» (Дан. 3: 26–45) и « Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки» (Дан. 3: 52–90). В первой молитве Азария исповедует справедливость наказания, которое постигло Иудею, исповедуется в грехах и просит принять эту жертву, то есть их самопожертвование в качестве богоугодного приношения. Он просит, если возможно, не посрамить их в их уповании, сотворить с ними чудо и дать им избавление, чтоб постыдились гонители. Во второй песни, которую вместе воспевали все отроки, возносится хвала Богу от небес и всего воинства небесного, и от земли, и всего что ее наполняет. И Навуходоносор в результате тоже прославляет Бога: « Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка, кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» (Дан. 3: 95–96).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Глава 7 1–8. Видение четырех животных. 9–14. Божественный суд над ними и водворение Царства Божия. 15–28. Объяснение видения небожителем. Дан.7:1 . В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и про­роческие виде­ния головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. Подобно сновидению Навуходоносора (2 гл.), видение 7 гл. раскрывает мысль о преемственной смене четырех земных монархий и о водворении после божественного суда над ними вечного Царства Божия. Единые по основной мысли, они различаются прежде всего со стороны воплощающих ее образов. Во главе второй эти последние заимствованы из области предметов неодушевленных материальных, в главе седьмой – из области живых существ. Подобное различие в образах служит выражением двух неодинаковых точек зрения на Царство Божие и земное. Для язычника Навуходоносора могущество мира было блестящим металлом, а Царство Божие – ничего не стоящим камнем: земные царства представлялись ему несравнимо превосходящими Царство Божие. Даниилу, наоборот, ясно превосходство этого последнего над первыми, и потому оно представлено под образом своей главы – Сына человеческого, земные – под образом различных зверей: человек выше животного. Кроме того, видение 7 гл. отличается большей полнотой, содержательностью, – говорит, хотя и прикровенно, о судьбах Царства Божия, связанных с появлением антихриста. Дан.7:2 . Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном виде­нии моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, Дан.7:3 . и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Сообразно с словами 23 ст. данной главы ( Дан.7:23 ): «зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств», каждый из четырех виденных пророком зверей является символом известного царства. Представление их под образом животных соответствует как библейской ветхозаветной символике, в которой предводители войск, князья, верховные правители народов изображаются под видом животных ( Ис.34:6–8 ; Иез.39:18 ), так и внебиблейской. В Зендавесте, напр., дух хранитель персидского царства представляется под образом барана с заостренными рогами. Звери выходят из моря, – царства возникают из недр языческого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ошибка осталась без всяких последствий. Но хотя главным источником заблуждений раскольников в учении об антихристе служит их невежественный фанатизм, тем не менее поводом и исходным пунктом этих заблуждений, несомненно, было их ошибочное мнение, будто антихрист явился в лице Никона, и будто бы царствование антихриста началось. Не будь этой первоначальной ошибки, последующим раскольникам не было бы надобности измышлять новые и новые небылицы, и всё более и более удаляться от истинного, библейского и святоотеческого, учения об антихристе. По книге Даниила, выросшему на четвёртом звере малому рогу ( Дан. 7:7–8 ), который означает антихриста, святые будут отданы во власть до времени и времён и полу-времени ( Дан. 7:25 ; ср. 12:7) . Но можно также это место перевести: до истечения года, двух годов (поставлено двойственное число) и полугода, потому что еврейское слово значит и время и год. „Что временем, временами и полу-временем обозначается, по словам Блаженного Августина , год, два года и полгода, следовательно, три с половиной года, это видно и из приводимого несколько ниже числа дней 363 и поясняется иногда в Писаниях числом месяцев. На латинском языке выражение – времена, представляется в этом месте неопределённым; но оно употреблено в двойственном числе, которого у латинян нет. Как есть оно у Греков, так, говорят, имеют его и Евреи. Выражение – времена употреблено, следовательно, так, как если бы было сказано два времени” 364 . По Апокалипсису, жене, означающей Церковь , были даны два крыла, чтобы она летела в пустыню от лица змея, т. е. дьявола, и там питалась в продолжение времени, времён и полвремени (12:14). Тут предуказано время антихриста, когда Церковь подвергнется страшному гонению в мире, так что ей придётся бежать из него и спасаться в местах необитаемых. Человекоубийственная и боговраждебная деятельность малого рога ( Дан. 7:7–26 ) очень напоминает то, что произойдёт во вторую половину последней, семидесятой, седьмины ( Дан. 9:27 ). Так, малый рог возмечтает отменить праздничные времена и закон (7:25): и в половине седьмины прекратится жертва и приношение (9:27); малый рог против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего (7и 21): и в половине седьмины на крыле святилища будет мерзость запустения (9:27); зверь, на котором был малый рог, будет убит, и тело его будет сокрушено и предано на сожжение огню (7:11), а у самого рога будет отнята власть губить и истреблять до конца (7:26): и в половине седьмины окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (9:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

X. (гунны, остготы, вестготы, франки, вандалы, свевы, бургунды, англосаксы и лангобарды), из которых потом образовались европейские государства. Возникший между 10 рогами маленький рог, имеющий глаза, как бы человеческие, и говоривший высокомерные слова против Всевышнего ( Дан. 7:8 ), это тот зверь, о котором говорится и в Откровении, что «отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано ему было вести войну со святыми и победить их» ( Откр. 13:6–7 ), этот антихрист «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом» ( 2Сол. 2:3–4 ), и все черты зверя и его действия всецело относятся к Римскому папству, что доказывается и историей папства, и его характером. Известно, что римская Церковь с ее папством возникла из развалин римского язычества, когда после восстания 10 царств римский император Юстиниан в 533 году особым указом утвердил ее и дал ей неограниченную власть над Римом и всем христианством. О малом роге говорится у Даниила, что этот рог вел войну со святыми и превозмогал их ( Дан. 7:21 ), и это сбылось на Римской церкви: миллионы замученных христиан по приказанию пап, какими были, например, вальденцы, альбигойцы, гугеноты, Гус, Иероним с их последователями, и сотни тысяч замученных римской инквизицией – подтверждают это. Об этом роге сказано еще, что он, ведя войну против святых, возмечтает у них отменить праздничные времена и закон ( Дан. 7:25 ), и это сбылось на папстве, которое ввело воскресный день и нарушило закон о праздновании субботы. Маленький рог, или антихрист, «имел глаза, как бы человеческие», это – римские ксендзы, иезуиты и различные монашеские латинские ордена, подсматривающие за совестью христиан, и через исповедь выпытывающие у них всё, что нужно для пользы папства. Об антихристе сказано, что он имел «уста, говорящие высокомерно» ( Дан. 7:8 ), что он «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2Сол. 2:3–4 ) и что он «отверз уста свои, чтобы хулить имя Его» (13,6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

История свидетельствует, что Кир, прежде чем завоевать Вавилон, победил Астиага, царя Мидийского, и Креза, царя Лидийского; и эти два царства, как вошедшие в состав Персидской монархии, также участвовали в завоевании Вавилона и способствовали его уничтожению. Такому пониманию не будет противоречить и замечание пророка о втором звере: встань, ешь мяса много. Известно, с каким ожесточением и кровопролитиями совершилось падение Вавилона. Все ужасы этого падения с подробностями предвидел еще прор. Исаия, который, предсказывая падение Вавилона, между прочим так говорит: «рыдайте, ибо день Господа близок... Ужаснулись, судороги и боли схватили их… И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены...» ( Ис.13:6–9; 15–16 ), а последствия этого разрушения так изображает: «Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами... Шакалы будут выть в чертогах их…» ( Ис.13:19–22 ). Впрочем, какое бы мы понимание не удержали, общий смысл пророчества о втором звере будет один и тот же, и именно следующий: за настоящим Вавилонским преобладанием над наследниками царства Божия, достигнет подобного преобладания новое, уже возникающее в известной стороне владычество (Мидо-Персидское), алчное к завоеваниям и готовое всех подавить тяжестью и силою своего трехчастного состава. Такое толкование вполне согласно и с видением Навуходоносора ( Дан.2 ), и с видением самого пр. Даниила в 8 гл., где царство Мидо-Персидское представлено в образе овна, бодающего в разные стороны, и притом такого страшного и сильного, что никакой зверь не может устоять против него и никто не может спасти от него ( Дан.8:4 ). Третий зверь, который показан был пр. Даниилу, был подобен барсу: «на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» ( Дан.7:6 ). Под этим зверем нужно разуметь царство Греческое – династию Александра Великого. Такое понимание оправдывается параллельными местами книги ( Дан.2:39; 8:20–21; 11:2–3 ) и самой историей. Известно, что Персидская монархия при Дарии III Кодомане пала от руки греческого царя Александра Македонского (см. приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010