В число других предсказаний об обстоятельствах смерти Христа входят: 13) Его руки и ноги пронзили ( Пс. 21:17 ; ср. Лк. 23:33 ); 14) Его грудь пронзили ( Зах. 12:10 ; ср. Ин. 19:34 ); и 15) об одежде Его бросали жребий ( Пс. 21:19 ; ср. Ин. 19:23–24 ). Хотя оно было понято только как свершившийся факт, одно из самых точных библейских пророчеств предсказывает даже год смерти Христа. Даниил, говоря о плене Израиля и об искуплении греха, приводит свою покаянную молитву, в которой исповедует грехи своего народа ( Дан. 9:4–19 ); и тогда в видении ангел Гавриил даёт Даниилу следующее пророчество ( Дан. 9:24–26 ): Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины [...] И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос. Как показывает контекст, Даниил знал, что речь здесь идёт о годах, поскольку перед этим «сообразил по книгам число лет» в сроке опустошения Иерусалима, раскрытое Богом Иеремии пророку и составляющее «семьдесят лет» ( Дан. 9:2 ). Затем Бог указал Даниилу, что пройдёт 70 х 7 лет до пришествия и смерти Мессии. Артаксеркс повелел Неемии восстановить Иерусалим ( Дан. 9:25 ; ср. Неем. 2 ) в 445/444 г. до Р. X. Именно от этого года, а не от более ранней даты, когда Кир разрешил только восстановление храма ( Езд. 1:3 ), отсчитываются в пророчестве Даниила 483 года до времени смерти Христа. Если взять как общепринятую дату распятия 33 г. по Р. Х. (см. Hoehner), то получится в точности 483 года: «Семь седмин» плюс «шестьдесят две седмины», то есть 69 х 7=483 года. 444 + 33=477. Добавляем шесть лет, чтобы компенсировать разницу в пять дней между нашим солнечным годом и лунным годом, принятым у Израиля (5 х 477=2385 дней, то есть 6 лет с небольшим).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Великое смирение мы видим и у тех трех отроков, что были уведены в рабство, в Вавилон, вместе с пророком Давидом и народом израильским. Они, хоть и были царского рода, жили в воздержании и девстве и питались одними овощами (см.: Дан.1:16 ). А когда увидели преславное чудо, совершенное Богом над ними – Он сохранил их невредимыми посреди огня в печи, раскаленной в семь раз более обычного (см.: Дан.1:19 ), – то не вознеслись умом из-за этого преславного чуда и избавления своего, но с великим смирением сочли себя постыдными и позорными, и недостойными раскрыть уста свои и славословить Бога, как написано: И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя ( Дан.3:33 ). Затем, молясь, они говорят: но в кротости и сокрушении духа да будем Тобою приняты (ср.: Дан.3:39 ). Также видим великое смирение и у святого и праведного Гедеона, который, будучи послан Богом через Ангела избавить Израиль из рук мадианитян, говорит Ангелу: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший ( Суд.6:15 ). Также святой и божественный царь и пророк Давид с великим смирением уничижает себя, называя себя скотом и червем, говоря: скотен бых у тебе ( Пс.72:22 ), а в другом месте: Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей ( Пс.21:7 ). Также и сын Давида, знаменитый и премудрый Соломон, смиряется пред лицом Бога, называя себя отроком малым и глупым (ср.: 3Цар.3:7 ). Так и великий пророк и ревнитель Божий Илия фесвитянин, дышавший огнем, который горячей своей молитвой заключил небо, чтобы оно не давало дождя три года и шесть месяцев (см.: Лк.4:25 ), и также молитвой и жертвой разверз небо, и выпал дождь на землю (см.: 3Цар.18:41–45 ), который трижды низводил огонь с неба (см.: 3Цар.18:36–38 ), молитвой воскрешал мертвых (см.: 3Цар.17:19 ), разделил воды Иордана милотью своей (см.: 4Цар.2:8 ) и вознесся на небо на колеснице, запряженной конями огненными (см.: 4Цар.2:11 ), – он, после стольких свершений, с великим смирением молился Богу и говорил: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих ( 3Цар.19:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

е) Сохранение верных ( Откр.11:1–2 ) 1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. 2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца. Итак, Иоанну открылось содержание книги, запечатанной семью печатями. Он усвоил ее содержание и должен теперь возвещать его всему миру. Его пророчество имеет форму некоей притчи о двух свидетелях, которая носит символический характер. Но прежде чем в Откр.11:3–14 об этой притче пойдет речь, Иоанн говорит еще о том, как будет сохранена Церковь верных Богу и Христу среди многих преследований последнего времени (ведь «времени уже не будет», Откр.10:6 ). Он использует картины из пророчества Иезекииля ( Иез.40–42 ). Там пророк видит идеальный небесный прообраз Иерусалимского храма. Этот идеальный прообраз должен быть мерой, образцом для восстанавливаемого земного храма. При этом пророку Иезекиилю дается задание измерить стены и помещения небесного храма измерительной тростью, чтобы по таким же размерам устроить земной Иерусалимский храм. Однако в Откр.11:1–2 речь идет не о восстановлении храма, но об измерении уже существующего храма. Некто неназванный, скорее всего «сильный Ангел» главы 10, дает Иоанну задание измерить храм (Святая Святых), жертвенник всесожжения вместе с поклоняющимися Богу в храмовом внутреннем дворе. Это поручение Иоанну следует понимать как задание пророчествовать в действии-знамении. Внешний двор язычников измеряться не должен: «внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам». То есть этот двор, а вместе с ним и весь Иерусалим, будет отдан язычникам, которые «будут попирать святой город сорок два месяца», или 1260 дней, или 3½ года (эти числа нам еще встретятся). Исторический фон для этого срока – время жестокого господства и террора эллинистического царя Антиоха IV Епифана (167–164 гг. до Р.Х.) (ср. Дан.7:25 ; Дан.12:7 ). Примерно 3 ½ года длилось сопротивление Маккавеев, завершившееся победой иудеев. С тех пор этот срок (три с половиной года, или 42 месяца) стал символическим, обозначавшим время эсхатологических бедствий, заканчивающихся победой Бога и народа Божьего над их врагами. Для христиан этот же срок стал символом последних времен, временем земного существования Церкви до Дня Господня. На протяжении этого времени то, что измерено от Бога, Святая Святых и внутренний двор храма, но прежде всего, молящиеся там, не могут пасть жертвой языческого господства. Разумеется, здесь «измерение» территории символически означает присвоение ее в удел, в неприкосновенную собственность Бога. Спасительная воля Божья направлена на сохранение Его удела, то есть верных христиан. Бог знает своих, знает число тех, которые будут сохранены от отпадения. Этот образ измерения верных подобен образу запечатления 144 000 «рабов Божьих» в седьмой главе Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

История свидетельствует, что Кир, прежде чем завоевать Вавилон, победил Астиага, царя Мидийского, и Креза, царя Лидийского; и эти два царства, как вошедшие в состав Персидской монархии, также участвовали в завоевании Вавилона и способствовали его уничтожению. Такому пониманию не будет противоречить и замечание пророка о втором звере: встань, ешь мяса много. Известно, с каким ожесточением и кровопролитиями совершилось падение Вавилона. Все ужасы этого падения с подробностями предвидел еще прор. Исаия, который, предсказывая падение Вавилона, между прочим так говорит: «рыдайте, ибо день Господа близок... Ужаснулись, судороги и боли схватили их… И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены...» ( Ис.13:6–9; 15–16 ), а последствия этого разрушения так изображает: «Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами... Шакалы будут выть в чертогах их…» ( Ис.13:19–22 ). Впрочем, какое бы мы понимание не удержали, общий смысл пророчества о втором звере будет один и тот же, и именно следующий: за настоящим Вавилонским преобладанием над наследниками царства Божия, достигнет подобного преобладания новое, уже возникающее в известной стороне владычество (Мидо-Персидское), алчное к завоеваниям и готовое всех подавить тяжестью и силою своего трехчастного состава. Такое толкование вполне согласно и с видением Навуходоносора ( Дан.2 ), и с видением самого пр. Даниила в 8 гл., где царство Мидо-Персидское представлено в образе овна, бодающего в разные стороны, и притом такого страшного и сильного, что никакой зверь не может устоять против него и никто не может спасти от него ( Дан.8:4 ). Третий зверь, который показан был пр. Даниилу, был подобен барсу: «на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» ( Дан.7:6 ). Под этим зверем нужно разуметь царство Греческое – династию Александра Великого. Такое понимание оправдывается параллельными местами книги ( Дан.2:39; 8:20–21; 11:2–3 ) и самой историей. Известно, что Персидская монархия при Дарии III Кодомане пала от руки греческого царя Александра Македонского (см. приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

481. КАК ДОБРЫЕ ДЕЛА ОТЛИЧИТЬ ОТ ЗЛЫХ ДЕЛ? Средства для распознавания добрых и злых дел: закон Божий внутренний — свидетельство совести, и закон Божий внешний — заповеди Божии. 482. ЧТО В СВ. ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВНУТРЕННЕМ ЗАКОНЕ БОЖИЕМ? В св. Писании о внутреннем законе говорится: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим 2:15). 483. ЗАЧЕМ ДАН ВНЕШНИЙ ЗАКОН, ЕСЛИ В ЛЮДЯХ ЕСТЬ ВНУТРЕННИЙ? Внешний закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона. Поэтому им дано внешнее напоминание о нём в виде заповедей. Внешний закон дан по причине преступлений (Гал 3:19). 484. КАКИМ ОБРАЗОМ ДАН ЛЮДЯМ ВНЕШНИЙ ЗАКОН БОЖИЙ? Когда происшедший от Авраама еврейский народ был чудесно освобожден от египетского рабства, тогда на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил Свое присутствие в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян прор. Моисея. 485. КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ И ВСЕОБЩИЕ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО? Главные и всеобщие заповеди закона Божьего — следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях (каменных досках): 1. Я — Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня. 2. Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что на водах под землёю: не поклоняйся им и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день покоя и проводи его свято; шесть дней работай и заверши дела твои, седьмой же день, покоя, — Господу Богу твоему. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. 10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего (Исх 20:1-17).

http://sedmitza.ru/lib/text/432178/

482. В Священном Писании о внутреннем законе говорится: иже являют (они показывают, что) дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим (о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) (Рим.2,15). 483. Хотя и есть в людях внутренний закон, но дан еще и внешний. Он дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос духовного закона, потому и нужно было напомнить его им внешне, посредством заповедей. Что убо закон? Преступлений ради приложися (он дан по причине преступлений) (Гал.3,19). 484. Внешне людям дан Закон Божий следующим образом. Когда происшедший от Авраама народ еврейский чудесно был освобожден от рабства египетского, тогда на пути в обещанную им землю, в пустыне, на горе Синай, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал Закон через вождя израильтян пророка Моисея. 485. Главные и всеобщие заповеди этого Закона - следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях, или каменных досках: 1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водаз под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3. Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботный, еже святити его: шестъ дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, день же седмый - суббота - Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх.20,1-17). 486. Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же Закон, который, по словам Апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, дабы все поступали по нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Он (падший человек) по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла. А что человек по природе может делать добро, на это указывает и Господь, когда говорит, что язычники любят любящих их и весьма ясно учит Ап.Павел, ( Рим.1:19 ), ср. Рим.1:18 и Рим.1:20 и в других местах, где говорит, что язычники, не имеющие закона, по природе законное делают ( Рим.2:14 ). См. также выше (разд.2); Кат., 30с. б) О внешнем, богооткровенном законе; ветхозаветный нравственный закон. Если есть в человеке внутренний закон, то на что еще дан внешний? Он дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, провождая плотскую греховную жизнь, заглушали в себе глас духовного закона; почему и нужно было напоминать его им внешне, посредством заповедей. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений ( Гал.3:19 ). Когда и каким образом дан человекам внешний закон Божий? Когда происшедший от Авраама народ Еврейский чудесно освобожден был от рабства Египетского, тогда на пути в обещанную ему землю в пустыне, на горе Синая, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян Моисея. (Главные и всеобщие заповеди сего закона суть) следующие десять, которые написаны были на двух скрижалях или досках каменных: 1) Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2) Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3) Не возмеши имени Господа Бога твоею всуе. 4) Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5) Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6) Не убий. 7) Не прелюбы сотвори. 8) Не укради. 9) Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10) Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего ( Исх.20:1–17 ). Кат., 93с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Встань и молоти, дщерь Сиона, Ибо я сделаю рог твой железным И копыта твои сделаю медными, – И сокрушишь многие народы, И посвятишь Господу стяжания их И богатства их Владыке всей земли. Мих.4:13 , см.: Иер.48:25 Очевидно, что переносные значения слова qeren – «сила, мощь, владычество» в применении к народу являются признаками власти, свойственной царю; 5) царя Не удивительно, что позднее в Священном Писании слово «рог» стало символизировать царя и даже целую мировую державу ( Дан. 7:7–24; 8, 3 , см.: Откр. 5:6 ). После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него – большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него ( Дан. 7:7 ). А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей ( Дан. 7:24 ); 6) Мессии Как известно, мессианские пророчества в Священном Писании имеют прикровенный характер, в них используются многочисленные заменители слова «Мессия» – «камень» ( Пс.117:22 ), «отрасль» ( Ис.11:1 ), «звезда» ( Чис.24:17 ). К этому ряду слов, указывающих на Мессию, принадлежит и слово «рог». Например: Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс.131:17 ). Блаженный Феодорит видит в этих словах Псалмопевца указание на рождение Христа, он говорит: «По понятию, какое представляется с первого раза, указывается сим на Зоровавеля. Но поскольку Зоровавель власти народоправления не передал ни потомкам, ни детям, то никто не вправе назвать его рогом, как управляющего народом малое время, потому что рог означает нечто крепкое и постоянное. Поскольку пророчество не приличествует Зоровавелю, то слово сие предвозвещает по плоти Христово рождение» 25 . 7) именования Божии Наиболее известное метафорическое библейское выражение со словом «рог» – «рог спасения» ( 2Цар.22:3 ; Пс.17:3 ; Лк.1:68, 69 ). Как понимают его толкователи? Блаженный Феодорит полагает, что в контексте 17-го псалма оно означает одно из имен Божиих.

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

Поклонники зверя обнаруживают свою дерзкую самонадеянность, когда торжественно заклинают непобедимость зверя: «Кто может сразиться с ним?» Далее в ст. 7 сказано, что Римской империи дана власть «вести войну со святыми и победить их», то есть христиан. Римское государство, и особенно кесарь, стоящий во главе его, имеет неограниченную божественную власть. Так считают его поклонники. О поведении, действиях и успехах зверя говорится в Откр.13:5–8 . Но вот что удивительно: в принципе-тο власть не принадлежит зверю, она ему всего лишь «дана». Кем дана? Богом по Его попущению и промыслу. Это видно из того, что в этом отрывке везде используется страдательный залог глаголов, так называемый «страдательный божественный», Passivum divinum: «даны уста… дана власть… дано вести войну…». Богом же власть зверя ограничена сорока двумя месяцами. Это соответствует 3 ½ годам (ср. Откр.11:2 ; Откр.12:6,14 ), то есть времени, когда Церковь будет подвергаться преследованиям, но при этом с помощью Божьей выстоит. Зверь говорит устами своими «гордо и богохульно». Под этим понимается не что цное, как претензия на божественность. Иоанн здесь снова ориентируется на Дан.7 , где о маленьком роге говорится, что он изрекает богохульства ( Дан.7:8,20,25 ). Хулится при этом не только имя Божье, но и жилище Бога и живущие на небе, то есть все, относящееся к небесному миру. Согласно Откр.13:7–8 , цель безбожной власти – преследование христиан. Это соответствует надменности и дерзости Римской империи, которая не может переносить Церковь Христову. Выражение «вести войну со святыми и победить их» напоминает о Дан.7:21 : «Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их». Когда о Римской империи говорится, что ей «дана была власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр.13:7 ), то это снова сознательный контраст к Агнцу, который искупил для Бога людей «из всякого колена и языка, и народа и племени» ( Откр.5:9 ; Откр.1:6 ). Из ст. 8 читатель узнает, что властное притязание Римской империи распространится на всю землю: «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Чрезвычайное распространение неверия и нечестия по всей земле; всеобщая взаимная вражда между людьми и народами, которая еще задолго до кончины мира усилится до того, что восстанет народ на народ и царство на царство ( Мф.24:6–7 ), что люди друг друга будут предавать и возненавидят друг друга ( Мф.24:10 ), так что даже предаст брат брата на смерть, и отец детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их ( Мк.13:12 ); большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба ( Лк.21:11 ); великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне и не будет ( Мф.24:21 ), когда люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную ( Лк.21:26 ); умножение беззакония и сопровождающее его охлаждение любви к людям ( Мф.24:12 ); предание на мучения и на смерть христиан и ненависть к ним со стороны всех народов за имя Христа ( Мф.24:9 ); мерзость запустения, реченная чрез пророка Даниила, стоящая на святом месте ( Мф.24:15 ; Дан.9:27 ) – всё это и вызовет кончину мира, подобно тому, как яд, отравляя все соки живого существа, причиняет последнему смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал, что если бы не сократились те дни, то ни спаслась бы никакая плоть ( Мф.24:22 ). Это значит, что если бы Иисус Христос и не пришёл тогда, чтобы произвести окончательный суд над человеческим родом ( Мф.25:31–46 ), чтобы разрушить и обновить огнём небо и землю ( Мф.24:29 ; 2Пет.3:7–12 ), всё-таки существование человеческого рода прекратилось бы. Что человечество само приуготовит свой конец, учение об этом мы находим у отцов Церкви. Св. Ириней Лионский , изъясняя Даниилово видение четвёртого зверя с десятью рогами и ещё с одним малым рогом и сближая с ним видение апокалипсического зверя с семью головами и десятью рогами ( Дан.7:8 ; Откр.17:7–14 ), – этот зверь означает четвёртое и последнее всемирное царство 6 , рога знаменуют десять царей, а малый рог – антихриста ( Дан.7:23–25 ), – говорит: «Имеющий придти трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; они опустошат Вавилон 7 , и сожгут его огнем, и предадут свое царство зверю, и будут гнать Церковь , а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010