Присмотримся внимательно к тем текстам, где latreia употребляется в самом обобщающем значении, как понятие служения Богу или языческим богам. Прежде всего, этот термин употреблен во второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе  вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли: не поклоняйся им и не служи им» (ou proskuneseis autois, oude me latrevseis) (Исх. 20: 4-5; 23: 24-25; Втор. 5: 8). В книге Второзакония как бы изъясняется, что во второй заповеди речь идет о кумирах, изображающих мужчин, или женщин, или скот, или птицу, или гадов, или рыб (Втор. 4: 16-18), т.е. о типично языческмх кумирах. Упоминаются также языческие боги-светила (солнце, луна и «всякое воинство небесное») (Втор. 17: 3). Тема служения (latreia) чужим богам как идолам повторяется не раз (Втор. 4: 28; 5: 9 и т.д.). Несомненно, идолы, которым приносят жертвы и творят возлияния, подразумеваются и там, где в краткой форме (без поминания кумиров) осуждается служение языческим богам (Втор. 7: 4; 8: 19; 13: 2, 13; 28: 14; 29: 26; 31: 20; Нав. 23: 7, 16; 24: 15-16; Суд. 2: 11, 13, 19; 3: 6-7; 10: 6, 10, 13; 2Пар. 7: 19; Дан. 3: 12-14; 18). Нет сомнения, что это служение культовое, ведь язычники «служили богам своим на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом», где надлежало разрушить жертвенники их, и сокрушить столбы их, и сжечь огнем рощи их, и разбить истуканы богов их… (Втор. 12: 2-3). Служение (latreia) истинному Богу упоминается тоже во многих местах, см. например: Втор. 6: 13; 10: 20; Нав. 24: 14, 19-22, 24; Суд. 10: 16; Дан. 3: 17 и т. д.). Выше мы видели, что под ним иногда прямо понимаются культовые акты. Язычники и иудеи знали именно культовую форму служения, неудивительно, что в обоих случаях оно названо одним и тем же словом – латрейа. Подразумевало ли иудейское служение что-нибудь, кроме культа? Возможно, в него входило исполнение заповедей, но в тексте Ветхого Завета есть как бы разделение заповедей и служения: «Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедаю вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей»… (Втор.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Также и слова апостола, которыми ты, как тебе кажется, опровергаешь неопровержимое, вовсе не отменяют поста. Великий Павел порицает заблуждение гностиков древних еретиков, бывших в те времена и запрещавших брак и вкушение мяса. И запрет этот не был временным, как у нас в дни поста, но постоянным: брак возбранялся, дабы не множилась «материя», мясо же поскольку считалось нечистым. Итак, уразумей, что апостол не посту противится, а предостерегает христиан от заблуждения еретиков, пытавшихся тогда смутить Церковь , как вы сегодня. Мог ли бесчестить пост тот, кто сам всю жизнь подвизался в нем (см.: Деян.9:9; 13:3 ; 2Кор.6:5 и др.)? Сектант : Пост дело безразличное Богу. Он ни хорош, ни плох и как таковой не делает нас угодными Ему. Апостол ясно говорит: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем ( 1Кор.8:8 ); Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Вот почему нимало не согрешает тот, кто не держит пост. И соблюдающий его ничего благого не творит, и не соблюдающий никакой вины не имеет. Ибо как соблюдение поста не есть добродетель, так и несоблюдение его не есть грех. Священник : Ты снова ссылаешься на Писание, думая оправдать свое пренебрежение постом. Но что спасло Ниневию от гибели и праведный суд Божий о ней изменило на милость, если не пост и покаяние ста двадцати тысяч жителей, постившихся вместе с царем и вельможами его и распространивших пост даже на домашний скот (см.: Иона 3:5; 4:11 )? Разве не постом и молитвой умилостивил Бога царь и пророк Давид, ранее впавший в блуд и убийство (см.: Пс.101:10; 108:23 )? Разве не постом благоугодили Богу три отрока, не сгоревшие в печи вавилонской (см.: Дан.1:8; 3:25–26 )? Разве не постом заградил пророк Даниил уста львов (см.: Дан.6:23–24 )? Но не хватило бы времени и места показать тебе, сколь многие угодили Богу через пост. Знай, что оба Павловых речения, которые ты привел, относятся не к посту, но к вкушению яств, принесенных в жертву идолам. Дальнейшие слова апостола (см.: 1Кор.8:10; 10:25–27 ) ясно показывают, что против вкушения идоложертвенного негодовали христиане из иудеев, которые по-прежнему держались ветхозаветных предписаний о пище (см.: Лев.11 ; Втор.14 ) и требовали того же от христиан из язычников. Посему и написал великий Павел то, что написал и что вы, сектанты, толкуете превратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   Пусть он сейчас и рассердится, все равно ничем не сможет тебе повредить, — а потом и благодать тебе вменится. Даже если он и станет твоим врагом — Бог будет твоим другом, потому что поступая так, мы и братию спасем, и себе приобретем прощение согрешений и великое дерзновение пред Богом, и награду получим, чем просто молящийся: ведь он только о себе заботится, тот же, кто останавливает бесчинствующих, заботится о многих — прежде всего о тех, которые хотят предстоять Господу со страхом и работать Ему со смиренным сердцем, а потом и о тех, которые хотят бесчинствовать. Потому мы и получим сугубую пользу, и Сам Владыка будет посреди нас, подавая венец каждому из благочинно молящихся.    Итак, мы сказали о благочинии церковной молитвы.    Но если рядом нет церкви — не говори: «Я не могу молиться без церкви». Тот, кто с чистым сердцем и делами подобающими призывает Бога, будет услышан на всяком месте, и молитвы его послушает Господь, с усердием внимая, хотя место и кажется неподобающим: важно не место молитвы, но образ.    Иеремия находился в пропасти, однако умолил Бога (Иер. 38:6—13; Плач. 3:53—57). И три отрока были в пещи — и умолили Бога (Дан. 3:21—94). И Даниил был во рву львином — и умолил Бога (Дан. 6:16—23). Иов сидел на гноище — и умолил Бога и получил сугубое богатство. Моисей был на море, но Бог услышал его и сказал: «Что взываешь ко Мне»? (Исх. 14:15) Разбойник висел на кресте, но отверз рай (Лк. 23:40—43).    Так и ты, возлюбленный, где бы ты ни был: на море, на дороге или в доме, идешь ли ты, или сидишь, или спишь — на всяком месте непрестанно молись с чистой совестью, говоря так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». И Бог услышит тебя, ведь земля и все концы ее принадлежат Ему.    Хорошо и полезно молиться и воздыхать о грехах на всяком месте. Так и к Корнилию молящемуся пришел ангел и сказал: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян. 10:4). Разве повредила Корнилию домашняя молитва? Разве помогло фарисею предстояние в церкви, исполненное самомнения и гордости? (Лк. 18:10—14) Великое благо — молитва, произносимая со смиренным сердцем, сокрушенным духом и благодарной мыслью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И Дарий произносит эти слова, он еще не понимает, свидетелем какого великого чуда он сейчас окажется. Он спрашивает: «Мог ли Бог твой спасти тебя от львов?» И тогда он слышит голос, голос пророка Божия, который звучит из каменного рва: «Царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» ( Дан.6:21–22 ). Господь силен рукой Своей заградить любую пасть, которая рыкает на детей Божиих, Господь Своей рукою силен затупить любые острые когти, вырвать любые острые клыки. Вот Кто Бог наш, вот почему мы восклицаем: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог! Царь приходит в чрезвычайную радость, он повелевает поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил, и львы не двигались со своих мест, потому что рука Божья останавливала их. У каждого верующего человека есть много врагов, иногда мы даже удивляемся: кажется, они давно должны были бы унич­тожить нас! Но если они этого еще не сделали, то только лишь потому, что Господь заграждал разинутые пасти, которые стре­мились пожрать детей Божиих; Господь заботится о Своих. И вот Даниила вынимают из этого рва, «и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего» ( Дан.6:23 ). Если мы будем истинно, искренне, от всего сердца веровать в Бога нашего, то «никакого повреждения» не будет и нам – ни от кого. Пусть даже целая вселенная восстанет против нас, пусть все стихии придут в движение и двинутся против детей Божиих, они ничего не смогут нам сделать, если Господь будет с нами, если мы будем веровать в Него. А ведь сейчас грозные политические стихии и перемены грядут на нашу землю; люди чувствуют это, они видят, как кольцо военных конфликтов сжимается вокруг России, как военные конфликты переходят уже на ее территорию, и кажется, вот-вот, совсем скоро, и сама Моск­ва может превратиться в арену каких-то страшных, трагических собы­тий. Но если Господь с нами, то Он не оставит нас даже в период самой тяжелой смуты, в период самых тяжелых испытаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И так же думали о законе и другие апостолы ( Деян.15:10 ). Нужно «умереть для закона, которым были связаны, освободиться от него, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» ( Рим.7:4,6 ). Чтобы жить для Бога – нужно умереть для закона ( Гал.2:19 ). Трудно сильнее выразить отвержение закона. В Евангелии и в Посланиях развертывается ряд отрицательных суждений о «Законе», возрастающих в силе: закон – «не без недостатка», он «ничего не доводит до совершенства», им нельзя оправдаться, он «служение осуждения», «ветхая буква», «ветхая одежда», «ветхие мехи», «ветшающее и стареющее, близкое к уничтожению»; он есть «заповедь и предание человеческое», надежда на плоть, суеверие, «тщета», «сор», «заднее», «покрывало на сердце», рабство, «смертоносная буква», он «производит гнев», разделяет людей, «отчуждает», воздвигает «преграду», создает «вражду». Наконец, Христос «разрушает» эту преграду закона; устанавливается, что закон есть «заповедь, отменяющаяся по причине ее немощи и бесполезности»; а потому: «горе вам, законники!». 65 Несовместимость закона и веры, закона и благодати выражается в том, что закон помещается в прошлое, а благодать в настоящее и будущее! Две системы ценностей исключают друг друга во времени, одна сменяет другую: закон есть «заповедь, прежде бывшая», а теперь отменяющаяся. Новый Завет показывает ветхость старого ( Евр.7:18; 8:13 ). «Кто во Христе – тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ), надо забыть то, что позади, и устремляться вперед ( Флп.3:13 ; Гал.6:15 ). Все это точное выражение той самой мысли, которая высказана в евангельских словах: «закон и пророки до Иоанна, – отныне Царствие Божие возвещается», и «озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:60–62 ). Здесь становится возможным то историософское оправдание и относительное признание закона, которое мы встречаем у ап. Павла. Старая система ценностей сменяется новой, но она могла иметь ценность в свое время. Закон дан «до времени», до пришествия некоторого нового (совсем нового!) высшего состояния, которое было обещано еще Аврааму, составляло предмет «обетования» ( Гал.3:16–18 ): «для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование» ( Гал.3:19 ). Это обетование есть вера в Иисуса Христа ( Гал.3:22 ) и тο новое состояние человечества и мира, которое с этою верою возникает: новая тварь; «а до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере» ( Гал.3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Потому и пророки, когда говорят о Христе, прежде всего, начинают речь с домостроительства (воплощения). Так, смотри, Михей начинает: « и ты, Вифлеем–Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле » (Мих. 5:2). Из Вифлеема, конечно, произошло не божество, а плоть. Но, не останавливаясь на одном этом, он восходит и к божеству: « и Которого происхождение из начала, от дней вечных ». Так и Исаия говорит: « се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог » (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Видишь ли, как и он от плоти восходит к божеству? Также поступает он и в другом месте, когда говорит: « ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира » (Ис. 9:6). Видишь ли, как он опять, начиная с отрочества и воплощения и как бы восходя по ступеням, останавливается на божестве? Так и Отец Его сначала был познаваем из творения. « Невидимое Его », говорит Павел, « вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы » (Римл. 1:20). И сам Бог часто является в чувственном образе, мало–помалу возводя род человеческий к невещественным понятиям. Впрочем, удивительно ли, что Он делал такое распоряжение касательно догматов, если и в предписаниях и заповедях Он поступает точно также? Потому и пророк здесь так располагает речь свою, восходя от плоти к божеству — « уста » относятся к плоти (Пс. 44:3), — от божества нисходя опять к плоти, и таким разнообразием, речи устрояя спасение поучаемых. « Престол Твой, Боже, во век века ». « Престолом » называется здесь не просто престол, но царство. Здесь он называется вечным, а в другом месте высоким: « видел я Господа », говорить Исаия, « сидящего на престоле высоком » (Ис. 6:1); и еще: « Господи! рука Твоя была высоко поднята » (Ис. 26:11). Другой пророк видел Господа сидящим на престоле славы (Дан. 7:9); а Давид указывает на престол человеколюбия: « правда и суд — основание престола Его » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Псалмопевец говорит «Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его всё воинство их» ( Пс. 32:6 ). «По воле Своей (Всевышний) действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земли» ( Дан.4, 32 ). «Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:2 ). «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс.103:4 ). «Благословите Господа, все ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его» ( Пс.102:20 ). В ветхозаветных же книгах находим указание и о том, что ангелы бесчисленны. В книге Иова сказано об ангелах Иеговы «Есть ли счёт воинствам Его» ( Иов.25:3 ). В книге пророка Даниила говорится о том, что тысячи тысяч ангелов служили пред престолом Божиим и тьмы тем предстояли Ему ( Дан.7:10 ). Равным образом ветхозаветная библия знает и о загробном мире, в котором обитают души прежде усопших людей. Ещё во дни Моисея за 3500 лет до нашего времени были люди, которые вызывали души умерших. Господь воспретил под смертною казнию это волшебство через Моисея. Мужчина или женщина, если будут вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти, камнями должно побить их ( Лев.20:27 , Втор.10:12 , Сир.46:23 , 1Цар.28 ) 6 . Относительно духов злобы хотя и не говорится с такою ясностью, тем не менее повествование бытописателя о грехопадении наших прародителей Адама и Евы не оставляет ни малейшего сомнения в реальном существовании диавола, принявшего образ змия для искушения Евы. Уясняя происхождение духов злобы, св. Григорий Богослов говорит следующее «Самый первый светоносец, превознесшись высоко когда, отличенный преимущественною славою, возмечтал о царственной чести великого Бога, – погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда, и, захотев быть Богом, весь стал тьмою. Так он за превозношение низринут со своего небесного круга» 7 . Если длани Спасителя распростертые на голгофском кресте, объединили и примирили земное и небесное, то светоносные лучи воскресения Христова озарили и просветили не только смысл и назначение земной жизни человечества но расширили, углубили и наши познания о духовном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Потому и пророки, когда говорят о Христе, прежде всего, начинают речь с домостроительства (воплощения). Так, смотри, Михей начинает: «и ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» ( Мих.5:2 ). Из Вифлеема, конечно, произошло не божество, а плоть. Но, не оста­навливаясь на одном этом, он восходит и к божеству: «и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих.5:2 ). Так и Исаия говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ). Видишь ли, как и он от плоти восходит к божеству? Так же поступает он и в другом месте, когда говорит: «ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Видишь ли, как он опять, начиная с отрочества и воплощения и как бы восходя по ступеням, останавливается на божестве? Так и Отец Его сначала был познаваем из творения. «Невидимое Его, говорит Павел, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ). И сам Бог часто является в чув­ственном образе, мало-помалу возводя род человеческий к невещественным понятиям. Впрочем, удивительно ли, что Он делал такое распоряжение касательно догматов, если и в предписаниях и заповедях Он поступает точно так же? По­тому и пророк здесь так располагает речь свою, восходя от плоти к божеству – «уста» относятся к плоти ( Пс.44:3 ), – от божества нисходя опять к плоти, и таким разнообразием, речи устрояя спасение поучаемых. «Престол Твой, Боже, во век века». «Престолом» называется здесь не просто престол, но цар­ство. Здесь он называется вечным, а в другом месте вы­соким: «видел я Господа, говорит Исаия, сидящего на престоле высоком» ( Ис.6:1 ); и еще: «Господи! рука Твоя была высоко поднята» ( Ис.26:11 ). Другой пророк видел Господа сидящим на престоле славы ( Дан.7:9 ); а Давид указывает на престол человеколюбия: «правда и суд – основание престола Его» ( Пс.96:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 18 5–19. Четвертое сопоставление: поражение первенцев египетских и религиозное торжество детей еврейских. 20–25. «Искушение смерти» в пустыне. Прем.18:1 . А для святых Твоих был величайший свет. И те, слыша голос их, а образа не видя, называли их блаженными, потому что они не страдали. Прем.18:2 . А за то, что, быв прежде обижаемы ими, не мстили им, благодарили и просили прощения в том, что заставляли переносить их, Прем.18:3 . вместо того, Ты дал им указателем на незнакомом пути огнесветлый столп, а для благополучного странствования – безвредное солнце. Прем.18:4 . Ибо те достойны были лишения света и заключения во тьме, потому что держали в заключении сынов Твоих, чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона. 1–4 . Первые четыре стиха XVIII гл. содержат противопоставление египтянам евреев во время девятой казни. Над египтянами «была распростерта тяжелая ночь» ( Прем.17:20 ), а «для святых Твоих был величайший свет» (1 ст.). Мысль та, что девятая казнь, трехдневный мрак, не распространялась на живших в Египте евреев, они, как и весь остальной мир ( Прем.17:19 ), пользовались светом. Египтяне знали об этом и считали их счастливыми (1 ст.), а вместе с тем были благодарны евреям, что те не пользовались их смятением и беспомощностью во время девятой казни, чтобы отмстить им за муки долгого рабства (2 ст.). Покровительство Божие еврейскому народу простерлось и далее. Во время странствования по незнакомой пустыне путь им указывал «огнесветлый столп», он же защищал их от солнечного зноя: «дал им… безвредное Солнце» (3 ст.). Наказание египтян лишением света вполне заслуженно ими и соответствует их преступлению, порабощению тех, «чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона» (4 ст.). Сравнение Моисеева закона со светом весьма часто в Св. Писании ( Ис. 2:5 ; Пс. 118:105 ; Притч. 6:23 ). Название света «нетленным» выражает мысль о вечности Моисеева закона. Эта мысль выражается и в других местах Св. Писания ( Тов. 1:6 ; Вар. 4:1 ), особенно часто в связи с мессианским чаянием всеобщего распространения Моисеева закона ( Ис. 2:2 ; Мих. 4:1 ), когда уничтожится идолопоклонство ( Прем. 14:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

16 Но Аврааму изречены были обещания и семени его. Не говорит Он: и семенам, как о многих, но как об одном; и семени твоему, которое есть Христос. 17 Но то я говорю: завета, установленного Богом прежде, Закон, пришедший четыреста тридцать лет спустя, не лишает силы так, чтобы упразднено было обещание. 18 Ибо, если от Закона наследование, то уже не по обещанию; но Аврааму Бог даровал благодать чрез обещание. 19 Итак, к чему же Закон? Он был дан позже из-за преступлений, доколе не придет Семя, к Которому относится обещание, и предписан он чрез ангелов рукою посредника. 20 Но посредник при одном не бывает, а Бог – один. 21 Итак Закон противен обещаниям Божиим? Отнюдь нет. Ибо, если бы дан был Закон, могущий оживотворить, – праведность была бы действительно от Закона; 22 но Писание заключило всё под грехом, чтобы обещанное дано было верою в Иисуса Христа верующим. 23 А прежде, чем придти вере, мы были заключены под стражей Закона в ожидании будущего откровения веры, 24 так что Закон стал для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам быть оправданными верою; 25 а когда пришла вера, мы уже не под властью детоводителя. 26 Ибо все вы чрез веру – сыны Божии во Христе Иисусе. 27 Ибо вы, которые были крещены во Христа, все вы облеклись во Христа. 28 Нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы – одно во Христе Иисусе. 29 Если же вы Христовы, значит вы – семя Авраамово, по обещанию наследники. Глава 4 1 Но говорю: наследник, пока он младенец, ничем не отличается от раба, хотя он и господин всего, 2 но находится под опекунами и домоправителями до срока, предназначенного отцом, 3 Так и мы, когда были младенцами, были в рабстве у стихий мира. 4 Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины, родившегося под Законом, 5 чтобы искупить подзаконных, чтобы нам получить усыновление. 6 А так как вы – сыны, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, Духа взывающего: Авва, Отче! 7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник чрез Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010