И маленькая нация, об имени которой не могло быть речи пред всемирными великанами, с которыми она встречалась, имела силу говорить мipy о " Бог богов », «как Он является с Сиона, который есть верх красоты, как Он грядет не в безмолвии пред ним огнь поядающий, вокруг него сильная буря… и Он идет судить землю ( Пс.49:1–3; 97:9 )! Маленькая нация, на «хребте которой орали оратаи, проводили длинные борозды свои» могущественнейшие народы мipa ( Пс.128:3 ) – не только не исчезла с «земли живых», но еще осмеливалась верить и говорить своим поработителям, что, по видению пророка Даниила, они над всем владычествующие (золото, серебро) и все сокрушающие (медь, железо), исчезнуть, «сделаются как прах на летних гумнах, и ветер унесет их, и следа не останется от них» —202— ( Дан.2:35 ), тогда как Израиль будет жить во век, «во век будет тверд, как луна» ( Пс.88:38 ). Сила этой нации была в том, что «Сильный Иакова» возвестил ей слово Свое и суды Свои; не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» ( Пс.147:9 ). Библейская история есть история великой победы духа над плотью («камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан… и разбил его»), «царства сына человеческого» над «царством звериным», идеи над бесформенной силой. – И идея эта была национальная. Национальная идея была тою силою, которая одна оказалась способною вынести человечество из древневосточной стихии, и которая создала самобытную великую культуру Израиля. 1465 Христианство, в глазах еврея, явилось ответом на его чаяние: «и пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научить Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима ( Ис.2:3 )». Оно имело началом своим не нарушаемый им факт, что «спасение от Иудеев» ( Иоил.4:22 ). – И лишь с великой скорбью оно отступило от родного себе по плоти дома Израилева, которому бесспорно принадлежит «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» ( Рим.9:1–4 ). – Своею прямою, существенною связью с чаяниями Израиля, связью, которую оно не обинуясь подтверждает, христианство исторически (фактически) оправдало национальное самоутверждение последнего, и, в этом случае, оправдало не как неизбежное и потому терпимое явление, но как положительную культурно-историческую силу. 1466

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И отвеща Господь ко мне и рече: впиши видение, и яве на дске, яко да постигнет читаяй я. По-русски: И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать... Ожидания пророка скоро исполнились, томления прекратились; Господь ответил ему и велел записать видение на досках, которые выставлялись на площади для объявлений. Видение должно быть записано ясно 83 , так, чтобы всякий легко и скоро 84 мог его 85 прочесть Не трудно понять значение Господня повеления, по сопоставлению его с поступками Моисея и других пророков. Пр. Аввакум получает от Господа повеление записать видение на твердых досках, на каких, некогда, было записано десятословие. Как Моисеевы скрижали, благодаря своей твердости, могли долго сохранять написанные на них законы, так и доски должны были сохранять начертанное на них видение Аввакума. Видение должно быть написано ясно и точно. Оно не должно содержать дельфийских двусмысленностей, никому непонятных. Всякий грамотный Еврей, в последующее время, может быстро прочитать видение и убедиться в могуществе Иеговы и предведении Его истинных пророков. Авв. 2:3 Зане аще видение на время и просияет в конец, а не вотще: аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит. По-русски: Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и, хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Ничто в планах Божественного домостроительства не происходит случайно. И повеление о записи видения Аввакума дано не без цели. Господь указывает причины его. Видение относится к отдаленному, но строго определенному, времени 86 , оно исполнится 87 в конце дней 88 , о каких пр. Аввакум мог лишь думать. Видение не обманет 89 , как нередко обманывали ложные пророчества ( Втор. 18:22 ; Иер. 6:13–14 ). Посему, непременно нужно ждать исполнения его, хотя бы последнее замедлило 90 , согласно воле Божией. Видение неизменно исполнится 91 . Видение, открываемое пророку Аввакуму, имеет сходство с видениями, которых передко удостаивались и другие Богоизбранные Еврейские мужи. Напр., пророк Даниил получал повеления записывать видения, относившиеся к отдаленному будущему времеии ( Дан. 12:4 ). Пр. Исаия получал такое же повеление ( Ис. 8:1–4 ). Служение Иудейских пророков относилось не только к современникам, но и к будущим поколениям. Авв. 2:4

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И я видел, как они отложили меч, который был дан им и который они принесли в дом и запечатали в присутствии Господа. Все овцы были заключены в этом доме, который едва мог вместить их; их глаза были открыты, и они созерцали Благого (Bonum), и не было между ними ни одной, которая не смотрела бы на него. Я видел, что дом большой, пространный и полон населения. И вот родился белый телец (vitulus albus natus est), который имел большие рога, и все звери земные и все птицы небесные поклонялись ему и умоляли его непрестанно. И тогда я увидел, что природа их изменилась, и они сделались белыми тельцами. И первый из них (т. е. телец, который родился белым) сделался Словом (Verbum) и Слово (Verbum) сделалось великим животным; 414 на голове у него были большие черные рога. И Господь овец возрадовался при виде всех этих тельцов. После этого я пробудился, но сохранил в памяти все, что видел. Таково видение, которое я видел во сне. Пробудившись я прославил Господа славы и воздал Ему хвалу. Я пролил слезы, которые не переставали течь, и я не мог воздержаться от них при представлении того, что я видел, потому что все это будет и исполнится» (глав. 88–89). Главы 90–105 (у Дильмана 91–108) составляют последнюю пятую часть книги Еноха. В них содержатся наставления Еноха сыну своему Мафусалу и всему его потомству в праведной жизни и предсказания о будущих событиях. «И ныне, сын мой Мафусал, говорит Енох, призови ко мне всех своих братьев и собери ко мне всех детей своей матери. Внутренний голос и дух возбуждают меня сказать вам, что случится с вами в будущие времена». Сначала Енох дает собравшимся к нему детям общие наставления ходить в правде и никогда не уклоняться от неё (глав. 90–91); а потом краткие предсказания о том, что должно случиться после него до кончины мира и до начала царства Мессии. Начиная говорить об этом, он замечает: «из всего, что мне было открыто, из небесного видения и голоса ангелов я получил познание и приобрел разумение из небесной скрижали (e coeli tabula)». Следующие за тем предсказания, впрочем, не заключают в себе ничего особенного и содержат краткое повторение уже прежде сказанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Конечно же, не всё, что есть в Ветхом Завете, обязательно для христиан. Что-то так и осталось в Ветхом Завете и о чем-то можно даже сказать, что это отменено. Жертва Христа отменила для нас весь обрядовый закон: жертвоприношения, правила о чистоте и пище. И все же нужно правильно понимать эту отмену. Любая обрядовая заповедь кроме своей внешней формы несла и внутреннее содержание. Например, в жертвоприношениях можно увидеть благодарность Богу. В заповедях о пище и телесной чистоте – призыв размышлять о том, как связаны наши телесная и духовная жизнь. Вот это внутреннее содержание заповедей остается актуальным и в Новом Завете 88 . Именно о такой отмене Закона говорит ап. Павел ( Кол. 2:16–17 ; Гал. 3:16–19 ; Евр. 10:1 ). В Кол. 2:16–17 пища, питье, праздники, новомесячия и субботы есть только «тень будущего, а тело – во Христе». Апостол говорит, что все обрядовые постановления указывали на Христа, после же пришествия – они уже не нужны. Более того, обрядовый закон не делал людей совершенными, как сказано в Евр. 10:1 : «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними». Совершенным человека делает Христос, Который «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10:14 ). Закон назван «тенью» грядущих благ Нового Завета, которые Христос дарует принявшим этот Завет. Действие обрядового закона, который «дан после по причине преступлений», окончится после «пришествия семени» ( Гал. 3:16–19 ). Свт.  Феофан Затворник и блж.  Феофилакт Болгарский объясняют, что Закон своими строгими запретами и карами являлся обузданием для иудеев. Для христиан эти законы необязательны для исполнения, о чем говорит решение апостольского собора: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» ( Деян. 15:28 ) 89 . Таким образом, святоотеческое предание призывает читать Ветхий Завет в контексте Нового. Прочтение Ветхого Завета через Новый, по мысли свт.  Игнатия Брянчанинова , – одно из важнейших условий для правильного его понимания 90 . О том же говорил и свт.  Афанасий Александрийский :

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Народ крайне сочувствовал своему огорченному правителю, который таким образом, в своих преклонных летах, лишен был престола злонамеренным сыном и толпой безнравственных заговорщиков, забывших неисчислимые блага, которые низвергнутый монарх сделал для страны. Поистине, как он сам, так и его народ могли оплакивать слепоту и неблагодарность, которые послужили причиной столь бессмысленного мятежа. При этом невольно воспоминается и другое великое событие, когда тысячу лет спустя божественный сын Давида с того самого места, откуда впервые открывается в высшей степени величественный вид на Иерусалим, смотрел на этот город и оплакивал его, потому что он не познал время своего посещения. Как сердце Христа было омрачено сознанием, что среди избранных двенадцати ближайших последователей был один предатель, так тяжко и горестно было и Давиду слышать, что его доверенный советник Ахитофел присоединился к неприятелю, и в своей невыразимой горести Давид невольно молился: «Господи, Боже мой, разрушь совет Ахитофела»! Волновавшие его чувства в отношении к этому ветхозаветному Иуде глубоко трогательно выражены в пятьдесят-четвертом псалме: „Услышь, Боже, молитву мою, И не скрывайся от моления моего. Внемли мне, и услышь меня; Я стенаю в горести моей, и смущаюсь. Сердце мое трепещет во мне, И смертные ужасы напали на меня Ибо не враг поносит меня, – Это я перенес бы; Не ненавистник мой величается надо мною, – От него я укрылся бы; Но тот, который был для меня то же, что я, Друг мой и близкий мой, С которым мы разделяли искренние беседы, и ходили вместе в дом Божьи» 88 Когда Давид прибыл па вершину горы, где находилась бема или высокое место и откуда в последний раз можно было видеть город, прежде чем спускаться в долину Иорданскую, ему как бы дан был ответ на его последнюю молитву о разрушении совета Ахитофела. Когда он возносил свои моления на этом священном месте, то к нему присоединился старый и доверенный друг Хусий, из города Архи, находившегося на границе колен Ефремова и Вениаминова, верстах в десяти к западу от Вефиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Обетованный Искупитель называется в Псалтыри (2:2, 6) прямо Мессией – Христом (евр. Maschiach, греч. Χριστς, рус. Помазанник), – Христом не в том нарицательном смысле, как помазанниками назывались в ветхом завете цари (не только еврейские, как напр. Саул в 1Цар.21:7, 11 , Давид во 2Цар.12:21, 25 , но и языческие – Ис.45:1 ; Дан.9:25 ), первосвященники ( Исх.29:7; 28:41 ; Лев.4:3, 5, 16 ), пророки ( 3Цар.19:16 ), а в значении собственного имени Спасителя – Мессии, совмещающего в Себе, как едином, самом достойном помазаннике, служение первосвященника, пророка и царя ( Мф.26:63 ; Рим.1:4, 8, 32 ; Деян.13:34 ). Помазал Тебя, Боже (Elohim), Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Пс.44:8 ). О лице Мессии в Псалтири предвозвещается, что Он имеет божественное достоинство: Господь сказал Мне, говорит Мессия от Своего лица: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ). Он называется Сыном Божиим не в том несобственном смысле, как, напр. потомки Сифа ( Быт.6:1 ), судьи ( Пс.81:6, 16 ), цари ( 2Цар.7:14 ), весь Израиль ( Исх.1:22 ), а в особенном и исключительном смысле – единородного Сына Божия. Давид исповедует Мессию Господом, имеющим вечное бытие от Бога: Сказал Господь (Iehovah) Господу (Adonai, имя Божие, соответствующее – Κριος, Господь, Владыка): седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.... Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое ( Пс.109:1, 3 ). Но Мессия-Бог имеете воспринять на себя человеческую природу от царственного семени Давида и Соломона (44:17–18; 11:1; 88:30; 131:11). Он будет прекраснее сынов человеческих (44:3). О царственном величии и могуществе Мессии в Псалмах возвещается подробно и нередко в образах, взятых от земных царств. Мессия имеет явиться могущественным, славным Царем над Сионом. Он Сам говорит о Себе: Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу повеление: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (2:6–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Подобно закону о пище, израильтянам дан был закон об одежде, которая напоминала им о святом служении их Богу и отличала их от других народов. Для предохранения от отяготительной роскоши и в облегчение бедным, евреям запрещалось одеваться в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна вместе ( Лев.19:19 . Втор.22:11 ). Для лучшего охранения целомудрия, женщины еврейские не должны были наряжаться в мужскую одежду, и мужчины – в женское платье: «мерзок пред Иеговой, Богом твоим, всякий делающий это» ( Втор.22:5 ); по обычаю язычников 88 , не должны были обстригать кругом верхние волосы головы и бороды ( Лев.19:27 ). На краях своей простой одежды израильтяне должны были иметь кисти, к которым пришивали нить яхонтового цвета, для того, чтобы, смотря на нее, вспоминали и исполняли заповеди Господни, не ходили вслед сердца своего и очей своих и были святы пред Богом ( Чис.15:38–40 ). Законодатель, внушая иудеям исполнение закона и не давая места забвению, постановил: «навяжи оправдания на руку твою и вместо повязки над глазами твоими» ( Втор.6:8 ). Евреи, исполняя эту заповедь, навязывали слова из закона на мышце руки и на челе над глазами. Во дни земной жизни Иисуса Христа эти свитки с написанным на них законом, привешиваемые к одежде, назывались хранилищами, коими фарисеи величались, ни мало не помышляя об исполнении закона ( Мф.23:5 ). У нынешних евреев хранилища закона именуются богомольями, с которыми они всегда совершают молитвы свои. Богомолия возлагаются на детей по достижении 12 или 13 лет с особенными обрядами. По возложении хранилищ, они считаются достигшими совершеннолетия 89 . Обязательство к хранению постановлений ветхозаветных Моисей сказал всему Израилю: «внимай и слушай, Израиль, гласа Иеговы, Бога твоего, и исполняй все заповеди и постановления Его, которые я заповедую тебе, положите слова мои в сердце ваше и в душу вашу ( Втор.11:18. 27:9, 10 ). Завещайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего. Внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идучи дорогою, и лежа, и стоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«Сильный, чтобы спасать», т. е. имеющий власть и силу не только судить, но также миловать и спасать: судить и наказывать упорных, нераскаянных грешников, а миловать и спасать искренно покаявшихся и обратившихся к Богу. Право помилования – выше права суда: судить может всякий на то поставленный судья, а миловать имеет право только одна Высочайшая власть. Соединение фракций «суда» и «милости», согласно ветхозаветному мировоззрению, мыслимо лишь в руках Самого Бога ( Пс.88:15 ; Пс.91:3 ). Отсюда, следовательно, ответ Победителя, не оставляет сомнения в Его Божественной сущности. Ис.63:2 . Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтав­шего в точиле?: Ис.63:3 . «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и по­пирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; Дают продолжение начатого диалога. «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя – как у топтавшего в точиле?» снова вопрошают недоумевающие Победителя. И на это получают такой ответ: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мной; и Я топтал их в гневе Моем... кровь их брызгала на ризы Мои». В ответе этом использован тот самый образ, какой дан был и в вопросе – именно, сравнение с практиковавшимся тогда на Востоке приемом выжимания виноградного сока, при котором естественно и неизбежно было и известное обагрение одежд у лица, занимавшегося этой работой. Сравнения этого нельзя не признать особенно выразительным и сильным для заключенной в нем мысли – о наказании врагов Божиих. «Вопрошаемый отвечает, что Он также топтал точило, в котором, вместо виноградных гроздов, были заключены враги Его, что Он попрал их во гневе Своем, их кровь брызгала на одежды Его и обагрила их ( Откр.19:13 ). Точилом гнева Божия, которое истоптал Христос Спаситель, был ад который Он попрал ( Еф.4:8–9 ), по распятии Своем. В этой борьбе с адом Христос, подобно Самсону, единоборствовавшему с филистимлянами, или Давиду – с Голиафом, был один и не имел Себе помощника из людей» ( Мф.26:56 ; Ин.16:32 – Комм. СПб. Академии, 905). Хотя речь все время ведется здесь как бы о прошедшем событии, но это, очевидно, лишь для предания ей большей образности и картинности, большей убедительности и силы. Фактическое же исполнение данного пророчества, как и многих др. пророчеств Исаии, можно отнести к двум историческим эпохам: во-первых, к началу христианской эры, совпавшей с концом многих древне-языческих монархий, а во-вторых, – к ее завершению, в момент страшного Суда, когда будет произведен последний и окончательный расчет со всеми темными силами зла ( 1Кор.15:24–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010