1) Закон, то есть писанный, дан был Моисеем (ибо на сердцах и у прародителей наших, Адама и Евы, написан был), Евангелие – Христом, как написал святой евангелист: «закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:17 ). 2) Закон дает заповеди, что мы должны делать и чего не должны. Евангелие проповедует отпущение грехов, благодать Божию и заслуги Христовы. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). 3) Закон учит, что делать и от чего отвращаться, но помощи к действию не подает. Евангелие обещает благодать Святого Духа, Которым на сердцах верующих пишется и действует закон (см. Иер. 31:33 ). 4) Закон показывает грех , «ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ). Закон согрешившего обличает, обвиняет, устрашает, гнев Божий возвещает ему (см. Рим 4:15 ), клятвою поражает его и осуждает (см. Гал. 3:10 ), но греха не отнимает. Евангелие грех прикрывает, немощь греховную врачует, боящихся Божия гнева ободряет и утешает, благодать и вечную жизнь верующим обещает. 5) Закон – для людей бесстрашных, неисправных, небрежных, нечестивых, которых он должен устрашать, сокрушать и к покаянию приводить. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 3:10 ). Евангелие проповедуется боящимся, смущающимся, страхом Божиим и печалью за грехи сокрушенным, алчущим милости Божией и утешения. Поэтому Христос говорит: «Благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем» ( Лк. 4:18 ), и прочее. Отсюда следует, что проповедники Божия Слова должны осторожно поступать в своем учении, то есть закон проповедовать и гнев Божий возвещать тем, которые бесстрашно живут, а тем людям, которых видят сокрушенными и уязвленными страхом Божиим, а также умирающим и кающимся предлагать Евангелие, милость Божию и отсюда утешение, дабы бесстрашных не привести в большее бесстрашие, печальных и смущенных Божиим страхом не привести в пагубу отчаяния, но более заботиться о том, чтобы бесстрашные в страх и чувство пришли, сокрушенные же живое утешение почувствовали в сердцах и утвердились в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

2. Поэтому, надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые, как я показал, имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т. е. чуждые учения, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду ( Лев.10:1–2 ). Восстающие же против истины и других возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землею. как приверженцы Корея, Дафана и Авирона ( Чис.16:33 ). Но разсекающие и разрывающие единство Церкви получат от Бога то же наказание, как Иеровоам ( 3Цар.14:10 и сл.). 3. А те, которые почитаются многими за пресвитеров, но служат своим удовольствиям и не предпоставляют страха Божия в сердцах своих, а ведут себя с презрением к прочим и гордятся своим председательством, и делают в тайне злое, говоря: «никто нас не видит» ( Дан.13:20 ), будут обличены Словом, Которое судит не по видимости и смотрит не на лице, а на сердце, и услышат слова пророка Даниила: «семя Ханааново, а не иудино, красота обольстила тебя, похоть развратила твое сердцеСостарившийся в злых днях, теперь пришли грехи твои, которые ты делал прежде, ибо ты судил неправедно, невинных осуждал, а виновных отпускал, тогда как Господь говорит: не убивай невинного и праведного» ( Дан.13:56,52–53 ; Исх.23:7 ). О таковых и Господь сказал: «если же злой раб скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой; и начнет бить товарищей своих и служанок, есть и пить и пьянствовать, то придет господин раба того в день, в который не ожидает, и в час, в который не думает, и разделит его и назначит ему часть с неверными» ( Мф.24:48–51 ; Лк.12:45 ). 4. От всех таковых надлежит удаляться; держаться же тех, которые, как я выше сказал, и хранят учение Апостолов и вместе с чином пресвитерства ведут здравую речь и безсоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

II. Велика радость, возвещаемая ангелом Господним; велика радость, к которой ныне Церковь Христова призывает всех чад своих. а) Эта радость велика и неизобразима по своему предмету. Родися днесь Спас. Кто этот Спаситель? Христос Господь, отвечает вестник небесный. Родился для спасения человеков единородный Сын Божий, истинный Бог , Господь неба и земли. Еще пророк Исаия, просвещенный Духом Святым, Божественное величие обетованного Спасителя изображает так: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник; Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Бог явился на земле для спасения погибавших человеков; Бог воспринял наше человеческое естество, чтобы в нем соделать наше спасение. Кто постигнет сию тайну беспредельной благости Божией! Кто может достойно раскрыть величие милости Божией, явленной в вочеловечении Сына Божия для спасения рода человеческого! Чем могли заслужить люди грешники такую беспредельную милость Божию, что Сам единородный Сын Божий, истинный Бог, благоволил родиться на земле для спасения людей! Люди ничем не могли заслужить эту милость. Это дело беспредельной благости Божией. Еще пророк Исаия, сказав: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам», и проч., присовокупил объяснение, как это может совершиться, говоря: «Ревность Господа Саваофа соделает это» ( Ис.9:7 ). Это то же значит, что сказать: «Любовь Господа Бога, не хотящая смерти грешников, сделает то, что Сын Божий родится на земле». И Сам Спаситель объяснил эту тайну, сказав:«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, по имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). б) Эта радость велика и неисчерпаема, по благотворным последствиям великого события, о котором ныне радуемся. Сын Божий воспринял естество человеческое и родился в Вифлееме – для чего? Для спасения людей. Для какого спасения? Не для спасения от какой-нибудь телесной язвы или болезни, не для спасения от какой-нибудь обыкновенной беды или несчастия, не для спасения от внешнего врага или рабства (как думали современные Иисусу Христу иудеи), но для спасения от греха, проклятия и вечной смерти, или вечного осуждения за грех . И для спасения кого родился Христос? Не для спасения одних иудеев, не для одних ветхозаветных патриархов, пророков или избранных праведников, но для спасения всех людей. Апостол учит: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» ( Рим.5:18 ). Иисус Христос родился на земле, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Поэтому радость о Рождестве Христовом есть всемирная радость о спасении от греха и вечного осуждения за грех , есть радость о вечной жизни, которую Иисус Христос дарует всем верующим в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А что ему от Бога была дана слава, и сила, и Божье Слово возвещает через Иеремию, говоря: «Так говорит Господь: Вот, Я дал всю землю Навуходоносору, царю вавилонскому, Б267 чтобы служили ему, и зверей полевых на служение ему, и племена, и царства; если же кто не наклонит шеи своей под ярмо его, мечом и голодом посещу их – доколе не исчезнут от рук его» ( Иер. 27:6:8 ). И: «Посрамлены и не помилует. Голос его – как море волнующееся. С конями многими/120в и с колесницами исполчится, как огонь, на брань с тобой, дочь Сиона» ( Иер. 6:23 ). И: «От шума натиска его, и от оружия ног его, и от сотрясения оружия и шума колесниц его – не отцы к сыновьям своим от оков рук его» ( Иер. 47:3 ). И «От Дана услышан будет глас ярости коней его, и от гласа ржания И187 его сотрясется вся та земля. И придет и поглотит землю и ее, города и живущих в них» ( Иер. 8:16 ). To же и через Иезекииля говорит Господь: «Вот, Я наведу [на Навуходоносора, царя вавилонского, который есть царь царей, с конями и колесницами с войском многих стран. И окружит тебя валом, и построит вокруг тебя ров, и подступит с оружием, и копья свои направит на тебя. Стены твои и столпы твои он разрушит орудиями , и от множества коней его/120г покроет тебя пыль их» ( Иез. 26:7–10 ). И Б268 еще: «Так говорит Адонай, то есть Господь: вот Я даю Навуходоносору землю египетскую, и возьмет множество ее и добычей сделает добычу ее, и захватит захваченное ею. За службу, которую он сослужил ( Иез. 29:19–20 ) при Тире, Я дал ему землю египетскую. рукою Навуходоносоровой. И: «Мечами исполинов своих ниспровергнет силу их» ( Иез. 32:12 ). И после этого: «Выйдут живущие в городах и зажгут и сожгут оружие; и щиты, и тетивы, и копья, и луки, и стрелы, и жезлы ручные, и копья огнем сожгут за семь лет. И не будут брать дров с полей и не будут рубить в дубравах, но оружие будут жечь» ( Иез. 39:9–10 ). Так что справедливо говорил ему Даниил: «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный дал царство, сильное, крепкое и прекрасное по всей земле, где/121а живут сыны человеческие. И зверей полевых и птиц небесных дал в руки твои, и поставил тебя господином над всеми ими. Ты – золотая глава образа того» ( Дан. 2:37–38 ). И: «Дерево, которое ты видел, – возвеличенное; высота его достигла неба, Б269 и ширина его по всей земле, и листья его цветущие, и плод его многочислен, и пища всем на нем, и под ним жили звери, и в ветвях его гнездились птицы, – (это) ты, царь, потому что ты возвеличился и укрепился, и величие твое доходит до/121б неба, и господство твое до края земли» ( Дан. 4:17–19 ). И188 Глава 90

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ангелы Божье творение не исчерпывается всем видимым, существует также и невидимый мир, который Библия иногда называет «небеса», а иногда – «превыше небес». Хотя этот невидимый тварный мир – чисто духовен и его нельзя обнаружить ни на одной карте материальных пространств, это ничуть не делает его менее реальным. Просто невидимое творение существует иначе, чем видимая материальная вселенная, и оно, конечно, отлично и от нетварного бытия Самого Бога. В Библии явления бесплотных сил обычно описываются в физических образах («шестокрылатые, многоочитые» или «в виде человеческом»), но мы должны понимать, что это только символические описания, – на самом деле они, по своей природе и по определению не имеют физических свойств. Ангелы (что значить «вестники»), строго говоря, являются только одним чином небесных или бесплотных сил невидимого мира. Всего же существует девять чинов бесплотных сил: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, господства, престолы, херувимы и серафимы . Последние, согласно описаниям, непрестанно поют славу Богу: «Свят! Свят! Свят!» ( Ис.6:3 , Откр.4:8 ). Чины, находящиеся в середине приведенного выше иерархического порядка, очень мало знакомы людям, а ангелы и архангелы известны как активные работники, воины против духовного зла и посланники Ягве в этот мир. В различных видах они приходят к людям на протяжении всей истории человечества, являя силу и присутствие Божье. Самые известные из них: Гавриил (чьё имя означает «Муж Божий»), принесший добрую весть Рождества Христова ( Дан.8:16, 9:21 , Лк.1:19, 26 ), и Михаил (имя которого означает «Кто как Бог») – начальник духовных воинств Божьих Дан.1:13, 12:1 ; Иуд.1:9 ; Откр.12:7 ). Злые духи Кроме ангелов, исполняющих волю Божью, существуют также духовные силы, восставшие против Него и творящие зло. Об их существовании свидетельствуют как Писания, так и жития святых. Они называются «демонами» или «дьяволами» (что значит «разрывающие» или «разрушающие»). «Сатана» (что значит «враг» или «противник») является собственным именем дьявола, вождя злых духов. Он – падший бесплотный дух, ангел, который был сотворен Богом для Своего служения и хвалы. Вместе с дьяволом полчища тёмных ангельских сил восстают против благости Божьей и стараются извратить и уничтожить Его творение.Как упал ты с неба, денница, сын зари! ( Ис.14:12 )…и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. ( Иуд.1:6 )И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. ( Откр.12:9 ) Человек

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Внешний двор храма... дан язычникам. ( Откр. 11:2 ) Это суть две маслины и два светильника, стоящие перед Богом земли. ( Откр. 11:4 ) Можно думать, что в промежутке времени от шестой до седьмой трубы, после явления сильного Ангела с Евангелием, непосредственно перед самим пришествием антихриста произойдет второе светлое событие – явление на земле двух пророков, посланных Богом с проповедью покаяния и предупреждения мира о грядущем антихристе. Перед началом повествования о явлении этих пророков апостол Иоанн пишет: «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» ( Откр.10:11 ). «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» ( Откр.11:1–2 ). Здесь интересно отметить разделение храма на внутреннюю часть с жертвенником и внешний двор, который, по словам Откровения, отдан язычникам. «Вы храм Божий», – пишет коринфским христианам апостол Павел ( 1Кор.3:16 ). В этот храм первыми вошли немногие евреи-христиане, обращенные апостолами. А затем вошло бесчисленное множество христиан из бывших языческих народов. Это произошло до того времени, про которое пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» ( Рим.11:25 ). Итак, в Предвечном Совете было предсказано число тех христиан из бывших ранее языческими народов, которое должно войти в Царство Господа Иисуса Христа. Исполняется число – и заканчиваются при этом и времена язычников, наступает время массового признания евреями Иисуса Христа. Апостолу Иоанну дается трость для измерения небесного храма и повелевается подсчитать число вошедших туда христиан. Про это время говорит Господь в Евангелии от Луки: «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» ( Лк.21:24 ). Почти теми же словами говорится о попрании святого города язычниками и в Откровении (см. Откр.11:2 ). Но в последнем есть замечательное дополнение, которое позволяет сделать важный вывод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Воистину, это превеликое чудо, как Создатель терпит вас, хулителей Бога Творца! Как небо не мечет гром и молнии, чтобы испепелить вас?! Как солнце светит и не ослепляет ваши глаза?! Как ветер не отравляет вас ядовитыми испарениями?! Как море не поглощает вас?! Как земля не разверзается, чтобы поглотить вас?! Как звери не нападают на вас, чтобы растерзать и уничтожить?! Но судя по всему, Бог, Который хулится в ваших речах, Сам запрещает Своим творениям трогать вас, надеясь, что вы раскаетесь. Богохульников предают смерти даже язычники. Так, царь Навуходоносор издал закон, запрещающий хулить Бога В-четвертых, законы всех язычников, почитавших идолов, предписывали убивать хулителей истуканов и богов. Об этом мы читаем в Священном Писании, что поклонники Вилу осудили на смерть пророка Даниила, который похулил их бога: «умрет Даниил, потому что произнес хулу на Вила» ( Дан.14:9 ). Если кто хулил эллинских лжебогов, тот достоин смерти. Тогда насколько же больше достойны смерти ненавистники истинного Бога всяческих? И Бог повелевает умерщвлять того, кто просто назовет Его неизреченное имя (то есть Иегова), как пишет премудрый Фотий (163-е послание к Амфилохию). В книге Левит говорится: «Называющий имя Господне смертью да умрет» ( Лев.24:16 ) 102 . Тем более достойны смерти Его хулители. Так, медведи разорвали сорок два маленьких ребенка за то, что те ругали и насмехались над пророком Елисеем: «малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: «Иди, плешивый!»... И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4Цар.2:23 ). В таком случае почему не достойны тысячи смертей те, кто явно хулит и ругает не просто пророка, а Бога, всех пророков и святых? Стоит ли мне добавлять к сказанному еще что-то, к стыду христиан-богохульников? Закон, повелевающий убивать хулителей истинного Бога, а их имущество раздавать бедным, издал не пророк, не апостол, не православный царь, а нечестивый идолопоклонник и языческий царь, – кто бы вы подумали? Не удивляйтесь: Навуходоносор: «И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» ( Дан.3:96 ). Как же так? Неверный Навуходоносор повелевает, да не хулится Бог, а Его верные и избранные христиане произносят на Него хулу? Какой позор! Какой ужасный стыд! Как бесы наказывают богохульников

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Далее описываются события этого великого сотрясения последнего времени. И солнце стало мрачно как власяница. Как и у Исайи пророка сказано: «Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» ( Ис. 50:3 ). И луна сделалась как кровь. Так и пророк Иоиль говорит: «Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь... содрогнутся небо и земля» ( Иоил. 3:15–16 ). Говорил об этом и сам Христос: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» ( Мф. 24:29 ). Возможно, и буквально будут страшные космические катастрофы; а, с другой стороны, как объясняет блаженный Кирилл Иерусалимский , черный цвет солнца и темно-кровавый цвет луны указывают на душевный мрак тех, которых постигнет гнев Божий. Тогда погаснут все светила, и великие мира сего померкнут. И сейчас при солнечном затмении солнце омрачается, как во власяницу облачившись. А при лунном затмении луна становится красной. Так при апокалиптическом красном цвете луны в последнее время, когда все померкнет, рухнет и изменится, все, чему люди поклонялись, сделается мрачным и обнажит свой зловещий цвет крови. Скрывается свет солнца и луны для одних, коим предстоит навсегда погрузиться в вечный мрак. Скрывается он и для других, ибо им уже предстоит жить в ином сиянии – непосредственном сиянии света Бога и Агнца. Откр.6:13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. Так сейчас наблюдаются иногда метеорные потоки. Тогда же, возможно, великие катастрофы будут в звездных мирах. В Ветхом Завете читаем, как рог рассвирепевшего козла «вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их» ( Дан. 8:10 ). «Видение это относится к концу времени» ( Дан. 8:17 ). Так израильтяне были такими же звездами и воинством небесным, ибо исполняли волю Небесного. Но низвергнуты были. Так же случилось и при разорении Веспасиана и Тита. Падение звезд небесных на землю – это также указание на прельщение верующих (падение небесных на землю), ибо сатана сделает все возможное, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Долг же верующих обдумать сказанное и прилежно рассмотреть историю. 7. Мы же, питомцы святого поста, при воздержании телесном наслаждаясь пищей небесною, будем стараться свято соблюсти пост. «Назначьте, – говорится, – пост» ( Иоил.1:14 ). Мы ли его освящаем, или он освящает нас? Очевидно, что пророк сказал это в том смысле, чтобы мы свято хранили пост. Смысл такой же, как и в словах нашей молитвы: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ); мы молимся не об имени Его, потому что имя Его освящает все, и говорим в смысле: «пусть имя Твое святится в нас», поскольку имя Его призвано на нас, так (христианами мы называемся от Христа). У святого все свято, потому что ничто, не будучи святым, не может приблизиться к Богу. Святый Бог почивает во свя­тых. Свято небо Его: «услышал его с неба святого Своего»: ( Пс.19:7 ); святы ангелы: «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ); свята земля с ее богослужением: и захочет, говорится, разорить завет на земле святой Его; Давид называет святым двор храма: «поклонитесь Господу во дворе святом Его» ( Пс.95:9 ); у Исаии называется святым храм: «дом освящения нашего и славы нашей» ( Ис.64:11 ); овцы бессловесные, которых тогда приносили в жертву, назывались святыми: как «овцы святыя 3 в Иерусалиме» ( Иез.36:38 ); свят завет: «и утвердит» со многими «завет» святый свой ( Дан.9:27 ); сам город назывался святым: «святой горы Твоей» отцов наших Иерусалиме ( Дан.9:16 ). Ничто не святое не может приближаться к Богу. Потому и Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). Мы воздерживаемся от хлеба; будем воздерживаться и от неправды. Ты не ешь хлеба? Не снедай плоти убогих, чтобы и о тебе не сказал Бог: «поедающие народ Мой, как едят хлеб» ( Пс.13:4 ). Ты не пьешь вина? Пусть не опьяняет тебя гнев, чтобы тебе не услышать от Законодателя: «Ярость их подобна змеиной» ( Пс.57:5 ), и еще: «вино их яд драконов» ( Втор.32:33 ). Если ты угнетаешь бедняка, так что он стенает, то пред Богом он окажется снедающим хлеб слез. Поэтому Бог и говорит: «вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа» ( Мал.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Если из написанного у Иезекииля заключит кто, что видел Бога Иезекииль, то как говорит Писание? Видел он «подобие славы Господни» (Иезек. 2:1), а не Самого Господа; даже подобие славы, а не самую славу, какова она действительно. И увидев только подобие славы, а не самую славу, пал на землю от страха. Если же видимое подобие славы приводило в страх и трепет пророков, то если бы покусился кто узреть Самого Бога, без сомнения, лишился бы он и жизни, по сказанному: «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:20 ). Поэтому-то Бог, по весьма великому Своему человеколюбию, простер небо, как завесу, сокрывающую Его Божество, чтобы мы не погибли. Не мое это слово, но Пророк сказал: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего» ( Ис. 64:1 ). И чему дивишься, если Иезекииль, узрев подобие славы, пал ниц? Когда Даниилу явился Гавриил, служитель Господень, немедленно пришел он в ужас, и пал на лице ( Дан. 8:17 ); и пока Ангел не принял на себя «подобие сына человеча», Пророк не осмеливался ему ответствовать (10, 16. 17). Если же Гавриил, когда был видим, приводил в трепет пророков, то не погибли ли бы все мы, если бы явился Бог, каким Он Сам в Себе? 2. Поэтому, невозможно видеть естество Божие плотскими очами, но можно от дел Божиих выходить до представления силы Божией, по словам Соломона, который говорит: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» ( Прем. 13:5 ). Не просто сказал: «от созданий познается Виновник», но присовокупил: «сравнительно». Ибо тем величественнее представляется Бог каждому, чем выше воззрение на тварей, приобретенное человеком. И когда при высшем воззрении возвысится он сердцем, тогда получает высшее представление о Боге. 3. И хочешь ли узнать, что естество Божие постигнуть невозможно? Три отрока, исповедуя Бога в пещи огненной, говорят: «Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на херувимах» ( Дан. 3:54 ). Скажи мне, какое естество у херувимов? Пророк Иезекииль, по возможности, сделал им описание, сказав, что «у каждого – четыре лица» ( Иез. 1:6 ): лице человеческое, лице львиное, лице орлиное и лице тельчее (10), что шесть крыл у единого, и очи у них повсюду, и повсюду, и под каждым из них четырехчастное колесо; однако же, хотя пророк и сделал описание, мы, читая, не можем еще постигнуть оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010