68. Понятие о том, что дух человека не разрушается со смертью тела, присуще всем религиям. Из живых существ только человек жаждет бессмертия. Даже атеизм пытается создать его суррогат в виде «бессмертия в делах и памяти потомков». Сами свойства человеческого духа, нематериального и внепространственного по природе, наводит на мысль о неподвластности его материальному закону распада. Мифическая форма учения о посмертии уже у античных мудрецов сменилась философской. С тех пор идею бессмертия поддерживают и развивают подавляющее большинство мыслителей на протяжении всей истории философии. 69. Библия учит не просто о бессмертии духа, а о грядущем воскресении ( Дан.12:2-3 ; Ин.11:24-26 ; Откр.20:12-13 ). Созданный как существо, связующее два плана бытия (духовный и телесный), человек в преобразованном мире не останется только духом. Он обретет просветленную плоть, подобную плоти воскресшего Иисуса ( Лк.24:36-43, 1  Кор.15:22-26, 42-44, 51-55). 70. До наступления этого воцарения мировой гармонии, ЦАРСТВА БОЖИЯ, в мире еще властвуют противящиеся Богу силы. Христианин не должен гадать о временах и сроках, когда придет Царство Божие «в силе»; даже Иисус во время Своего земного уничижения скрыл это от Себя ( Мф.24:14 ; Лк.13:21 ). Однако как и суд Божий (см. 60.), так и Царство Божие суть не только тайны грядущего. Они присутствуют уже здесь, в нашей жизни, предваряя новый преображенный мир ( Мф.12:28 ; Лк.9:27, 16, 21 ). ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ: После прохождения катехизации желательно выслушать вопросы оглашаемых и по возможности ответить на них, а также тактично проверить (по вопросам, из которых построены темы), в какой мере они усвоили основные принципы вероучения. Рекомендуется, чтобы важнейшие цитаты из Писания были написаны ими (дома или в процессе обучения) и выучены наизусть. После обряда оглашения, а затем — таинства Крещения и первого Причастия следует познакомить новокрещенных с богослужением (по книге «Таинство, слово и образ»). После обряда оглашения, а затем — таинства Крещения и первого Причастия следует познакомить новокрещенных с богослужением (по книге «Таинство, слово и образ»). Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/katehizacija/v-pomoshh-...

Евр.12:22–24 ; Откр.5:8 ), может спасти умерших и без покаяния перед священником – как спас Он, вопреки своей заповеди ( Ин.3:5 ; Мк.16:16 ), разбойника благоразумного на кресте без водного крещения, и как еще раньше прощал грехи плененным евреям без жертвы и священства ( Дан.3:18–45 ; 3Цар.8:46–51 ; ср. Ис.43:25 ; Ос.3:4–5 и др.), хотя Сам же строго определил то и другое для духовного очищения своего народа. – Если же так было в древнее время, ужели ныне Бог к нам не ближе ( Иер.31:31–34 ; Иез.36:25–30 ; Ин.16:23; 17:20–23 ; 1Кор.6:15–20 и др.)?… Эту веру в особенную близость к нам Бога, в Его милосердие, и исповедует разбираемый нами Листок, когда говорит об избавлении от мук умерших без покаяния, по молитвам пр. Паисия Великого. – Под умершими здесь, т.о., нельзя предполагать упорных, нераскаянных грешников, всю земную жизнь свою проводивших в безумных удовольствиях, как Евангельский богач ( Лк.16:19–26 ). О таких людях Писание запрещает молиться, и они явно не спасутся ( 1Ин.5:16 ; Мф.12:31 ; Лк.12:10 ; Чис.15:30 ; Иер.7:16 ). Под умершими без покаяния Листок разумеет смиренных и верующих христиан, усопших «в Господе», только не сподобившихся, нужды ради, видимого разрешения грехов своих Богом через священника. Но если именно это проповедуется в Листке, – что же тут обманчивого, ложного? Чем попирается в таком случае Евангельская истина?… – Кабы так-то вы верили, сказал сверх ожидания тихо вдумчиво Архипыч, это бы ладно. Я бы, пожалуй, и спрашивать не стал. А то в Листе-то больно уж соблазнительно написано… Вон там опять чего наговорено про зубную боль: «ежели, говорит, у тебя заболели зубы – молись священномученику Антипе, и выздоровеешь. Ежели на ребенке родимец – это может залечить мученик Никита. От трясовичной болезни пользует православных Мирон угодник… Откуда вы это взяли поделить между своими святыми целебную силу? Это ваша выдумка. В Писании нет на то основания. IV. Мужики теперь уже не волновались, заслышав новое возражение Архипыча. Доверчиво и с веселыми лицами ждали они от меня необходимых разъяснений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ 22–23) Крайними точками Палестины можно считать на севере Дан на юге поток Ринокоруру или город Вирсавию, на западе Средиземное море; на востоке – Салху или гору Хавран. 49 Сравн. также свидет. Иосифа Флавия De bello judaico LIII, c. 3, § 3. LIII, c. 10, § 8. Anim. Marc. Hist. L. XIV, 8. 50 В 1Пар. 21:5 численность народа указана другая: израильтян 1 100 000, а иудеев 470 000. Чем объяснить эту разность, неизвестно. Существующие догадки неудовлетворительны. Нам нет нужды вдаваться в объяснения по этому поводу, так как показание Парал. еще лучше подходит к тому, что мы хотели сказать. 51 Iunclytam esse terram ludaeae et cunctis terris fertiliorem dubitare non poterit, qui a Rhinocorura usque ad Taarum montem et Eaphratem fluvium cunctum conbideraverit terram ct urbium potentiam amoenitatemque regionum, говорит Иероним в своем комментарии на Esech. 20. 6. 52 Корень слова рефаим сохранился в арабском языке, где глагол значит подниматься, возвышаться, так что слово «рефаимы» будет значить «великаны». Сохранился подобный этому корень и в еврейском языке, хотя и с иной транскрипцией в глаголе , почивать, – тени умерших. 53 Это же, кажется, можно подтвердить названием этих народов в памятниках египетских из времен 6-й династии «аму», каковое название прилагается обыкновенно к народам семитического происхождения (Hommel, там же, 105). 54 Значение слова аввеи неизвестно. Если производить его от еврейского разрушение, развалины: то «аввеи будет значить: или разрушители, или обитатели развалин. Ленгерке (Kenaan, 1, 183) неизвестно почему понимает это имя в смысле: жители низменности». 55 Говоря о древних» обитателях Палестины, мы не упоминаем о народе, населявшем долину Сиддим, так как в нашу задачу не входит описание всех вообще народностей, обитавших» когда-либо в Палестине, а только тех из них, которые так или иначе влияли на евреев в течение взятого нами для изучения времени судей. Жители же Сиддим, очевидно, не могут принадлежать к таковым, так как гораздо раньше Моисея они сошли с исторической сцены совершенно бесследно для последующей история Ханаана. Насколько можно ездить по сохранившемуся в Библии свидетельству о жителях сиддимских городов и войне их царей с царем эламским Кедорлаомером, упоминание о котором встречается и в клинообразных надписях, – культура этих народов находилась на высокой степени развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Когда случится тебе чем-либо поползнутися от подобающего, не малодушествуй, прочти у сего отца главы: 4, 5, 22, 27, 28, 51, 54, 62, 65, 60, 70, 71, 73, 79, 81, 84, 85. Когда же почувствуешь какие скорби, то прочитай его слово, за сими следующее; оно утешительно; верую, что примешь и ты от Бога утешение; также и других отцов святых приличные к твоему устроению приискивай пластыри, и прилагай к язвам души твоей. О болезни же я тебе, кажется, писал от 57 слова св. Исаака Сирина , что посылаются оные на любящих Бога, да спасены будут. Посему и ты будь благонадежна в милости к тебе Божией и терпи оную болезнь, поминая, что она кратка, а будущность вечна; и благодари Господа за толикую Его к тебе любовь; – и болезнь твоя тише, но удобоносимее будет. Да укрепит тебя Господь, вразумит и да покроет от всех сетей вражиих. Мир тебе и сестре твоей и благословение Божие. И. М. 28 марта. 432 Видя из письма вашего, что Премилосердный Господь, посетивши тебя болезненным положением, не оставлял и милостивым Своим утешением; из сего явно видим человеколюбивый Его промысел, вся на пользу устрояющий. Не помышляйте сего, что тот, или другой виною болезни; совсем нет, но дело Божие! Св. Марко пишет, «что бы ни случалось скорбное, не ищи как, или чрез кого нашло, ибо приличность коегождо и неотложное их тщаяние и всея твари о сем содействие единого Бога есть ведети и ничтоже от невольных человекам случается без правды Божией; аще и таинственных случаев стечение человецы суще не постизаем». Вместо обвинения других, обратимся к благодарению и ко исповеданию, с тремя отроки: яко истиною и судом навел еси сия вся на ны, грех ради наших, Препрославленный во вся веки ( Дан.3:28 ). Описанное вами жалостное положение Ν. Ν. поистине требует сострадания; со всех сторон окружают горести, нельзя не чувствовать оных; но где ж искать утешения, и чем помочь? Нигде, как токмо у Бога. И ей тоже приличествуют вышеописанные вам слова Марка Подвижника . Конечно, таковое испытание сильно, но, видно, Промысленником усмотрено на пользу души её.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Единственно, утешает (если можно так сказать) то, что зрелища отвлекают от кровавой бойни, в которую тянет всех нас враг человеческий. Ия 18 января 2016, 13:09 Сейчас большинство родителей, даже воцерковленных, делают детей " духовными инвалидами – самовлюбленными, мнящими о себе неизвестно что маленькими эгоистами " - потворством во всем, и только от того, что так проще, что ребенок для них -это игрушка, кусок самих родителей, а не индивидуальная личность. Забыты так нужные детям наказания от строгого слова до ремня. Новый и Ветхий Заветы наполнены наставлениями родителей тому, что не должно опускать наказания детей. Но современным родителям не до Св.Писания, лучше в соцсетях посидеть... И вырастают и уже выросли очень многие 10-20 -летние, которым трава не расти, очень борзые, никого не слушающие, не уважающие, любящие только себя эгоисты. И причина в неверном воспитании. 18 января 2016, 11:31 В целом не плохо, но ставить на один уровень " керенделя на велике " (полагаю велотриал) и поедание сосисок на скорость (или подобные рекорды из книги Гиннеса) не корректно. Сергей 18 января 2016, 11:08 Прекрасная статья по глубине и аналитике. Уловлена самая суть проблемы. Дан ответ почему бог комфорта никогда не приведёт ко Христу. А ведёт он, в прямо противоположном направлении. Мне 51 год. У меня очень свежая Лада Самара 2114 (одна из последних, перед прекращением выпуска модели). Я наблюдаю за тем как и с каким видом в неё садятся разные люди. Это такой своеобразный тест. Спрашиваю своих сверстников, которые кряхтят при посадке и жалуются на тесноту: " Что изменилось со времён песни о вишнёвой девятке? " Ведь в советское время она была мечтой людей любого возраста. Люди поездили в просторных джипах и ...стало НЕКОМФОРТНО в мечте своей юности. " Бог " комфорта сделал своё дело. Увы, но и я " напрягусь " живя в доме без воды, но с колодцем на сельской улице в 50 метрах от дома. Это поработал божок уже над моим я... Павел 18 января 2016, 10:05 Разрушение промышленности в России привело к тому , что невозможно устроиться по специальности металлургам ,химикам , конструкторам и т.д. Разрушено станкостроение , производство бытовой техники и т.д. Наши нефтегазобанкиры не желают строить заводы .А все эти " ИП " -сплошное " ЧП " . Все мои сокурсники -физхимики работают не по назначению .Я работаю в ювелирной отрасли 22 года - это очень не интересно ,отрада только в том , что изготавливаем православную продукцию . В нашей Костромской области вообще не размещают современные предприятия - чем мы хуже Удмуртии или Татарстана ? Старинные русские города -сердце России лишают будущего .

http://pravoslavie.ru/89695.html

София 27 сентября 2017, 17:59 Когда каждый день сталкиваешься с проблемами других: бедных и богатых, больных телесно и душевно, совсем заблудившихся в " прелестях " и стяжательстве, где каждый страдает по-своему, а он страдает, и свое страдание воспринимает как вселенское горе, то сам себя " пропускаешь как сквозь строй " чужих грехов и страданий. И чем старше становишься, тем больше собственных грехов, больших и малых, находишь в себе самом. И говоришь себе только одно: терпение, терпение и терпение, и еще - не думай о себе, просто иди и делай, вставай и делай! Да будет на все Воля Божия! Дария 2 апреля 2016, 20:17 Спаси Вас Господи! Так сильно! Прочитала, затаив дыхание! Хочется снова и снова перечитывать... не роптать, а за все славить Бога Татьяна 16 марта 2016, 11:33 О.Андрей, как всегда, в самое сердце. Через молитву страдания в Гефсиманском саду к воскресению...Путь длиною в жизнь, а сил нет, нет сил. Что делать, сели я не могу терпеть и часа, а надо всю жизнь?... Светлана 6 ноября 2015, 22:42 Спасибо Господи! Сильно...! Ольга 4 июля 2015, 07:59 Аллилуйя! Екатерина 14 марта 2015, 12:58 Спасибо Архимандриту Андрею за его проповеди! В них есть понимание нашего времени, сострадание и сила любви! Особенно последние слова: " молю Христа, чтобы ты стал святым, полным боли и воскресшей личностью " ! Ведь в этом заключается жизнь христианина: пройти скорби, полюбить скорби и перейти в Царствие Вечное. Аминь! Ия Коломойская 13 марта 2015, 16:51 Господи, благодарю Тебя за Крест, который дан мне!Да будет на все святая воля Твоя! Мария 19 июня 2014, 00:57 Спасибо большое Вам за всё! Вы помогаете ещё больше веровать в Бога, что Он всегда и вечно с нами! Вячеслав 12 марта 2014, 11:28 " ..потому что когда тебя распнут, когда ты испытаешь боль, заплачешь, тогда твоя душа приобретет красоту, которая очень сильно отличается от той, которую получают другим путем... " Страшно взойти на крест ! А душа узнав сладость очищения , просит втайне тебя и втайне надеется .. ТаняСем 24 декабря 2013, 14:48

http://pravoslavie.ru/61298.html

– Помните, что из всех добродетелей самая большая есть рассудительность. Помните, что как земля не падет вниз, так и смиренный не падет никогда. И еще об одном всегда помните: горе человеку, когда имя его более деяния его. Некий старец в молодости был обуреваем искушениями, но с годами победил их строгим постом и неустанной молитвой. Об огромной пользе и необходимости поста и молитвы для каждого православного человека постоянно напоминал он своим ученикам. А также говаривал: – Если кто во время искушения поддержит ближнего своего, равен он ангелу в пещи для трех отроков (См.: Дан. 3:22—51). В одной деревне случилась беда: загорелся дом, в котором жили сироты. Пламя объяло уже половину строения, и никто из односельчан не мог решиться войти внутрь. Видя такое, сказал старец: – Если мы делаем худое и Бог попускает это, долготерпит нас, то, когда доброе делаем, неужели не будет содействовать нам? Слова старца ободряюще подействовали на одного молодого человека, и, перекрестившись, он бросился в огонь. Та к дети были спасены. Иногда, совершая хороший поступок, мы забываем, что нельзя превозноситься даже самыми добрыми делами. Духовно мудрый авва сказал об этом образно и емко: – Открывающий и разглашающий добрые дела свои подобен сеющему на поверхности земли: прилетают птицы небесные и съедают семя. А совершающий доброе втайне подобен сеющему на браздах пашни – он пожнет обильный плод. А вот еще о добрых делах. – Всякое дело делай, не думая о том, что кто-нибудь делает его лучше тебя, – и спасешься. Зависть ввергает человека в гнев, а гнев ослепляет, и человек творит всякое зло, – говорили святые отцы. Брат спросил одного из старцев: – Что делать, если наступит час молитвословия, а душа моя не способна будет к молитве? И ответил ему старец: – Если тебе придется быть отягощенным сном до утра, то, поднявшись с постели, затвори двери и окна и твори молитву; ибо написано: Твой есть день и Твоя есть нощь (Пс. 73: 16). Бог славится во всякое время. Истории, бывшие с отцами, поучительные для слушающего

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Участие ангелов к судьбам людей вообще выражается в том, что они посылаются Богом споспешествовать нашему спасению: не вси ли суть служебнии дуси, в служении посылаеми за хотящих наследовати спасение ( Евр.1:14 ). Вся история домостроительства человеческого спасения совершилась и совершается при участии и содействии ангелов делу спасения человечества. Так, в ветхозаветные времена, времена приготовления людей к принятию Искупителя, ангелы нередко учили людей воле Божией, когда явились благочестивым патриархам, напр., Аврааму, Лоту, Иакову, открывали им будущее, утешали и подавали им помощь. Иногда же они были посылаемы для того, чтобы по праведному суду Божию казнить грешников, напр., жителей Содома и Гоморры. При служении же ангелов дан был людям самый закон письменный ( Втор.33:2 ; Деян.7:53 ; Гал.3:19 ). Ангелы и после дарования закона нередко наставляли людей, являлись пророкам, напр., Даниилу (9, 21), Захарии (3, 1), и открывали им волю Божию касательно человеческого спасения. Ангел же возвестил зачатие Предтечи ( Лк.1:28 ) и рождение Самого Спасителя мира ( Мф.1:20 ). С явлением Спасителя мира ангелы изображаются принимающими самое живое участие в совершении Им дела искупления и усвоении людьми плодов искупления, вообще в судьбах царства Божия. Радостное событие рождения Искупителя они приветствовали песнью: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). В самом начале Своего служения миру Спаситель говорил: отселе узрите небо отверсто и ангелы Божия восходящие и нисходящие над Сына человеческаго ( Ин.1:51 ). Это значило, что с явлением Сына Божия во плоти связь и общение мира ангельского с миром человеческим имели стать теснее и ощутительнее, небожители должны явиться служителями Сына человеческого. История общественного служения И. Христа представляет постоянное подтверждение этого: ангели приступиша и служаху Ему после искушения ( Мф.4:11 ), ангел явися Ему с небесе, укрепляя Его в предсмертной молитве ( Лк.22:43 ), ангел отвали камень от дверей гроба при Его воскресении ( Мф.28:2 ), ангелы возвестили мироносицам о Его воскресении ( Мф.28:5–7 ; Лк.24:4–6 ; Ин.20:12–13 ), а апостолам – о вознесении на небо и о втором Его пришествии ( Деян.1:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Мысль предыдущей строфы продолжается и в настоящей, но с большей широтой: там обличаемый враг представляется строителем дома, здесь целых городов; там строителем – он один, здесь массы народов. Строить города (существ. в единств. числе в значении собирательном, как ст. 8) на крови и беззаконии значит строить на богатствах, добытых неправедным пролитием крови в войнах неправедных и при посредстве притеснений и лишений всякого рода (известных напр. из истории рабства в Египте – Исх.1:11 ). Первое соответствует погублению народов многих в строфе предыдущей (ст. 10), второе исканию прибытка худого (ст. 9). Чтобы обратить особенное внимание на важность божеств. определения, изображающего далее вид этого горя, пророк новое положение начинает не употреблявшимся у него доселе вопросом: вот не от Господа ли (вопрос как в 2Пар.25:26 ), т. е. определено, – причем, дабы наперед показать и самую невозможность сопротивления этому определению даже со стороны такого страшного и почти всемогущего врага, каков обличаемый, называет Его именем вошедшим в общее употребление со времен Давида и его многочисленных победоносных при помощи Иеговы войн с иноплеменными народами (см. напр. Пс.58:6 ), – именем Господа Саваофа, Иеговы воинств. Ему служат бесчисленные сонмы воев небесных, – тысячи тысяч служаху Ему и тьмы тем предстояху Ему ( Дан.7:10 ; Ис.6:3 ), – и ничтожны пред Ним все воинства врага, ради которого утомляются народы. Само же определение Господне то, что все, даже до истощения сил простирающиеся труды народов, подъятые ими ради огромных и великолепных построек у врага, подъяты только для огня или на пользу огня ( Наум.2:13 ; Ис.40:16 ), который пожрет их (сн. Ам.1:4 ), – или для суеты, напрасно (rik-inanitas), – выражение совершенного уничтожения построек, повторенное Иеремией пророком ( Иер.51:58 ) 155 . Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие ( Пс.126:1 ); нет выгоды человеку от всех трудов его ( Еккл.1:3 ), трудится на ветер ( Еккл.5:15 ). Ибо, продолжается речь об определении, – слава – величие над всей землей и право на такое величие принадлежит только Господу и все должны познать это в суде Его над гордым, нечестивым и враждебным Ему царством, в посрамлении и сокрушении его со всем величием его (сн. Ис.2:12 и д. 6, 8). О таком познании и таком способе познания говорит и Псалмопевец: узнали Господа, Он сотворил суд ( Пс.9:17 ). Сравнение с водой, покрывающей море – дно моря или вместимость его (как Быт.1:22 ), указывает на самое обширное распространение сего познания, как и у Исаии ( Ис.11:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Иисус оставался живым на кресте от 12 часов до 3 часов дня ( в русской синодальной Библии – шесть часов вечера и девять часов утра, соответственно). Тьма по всей земле в это время (затмения солнечного не было, поскольку Пасха приходилась всегда на полнолуние) была знамением Божественного гнева ( Ам. 8:9 ). Возглас Иисуса, прозвучавший во мраке (см.: Пс. 21:2 ), показывает всю глубину страданий во имя искупления «многих» (20:28). Это единственное место, где Иисус не обращается к Богу как к «Отцу», указывая, хотя и на кратковременный, но имевший место разрыв тесных отношений между Отцом и Сыном (11:27). Предположение, что Он призывал Илию, объясняется тем, что слова «Илия» и «Эли», «мой Бог», весьма созвучны и трудноразличимы. Уксус, о котором говорится в ст. 48, это винный уксус (дешевое вино, которое пили воины), он был знаком проявления милосердия (см.: Пс. 68:22 ). Обычно распятые люди пребывают в бессознательном состоянии долго, их агония продолжается в течение многих часов и даже дней. Иисус же умирал в полном сознании, о чем свидетельствует и весьма необычное выражение: испустил дух, которое предполагает волевой акт. В ст. 51 –53 (в сочетании с «тьмой» в ст. 45) показано, что это была необычная смерть. Огромная завеса в храме, которая отделяет святая святых, разорвалась сверху до низу, что свидетельствовало не только о Божественном вмешательстве, но было также и знамением открытия прямого доступа к Богу через смерть Иисуса. Землетрясение тоже символизировало собой могущественное проявление силы Божьей и Его суд ( Суд. 5:4 ; Иоил. 3:16 ; Наум. 1:5,6 ). Происшедшее в результате воскресение мертвых, усопших святых (возможно, умерших в ветхозаветную эпоху) указывает на то, что воскресение последних дней ( Ис. 26:19 ; Дан. 12:2 ) находит свое начало в воскресении Иисуса. Теперь наступило время, когда все надежды и упования народа Божьего должны были исполняться. Неудивительно, что эти сверхъестественные явления привели в ужас охрану, состоящую из язычников, но титул Сын Божий для них звучал несколько странно; возможно, они просто запомнили его, сопоставляя со странными намеками (40, 43). В любом случае, как ни мало они поняли во всем происходящем, Матфей стремится убедить своих читателей в том, что это была адекватная реакция на случившееся. И снова язычники смогли увидеть то, что прошло мимо иудеев (ср.: 2:1–12; 8:8–12; 12:41,42; 27:19).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010