И наконец, шестое и последнее. Если случится, что женщина некрасива, то, покрыв лицо, она скроет свои недостатки. И все сочтут ее миловидной, что будет ей очень приятно 70 . Не думайте, что тут какое-то новшество в том, чтобы женщины, выходя из дома, закрывали свое лицо. Это очень древний обычай, которому подчинялись святые и праведные жены праотцов: Авраама, Исаака, Иакова, Иуды и других. В книге Бытия мы читаем, что Фамарь пришла к Иуде с покрывалом на лице, поэтому он не узнал ее. Конечно, она не стала бы этого делать, если бы такого обычая не было (см.: Быт.38:15 ). Сусанна также покрыла лицо свое на суде: «Сусанна была очень нежна и красива лицом, и эти беззаконники приказали открыть лицо ее, так как оно было закрыто, чтобы насытиться красотою ее» ( Дан.13:31–32 ). В наше время такой порядок процветает только у еврейских и оттоманских женщин, которые, выходя из дома и отправляясь в дорогу, покрывают лицо. Разве это не великий стыд, что жены нечестивых и язычников подражают прекрасному и святому обычаю древних праведниц, а жены христиан не хотят подражать ему? Разве это не позор и бесчестие, что не знающие истинной веры и благочестия женщины выходят из дома с покрытым лицом, чтобы не соблазнить мужчин, заглядывающихся на них, а христианки, ничуть не стыдясь, ходят с непокрытым лицом и обнаженной грудью, чтобы совращать и губить души мужчин. Воистину прекрасно сказал божественный Павел, что язычники, не знающие Закона, от природы исполняют правила его. В то же время христианки и Закон знают, и Святое Евангелие, но не хотят исполнять Закон и поступают, как беззаконники. За это и получают более тяжкое, чем язычники, наказание: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, от закона осудятся... ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» ( Рим.2:12–14 ). Здесь я вспомнил еще два дьявольских и сатанинских поступка, которые совершают некоторые женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10). Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счёт: «От Бога отстал – к сатане пристал». К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл. Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (Ис. 28, 16). Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). Искажённое понятие церковнославянского текста: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32, 17), что означает: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею». Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14–16; Исх. 16, 31). Мафусаилов век (долголетие). Мафусал (Мафусаил) – один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5, 27). Мерзость запустения (крайняя степень разорения, грязь). «И на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27). «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24, 15–16). Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – бисер.

http://pravoslavie.ru/46483.html

Неужели же небытие Приведший в бытие не в состоянии воскресить уже существовавшее и опять разрушившееся? Тому, Который сеемую для нас пшеницу, ежегодно истлевающую, оживотворяет, неужели трудно будет воскресить нас самих, для которых и Он восстал? Видишь ли ты, что деревья сейчас в продолжение стольких месяцев стоят без плодов и без листьев, а когда пройдет зима, то все опять как бы из мертвых оживут? Не гораздо ли лучше и удобнее ожить будет нам? Жезл Моисеев по воле Божией превратился в чуждое для него естество змея, а человек, подвергшийся смерти, неужели не придет опять в первобытное состояние? 31 . Не внимай тем, которые говорят, что не восстает тело это, – оно восстает. Свидетельствуют об этом Исаия, говоря: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! ( Ис.26:19 ), и Ангел, с Даниилом разговаривавший: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). Всем людям предстоит воскреснуть, но не для всех одинаково воскресение. Все мы получим тела вечные, но не все одинаковые. Праведные получат для того, чтобы вечно ликовать с Ангелами, а грешные – чтобы вечное терпеть за грехи мучение. О крещении 32 . Потому Господь предварительно, по человеколюбию Своему, дал нам искупление посредством покаяния, чтобы, свергнув с себя большую, или, лучше, всю тяжесть грехов и приняв печать от Святого Духа, сделались мы наследниками жизни вечной. Но прежде достаточно говорил я о покаянии, теперь остается преподать окончательное предуготовительное учение. О Божественном Писании 33 . Так научают нас богодухновенные Писания Ветхого и Нового Заветов. Ибо обоих Заветов един есть Бог, Который явившегося в Новом Завете Христа предвозвещал в Ветхом, Который руководил ко Христу через закон и пророков. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу ( Гал.3:23–24 ). И если когда услышишь, что кто-либо из еретиков хулит закон или пророков, то скажи ему вопреки эти спасительные слова: не пришел Иисус нарушить закон, но исполнить (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Остается нам после крещения переход чрез пустыню, через жизнь, которая совершается в надежде, пока не придем в землю обетования, в землю живых, где Господь — достояние наше, в вечный Иерусалим. Пока не придем сюда, вся эта жизнь — пустыня для нас, одно испытание. Но именем Того, Кто победил мир, все побеждает народ Божий. Как в крещении, подобно врагам, сзади преследующим, потопляются прошедшие грехи наши, так и во время странствования по пути этой жизни, когда мы едим духовную пищу и пьем духовное питие, мы одолеваем всех противников наших. И без сомнения, устрашило врагов нашего странствования имя нашего Владыки. Ведь сначала воспылал гнев язычников к погублению самого имени христианского. Но гнев этот ничего не мог сделать; он обратился в скорбь, и по мере того, как вера стала возрастать и овладевать всем, скорбь более и более обращалась в страх, так что и гордецы этого века, подобно птицам небесным, стали искать убежища защиты под сению того дерева, которое из ничтожнейшего зерна горчичного стало великим (Мф.13:31-32). Так и в песни этой, где воспоминается все, что случилось тогда, как образ, указывается последовательно на гнев, на скорбь и на страх язычников. «Услышали народы, — говорится там, — и трепещут (iratae sunt): ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел» (Исх.15:14-16). Так было, так и теперь бывает. Цепенея от удивления, враги Церкви становятся, как камни, пока мы не достигнем отечества. Те же, которые пытаются противиться, побеждаются ныне знамением креста Господня, как тогда Амаликитяне побеждались, как только Моисей простирал свои руки (Исх.17:8-13). Также и мы вводимся и наслаждаемся на горе Господней, которая из малого камня, виденного Даниилом, выросла и заполнила «всю землю» (Дан.2:34-35). Это и есть уготованное жилище Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Откр.6:3 .  И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. При снятии второй печати также послышался голос, но другого животного и притом, очевидно, менее величественный и сильный. Голос говорил те же самые слова и, конечно, с тем же смыслом. Откр.6:4 .  И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. Иоанн увидал другого коня; он был рыжий или, правильнее, огненный. Если конь вообще обозначает движение, то конь рыжего цвета, напоминающего разрушительное свойство огня и цвет человеческой крови, говорит о губительном значении олицетворяемого движения. Рыжий конь и его всадник с большим мечом обозначают обнаружение вражды и злобы, которые везде и всегда сопровождают на первых порах распространение христианства. По действию всадника на рыжем коне не будет на земле мира. Мир совести, внутреннее спокойствие будут нарушены тем, что у людей не станет уверенности в правильности своих религиозных убеждений. Не станет вместе с этим и спокойствия внешнего, которое будет уничтожено враждою против тех, кто будет виновником нарушения внутреннего мира. Все это и было на земле с началом распространения христианства, когда среди людей обнаружилось много вражды и было пролито много крови, особенно во время гонений против христиан со стороны иудеев и язычников. Но эта история вражды (рыжий конь) к начинающемуся христианству, к христианским прозелитам всегда повторяется ( Мф 10:34 ; Ин.16:2 ) 29 . Откр.6:5 .  И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. Откр.6:6 .  И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс 30 пшеницы за динарий 31 , и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. При снятии третьей печати Иоанн увидал вороного коня. Черный цвет есть цвет скорби и нужды, а потому и символ вороного коня есть символ человеческой нужды, которая, прежде всего, выражается в недостатке питания и голоде. Об этом говорит самый вид всадника. Всадник имел в руках весы. Весы говорят о точности, об отсутствии лишнего и потому весьма удобно напоминают о голоде 32 . Голос, который Иоанн слышал раздающимся среди животных, был голосом Божественным, исходящим от Божьего престола. Первая половина слов Божественного голоса говорит о необыкновенной дороговизне жизни вследствие голода, а вторая указывает на ту роскошь, которой обыкновенно предаются богатые слои общества, эксплуатирующие бедных. В частности, в периоды борьбы христианства с язычеством первые христианские прозелиты среди того или другого языческого общества всегда находились и находятся в сравнительной нужде; более богатое языческое общество обыкновенно утопает в роскоши языческой жизни, христиане же, лишаемые поддержки и сочувствия, должны бывают до крайности ограничивать свои потребности ( Иак 2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Павел ( Рим. 9:25–26 ). Царствование Христа на земле уже исполнилось в Его первом пришествии, как Он Сам о том свидетельствовал на суде у Пилата ( Ин. 18:37 ). Действительно, первые христиане рукоплескали и восклицали Ему от радости, как то описывает 46-й псалом первое Христово пришествие, и до сих пор верные не перестают благодарить Спасителя за Его благодеяния 365 . В полноте славы Он будет царствовать не в течение тысячелетия, но в вечности, после Второго пришествия. Об этом также говорят нам пророки (например, в Дан. 2:44 ). Кроме того, ряд пророчеств говорит нам не о славном Царстве Мессии, а о собирании всех народов в Церковь – гору дома Господня ( Ис. 2:2 , Мих. 4:1 ), хранительницу Нового Завета ( Иер. 31:31–34 ). Непонятен статус Иисуса Христа в постмилленаристском тысячелетнем царстве. Так, Он может находиться на небе и править оттуда, но в таком случае не исполнится существенный признак царства – соцарствование святых со Христом ( Откр. 20:6 ). Прп. Ефрем Сирин , обличая мечтания о тысячелетнем царстве, подчеркивает, что в нем «нет на земле Христа. А если Он не был с ними, то и не соцарствовал» 366 . В Писании нигде нет описания славного Царства без Царя. Если же Христу придется как-то явиться на землю в течение тысячелетия, то, строго говоря, это и будет Второе пришествие. Но главное, конечно,– это недооценка постмилленаристами поврежденности человечества в результате греха. Они забыли слова Христа: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф. 7:13–14 ). Господь обещает Своим ученикам: В мире будете иметь скорбь ( Ин. 16:33 ) и считает их малым стадом ( Лк. 12:32 ). Этому малому стаду во все века противостоит мир, который лежит во зле ( 1Ин. 5:19 ). Истинно верующих апостол называет чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире ( Флп. 2:15 ). Эта непорочность достигается не через нетрудное чтение Евангелия, а через исполнение его в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Поскольку поклонение Ваалу имело несколько вариантов и осуществлялось в разных городах и странах, то для того, чтобы указать какой способ поклонения Ваалу имеется ввиду, называли имя Ваала с добавлением названия места, где находилось его капище (языческий храм, место поклонения). Например, Ваал-Гад, Ваал-Фегор. «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору» ( Чис.25:3 ). Так как различия в поклонении ваалам были незначительны и представляли собой лишь варианты одного и того же служения, то говорили о ваалах во множественном числе. «И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу» ( 1Цар.7:4 ). Изображался Ваал в виде мужчины, похожего на быка, с грубыми чертами лица, с коровьими ушами и рогами на голове. Поклонение Ваалу представляло собой дикие оргии с проявлением животных инстинктов и низких желаний, а также жертвоприношений. «И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу» ( Иер.19:5 ). Культ Ваала начал распространяться в Израиле ещё при жизни Моисея. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их» ( Чис.25:1–2 ). В Израиле возник храм Ваалу. «И пришли все служители Ваала;... и вошли в дом Ваалов» ( 4Цар.10:21 ). И жертвенник ему. «Разрушь жертвенник Ваала» ( Суд.6:25 ). Возникли жрецы этого идола и жертвы всесожжения. «И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня» ( 3Цар.18:26 ). Такими царями как, Ахавом в Израильском царстве, Ахазом и Манасией в Иудейском царстве, культ Ваала был возведен на уровень официальной религии. «Ахав... стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.» ( 3Цар.16,31–32 ). Иезавель, жена Ахава, кормила 450 пророков Ваала и 400 жрецов Астарты. «Четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся со стола Иезавели» ( 3Цар.18:19 ). Жрецы Ваала наводнили страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

При отправлении учеников им было сказано, что они найдут «тотчас ослицу привязанную и молодого осла» (осленка) вместе с нею; пусть ученики отвяжут ослицу и приведут ее с осленком ко Христу. У Марка, Луки и Иоанна ( Ин.12:14 ) говорится только об осленке, причем сообщается, что на него никто не садился. Заметим, что ничего противоречащего другим евангелистам у Матфея здесь нет. Говорят даже, что рассказ Матфея здесь не только подробнее, но и отличается большей точностью, чем у других евангелистов. Но Матфей не упомянул бы, может быть, об ослице, которая была, собственно, не нужна, если бы не привел далее пророчества (стих 4), в данном случае буквально исполнившегося на Христе. Разбор этих событий будет дан ниже. Приводя пророчество, Матфей хотел показать, что события были не случайными, а предсказанными. Иустин («Apologia», I, 32) связывает этот стих с пророчеством книги Бытия ( Быт.49:11 ). В осленке, на которого никто не садился, видят еще «знаменательный символизм», имеющий связь с обычными условиями посвящения Иегове (ср. Числ.19:2 ; Втор.21:3 ). Мф.21:3 .  и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. (Ср. Мк.11:3 ; Лк.19:31 ). Марк и Лука опять говорят об одном осленке. Лука пропускает «и тотчас пошлет их». Если рассказанное в предыдущем стихе может считаться чудом предвидения или зрения на расстоянии, то в рассказанном в 3-м и следующем стихах едва ли возможно предполагать какое-нибудь чудо. Готовность хозяев животных «тотчас» (Матфей и Марк) отпустить их объясняют тем, что хозяева или хозяин не только знали Христа лично, но и находились в числе Его почитателей. Поэтому достаточно было произнести одно только слово «Господь» или «Господь требует», чтобы хозяева тотчас же согласились исполнить требование. Мф.21:4 .  Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Мф.21:5 .  Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. (Ср. Ин.12:15 – почти в той же связи).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С другой стороны, необходимо помнить, что отпущение грехов в таинстве есть акт милосердия, но не неосмысленной жалости. Он дан для духовной пользы человека, «на созидание, а не на разорение» ( 2Кор. 10:8 ). Это налагает великую ответственность на совершителя таинства. Священное Писание говорит о тех случаях или условиях, когда не прощаются грехи. В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем ( Матф. 12:31–32 ). Также говорится о «грехе смертном,» о прощении которого не заповедано даже молиться ( 1Иоан. 5:16 ). Наконец ап. Павел наставляет, что невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему ( Евр. 6:4–6 ). Во всех этих случаях причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: «Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено» (Беседы на еван. Матф.). И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близь Господь сокрушенным сердцем ( Пс. 33 ).» Позволение и даже прямое требование повторять покаяние ясно из слов Евангелия: На небесах более радости будет об одном грешнике кающимся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк. 15:7 ). В откровении ап. Иоанна Богослова читаем: Ангелу Ефеской церкви напиши... Иду к тебе скоро и сдвину с места светильник твой, если не покаешься (Ап. 2:1–5). Епитимии

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Такое воскресение есть первое по отношению к будущему, всеобщему воскресению, которое «будет в конце века и будет воскресением не душ, а тел». Отсюда понятно, что участвовать в первом воскресении могут одни праведники, так как грешники, укрепившись во зле и находясь вне единения с Богом, не способны возродиться духовво. Поэтому ап. Иоанн и говорит, что в первое воскресение ожили и царствуют со Христом только святые и не поклонившиеся зверю, прежде же из умерших не ожили, несмотря на предоставленную им возможность, и что блажен и свят тот, кто участвует в этом воскресении. – Что касается второй смерти, называемой так в отличие от телесной – первой, то под ней, по мнению толковников, разумеется смерть духовная, лишение истинной, блаженной жизни. Она начинается еще здесь, на земле, когда люди умирают нераскаянно, в «грехах к смерти» ( Ин. 5:16 ) и в «хуле на Духа Св.» ( Мф. 12:31–32 ), а окончательно наступит тогда, когда будет произведен последний всеобщий суд над миром и грешники будут совершенно отвергнуты от лица Божия и подвергнуты вечному мучению. 711 А что эти мучения будут, видно из многих мест Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Так, прор. Исайя говорит о грешниках: «червь их не умрет и огонь их не угаснет» (66:24), а прор. Даниил, говоря о последних днях мира и участи грешных, замечает: «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). Сам Спаситель свидетельствует, что грешники услышат такой грозный приговор на страшном суде: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... ( Мф. 25:41,46 . сн. 18:8; Мк. 9:43 – 48 ). Ап. Павел также учит, что противящиеся Евангелию Христову подвергнутся «вечной погибели от лица Господа» ( 2Фес. 2:9 ), ап. Иуда – что наглым ругателям «блюдется мрак тьмы навеки» ( Иуд. 13 ст.). В Откровении говорится, что все перешедшие на сторону диавола «будут мучимы в огне и сере... дым мучения их будет восходить вовеки веков» (14:10,11; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010