Бог говорит: «Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» ( «се нарекох именем Веселеила, ...от племене Иудина, и наполних его духом Божиим, духом премудрости, ...смышления, и ведения») ( Исх. 31:2–3 ). Духом мудрости – чтобы советовал делавшим скинию, так ли им строить, или иначе. Духом разумения ( «смышления») – чтобы привел все в стройный порядок. Духом ведения – чтобы уразумел, какую имеет силу то, что говорится Богом. В другом случае Бог обещает сообщить благодать человеколюбия и говорит: «излию на дом Давидов... дух благодати и щедрот» ( Зах. 12:10 ), то есть, дар человеколюбия. В свою очередь, сообщается благодатный дар смиренномудрия. Откуда это ясно? Три отрока в пещи, будучи праведными, попрали пламень, но, как смиренномудрые, называли себя грешными. Они попрали пламень, благодаря преизбытку своей праведности, и печь превратили в росу. Однако не возгордились и не сказали: «О, сколь велика наша праведность! Мы победили естество, превзошли закон»! Но поступают, как праведники, и говорят, как грешники. В самом деле, размысли. Они попирали пламень, ликовали, как святые, и говорили о себе, как о грешниках: «Согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было» ( Дан. 3:29–30 ). Поэтому, так как, будучи праведными, они уничижали себя, то и получили духа смирения, благодатный дар смиренномудрия. Как таковые, увидев проявление благодати, они говорят: «Нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою» ( Дан. 3:38–39 ). Итак, вследствие того, что не имеем ни города, ни храма, ни алтаря, ни фимиама, вместо всего этого для нас будет достаточно смиренномудрия. Поэтому они говорят: «Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В. Почему мы поклоняемся Ангелам и Угодникам Божиим? О. Потому что с самых древних времен было это поклонение. В Библии рассказывается, что Лот поклонился Ангелам ( Быт.19:1 ), Иисус Навин ( Нав.5:14–15 ) и прор. Даниил ( Дан.10:9 ), ( Дан.10:15 ) поклонился Ангелам Божиим. – Точно также ученики пророческие поклонились прор. Елисею ( 4Цар.2:15 ), и страж темничный поклонился до земли Ап. Павлу и Силе ( Деян.16:29 ). В. Поклонялись ли умершим угодникам? О. Поклонялись и поклоняются. Царь Саул поклонился прор. Самуилу, вышедшему из земли ( 1Цар.28:14 ). 31. Просьба молитвы III В. Почему мы просим св. Ангелов и Угодников Божиих молиться о нас? О. Потому, что Апостолы заповедовали взаимную молитву и даже сами просили у христиан молитв о них. «Молитесь друг за друга», пишет Ап. Иаков ( Иак.5:16 ). И Ап. Павел пишет: «молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 ) и сам говорит, – «не перестаем молиться о вас», т. е. о христианах ( Кол.1:9 ). В. Почему же мы преимущественно просим Угодников Божиих молиться о нас? О. Потому, что «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Праведников Бог услышит скорее, посему мы и просим св. Ангелов и Угодников молиться о нас. В. Молятся ли действительно Ангелы и Угодники Божии о живущих на земле? О. Молятся постоянно. Некогда Ангел молился об Иерусалиме: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу говорившему со мною, свидетельствует пророк, изрек Господь слова утешительные» ( Зах.1:12 ). В Св. Писании передается также о молитвах всех святых, что эти молитвы возносятся к Богу, как фимиам. В Откровении читаем: «и пришел иный Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было множество фимиама, чтобы он, с молитвою всех святых , возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Богом ( Откр.8:3–4 ). О молитвах Угодников Божиих праведный Иуда Маккавей видел такое видение: «он видел Онию – бывшего первосвященника, – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2Макк.15:12–14). 32. О молитвах за умерших

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В состоянии ты присовокупить души слушающих? Делай это рачительно. Много дверей к доброй распорядительности. Только бы никто из нас не был осужден и отринут, только бы с дерзновением нам встретить вечного Царя Христа, царствующего во веки. Ибо во веки царствует Тот, Кто судит живых и мертвых, Сам умерши за живых и за мертвых. И как говорит Павел, «ибо Христос для того и умер и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми» ( Рим. 14:9 ). 27. И если услышишь когда утверждающего, что царство Христово имеет конец, то возненавидь ересь сию. Это – новая глава змия, недавно возникшая в Галатии. Некто осмелился сказать, что Христос не будет царствовать по кончине мира; осмелился говорить, что исшедшее от Отца Слово, разрешившись опять в Отца, уже не будет. Такую хулу изрыгал он на гибель себе, ибо не внимал тому, что говорит Господь: «Сын пребывает во веки» ( Иоан. 8:35 ); не внимал тому, что говорит Гавриил: «И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лук. 1:33 ). Вникни в сказанное: еретики учат ныне вопреки Христу. И Гавриил Архангел учил о вечном пребывании Спасителя. Поэтому, кому более поверишь? Не Гавриилу ли? Выслушай предложенное ныне свидетельство Даниилово: «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого денми и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет и царство Его не разрушится» ( Дан. 7, 13. 14 ). Этого более держись, этому веруй; еретические же учения отринь, потому что о нескончаемом царстве Христовом слышал ты самые ясные свидетельства. 28. Подобно этому свидетельство имеешь в истолковании того Камня, Который без рук отсекся от горы, и есть Христос по плоти. «И царство это не будет передано другому народу» (Дан. 2:44). И Давид в одном месте говорит: «престол Твой, Боже, во век» ( Пс. 44:7 ), а в другом: «В начале Ты (Господи) основал землю» ( Пс. 101:26 ); и потом: «они погибнут, а Ты пребудешь» (27); и далее: «но Ты – тот же, и лета Твоя не кончатся» ( Пс. 101:28 ). Слова эти Павел толкует о Сыне. 29. И хочешь ли знать, что довело до такого безумия учащих противному? Худо читали они прекрасно написанное у Апостола: «ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( I Kop. 15:25 ). И вот говорят, когда положены будут враги под ноги Его, не будет уже Он царствовать. Но говорят это худо и несмысленно. Ибо царствующий, пока не поборол врагов, не тем ли более будет царствовать по преодолении врагов?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

далее, в конце коммент. к гл. 18). 9–11 Двойственная природа этого образа выражена в ст. 9 с позиций конкретного отождествления: семь голов зверя суть семь гор, на которых сидит жена, то есть речь идет о Риме, «городе семи холмов». Рим играл роль «матери блудниц». Но семь голов представляют также и семь царей. Независимо от того, что означало число семь для других авторов, для Иоанна оно было символом полноты. Соответственно, пять пали означает, что большинство пришло и ушло; один есть относится к тогдашнему правителю; другой (т. е. седьмой) еще не пришел, но когда придет, не долго ему быть, поскольку конец времени близок (1:3). После своего ухода зверь проявит себя во всей силе в восьмом царе, который будет не из числа новых, потому что он был в числе семи, то есть Нерон; но его не нужно бояться, потому что он пойдет в погибель, иными словами, его ждет судьба, уготованная каждому чудищу, противостоящему Богу. 12–14 Десять рогов в соответствии с Дан. 7:7 интерпретируются как десять царей. В видении Даниила они предшествуют силе, противостоящей Богу (некоторые из них будут подавлены этой силой; Дан. 7:24 ), но в видении Иоанна образуют коалицию с антихристом, правителями союзных государств или провинций. Но они еще не получили царства, а когда получат власть вместе со зверем, продержат ее недолго, на один час. На столь короткое время им дозволено будет проявить свою ярость! Их война с Агнцем бесперспективна, потому что Он есть Господь господствующих и Царь царей, в том числе царей антихриста; а Его званые и избранные и верные разделят с ним победу (ср.: обетования побеждающим в гл. 2–3). 15–18 Хотя воды Вавилона буквально взяты из пророчества Иеремии ( Иер. 51:13 ; см. коммент. к ст. 1), Иоанн рассматривает их как символ народов, которыми управляет город антихриста. Вернувшийся антихрист со своими союзниками возненавидит блудницу, и они разорят ее (язык ст. 16 заимствован из описания Иезекиилем наказания Израиля; Иез. 23:25–29 ). Не дается объяснения, почему правитель антихриста направляет свои силы против города антихриста. В отношении Нерона люди ожидали, что император восстанет, чтобы сокрушить империю, из данной же главы и ст. 13 вытекает, что он будет властвовать над империей и тем самым яростно бороться против деяний Бога. Но Бог положил им на сердце исполнить волю Его. Приспешники сатаны исполняют волю Бога. Зло будет уничтожено злом и пожнет свою жатву. Антихрист и его союзники, как и дьявол, которому они служат, находятся в руках Божьих, доколе не исполнятся слова Божий. 18 Инкогнито женщины теперь полностью раскрыто, по крайней мере, насколько это позволяет апокалиптическая модель, а для читателей Иоанна достаточно знать, о ком он ведет речь: она есть великий город, царствующий над земными царями, то есть во времена Иоанна это был Рим, блудница мира. (О значении такого толкования для современных христиан см. коммент. об антихристианском царстве в конце гл. 18.) 18:1–24 Погребальная песнь Вавилону

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Домостроительство Духа имеет этапы постепенного раскрытия в истории. В Послании к Ефесянам Апостол пишет: В Нем и вы, услышав слово истины и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом (Еф 1:13). Этой отсылкой к ветхозаветным обетованиям показывается, что Дух, хотя и действовал в мире до пришествия Христа (говоря через пророков), но преизобильное явление Его человечеству, как это произошло в Церкви, стало возможным только после пришествия в мир Христа. Это явление Духа было, согласно апостолу Павлу, обетовано в Ветхом Завете как нечто грядущее, то есть еще не имеющее места быть. Таким образом, мы видим разделение домостроительства Духа как минимум на два этапа: до и после Христа. О действии Его в мире до пришествия Христа говорится лишь то, что Лицо Духа Святого есть автор Ветхозаветных писаний: о сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано (Евр 10:15) 65 ; что же касается второго этапа, то здесь указывается, что Духом Святым верующие запечатлены в день искупления (Еф 4:30), то есть схождение и обитание Духа Святого в них стало возможным благодаря подвигу Иисуса Христа, в Котором исполнились обетования и Дух был дан верующим. Подателем Духа является Бог-Отец: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его (Еф 1:17, также см. 1 Фес 4:8; Гал 3:5). Используя различные выражения, апостол Павел утверждает, что Дух дан верующим. Посредством дарования Духа осуществляется духовное единение между Христом и верующим. Другими словами, действие Святого Духа есть проявление любви Божией, или Его спасающая интенция. Апостол утверждает: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога (1 Кор 2:12); в выражении ™k тоа Qeoa употреблена конструкция, отличная от par¦ тоа PamrXj в Ин 15:26, видимо, потому, что апостол Павел говорит о домостроительном посланничестве, в то время как у апостола Иоанна речь идет о вечной внутритроичной реальности. В двойном предостережении Апостола не оскорблять Духа Святого (Еф 4:30 и Евр 10:29) видится очевидный параллелизм синоптическому есликто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек (Мк 3:29; ср. Мф 12:32; Лк 12:10). Для апостола Павла это также крайний грех, подлежащий тягчайшему наказанию, но если выражение Господа относится к неверующим хулителям, то речь святого Апостола в обоих случаях относится к тем, кто, уверовав и получив благодать Святого Духа, предал Его, обратившись ко греху.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Домостроительство Духа имеет этапы постепенного раскрытия в истории. В послании к Ефесянам апостол пишет: В Нем и вы, услышав слово истины... и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом (Еф 1:13). Этой отсылкой к ветхозаветным обетованиям показывается, что Дух, хотя и действовал в мире до пришествия Христа (говоря через пророков), но преизобильное явление Его человечеству, как это произошло на Церкви, стало возможным только после пришествия в мир Христа. Это явление Духа было, согласно апостолу Павлу, обетовано в Ветхом Завете как нечто грядущее, то есть, еще не имеющее места быть. Таким образом, мы видим разделение домостроительства Духа как минимум на два этапа: до и после Христа. О действии Его в мире до пришествия Христа говорится лишь то, что Лицо Духа Святого есть автор Ветхозаветных писаний: [о сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: (Евр 10:15) ; что же касается второго этапа, то здесь указывается, что Духом Святым верующие запечатлены в день искупления (Еф 4:30), то есть, схождение и обитание Духа Святого в них стало возможным благодаря подвигу Иисуса Христа, в Котором исполнились обетования и Дух был дан верующим. Подателем Духа является Бог-Отец: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его (Еф 1:17 также см. 1Фес 4:8; Гал 3:5). Используя различные выражения, апостол Павел утверждает, что Дух дан верующим. Посредством дарования Духа осуществляется духовное единение между Христом и верующим. Другими словами, действие Святого Духа есть проявление любви Божией или Его спасающая интенция. Апостол утверждает: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога (1Кор 2:12); в выражении ek tou Theou употреблена конструкция, отличная от para tou Patros в Ин 15:26, видимо, потому, что апостол Павел говорит о домостроительном посланничестве, в то время как у апостола Иоанна речь идет о вечной внутритроичной реальности. В двойном предостережении апостола не оскорблять Духа Святого (Еф 4:30 и Евр 10:29) видится очевидный параллелизм синоптическому если кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек (Мк 3:29; Мф 12:32; Лк 12:10). Для апостола Павла это также крайний грех, подлежащий тягчайшему наказанию, но если выражение Господа относится к неверующим хулителям, то речь святого апостола в обоих случаях относится к тем, кто, уверовав и получив благодать Святого Духа, предал Его, обратившись ко греху.

http://pravoslavie.ru/1519.html

Здесь кое-кто может наивно вступиться: «Но все же все три религии имеют нечто единое: все три исповедуют Бога Отца!« Но с точки зрения святой православной веры это нелепость. Мы всегда произносим: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице». Как мы можем разделять Отца и Сына, когда Иисус Христос утверждает:  Я и Отец — одно  (Ин. X, 30); и св. Иоанн — апостол, евангелист, богослов, апостол любви — ясно говорит:  Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца  (1 Ин. II, 23). Но если бы и все три религии называли Бога Отцом: кому же Он истинный Отец? Для евреев и мусульман Он Отец людей в плане творения; а для нас, христиан, Он Отец Господа нашего Иисуса Христа через усыновление (Еф. I, 4–5) в плане искупления. Какое же тогда сходство между Божественным отцовством в христианстве и в других религиях? Другие могут сказать: «Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога». Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании:  И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли  (Быт. XVIII, 1–2). В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда мы украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда мы прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь:  Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался  (Ин. VIII, 56). Такова же была и вера пророка царя Давида, который слышал, как Небесный Царь говорит о Своем Единородном Сыне:  Сказал Господь Господу моему  (Пс. CIX, 1; Деян. II, 34). Такова же была и вера трех отроков в пещи огненной, откуда они были спасены Сыном Божиим (Дан. III, 25); и святого пророка Даниила, который имел видение двойной природы Иисуса Христа в таинстве воплощения, когда Сын Человеческий пришел к Ветхому днями (Дан. VII, 13). Вот почему Господь, обращаясь к потомству Авраама (биологически неоспоримому), говорит:  если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы  (Ин. VIII, 39), а дела эти в том,  чтобы... веровали в Того, Кого Он послал  (Ин. VI, 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, поражавший тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. Столь же опасен, как и летучий дракон, известный из древней басни огненного цвета змей, который, согласно народным верованиям, живет в пустыне. Всякие пустынные монстры («аспиды и летучие змеи») упоминаются в Ис.30:6 (ср. Числ.21:6 ; Втор.8:15 ). Семиглавые драконы частенько появляются в древней мифологии, например в Вавилонской. Упоминается он и в различных апокрифических сочинениях. Так, в Одах Соломона (22:5) Христос благодарит Бога за то, что Он дал Ему силу победить семиглавого дракона из ада и освободить людей из его лап: «Он, моими руками свергнувший дракона семиглавого и поставивший Меня на корни его, дабы сокрушил Я семя его». Апокрифические Оды Соломона, описания которых опираются на Ис.14:29 , подчеркивают огромную силу дракона, которую может сокрушить только Христос. Семь диадим, то есть корон, как и десять рогов, подчеркивают полноту власти сатанинского зверя (ср. Дан.7:7 : «Видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него»). Число 10 означает большое, но ограниченное число. Это число всегда отмечает полноту власти, присущей только безбожным силам (ср. Откр.13:1 ; Откр.17:3,7,12,16 ; Откр.2:10 ). В своем описании дракона Иоанн имеет в виду ту земную власть, которая предоставляет себя в распоряжение дракона-сатаны, как его орудие на земле. В главе 13 эта власть Римской империи будет символизирована и подробно обрисована в фигуре зверя из моря, порождения дракона. У него, как и у дракона, тоже семь голов и десять рогов. Жена и дракон противостоят друг другу. Один образ – в небесной славе и просветленной природе. Другой образ заранее указывает на то, какой губительной властью и силой станет его орудие на земле – Римское государство. Дело дракона не творческое, но разрушительное. Доказательством этому служит его действие: «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и бросил их на землю» (J2:4a). Это напоминает о пророчестве Даниила ( Дан.8:10 ), где о «маленьком роге» говорится так: «И вознесся он до воицства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их». Согласно Откр.6:13 (шестая печать) и Откр.8:10–12 (третья труба) падение звезд – знамение наступления последних времен (ср. также Мк.13:25 ). В действиях дракона обнаруживается гордыня того, кто хочет уподобиться Богу. Но в отличие от Бога он не в состоянии даровать уверенность и надежду, но способен лишь нагнать страха и смятения. Однако, несмотря на весь свой блеск и силу, дракон обречен. Это ясно из того, что он – фигура, уступающая жене, слабее ее – не может осуществить свой коварный замысел «пожрать ее младенца».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Очи Господни на праведные, и уши его в молитве их: лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли помять их. Воззваша праведнии и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их ( Пс. 33:16–19 ). Милость Господня от века и до века на боящихся его: и правда его на сынех сынов, хранящих завет его, и помнящих заповеди Его творити я ( Пс.102:17–18 ). И апостол Павел говорит «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ). Промышляя в частности о человеке, Господь промышляет вообще о всем роде человеческом. Он устрояет царства, возвышает или смиряет народы. Сам поставляет царей над народами. Владеет Вышний царством человеческим, и ему же восхощет дастъ е ( Дан.4:22,29 ), той поставляет цари и преставляет ( Дан.2:21 ), говорится в слове Божием. Итак, по свидетельству слова Божия, Бог, сотворивши мир, не оставил его, а продолжает заботиться о нем, дает жизнь и все необходимое для жизни тварям и человеку. Однако, братие, этот промысл Божий о человеке не дает права ленивым людям ничего не делать для своего сохранения. Сам Бог в четвертой заповеди говорит: шесть дней делай и сотвори в них вся дела твоя. Апостол Павел завещал пастве своей, говоря: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Слышим, что некоторые у вас поступают безчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» ( 2Сол. 3:10–12 ). Точно также и народная мудрость выразила необходимость труда при надежде на Бога в известной пословице: «на Бога надейся, а сам не плошай». Каждого из нас Господь одарил различными силами и способностями. Это есть дело промысла Божия. Господь наделил ими нас для того, чтобы мы употребляли их в пользе своей и ближних своих и в славе Создателя и Промыслителя нашего. Исполняющий трудолюбиво и свято дело свое, какое бы оно ни было, содействует таким образом промыслу Божию. – С другой стороны, братие, надеясь на промысл Божий, мы не должны подвергать себя намеренно и безрассудно каким-либо опасностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Семени для Благословенного Потомка, Спасителя мира. В древней всемирной истории, или в Ветхом Завете еврейский народ является, – по свидетельству Св. Писания, – народом- «первенцем», хранителем истины и носителем в чреслах своих Св. Семени, народом-священником и царственным священством, взятым Богом в чрезвычайный удел Себе, однако в самом призвании еврейского народа, свидетельствовавшем, без сомнения, о высоком нравственном его достоинстве, указывалась Богом и цель его служения миру – благословение всех народов земли в Семени Авраама ( Быт.22:18 ), ибо от иудеев должно изойти спасение миру ( Ин.4:22 ), говорит Сам Иисус Христос, Спаситель мира. Следовательно, не мир существовал для иудея, а иудей для мира: «Не для одних иудеев, – говорит Афанасий Великий , – дан был закон, не для одних иудеев посылаемы были пророки; но, хотя посылались они к иудеям и терпели они от иудеев, однако ж для всей вселенной служили священным училищем к познанию Бога и к устроению духовной жизни» (Догм. Бог. пр. Макар. 1131). Поэтому миродержавная десница Божия в судьбах и в истории всего языческого мира явлена не менее, как и в истории еврейского народа. «Возвеселись, неплодная, нерождающая, – говорит Господь о всем языческом мире, о дщери Своей язычествующей, – воскликни и возгласи, немучившаяся родами. Не бойся, ибо не будешь посрамлена; не смущайся, ибо не будешь в поругании». «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, и Искупитель Твой – Святый Израилев; Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» ( Ис.54:1, 5–7 ). По свидетельству Св. Писания Бог во всем мире являл и являет Себя верховным державством: Он есть мироправящий Царь «всей земли» ( Пс.46:3–8, 94:3 ); Он царствует над народами ( Пс.46:9 ); обладает ими ( Пс. 21:29 ); «могуществом Своим владычествует Он вечно: очи Его зрят на народы, – да не возносятся мятежники» ( Пс.65:7 ); «судит народами праведно и управляет на земле племенами» ( Пс.66:5 ); Он «поставляет царей» ( Дан.2:21 ), каждому народу дает вождя ( Сир.17:14 ), дает народоправителю «державу и силу» ( Прем.6:4 ), «венчает его славою и честию» ( Пс.8:6 ), и вообще, следовательно, через царей земных, через вождей народа и через народоправителей управляет царствами, племенами и народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010