Св. Архистратиже Божий Михаил, победитель всем страстям моим. Св. Архангеле Гаврииле, – вестниче Божий, возвести мне час смерти моей. Св. Архангеле Рафаиле, – целителю, исцели болезни мои телесныя и душевныя. Св. Архангеле Урииле, – просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя. Св. Архангеле Салафииле, – молитвенниче Божий, моли Бога о мне грешном и внуши мне благие помыслы, возносящие душу к Богу. Св. Архангеле Иегудииле, – славителю, прослави меня добрыми делами. Св. Архангеле Варахииле, – благословителю, благослови всю мою жизнь провождать в душевном спасении. Св. Архангелы, Ангелы, Началы, Престолы, Господства, Серафимы, Херувимы, Силы, Власти – молите Бога о мне грешном. Архангел Михаил – Архистратиг Небесных Сил – обладает беспримерною силою Божиею ( Дан.10:13, 21 ; Откр.12:7–9 ). Архангел Гавриил – вестник силы и тайн Божиих ( Дан.8:16, 9:21–22 ; Лук.1:5–38 ). Архангел Рафаил – врач недугов человеческих ( Тов.3:16, 12:15 ). Архангел Уриил – сияние света Божественного ( 3Езд.4:1, 5:20, 10:28 ). Архангел Салафииле – Божий молитвенник за людей ( 3Езд.5:16 ). Архангел Варахиил – податель Божьего благословения ( Тов.12:15 ). Архангел Иегудиил – славитель Божий (Святитель Димитрий Ростовский , за 8 ноября). Раздел II. Пастырское служение архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Архимандрит Филарет (Кольцов) Глава 1. Пастырство и старчество Особенности пастырского служения, его основные задачи «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим.4:12 ) Начало ветхозаветному священству положено словами Господа: «Приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыны его от сынов Израилевых, да священствуют Мне» ( Исх.28:1–3 ). Началом же священства новозаветного стало служение Истинного Пастыря Господа Иисуса Христа, это служение восприняли по Сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы Апостолы, от них передается оно избранным достойным преемникам по сей день, не по рождению, в отличие от ветхозаветного, но благодатью Святого Духа, нисходящей в таинстве Священства: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова... И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф.4:7, 11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Глава 2 1–41. Двенадцать сыновей Иакова и потомство Иуды. 42–55 . Три линии потомков Халева. С начала второй главы и до девятой излагаются родословные таблицы двенадцати израильских колен. Прежде всего исчисляется поколение Иуды, каковая генеалогия занимает ( 1Пар.2 ) и ( 1Пар.4 ). Из пяти ближайших потомков Иуды – трех сыновей и двух внуков, родоначальников колена этого имени, автор останавливается лишь на поколении Зары ( 1Пар.2:6–8 ), Есрома ( 1Пар.2:9–55,3:1 ) и Шелы ( 1Пар.4:21–23 ); род Хамула (сына Фареса) совсем опущен, а о потомстве Фареса сказано при изложении генеалогии линии Есрама. Эта последняя исчисляется с особенною подробностью; к ней принадлежит перечисляемый в ( 1Пар.3 ) ряд потомков Давида послепленного времени, а равным образом значительная часть родословий ( 1Пар.4:1–23 ), служащих дополнением к ( 1Пар.2:9–55 ). 1Пар.2:1 .  Вот сыновья Израиля: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, 1Пар.2:2 .  Дан, Иосиф, Вениамин, Неффалим, Гад и Асир. От ( Быт.35:23–26 ) настоящий список сыновей Иакова отличается лишь непонятным отделением Дана от его брата Неффалима – между ними вставлены дети Рахили. В объяснение этого указывают обыкновенно на то, что Дан, рожденный служанкою Рахили Валлою, был усыновлен ею ( Быт.30:3,6 ), а потому в качестве ее сына исчисляется перед ее собственными детьми. Но если бы подобное объяснение было правильно, то и второй сын от Валлы Неффалим был бы упомянут по тем же соображениям ( Быт.35:8 ) вслед за Даном. 1Пар.2:3 .  Сыновья Иуды: Ир, Онан и Силом, – трое родились у него от дочери Шуевой, Хананеянки. И был Ир, первенец Иудин, не благоугоден в очах Господа, и Он умертвил его. 1Пар.2:4 .  И Фамарь, невестка его, родила ему Фареса и Зару. Всех сыновей у Иуды было пятеро. Сыновья Иуды исчисляются в том же порядке, что и в ( Быт.46:12 ); на кн. Бытия, как на прямой источник указывает и замечание об Ире, буквально повторяющее выражение ( Быт.38:7 ). 1Пар.2:5 .  Сыновья Фареса: Есром и Хамул. Ср. Быт.46:12 ; Чис.26:21 . 1Пар.2:6 .  Сыновья Зары: Зимри, Ефан, Еман, Халкол и Дара; всех их пятеро.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ангелы Божье творение не исчерпывается всем видимым, существует также и невидимый мир, который Библия иногда называет «небеса», а иногда – «превыше небес». Хотя этот невидимый тварный мир – чисто духовен и его нельзя обнаружить ни на одной карте материальных пространств, это ничуть не делает его менее реальным. Просто невидимое творение существует иначе, чем видимая материальная вселенная, и оно, конечно, отлично и от нетварного бытия Самого Бога. В Библии явления бесплотных сил обычно описываются в физических образах («шестокрылатые, многоочитые» или «в виде человеческом»), но мы должны понимать, что это только символические описания, – на самом деле они, по своей природе и по определению не имеют физических свойств. Ангелы (что значить «вестники»), строго говоря, являются только одним чином небесных или бесплотных сил невидимого мира. Всего же существует девять чинов бесплотных сил: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, господства, престолы, херувимы и серафимы . Последние, согласно описаниям, непрестанно поют славу Богу: «Свят! Свят! Свят!» ( Ис.6:3 , Откр.4:8 ). Чины, находящиеся в середине приведенного выше иерархического порядка, очень мало знакомы людям, а ангелы и архангелы известны как активные работники, воины против духовного зла и посланники Ягве в этот мир. В различных видах они приходят к людям на протяжении всей истории человечества, являя силу и присутствие Божье. Самые известные из них: Гавриил (чьё имя означает «Муж Божий»), принесший добрую весть Рождества Христова ( Дан.8:16, 9:21 , Лк.1:19, 26 ), и Михаил (имя которого означает «Кто как Бог») – начальник духовных воинств Божьих Дан.1:13, 12:1 ; Иуд.1:9 ; Откр.12:7 ). Злые духи Кроме ангелов, исполняющих волю Божью, существуют также духовные силы, восставшие против Него и творящие зло. Об их существовании свидетельствуют как Писания, так и жития святых. Они называются «демонами» или «дьяволами» (что значит «разрывающие» или «разрушающие»). «Сатана» (что значит «враг» или «противник») является собственным именем дьявола, вождя злых духов. Он – падший бесплотный дух, ангел, который был сотворен Богом для Своего служения и хвалы. Вместе с дьяволом полчища тёмных ангельских сил восстают против благости Божьей и стараются извратить и уничтожить Его творение.Как упал ты с неба, денница, сын зари! ( Ис.14:12 )…и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. ( Иуд.1:6 )И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. ( Откр.12:9 ) Человек

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Зах.9:14 ). Прежде чем ангелы начинают трубить ( Откр.8:6 ), сообщается еще об одном важном событии на небе. Появляется еще один Ангел с золотой кадильницей, которую он затем разжигает на золотом жертвеннике перед престолом. Вместе с фимиамом к престолу возносятся молитвы святых, то есть верующих. Такое молитвенное посредничество Ангела известно уже из Ветхого Завета (Рафаил в Тов.12:15 ; Михаил в Дан.10:21 ; Дан.12:1 ; Откр.5:8 ). О содержании молитв прямо не сообщается. Судя по контексту, это молитвы притесняемых на земле христиан. Они, как и души убиенных мучеников на небе ( Откр.6:9–11 ), просят Бога о том, чтобы Он скорее осуществил свое царство и правосудие. Это подтверждается воздействием молитвы. Бог слышит ее. И тогда Ангел с жертвенника, на котором перед этим приносился в жертву фимиам вместе с молитвами христиан, берет огненный жар, то есть угли, наполняет ими кадильницу и повергает этот «огонь» на землю. Образ углей, бросаемых на землю, восходит к пророчеству Иезекииля. Там некоему ангелу отдается приказ бросить на обремененный грехами Иерусалим горящие угли с жертвенника: «Возьми полные пригоршни горящих угольев между… и брось на город» ( Иез.10:2 ). Низвержение огня и пламени – символ проявления гнева Божьего ( Мф.3:10–12 ; 2Фес.1:8 ) и образ грядущих катастроф как предвестий Последнего суда. Раздаются «голоса и громы», появляются молнии и происходят землетрясения – ветхозаветные образы теофании, богоявления. После этого говорится, что семь ангелов приготовились трубить в свои трубы. Звуки труб вызывают дальнейшие «казни». Они затрагивают только грешников и не приносят вреда верным христианам, чьи молитвы как раз и исполняются с наступлением этих «казней». б) Первые четыре трубы: природные катастрофы ( Откр.8:7–13 ) 7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. 8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, 9 и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Что такое в целом Закон Христа? – Это новый, последний, или внутренний, закон Божий и, следовательно, самый совершенный и единственный спасительный Божественный закон. Почему Господь Бог не дал такой Завет через Моисея? – По той же причине, по какой и мы учим детей, что делать можно, а чего нельзя, уча их азбуке правильного поведения, не стараясь объяснить детям скрытые мотивы верных поступков. Апостол Павел так объясняет это: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах» ( 1Кор.3:1–2 ). В чем различие внешнего Закона, данного через Моисея, и внутреннего закона, данного через Иисуса Христа? – Закон Моисея дан как подготовительный Закон для одного малого пасомого народа, а Закон Иисуса Христа дан всем народам земли, которые связаны между собой в единую духовную семью Божию бесценной Кровью Самого Христа. 5.1. Две величайшие заповеди Нового Завета Какие две величайшие заповеди Христа есть в Новом Завете? – Первая заповедь Нового Завета: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею ( Мк.12:30 ). И вторая заповедь, подобная первой: Возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мк.12:31 ). Что сказал Иисус Христос о значении этих заповедей Нового Завета? – Иисус Христос сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:40 ), а также подтвердил, что важнее этих заповедей нет ничего: «Иной большей сих заповеди нет» ( Мк.12:31 ). Значит ли это, что десять заповедей Ветхого Завета утратили свое значение после провозглашения этих двух заповедей Нового Завета? – Нет. Это означает лишь, что заповеди о любви к Богу и к ближнему сделали Ветхий Завет более совершенным. Это подтвердил апостол Павел, сказав: «Любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ). Другими словами, любовь превыше заповедей и запретов, ибо она обуздывает сильнее ,чем требуется и творит больше, чем ожидается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Основанием для подобного сожаления является соображение, что смерть лучше жизни, пребывание в могиле предпочтительнее пребывания на земле. Могила – место полного успокоения, прекращения духовных и физических страданий. В ней успокаиваются цари и князья, из которых первые утруждали себя на земле заботами о заселении опустошенных местностей – пустыней (евр. «харабот» ­­ развалины. Ср. Ис 44:26, 58:12 ; Иез 36.10 ), вторые – собиранием сокровищ (ст. 14–15). В могиле конец жестокостям одних и страданиям других: в ней находят покой и несшие на земле непосильные труды, и не видавшие света узники темницы, и рабы, жизнь которых – один беспрерывный труд ( Иов 7.2 ). Иов.3:20 .  На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, Иов.3:21 .  которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, Иов.3:22 .  обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? Иов.3:23 .  На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? Лично для Иова смерть желательна потому, что избавила бы от мучительного состояния – утраты понимания смысла жизни. Жизнь есть время возможных для человека радостей: «свет сладок» ( Еккл 11.7 ); но эта сладость не доступна для него, огорченного душою; жить и пользоваться жизнью он не может. Для чего же продолжать существование? Некоторым облегчением в современном горестном положении могло бы служить для Иова знание причины постигших его страданий; но это скрыто от него, он находится во мраке неведения (ст. 23). Иов.3:24 .  Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода, Пораженный болезнью, утративший смысл жизни, Иов испытывает состояние душевного смятения, выражением которого являются постоянные вздохи и стоны. Иов.3:25 .  ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. К этому смятению присоединяется еще что-то ужасное, чего он страшится и от чего не может избавиться. В данном случае Иов намекает, быть может, на те кошмары, о которых говорит ниже ( Иов 7.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Могуществу Царя-Еммануила, по пророчеству Исаии, нет предела ( Ис.9:7 ). И владычество Его (Мессии), говорит пр. Захария, будет от моря до моря и от реки до концов земли ( Зах.9:10 ). Цари и князья Ему поклонятся ( Ис.49:7 ). Ему (сыну человеческому) дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан.7:13–14 ). Он будет судить народы по Своему всеведенью ( Ис.11:2–3 ; Зах.11:5–7 ), будет их всех переплавлять и очищать, как серебро и золото, будет для них как огонь и щелок ( Мал.3:1–3 ). Народы и царства, которые не захотят Ему служить, погибнуть и совершенно истребятся ( Ис.60:10–12 ). Царство Мессии во веки не разрушится, и не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно ( Дан.2:44 ). Для членов царства Мессии – для народа Божия настанут дни благоденствия, мира и справедливости ( Ис.2:4; 11:4; 42:3–7; 61 ; Иез.34:24–31 ; Мих.4:3–5 ; Иер.23:5; 33:15 ). В изображениях Мессии как славного Царя, Победителя и Судии непокорных и враждебных народов земли, у пророков, как и у псалмопевцев, нередки образы, взятые от земных царств. На основами этих изображений современные Христу иудеи и даже нынешние Иудеи представляют Мессии царем земным, славным победителем, который будто бы внешним оружием покорить их владычеству все прочие народы, а Его царство – всемирным, земным царством, имеющим доставить иудеям земное благосостояние, славу и богатство. Но изображения царства Мессии в образах, взятых от земных царств, были допускаемы только с той целью, чтобы сделать более понятными предсказания о царстве Мессии для такого грубо-чувственного народа, как иудейский. В действительности все пророки предрекали, что Мессия будет Царь в смысле духовном, Царь царства нравственного. Многочисленны пророчества, которые предвозвещают в Мессии царя мирного и кроткого, имеющего повсюду водворить мир между иудеями и язычниками и основать царство всеобщей любви и тишины, света и любви, царство не от мира сего ( Ин.18:36 ), духовное и благодатное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Напротив, ап. Павел, хотя и не употребляет сам термин «антихрист», но говорит о некоем уникальном богопротивнике. Он называет его человеком греха, беззаконником, сыном погибели, который сядет в храме Божием ( 2Фес. 2:3–10 ), но все эти признаки применимы лишь к одному конкретному человеку. Пап было много, поэтому их нельзя назвать «человек греха» 488 . Какими бы они ни были в области нравственности и богословия, но никто из них не называл себя Богом (вопреки распространенному утверждению адвентистов 489 ). При своем «пришествии» в 508 и 538 гг. папы не демонстрировали особенных сил, знамений и ложных чудес. Папы не были полководцами и завоевателями, как то изображено в Дан. 11–12 490 . А.Д. Беляев справедливо замечает, что согласно прор. Даниилу царствование антихриста будет перед самой кончиной мира, тогда как папа-зверь царствует уже много веков 491 . Кроме того, зверь из Откр. 13 имеет явные личностные черты: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца ( Откр. 13:5 ). Ясно, что уста могут быть лишь у человека. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем ( Откр. 13:7 ). Это описание больше прилично одному правителю и полководцу, который всех побеждает. Наконец, Сам Спаситель говорит иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин. 5:43 ). Иной – тот самый антихрист, которого ждут до сих пор и в свое время примут евреи. В книге Откровения при описании деятельности антихриста особо говорится о двух свидетелях, пророчествующих и облеченных во вретище ( Откр. 11:3–13 ). Совершенно невозможно, как это делает Е. Уайт, называть двумя свидетелями Ветхий и Новый Завет 492 . Они не были убиты в 1798 г. и воскрешены через 3,5 дня. Трупы их не находились в Иерусалиме. Библия не человек и не имеет власти над стихиями, какая будет у двух свидетелей ( Откр. 11:6 ). Итак, совершенный богопротивник должен быть реальным человеком, как был истинным человеком Господь Иисус Христос. Христос проповедовал 3,5 года (полседьмины, как и предсказано в Дан. 9:27 ) – следовательно, сходной продолжительности будет и царство антихриста, но не 1260 лет. Указанные в книге Откровения 42 месяца власти зверя ( Откр. 13:5 ,=3,5 года) совпадают со временем проповеди Спасителя. Такой срок можно назвать кратким, сокращенным ради избранных, как это и предсказано Христом ( Мф. 24:22 ), в отличие от «сокращения» 1260 лет – времени, многократно превышающего продолжительность человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«Александр, – говорит автор первой Маккавейской книги, – царствовал 12 лет и умер. И владычествовали слуги его каждый в своем месте. И по смерти его все они возложили на себя венцы, а после них и сыновья их в течение многих лет; и умножили зло на земле. И вышел от них корень греха – Антиох Епифан. ... В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. ... И установили у себя необрезание и отступили от святого завета». Если по словам книги пророка Даниила, наглый и искусный царь восстанет тогда, когда «отступники исполнят меру беззаконий своих», то и по свидетельству 1 Маккавейской книги воспарение Антиоха Епифана совпадает с появлением среди Израиля «отступников от святого завета». Введение необрезания – высшая мера беззакония. Тождество эпохи и лиц не подлежит никакому сомнению. Небольшой первоначально рог чрезвычайно разросся затем к югу, к востоку и к прекрасной стране. Так точно и Антиох Епифан, в начале царь Сирии, вел успешные войны против юга – Египта ( 1Мак.1:16–18 ), востока, – Персии ( 1Мак.3:31, 37 ; 1Мак.6:1–4 ), Вавилона ( 1Мак.6:4 ) и Армении, причем, подчинил себе армянского царя Артаксиаса. Его власти подчинилась также и прекрасная страна, т. е. Палестина ( Иер.3:19 ; Иез.20:6 ), названная так за свое плодородие. Дан.8:10 . и воз­несся до во­ин­ства небесного, и низринул на землю часть сего во­ин­ства и звезд, и по­прал их, Согласно объяснению Ангела, под попираемым Антиохом Епифаном «воинством небесным» разумеется «народ святых» ( Дан.8:24 ), т. е. ветхозаветный Израиль, получивший подобное имя в силу своего назначения быть народом святых. Усвояемое ему в Библии название «воинств» ( Исх.12:41 ) восполнено в настоящем случае эпитетом «небесные» ввиду того, что Израиль выполнял на земле небесную миссию, имел своим царем Владыку небес. По свидетельству 1 кн. Маккавейской, попрание Антиохом Епифаном «воинства небесного» выразилось в избиении им множества сынов израильских ( 1Мак.1:24, 30, 32, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вот почему с самых древних времен, у людей вошло в закон обращаться к заступлению святых угодников и поминать их в своих молитвах к Богу. Так по сказанию книги пророка Даниила, праведный Азария, молясь Господу говорил: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля святого Твоего» ( Дан.3:35 ). Тот же Азария, совместно с двумя отроками в пещи взывал к святым угодникам, восклицая: «Благословите духи и души праведны, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан.3:8 ). Но кто-нибудь спросит о том, как могут святые угодники слышать молитвы людей, ведь они не всеведущи? Слово Божие повествует, что даже во время земной жизни Святые получают от Бога дар прозорливости, почему знают то, что недоступно обыкновенным людям. Например, в четвертой книге Царств передается, что когда царь Сирийский удивлялся, каким образом царь Израильский узнает его тайные замыслы, то один из слуг сказал ему: «Елисей пророк, который у Израиля пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты, царь, говоришь в спальной комнате» ( 4Цар.6:12 ). Если же Святые, еще находясь на земле, обладают высоким даром прозорливости, то тем более, совлекшись бренного тела и предстоя Престолу Божию, они, силою Божией знают все, что делается на земле, так как на небе их способности развиваются и совершенствуются ( 1Кор.13: 9–12 ). Обращаясь к Святым с молитвою, призывая их, как ходатаев у Престола Божия, люди, разумеется, не могли не относиться к ним с великим благоговением и не могли не прославлять святых угодников и за их милости и благодеяния. «Восхвалим,– призывает праведный Иисус, сын Сирахов,– славных мужей и отцов рода нашего, много славного Господь являл через них величие Свое от века» ( Сир.44:1 ). Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы обращаемся к Святым с молитвами и не напрасно прославляем и ублажаем их. Поступая так, мы следуем заветам Слова Божия и подражаем примеру праведных людей. Но вот появились среди нас люди – сектанты, которые не прославляют святых угодников и не прибегают к их помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010