Подобно же возвещает Иеремия: «Так говорит Господь, Израилев: Вот, Я наведу на место это зло, так что у всякого слышащего это зазвенит в обоих ушах его, – за то, что они оставили Меня и чужим сделали место это» ( Иер. 19:3–4 ). «И уничтожу совет Иудин и совет Израилев на месте этом, и погублю их мечом перед врагами их, и дам мертвецов их в пищу птицам/167в небесным и зверям земным» ( Иер. 19:7 ). «И сделаю город сей в исчезновение и в вечное, чтобы все проходящие по нему ужасались, и приходили в уныние, и кивали головами своими обо всех язвах его» ( Иер. 18:16; 19:8 ). И: «Как ветер и зной, рассею их перед лицом врагов их, и покажу им день погибели ( Иер. 18:17 ). И: Б401 «И будут есть плоть сыновей и дочерей своих, и каждый из них плотью ближнего И277 своего в осаде и в пленении, которым пленят враги их» ( Иер. 19:9 ). «И сокрушу народ этот и город как сосуд который уже не собрать. Так сделаю месту этому, говорит Господь, и живущим в нем, чтобы дан был город этот, [как] (сосуд) упавший» ( Иер. 19:11–12 ). И: «Дам их на расточение по всем царствам земным, и будут в поношение и в/167г притчу, и в ненависть, и в проклятие по всей земле, куда Я изгоню их» ( Иер. 24:9 ). Итак, что может быть лучше, и яснее, и истиннее божественных [этих] речений? Смотри же, неразумный и безрассудный иудей: разве не случилось все это без остатка по святому прорицанию на вас, а также по предвещанию и угрозе Христа? З- Ведь Он сказал об Иерусалиме и о его церкви, что «не останется камня на камне» ( Мф.24:2 ; Мк. 13:2 ; Лк. 21:6 ). И разве не было? Разве осталось? Нисколько. И: «Вот остается дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ; Лк. 13:35 ). He пуст ли он? И весьма. И: «Будет скорбь, какой не бывало» ( Мф.24:21 ). И не случилось ли? Прочти свидетельство Иосифа, мужа иудейского, любящего истину, и ты сможешь даже вздохнуть, только слушая, что претерпели несчастные иудеи за то, что на Христа бесновались и злобствовали. -З И- Ведь чтобы Б402 никто/168а из иудеев не сомневался, истина заставила поведать об этих злых и невыразимых страданиях не какого-то чужеродного, но единоплеменника, единоверца и ревнителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему же так? Потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). По природе своей люди все родятся плотскими. А «плоть», на языке Свящ. Писания, означает греховное начало в человеке, средоточие всех дурных его свойств. »Знаю, говорит Апостол, что не живет во мне, то есть, во плоти моей доброе»... ( Рим. 7:18 ). «Помышления плотския суть смерть, вражда против Бога» ( Рим. 8:5–8 ср. ст. 12:13; 7:5, 25; 2Кор.7:1 ). Такие помышления, обыкновенно, проявляются в соответствующих злых делах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри..., ереси , ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное... Поступающие так, говорит Апостол, Царствия Божия не наследуют» ( Гал.5:19–21 ; 1Кор.6:9 ; Еф.5:3 ; Кол.2–11 , Иуд. 23 ст. и др.): «ибо какое общение праведности с беззаконием» ( 2Кор.6:14 ср. Откр. 21:27 )? Посему желающие «наследовать» Царство Христа и Бога нашего должны очистить свою греховную плотскую природу, обновить ее вторым благодатным рождением «от воды и Духа». А для сего людям необходимо креститься. В крещении водном они умрут для греха ( Рим. 6:2 ), омоются от всех скверн плоти Своей ( Иез.36:25 ср. Деян. 2:38 ; 1Кор.6:4 ), получат «начаток Духа» ( Рим. 8:23 ), а с ним – и залог вечного спасения ( Тит. 3:4–7 ср. Мк.16:16 ). Вот непреложный закон, указанный Господом для вступления в Его Царство или Церковь. И так как мы видели, что в это Царство призываются дети, то ясно – они должны быть крещены наравне со взрослыми. Ибо другого пути в Царство Христово нет. Признаете ли вы все и ты, братъ Авдей, что крестить младенцев заповедал сам Господь наш? – Заповедать-то заповедал, – ответил Авдей, – да не больно ясно. Христос ведь говорил о рождении от воды и Духа с Никодимом, а Никодим был старик. Стало быть, к одним взрослым нужно относить и слова Христовы о духовном рождении... – Если рассуждать по твоему, Авдей, то надобно сказать, что закон Моисеев дан был только для одних стариков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

С рождением шестого (и последнего) сына Лия высказывает еще раз надежду на приязнь мужа (у арабов и поныне значение жены растет по мере увеличения числа ее сыновей); в словах ее – обычная в еврейском языке игра слов: «завад» – «зевед» – дал (Бог) дар (сына); «завал» – будет жить (Иаков); от последнего слова – «Завулон» (по блаженному Иерониму – habitaculum). Быт.30:21 . Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина. «Дина» – судящая (женский род к слову «Дан», ст. 6). Ничего более не говорится по поводу имени дочери – ввиду меньшего значения женщин в древнееврейских генеалогиях; равно не упомянуты другие дочери Иакова ( Быт. 46:7 ) – по той же причине. Дина же, может быть, родившаяся позже, упомянута здесь, ввиду бывшего с нею в Сихеме приключения ( Быт. 34 ) и для полноты сказания о детях Иакова. Рахиль рождает Иосифа Быт.30:22–23 . И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой. «Вспомнил Бог» – на библейском языке значит: послал милость после испытания (ср. Быт. 8:1, 19:29 ; 1Цар. 1:11, 19 ). «Позор» – бездетности (ср. Ис. 4:1, 54:1–4 ; Лк. 1:25 ). Быт.30:24 . И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына. И имя «Иосиф» (как Завулон, ст. 20, и Иссахар, ст. 18) в устах Рахили имеет двоякое производство и значение: «отнимающий, снимающий» (позор бездетства) и «прибавляющий, дающий еще» (т.е. другого сына), – «Бог отнял позор и да прибавит Он другого сына», говорит Рахиль; последнее желание, по раввинам, было пророчеством (Beresch. r. Par. 72:5, 354); оно сбылось в рождении Вениамина ( Быт 35.16–18 ), причем Рахиль умерла. Иаков, собираясь возвратиться в Ханаан, заключает новый договор с Лаваном, снова работает у него 6 лет и, благодаря искусству и хитрости своей, богатеет Быт.30:25–26 . После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и я пойду в свое место, и в свою землю; отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf «Мир дому сему» Наставления продолжаются, и Иисус дает ученикам ряд практических советов. Эти простые советы указывают прежде всего на добровольный характер принятия проповеди апостолов о Царстве Небесном и на то, что каждый человек, слыша эту проповедь, сам делает выбор либо в пользу Царства Божия, либо в пользу мира сего: В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому ( Мф. 10:11–15 ). Выражение мир дому сему было, вероятно, обычным приветствием во времена Иисуса наподобие приветствия мир тебе, неоднократно встречающегося на страницах Ветхого Завета ( Суд. 6:23 ; 1Цар. 20:21 ; 1Пар. 12:18 ; Пс. 121:8 ; Дан. 10:19 ). Это приветствие обращено к целой семье, и можно предположить, что проповедь апостолов была адресована семьям (как правило, семья из нескольких человек жила под одной крышей). Блаженный Иероним пишет: Прикровенно, но выразительно Он указал (occulte expressit) на приветствие еврейского и сирийского языков; действительно, то, что по-гречески выражается словом χαρε (радуйся), а на латинском языке словом ave (здравствуй), на еврейском и сирийском языках выражается словами salom lach ( ), salom emmach ( ), т. е. «мир с тобою». А повеление Его имеет такое значение: «Входя в дом, вы от сердца желайте мира домохозяину и, насколько это зависит от вас, укрощайте ссоры, возникающие вследствие несогласия. И если не возникнет вражды, то вы будете иметь награду за принесенный мир; раздоры будут иметь только те, которые пожелают их». Слово – salom (мир) до сих пор используется в качестве основного приветствия на еврейском языке. В Ветхом Завете это одно из ключевых понятий:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ср. 1Мак. 2:60 ; Евр. 11:33 ). Между тем царь, встав рано утром, поспешно пришел ко рву львиному и громко воззвал: Данииле, рабе Бога живаго, Бог твой, ему-же ты служиши присно, возможе-ли избавити тя из уст львовых (20 ст.). Даниил в ответ на это сказал: царю, во веки живи. Бог мой посла ангела своего, и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обретеся пред ним правда моя, и пред тобою, царю, согрешения не сотворих (21–22 ст.). Царь весьма обрадовался и тотчас же приказал извлечь Даниила из рва, причем не оказалось на нем ни малейшего повреждения: и всякаго тления (ни единого вреда) не обретеся на нем, яко верова в Бога своего (23 ст.). Тогда, по распоряжению царя, брошены были в ров изобличенные самим Богом клеветники вместе с семействами своими и прежде, чем достигли дна рва, были уже растерзаны львами (24 ст.). Такова сила веры и благочестия! Так хранит Господь праведников своих (ср. Пс. 33:20–21; 36:39–40; 90:11–14 ; Дан. 3:49–50 )! Это чудо милости Божией к Даниилу царь указом своим сделал известным для всех своих подданных, внушая им благоговеть пред Богом еврейским: «от меня дается повеление по всему царству, так писал он в указе своем, чтобы все благоговели и трепетали пред лицом Бога Даниилова, ибо Он есть Бог живый, пребывающий во веки, царство Его не разрушится и власть Его вечна. Он возвышает и избавляет, творит знамения и чудеса на небе и на земле, Он избавил Даниила от уст львов» (26–27 ст.). В царствование того же Дария пр. Даниил получил от Бога и другое великое утешение. Размышляя о пророчестве Иеремии касательно 70-летнего пребывания евреев в плену ( Иер. 25:3–12 ), которому скоро имел наступить конец, и видя с другой стороны, что рассеянные в плену соотечественники его, не смотря на бедствия плена, далеко еще не оставили своих беззаконий, которыми навлекли на себя это бедствие, пророк Даниил сильно скорбел о народе своем, опасаясь, чтобы плен ради нечестии не продлился далее указанного Иеремиею срока. Среди таких скорбных размышлений он утешен был великим откровением чрез Архангела Гавриила о семидесяти седминах, из которого он узнал, что народ еврейский получит свободу от плена и что по прошествии некоторого времени потом придет на землю давно обещанный и ожидаемый Мессия (9 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Сцена, которую рисует Лука, довольно существенно отличается от той, что нарисована Матфеем и Марком. У Луки вообще отсутствует диалог Иисуса с Каиафой: у него ключевой вопрос задает Иисусу группа первосвященников и книжников. На вопрос, Он ли Христос, Иисус отвечает, согласно Луке, не с первого раза. Сначала Он как будто бы уклоняется от ответа: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И только после повторного настойчивого вопрошания – итак, Ты Сын Божий? – Он отвечает: вы говорите, что Я. Что стоит за этим различием? Прежде всего надо указать на то, что слова и не отпустите Меня отсутствуют в авторитетных древних манускриптах, в частности, в Синайском и Ватиканском кодексах, однако имеются в Александрийском кодексе и кодексе Безы. В современных критических изданиях Нового Завета эти слова опускаются. 308 С точки зрения внешней формы эти слова могут звучать как добавление, поскольку нарушают типичный для речи Иисуса параллелизм внутри одной фразы («если скажу, не поверите, если спрошу, не ответите»). С точки зрения содержания они выглядят как диссонирующие с ясно просматривающимся по другим евангельским повествованиям нежеланием Иисуса получить оправдательный приговор. Что же касается в целом первого ответа Иисуса первосвященникам по версии Луки, то он в чем-то напоминает слова пророка Иеремии, сказанные им царю Седекии: если я открою тебе, не предашь ли ты меня смерти? и если дам тебе совет, ты не послушаешь меня ( Иер.38:15 ). Можно также вспомнить некоторые случаи, когда Иисус уклонялся от прямого ответа: например, когда Его спрашивали о природе Его власти. Не отвечая прямо, Он задавал встречный вопрос о крещении Иоанновом, а когда Его собеседники, в свою очередь, уклоняются от ответа, говорил: и Я не скажу вам, какою властью это делаю ( Мк.11:27–33 ; ср. Мф.21:23–27 ; Лк.20:1–8 ). Во всех трех случаях Иисус называет Себя Сыном Человеческим: это наиболее характерное для Него самонаименование. В переводе с еврейского «сын человеческий» означает не что иное, как просто «человек». Однако это выражение также напоминает о мессианской фигуре Сына Человеческого, которому дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан. 7:14 ). Описание Сына Человеческого, грядущего на облаках одесную силы, созвучно образу из Книги пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тогда ангелы, посмеявшись бесам, пошли с душою в небесные врата (23 декабря).    Верующая христианская душа ждет от своего ангела-хранителя утешения и помощи и в тот страшный день, „егда поставятся престоли и книги разгнутся, и Ветхий денми сядет и судятся человецы, и ангелы предстануть иземля восколеблется, и вся ужаснутся, и вострепещут; тогда – молит христианин – твое человеколюбие на мне покажи, и избави мя геенны, Христа умоляяй... Егда трубный страшный глас имать мя от земли воскресити на суд, близь мене стани тогда тих и радостен, надеждою спасения отъемляяй мой страх» (Кан. анг.-хран.).    Но, разумеется, ангел-хранитель „тих и радостен» станет близ того только человека, который в здешней жизни, по слову апостола, подвигом добрым подвизался и веру соблюл. Напротив, далек он будет от такой души, которая здесь, на земле, затворила для себя врата царствия небесного. Преп. Нифонт видел и такую душу, влекомую бесами во ад. Это была душа некоторого раба, которого господин морил голодом и ранами. Он же, не терпя мучения, будучи научен бесами, взял вервь и удавился. Ангел этой души, идя издали, горько плакал, а бесы веселились. Так тяжек грех самоубийства! (Ч. М.).   54. Библейские тексты об ангелах    Ангелы а) сотворены Богом: Ездра сказал: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их (Неем. IX:6). – Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его – все воинство их (Пс. XXXII:6). Им создано все: престолы ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано (Колос. I:16).    б) составляют воинство небесное: явившийся к Иисусу Навину с мечом, на вопрос: кто он? отвечал: я вождь воинства Господня (I. Нав. V:14). – Михей сказал: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его (3 Цар. XXII, 19). – По воле Своей (Всевышний) действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земли (Дан. IV:32).    в) суть служебные духи Божии: ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих (Пс, ХС, 11), – Благословите Господа все воинства Его, служители Его (Пс. 21). – Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий (Пс. CIII, 4). – Умер нищий, и отнесен был ангелами на лоно Авраамово (Лук. XVI:22). – Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. I:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Цель эта настолько высока, что, естественно, человек поначалу боится её, считает недостижимой для себя. Тем не менее Бог помогает ему на пути к совершенству и постепенно возводит все выше и выше к Себе. Вот почему нередко Священное Писание уподобляет Церковь высокой горе (Пс. 2; Ис. 2:2—3, 11:1—10 и 26 гл.; Дан. 2:34). Став христианином, человек вступает на подножье горы. Его дальнейшая жизнь – это постоянное восхождение по лествице (лестнице) совершенствования. На самом верху Горы – Господь, окруженный сонмом праведников. Только в этом контексте понятным становятся слова ап. Павла, который пишет христианам: «Вы приступили к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Ев. 12:23). Эти слова замечательны тем, что они удостоверяют в достижимости нравственного совершенства – конечно, в меру нашего существа. Итак, эти и многие другие места Священного Писания, убеждают в том, что спасение неразрывно связано с процессом духовного обновления. Рай, в первую очередь, – это состояние обновленной души. Бог милостиво призывает нас в Свое Небесное Царство, нам надо приложить усилие, чтобы достичь его. Поэтому: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мат. 6:19—34). «Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:12—14). Бог призвал нас стать Его детьми. Естественно, Он желает, чтобы мы уподоблялись Ему. Грех совратил нас на гибельный путь. Христос пришел, чтобы исправить поврежденное. Он помогает нам вернуться на правильный, спасительный путь. Поэтому христианство – это не столько учение, теория, сколько путь, образ жизни. Поняв это, человек поймет и логичность, и целесообразность всего того, что составляет отличительную сторону Православия – его учение о подвиге и воздержании; его таинства, посты, богослужения и праздники; его церковную архитектуру, пение и живопись. Все это вспомогательные средства на пути духовного совершенствования, как сказано: «Все испытывайте, доброго держитесь» (1 Фес. 5:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

Это выражение, которым Христос, с одной стороны, ставит Себя на один уровень со всем человеческим родом, как плоть от нашей плоти и кость от нашей кости, с другой стороны, дает нам почувствовать, что Он более чем обыкновенный индивидуум, что Он не только обыкновенный сын человеческий, как и все другие потомки Адама, но именно Сын Человеческий – Человек в самом высоком смысле этого слова, идеальный, единственный в своем роде, второй Адам, пришедший с неба, Глава нового и высшего порядка человеческого рода, Царь Израиля, Мессия. 12 То же самое, по существу, хотя и менее ясно по форме, выражается в родственном названии Сын Давидов, которое часто прилагается к Христу как общепринятое обозначение обетованного Мессии, Царя Израилева – так Его называли два слепца, хананейская жена и вообще народ (см. Мф.9:27, 15:22, 12:23, 21:9, 22:42 ). Название Сын Человеческий ни в коем случае не выражает, как многие это утверждают, унижения Христа или самоумаления Его, а выражает скорее Его возвышение над общим уровнем и осуществленный в Нем и через Него идеал человеческой природы с ее нравственной и религиозной стороны. Такое толкование оправдывается и грамматически, по причине употребления в греческом языке определенного члена, и исторически, так как такое выражение встречается у пророка Даниила (см. Дан.7:13 ), где он обозначает Мессию как Владыку одного вечного всеобщего царства. Кроме того, это выражение объясняется само собой как самое естественное и вполне определенное в следующих местах: Отныне будете видеть небо отверстъш и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ); Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи ( Мф.9:6 и Мк.2:10 ) Сын Человеческий есть господин и субботы ( Мф.12:8 и Мк.2:28 ); если не будете, есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ); Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ; Лк29:10 ); Сын Человеческий придет во славе Отца Своего ( Мф.29:28, 24:30, 25:31, 26:64 ; Лк.21:27 и 36); и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий ( Ин.5:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

Излагая бывшие им видения, они, подобно Даниилу, говорят о себе в первом лице ( Ис.6:1 ; Ис.8:1, 5 ; Ис.21:2, 6, 10 ; Иер.1:4 ; Иер.2:1 ; Иез.1:4 ), а в исторических рассказах выражаются в третьем ( Ис.1:1 ; Ис.2:1 ; Ис.7:3 ; Иер.1:1, 2 ; Иер.7:1 ; Иер.14:1 ; Иез.1 и т. п.). Причины такого явления заключаются по мнению экзегетов, в том, что в требующих живости изображения видениях первое лице гораздо уместнее третьего. Подобно противникам единства книги пророка Даниила, ее подлинность отвергают и те экзегеты, которые утверждают, что она не есть произведение современника Вавилонского плена, а написана неизвестным лицом в Палестине во время Антиоха Епифана и Маккавеев между 170 и 164 г. до Р. X. Первым защитником подобного взгляда был неоплатоник Порфирий, за ним следуют Спиноза, Бертольд, Ленгерке, Кнобель, Гитциг, Бунзен, Бахман, Эвальд, Нольдеке, Граф, Рим, Штаде, Кюнен, Корниль, Кениг, Мейнголад и в самое последнее время Делич. Единственным прямым основанием относить происхождение книги пророка Даниила к эпохе Антиоха Епифана являются Дан.8:23–25 и Дан.11:31 , рассматриваемые перечисленными учеными, начиная с неоплатоника Порфирия, не как пророчество об отдаленном будущем, а как описание минувших событий в пророческой форме. Но подобное понимание данных мест встречает ничем не устранимое возражение в свидетельстве писателя 1-ой Маккавейской книги. Если книга Даниила написана при Антиохе Епифане, то почему же мнимый ее современник – автор Маккавейской книги счел ее пророчеством об этом времени ( 1Мак.2:49–62 ; 1Мак.1:39–54 = Дан.9:27 ; Дан.11:31–32 )? Относимая по указанным соображениям к эпохе Антиоха Епифана, книга Даниила считается вышеперечисленными лицами аллегорически легендарным воспроизведением истории этого царя и маккавейских времен. Под именем Навуходоносора, Валтасара и Дария Мидянина выводится будто бы Антиох в различных обнаружениях своей ненависти к иудейству, а под именем Даниила и его друзей – преследуемые Епифаном иудеи. Неестественность подобных параллелей очевидна сама собою. Даниил с друзьями воспитывается при царском дворе, окружается почестями, иногда, впрочем, живет в отделении от дел правления; маккавейские же иудеи были, напротив, целью гонений Антиоха, безжалостно им преследовались. Даниил был другом почитавших его царей, относился к ним с уважением и сочувствием ( Дан.2:38 ; Дан.4:16 ); Маккавеи же называют Антиоха «изобретателем всех зол, нечестивым и преступнейшим из всех людей» ( 2Мак.7:31–37 ), предвозвещают ему страшный гнев Божий. Вавилонские и мидийские цари познали под руководством Даниила силу Всевышнего, прославили силу Его всеведения, всемогущества, Правосудия ( Дан.2:47 ; Дан.3:95 ; Дан.4:34 ; Дан.6:26–27 ), а Антиох задался целью уничтожить иудейскую религию, заменить ее языческою и ввиду этого требовал от иудеев отречения от обрядности, обрезания, принесения жертв Господу ( 1Мак.1:41–42 ; 1Мак.1:44–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010