Новгородский период деятельности святителя Макария совпадает с важным событием — его встречей с великим миссионером Русского Севера, преподобным Трифоном Печенгским (†1583; пам. 15 декабря). Однажды тот “обратился к Нову граду, и у архиепископа взя благословенную грамоту, и паки прииде на реку Печенгу, и приведе с собою церковных здателей, и начат строити церковь во имя святыя и живоначальныя Троицы” 11 . Архиепископ Макарий сам известен миссионерскими распоряжениями в своей Новгородской епархии. Он посылал в Вотскую пятину иеромонаха своего домового храма Илию, повелевая ему разорять языческие “требища”, искоренять нечестивые обряды, окроплять все святой водой 12 . В это время преподобный Трифон “прииде… в волостку Колу, тогда бо та волостка малое име поселение, из русских мест новопришелцы, и воеводы не обретахуся. И тамо, Божиим строением, нечаемо, обрете иероинока, именем Илию, и взят с собою паки прииде на реку Печеньгу, идеже во имя Живоначалныя Троицы построена церковь. Ту святую церковь иероинок Илия освятив; и лопарей, ихже преподобный отец Трифон породи словом проповеди, тому иероиноку повеле просветити святым Крещением” 13 . В службе преподобному Трифону он прославляется как почитатель Святой Троицы: “Велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси, и монахов множество собрав”; “утвердився верою во Святую Троицу, яко щитом крепким, преподобне”; “Троичес­ким исповеданием многобожия лесть разрушил…” 14 . Житие преподобного Даниила Переяславского рассказывает, что и он путешествовал в Новгород и обращался к святителю Макарию со своими монастырскими нуждами. “И некогда случися ему (то есть преподобному Даниилу. — а. М.) итъти в Великий Новъград и с ним два инока — Иларион и Матвей ради икон в новопоставленную церковь и иных ради потребных ко архиепископу Макарию. Бяху бо архиепископ Макарий с Даниилом единыя обители пострижение имущи. Архиепископ же духовную любовь имяше к старцу и потребная монастырю посылаше” 15 . Встреча постриженников монастыря преподобного Пафнутия Боровского, несомненно, напомнила им начало иноческих подвигов в знаменитой обители. Изделия владычной мастерской, за которыми путешествовал преподобный Даниил, посылались в Переяславль не только в Данилов монастырь, но и в Горицкий, где первоначально некоторое время подвизался преподобный Даниил. В поминальном Синодике этого монастыря записано: “Новгородский архиепископ Макарий поставил в церкви Деисус с праздникы и с пророкы” 16 . Волею Божиею судьба святителя Макария и преподобного Даниила была одинакова и они вопреки своему желанию скончались вдали от монастыря своего пострижения — Пафнутиева-Боровского.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» установлено 15 марта. Ее явление произошло в день отречения от престола императора Николая II. Крестьянка Евдокия Адрианова трижды видела во сне, что в этом селе находится забытый образ, через который будет явлено покровительство Царицы Небесной русскому народу. Икона, до 1812 г. пребывавшая в московском Вознесенском монастыре, была обнаружена в храме села Коломенского под Москвой. Богородица изображена на ней при царских регалиях – в красной мантии, в короне, с державой и скипетром. В настоящее время икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена в 1990 г. Святой благоверный князь Даниил Московский 17 марта — день памяти святого благоверного князя Даниила Московского , сына святого князя Александра Невского. В 1272 г. он получил по разделу небольшое Московское княжество и за время своего правления укрепил и увеличил его. Благочестивый князь никогда не пытался захватить чужие земли и всегда старался выступить миротворцем, за что получил от своего умершего родича Переяславские земли, что выдвинуло Московское княжество в число самых значительных. В 1303 г. князь Даниил тяжело заболел и перед смертью принял схиму. Сорок мучеников Севастийских 22 марта церковь празднует день памяти 40 севастийских мучеников . В 313 г. в армянском городе Севастии 40 воинов-христиан отказались принести жертву языческим богам. После мучений их вывели раздетыми на лед замерзшего озера и оставили на ночь. Чтобы сломить их волю, на берегу была растоплена печь. Когда один из воинов, не выдержав холода, зашел в баню, он упал мертвым. Стражник, увидев над головами мучеников светлые венцы, объявил себя христианином и присоединился к ним. Наутро мученики были казнены, а тела их предали огню. День памяти святителя Григория Двоеслова – 25 марта. Святитель Григорий Двоеслов Этот папа Римский, живший в VI в., известен благочестивой жизнью, мудрым управлением церковью, борьбой с ересями, а более всего – многочисленными богословскими трудами. В честь одного из них — «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов» — святителя стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником». Кроме того святой Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании.

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

Св. кн. Даниил Московский в молении Св. Троице, с видом Данилова мон-ря. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР) Однако именно в этой неблагоприятной ситуации Д. А. предпринял ряд действий, направленных на укрепление своего княжества. Осенью 1300 г., поддерживая младших членов рязанского княжеского дома в их борьбе за главный стол в Рязанской земле, Д. А. пришел с войском к ее столице - Переяславлю и нанес поражение войску кн. Константина, к-рый «некакою хитростью» был взят в плен. Д. А. не остановился перед тем, что на стороне рязанского князя выступали ордынские войска (как отметил летописец, «много и татар избито бысть» - см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486),- это был смелый шаг, т. к. к 1300 г. двоевластие в Орде прекратилось и все улусы подчинились власти хана Тохты. Ряд исследователей полагают, что в результате московско-рязанской войны в состав Московского княжества вошел рязанский г. Коломна с прилегающими волостями. Новый важный шаг был предпринят в 1302 г. 15 мая умер бездетный переяславский кн. Иван Дмитриевич, по свидетельству Троицкой летописи перед кончиной благословивший «в свое место князя Данила Московского в Переяславли княжити, того бо любяше паче инех» ( Присёлков. 1950. С. 350). По традиции выморочные княжества входили в состав владений вел. князя Владимирского и Андрей Александрович послал своих наместников в Переяславль, осенью того же года он отправился в Орду, возможно за ярлыком на Переяславское княжество. Зимой 1302/03 г. Д. А., ссылаясь на волю кн. Ивана, послал войска, которые выгнали наместников вел. князя и заняли Переяславль. Благодаря действиям Д. А. Московское княжество к концу его правления стало одним из самых сильных княжеств Сев.-Вост. Руси. В браке с кнг. Агриппиной Д. А. имел сыновей: блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича († 1325), Михаила, Александра († 1308), Бориса († 1320), вел. кн. Иоанна Калиту († 1340), Симеона († после 1322), Василия, Афанасия Данииловича († 1322), Даниила (РГБ. Ф. 344. 99. Л. 37-37 об.; ДРВ. Ч. 6. С. 439-440) - и дочь Анну († до 1353) (ДДГ. 2. С. 12).

http://pravenc.ru/text/171280.html

1 мая 1115 г., в год столетия гибели святых Бориса и Глеба , в Вышгороде собором духовенства во главе с Н. была освящена в их честь новая каменная церковь, выстроенная кн. Олегом Святославичем вместо обветшавшей деревянной. 2 мая состоялось перенесение в нее мощей св. братьев. Согласно памятнику того времени «Съказание и страсть и похвала святою мученику Бориса и Глеба», событие имело общерусское значение («и бысть сбор велик, сшедшюся народу с всих стран», «ту бе съшлося от вьсее Русьскы земле и от инех стран»). В переносе мощей участвовали вел. кн. Киевский Владимир Всеволодович Мономах, черниговский кн. Давид Святославович и его брат Олег Святославович (все с сыновьями). По «Сказанию...», «митрополит Никифор събьра вся епископы»; в действительности в торжествах участвовали помимо митрополита лишь нек-рые из них - Феоктист Черниговский, Лазарь Переяславский, Мина Полоцкий, Никита Белгородский, Даниил Юрьевский, а также ряд игуменов, в т. ч. Прохор Киево-Печерский (ПВЛ. С. 127-128; Абрамович. 1916. С. 64-66). Когда в храме среди князей возникли разногласия (Владимир Мономах хотел поставить раки с мощами посреди церкви и устроить над ними сень, а князья Давид и Олег - в специальном аркосолии («комаре») с правой стороны), Н. с епископами предложил решить вопрос жребием, после чего раки были установлены в аркосолии «на деснеи стране» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 281). Краткое описание вышгородского празднества входило в состав древних Прологов под 2 мая ( Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 358-360). Важным событием церковной жизни при Н. было также строительство кн. Владимиром Мономахом на р. Альте ц. во имя святых Бориса и Глеба (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 285; Т. 1. Стб. 294-295). Время первосвятительства Н. ознаменовано культурным подъемом на Руси. Наиболее вероятно, что именно в 1100-1110-х гг. создаются литературные произведения общерусского значения: несколько редакций «Повести временных лет» (см. Летописание ), Житие прп. Феодосия Печерского и «Сказание о чудесах святых Бориса и Глеба», Поучение Владимира Мономаха, «Хожение» игум. Даниила (вероятная датировка - 1106-1108). Ок. 1115 г. в Новгороде с использованием киево-печерского Начального свода был создан местный летописный свод, легший в основу последующего систематического новгородского владычного летописания. Вероятно, вместе с Н. на Русь прибыл старец Феодосий Грек, занимавшийся переводами с греч. языка ( Буланина Т. В. Феодосий Грек (XII в.)//СККДР. Вып. 1. С. 459-460). В этот период подвизались Киево-Печерские преподобные летописец Нестор и иконописец Алипий .

http://pravenc.ru/text/2565506.html

I. Имена святых из планировавшегося до революции 1917 г. «Синодика Полтавско-Переяславского» АФАНАСИЙ III (Пателларий), Патриарх ЦАРЕГРАДСКИЙ, ЛУБЕНСКИЙ чудотворец, святитель (+ 1654), –– почил в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре Полтавской епархити, где в течение почти 300 лет пребывали его святые мощи; БОРИС, благоверный князь и страстотерпец (+ 1015), –– уроженец земли, ранее относившейся к Полтавской епархии и губернии; первый из угодников Божиих Переяславско-Полтавских; ДАНИИЛ (Делия) АЧИНСКИЙ, Сибирский, преподобный (+1843). Уроженец хутора Солонцовых Кобелякского уезда Полтавской губернии; ДИМИТРИЙ (Туптало), митрополит РОСТОВСКИЙ, святитель (+ 1709), –– уроженец села Макарова на Переяславщине, ранее относившегося к Полтавской губернии; поостриженик Свято-Троицкого Густинского монастыря, пренадлежащего ранее к Полтавской епархии. ДОМНА (Слепченко или Слипченко), юродивая ТОМСКАЯ, блаженная (+ 1872), –– уроженка Полтавской епархии; начала нести подвиг юродства на Полтавской земле. ЕФРЕМ ПЕЧЕРСКИЙ, епископ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ, преподобный (+ около 1098) — третий епископ на Переяславской кафедре, впоследствии преобразованной в Полтавскую; НИКОЛАЙ, ЕВФИМИЙ и СИМОН, епископы Переяславские, святители – управляли Переяславской епархией, впоследствии преобразованной в Полтавскую. Первые святители на Переяславско-Полтавской кафедре; ИОАСАФ (Горленко), епископ БЕЛГОРОДСКИЙ, святитель (+ 1754), –– уроженец села Чернявщина Прилукского уезда Полтавской губернии; игумен Мгарского Спасо-Преображенского монастыря близ Лубен Полтавской епархии (1737-1745) и его первый архимандрит; ИОНА (Мирошниченко) КИЕВСКИЙ, преподобный (+ 1903), –– уроженец посада Крюкова (ныне район г. Кременчуга) Полтавской губернии; МАКАРИЙ (Токаревский или Токарский), ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ, архимандрит КАНЕВСКИЙ и Овручский, преподобномученик (+ 1678) — святые мощи подвижника длительное время почивали в Полтавской епархии; в его честь сооружен Макариевский кафедральный собор града Полтавы. МЕЛЕТИЙ (Леонтович), архиепископ ХАРЬКОВСКИЙ и Ахтырский, святитель (+ 1840), –– уроженец села Решетняки Полтавского уезда (нынешние Старые Санжары Новосанжарского района);

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

В нач. XIV в. М. принял участие в примирении враждующих князей. В 1302 г. скончался переяславский кн. Иван Дмитриевич, завещав свой удел Московскому св. блгв. кн. Даниилу Александровичу . Старший брат последнего вел. кн. Владимирский Андрей Александрович, однако, направил в Переяславль своих наместников, к-рых кн. Даниил изгнал. После кончины Даниила в 1303 г. княжение в Переяславле перешло к его сыну Георгию (Юрию) Даниловичу . В том же году кн. Андрей добился ханского пожалования на спорный город; в Переяславле собрался съезд рус. князей с участием митрополита, на котором было принято иное решение: «...и ту чли грамоты, царевы ярлыки, и князь Юрьи Даниловичь приат любовь и взял себе Переяславль, и разъехашася раздно» (ПСРЛ. Т. 18. С. 86). В 1304 г. ярлык на великое княжение Владимирское получил Михаил Ярославич Тверской, М. возглавил его интронизацию в Успенском соборе Владимира. Согласно Житию св. кн. Михаила Ярославича (автор к-рого занимает однозначно протверскую позицию), М. по просьбе матери тверского князя Оксиньи (см. Ксения Юрьевна , кнг. тверская) отговаривал Юрия Даниловича, не согласного с решением хана, от поездки в Орду, обещая, что Михаил поделится с ним великим княжением. Юрий перед лицом митрополита отказался от борьбы, но впосл. не сдержал данного святителю слова (см.: Кучкин. 1999; см. также: Он же. Повести о Михаиле Тверском: Ист.-текстол. исслед. М., 1974. С. 227, 255). С кончиной М. вел. кн. Михаил Ярославич «терял в нем авторитетную опору своих политических стремлений» ( Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва: Очерк по истории XIII-XV ст. Пг., 1918. С. 121). Датой кончины М. одни летописи называют 6 дек. (ПСРЛ. Т. 10. С. 176; Т. 18. С. 87; Приселков. 2002. С. 352), другие - 16 дек. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 253; Т. 16. Стб. 58; Т. 25. С. 393; Т. 27. С. 237). Погребен святитель во владимирском Успенском соборе, в приделе во имя св. Пантелеимона, устроенном, по гипотезе Т. П. Тимофеевой, при митр. Кирилле II (следует отметить, что в отличие от своего предшественника Кирилла II, скончавшегося в Переяславле, но тело которого было отвезено для погребения в Киев, М. первым из митрополитов Киевских был погребен в Сев.-Вост. Руси).

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Даниилов Троицкий, в Переяславле-Залесском, основан св. Даниилом около 1508. Ныне второклассный. [IV, 7; VI, 442.] Игумены Св. Даниил , с 1525; уволен 1539; † 7 апр. 1540. Мощи его обретены 18 нояб. 1652. Иов , при жизни св. Даниила. Архимандриты Иларион , ученик Даниилов, произведён 17 июня 1539; † 1543 … Кирилл , с 1543; † 1572 … Авраамий , 1572–77. Сергий , 1579–86. Иона Архангельский , 1589–1609, окт. В начале 1613 хирот. в митрополита Сарского. Игнатий , 1613–15. Корнилий , 1616–20. Макарий , 1620–28. Фома , 1628–34. Савватий определён 4 апр. 1635. Макарий , 27 дек. 1636 и 1637. Иосиф , из равнинных патриарших, 1687–1689, 14 марта. Корнилий , 1640–51; † … Тихон 18 нояб. 1651 перев. из Нижегородского Печерского; упом. до окт. 1658. Никита , 1659–64, уволен. Герман упом. в мар. 1665, вскоре †. Авраамий определён в янв. 1666, июн., август. Григорий Неронов 198 1 нояб. 1668, в мар., июле 1669; после † … Антоний , в сент. 1669; после †... Гурий , 1670–73, уволен. Антоний , 1673–75, 24 янв. перев. в Ипатиевский. Варфоломей определён 20 мар. 1675–1701; † … Досифей определён в дек. 1701–1710. Варлаам Высоцкий перев. из Переяславского Никитского, 1710–1726, 13 нояб. перев. в Троице-Сергиеву Лавру. Иоасаф , 22 янв. 1727, из Лукиановской пустыни; † 31 марта. Викентий , 1727–31. Моисей , 1731 и 32; † … Дионисий Крапивин , 1732–38, уволен. После архим. Венёва монастыря. Иоаков Данатовский , из Александро-Невских иеромонахов, определён 2 июля 1738–44; † 13 сентября. Антоний Платковский , из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры, определён 27 дек. 1744 199 ; † 15 июня 1746. Панкратий Чарныйский , из Московских проповедников, 1746–53, 6 мая перев. в Иосифов. Вонифатий , в 1753 и 54. Гермоген перев. из Колоцкого 16 июля 1755; † 31 авг. 1756. Каллистрат 24 апр. 1757 перев. из Спасского Арзамасского, а 17 янв. 1758 перев. в Переяславский Никитский. Иакинф Карпинский , 17 янв. 1758, из Дмитровского Борисоглебского; в 1761 перев. в Севский Спасский. Никон Зертис-Каменский произведён 8 мар. 1761, а 26 нояб. перев. в Саввин Сторожевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древнерусский духовник, поставляемый специальной грамотой на его имя, пользовался огромной властью и обладал широкими полномочиями не только как смотритель нравственности и наставник паствы: он выступал как свидетель и поручитель своего чада в суде, заверял купчие, заемные и закладные документы, а также завещания; скреплял своей подписью выборы игумении и постриги в монастыре. Номоканон назидал почитать духовного отца паче родившего, но указывал избирать добродетельного и тщаливого, и непременно старше сорока; а «нижей сих лет не имей его духовника, ниже дерзай ему что исповедати, ибо диавол в нем ликует» . Преподобные Авраамий Смоленский, Кирилл Белозерский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий , Даниил Переяславский имели широкую известность как духовникиучительные, конечно, не только для иноков: князья и прочие аристократы обоего пола считали за честь получить от них строгое отеческое внушение; но таких мудрых, опытных, истинных было мало, как, впрочем, всегда и везде. У нас долгое время предпочитали, на греческий лад, обращаться за окормлением к монахам; однако российская манера сердечного общения приводила к чрезмерному сближению: духовники по разным поводам посещали дома названных детей, не избегая пиров, на которых случалось по немощи человеческой и упиться, и подраться; многогрешные чада норовили переложить на плечи беспопечительных иноков свои заботы, выпрашивали послабление поста, подкупали подарками: жаловали деньги, дорогие безделушки, а то и дома с участками земли, как и теперь. Женщины, как и теперь, в почитании дорогого батюшки не знали меры, льстили, влюблялись, интриговали; в XVII веке по причине разнообразных злоупотреблений чернецам запретили исповедовать мирян. В XIX веке этот запрет еще соблюдался в большинстве женских монастырей: право исповедовать инокинь предоставлялось лишь женатым протоиереям; надо ожидать, этот обычай скоро и у нас окажется предпочтительней. Но, конечно, лица всех сословий и званий, желавшие глубины христианской жизни, искали руководителя-монаха, добирались к нему иногда через всю страну, за много верст, чтобы старец, «обозрев духовным оком все обстоятельства бытия обыкновенного человека, вошел твердою волею в его хрупкую волю, чтобы переменчивые желания получили стойкое направление, чтобы ободряющая надежда помогла выцарапаться из пропасти на свет Божий» .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Егда же крестиша Царя, Великого Князя Ивана Василиевичя всея Русии, и прияста его от святыя купели архимандрит Данила Переяславъский и старец Касиян, и даста на руки отцу его, Великому Князю Василью Ивановичу, всея Русии Самодерзцу; Боголюбивый же Великий Князь приим сына своего у старца Касияна с великою радостию, что желаемое у Бога получил. И егда же прихаша во град Москву, что же Боголюбивый и милостивый отець его, Князь Великий Василие Иванович всея Русии, от великиа радости на многых победных милость показа: овых от казни смертныя свобод и, а иных ис темницы пусти; и во вся монастыри посла милостыню. И во всем граде Москве бысть благоденьство и радость неизреченная; и не токмо же сиа бысть на Москве, но и во всей Русской земли. Архимандрита же и старца Касияна великому чрежению и чести сподоби, и великими дарованми одари, и отпущаеть их во своя» . 4 сентября. Игумен Троицкий Иоасаф, будущий Митрополит Московский, преподобный Даниил Переяславский и столетний инок Иосифо-Волоцкого монастыря преподобный Кассиан Босой крестили в Троице-Сергиевом монастыре младенца Иоанна Васильевича. Крещен будущий Царь в честь Великого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По крещении Великий Князь Василий Иоаннович возложил Князя Иоанна на раку Преподобного Сергия Радонежского . Небесным покровителем будущего Царя Иоанна стал Великий Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень. 1533 год. 21 сентября. Великий Князь Василий Иоаннович и Великая Княгиня Елена вместе с наследником Князем Иоанном Васильевичем и младшим сыном Георгием Васильевичем отправляются в паломническую поездку в Троице-Сергиев монастырь. 6 октября. Великий Князь Василий Иоаннович прибывает в Волок Ламский. « И на Волоце начат изнемогати ногою, и почат болезнь люта быти». 25–26 октября. В Волоке Ламском Великий Князь и Государь Василий Иоаннович проводит совещание с ближними боярами о своем Духовном завещании. К Великому Князю Василию Ивановичу в Волок Ламский по его указу доставляют духовные грамоты его отца и деда, и Великий Князь начинает составление собственной Духовной грамоты.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

И видит (Даниил. – М.К. ) от онех скудельниц свет и свеща многи горяща». Преподобный понимает, что сияние, исходящее от могил безвестных странников, – свидетельство их святости, которую так и не познал грешный мир и которая, однако, была возвеличена Богом: «Коликих многих угодник Своих имат Бог, имже не бе достоин вес мир, иже и мы, грешнии и недостойнии, видети, иже от нас токмо презираеми, но и уничижаеми. По отшествии их отсюду ниже погребению у святых Божиих церквей сподобляем их, ниже приношения и памяти творим о них, но Богу не токмо не оставляющу сих, наипаче же и прославляющу». Погребенные без почтения «Скудельница» – это слово памятно каждому христианину как часть евангельского повествования о крестной жертве Христа: «Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком, глаголющим: и прияша тридесять сребреник, цену цененнаго, его же цениша от сынов Израилевых, и даша я на село скудельничо, яко же сказа мне Господь» (Мф. 27: 9–10). Тридцать сребреников, брошенные Иудой посреди церкви, – «цена крови» , их «не достоит» вложить в дело благое и вполне непорочное, однако они вполне сойдут для того, чтобы купить земельный участок, на котором можно будет погребать «странных». Яркую и ужасающую своей натуралистичной наглядностью картину подобной скудельницы в предместьях Парижа третьей четверти XIX века рисуют братья Гонкуры в своем знаменитом романе «Жермини Ласерте»: «О Париж… город братского сострадания!.. На каждом из твоих кладбищ есть укрытый под стеной постыдный угол, где ты торопишься погрести их (безродных бедняков. – М.К. ), так скудно засыпая землею, что гробы остаются неприкрытыми. Ты наваливаешь, смешиваешь, нагромождаешь мертвых под землю… Этим мертвецам отпущено для гниения так же мало времени, как и пространства: у них отнимают землю прежде, чем она кончит свое дело, прежде, чем их кости приобретут окраску и как бы древность камня, прежде, чем годы уничтожат все, что в них было человеческого, уничтожат воспоминание о плоти. Здесь очистку производят тогда, когда влажный земляной покров – это еще они, когда лопата вонзается еще в них…» А вот как рисует переяславскую скудельницу агиограф преподобного Даниила.

http://pravoslavie.ru/112392.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010