28 февр. 1946 г. Минский и Белорусский архиеп. Василий (Ратмиров) назначил свящ. К. Хомича по просьбе прихожан настоятелем ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Охове. В мае 1947 г. Пинский и Лунинецкий архиеп. Даниил (Юзвьюк) наградил его золотым наперсным крестом. 21 апр. 1950 г. возведен в сан протоиерея. Священник часто беседовал с прихожанами., был прост, щедр, гостеприимен, готов прийти на помощь в трудных ситуациях. 25 янв. 1956 г. переведен Минским и Белорусским митр. Питиримом (Свиридовым) в г. Добруш Гомельской обл. в качестве настоятеля Свято-Николаевского молитвенного дома. Здесь его трудами был достроен храм. 4 сент. 1962 г. Минский и Белорусский архиеп. Варлаам (Борисевич) перевел прот. К. Хомича в Свято-Успенскую ц. в дер. Красное Гомельского р-на и обл. В условиях гонений на Церковь вместе с семьей претерпел здесь немало невзгод; они были вынуждены жить во взятом в аренду бывшем курятнике. В 1969 г. прот. К. Хомич овдовел. По благословению Минского и Белорусского архиеп. Антония (Мельникова) 19 марта следующего года игум. Захарией (Ровинцом) в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-ре был пострижен в монашество с сохранением имени Константин. В этот же день назначен наместником Жировицкого мон-ря. 25 июня 1970 г. возведен в сан архимандрита. В это время в мон-ре пребывал на покое архиеп. Ермоген (Голубев ; † 1978). К. обращался за духовными советами к проживавшему в обители схиархим. Иоанну (Маслову) . Дружеские отношения сложились у К. с Минским митр. Антонием (Мельниковым); митрополит часто посещал мон-рь для бесед с наместником. Эти отношения сохранились и позднее, когда митр. Антоний был переведен на Ленинградскую кафедру. Ежегодно в стенах обители проводились беседы со священнослужителями Минско-Белорусской епархии по различным вопросам пастырской практики. В годы настоятельства К. Жировицкий мон-рь обнесли кирпичным забором, отремонтировали Успенский собор, построили гараж. В 1980 г. К. был награжден 2-м крестом с украшениями, в 1986 г. удостоен права ношения Патриаршего креста в связи с 50-летием священнического служения.

http://pravenc.ru/text/2057010.html

Григорий (Чуков Николай Кириллович) (1870–1955), митрополит. Родился в крестьянской семье. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1895). С 1897 г. священник Петрозаводского кафедрального собора. С 1907 г. – протоиерей. Ректор Олонецкой духовной семинарии (1911–1918). В 1919–1921 гг. настоятель университетской церкви Петра и Павла в Петрограде. Ректор Петроградского богословского института (1920–1922). Настоятель Казанского собора (1921–1922). Арестован в 1922 г., освобожден по амнистии в 1923 году. Настоятель Николо-Богоявленского собора (1924–1935). Выслан из Ленинграда в Саратов в 1935 году. В 1942 г. хиротонисан во епископа Саратовского, с октября 1942 г. – архиепископ. Участник Архиерейского Собора 1943 года. Временно управляющий Волгоградской епархией (1942–1944), Астраханской епархией (1942–1943), Тамбовской епархией (1943–1944). Архиепископ Псковский и Порховский (1944–1945). Временно управляющий Таллиннской епархией (19447–1945?, 19497–1950?), Петрозаводской епархией (1944–1947, 1949–1955), Санкт-Петербургской (1945) епархией (1944–1945), Псковской епархией (1945–1949, 1949–1954), Новгородской епархией (1945–1955), Финляндской епархией (1950–1953). С 1945 г. – митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1946 г. возглавлял Учебный комитет при Священном Синоде. Гримм Иван Давидович, юрист, профессор. В 1918 г. эмигрировал в Финляндию, проживал в Праге; с 1927 г. – в Тарту, читал лекции на юридическом факультете Тартуского университета. В годы оккупации немцами Прибалтики – начальник канцелярии Экзарха Латвии и Эстонии Сергия (Воскресенского). Высказывал идею создания единой, централизованной, влиятельной Русской Церкви на всей контролируемой Третьим рейхом территории. В дальнейшем поступил на службу в штаб генерала Власова, затем – начальник юридического отдела Комитета освобождения народов России (до мая 1945 года). Даниил (Юзвьюк Николай Порфирьевич) (1880–1965), архиепископ. Окончил Жировицкое духовное училище, духовную семинарию. До 1914 г. занимался педагогической деятельностью в духовно-учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(2007) Казачий стан в Северной Италии и его церковная жизнь (1944-1945 гг.)//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. Мюнхен (II). 1-2. С. 23-28. (2007) Die Russische Orthodoxe Kirche und der sowjetische Staat. In: Schriftenreihe des Instituts für vergleichende Staat-Kirche-Forschung. Heft 22: Kirchen und Krisen im Kommunismus. Berlin. S. 60-83. (на немецком языке) (2006) О пастырском окормлении Казачьего Стана в Северной Италии в годы Второй мировой войны//Вестник церковной истории. 2. С. 214-232. (2006) Димитрий (Любимов), епископ//Православная энциклопедия. Т. 15. С. 83-86. (2006) Шкаровский М.В. и священник Феодор Кривонос. Даниил (Юзвьюк), архиепископ//Православная энциклопедия. Т. 14. С. 91-92. (2006) Русская Православная Церковь и власовское движение//Вестник церковной истории (I). 4. С. 150-173. (2006) Духовенство Русского корпуса в Югославии//Новый журнал. Нью-Йорк. Кн. 244. С. 265-283. (2006) Строительство Петроградского (Ленинградского) крематория как средство борьбы с религией//Клио. СПб. 3. С. 158-163. (2006) Введенский Александр Иванович, обновленческий деятель//Большая Российская энциклопедия. Т. 4. С. 678-679. (2006) Общая чаша страданий. Жизнь и подвиг блокадного духовенства//Санкт-Петербургский церковный вестник. 5. С. 22-27. (2006) Почитаемые захоронения Александро-Невской Лавры и их уничтожение в годы советской власти//Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета. 3 (20). С. 60-70. (2006) Казачий стан в Северной Италии 1944-1945//Новый журнал. Нью-Йорк. Кн. 242. С. 202-219. (2006) Тайна перезахоронения мощей святого праведного отца Иоанна Кронштадтского//Приход. 10. С. 51-57. (2006) Антицерковные акции советской власти в Александро-Невской Лавре//Приход. 9. С. 56-58. (2006) Единственный храм в Советском Союзе, возрожденный в период 1960-1980-х гг.//Приход. 8. С. 56-60. (2006) Скит святого Апостола Андрея Первозванного//Приход. 7. С. 56-59. (2006) Монастырь преподобного Иова Почаевского в Словакии//Православный летописец Санкт-Петербурга. 26.

http://bogoslov.ru/person/302151

Малашкевич, в с. Смоловка - некий И. Каркалица. По всей видимости, и в этих случаях речь шла о представителях движения истинно православных христиан, вышедших из подполья в оккупационные годы и пытавшихся продолжить открытое служение в послевоенный период. Последний подобный случай на Минщине зафиксирован в 1948 г. в дер. Скрыль Пуховичского р-на (ГА Минской обл. Ф. 3196. Оп. 2. Д. 3). В 1950 г. был замечен самозваный лжесвященник в с. Киевичи Копыльского р-на. Регистрация общин и духовенства затягивалась из-за отсутствия у священников указов о назначении, к-рые должен был подписать архиеп. Василий (Ратмиров). В марте 1945 г. на приеме у уполномоченного СД РПЦ в Минске он заявил, что не изучил полностью духовенство Белоруссии и поэтому воздерживается назначать тех клириков, о которых не имеет необходимых данных (НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 3. Л. 18). Клириков, принадлежавших к раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) или к Варшавской митрополии, а также к истинно православному движению, архиеп. Василий принимал в молитвенное общение через принесение покаяния в расколе. 30 дек. 1945 г. были назначены новые архиереи для Белоруссии: рукоположен еп. Гродненский и Барановичский Варсонофий (Гриневич) , управляющим Пинско-Брестской епархией назначен заштатный еп. Даниил (Юзвьюк) , арестованный в марте 1950 г. По настоянию архиеп. Василия (Ратмирова) в 1946 г. в состав М. е. была передана из Пинской епархии территория Брестской обл., а из Гродненской епархии - территория Барановичской обл., в связи с чем изменилась титулатура местных архиереев (Пинско-Брестский переименован в Пинско-Лунинецкого, Гродненско-Барановичский - в Гродненско-Лидского). Это было обусловлено финансовыми трудностями восточнобелорус. приходов, для укрепления к-рых необходимо было включить в епархию экономически более сильные западнобелорус. общины. С июня 1945 г. почти во всех областях, кроме Гродненской и Пинской, имелись «областные секретари Минской епархии» и по совместительству - областные благочинные, назначавшиеся, как отмечалось в указах архиепископа Минского, для «связи с областными уполномоченными», а также для координации деятельности районных благочинных. В Минской обл. в 1945 г. было 3 благочиннических округа: Минский, Борисовский и Койдановский. Кадровая политика архиеп. Василия вызывала недовольство со стороны уполномоченных СД РПЦ, поскольку он назначал в основном священнослужителей, к-рые имели церковные заслуги, на ответственные должности ставил западнобелорус. священнослужителей, не пользовавшихся доверием у властей.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

22 мая 1957 г. Ивашковский и Пирожнский сельсоветы Чечельницкого р-на Винницкой обл. были переданы в состав Кодымского р-на Одесской обл., что привело к увеличению числа действующих церквей на 2. К 1 янв. 1958 г. на территории области действовало 295 церквей и молитвенных домов. В 7 церквах служба совершалась ежедневно, а количество храмов, где богослужение проводилось 2-5 раз в году, уменьшилось с 22 до 16. В области было 2 церкви, где служба не совершалась. Количество храмов уменьшалось. В 1958 г. были сняты с регистрации 4 общины, в 1959 г.- 18 общин (в Ксендзовке (ныне Дибровка), Гонрате, Липецком Котовского р-на, в Одессе (церкви Николаевская при бывшем доме трудолюбия и Скорбященская при Стурдзовской богадельне), Василевке Фрунзовского р-на, Визирке, Петровке (ныне Курисово) Коминтерновского (ныне Лиманского) р-на, в пос. Николаевка, с. Сахарово Берёзовского р-на, в селах Илье, Должанка Красноокнянского р-на, в Овидиополе, в селах Крыжовлино, Берёзовка, Гольма Балтского р-на, Байбузовка Савранского р-на, Татарка (ныне Прилиманское) Овидиопольского р-на). Выходом в свет постановления «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» от 13 янв. 1960 г. было положено начало разгрому Херсонско-Одесской епархии. Новый уполномоченный Совета по делам религий по Одесской обл. Е. Ф. Франчук, назначенный в 1960 г., ревностно проводил в жизнь положения постановления: за нарушение советского законодательства 11 клириков были сняты с регистрации, в их числе архиеп. Даниил (Юзвьюк), живший на покое в Измаиле. От сана отреклись священники Багмут, Литвиненко, диак. Черкасский. Митр. Борис (Вик) не оказал сопротивления новой политике властей. В 1960 г. он дал согласие на снятие с регистрации и закрытие 42 церквей (в т. ч. 3 в Одессе), было подготовлено закрытие Покровского мон-ря в Балте, велась работа по ликвидации одесской Архангело-Михайловской обители (по распоряжению митрополита из мон-ря были удалены 40 монахинь и послушниц). 20 июня 1961 г. мон-рь объединили с Рождества Пресвятой Богородицы женским монастырем в с. Александровка Новоивановского (ныне Болградского) р-на. В том же году Одесская ДС была переведена из центра города в гостиничные корпуса Успенского мон-ря. В 1960 г. уменьшился набор в семинарию: вместо 40 чел. было принято 10. Численность семинаристов к сер. 60-х гг. резко сократилась: в 1960 г. их было 136 чел., в 1961 г.- 115, в 1962 г.- 83, в 1963 г.- 65, в 1964 г.- 52 чел.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

В 90-х гг. XX в. в Л. была сформирована совр. структура диоцезов католич. Церкви. В 1997 г. путем выделения территорий из Каунасского архиеп-ства, Панявежского и Тяльшяйского еп-ств было образовано Шяуляйское еп-ство в подчинении Каунасского архиеп-ства. В 2000 г. в Л. создан военный ординариат для духовного окормления военнослужащих-католиков. С 1989 г. в школах Л. постепенно вводилось обучение Закону Божию, законодательно закрепленное в 1991 г. (по выбору родителей может быть заменено уроками светской этики). В том же году была возрождена Федерация атейтининков. К 2000 г. была восстановлена система духовного образования: в наст. время в Л. действуют 3 семинарии - в Каунасе, Вильнюсе и Тяльшяе. В результате нормализации взаимоотношений между гос-вом и Церковью в Л. вырос процент верующих. Согласно переписи 1989 г., католиками назвали себя 58% жителей, а согласно переписи 2011 г.- уже 79%. На 1-й план вышла задача катехизации населения. В окрестностях Вильнюса, где высок процент поляков и белорусов, католич. Церковь способствует установлению их взаимопонимания с литовцами и предотвращению межэтнических конфликтов. Православие в 40-х гг. XX - нач. XXI в. (Об истории Православия в 1914-1941 см. ст. Литовская и Ковенская митрополия .) После занятия Л. войсками нацистской Германии местное правосл. духовенство во главе с митр. Сергием (Воскресенским) осталось в юрисдикции Московского Патриархата. В 1943 г. митр. Сергий отказался признать избрание патриарха Сергия (Страгородского) неканоническим, несмотря на давление со стороны оккупационных властей. 29 апр. 1944 г. его автомобиль, следовавший по шоссе Вильнюс-Каунас, был остановлен недалеко от Круониса людьми в нем. униформе, митрополит и его спутники расстреляны. В должность временно управляющего Литовской и Виленской епархией вступил в сане архиепископа Даниил (Юзвьюк) , который исполнял эти обязанности до нач. июля 1944 г., когда был задержан оккупационными властями и заключен в лагерь Фридрихсвальде, предназначенный для «служителей культа».

http://pravenc.ru/text/2110567.html

В 1942-1943 гг. наместником Ж. м. был подвижник архим. Серафим (Кудрявцев). Его могила за алтарем Явленской ц. почитается как местными жителями, так и паломниками из Польши. В сент. 1944 г., после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, Ж. м. перешел под упр. архиеп. Минского Василия (Ратмирова) . В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Ж. м. были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г., при архиеп. Минском Питириме (Свиридове) , преобразованные в Минскую ДС. До закрытия духовной школы (1964) ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Ж. м. (архимандриты Митрофан (Гутовский) и Леонтий (Бондарь) ). В 1956-1963 гг., при наместнике и ректоре архим. Антонии (Мельникове) , были отреставрированы Никольская, Явленская и Крестовоздвиженская церкви и начата настенная роспись Успенского собора. Архим. Антоний подготовил магист. дис. «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий» (1964). В 1959 г. в Ж. м. поступил афонский постриженик иером. Иероним (Коваль; 1964), впосл. духовник и насельников, и мирян. Его могила за алтарем Георгиевской ц. почиталась паломниками. 19 сент. 2006 г. останки старца перезахоронили на территории Ж. м. за алтарем Крестовоздвиженской ц., рядом с могилой его ученика, старца схиархим. Митрофана (Ильина). В 1960 г. в Жировичи прибыли ок. 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого жен. мон-рей. Сестры привезли в Жировичи святыни - мироточивую Владимирскую икону, список Красностокской иконы Божией Матери , иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, прп. Евфросинии Полоцкой и др. В 1963 г. располагавшаяся в Ж. м. семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу. Наместник мон-ря в 1963-1969 гг. архим. Михей (Хархаров ; впосл. архиепископ Ярославский) отстаивал право Ж. м. на существование. В 1965-1978 гг. в Ж. м. проживал на покое архиеп. Ермоген (Голубев). С монастырем, уч-щем и семинарией были связаны такие иерархи РПЦ, как митрополиты Иоанн (Снычёв) и Леонтий (Бондарь), архиепископы Даниил (Юзвьюк) , Димитрий (Маган) , Феодосий (Ковернинский), Боголеп (Анцух) , Пимен (Хмелевский) , Максим (Кроха) , Афанасий (Кудюк) , Софроний (Будько) , Антоний (Черемисов) , Константин (Горянов) , епископы Мисаил (Крылов), Иннокентий (Сокаль) , Софроний (Ющук) , Иоанн (Хома) , Серафим (Белоножко), Леонид (Филь) и др. В 1970-1987 гг. наместником Ж. м. был архим. Константин (Хомич ; впоследствии архиепископ Брестский и Кобринский). При нем в обители подвизался эконом игум. Евфимий (Байдаков; впосл. схиархим. Порфирий ( 1994)).

http://pravenc.ru/text/182311.html

Не правда и, как писал протоиерей Сергий Окунев, «самое главное» – неподсудность всех без исключения архиереев Московского Патриархата, которые якобы даже «никогда не подвергались никакой критике со стороны средств массовой информации», никакому «преследованию или унижению». Между тем репрессии архиереев в послевоенное время были достаточно распространенным явлением. Так были арестованы и осуждены все семь архиереев Автономной Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата, дождавшиеся прихода советских войск. Жестоким репрессиям подвергались некоторые вернувшиеся из эмиграции в СССР архиереи: митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Даниил (Юзвьюк). Арестовывали органы госбезопасности и никак не связанных с оккупацией или заграницей архиереев: в 1948 г. был репрессирован епископ Чкаловский (Оренбургский) Мануил, в 1949 г. осужден на 10 лет заключения епископ Красноярский, в 1960 г. осужден на 3 года архиепископ Казанский Иов, в 1961 г. арестован архиепископ Иркутский Вениамин, который через два года скончался в заключении и т.д. Относительно других форм преследования примеров можно привести еще больше. Достаточно сказать, что даже «второй человек» в Московской Патриархии, председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) за попытку организации сопротивления хрущевским гонениям в 1960 г. был смещен со всех своих постов и в следующем году умер при странных обстоятельствах (существует версия о его отравлении КГБ); кроме того, вскоре был снесен дом, где жил владыка Николай, и закрыт храм, в котором он служил. Последний по времени пример преследований – трагическая судьба архиепископа Ермогена (Голубева).  Конечно, в составе епископата были разные люди, в том числе сильно запятнавшие свою репутацию. Однако автор статьи всех «мажет одной краской», в частности, абсолютно голословно утверждает, что «ни разу за все время советского режима ни один архиерей не защитил ни одного из своих прихожан или священников, попавших в немилость». В опровержение достаточно привести пример еще одного очень известного архиерея – председателя Учебного комитета Московской Патриархии митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). Он привлекал к преподаванию и учебе в духовных школах и защищал от преследований десятки вызывавших негативную реакцию у советских органов власти священнослужителей и мирян. Так, когда в 1953 г. был арестован и осужден на 10 лет профессор Ленинградской духовной академии А. И. Макаровский, владыка Григорий 9 июля написал письмо в его защиту председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпову, затем 12 ноября – еще одно подобное обращение. В результате, в конце того же года Макаровский был освобожден и вернулся к преподаванию в академии. И это не единственный подобный случай. Что же говорить о деятельности таких исповедников как архиепископ Ермоген (Голубев) и св. архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

http://pravoslavie.ru/474.html

Однажды, во время пира царь Валтасар, для поругания Бога истинного и восхваления своих идолов, приказал принести сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма, и пил из них сам и все присутствовавшие с ним. За такое кощунство последовал суд Божий: в воздухе явилась рука, которая писала на стене какие-то слова. Валтасар затрепетал от ужаса и закричал, чтобы привели к нему гадателей. Пришли мудрецы вавилонские, но никто из них не мог даже прочитать написанного. Пришедшая же в это время в палату царица сказала Валтасару: " Не смущайся, царь. Есть в царстве твоем человек, в котором дух Святого Бога, - это Даниил. Он объяснит значение слов " . Даниил был в то время удален от царского двора. Когда введен был Даниил, царь сказал ему: " Если ты можешь прочитать и объяснить написанное, то будешь облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и будешь третьим властелином в царстве " . Даниил от наград отказался. Он напомнил царю, как Бог вразумил возгордившегося Навуходоносора. " И ты, царь, зная все это, не смирил сердца своего, восстал против Господа небес и пил из сосудов Дома Его, величал бездушных идолов, а Бога, в руке Которого дыхание твое и все пути твои, ты не прославил. За это и послал Бог руку, начертавшую эти письмена. Вот что написано: мене, текел, фарес: мене значит - исчислил Бог твое царство и положил ему конец; текел значит - взвесил тебя и нашел очень легким; фарес значит - разделил твое царство и отдал мидянам и персам. Царь сразу же наградил Даниила, как обещал. В ту же самую ночь войска мидян и персов под водительством царя Кира персидского вторгнулись в город и овладели им. Валтасар был убит. Так пало царство Вавилонское. На место его явилось царство мидо-персидское, - серебряное по сновидению Навуходоносора, как объяснил ему тогда пророк Даниил. Царь персидский Кир поставил царем в Вавилоне Дария мидянина. Мидийско-персидское владычество. Пророк Даниил во рве львином Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, а потом хотел даже ему одному поручить управление царством. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел, в продолжении тридцати дней, обращаться с просьбою ни к какому богу, ни к человеку, кроме самого царя. Если же кто нарушит это приказание, того бросить в львиный ров. Царь согласился. Но пророк Даниил, как и прежде, не переставал каждый день молиться Богу и просить себе у Него милости. Враги его донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и принужден был разрешить бросить Даниила ко львам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил. За 600 лет до Рождества Христова Иерусалим был завоеван царем Вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости и воспитать в роскоши при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать Божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоявших рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая его ( Дан.3:26–90 ). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («мене, текел, упарсин»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил по наветам своих врагов был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущный, и царство его несокрушимо, и Владычество его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевавшем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих – тяжкий плен Вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» ( Дан.9:18 ). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010