У киржачского строителя была тоже мысль превратить Повесть о житии подвижника в житие прославленного святого, и он последовательно заменяет слово «старец» выражением «преподобный отец наш Даниил». Но у него не заметно желания сокращать рассказа, наоборот видно стремление распространить его. Распространение, прежде всего, коснулось самой неустойчивой части текста Жития преп. Даниила – заглавий, причем в редакции Александра заглавия полнее и точнее передают содержание рассказа. Примеры: 1-я ред. Заглавие – «о келиях», в редакции Александра – «Заповедь преп. Даниила о еже не быти высоким келлиям в монастыре»; 1-я ред.: «О учении Ивану и Василию», ред. Александра: «О беседе преп. отца Даниила со Иоанновою и Василиевою материю, именем Варварою»; 1-я ред.: «о смирении», ред. Александра: «О увещании Немчина Иоанна и жены его Наталии купно с ними и Григория Изединова». Некоторые заглавия поставлены вновь, дробя главы рассказа («о прохождении святого в Пафнутьев монастырь», «о прохождении во град Переаславль» «о приходе родных братий его» и пр.). Рабски следуя в общем нити рассказа по древней редакции, Александр в двух местах перенес часть текста из одной главы в другую. Похвала вел. кн. Ивану III из «зачала» (см. 6 стр.) перенесена у него в предисловие после упоминания имени этого князя; о боярах Челядниных сведение, что один был дворецкий, другой конюший, перенесено у Александра из конца главы «о совещании святого о церковном здании» в начало предшествующей (см. стр. 22 и 20, прим.). Есть один пропуск в несколько строк сравнительно с древним текстом – пред главою «Повесть чудна» (см. 67 стр.). Язык редакции Александра значительно разнится от древнего, встречаются неологизмы – «история», «силлогизмы» (в предисловии), одни слова свободно заменяются другими (иноци – монахи, поставити – воздвигнути, испытатель – свидетель), изложение плавное. Перо киржачского строителя было бойкое и его работу никак нельзя назвать плохою. В этой вероятно редакции Житие преп. Даниила известно нам по следующим рукописям:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Теперь следует остановиться на писательских трудах митрополита Афанасия. Самым первым известным нам произведением, вышедшим из-под его пера, является Житие преподобного Даниила Переяславского. В. Ключевский дает такую характеристику ему: «К самым обширным и лучшим биографиям Макарьевского времени принадлежит Житие Даниила Переяславского, преставившегося 7 апреля 1540 года» 578 . С. Смирнов относит благословение митрополита Макария и повеление царя о написании Жития ко времени между 7 апреля 1553 г. и 7 апреля 1554 года 579 . Сам автор говорит следующее по этому поводу: «Многажды же в повестех глаголанно бе о сем старце и у самого самодержца благочестиваго и Великаго князя Иваня Васильевича, внука же Великаго князя Ивана Васильевичя стараго, такоже и у Пресвященнейшаго митрополита Макария, воспоминаемо бяше житие его, и писати намо повелеваху» 580 . Царское и митрополичье единодушие в этом вопросе вполне понятно. Для Иоанна Грозного преподобный – крестный отец; для святителя – духовный друг и постриженник того же монастыря преподобного – Пафнутия Боровского: «Бяху бо архиепископ Макарий [Новгородский, будущий митрополит – а. М.] з Данилом единыя обители пострижение имущи. Архиепископ же духовную любовь имяше к старцу и потребная монастырю посылаше» 581 . На последние годы жизни святителя, т. е. когда будущий митрополит Афанасий подвизался иноком в Чудовом монастыре, приходится его труд по составлению и редактированию Книги Степенной царского родословия. Исследователь этого памятника П. Васенко говорит о времени его составления: «Есть данные для предположения, что временем составления Степенной были 1560–1563 гг. Во всяком случае можно утверждать, что окончательная обработка Степенной относится к марту-декабрю 1563 года» 584 . Современная точка зрения – к 1560 г. Степенная книга была составлена, но потом до марта 1563 г. были внесены некоторые дополнения 585 . Чудовский инок под мудрым руководством святителя Макария явился преемником и продолжателем трудов первого русского историка, киево-печерского подвижника преподобного Нестора летописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Благочестие, сводящееся по преимуществу к внешности и формальности, к букве закона, известная узость религиозного воззрения бывает связана с нетерпимостью и фанатизмом, со склонностью выдвигать представление о Боге карающем и грозном, идею неумолимой справедливости; эта идея заслоняет идею милосердия; религиозное начало получает характер суровый и мрачный. Такие черты я не раз отметил выше в тех же житиях; они проявляются в безусловно отрицательном отношении к миру и особенно к женщине (напр. в житии Пафнутия Боровского), в многочисленных рассказах о карательном отношении святого к согрешающим и осуждении их, о тяжких наказаниях, постигающих грешников и на этом и на том свете, и т. п. (жития и чудеса Пафнутия, Иосифа, митрополита Ионы, Волоколамский патерик); но те же черты были не раз уже отмечены историками русской литературы и жизни в литературной и общественной деетельности Иосифа Волоцкого и его последователей. То же значение имеет одобрение, с каким некоторые из этих памятников относятся к насильственному обращению неверных и заблуждающихся (жития Пафнутия, Иосифа, Патерик); и совершенно такое же направление мысли проводил Иосиф, глава школы. Как далеко заходил он в этом отношении, слишком известно и из его собственных произведений („Просветитель» и отдельные послания, не вошедшие в состав последнего) и из других памятников, относящихся к вопросу о борьбе с ересью жидовствующих. Практическое направление мысли и деятельности, отражение которого мы находим в некоторых житиях, также составляет, как известно, характерную черту „иосифлянства» (в этом отношении из житий особенно обращает внимание анонимное житие Иосифа, освещающее утилитарный характер морали в данной среде). На почве этого практицизма основывалась и горячая защита иосифлянами (против заволждев) монастырского землевладения; признание законности его отразилось и в житиях данной группы (особенно Пафнутия, Иосифа; также Даниила Переяславского). Далее, близость к великому князю и его дому Пафнутия, Иосифа, Кассиана Босого и других преподобных данной группы, близость, о которой говорят их жития (та же подробность опять сближает с ними житие Даниила Переяславского), хорошо известна и из истории и была не раз характеризована: крепкая связь с великим князем и преданность его власти являются одной из видных особенностей в деятельности иосифлян; они пользуются услугами светской власти и в свою очередь служат этой последней, подчиняя ей церковь и церковные дела, нередко даже отодвигая на второй план высшие, чисто религиозные и нравственные интересы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вторая часть имеет название «О Божий сотворении тричастнем». Она «ставит своею целью ради вразумления тех же неверных раскрыть «троичность» во всех ее проявлениях, проследить ее не только в событиях священной истории, но и во всех формах бытия, в духовном и телесном естестве человека, в явлениях природы» (54, с. 174) . Эта часть заканчивается молитвенным обращением к Святой Троице, что служит переходом к последней части, имеющей название «Молитва ко Господу Богу, Пресвятой и Пребезначалней Неразделней и Неразлучней Троицы». Обращает на себя внимание уставное указание ее совершения. «Сия молитва на 100 стих, глаголя кийждо стих по поклону, аще волиши и по трижды стих» (52, с. 102) 15 . Таким образом, мысль автора ясна – наряду с богословскими обличениями первейшее место имеет молитва. Перу священника Ермолая принадлежат тропари разным святым, Пасхалия, жития благоверных Петра и Февронии Муромских, святителя Рязанского Василия, поучения нравственного содержания, наконец, публицистические произведения (4, с. 109–142) . Нельзя не сказать несколько слов о составителе Степенной Книги – священнике Андрее. Он родом из Переяславля, был духовным сыном преподобного Даниила Переяславского, духовного друга святителя Макария, позднее – стал духовником царя Иоанна Грозного. Он – участник Казанского похода, монашеский постриг принял в митрополичьем Чудовом монастыре, а после кончины Митрополита Макария явился его преемником на кафедре. Главным трудом священника Андрея является созданная в начале 60-х годов XVI века Книга Степенная царского родословия. Будучи чудовским иноком, он под мудрым руководством святителя Макария продолжает и развивает церковно-исторические традиции, заложенные отцом русской истории киево-печерским подвижником преподобным Нестором Летописцем. Но в созданной им Степенной книге история излагается не по годам, как в летописях, а по степеням русских князей и митрополитов. Академик Д. С. Лихачев характеризует ее так: «Степенная книга – это как бы путеводитель по современной Руси – святой и державной – но путеводитель, который сам является достопримечательностью и святыней. Степенная книга – это как бы икона «всех святых» Московского государства, икона, в которой временному придан вневременный смысл» (55, с. 280; 56. с. 259–292) . Позднее составитель трудился над составлением пространной редакции Хронографа. Ему же принадлежат написание жития преподобного Даниила Переяславского и другие произведения (57, с. 250–253) .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Великий князь Василий Иванович обещал сам заботиться об удовлетворении нужд монастыря и сдержал свое обещание: у монастыря появилась вотчина – сельцо Будовское. Даже после смерти преподобного Даниила царь Иван не оставлял монастырь своею милостью и очень внимательно относился к нуждам обители своего крестного отца, преподобного Даниила. Монастырю были пожалованы несколько сел в Переяславском уезде, население которых было освобождено от всякой дани, кроме трудов в пользу обители. Царем Федором Ивановичем было закреплено и подтверждено за обителью все ранее приобретенное. Много сделали для монастыря князья Барятинские, принадлежавшие по своему происхождению к царскому роду Рюриковичей. На средства князя Ивана Петровича Барятинского были построены каменные храмы, колокольня, братский корпус с кельями, различные пристройки. А сам князь позже, в 1696 году, принял постриг в монастыре с именем Ефрем, там и почил в 1701 году. В 1709–1726 годы архимандритом Данилова монастыря был Варлаам (Высоцкий; † 1737) – духовник царственных особ, среди которых царица Наталья Кирилловна, Екатерина Алексеевна I и царевны Наталья Алексеевна, Екатерина Алексеевна и другие, которые одаривали монастырь своей милостью. Государи Иван и Петр Алексеевичи пожаловали монастырю золоченые ризы, покровы и воздухи, а также золоченую сень и бархатные ризы на гроб преподобному. Кроме преподобного Даниила, в монастыре подвизались преподобный Герасим Болдинский (память 1 мая). Пройдя духовную школу при старце Данииле в монастыре в течение 26 лет, Герасим удалился для отшельнического подвига, а позже создал монастырь в Болдино. Первое житие преподобного Даниила Переяславского было составлено митрополитом Московским и всея Руси Афанасием, особо почитавшим старца. Родом из Переславля-Залесского, Андрей (имя владыки в миру) был учеником преподобного, который предсказал ему, тогда еще протопопу, о его высоком будущем служении. Храмы монастыря в разное время расписывались известными мастерами: знаменитыми костромскими живописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, переяславскими иконописцами Казариными (иконостас и иконы).

http://pravoslavie.ru/4372.html

Вассиян сам писал в своём оправдании: „веси самь, Иосифе, и во св. правилах, что вдовцам чистым повелевают служити... А о селех не подобает монастырем сел держати; у соборных церквей у мирских повелевают св. правила земли держати, но не епископу ими владети, ни попом, но все церковное богатство ведати иконому и давать от него со епископля доклада причетникам церковным всем. А иноком не подобает богатствовати и земель держати, понеже отреклися сего всего“. Ркп. Синод. библ. 738. 77 Ист. иер. V. 211–213. Ркп. святцы: „преп. Нил начальник Сорского скитского жития на Белоозере, преставися в лет. 7016“. Так по старшему списку. В Отенских святцах: „преп. Нил, начальник Сорские пустыни скитского жития на Беле озере, преставися в лето 7016 (1508) априлия в 7 день“. Тот же месяц и число кончины – в святцах общ. ист. 231. и в третьем ещё списке. В словаре святых, стр. 214, днём кончины показано 7 мая, но едва ли это не день одной памяти, установленной по чудесному событию. 79 Предание или наставление преп. Нила напеч. в ист. иер. V, 214–236, но не исправно. Исправнее – новое издание: преп. Нила предание, М. 1849 г. Письма ещё не изданы. 80 Ркп. житие преп. Даниила у Толстого II, 296. Ундольского 301. Оно же с малыми переменами в степ. кн. 2, 218–236. В Русск. врем. 3 2, 303–315. Сочинитель жития, – ученик преп. Даниила, писал спустя 13 лет после кончины Даниила, след. в 1553 г. „Трем на десять летом минувшим, отселе же старец к Богу отъиде и нигде же ни от кого писано видех, ни слышах, о житии его, еже мнози в повестех похваляюще обношаху... Запрещения старча бояхся. Понеже, еще жив сый, по часту в поучении глагола нам, не повелеваше никому же самохотением писати о св. отцех, аще не извещен будет от Бога или от власти“. 81 На древней гробнице преподобного написано: „поживе лет всех мало вяще осмдесять... преставися апреля 7 1540“. Следов. родился 1459 г. 82 О. Свирелин (о начале Данилова монаст., стр. 6) пишет, что преп. Даниил „в 1490 г. по кончине преп. Пафнутия прибыл в Переславский Никитский монастырь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подобно своему отцу, князь Даниил отличался не только воинской удалью и храбростью, но кротостью и миролюбием. Именно благодаря этим качествам князя ему часто удавалось предотвратить кровопролития между братьями. Так, однажды, желая восстановить справедливость, он поддержал своего брата Андрея в его борьбе против другого брата – Димитрия. Однако при первой же встрече у города Дмитрова три брата заключили мир, не вступая в военные действия. В другой раз уже Андрей проявил несправедливость и хотел завладеть городом Переславлем-Залесским, вотчиной брата Димитрия. Князь Даниил смело встал на защиту справедливости, не считаясь с тем, что Андрей был его недавним союзником. Он собрал вместе с братьями ополчение и вышел на встречу Андреевых войск. Но и в этот раз стремление к миру победило, и кровопролития удалось избежать. Братья признали правоту Даниила и заключили мир. В 1301 году на съезде русских князей в Дмитрове опять разгорелась ссора между братьями, и вновь Даниил призвал к справедливости и убедил братьев разойтись полюбовно. Даниил никогда не брался за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей. В 1300 году рязанский князь Константин решил подчинить себе Московское княжество и призвал себе на помощь ордынское войско. Не дожидаясь нападения, князь Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество ордынцев. Это была первая победа над войском Золотой Орды. Победа негромкая, но замечательная – как первый порыв к свободе Руси от монгольского ига. Разбив рязанского князя, Даниил не воспользовался победой, чтобы отобрать его земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания и братолюбия. Он держал у себя в Москве брата не как пленника, а как гостя, тем и примирил его с собой. За это неустанное стремление к единению и миру уважали и любили князя Даниила. Его приглашали на княжение в Великий Новгород, племянник Даниила князь Иван Дмитриевич, умирая бездетным, завещал ему Переяславское княжество. Даниил остался верен Москве. Он не стал переносить столицу княжества в более сильный и многолюдный Переяславль. Этим было положено начало объединению Русской земли в единую державу. Так из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица. Скудный московский удел еще при жизни Даниила сделался великим княжеством Московским, а сам он без кровопролития и междоусобных браней стал первым московским великим князем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Греческий Николаевский мужеский, Ставропигиальный, 2-го класса степенью 26, в Москве в Китае городе, отданный в 1669 г. Царем Алексеем Михайловичем Архимандриту Иверского монастыря Пахомию за принесенную им точную копию с образа Иверской Богородицы. В нем две церкви: 1) Соборная двухэтажная, в верхнем этаже престол во имя Успения Божией Матери, а в нижнем во имя Николая Чудотворца; 2) над часовней во имя Св. Константина и Елены. Грозовский Иоаннобогословский мужеский, заштатный, Минской Епархии в местечке Грозове; построен в 1600 г.; в нем церковь соборная во имя Св. Иоанна Богослова; настоятельство Архимандричье. Давидова заштатная пустыня, Московской Епархии в 23 верстах от города Серпухова; построена в 1515 году при Великом Князе Василии Иоанновиче. В ней церковь Соборная во имя Вознесения Господня и другая во имя Успения Божией Матери, с приделом во имя Знамения Божией Матери, в которой почивают мощи Преподобного Давида, основателя сей пустыни. Далматов Успенский мужеский, 3-го класса, Пермской Епархии в городе Далматове; основан в 1644 г. Строителем Далматом. В нем церковь Соборная во имя Успения Божией Матери в верхнем этаже, а в нижнем во имя Рождества Христова; 2) во имя Св. Иоанна Богослова. Данилов мужеский, 3-го класса, степенью 4, в Москве за Серпуховскими воротами на берегу реки Москвы; построен в XIII столетии Св. Благоверным Князем Московским Даниилом Александровичем, сыном Благоверного Князя Александра Невского; потом при Царе Иоанне Васильевиче возобновлен. В нем церковь соборная двухэтажная, из коих верхняя во имя семи Вселенских соборов, в которой почивают открыты Св. мощи Благоверного Князя Даниила, преставившегося в 1303 году, марта 4 дня, а обретенные в 1652 года Августа 30 дня, а внизу во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Даниила Столпника; под колокольней церковь во имя Св. Симеона Столпника. – Монастырь сей управляется Архимандритом. Данилов мужеский, 2-го класса, степенью 16, Владимирской Епархии при городе Переславле-Залесском; построен в 1508 г. В нем соборная церковь во имя Святой Троицы с приделом во имя Преподобного Даниила Переяславского Чудотв., возобновленным и освященным вновь в 1813 году; в сем приделе почивают Св. мощи Преподобного Даниила, обретенные в 1652 году ноября 17 дня; служба сему Преподобному совершается в обители сей апреля 7-го в день преставления его (1510), 30 декабря в день свидетельствования мощей его и октября 16 дня в воспоминание преложения оных в новую раку. 2) Церковь во имя Похвалы Богородицы с приделом во имя Преподоб. Сергия Радонежского. В числе примечательных вещей в обители сей находится икона Тихвинской Богородицы, принесенная Преподобным Даниилом из Пафнутиева Боровского монастыря. В соборной церкви Св. Троицы на престоле одежда серебряная чеканная с позолотой; на ней изображены: тайная вечеря, положение во гробе, восстание от гроба Христа Спасителя и Успение Божией Матери, устроенная Г. Мещаниновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рассказ не отличается литературными достоинствами. Перо автора по местам беспомощно: не может справляться с употреблением грамматических лиц, отличается повторением одного слова (стр. 91: «и братию неоскудною пищею препокоити и приходящии упокоити, такоже многою пищею покоити»). Повесть об обретении мощей потерпела два сокращения. Первая краткая редакция Повести содержится в рукописи 1662 года б-ки Ундольского 301, лл. 87 об.–92. Так как самое обретение произошло в 1652 году, то сокращение Повести совершилось на первом десятке лет после этого события. Рассказ здесь разбит на два отдела: «Слов о Иоанне, како житель бысть обители преподобного». Нач.: «Во окрестных странах преславного царствующего града Москвы»... и «Слов о явлении преподобного Даниила служебнику Иоанну». Нач.: «Сему убо блаженному Иоанну повелением настоятеля»... Рассказ сильно сокращен. Опущены имена лиц, при которых случилось событие – настоятеля монастыря, царя и патриарха. С некоторой подробностью передается по полной редакции рассказ об исцелении бесноватых (что опущено второй сокращенной редакцией). Самая видная особенность данной редакции – это ссылка на «кратичный лист», перечисляющий главных участников освидетельствования мощей и самый этот лист кратичный, помещенный в той же рукописи ниже, на л. 125 об. 60 Главные участники торжественного открытия мощей перечислены и в полной редакции «Слова» во всем согласно с кратичным листом за одним исключением: игумен Федоровского монастыря (ныне женского) назван в листе Леонидом, в Повести же Вавилой. И по-видимому это последнее вернее 61 . Отсюда едва ли будет правильно считать лист кратичный официальной записью Ионы митрополита о свидетельстве мощей 62 . [Что митрополит Иона писал эпистолию к царю и патриарху после освидетельствования мощей вместе с описанием чудес преподобного Даниила, это несомненно (см. стр. 95, 104). Но эпистолия эта, к сожалению, остается неизвестной]. Вторая сокращенная редакция Повести известна нам по трем рукописям XVIII в.: Данилова монастыря 14, лл. 199–208; Ундольского 1026 и гр. Уварова 1139 (185) лл. 190–197. Начинается она теми же словами, что и первая редакция, кончая – «и ленивому роду нашему», затем, опустив подробности о поступлении служебника Иоанна в Данилов монастырь, обращается к отделу «О явлении преподобного Даниила, како явися Иоанну»: «Сему убо Иоанну»... Рассказ о обретении сокращен приблизительно на столько же, как во второй редакции, но по своему: имена настоятеля Данилова монастыря, царя и патриарха приводятся; рассказ о бесноватых заменен общими фразами об их исцелении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

40 об.). Братья в унынии уже „еже жити не надеяхуся» и обратились с молением к Даниилу; последний „зakohonoлoжehie тихоново похвали», но вместе с тем преподал ему наставление, что от каждого надо требовать подвига по силе; Тихон с миром ушел к Москве. Таким образом и с этим пришельцем иноки Даниилова монастыря не поладили, за излишнюю суровость его требований, как дает нам понять биограф. Резюмируя наши замечания по поводу жития Даниила Переяславского, можно указать следующие черты в нем: 1) образ мыслей, его проникающий (который может быть вменен и биографу, и самому Даниилу и, по-видимому, является господствующим вообще в его монастыре), представляется родственным тому, который отразился в рассмотренных выше агиобиографических памятниках волоколамских и боровских: то же в основании понимание задач иноческого подвига, культ внешнего благочестия; любовь к легенде и легендарным представлениям, в частности демонологическим (последняя черта менее ясно выражена); с другой стороны, культ власти московского государя (рисуется в житии и близость к нему святого и его обители); 2) житие дает указания на разногласие между Даниилом с его иноками и другими лицами, приходящими в монастырь со стороны, разногласие, которое по-видимому основывается на различии в образе мыслей и в убеждениях той и другой стороны. Жития после Макарьевского времени Прочие жития святых, на которых я считаю нужным остановиться, писаны уже после митрополита Макария, в конце 3-й и в течение последней четверти XVI века, отчасти уже в XVII веке. Эти жития рассмотрены В. О. Ключевским очень кратко: „литературное однообразие житий после Макария, говорит он, позволяет ограничиться перечнем их в хронологическом порядке» 369 ; между тем и здесь среди однообразия можно найти и более или менее характерные различия. По связи с рассмотренным выше житием Даниила Переяславского обращаюсь к житию его ученика и постриженника, Герасима Болдинского († 1554; память 1 мая); оно писано в конце XVI в., но „не позднее 1586 г.», болдинским игуменом Антонием, учеником Герасима 370 , следовательно, подобно большинству житий русских подвижников, писано на месте подвигов и жизни святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010