гл. Иер. 27 и Иер. 28 ), служит, состоит в рабстве у чужих=у язычников. «Спасение», избавление от страданий совершится, когда иго будет разрушено и узы порваны. И если в продолжение плена израильтяне не переставали покланяться чужим богам (ср. Иер. 11:13 ); если плен продолжался, пока идолопоклонство между евреями не прекратилось: то конец плена совпадет с их обращением к Господу. Обращение к Господу, возобновление служения Ему, послушания Его заповедям означало бы возвращение к верности тому завету, который заключен между Богом и Израилем при выходе последнего из Египта, и который сопровождался обетованием, что Израиль, в случае своей верности завету, станет и останется независимым владетелем страны обетованной (ср. Иер. 11:4, 5 ). Независимое обладание страною предполагало бы у евреев независимое правительство, своего царя. цр ихъ возставлю. Эти слова могли бы значить: Я возставлю их народную независимость под скипетром их древнего царского дома, ведущего свой род от Давида. Но пророк говорит не о потомстве Давида, но о самом Давиде. И его слова напоминают пророчество Осии ( Ос. 3:5 ): обратятся сыны Израилевы, и взыщут Господа, Бога своего, и Давида, царя своего, и могут быть еще более уяснены по сравнению с словами Божиими у Иезекииля: и поставлю над ними одного Пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида... Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди их ( Иез. 34:23, 24, 37:24  и сл.). Замечательно, что в предсказании пророка Иезекииля воцарение Давида соединяется для народа с очищением его и с заключением вечного завета между Богом и народом. Значит, этот второй Давид есть «спасающий людей от грехов их ( Мф. 1:21 ) Сын Всевышняго», Которому «Господь Бог дал престол Давида, отца Его» ( Лк. 1:32 ). Иер. 30:10 10. Сег ради ты не бойс, рабе мой глаголетъ Гдь, ни устрашайс, к се азъ спас т из земл и см тво из земл ихъ: и возвратитс паки и и вскаг добра исполненъ бдетъ, и не бдетъ устрашай т. 10. И ты, раб Мой, Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Искушение, которое повлекло за собой целую цепь трагических событий, настигло Давида, когда он взошел на вершину власти. Годы скитаний позади. Бывший пастух, помазанник Божий, военачальник завистливого царя Саула, давно уже сам царь. Его армия так сильна, что он уже не считает нужным лично усмирять неприятеля. В центре его столицы высится роскошный дворец. Особое, чисто восточное величие придает его двору быстро разрастающееся семейство – в Библии упоминаются имена восьми жен царя, а были еще и наложницы. В свободное от государственных дел время мудрый правитель Давид разбирает тяжбы подданных – он проницательный судья. Казалось бы, благословение Божие неизменно почивает на Давиде. «Однажды под вечер, встав с постели, – начинает рассказ о грехопадении Давида Библия, – он прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива». И послал Давид разведать, кто она. Ему ответили, что это Вирсавия – жена Урии, храброго воина, находившегося в тот момент на поле боя. Одно это должно было бы охладить пыл Давида: к браку на Древнем Востоке относились с почтением. Но нет, известие о том, что перед ним жена воина, не стало преградой: по-видимому, Давид уже давно отвык отказывать себе хоть в чем-то. Как сказано в Библии: «Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею». Через некоторое время, «сделавшись беременною», Вирсавия сообщает об этом царю. По закону Моисея за прелюбодеяние обоим виновникам полагалась смерть, поэтому Давид решает вызвать из войска Урию – под предлогом того, что хотел бы узнать от него новости с поля боя. Ход мысли Давида прост: после приезда Урии домой беременность Вирсавии не вызывала бы вопросов. Поговорив с ничего не подозревающим Урией, Давид милостиво отпускает его: «Иди домой, омой ноги свои». И вслед, в знак особой чести, посылает кушанья со своего стола. Каково же было удивление Давида, когда на следующее утро он узнал, что Урия к красавице жене не пошел, а ночевал с воинами у ворот царского дворца. Вечером Давид опять зовет к себе храброго воина и на этот раз не только кормит его, но и поит вином. Расчет Давида не оправдался и на этот раз: ночевать домой Урия не пошел.

http://pravoslavie.ru/46742.html

Подобно другим государям востока, Давид имел несколько жен и наложниц; связанная с этим роскошь и пышность царского двора имели изнеживающее и расслабляющее влияние на нравственную природу Давида. Поэтому, когда однажды, гуляя на кровле своего дворца, он увидал на соседнем дворе купающуюся красивую женщину, то не захотел подавить в себе преступной страсти, а приказал привести женщину к себе. Женщина эта, по имени Вирсавия, была женою одного из военачальников Давида Урии, бывшего в то время в походе, и сделалась от царя беременною. Узнав об этом, Давид сначала пытался скрыть свой грех от мужа, для чего и призвал его к жене в Иерусалим, но когда это не удалось, приказал своему главнокомандующему поставить Урию во время сражения в наиболее опасное место. Урия был убит в сражении, а Вирсавия сделалась женою Давида и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа. Для обличения царя пришел к нему пророк Нафан, который сказал Давиду именем Господним: — Зачем ты пренебрег слово Господа, сделал злое пред очами Его? И так не отступит меч от дома твоего вовеки за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии. Вместе с тем пророк предсказал скорую смерть ребенка, родившегося от Вирсавии. Дитя действительно заболело, семь дней молился Давид о ребенке в полном уединении без пищи и без сна. Когда дитя скончалось, Давид смиренно покорился воле Божией, покорность эта была столь же совершенна, как искренно и глубоко было его раскаяние в соделанном грехе, сокрушение его сердца выразилось в пламенном покаянном псалме, который навсегда стал покаянной молитвой всякого кающегося грешника ( Пс. 50 ). Суд Божий за совершенное преступление вскоре сказался в семействе Давида целым рядом гнусных и кровавых событий. Между двумя любимыми сыновьями Давида от разных жен, красавцами Амноном и Авессаломом, возгорелась смертельная вражда за то, что Амнон оскорбил сестру Авессалома — Фамар, а брат отмстил за это бесчестие Амнону, изменнически убив его во время пира, и бежал из страны. Горько оплакивал царь потерю детей-любимцев и только через несколько лет дозволил Авессалому возвратиться к царскому дворцу. За эту высокую милость преступный сын отплатил отцу черной неблагодарностью. Он возбудил восстание против престарелого уже Давида; благодаря своей угодливости и льстивомуучастью к нуждам простого народа Авессалом сумел собрать около себя множество приверженцев и провозгласил себя царем в Хевроне; составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома.

http://azbyka.ru/fiction/pomyani-gospodi...

После того как ему было предсказано, что он умрет, отряды Саула в решающей битве были смяты, обратились в бегство. Погибли все три сына царя и сам Саул был изранен стрелами, однако, не умер, но не желая попасть в плен, бросился грудью на собственный меч и покончил жизнь самоубийством. Даже перед лицом смертельной опасности этот человек дал волю той неуемной гордости, которая всегда в нем присутствовала. Опасаясь надругательства над собственным телом, он просил своего оруженосца, чтобы тот убил его, пресек жизнь. Оруженосец отказался это сделать. Отказался, во-первых, избегая прямого нарушения шестой заповеди, и во-вторых, избегая пролития царской крови. Смерть Иудейского царя означала полное торжество Филистимлян, отныне они чувствовали себя хозяевами во всей стране. Тела Саула и его сыновей были повешены на стене крепости Беф-Сана, как трофеи. Ночью жители Иависа, некогда спасенного Саулом, сняли трупы и предали их погребению. Давида глубоко поразило известие о смерти Саула и Ионафана, и хотя были вражда и соперничество с царским домом, он невольно выражал эту скорбь и написал по смерти Ионафана прекрасную лирическую поэму: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем... Дочери Израильские! плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!» (2 Цар. 1, 19-27). Вторая Книга Царств История царствования Давида и его сына и преемника Соломона излагается во 2 книге Царств и 1 и 2 книгах Паралипоменон. 2 книга Царств может быть условно разделена на 3 части. Первые четыре главы объемлют предварительное царствование Давида над коленом Иудиным, когда столица его была расположена в Хевроне и когда Иерусалим не был еще в руках народа Божия. Главы с 5 по 10 рассказывают о царствовании Давида над всем народом израильским от взятия Иерусалима до основного грехопадения Давида. Третья часть с 11 по 18 главы, т.е. до конца книги Царств говорит о тех обстояниях, которые явились духовными последствиями угасания духа в самой личности Давида и явились духовными последствиями его греха.

http://sedmitza.ru/lib/text/432129/

После того как Саул нарушил волю Бога, Господь тайно послал Самуила помазать нового царя в Вифлеем. Тот пришел к Иессею и призвал его сыновей. Отец последовательно подводил к пророку своих детей, но всех их Господь признал недостойными. – Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце, – сказал Бог. Тогда Самуил спросил Иессея, все ли его дети здесь. На что тот ответил, что есть еще младший, Давид, который пасет овец. Привели его, и сказал Бог: – Помажь его. Это он. И Самуил возлил рог священного елея на голову Давида и помазал его в царя над Израилем среди братьев его. Дух Божий почил на Давиде с этого дня, а Саул был отвержен Творцом. Злой дух стал мучить его, и Саул искал человека, который помог бы ему, и нашли Давида, который играл на псалтири (гуслях). И когда он играл псалмы, злой дух отходил от Саула (злые духи и сейчас боятся молитвословий из псалмов Давида). В то время отряды филистимлян вторглись в Израиль. Саул с войсками вышел им навстречу. Со стороны филистимлян выступил великан Голиаф, он был ростом почти три метра. Голиаф вызывал евреев на поединок и хулил Бога Всемогущего, но все боялись, и никто не хотел сразиться с ним. Три старших сына Иессея пришли на эту войну, и отец послал Давида проведать их и передать им гостинцы. Давид, придя в лагерь, услышал хулу Голиафа на Господа и вызвался идти на бой с ним. Несмотря на возмущение старшего брата, он пришел к Саулу и стал просить пустить его на бой, но тот боялся, что Давид проиграет битву из-за своей молодости. Но Давид сказал: – Я пас овец отца. Когда нападал лев или медведь, то я отнимал их из его пасти, а зверя убивал. Так же будет и с этим необрезанным, который поносит воинство Бога живого. Тогда Саул одел его в свою броню, но она была для Давида неудобной. Он снял с себя вооружение и положил в сумку пращу и пять гладких камней. Голиаф, увидев Давида, рассмеялся и сказал: – Разве я собака, что ты идешь на меня с камнями? Подойди ко мне, и я скормлю тебя зверям! На это Давид отвечал: – Ты идешь против меня с мечом и копьем, а я иду с именем Господа Саваофа, Бога воинств Израильских. Я убью тебя ныне, и узнают все, что не мечом и копьем спасает нас Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Псалом 61 Означенный псалом, как и предыдущий, можно относить ко времени бегства Давида из Иерусалима во время восстания Авессалома. С этим согласно указание, что враги задумали низвергнуть Давида «с высоты» ( Пс.61:5 ), разумеется общественного положения, т. е. престола, каким он не владел при Сауле. Враги для своего успеха прибегали к лицемерной лжи ( Пс.61:5 ) и их преобладание сопровождалось грабежами и хищениями. Последние две черты совпадают с означенным временем, так как восстание на Давида подготовлялось лицемерным внешним выражением почтительности к нему и в то же время распространением о нем лживых сведений; после же временного перехода власти в их руки враги отдались всякого рода хищениям. О последнем Давид очень часто уже говорил в других псалмах из того же времени. Я надеюсь только на Господа, а потому все мои враги будут низринуты, к какой бы лжи они ни прибегали (2–5). Моя единственная и верная защита, как и всех людей, только Господь. Прибегайте к Нему, и не надейтесь на людей, так как только у Господа сила и милость (6–13). Пс.61:3 .  Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более. «Он – твердыня моя», обычное сравнение, которое многими переводится: «Он – скала моя», указывающее на несокрушимость Божественной помощи. – «Не поколеблюсь более» – у Давида не может более быть сомнения в том, чтобы нападения врагов оказались успешными, а потому в нем исчезает опасение в возможности своей гибели, а заменяется верой в освобождение. Пс.61:4 .  Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся. Гибель врагов будет непредотвратима никакими средствами. Они будут восходить на разваливающуюся стену, которую никакими усилиями поддержать невозможно. Пс.61:5 .  Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут. В отношениях Давида, как царя, к своему народу, враги не могли указать ничего преступного и вредного для последнего. Авторитет его стоял высоко не по сану, как царя, но и по действительной ценности, засвидетельствованной всей его предшествующей деятельностью, как правителя. Чтобы низложить его с престола ( «с высоты») враги «прибегли ко лжи». Для усыпления же бдительности Давида и для успеха своего предприятия они оказывали пред ним ложную почтительность, «а в сердце... клянут». Такие приемы – обычны там, где нет правды в действиях и чистоты в стремлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Резиденция Давида была теперь в Маханаиме и, фактически, Давид был царем только за Иорданом. Евреи по сю сторону Иордана, поголовно ставшие на сторону Авессалома, были теперь в странном положении. Только что признанный ими царь погиб, а от Давида они отказались и поднимали против него оружие. Давид оказался непобедимым и царствовал за Иорданом, а они, как стадо без пастуха, оказались в положении, подверженном серьезным опасностям. Не было другого исхода, как изъявить покорность Давиду и возвратить его на Иерусалимский престол. Первые голоса в пользу Давида раздались в северных коленах: «весь народ, – сказано, – спорил и говорил: «Давид избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук филистимлян... Авессалом, которого мы помазали над нами, умер на войне. Почему же теперь вы медлите возвратить царя»? Такое настроение северных колен сделалось известным Давиду. Колено же Иудино сохраняло загадочное молчание, не подавая никаких надежд для Давида. Это обстоятельство представляется несколько странным и требует некоторого объяснения. Давид, как мы видели, был справедливый царь и мудрый правитель. Зная соперничество северных колен с могущественным Иудиным коленом, зависть первых к последнему, он старался быть вполне беспристрастным, чтобы не подать повода к неудовольствиям. И, действительно, северные колена лично против Давида ничего не имели, потому что, хотя он и принадлежал к колену Иудину, но они не чувствовали обидного для себя возвышения этого колена над ними. Но умиротворяя мятежный дух ефремлян в надежде, что родственное ему колено останется приверженным к нему и без особых благостынь и привилегий, он обманул, так сказать, ожидания этого колена и возбудил его неудовольствие. «Разве мы что-нибудь съели у царя или получили от него подарки, или от податей освободил он нас?» – говорили раз представители колена Иудина представителям северных колен и тем обличили свои тайные желания и причину неудовольствия на Давида. Это-то неудовольствие и дало пищу мятежу Авессалома в колене Иудином 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Следует помнить, что есть как бы два Давида: есть Давид исторический и есть Давид поэтический. Одни приписывают Давиду всю книгу псалмов и Давида представляют вдохновленным мистиком, почти новозаветным христианским святым. Другие наоборот, приписывают Давиду то, что он был человек очень увлекающийся, довольно свирепый, мужественный и часто неразборчивый: проливал много крови, которую можно было и не проливать. Перед нами очень сложный, но очень типичный для своего времени человек. Но это не просто человек, а царь Иудейский. И Библия, освещая его историю возвышения и правления, приводит источники, восходящие непосредственно к его времени, показывает Давида во всем его великом противоречии. Он одновременно и пламенный религиозный поэт и бесстрашный воин, искусный тактик, не пренебрегающий порой сомнительными средствами для достижения своих целей. Давид производит величайшее впечатление на тех, кто когда бы то ни было изучает его историю и говорит о нем. Происходил Давид из Вифлеема, из небольшого иудейского городка, где с детства пас овец у своего отца Иессея. Во время странствования по горам он научился пользоваться оружием и лирой. Именно в таком человеке нуждался Саул, он сделал юношу своим оруженосцем, а его игра на инструменте отгоняла злой дух от царя. Музыка может преображать человека, но и может низводить его до глубин ада. Музыка Давида была возвышенной, это музицирование влияло на душу Саула. В доме Саула Давид очаровывает всех. Наследник Ионафан становится его лучшим другом. Сначала Саул сватает за Давида свою старшую дочь, однако она выходит замуж за другого, а Давида полюбила другая дочь — Мелхола, которую он также полюбил и он становится своим человеком для царя. Царь дает ему ответственные поручения, которые Давид выполнял блестяще, женит его на Мелхоле и ставит его начальником над военными людьми. Каким же образом произошло это продвижение? Сначала его помазывает на царство престарелый Самуил. Это событие произошло в доме его отца (1 Цар.16) «Господь сказал: не смотри на вид его и на высоту роста его (он говорит про Елиава), Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. И позвал Иессей Аминадава и подвел его к Самуилу, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь». (1 Цар.16, 7-7)

http://sedmitza.ru/lib/text/432129/

Узнав, где находится беглец, разгневанный царь во главе трехтысячного отряда отборных воинов двинулся в Иудею, чтобы поймать Давида. По пути следования Саул зашел в Номву и предал смерти первосвященника и всех священников за То, что они, якобы, покровительствовали заклятому врагу царяДавиду. Избежать смерти удалось одному лишь сыну Ахимелеха, священнику Авиафару. Он под покровом ночи бежал из горящего города, пришел к Давиду и стал его ближайшим помощником. Давид понял, что от разгневанного Саула нельзя ждать пощады. Поэтому он своих родителей переправил через Иордан и оставил их под защитой моавитского царя, а сам вернулся в землю Иудину и скрывался в горных, пустынных местах, где легко было прятаться от погони. Однажды во время погони Саул вошел за нуждой в пещеру. По воле случая в глубине этой пещеры спрятался Давид со своими друзьями. Давид мог без труда убить Саула, но не хотел пятнать себя кровью помазанника Божьего. Он лишь потихоньку подкрался и отрезал у Саула край плаща. Потом, когда царь со своим отрядом двинулся в дальнейший путь, Давид взошел на вершину скалы и крикнул ему: «Господин мой, царь!.. Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа». Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил…» (1 Цар. 24:9–12). Саул был тронут таким великодушным поступком своего зятя. Он плакал, называл Давида своим сыном, предсказывал, что он будет царем в Израиле, и после этого случая даже прекратил на некоторое время преследования Давида. Однако, движимый злым духом, он опять устремился в погоню за своим соперником. Скрываясь от погони, Давид и на этот раз проявил свое благородное великодушие по отношению к злому и несправедливому царю. Однажды ночью Давид со своим оруженосцем пробрался в царский лагерь и вошел в шатер, в котором спал Саул и его военачальник Авенир. Оруженосец хотел убить царя, но Давид не разрешил ему поднимать руку на помазанника Божия. Он лишь взял из шатра копье царя и сосуд с водой и благополучно вернулся к ожидавшим его воинам. На рассвете Давид снова взобрался на вершину неприступной скалы и оттуда громко обличил Авенира за то, что он плохо охраняет своего царя, а Саула — за то, что несправедливо поступает по отношению к своему зятю. Затем он велел прислать кого-нибудь за царским копьем и Сосудом. Саул, смущенный происшествием и тронутый великодушием Давида, прекратил погоню и вернулся в Гиву.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Пс.44:4 .  Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, Пс.44:5 .  и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Пс.44:6 .  Остры стрелы Твои, [Сильный], – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя. Писатель псалма приглашает царя опоясаться мечом для борьбы с врагами. Но этот меч должен состоять из Его славы и красоты, а потому и врагами являются не люди, не враги в общественно-политическом смысле, а враги духовные – ложь, злоба, ненависть, неправосудие и т. д. Для уничтожения этих врагов царь должен напрягать свои силы ( «поспеши») и совершить дивные дела. Известно, что в судебных делах, где бессильны были разобраться опытные судьи, Соломон делал приговоры, поражавшие всех своей очевидной правотой и необыкновенной находчивостью. Но кроме этой духовной силы Соломон обладал и хорошо организованной и опытной в боях армией, унаследованной от Давида, которая всегда готова была защитить царя и уничтожить его врагов. Известно, что Соломон держал ее на границах своего государства для обеспечения от нападений. Эту мысль о военной силе Соломона в словах текста 6 ст. можно передать так: Твои, Сильный, острые стрелы – в сердца врагов (т. е. проникнут), и люди пред Тобою падут (т. е. враги не устоят против твоих войск). Пс.44:7 .  Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Эта военная мощь и непобедимость царя даются ему, однако, не потому, что он опытный стратег и искусный политик, но потому, что своим управлением ради установления на земле правды и мира он осуществляет на земле царство Бога, «престол... Которого – правда», а потому и все народы, восстающие против такого царя, как противники царства Божия, должны погибнуть. Пс.44:8 .  Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Бог помазал на царство и предпочел этого царя за его любовь к правде «более соучастников». Такими соучастниками (с слав. «причастниками», что очень точно) – конкурентами на престол после смерти Давида явился, напр., Адония, пытавшийся хитростью завладеть не ему предназначенной короной царя. «Помазал... Бог» – указывает на древний обычай возливания на голову избираемого царя елея через пророка. Это помазание служило внешним знаком, указывающим на законность избрания и на пользование особенными, соответствующими новому положению, правами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010